Национальная идея и общественный гуманитарный процесс



Национальная идея для России XXI сливается

С мессианской: возглавить выход человечества

Из цивилизационного тупика

Касьянов П.В. (Москва)

«Запад подарил человечеству самые совершенные виды техники, государственности и связи, но лишил его души. Задача России в том, чтобы вернуть душу человеку. Именно Россия обладает теми силами, которые Европа утратила или разрушила в себе…»

Вальтер Шубарт1

В своей статье я обосновываю, прежде всего, СУТЬ и СМЫСЛ нацио­нальной идеи, тогда как конкретная формулировка может иметь вариации, а также объясняю, почему национальная идея по смыслу совпадает с мес­сианской или интернациональной. Любая формулировка, отвечающая вы­явленным сути и смыслу национальной идеи, будет в той или иной мере субъективна, в той или иной мере неточна и будет содержать те или иные смысловые оттенки и отклонения от «объективно» идеальной формулы национальной идеи. Главное, чтобы формулировка не выходила за рамки смыслового поля национальной идеи и не искажала сути и смысла. Поми­мо объявленной в названии доклада краткой версии Национальной идеи ниже будут представлены и более развернутые формулировки, раскрываю­щие сущностные направления выхода человечества из цивилизационного тупика.

Относительно научности аргументации отмечу следующее: обоснование необходимости национальной идеи и общей ее сути, в основном, строится в рамках общепризнанной научной методологии. Однако для приближения

1 Шубарт В. Европа и душа Востока. М.: Эксмо, 2003.

417


Национальная идея России


к глубинной сути и наиболее точной формулировке национальной идеи ав­тор выходит за рамки пока еще доминирующей так называемой Ньютоно-Картезианской научной парадигмы. В этой связи позволю себе напомнить, что согласно В.С. Соловьеву «Идея нации есть не то, что она думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности»2. Предвосхищая после­дующую аргументацию, отмечу, что такое понимание позволит объяснить причины возрождения России после таких резких и глубоких падений (со­ответствующих закритическим значениям коэффициента жизнеспособнос­ти страны (КЖС)3, (рис. 1), когда значения КЖС, рассчитанные в Центре проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, свидетельствовали о том, что страна уже нежизнеспособна. Значит, оста­ются неучтенными в методике определения КЖС (либо не поддающимися формализации) такие факторы, которые сохраняли жизнеспособность Рос­сии в этих критических ситуациях.

отн. ед. 80-

70

60

50

 

40

30

20

10

0 1750 1770 1790 1810 1830 1850 1870 1890 1910 1930 1950 1970 1990 2010

Рис. 1. Динамика коэффициента жизнеспособности России

В связи с заявленной формулировкой национальной идеи справедливы 3 ключевых вопроса или группы вопросов:

> Может ли быть сформулирована национальная или интернациональ­ная, мессианская глобальная идея, в соответствии с которыми обще­ство может целенаправленно развиваться? Может ли национальная идея совпадать с мессианской?

> Действительно ли развитие человечества зашло в цивилизационный тупик?

> Есть ли у России основания претендовать на роль лидера?
Исчерпывающий ответ на эти вопросы требует значительно большего

«печатного пространства», чем два десятка страниц, и с более полной аргу-

2 Соловьев В.С. Русская идея // Соч.: в 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 220.

3 Сулакшин С.С. Критерии и основания модернизации России. <Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.>.

418


Национальная идея и общественный гуманитарный процесс


секция IV


ментацией можно ознакомиться в книге автора «Почему Россия». Впрочем, все перечисленные выше вопросы настолько тесно переплетены, что, отве­чая на любой из них, нельзя не затронуть и остальные.

