Этнокультурные коды формирования национальной идеи
Ермолаева Л.К. (Иваново)
Логика исследования взаимосвязи биологических и социальных факторов в процессе самоорганизации этноса предполагает и использование понятия «этнокультурный код». Необходимость использования этого понятия возникает в связи с расшифровкой идеи В. И. Вернадского о трансформации биохимической энергии в энергию культуры. Раскрывая содержание этой идеи, современные исследователи подчеркивают, что «…старые эволюционные формы (движения материи — авт.) не элиминируются полностью, но продолжают сосуществовать с новыми, часто при этом включаясь в них как составная часть или подсистема. Эволюция напоминает пирамиду, которая прирастает своей вершиной за счет некоторого редуцирования и уплотнения основания»35. В данном контексте понятие этнос представляет собой исторически устойчивую общность людей, которая имеет свои биологическую, социальную и информационную составляющие. Их синергетическое взаимодействие обеспечивает воспроизводство этнического сообщества в динамике кооперативных и конкурентных отношений.
Биологической основой устойчивого воспроизводства этноса является генетический код. Содержание понятия «код» отражает совокупностью знаков (символов) и их соотношение в системе определенных правил, при помощи которых информация может быть обработана, сохранена и использована для последующего воспроизводства. Генетический код — это информация, заложенная в наследственных структурах организма в виде совокупности генов, программы которых определяют физические и психологические параметры функционирования и организма, и этнического сообщества в конкретной природно-климатической, ландшафтно-географической среде обитания. В процессе длительного историко-эволюционного взаимодействия популяции и энергетической специфики определенной территории формируется антропологический тип — наследственно устойчивый комплекс признаков физического строения человека. Динамика стихийных природно-климатических процессов и конкуренция популяций в борьбе за энергетические ресурсы среды обитания способствует биохимическим мутациям генокода, которые на 20–30% повышали шансы потомства к выживанию. В результате такие эффективные генокоды могли распространяться,
|
|
35 Панов А.Д. Сингулярная точка истории // Общественные науки и современность. 2005. № 1. С. 123–124.
501
Национальная идея России
неудержимо накладываясь один на другой, стремительно охватывая разнообразные территории и начисто выметая конкурентов36.
Столкновение сообществ, носителей эффективных генокодов, по мнению В. П. Алексеева, привело к конкурентному взаимодействию двух основных этногенетических ветвей. Центрально-европейская ветвь объединяла германоязычные народы, а балкано-дунайская и днепровская ветви объединяли славян37. Как свидетельствуют исследования генетиков, Балканы были точкой столкновения не только двух типов европейских генофондов38, но и двух типов хозяйствования — оседлого и кочевого производства энергетических ресурсов для обеспечения жизнедеятельности. Пращуры славян уходили от наступавших кочевников в леса, осваивали новые территории как земледельцы. В результате в срединной части Восточной Европы с юга на север возникла «своего рода генетическая Русская равнина». Ее пространственная ориентировка весьма напоминает культурно-историческую географию неолита и ранней бронзы на этой территории39.
|
|
В процессе длительного коэволюционного взаимодействия сформировался генотип, оптимально адаптированный к природно-климатическим характеристикам умеренной полосы Центральной и Восточной Европы. Такое органичное взаимодействие генотипа и среды обитания обеспечивает естественно-биологическую защиту организма от вредоносных воздействий среды обитания (вирусов, бактерий) и, следовательно, расширенное воспроизводство русского этноса. Русское национальное сознание уверенно отождествляет природу средней полосы России с оптимальными условиями для жизни. Такое отождествление свидетельствует о том, что наш генофонд через серию генетических адаптаций вписался в природную зональность России, и она стала восприниматься как важнейшая часть жизненного и духовного благосостояния народа. Природно-климатические характеристики умеренной полосы Центральной и Восточной Европы из фактора внешней среды превратились в фактор внутренней генотипической среды организма человека40.
|
|
Антропологические исследования погребальных комплексов на северных и южных территориях России дают отрицательный ответ всем сторонникам норманнской теории. Наиболее многочисленные краниологические серии с территории северо-запада, из приладожских курганов, ареала про-36 Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб..,1995. С. 14, 68.
37 Алексеев В.П. Этногенез. М., 1986. С. 56, 110.
