Побуждающее воздействие мема на воспроизводство типа жизнедеятельности



Практика подсказывает, что мем типа жизнедеятельности обладает по­буждающим воздействием на воспроизводство этого типа жизнедеятель-517


Национальная идея России

ности членами данного общества, осуществляющего или осуществлявшего данный тип жизнедеятельности.

Происходит это, по-видимому, следующим образом. В индивидуальном и коллективном сознании членов данного общества постоянно создается текущий образ его жизнедеятельной среды. Этот образ постоянно соотно­сится (сверяется) с памятью и, в частности, со всеми мемами.

Если текущий образ среды близок к хранящемуся в меме исходному образу среды, то сознание общества узнает текущую среду как знакомую данному мему и включает этот мем. При включении мема происходит об­ращение к его сознательной части. Если она имеется, то именно она воспро­изводит данный тип жизнедеятельности.

Более того, чем ближе текущий образ жизнедеятельной среды к исходно­му образу среды, тем легче и шире в обществе происходят указанные выше узнавание и включение, и поэтому тем лучше в обществе происходит ука­занное воспроизводство.

Если сознательной части у мема нет, то происходит обращение к под­сознательной части мема. Создается оперативная копия мема, и затем она поднимается на оперативный уровень сознания общества. Эта со­знательная оперативная копия и воспроизводит данный тип жизнедея­тельности.

Более того, чем больше время всего предыдущего действительного осуществления этого типа жизнедеятельности, тем больше подсозна­тельная часть его мема; следовательно, тем значительнее оперативная копия, и поэтому тем лучше в обществе происходит указанное воспро­изводство.

Если текущий образ среды далек от хранящегося в меме исходного об­раза среды, то сознание общества не узнает текущую среду как знакомую данному мему и не включает этот мем. Поэтому не происходит воспроиз­водства данного типа жизнедеятельности в данном обществе.

Подводя итог, можно сказать, что побуждающее воздействие мема типа жизнедеятельности на его воспроизводство в данном обществе в данном месте в данное время прямо пропорционально;

во-первых, близости текущего образа жизнедеятельной среды к храня­щемуся в меме общества исходному образу среды;

и, во-вторых, времени всего предыдущего действительного осуществле­ния этого типа жизнедеятельности этом обществе.

И поэтому степень воспроизводства типа жизнедеятельности прямо пропорциональна сумме этих двух независимых факторов.

Следовательно, побуждающее воздействие мема архетипа сильнее по­буждающего воздействия мема стереотипа, а побуждающее воздействие мема стереотипа сильнее побуждающего воздействия мема неотипа.

518


Стендовая секция

Биение (пульсация) типа жизнедеятельности во времени

Из сказанного выше следует, что в зависимости от состояния жизнедея­тельной среды промежутки воспроизводства и промежутки не воспроиз­водства типа жизнедеятельности чередуются следующим образом.

Если после зарождения типа текущий образ среды остается близким к исходному, то тип жизнедеятельности все это время воспроизводится. Образуется первый промежуток воспроизводства. Если после какого-то момента времени текущий образ среды ощутимо удаляется от исходного, то тип перестает воспроизводиться. Образно говоря, тип жизнедеятельности «засыпает». Поскольку сразу же состояние среды не может обратно изме­ниться, образуется первый промежуток засыпания.

Если после какого-то момента времени текущий образ среды снова при­ближается к исходному, то тип начинает снова воспроизводиться. Образно говоря, тип жизнедеятельности «пробуждается». И затем образуется пер­вый промежуток пробуждения.

Сходным образом этот последний промежуток сменяется вторым про­межутком засыпания, который сменяется вторым промежутком пробужде­ния. И далее описанное чередование повторяется снова и снова.

Система социальной наследственности

Протекание жизнедеятельности общества во времени можно называть жизнедеятельным процессом этого общества.

Под жизнедеятельной наследственностью (инерцией) общества будем понимать свойство его жизнедеятельного процесса, отражающее воспроиз­водство во времени старых, прежде существовавших типов жизнедеятель­ности.