Если реальность глобального «цивилизационного тупика» для многих неочевидна, то тупиковая, или, по меньшей мере, тяжелая ситуация в са­мой России не вызывает сомнений у подавляющего большинства насе­ления и даже экспертов. Казалось бы, уже всем, кто имеет представление о социально-экономических процессах, состоянии основных фондов, дина­мике демографи-ческих и большинства экономических показателей, должно быть совершенно ясно, что два десятилетия «реформ» завели страну в очень тяжелую ситуацию, особенно — в плане геостратегических перспектив. Од­нако, руководство с упорством, достойным лучшего применения, продол­жает губительный для страны курс, что в ближайшем будущем усугубится вступлением в ВТО. Не претендуя в силу ограниченности статьи по объе­му на полноту раскрытия темы, отмечу лишь, что конкурентоспособность России в решающей определяется рентными факторами. С одной стороны положительными — нефтегазовыми, минеральными, лесными, рыбными и другими ресурсами. С другой стороны отрицательными — климатиче­скими, земельными и транспортно-дистанцион-ными. Когда мировая про­мышленность была, в основном сосредоточена в Европе и Северной Амери­ке, Россия еще могла теоретически быть конкуренто-способной на мировых рынках промышленной продукции (при условии оптимизации размещения промышленности, т. е. перемещения ее, за исключением добычи полезных ископаемых, на запад, юго-запад, юг и в юго-восточную часть Приморско­го края). Сейчас, когда промышленность мира, в основном, переместилась в Китай и Юго-Восточную Азию, в России объективно вообще не осталось такой географической зоны, промышленность в которой могла бы быть кон­курентоспособной по сравнению с Юго-Восточной Азией (если речь идет об аналогичных производствах). Единственный выход — это производить уникальный товар, продукт мысли, науки, новые идеи, технологии, инно­вации, в том числе в области социально-экономического и цивилизацион-ного развития. Другого выхода у нас нет в рамках глобализируемой эконо­мики (по крайней мере, пока не будет отменен монетарно-либералистский курс). Отечественные производственные мощности, старые или новые, производящие станки, трактора и автомобили, продукцию легкой промыш­ленности, электрони-ку, глобализирующейся экономике не нужны. Юго-Восточная Азия каждый год дает прирост 20 млн человек потенциального трудового ресурса. На этом глобальном фоне наш трудовой ресурс вообще незаметен. Глобализиро-ванной экономике все равно кто (предприятие «А» или «Б», страна «Р» или «К») будет производить товар, а кто останет­ся безработным, невостребованным ею — решение принимается только на основе критерия эффективности. Поэтому для поддержания производства

419


Национальная идея России

в России необходим разумный протекционизм в традиционных отраслях (в основном, для потребления на внутреннем рынке), а для международного обмена необходимо развивать «фабрики мысли», производство уникально­го, интеллектуально-информационного продукта.

Все эти и другие серьезнейшие проблемы России подталкивают к фор­мулировке национальной идеи, нацеливающей на сохранение страны, сбережение народа. Однако предназначение России таково, и судьба ее связана с судьбами мира таким образом, что решение (действительное, а не паллиативное, «косметическое») серьезнейших проблем, с которыми стол­кнулась Россия, невозможно без кардинального изменения направления глобального цивилизационного развития, которое в последние несколько тысяч лет шло к установлению власти денег в форме паразито-проценто-финансократии. Развал СССР, прекращение советского эксперимента, кри­тическая ситуация в постсоветской России (речь не о кризисе, начавшемся в 2008 г.) — все это в решающей мере предопределено интересами и дей­ствиями глобальной финансократии — глоболигархов. Поэтому и спасе­ ние России невозможно без выхода России из-под власти глоболигархов и указания — тем самым — пути и для других стран и народов, без отказа от продолжения анти-Божественного паразито-финансократического эксперимента и переориентации на путь развития в русле Божественного промысла. Это ответ на вопрос о том, почему национальная идея является одновременно и мессианской. И в этом отличие России от Китая, который

еще длительное время может успешно (в экономическом смысле) разви­ ваться в рамках финансократической глобализации.

Национальная идея, ее осознание, принятие сегодня необходимы России, иначе в отношении нас будет продолжаться реализация глобализаторской идеи паразитов-эксплуататоров: частных печатников долларов ФРС, кон­тролирующих и все международные финансовые институты, и администра­цию США. Отсутствие национальной идеи гарантирует национальную катастрофу, наличие национальной идеи, по меньшей мере, дает шансы на сохранение страны в ближайшей перспективе и расцвет в будущем. «Данные масштабных исследований исчерпывающе доказывают тот факт, что государства, имеющие национальную идеологию практически по всем параметрам успешнее стран, отказавшихся от идеологической политики»4. Об этом говорит и опыт СССР, при этом необходимо отметить, что сегодня, почти через век после начала практической реализации «коммунистической идеи» есть все основания для того, чтобы заложить иную — значительно более глубокую — концептуальную основу, опирающуюся на новую научно-мировоззренческую парадигму (не Ньютоно-Картезианскую).

4 Багдасарян В.Э. Доклад «Идеология как фактор государственной успешности» на конфе­ренции «Национальная идея России». 12 ноября 2010 г.

420


Национальная идея и общественный гуманитарный процесс


секция IV


Несколько слов о правомерности терминологии: «финансократия», «гло-болигархи». Многочисленные фактические данные и логические построения не оставляют сомнений: не только финансовая система, не только экономи­ка и политика, но вообще все значимые аспекты глобального цивилизаци-онного развития централизованно управляются с помощью финансов и фи­нансовых инструментов. А поскольку и финансы (глобального масштаба), и финансовые инструменты находятся в чьих-то руках, то справедливо на­зывать этих субъектов финансовой власти финансократами. Ввиду же того, что власть свою они осуществляют в глобальном масштабе, оставаясь при этом в тени и не имея на эту власть никаких официальных прав и полномо­чий, то этих финансократов можно называть глобальными олигархами или сокращенно: глоболиграхами. Таким образом, объединяя в одном термине характер власти: с одной стороны — финансовый, а с другой стороны — те­невой — и масштаб власти — глобальный, субъектов такой власти можно назвать финансократами-глоболигархам. И тем самым мы переходим к от­вету на второй вопрос — о цивилизационном тупике.