38 Рычков Ю.Г., Балановская Е.В., Нурбаев С.Д., Шнейдер Ю.В. Историческая геногеогра-
фия Восточной Европы. С. 123.
39 Там же. С. 125.
40 Жукова О.В., Огрызко Е.В., Попокова Т.В., Шнейдер Ю.В., Рычков Ю.Г. Экологическая ге-
неография Восточной Европы: генофонд, здоровье и болезни сельского населения Евро
пейской России // Восточные славяне. Антропология и этническая история. 2-е изд. М.,
2002. С. 234.
|
|
502
Стендовая секция
живания полоцких и смоленских кривичей, безусловно, относят исследованные черепа к славянскому типу или к балтийскому ареалу славянских форм. Разумеется, на территории Руси были норманны: купцы, посланники, пленники и беженцы, о чем свидетельствуют отдельные археологические находки. Но эти находки не меняют общей картины, суть которой заключается в том, что пребывание норманнов на территории Руси не оставило сколько-нибудь заметного отпечатка на ее населении41. К сожалению, антропологических исследований взаимосвязи физических пропорций строения черепа и конкретных географических, природно-климатических условий бытия еще не проводилось. Сегодня мы не можем объяснить, почему краниологические работы отмечают длинноголовость германских этносов и короткоголовость славян. Это различие показывает, что конкурирующие этносы формировались в различных природно-климатических и географических условиях.
Функциональное назначение генетического кода заключается в реализации взаимодополняющих друг друга индивидуальных и групповых программ самоорганизации этнических и национальных сообществ. Их сущность заключалась в рациональном использовании биологических, социальных и духовных энергетических ресурсов жизнедеятельности. Индивидуальная программа действует как совокупность инстинктов, предписывающих индивиду необходимость:
а) сохранения жизни;
б) продолжения рода;
в) самоутверждения, самореализации своей индивидуальности.
Эта индивидуальная программа жизнедеятельности в процессе социое-стественной самоорганизации трансформируется в системы ценностей, оформляемые и защищаемые традициями, обычаями, религиозными верованиями, этическими и эстетическими нормами. Впоследствии ценности, сформировавшиеся на основе индивидуальной программы, воплощались в стихийных представлениях людей о естественных правах человека.
Потребность достижения максимальной эффективности в реализации индивидуальной программы, диктует необходимость организации совместной деятельности индивидуумов, посредством групповой программы. Ее функциональное назначение заключается в организации рационального использования энергоресурсов социального взаимодействия личностей в конкретных природно-климатических условиях. Установки групповой программы предписывают:
а) необходимость деления группы на управляемых и управляющих;
41 См.: Алексеева Т.Н. Славяне и германцы в свете антропологических данных // Вопросы истории. 1974. № 3; Великанова М.С. Палеоантропология Прутско-Днестровского междуречья. М., 1975. С. 84–86., Седов В.В. Восточные славяне в VI–XIII вв. М., 1982. С. 111–113.
503
Национальная идея России
б) управляющие должны стимулировать созидательную активность и по
давлять деструктивную;
в) управляемые поддерживают управляющих до тех пор, пока они спо
собствуют повышению уровня и качества жизни членов сообщества.
На основе установок групповой программы в обществе формируются стихийные представления о правах человека на альтернативные виды деятельности, которые не ущемляют естественные права человека, а расширяют возможности творческой самореализации личности.
Универсальные принципы эволюционной самоорганизации проявляются в эмоционально-психологических ощущениях и восприятии своей принадлежности к этносу. «В основе этнической диагностики, — писал Л.Н. Гумилев, — лежит ощущение. Человек принадлежит к своему этносу с младенчества»42. Данное ощущение возникает в результате воздействия инстинктивной бессознательной программы трансформации биогеохимической энергии в энергию социального и культурного действия посредством системы импринтинга. Импринтинг является общебиологическим фактором, передачи информации от родителей детям и ее ускоренного, инстинктивного восприятия. Посредством импринтинга ребенок без усилий усваивает и использует язык, обычаи, ритуалы, нормы и образцы социальных взаимоотношений. В результате действия этой программы любое нарушение традиционных норм и правил взаимодействия вызывает потребность в снятии возникающей угрозы посредством активизации «архивированных» программ действий, заложенных в мифах, сказках, былинах, героическом эпосе. Эти этнокультурные программные установки ориентируют человека на героическое служение и самопожертвование во имя защиты Родины мобилизуют личность на восстановление справедливости.