Как было описано выше, предыдущая жизнедеятельность устойчиво на­следуется обществом в форме архетипов и стереотипов жизнедеятельности посредством соответствующих архемемов и стереомемов. Эти архемемы и стереомемы, определяя жизнедеятельность в настоящем, направляют так­же дорогу в будущее, исключая абсолютную произвольность новой жизне­деятельности. Чем дальше в прошлое уходит складывание и закрепление какого-либо архетипа и стереотипа жизнедеятельности, тем большее влия­ние его мем оказывает на настоящее и будущее.

Иначе говоря, архемемы и стереомемы задают тенденции жизнедеятель­ности, от которых жизнедеятельность может уклоняться во времени лишь под воздействием изменений жизнедеятельной среды пропорционально ве­личине этих изменений.

Именно система всех архемемов и стереомемов жизнедеятельности не­которого общества рассматривается нами как система жизнедеятельной наследственности этого общества, т. е. как система, обеспечивающая вос-519


Национальная идея России

производство во времени старых типов жизнедеятельности. Под системой архемемов и стереомемов понимается комплекс (совокупность) всех архе-мемов и стереомемов, взятых во всех их взаимосвязях.

Можно сравнить систему жизнедеятельной наследственности некоторо­го человеческого общества с системой биологической наследственности не­которого биологического вида. Здесь напрашивается такая аналогия: один ген — один архемем, генный комплекс биологического вида — архемемный комплекс жизнедеятельного общества. Каждый архемем, как и ген, соответ­ствует каким-то отдельным сторонам жизнедеятельности, и как среди ге­нов, так и среди архемемов нет самого важного.

Часть 2. Бытийная идея России как закономерное образование

Истоки бытийного кода России

По-видимому, само возникновение, а также само бытие России было напрямую связано с такими архетипами жизнедеятельности ее народа, как архетип жизнедеятельности на своей земле, архетип жизнедеятельности на воле, архетип жизнедеятельности в (постоянном) труде, архетип жиз­недеятельности по чести (чистоте). Будем называть их коротко архетипом земли, архетипом воли, архетипом дела и архетипом чести, соответственно. Неразрывную четверку этих архетипов естественно назвать бытийным ко­дом России, а их совокупный памятный образ (мем) можно назвать бытий­ной идеей России.

Эти типы жизнедеятельности зародились, по-видимому, еще на семей­ном этапе развития, а на родовом этапе они уже стали архетипами. Без этих типов жизнедеятельности значительное увеличение населения Восточной Европы с ее скудным прибавочным продуктом вряд ли было возможно.

Историческая созидательность бытийного кода России

На протяжении всей истории России указанные выше архетипы жиз­недеятельности под влиянием различных внутренних и внешних обстоя­тельств иногда «засыпали», однако после этого непременно воспроизво­дились снова. И тогда, когда воспроизводились одновременно все четыре архетипа, т. е. воспроизводился весь бытийный код целиком, его проявле­ние носило созидательный характер для России.

Действительно, воспроизводство архетипа земли приводило к тому, что прирастающее европейское население отселялось на свободные земли Севе­ра и Востока и оседало на новой земле. Воспроизводство архетипа воли при­водило к тому, что отселяющееся население не шло ни к кому в подданство, а расширяло собственную страну. Воспроизводство архетипа дела приво­дило к удержанию, освоению, обустройству и защите расширяющейся тер­ритории, придавало воле устойчивость. Воспроизводство архетипа чести

520


Стендовая секция

укрощало хищническое отношение к земле, обуздывало разрушительное своеволие, придавало делу устойчивость и достоинство.

В результате постоянного воспроизводства бытийного кода Российское государство в течение столетий устойчиво расширялось и крепло. Наобо­рот, подавление воспроизводства хотя бы одного из этих архетипов приво­дило к тяжелым последствиям для России. Приведем один пример из недав­ней российской истории.

Часть 3. Подавление бытийного кода в современной России


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!