Паразитическая злокачественная суть современной экономики западного типа может быть наглядно проиллюстрирована следующим расчетом:«если бы кто-нибудь вложил капитал в размере 1 пенни в год Рождества Христо­ва с 4% годовых, то в 1750 г. на вырученные деньги он смог бы купить зо­лотой шар весом с Землю. В 1990 г. он имел бы уже эквивалент 8190 таких шаров…»5.

Поэтому фиктивный финансовый капитал разросся до угрожающих раз­меров — обороты валютного и фондового международных рынков в сотни раз превышают производственные и торговые обороты. Естественно, что ни эквивалента восьми тысяч золотых шаров, ни даже одной десятой части такого шара никем не могло быть присвоено, поскольку производительная сила общества, опирающаяся на природные и людские ресурсы, в принципе не может обеспечивать экспоненциальный рост производства, а ростовщи­чество имеет свойство именно экспоненциального, злокачественного (так размножаются раковые клетки) роста. После узаконения ростовщичества, а затем и узурпации частными лицами права эмиссии «мировых» денег — полное финансовое порабощение землян стало лишь вопросом времени.

На рис. 2 представлены: модель распределения (на примере Японии) до­ходов в современной развитой финансо — и процентократической эконо­мике (левый рисунок) и формирующаяся глобальная модель (прогноз), если эволюция нынешней модели будет происходить по планам глобализаторов. Эта модель составлена на основе графиков, приведенных в работе «Poverty, inequality and the distribution of income in the Group of 20» (авторы — Xavier Sala-i-Martin и Sanket Mohapatra). Модель распределения доходов имеет

5 Кеннеди М. Деньги без процентов и инфляции. Швеция, 1993 г.

421


Национальная идея России

форму луковицы, у которой стрела в миллионы раз превышает по высоте тело «луковицы» (во всяком случае, для США и для глобальной «лукови­цы»). В верхних частях стрелы (рис. 2, правый) обретаются «всесильные» хозяева ФРС, США и большой части мира, ниже — крупные банкиры и про­мышленники, еще ниже — основная (по массе) часть истеблишмента — все, кто активно заинтересованы в поддержке такой финансократической пара­зитической системы (президенты, премьер-министры, руководители важ­ных международных и национальных (США) институтов, биржевые и стра­ховые деятели, ведущие аналитики, консультанты, обозреватели), у корня стрелы — более мелкие служители «системы» (рядовые аналитики, экспер­ты, журналисты и т. д.).



Банкиры,

топ-менеджеры,

топ-администраторы:

президенты, руководители МФО


доход, тыс. долл.


доход


Глоболигархи, хозяева ФРС

Аналитики,

политологи,

обозреватели,

менеджеры


Рис. 2. Распределение доходов в современной финансово- и процентократической эко­номике (левый рисунок, Япония) и гипотетическая модель распределения подушевых доходов в глобальном измерении — правый рисунок (шкалы риунков не совпадают)

«Обитатели» «стрелы луковицы» не просто получают огромные дохо­ды — они паразитируют на всех остальных. Так, более 95% жителей США живут в кредит, сами при этом невольно паразитируя на остальной части человечества, пользующейся долларами. Наибольшего масштаба достигают паразитизм и эксплуатация на международном, глобальном уровне.

Частная ФРС под видом США выпускает наличные и безналичные доллары (ряд других валют, очевидно, также выпускается частными институтами), рас­пределяет среди субъектов экономической деятельности, причем на процент­ной основе. Финансократы сначала создают избыток денег, в том числе за счет разнообразных ценных бумаг — искусственно раздутых акционерных капита­лов; а поскольку доллар — валюта международная, то финансовый «пузырь», выдуваемый в Америке, распределяется на всех пользователей доллара и все экономики, чья национальная валюта (ее эмиссия), как в России, привязана к валютной выручке, или которые хотя бы берут долларовые кредиты, произ­водят расчеты в долларах, а затем в момент, назначенный для кризиса, обру-

422


Национальная идея и общественный гуманитарный процесс


секция IV


шивают рынки ценных бумаг и приобретают по низким или бросовым ценам интересующие их активы. В их арсенале целый ряд мощнейших инструментов перераспределения как любых активов, так и власти с помощью денег и таких финансовых инструментов, как: денежная эмиссия, ссудный процент, мани­пуляция фондовыми рынками (с помощью учетной ставки), валютный курс, присвоение ренты. И ссудный процент, при «всей его экспо-ненциальности» уступает по эффективности паразитирования комбинирован-ному инстру­менту — ссудному проценту, объединенному с денежной эмиссией.

