Соответствует ли национальной идее России патернализм в социальной политике?



Кутепова Н.И. (Москва)

Постановка вопроса связана с критикой патернализма, усилившейся в последнее время со стороны высших должностных лиц государства. Па­терналистские настроения населения в ряде выступлений рассматриваются как социальный недуг, препятствующий модернизации. Их критика имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение: она используется для обоснования намечаемых «непопулярных мер», в частности для измене­ния пенсионного возраста и ряда других реформ в социальной сфере, свя­занных с уходом из нее государства. Попытаемся рассмотреть проблему па­тернализма в социальной политике в контексте поиска национальной идеи.

Трактовка понятия «патернализм»

В настоящее время не существует четко сформулированной, объединя­ющей все российское общество национальной идеи. На высшем уровне не-386


Отражение и воплощение национальной идеи …


секция III


однократно предпринимались попытки сформулировать такую идею, сводя ее главным образом к некоторым аспектам функционирования рыночного механизма, например, к конкурентоспособности или модернизации. Эти попытки как правило сопровождаются «антипатерналистской» риторикой: негативными оценками патернализма, заявлениями об «экономической не­возможности и политической нецелесообразности политики всеобщего го­сударственного патернализма».

В последнее время «антипатерналистская» кампания приобрела призна­ки разжигания национальной розни. Из всех народов, населяющих нашу страну, главным объектом критики в качестве носителя патерналистских установок стал русский народ. По мнению руководителя Института совре­менного развития И. Юргенса, одного из советников Президента РФ, «мо­дернизации России мешают русские — основная масса наших соотечествен­ников живет в прошлом веке и развиваться не хочет…Русские еще очень архаичны. Выпаривать из российского народа общинно-коллективистскую архаику…предстоит еще лет пятнадцать».

Негативные оценки патернализма базируются на трактовке патернализ­ма, во многом искажающей его суть и даже отождествляющей его с поо­щрением иждивенчества. Они восходят к идеям английского экономиста Т. Мальтуса, опубликовавшего в 1798 г. труд «Опыт о законе народонаселе­ния». В нем доказывалось, что положение трудящихся определяется не со­циальными условиями, а вечными законами природы, в соответствии с ко­торыми рост средств существования отстает от роста населения. В качестве причины нищеты и безработицы Мальтус называл чрезмерный рост рабо­чего населения («абсолютный избыток людей»). Если принять такое объяс­нение, то из него прямо вытекают социал-дарвинистские рецепты решения социальных проблем, главный из которых — сократить абсолютный избы­ток (или «убрать навес», как писали спустя два столетия, используя мальту­зианский подход и мальтузианскую терминологию, некоторые российские специалисты, дававшие рекомендации правительству, как перевести скры­тую безработицу в открытую форму; еще один вполне в мальтузианском духе термин, появившийся в отечественных публикациях 80–90-х гг. про­шлого века: «социальный балласт»).

Идеи Мальтуса получили развитие в работах Ф. фон Хайека, сформу­лировавшего в своей книге «Дорога к рабству» «моральное кредо либера­лизма», согласно которому для нормального функционирования рыночно­го механизма «люди должны изжить некоторые естественные инстинкты, преж де всего инстинкт сострадания и солидарности».

Именно такие идеи лежат в основе ряда монографий и статей современ­ных российских авторов, отрицающих весь предшествующий исторический опыт России. Особо ожесточенной критике подвергается социальная по­литика советского времени. В некоторых работах даже утверждается, что

387


Национальная идея России

государственный патернализм в СССР стал причиной того, что несколько поколений советских людей сформировались в духе социального иждивен­чества. По-видимому, так недобросовестные авторы, выполняющие соци­альный заказ, называют героические поколения, отстоявшие нашу страну в годы Великой Отечественной войны, восстановившие наши разрушенные города и села в невиданно короткие сроки, создавшие ту базу, которая до сих пор служит неблагодарным потомкам.

Государственный патернализм в практике социального государства:

зарубежный опыт

Без государственного патернализма невозможна реализация принципа справедливости — основного принципа социального государства. Но фор­мы, в которых проявляется патернализм, специфичны для разных стран. Они зависят от их экономических и социокультурных особенностей.