К. Юнг писал: «Наш бессознательный ум, как наше тело, — хранилище следов и воспоминаний прошлого, что мы рождаемся не только с биологическим, но и психологическим наследством. И то, и другое в какой-то степени определяет поведение и опыт. Как человеческое тело представляет собой целый музей органов, каждый со своей эволюционной историей, так — можем мы ожидать — и психика организована подобным образом. Она не может быть порождением истории, как и тело, в котором она существует»43. Далее К. Юнг подчеркивал, что человек наследует эти образы от своего родового прошлого, которое включает как его человеческих, так и поведенческих или животных предков. Архетипы — это образы традиции, которые связывают воедино поколения с их эмоциональными связями. Л.Н. Гумилев отмечал, что в отличие от культурной традиции, традиция этническая — это не пре-
42 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера человека. Л.: ЛГУ, 1989. С. 49.
43 Теория личности в западноевропейской и американской психологии. Самара: Бахрах,
1996. С. 134.
504
Стендовая секция
емственность мертвых форм, созданных человеком, а единство поведения живых людей44.
Взаимосвязь биологического и социального реализуется через промежуточные звенья, например, через эмоционально-чувственные восприятия и реакции представителей этнического сообщества на наиболее значимые явления их среды обитания. Феномен таких эмоционально-чувственных реакций в исследовательской литературе определяется как коллективно-бессознательное этноса. По своему содержанию феномен коллективно-бессознательного этноса представляет собой концентрированный исторический опыт выживания и развития сообщества в конкретных природно-климатических и геополитических условиях жизнедеятельности. Концентрация такого опыта в процессе историко-культурной самоорганизации этноса отражается в его этнокультурных кодах, через которые действует система опознавания по принципу «свой» — «чужой». Посредством этнокультурных кодов расширяется круг согласованно действующих, появляется реальная возможность создания гарантий сохранения жизни и продолжения рода.
Основой формирования этнокультурных кодов этноса становится специфика природно-климатических факторов, которые определяли спектр доминирующих технологий производства энергетических ресурсов. Те сообщества, чьи производственные, социальные и культурные технологии оказались более эффективными, обеспечивая жизнедеятельность людей, становились естественными точками самоорганизации этноса. Историческая память родоплеменных союзов, создавших этнос, хранит ключевые ментальные образы, отразившие эволюцию технологий производства энергетических ресурсов жизнедеятельности. Однако, со временем причинно-следственные связи ключевых ментальных образов утрачивают свое не-гэнтропийное технологическое и культурное содержание, превращаясь в феномен коллективно-бессознательного этноса или его этнокультурный код самоорганизации.
Одним из древнейших этнокультурных кодов, отразивших специфику жизнедеятельности русского этноса, стал образ медведя. Этнокультурное значение этого образа, заключается в свидетельстве о длительном проживании наших пращуров в лесах зоны умеренного климата и об активном использовании ими технологий собирательства меда, воска и торговли этими продуктами для обеспечения своего расширенного воспроизводства. В арабских и европейских средневековых источниках сохранились многочисленные свидетельства о торговле русских этими продуктами. В результате мифы и сказки русского народа сохранили образ медведя как символа русской идентичности. В менталитете русских образ медведя сопровождается положительными бессознательными эмоциональными реакциями,
44 Гумилев Л.Н. От Руси к России. М.: Экопрос, 1994. С. 296.
505
Национальная идея России
в то время, как для западноевропейских народов — медведь стал символом дикости и варварства русских45.