«Среднестатистически с использованием механизма ссудного процен­та «развитые» страны ежедневно перечисляют «развивающимся» 100 млн долл., а получают с них в виде возвратов и процентов 200 млн долл. В преде­ле эта ситуация может описываться следующей простой формулой: США и ФРС выпускают деньги и акции, а остальной мир — товары, создает ак­тивы, борясь при этом за право поменять свои товары на зеленые бумажки, которых уже сегодня только в наличности печатается (а есть еще и безна­личные цифры на банковских счетах) 35 млн банкнот ежедневно на сумму в среднем 635 млн долл. (при себестоимости изготовления одной банкно­ты — примерно 5,7 цента). Уникальный по прибыльности бизнес: на один доллар затрат примерно 318 долл. дохода. Но этого мало: поскольку большая часть долларов проходит через кредитные операции, а, во-вторых, являются безналичными, то эта доходность оказывается существенно выше.

На рис. 3 представлены конфигурации «луковиц» распределения подуше­вых доходов соответственно для стран запада, России, Китая и Индии, кото­рые иллюстрирует тезис о формировании глобальной воронкообразной мо­дели распределения доходов, т. к. при их совмещении уже сегодня получается не «луковица», а перевернутая «воронка». Паразитическое перераспределе­ние из-за эмиссии процентных денег частными эмитентами (не обеспечива­ющими их своими активами) и процентного кредитования приводит к тому, что доходы автоматически перераспределяются от примерно 97% населения планеты в пользу подавляющего его финансократического меньшинства.

Япония

I Россия                     |Китай                                    I Индия

Рис. 3. Сравнительные модели распределения подушевых доходов

423


Национальная идея России

Фетишизация «Западом» и его сторонниками не только рынка, но и эко­номики вообще приводит к тому, что человек все в большей мере стано­вится сырьем для развития финансово-экономической машины: почти все свои силы, все время он отдает ей либо как работник, либо как потребитель. И ни в одном из этих качеств он не свободен: работа не приносит духовно­го и душевного удовлетворения, потребление — тоже отнимает слишком много сил и времени, причем все больший объем потребностей «наводится» извне, программируется сознание и подсознание. Человек служит экономи­ке вместо того, чтобы экономика создавала возможности для гармоничного развития. Для этого человек должен перестать быть ее заложником. Это ли не аргумент в пользу перехода к экономике, управляемой разумно, исходя из стратегических целей? К экономике как важнейшему инструменту реали­зации Национальной идеи.

Западный цивилизационный тупик:

- любой порок для ЗЦ — это еще один сегмент рынка;

- помимо того, что сегменты рынка, культивирующиеся на пороке, объ­ективно должны развиваться в силу естественного роста «либеральной экономики», просто как занятие «свободных ниш», есть и фундамен­тальные факторы, предопределяющие ускоренное развитие «порочной экономики»;

- деградация личности гораздо более легкодостижимый и связанный с получением удовольствий процесс, нежели развитие личности, тре­бующее не только внешних условий и возможностей, но — прежде всего — духовности, целеустремленности, воли и постоянной работы над собой;

- поле развития различных форм и видов порока несравнимо шире, не­жели узкий сектор гармоничного развития.

Нынешний глобальный финансово-экономический кризис следует рас­сматривать не как кризис финансового глоболигархического управления, как считают многие, а как очередной этап борьбы за концентрацию гло­бальной финансово-паразитической власти. Сбои в работе долларовой пи­рамиды происходят «по плану», с учетом естественных закономерностей, связанных с противоречием между экспоненциальным ростом ростов­ щических доходов и виртуальной экономики и невозможностью реаль­ ной экономики длительное время расти экспоненциально. Эти кризисы, их использование и практически неизбежное, в конечном счете, прекраще­ние существования долларовой пирамиды с последующей заменой ее чем-то новым (но еще более глобальным и столь же подконтрольным) не могло не быть предметом длительного и глубокого изучения со стороны аналити­ческих служб финансократов.

Я согласен с мнением Ольги Четвериковой, высказанным, в частно­сти, в статье «Кризис как способ построения мирового тоталитарного

424


Национальная идея и общественный гуманитарный процесс


секция IV


государства»6: «С началом мирового финансово-экономического кризиса лидеры западного сообщества настойчиво внушают человечеству мысль о том, что из этого потрясения «мир выйдет иным». Хотя образ «обновлен­ного» мира остается смутным и размытым, главная идея обрисовывается вполне ясно: если мы не хотим всеобщего хаоса, необходимо ввести единое «глобальное управление».