Если проанализировать этапы становления социального государства в ведущих странах мира: от Бисмарка, заложившего фундамент системы социального страхования, к системе социального обеспечения (на станов­ление которой большое влияние оказал план Бевериджа, разработанный в Великобритании в 40-е годы прошлого века), наконец, к социальной за­щите, включающей систему отраслей социальной инфраструктуры, — то можно проследить, как социальная политика превращалась в приоритет для экономической политики государства, как укреплялась забота государ­ства обо всех гражданах. Именно в этом — в опеке старших над младшими, в отеческой заботе — и состоит подлинный смысл самого понятия «патер­нализм».

Основная доля расходов государственного бюджета социального го­сударства, как показывает мировой опыт, направляется на решение соци­альных проблем, даже если это сопровождается появлением бюджетного дефицита, при этом соблюдаются определенные нормативы расходов на об­разование, здравоохранение, науку и другие отрасли социальной сферы. На­пример, в странах, которые принято относить к социальным государствам, расходы на здравоохранение в соответствии с рекомендациями ВОЗ состав­ляют около 7% ВВП. Доля отчислений на образование в этих странах — от 6 до 7% ВВП. Расходы на науку, позволяющие поддерживать конкуренто­способность, в ведущих промышленно развитых странах составляют около 3% ВВП. Учитывая, что большую часть этих расходов, благодаря налоговым льготам, обеспечивает частный сектор, на долю государства приходится около 1%. В среднем в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, на социальную сферу отчисляется 22% ВВП. США, где эта доля ниже, по свидетельству директора Института США и Ка­нады РАН С.М. Рогова, — единственная в мире страна, в которой значитель-388


Отражение и воплощение национальной идеи …


секция III


ную часть социальных расходов государство осуществляет косвенно, путем предоставления налоговых льгот.

Неотъемлемый элемент социального государства — система социально­го партнерства, основанная на принципе солидарности, поиске взаимовы­годных решений для согласования интересов субъектов рынка труда, в ко­торой патернализм также играет важную роль.

Переломным моментом в упрочении патерналистского подхода к соци­альной политике можно считать распространение социального обеспече­ния на всех граждан без учета их вклада в государственный социальный фонд, а условием, дающим право на социальную помощь, стали не только социальные риски, но и потребность личности во многих условиях для до­стойной жизни. Это означало предоставление государством медицинского обслуживания, выплату пособий семьям с детьми и т. д.

Среди факторов, обусловивших формирование социального государ­ства и его эволюцию, особую роль сыграла острота социальных конфлик­тов и стремление к их сглаживанию. Бисмарк считал социальные реформы альтернативой революции. Влияние социалистических идей и высочайшего авторитета СССР после второй мировой войны придали новый импульс реформам в социальной сфере. Большое значение имело также и то, что развитие социальной сферы все в большей степени становилось необходи­мым условием научно-технического прогресса, экономического роста. Это нашло отражение в исследованиях экономистов, социологов, политологов, появились теории, рассматривавшие образование как фактор роста, теория человеческого капитала и др.

Этот опыт, а еще больше наш отечественный опыт опровергают посту­лат об «экономической невозможности и политической нецелесообразнос­ти всеобщего государственного патернализма». Во-первых, патерналист­ские тенденции в социальной сфере ведущих зарубежных стран проявились в трудные послевоенные годы; во-вторых, именно развитие важнейших от­раслей социальной сферы стало важнейшей составляющей современного этапа НТП.

Со сменой моделей государственного регулирования экономики в начале 80-х годов прошлого века в ведущих промышленно развитых странах Запада утвердилась новая концепция социальной политики, во многом основанная на принципах протестантской этики. Согласно этой концепции, следовало отказаться от «социальной благотворительности» и перейти к «социальной достаточности», означающей «помощь самопомощи». Последняя в частнос­ти реализовалась в поддержке государством мелкого и среднего бизнеса, которая стала рассматриваться как одно из важных направлений решения социальных проблем, прежде всего проблем занятости (мелкий бизнес ме­нее капиталоемкий, но более трудоемкий, чем крупный, поэтому позволяет создать большее количество рабочих мест). Демонтаж социального госу-389


Национальная идея России

дарства проводился очень осторожно (начиная с «рейганомики», отмены школьных завтраков в США и т. п.), и общий объем расходов на социальные нужды остается весьма внушительным, не уменьшается также и доля этих расходов в бюджете, несмотря на растущие бюджетные дефициты в ряде ев­ропейских стран.