Другим специфическим различием этнокультурных кодов русского и западноевропейских народов являются образы яблока и яблони. В русской ментальности сад не только зримый духовный идеал гармонии человека и природы, он еще и символ привилегированного социального статуса. Для древних семитов сад стал местом грехопадения, а яблоко — его символом. В мифах греков и кельтов образ яблока вызывает эмоционально-чувственные реакции неизведанных опасностей, риска, погони, войны. В русской ментальности языческие образы яблони и сада во времена христианства воплотились в представлении о горном хрустально-золотом небесном граде, за стенами которого произрастает райский сад, наглядным воплощением которого стала русская храмовая архитектура46. В отличие от русских архитекторов, западноевропейские строители готических соборов украшали их фасады фигурами злобных и страшных существ (горгулий), очевидно хранителей места общения с богом. Русская ментальность райского сада побуждала крестьян к поиску счастливой страны — Беловодья, а русская интеллигенция интересовалась проблемой существования таинственной Шамбалы. Эта ментальная традиция побуждала всю страну мечтать и петь о яблонях, которые будут расти на Марсе, в отличие от менталь-ности западноевропейских наций, представители которых разрабатывали в литературе и кино темы враждебного космоса.
Вероятно, начальной исторической точкой формирования предания о райском саде стали глобальные изменения климата. Они нашли свое отражение в библейском рассказе о проклятии Богом земли и Адама. Отныне «терния и волчцы произрастит она тебе» (земля — авт.) и будет человек «питаться полевою травою». «Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле»47. Русским ответом на глобальную засуху стала ирригация и культ мифического змея Индрика, прокладывавшего путь водным протокам и ручьям. Южнославянские поверья рассказывали о крылатых змеях, обитавших в озерах, змеях — покровителях водоемов с целебной водой. Чтобы источник не пересох, следовало умилостивить змея, поскольку он мог «запирать» воду в источнике и вызывать засуху48. Важнейшим следствием глобальных
45 Коваленко С.В., Ермолаева Л.К. Архетипы национального характера: их место и роль
в самоорганизации русского этноса. Иваново, 2008. С. 13–57.
46 Мокеев Г. Русская цивилизация в памятниках архитектуры и градостроительства // Рус
ское Воскресение: Архитектура: Русская цивилизация в памятниках архитектуры и градо
строительства <http://www.voskres.ru/architecture/civil1.htm>.
47 Бытие. 4, 14.
48 Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. М.: Междунар. отноше
ния, 2002. С. 209.
506
Стендовая секция
климатических изменений стала миграция сообществ земледельцев из Малой Азии в поисках привычных климатических условий для садоводов и огородников, поскольку гарантированный урожай был самым важным источником энергоресурсов, необходимых для выживания этноса. Об этом свидетельствуют найденные на Балканах зерна пшеницы-однозернянки, самого важного культурного растения для самых ранних земледельцев, вывезенного из Передней Азии эммера49. Этническая специфика земледелия, как способа хозяйственной деятельности, проявилась в специализации на производстве ржи — общеславянской зерновой культуры50.
Сравнительный анализ этнокультурных кодов русского этноса позволяет выделить доминирующий код — металлургов-кузнецов. О значении технологий, на основе которых сформировался этот код, свидетельствуют многочисленные варианты сказок о Медном, Серебряном и Золотом царствах. Сюжет данной сказки стал самым популярным, в русской устной традиции: насчитывается 45 только русских вариантов (не считая украинских и белорусских)51. Историческая реконструкция выявляет факт отсутствия на территории Древнерусского государства медных, серебряных и золотых месторождений, расположенных рядом. Они были открыты за Уралом только в XVIII в. Однако, такие компактные месторождения меди, серебра и золота находились среди Балкано-Карпатских гор. Только там встречались близко расположенные месторождения меди, серебра и золота, там же археологи находят и древнейшие в мире изделия из золота и серебра, созданные в V тыс. до н. э., задолго до Древнего Шумера и Египта. Значит, самый распространенный сюжет русских сказок формировался в Балкано-Карпатском регионе. Данные факты свидетельствуют, что наши пращуры поддерживали тесную связь с сообществами, занимавшимися добычей полезных ископаемых и их дальнейшей обработкой.
Доминирующие технологии металлургов — кузнецов отразились в мен-тальности русского этноса и стали мотивационным фактором поиска новых месторождений полезных ископаемых. Эта потребность сформировала ментальную готовность этноса к экстенсивному расширению территории обитания, что одновременно позволяло снимать противоречия, вызревавшие внутри каждого сообщества, направлять активность людей на освоение нового пространства. Ментальность поиска новых месторождений полезных ископаемых стала синергетическим толчком для русских землепроходцев. За пятьдесят лет они прошли территорию от Урала до Амура. Экстенсивный характер развития отличал русскую культуру как от культур Западной
49 История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. [В.П. Алексе
ев, Ю.И. Семенов, Л.А. Файнберг и др.]; Отв. ред. Ю.В. Бромлей; АН СССР, Ин-т этнографии
им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1986. С. 288.