Ведущие западные политики озвучивают идеи «нового мирового поряд­ка», «наднационального контроля», «новой мировой финансовой архитек­туры», в последнее время введен в обиход новый термин «всемирный новый курс». «Первым это выражение употребил в сентябре 2007 г. (т. е. до начала кризиса) Николя Саркози в своем выступлении на Генеральной Ассамблее ООН. А на февральской встрече в Берлине (2009 г.), занимавшейся подго­товкой саммита «двадцатки», его повторил Гордон Браун: «Мы нуждаемся во всемирном «Новом Курсе»… Мы сознаем, что в той сфере, в которой проходят всемирные финансовые потоки, мы не выйдем из ситуации с по­мощью чисто национальных властей; нам нужны органы власти и инстан­ции всемирного надзора, которые следили бы за тем, чтобы деятельность финансовых институтов, действующих на мировом рынке, была бы для нас полностью открыта». Саркози и Браун — ставленники финансовой группы Ротшильдов». Четверикова отмечает далее, что выступления представите­лей «глобальной элиты» говорят о том, что нынешний кризис использует­ся как механизм провоцирования глубоких социальных потрясений, в ре­зультате которых человечество, ввергнутое в хаос и напуганное призраком всеобщего насилия, должно будет само потребовать вмешательства в ход мировых дел «наднационального» арбитра с диктаторскими полномочия­ми. Все происходит в соответствии с логикой периода Великой депрессии 1929–1933 гг.: финансовый кризис — экономический спад — социальные конфликты — установление тоталитарных диктатур — развязывание войны в целях концен-трации власти и капитала в руках более узкого круга людей. Но на этот раз речь идет yже о завершающей стадии реализации стратегии «глобального управления» — с нанесением решающего удара по институту национально-государственного суверенитета и переходом к системе част­ной власти транснациональных элит.

Общественное мнение подготавливают к введению «нового мирового по-рядка», который в одной из интерпретаций сводится к следующим 13 пунктам7:

1. Международная валюта.

2. Универсальный язык.

3. Прекращение концентрации дохода и власти у государства (минималь­ные налоги, минимальное взаимодействие, минимизация).

6 <http://news.km.ru/krizis_kak_sposob_postroeniya_mi>.

7 13 пунктов Нового Мирового Порядка. <Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.>.

425


Национальная идея России

4. Тотальная безопасность (всеобъемлющий мониторинг).

5. Полная и Непрерывная социальная помощь (гарантированный мини­мальный доход, полная занятость, бесплатное образование, здраво­охранение) — (понятно, что обеспечить то, что было недостижимо даже в условиях относительной власти финансократов, при захвате ими абсолютной власти можно будет только для ограниченного числа землян, вероятно, в таком случае несколько миллиардов людей окажут­ ся лишними — здесь и далее курсивом прим. П. Касьянова.

6. Абсолютное равенство: по социальному статусу, этническое, экономи­ческое, культурное, неотчуждаемость власти; (очевидное лукавство — речь может идти о равенстве среди «плебса» — всей массы населения, растянутой на графике подушевых доходов вдоль горизонтальной оси, над которой образуют вертикаль финансократы и их обслуга: банки­ ры, чиновники, полиция, СМИ, см. рис. 2).

7. Международное правосудие: полное подавление правонарушений,
преступности, тирании и коррупции; (очевидно, что не только будет
узаконен паразитизм, но и критика его, не говоря уже о противодей­
ствии, будут караться как преступления).

8. Улучшение санитарных условий и забота о здоровье на международ­ном уровне.

9. Планирование семьи.

 

10. Искоренение голода и нищеты.

11. Неограниченная свобода мнения и волеизъявления (понятно, что «неограниченность свобод» будет обеспечена во всем кроме одного — посягательства на систему финансократической власти).

12. «Морализация» населения: искоренение нищеты, проституции, дет­ского труда и пр.

13. Создание полиции и армии Нового Мирового Порядка.
Сходные положения (правда, без упоминания термина «новый миро­
вой порядок») сформулированы в статье Г.Х. Попова «Кризис и глобальные
проблемы»8.

Дэвид Рокфеллер еще в конце 1990-х гг. говорил: «Мы стоим на пороге глобальных перемен. Все, в чем мы нуждаемся, — это в масштабном кри­зисе, и тогда народ примет новый мировой порядок». Едва ли могут быть сомнения в том, что конечной целью глоболигархов является подчинение себе всего человечества, тогда будет достигнута полная управляемость — в том числе и демографическими (сейчас такое управление находится на начальной стадии), и экологическими процессами. В частности, экологиче­ские проблемы могут быть решены за счет сокращения численности населе­ния. Для комфортного существования элиты не требуется шести миллиар-8 Попов Г.Х. Кризис и глобальные проблемы (к апрельской встрече глав двадцати главных стран мира). Московский комсомолец, № 25014 от 25 марта 2009 г.

426


Национальная идея и общественный гуманитарный процесс


секция IV


дов людей, да и в одном миллиарде необходимости не будет. По достижении полной управляемости глоболигархи смогут перейти и к принципиально иной экономической модели — при отсутствии угроз для их власти станут необязательными и экономический рост, и рост денежной массы. Так что план глоболигархов с неизбежностью должен предусматривать регулирова­ние численности населения: это означает, что существует вероятность по­беды глобализаторов с последующим предотвращением экологической ка­тастрофы. Но это будет глобальная тоталитарная паразитическая система, в которой ни России, ни россиянам не будет места (за исключением тех, кто найдет себе «эконишу» среди глобальных паразитов или их обслуги).