Новый мировой кризис дал новый толчок попыткам демонтажа социаль­ного государства в рамках антикризисной политики, предусматривающей в ряде стран реформу рынка труда, урезание зарплат и замораживание пен­сий, рост налогов. В центре внимания политиков США и Евросоюза оказа­лись вопросы повышения пенсионного возраста, отмены некоторых льгот, хотя подняты они были в то время, когда главы 20 ведущих государств на встрече в Сеуле объявили 2011 г. «послекризисным».

Есть веские причины, побуждающие к реформам в социальной сфе­ре. В западной литературе принято критиковать уязвимые стороны сло­жившихся моделей социального государства, тормозящие повышение эф­фективности экономики. Прежде всего указывается на падение стимулов к труду. Возможно, для этого есть некоторые основания, если говорить о малоквалифицированном труде. Но многочисленными исследованиями (в том числе проведенными в США) доказано, что повышение степени со­циальной защищенности, гарантии стабильной занятости в большей сте­пени формируют мотивацию к творческому, интеллектуальному труду, чем материальные стимулы.

Существуют, на наш взгляд, другие объяснения существующим тенден­циям. Приведем некоторые из них.

Во-первых, самый глубокий за послевоенные годы кризис середины 1970-х годов и последовавший за ним неоконсервативный поворот в эконо­мической политике сопровождались резким ростом массовой безработицы с преобладанием в ее составе длительно безработных. Если в 1960-е годы численность безработных в странах ОЭСР составляла около 8 млн человек, то в первой половине 80-х годов она перевалила за 30-миллионную отмет­ку, удерживаясь на ней в последующем. Высокий уровень безработицы и ее неблагоприятная структура (более 60% — длительно безработные), сохра­няющиеся в большинстве стран на протяжении последующих десятилетий, привели не только к отказу от политики «полной занятости», но даже к за­мене терминологии (вместо «полной занятости» — «естественный уровень безработицы»), т. е. к пересмотру одного из главных постулатов социально­го государства.

Во-вторых, для стран так называемого «золотого миллиарда» все острее и разрушительнее стали проявляться некоторые социальные последствия глобализации, в условиях которой они занимают лидирующие позиции, в частности растущая иммиграция. Массовый приток иммигрантов из быв­ших колоний, сопровождающийся резким увеличением нагрузки на бюджет

390


Отражение и воплощение национальной идеи …


секция III


и появлением новых очагов социальных конфликтов, поставил под сомне­ние саму возможность сохранения социального государства.

Дополнительный и очень мощный импульс демонтажу социального го­сударства придало разрушение СССР, точно так же, как и существование могущественной социалистической сверхдержавы некогда явилось одним из главных факторов его становления в капиталистических странах. Раз­рушение СССР совпало с ослаблением позиций профсоюзов и сокращени­ем членства в них. Хотя и при этих условиях реализация новых концепций была в первую очередь предложена «младоевропейцам», т. е. новым членам ЕС, а Россия стала для мирового сообщества своеобразной социальной ла­бораторией.

О некоторых проявлениях патернализма в современной России

Для России, являющейся в соответствии с Конституцией РФ социаль­ным государством, характерно соответствие патернализма в социальной политике системе ценностей, психологическим установкам (во многом свойственным традиционному обществу) значительной части населения, разделяющей принципы солидарности, взаимопомощи, коллективизма.

Эти установки позволили в 90-е годы прошлого века в условиях резкого спада избежать массовых увольнений работников. Масштабы высвобожде­ния работников в 1992–1998 гг. были несопоставимы с масштабами падения промышленного производства (тем более, если учесть, что высвобождение по инициативе администрации в общих объемах выбытия кадров с пред­приятий составляло в середине 90-х гг. лишь около 7%84). В 1992 г. падение объема промышленного производства составило 18%, а сокращение числен­ности занятых — 4,8%, в 1993–16% и 7% соответственно. В дальнейшем хотя эти «ножницы» и сократились, реакция безработицы на продолжавшийся спад была достаточна слабой. Испытывавшие финансовые затруднения предприятия предпочитали сдерживать рост заработной платы и сокра­щать вакансии, но не работников, переводить работников на неполный ра­бочий день и отправлять в вынужденные отпуска, избегая массовых уволь­нений. Социологические опросы предпринимателей в различных регионах на предприятиях с разными формами собственности показали, что пред­приниматели руководствовались разными мотивами: сочувствием к поло­жению работников, уважением к их заслугам, необходимостью сохранить трудовой коллектив для будущего подъема.