50 Яджевский К. О значении возделывания ржи в культурах железного века в бассейнах
Одры и Вислы // Древности славян и Руси. М.: Наука. 1988. С. 98–99.
51 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. С. 579.
507
Национальная идея России
Европы, где такие возможности были исчерпаны к XII–XIV векам, так и от цивилизаций Юго-Восточной Азии, в частности Китая, Японии, Кореи52.
Ментальность технологий кузнецов, основанных на разделении труда и необходимости мирного сосуществования с другими этносами, нашла свое отражение в духовной склонности русских к мессианству, поиску идеалов справедливости, формированию навыков организации взаимодействия различных этносов на новых территориях, пропаганде глобальных идей социальной справедливости. «Русское образованное общество создавалось как форма «альтернативной службы» для дворянства, отсюда — особенности менталитета и нравственных норм…, людей, происхождением и службой привязанных к самому привилегированному сословию…. По «праву рождения» русские образованные люди наследуют характерную для общества с сословной организацией идею жизни-служения (в ее дворянском варианте) — независимо от того, что именно избирал человек в объекты служения: самодержавие, православие, народность или революцию (ср. западную идею жизни-самореализации). Наследуется даже тон диалога с властью: если не свысока, то на равных53.
С точки зрения М. Лотмана: «многие особенности русской интеллигенции связаны именно с тем, что субъективно она «наследовала» не своим разночинским «предкам», но, пусть самозванно, пусть лишь «в духовном» смысле аристократии. Так русская аристократия, как и европейская вообще была настроена вполне космополитично, национализм же — плод буржуазной идеологии»54. Сущность и содержание категории «служения» в русской ментальности рассматривается как альтернатива экономическим интересам буржуазии, в том числе и национальным. Многочисленные варианты духовных поисков моделей построения совершенного общества русской интеллигенции, направленные на изменение реальности бытия, начиная от практики Л.Н. Толстого и заканчивая действиями интеллигентов-революционеров, отражают бессознательное действие этнокультурных кодов металлургов-кузнецов.
Исследуя соотношение этнических и национальных факторов самоорганизации с точки зрения синергетического единства объективных и субъективных факторов, следует подчеркнуть особую роль понятий «менталитет» и «ментальность». Исторический аспект проблемы ментальности можно обнаружить в работах французских ученых (М. Блок, Л. Февр и др.). Они исследовали этот феномен в русле исторической антропологии как этнический способ восприятия, унаследованный от предшествующих поколений. Понятием «менталитет» активно пользовались Э. Дюркгейм, Ле Гофф,
52 Шкаратан. 2004. С. 39.
53 Чернозуб С.П. Рождение русской науки в качестве «национального мифа» // Обществен
ные науки и современность. 2001. № 5. С. 119.
54 Лотман. М., 1999. С. 146.
508
Стендовая секция
Г. Телленбах, А.Я. Гуревич. Общим для всех этих исследователей является позиция — рассматривать менталитет как феномен этнокультурной психологии, как устойчивую совокупность установок, обеспечивающих преемственность поколений в развитии этноса, создавая фактор устойчивости по отношению к внешним и внутренним вызовам. Понятия «менталитет» и «ментальность» в современной научной литературе раскрывают узловые проблемы эволюции этнических форм самосознания и их трансформации в самосознание нации в форме коллективно-бессознательного нации. Менталитет — это устойчивая система установок восприятия реальности и эмоционально-чувственных реакций личности на «своих» и «чужих». Понятие «менталитет» — это сформированная система элементов духовной жизни и мировосприятия, которое предопределяет соответствующие стереотипы поведения, деятельности, образа жизни социальных общностей55.