Вывод относительно приемлемости доминирующей финансократиче-ской глобализационной модели для самих США и других стран запада от­рицателен: антиприродная, злокачественная сущность этой цивилизаци-онной модели не может не привести человечество к катастрофе в той или иной форме — будь то экологическая катастрофа в одном из вариантов (гибель ключевых экосистем) или окончательное духовное и моральное вырождение самих людей в социально-политической системе клан хозяев-господ — обслуга (СМИ, менеджеры, полиция) — народ-раб. Не будем за­бывать, что управленцам придется решать поставленную правящей элитой задачу циничного «освобождения планеты от «избыточного» населения», а также обосновывать «правильность» несправедливого устройства обще­ства, что предопределяет неизбежность окончательной выбраковки людей с совестью, с человеческой душой. Таким образом, можно сделать вывод о том, что стратегический выбор в пользу Запада (в том смысле, в каком он был сделан в начале 1990-х гг. и, в значительной мере, сохраняется и сегод­ня) означает буквально — откровенный выбор анти-божественного пути, пути деградации и, в том числе, ликвидации России и ее народа, а при определенных условиях (если не найдется иного субъекта глобальной по­литики, способного противостоять планам глобализаторов) — оконча­тельный выбор духовной и душевной деградации — вырождения чело­вечества. России необходимо определить и утвердить свой собственный антипаразитический выбор и собрать как можно больше стран, народов-единомышленников.

Основные причины финансократической глобализации:

- ростовщичество вкупе с частной эмиссией мировых денег, «развитие» под властью денег;

- конкуренция;

- протестантизм кальвинистского толка и ряд положений иудаизма;

- ньютоно-картезианская научная парадигма.

Эти четыре источника перечислены в порядке «восхождения» от част­ного к общему. Причем вторая пара представляет собой мировоззренческое основание, тогда как первая пара — механизмы практического действия.

427


Национальная идея России

В противовес этому «Четыре источника и четыре составные части» об­щества гуманистической экономики таковы:

- новая научная парадигма, объединяющая науку и духовность;

- целенаправленная эволюция социума, гармоничное развитие лично­сти и общества;

- беспроцентные деньги;

- сотрудничество и состязательность.

Ничего фантастического в этом нет — все это естественные следствия сознательного выбора большинства в пользу развития в русле Божествен­ного промысла или просто — в соответствии с логикой здравого смысла. Новая парадигма разрешает противоречия в дуальных парах: дух — мате­рия, наука — религия, ценности: телесные — духовные. Она на принципи­ально ином уровне описывает устройство мироздания, в том числе, объяс­няет материальность мысли, эмоции, души. Такой концептуальной основы не было у авторов коммунистической и социалистической теории. В первом приближении представление о ней может быть составлено «от противно­го», т. е. через противопоставление ее положений следующим основным по­ложениям Ньютоно-Картезианской парадигмы:

1) Вселенная — одна и ее объекты дискретны и состоят из твердых веще­ственных частиц, пассивных, с постоянной массой и формой;

2) пространство линейно, трехмерно, однородно и пребывает в покое, не зависит от движущихся в нем тел, являясь рамой для них;

3) время абсолютно, автономно и независимо от материального мира,
протекая однородным и неизменным потоком однонаправлено из Про­
шлого в Будущее;

4) объект исследования не зависит от состояния субъекта (наблюдателя)
…» (дано по книге А.Ф. Бугаева «Введение в единую теорию мира», Мо­
сква, «Белые альвы», 1998, стр. 28–29).

С этими положениями НКП связаны также противопоставление духа и материи, науки и религии, схоластика и в религии, и в науке, отрыв матери­альных, экономических общественных отношений от духовно-религиозной сферы, замыкание человеческих ценностей на сугубо материальные аспек­ты бытия, личностная деградация.

Какие у России основания возглавить выход человечества из тупика на основе новой парадигмы? Россия, Российская цивилизация, безуслов­но, обладает рядом отличительных черт:

1. Отличное от «западного» мироощущение, большая духовность, ду­шевность, меньшая зацикленность на выгоде, не полностью изжитое «дохристианское» мироощущение славянского ведизма, православие «христианское», сосуществование исконных религий: буддизма, исла­ма, христианства; коммунистические идеалы справедливого общества, общая культура, интерес к познанию, творчеству.