Следствием такой политики стало замораживание «избыточной», с точ­ки зрения теории рынка, численности работников, т. е. рост скрытой без­работицы. Можно по-разному относиться к росту скрытой безработицы, но нельзя не признать, что она является менее разрушительной для качества

84 Российский экономический журнал 1994. № 12. С. 67.

391


Национальная идея России

рабочей силы и для личности в целом формой, чем застойная. А именно по­следняя реально угрожала бы тем, кто был бы высвобожден в ходе массовых сокращений.

Разумеется, за два десятилетия с начала реформ произошла смена по­колений, в том числе и руководителей предприятий. Изменились мотивы их поведения и в определенной мере сама политика занятости на предприяти­ях: на ряде предприятий в 2009 г. были проведены увольнения, на некото­рых крупных предприятиях администрация заявила о таких планах, но не смогла их реализовать, несмотря на отсутствие административных запре­тов на увольнения по экономическим причинам.

Каковы бы ни были конкретные причины, удерживающие от массовых увольнений, но ясно, что влияние политических и психологических факто­ров на мотивацию субъектов российского рынка труда препятствует реали­зации либерального сценария перехода к рыночным отношениям, согласно которому безработица в период реформ должна расти в результате демоно­полизации, приватизации, развития конкуренции, повышения эффектив­ности производства, перевода скрытой безработицы в открытую форму, т. е. предлагавшимся путем «снятия навеса».

Социологические обследования, проводившиеся в 1990-е годы, показа­ли, что хотя произошли радикальные изменения в общественной жизни, не исчезли и некоторые другие установки, присущие традиционному обществу. Например, у многих категорий работников по-прежнему сохранялись весь­ма скромные представления об обеспеченности, относительно умеренные потребности. Это во многом объясняет относительную слабость материаль­ных стимулов в предложении труда для отдельных групп и предопределя­ет иррациональные, с точки зрения теории рынка, мотивы формирования предложения труда.

В середине 1990-х годов размер справедливой, с точки зрения обследо­ванных работников различных секторов экономики (обследования были проведены сотрудниками НИИ труда), превышал фактический уровень оплаты в среднем в 1,76 раза85, т. е. почти как в 1988 г. для советских рабо­чих, которые считали для себя достаточным заработок в два с лишним раза ниже, чем реальная зарплата рабочих соответствующих категорий в Вели­кобритании, США, ФРГ. В последующие годы происходило снижение доли рабочих, считающих, что их труд оплачивается справедливо, а в среднем их представления о желаемом заработке, как свидетельствуют социологи уже в наши дни, расходятся с фактической заработной платой в 2 раза, у инже­неров — в 2,2 раза, у врачей — в 3 раза86 (социологи объясняют это тем, что средняя зарплата врача на момент опроса была примерно в два раза ниже,

85 Российский экономический журнал. 1995. № 2. С. 47

86 Темницкий А.Л. Ценностные ориентиры справедливости в оплате труда профессиона­
лов // Россия: Путь к социальному государству. М.: Научный эксперт, 2008. С. 347

392


Отражение и воплощение национальной идеи …


секция III


чем у рабочих и инженеров). Все же, несмотря на некоторые изменения, от­носительно скромные представления о желаемом достатке сохранились. Это означает, что эффект дохода, т. е. достижение определенного достатка, при котором работник все больше начинает ценить свободное от работы время, для многих категорий рабочей силы на российском рынке труда наступает при довольно скромных заработках (в сравнении с заработками работников соответствующих профессий и квалификаций в странах с развитой рыноч­ной экономикой).