Этнокультурные коды, заложенные во времена архаики, обладают колоссальной устойчивостью, сохраняя свое значение в ментальности русского этноса. Феномен противоречия этнокультурных кодов появляется в связи с разделением труда, с появлением специализации общин на тех или иных видах деятельности. В результате возникло серьезное экономическое неравенство между общинами металлургов-кузнецов и земледельцев, и, как следствие — зависимость одних от других. Этнокультурный код, раскрывающий значение общин металлургов-кузнецов отражен в имени легендарного основателя Киева — Кия, что означает палицу или кузнечный молот. Кузнец, в традициях русской культуры, рассматривается как божественный мастер, который может выковать песню, свадьбу, слово, перековать человека и т. д.56. Отражением творческого потенциала ремесла кузнеца стала русская поговорка: «Каждый сам кузнец своего счастья». Тем самым отражается ментальное противоречие русского человека между ценностями общины (уравнительности) и ценностями индивидуального творчества (индивидуального успеха).
Общины земледельцев в условиях зоны рискованного земледелия, с одной стороны, не могли дать такой рентабельности производства, с другой стороны, крайне негативно воспринимали рост социально-экономического неравенства. В этом контексте следует рассматривать культурный код русских сказок о противоборстве Ивана-царевича и Кощея Бессмертного. Вся история русского фольклора свидетельствует о колоссальном значении для русского человека архетипов общины. Деревня как система сохранения традиционных ценностей взаимопомощи, сострадания и взаимопонимания всегда противостоит городу — источнику различных соблазнов, которые обязательно приведут к нравственному разложению личности. Неслучайно,
55 См. Кондрашов В.А. Менталитет / Под общ. ред. А.П. Ярещенко // Новейший философ
ский словарь. Ростов н/Д: Феникс, 2005. С. 383–385.
56 Славянская мифология. Энциклопедический словарь. С. 268.
509
Национальная идея России
героями — защитниками земли русской, согласно сказкам и былинам, становятся богатыри-земледельцы. Социальные процессы становления древнерусской государственности еще долго сохраняли ментальность взаимного недоверия образа жизни города и села.
Г.И. Анохин, размышляя об особенностях русской социальной истории, подчеркивает: «Если слово “русь” означало у всех народов “богатый”, “дородный” даже “знать” (для раннего средневековья иногда даже “княжеский дружинник”), то славянин в восточно-славянском обществе означало “простолюдин”. Таким образом, “русь” и “славянин” выступают не только и не столько в значении этнонимов внутри славянского общества, сколько в значении соционимов»57. По мнению Т.Н. Арцыбашевой, различие между руссом — воином и славянином — пахарем постепенно стиралось. Понятие “рус, русич” в XI–XIII столетиях стало обозначать профессионала, умельца, гражданина города, а формирующееся на этом фоне определение “русский” лишено какого-либо родового или этнического оттенка и напрямую связано с расцветом в удельные времена городской христианизированной культуры58. Потомки кузнецов, как носители более эффективного способа производства, стали субъектами сплочения родственных племенных союзов: полян, древлян, радимичей, северян и т. д., в рамках древнерусской государственности.
В условиях феодализма этнокультурный код металлурга-кузнеца, способного извлечь подземные богатства гор и использовать их для общего блага, приобрел новое содержание. Функциональным назначением кузнецов-металлургов в международном разделении труда стал поиск месторождений полезных ископаемых на неосвоенных цивилизацией землях Урала, Сибири и Дальнего Востока, обеспечив этим присоединение к России гигантских территорий. Их, деятельность среди местных племен земледельцев, охотников-собирателей заложила основы уникальной культуры межэтнического сотрудничества народов России. Они приносили с собой высокие технологии и, соответственно, новый уровень культуры. С другой стороны, этнокультурный код металлурга-кузнеца способствовал формированию веры в возможности мастера-кудесника, которому доверяется вся полнота власти. Патернализм как этнокультурный код постоянно воспроизводил традиции концентрации власти, воспроизводя противоречие между ценностями субъектов политики и власти и массами. «Наша цивилизация, — писал А.И. Герцен, — цивилизация меньшинства, она только возможна при большинстве чернорабочих. Природа безжалостна, она ничего
57 Анохин Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси // Вопросы истории,
2000, № 3. С. 56–57.
58 Арцыбашева Т.Н. Славяне — русы — варяги — кто они?// Вопросы истории. 2004. № 1.
С. 122.
510
Стендовая секция
не имеет против того, что две трети ее произведений идут на питание одной трети, лишь бы они развивались»59.