428


Национальная идея и общественный гуманитарный процесс


секция IV


2. Русский язык — по-видимому, наряду с другими славянскими языками, наиболее близкий из живых языков к санскриту и наилучшим образом сохранившийся «реликт» древней добиблейской цивилизации, язык, свидетельствующий, что править, управлять — значит, действовать праведно, по правде, следуя законам Прави, осознавая свою право-ту и правильность такого правления. Правосудие вершится на основе права, и преступник попадает в исправительное заведение. Справ-ляться о чем-то, получить справку — означает операции с правиль­ной, правдивой, истинной информацией. В нашем языке другой — это друг, любой — люб. Можно представить себе этот мир, в котором люди жили по таким — даже не нравственным, но Божественным законам.

3. Данные ДНК-генеалогии (прежде всего, труды профессора А. Клесова).

4. Исторические данные (труды Мавро Орбини, М.В. Ломоносова,
Б.А. Рыбакова и другие).

5. Географическое положение и экстремальные природно-климатические и пространственные условия (запретительные в условиях глобализа­ции «по-западному») с одной стороны, при богатстве природными ре­сурсами — с другой (это те жесткие неистребимые факторы, которые предотвратят вхождение народа (но не обязательно территории) Рос­сии в состав ЗЦ.

6. История освоения земель в условиях борьбы с природными условия­ми — в отличие от Европы (позднее США), где издревле преобладала конкуренция между людьми за плодородные, благодатные, но ограни­ченные по площади земли, что сформировало особый трудовой (и не только) характер.

7. В прошлом веке Россия уже продемонстрировала возможность идти своим путем, при этом стартовые условия были не лучше, т. е. преце­дент имеется. Россия не может войти в состав западной цивилизации, поскольку в мире, глобализирующемся по «западной модели», для нее, для народа России — нет достойного места.

8. Ценнейший опыт советской эпохи (мирового значения), проявивший­ся прежде всего в том, что:

 

- крупной социально-экономической системой в принципе можно успешно управлять, экономика, образование, культура могут целе­направленно развиваться;

- можно добиваться больших успехов, в том числе в короткие сроки и именно в нужный момент, за счет «векторности» развития, когда все силы и ресурсы подчиняются достижению четко определенных целей (что весьма важно перед лицом надвигающейся глобальной катастрофы);

- возможно целенаправленное формирование условий для каче­ ственного роста уровня образования, профессиональной и соци-

429


Национальная идея России

альной реализации граждан, для интеллектуального и духовного развития, мирного сосуществования и сотрудничества представи­телей различных национальных, культурных, религиозных общно­стей (что тоже может служить моделью для будущей интеграции на­родов на принципах, кардинально отличных от эксплуатации, лжи и агрессии, которые предлагает народам мира ЗЦ). Идейной основой новой альтернативы должен стать не «коммунизм», понимаемый как «безбожие» и «равенство всех», а принципиально иное осознание мироустройства, человека и смысла его жизни и эволюции че­ ловечества (на основе новой научной парадигмы).

Более развернутый и точный вариант формулировки национальной идеи таков: Россия возглавляет выход человечества из цивилизацион-ного тупика паразитического, финансократического бездуховного «раз­вития» посредством перехода к эволюции, ориентированной на гармо­ ничное развитие общества и личности, на реализацию человеком своих наилучших потенций, на повышение качества жизни в глубоком его по­ нимании.

В первую очередь, должны быть радикально пересмотрены система об­разования, роль науки в обществе, их организация и финансирование, а так­же цели и задачи работы СМИ — сегодняшние СМИ активно разлагают че­ловеческий капитал России. СМИ как бизнес в долгосрочной перспективе приводят к катастрофической деградации народа, поэтому произошедший перевод СМИ на коммерческие рельсы в целях экономии государственных средств (и наживы частных лиц) более недопустим.

Конкретная афористичная формулировка национальной идеи может быть и иной. То же самое можно выразить следующим образом — эволюция общества в русле Божественного промысла. Еще один вариант — построе­ние общества разумократии и духовности. Известные из истории формулы: «Святая Русь», «Москва — третий Рим», «Построение коммунизма» это — на сущностном уровне — попытки уловить и выразить одно и то же содержа­ние исходя из представлений соответствующей эпохи. Это идея праведного или идеального общества — устроение жизни общества сообразно Боже­ственному промыслу, гармоничного, ладно устроенного общества. В этом смысле предлагаемая мной формулировка (ее варианты и содержательное наполнение) — актуальное, отвечающее современной ситуации выражение непреходящей (вневременной) национальной идеи Руси, России. Научная и духовная основы для этого имеются — нужно, чтобы они были восприня­ты обществом.

Во внешнеполитической сфере в отличие от географо-исторических и финансово-милитаристских детерминант при опоре на информационно-идейный фундамент стратегического развития отношении существует ве­ликолепная база для приобретения союзников в принципе в любой части

430


Национальная идея и общественный гуманитарный процесс


секция IV


света — это блокирование на принципах ликвидации паразитизма, финан-сократии, процентократии, лжекратии, и следования Божественному про­мыслу, нужно только самим твердо встать на этот путь и найти правильные подходы к потенциальным союзникам в различных частях земного шара.