В условиях, когда для большинства работающих заработная плата не вы­полняет ни воспроизводственной, ни стимулирующей функции (в 2006 г., когда экономика находилась в стадии подъема, заработную плату ниже средней по народному хозяйству получали 62,5% работающих), проявлени­ем патерналистских установок стал труд многих категорий занятых, прежде всего специалистов высокого класса (инженеров, конструкторов, ученых, врачей, квалифицированных рабочих), продолжающих, несмотря на ма­териальные лишения и падение престижа научного, педагогического тру­да, труда квалифицированного рабочего, работать практически в режиме гражданского подвига.

Примером подлинного патриотизма может служить деятельность со­хранившихся коллективов научно-производственных объединений в обо­ронном комплексе. Оплата труда работников оборонки была в годы реформ примерно в 1,6–1,7 раза ниже, чем в промышленности в целом, причем в ис­следовательских, научно-испытательских, конструкторских организациях еще в 1,5–1,8 раза ниже, чем непосредственно в оборонном производстве. Средства массовой информации регулярно сообщали о задержках в выпла­те и этого скудного заработка, тем не менее оборонная наука продолжала жить в экстремальной ситуации, а работники оборонного комплекса сохра­няли и сохраняют высокую ответственность и дисциплину.

Многие специалисты, не имея возможности материально обеспечить себя и свою семью на основной работе, вынуждены искать вторую работу, которая обеспечивает как правило больший доход и позволяет тем самым сохранить основную работу по своей профессии, отказ от которой означал бы профессиональную деквалификации, крушение жизненных планов. Это своеобразное проявление на российском рынке труда эффекта замещения, как и отмеченное ранее проявление эффекта дохода, также связано с теми установками населения, которые могут быть отнесены к патерналистским и с которыми настойчиво призывают бороться.

Доминирование прежних базовых ценностей, столь важных для ста­новления социального государства, подтвердили и сравнительно недавние (2007 г.) исследования, проведенные Институтом комплексных социальных исследований и Институтом социологии РАН. Эти исследования показали, что основной социальной установкой подавляющего большинства является

393


Национальная идея России

не общество индивидуальной свободы с присущим ему социальным рас­слоением, а общество, в котором соблюдается социальное равенство. А ис­следования ВЦИОМ, проведенные в мае 2009 г., свидетельствуют, что семья для россиян остается главной опорой в условиях экономических трудно­стей: именно на нее рассчитывают 56% граждан в первую очередь. Более трети опрошенных (35%) рассчитывают на собственные силы. 18% ищут поддержку у друзей. Только 5% — у государства87.

Результаты этого опроса показывают, что «антипатернализм» в соци­альной политике государства, заявленный с самого начала экономических реформ, когда они проводились без социальных амортизаторов, привел не только к социальному расслоению, маргинализации населения, превраще­нию в «новых нищих» многочисленных категорий специалистов, но и к по­тере доверия к государству, проводящему такую политику.

Итак, неприятие государственного патернализма, его искаженная трак­товка — это не только отказ от изучения и использования отечественного опыта, но и игнорирование зарубежного опыта стран с развитой рыночной экономикой, относимых к числу социальных государств.

Важной особенностью патернализма в социальной сфере для России являются присущие народам России установки (во многом свойственным традиционному обществу) значительной части населения, разделяющей принципы солидарности, взаимопомощи, коллективизма. Именно эти уста­новки дают положительные импульсы развитию социального государства. Именно они помогли в 90-е годы прошлого века предотвратить полное раз­рушение производственного потенциала страны.

Инновационный путь развития, т. е. курс, провозглашенный руковод­ством страны, предполагает прочный социальный фундамент, диктует не­обходимость повышения качества трудового потенциала, резкого увели­чения расходов на образование и науку. Динамичное развитие общества невозможно без преодоления социальных контрастов, «новой нищеты», т. е. без государственного патернализма.

Таким образом, как бы ни формулировалась национальная идея для современной России (даже в узком определении: конкурентоспособность, если, конечно, иметь в виду конкурентоспособность на международном уровне, а не «войну всех против всех» внутри страны; модернизация), она не только не противоречит принципам патернализма в социальной поли­тике и патерналистским установкам населения, но без них невозможно ее воплощение.

87 <http://www.regnum.ru/news/1165183.html?forprint>. 394


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 283; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!