Патернализм как этнокультурный код демонстрировал свою эффективность при решении задач интенсивного внедрения естественнонаучных знаний и технологий в модернизацию производства. Патернализм создавал иллюзию возможности решения всех социальных и национальных проблем посредством власти. Однако, при решении системных задач модернизации социально-экономических отношений административно-командная система управления, как правило, невольно провоцирует социальные и межэтнические конфликты, поскольку авторитарным способом решали проблемы распределения произведенных ценностей. В этом контексте возникают тенденции возвратного движения к пройденным формам самоорганизации. Этничность в условиях последовательно повторяющейся серии кризисных ситуаций ХХ века дважды привела к расколу формирующегося единого многонационального, историко-социального организма России.
Исторический опыт формирования национальной идеи наглядно показал, что определяющим фактором национальной самоорганизации народов является рост эффективности экономических процессов. Интенсивное развитие стран Западной Европы, США, Канады, Японии во второй половине ХХ века осуществлялось на основе синергетического внедрения достижений научно-технической революции в производственный процесс. Этот процесс сопровождался социально справедливым распределением результатов национального производства и расширением возможностей индивидуальной самореализации личности, независимо от социального и национального происхождения. Антропологической причиной кризиса экономики является нарушение субъектами управления принципов социальной справедливости. Исходя из вышесказанного, следует признать, что сущностью и закономерностью самоорганизации социума является его способность реализовать антропологический аспект производства — «человеческий капитал». Это понятие впервые появилось в работах Теодора Шульца, утверждавшего: «Человеческий капитал — наиболее ценный ресурс, гораздо более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности»60.
Исторический опыт формирования национальной идеи в такой многонациональной стране как Россия может основываться только на принципах социальной справедливости. В.И. Вернадский, разрабатывая свою концепцию ноосферы, специально подчеркивал необходимость преобразования социальных принципов общества на основе справедливости — определенного
59 Герцен А.И. С того берега. Собр. соч. В 30-ти т. М., 1955. Т. 6. С. 55–56.
60 Дятлов С.А. Теория человеческого капитала: Учебное пособие. СПб.. 1996. C. 38.
511
Национальная идея России
баланса между потребностью «поддерживать существование своего тела» и «неустанным трудом». Но это равновесие, отмечал В.И. Вернадский, всегда неустойчиво. «Большие перевороты в общественных строях, ошибки, совершенные на этой почве, всегда приводили к ужасающим последствиям»61. Все революционные катаклизмы, пережитые Россией в ХХ веке, совершались под лозунгами социальной справедливости, создания условий и возможностей свободного развития индивидуальности каждым.
Принципы социальной справедливости являются не только основой разработки и реализации национальной идеи, они являются универсальным вектором эволюционной самоорганизации человечества. По мнению одного из лидеров «Римского клуба» А. Печчеи: «Социальная справедливость составляет главную цель человеческой революции. Раз начавшись, кризисы, скачки и перемены могут в дальнейшем лишь набирать скорость, наращивать способность к дальнейшим мутациям. Точно также и идеи. И одну из таких могучих идей представляет упомянутая идея социальной справедливости, ставшая одним из самых страстных стремлений современного человека. Именно она вдохновила движение за новый мировой порядок и стала важнейшим принципом нового гуманизма.»62. Печчеи утверждает, что изменилось понимание концепции справедливости. Это изменение «…связано с растущим осознанием необходимости более равномерного распределения власти и доходов между всеми гражданами, группами и странами…, и при этом каждый имел бы достаточно реальную и равноправную возможность для раскрытия заложенных в нем способностей»63.
История свидетельствует, что все попытки модернизации России на основе воли субъекта, его попытки реализовать идеальный проект без учета специфики этнокультурных кодов самоорганизации русского этноса — не удались. Потенциал этнокультурных кодов дает достаточно широкий спектр вариантов самоорганизации в зависимости от характерных условий внешних и внутренних вызовов бытия. Во времена «догоняющей» модернизации доминирующим этнокультурным кодом самоорганизации русского этноса становится код патернализма. Его содержание проявляется в склонности русского народа делегировать всю полноту власти доминирующему субъекту, чтобы он, опираясь на свое знание и искусство, вывел страну из кризиса и установил в обществе социально-справедливый порядок. В условиях стабильности доминирующим этнокультурным кодом самоорганизации русского этноса становится код общины и равенства возможностей индивидуальной самореализации каждого, посредством созидания общественно-значимых ценностей. Код общинного самоуправления несет в себе традиции и ценности равенства
61 Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. // Русский космизм: Антология философ
ской мысли / Сост. С.Г. Семеновой, А.Г. Грачевой. М., 1993. С. 291.