В сфере экономического устройства общества реализация националь­ ной идеи предполагает переход к гуманистической экономике, базирую­щейся на следующих принципах:

Гуманистическая экономика работает в интересах всех, а не «подавляю­щего меньшинства» как сейчас. Экономика служит людям, а не человек — экономике. При этом общество имеет возможность улучшать функциони­рование экономики, стремясь сделать ее более гармоничной и отвечающей как долгосрочным интересам общества, так и краткосрочным интересам людей. Гуманистическая экономика подчинена интересам людей, а не пора­бощает их. Экономика управляется обществом в целях поддержания соот­ветствующих ее функций служения интересам общества. Преобладающие же ныне неолиберальные представления низводят роль государства до су­губо вспомогательной при «руководящей» роли так называемой «рыночной саморегулирующейся экономики».

A. Структура экономики. Структура экономики должна проектировать­
ся с учетом меняющихся обстоятельств с целью удовлетворения долгосроч­
ных и текущих потребностей общественного развития с учетом критериев
социально-эколого-экономической эффективности, территориальных, пре­
жде всего, природно-климатических условий и выравнивания уровня и ка­
чества жизни. Правительство должно отвечать за реализацию структурной
(отраслевой) политики, которая должна разрабатываться специальными
научно-исследовательскими институтами на альтернативной основе.

Б. Стратегическое планирование. Экономика должна развиваться на основе долгосрочных стратегий, что обеспечит устойчивость экономики, экологическую безопасность развития, замена невозобновимых ресурсов возобновимыми, улучшение территориального распределения экономики, отраслей, производств, ориентация на инновационное развитие, опережаю­щее другие страны.

B. Отраслевая политика. Содействие развитию созидательных, полезных
для общества видов деятельности: фундаментальной и прикладной науки
(Россия должна ставить задачу занять место мирового лидера в научной
сфере — т. е. в глобальном разделении труда занять нишу ведущего про­
изводителя научной и наукоемкой продукции), экологически чистой энер­
гетики, экологичного сельского хозяйства, производства высококачествен­
ных продуктов питания, автомобильных, железных дорог, инфраструктуры,
обеспечения качественной водой всех жителей страны, экологичного обще­
ственного транспорта и индивидуальных средств передвижения, образова­
ния, ориентированного на духовное развитие, передового здравоохранения,

431


Национальная идея России

базирующегося на здоровом образе жизни, правильном питании, туризма, малого бизнеса во всех полезных для общества сферах. Сворачивание не­легальных и вредных отраслей.

Г. Географические аспекты общественно-экономического развития. Оптимизация территориального распределения производств различных от­раслей экономики, поселений; первичных и вторичных отраслей, сельского хозяйства, транспортных, энергетических и прочих объектов и коммуника­ций с учетом экономической эффективности и возможностей поддержки необходимых видов деятельности. Территориальная оптимизация должна учитывать такие факторы как климат, транспортная доступность, расстоя­ния до поставщиков и потребителей, ассимиляционная способность окру­жающей среды и другие.

Д. Занятость. Нужно создавать условия для обеспечения людей полез­ной для общества работой, в том числе и в тех случаях, когда с точки зрения критериев эффективности, опирающихся на цены мировых рынков, такая работа неэффективна. Лишение человека права работать в том месте, где он родился и вырос, где он хочет жить (а это посягательство на саму жизнь) — на том основании, что его труд нерентабелен исходя из глобальных крите­риев эффективности, следует считать нарушением прав личности, несовме­стимым с принципами гуманистической экономики.

Важнейшим положением гуманистической экономики является лик­ видация условий для существования обратной зависимости между вкла­ дом индивида в создание общес твенно-полезного прод укта и его доходом.

Сегодня же — для высоких доходов обратная зависимость между доходом и общественной пользой является правилом (хотя и не без исключений).

Финансовая система должна служить интересам общества и развитию экономики: Процентные деньги должны быть заменены беспроцентными; кредиты должны стать беспроцентными; кредиты должны стать эффек­тивным инструментом государственного управления в сфере реализации структурной и пространственной политик; страхование не должно быть нацелено на максимизацию доходов, а потому — скорее всего — будет госу­дарственным. Рентные доходы от добычи и переработки природных ресур­сов не должны присваиваться в частном порядке.

Вероятно, могут быть найдены более точные формулировки нацио­нальной идеи, но в том, что ее суть и смысл, раскрываемые в этой статье, определены в целом верно — у меня нет сомнений. Возможно, что такое представление о национальной идее сегодня может не стать преобладаю­щим, общепринятым, но со временем это должно произойти. Главное, что­бы сегодня была принята любая конструктивная и действенная националь­ная идея, такая, реализация которой может быть начата уже сегодня. Тогда в перспективе, когда созреют условия, национальная идея может быть раз­вита и уточнена.

432


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!