62 Печчеи А.А. Человеческие качества. 2-е изд. М., 1985. С. 216.
63 Там же. С. 217.
512
Стендовая секция
и справедливости, возможности гражданского контроля над действиями бюрократии. Опыт таких стран как Япония, Швеция показывает принципиальную возможность использования этнокультурных кодов общинного коллективизма в системе либеральной экономики64. Следовательно, задачей исследователей, разработчиков национальной идеи является создание условий, раскрывающих возможности этнокультурных кодов в современных процессах самоорганизации этнических и социальных групп России.
Следует учитывать, что функциональное назначение этнокультурных кодов самоорганизации является, в первую очередь, естественным способом защиты и реализации конкретного минимума прав человека в рамках его этнического сообщества. Формирование национальной идеи предполагает необходимость поиска оптимальных вариантов согласования этнокультурных кодов народов России, которые в своем единстве должны расширить возможности реализации естественных и гражданских прав человека, независимо от его этнического происхождения. Поэтому, вектором процесса формирования национальной идеи являются те положения, которые способствуют формированию личности, ориентированной на самореализацию своего творческого потенциала посредством созидания общественно-значимых ценностей, при адекватном социально-справедливом вознаграждении. Способность государства создать условия свободной самореализации каждого, независимо от этнического происхождения, посредством созидания общественно-значимых ценностей, становится условием устойчивого развития цивилизационного сообщества народов России в динамике эволюции системы международных отношений.
Бытийная идея России
Захаров В.К. (Москва)
Храни себя, моя Россия!
Введение
Доклад посвящен историческому обоснованию и описанию четырех архетипов жизнедеятельности, обусловивших возникновение России и обеспечивавших ее укрепление и развитие, а именно: архетипа земли, архетипа воли, архетипа дела и архетипа чести. Поскольку само историческое бытие России основывалось на неразрывном единстве этих архетипов жизнедеятельности, их совокупность естественно назвать бытийным кодом России,
64 Шкаратан О.М. Русская культура труда и управления. Общественные науки и современность. 2004. № 1. С. 32–33.
513
Национальная идея России
а памятный образ бытийного кода, хранящийся в сознательной и подсознательной памяти народа, можно назвать бытийной идеей России.
Доклад состоит из пяти частей. В первой чисто теоретической части вводятся понятия архетипа жизнедеятельности и его памятного образа. Описываются процессы возникновения и воспроизводства архетипа. Комплекс памятных образов всех архетипов данного жизнедеятельного общества рассматривается как система жизнедеятельной наследственности этого общества.
Во второй части бытийная идея России рассматривается как закономерное образование. Описывается историческая созидательность бытийного кода России. В третьей части показывается, что в современной России необходимое воспроизводство бытийного кода постоянно подавляется внешней блокирующей системой, состоящей из США, ЕС, Японии и Китая, посредством внутренней блокирующей системы, состоящей из импортеров и экспортеров и обслуживающих их банков. Именно эти системы, преследуя свои интересы, блокируют все попытки государственной власти перевести страну на инновационный путь модернизационного развития. В четвертой части показывается, что путем подавления воспроизводства бытийного кода внешняя блокирующая система посредством внутренней блокирующей системы загоняет Россию в «ловушку» внутренней и внешней незащищенности, что в конечном итоге может привести к разрушению всей системы жизнеобеспечения страны, а возможно и самой страны.
В пятой части бытийная идея России рассматривается как побудительно-созидательный образ, который можно было бы осознанно пробуждать в народной памяти, чтобы перевести страну на созидательный путь развития. При этом можно было бы задействовать нравственно-художественное воззвание «Честное дело на вольной земле», которое в предельно сжатом виде отражает суть бытийной идеи России.
Часть 1. Наследственность в обществе
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 299; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!