Типы жизнедеятельности общества
Далее под человечеством понимается совокупность всех людей, живущих на нашей планете, а жизнедеятельность (бытие) человечества, понимается в самом широком смысле: как все то, что люди делают в своей жизни. Понятие человеческого поведения является частным случаем понятия жизнедеятельности.
Жизнедеятельную среду человечества (на данный момент времени) можно обобщенно определить как совокупность, включающую в себя:
1) природную среду Земли,
2) искусственную среду, созданную человечеством в процессе его жизнедеятельности.
514
Стендовая секция
Под (жизнедеятельным) обществом (сообществом) будем далее понимать часть человечества в его жизнедеятельной среде как единую жизнедеятельную (и, в частности, организационно-производственную) систему.
Вся жизнедеятельность общества может быть сведена к отдельным типам жизнедеятельности. Чтобы выделить отдельный тип жизнедеятельности, нужно сначала задать общий вопрос: «Что люди делают в своей жизни?» - а затем дать на него какой-нибудь частный ответ.
Описание типа жизнедеятельности сводится, как минимум, к описанию:
1) всех жизнедеятельных единиц, осуществляющих этот тип деятельности;
2) всех взаимодействий этих единиц со всеми другими единицами;
3) всех правил и норм (т. е. институций в понимании Т. Веблена и Д. Нор-та65), регулирующих этот тип деятельности;
4) географического и временного пространств, в которых этот тип деятельности осуществляется;
|
|
5) состояния всей жизнедеятельной среды во время формирования этого типа деятельности.
Отсюда следует, что понятие типа деятельности является более емким, чем понятие институции и института.
Число типов жизнедеятельности огромно. Относительно среза по настоящему моменту времени, слева от которого — прошлое время, а справа — будущее время, все типы можно подразделить на следующие классы. Один класс типов составляют хронотипы или, иначе, пространственно-временные типы. Эти типы зародились и воспроизводились в прошлом, были свойственны данному географическому месту и данному временному промежутку и с тех пор в исторически известное время больше не воспроизводились. Дополнительный класс к этому классу составляют неотипы, т. е. те типы, которые
1) зародились и воспроизводились в прошлом,
2) возможно иногда переставали воспроизводиться (образно говоря, «засыпали»),
3) однако, снова воспроизводились вплоть до недавнего исторически известного времени.
Подкласс класса неотипов составляют стереотипы, которые зародились весьма давно. Про них, благодаря их воспроизводству на достаточно длинном промежутке времени, можно судить, что они в некотором будущем еще будут воспроизводиться. Подкласс класса стереотипов составляют архетипы, которые зародились в глубокой древности. Про них, благодаря их воспроизводству на очень длинном промежутке времени, можно уверенно судить, что они еще очень долго будут воспроизводиться в будущем вплоть до неотменяемости.
|
|
65 Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
515
Национальная идея России
Согласно сказанному ранее о соотношении между типами человеческого поведения и типами жизнедеятельности понятие архетипа человеческого поведения является частным случаем понятия архетипа жизнедеятельности.
Отметим, что приведенное выше понятие архетипа жизнедеятельности является гораздо более широким, чем понятие архетипа поведения, восходящее к введенному К.Г. Юнгом в психологии понятию архетипа личности66.
Формирование типа жизнедеятельности и его памятного образа (мема)
Как было сказано выше, конкретный тип жизнедеятельности формируется и закрепляется в некотором обществе в некотором месте за некоторое время при определенном состоянии жизнедеятельной среды. В сообществе остается «память» об этом процессе, который мы далее будем называть исходным состоянием типа. Что представляет собой эта общественная «память», как она передается, когда и как востребуется и используется — все эти вопросы представляют особую важность для социальной философии и социальной психологии.
|
|
Нам представляется, что запоминание и передача знания о состоянии жизнедеятельной среды во время формирования и закрепления типа деятельности и о самом типе происходит следующим образом.
По мере возникновения этого нового типа деятельности и его воспроизводства в индивидуальной человеческой памяти откладывается совокупное представление о самом типе жизнедеятельности и о том, как, по каким причинам и при каком исходном состоянии жизнедеятельной среды происходило его возникновение. Указанное совокупное представление будем далее называть индивидуальным памятным (мнемическим) образом или короче индивидуальным мемом данного типа жизнедеятельности данного жизнедеятельного общества. Таким образом, индивидуальный мем типа деятельности является частью индивидуальной человеческой памяти. Внутри этого мема выделяется представление о состоянии жизнедеятельной среды во время возникновения данного типа деятельности. Это преставление будем называть исходным образом жизнедеятельной среды для данного типа.
|
|
Индивидуальную человеческую память, по-видимому, можно представлять себе состоящей из двух частей. Из части, предназначенной для хранения и передачи информации из поколения в поколение по индивидуальному биолого-генетическому наследованию, и из части, предназначенной для хранения и передачи информации из поколения в поколение по социокультурному образно-словесному обучению. Первую часть памяти, по-видимому, можно называть индивидуальным сознанием, вторую — индивидуальным подсознанием. Обе части не отделены строго друг от друга: постоянно происходит переход информации из одной части в другую.
66 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб..: Питер, 2008. 516
Стендовая секция
Индивидуальный мем, будучи частью индивидуальной человеческой памяти, также разделяется на сознательную часть и подсознательную часть. На ранней стадии формирования типа жизнедеятельности подсознательная наследуемая часть еще мала.
Чем больше время действительного осуществления этого типа жизнедеятельности, тем подсознательная наследуемая часть его мема становится все большей. Поэтому подсознательная часть мема стереотипа больше подсознательной части мема неотипа, а подсознательная часть мема архетипа больше подсознательной части мема стереотипа.
Если имеется непрерывная биологическая связь поколений, то часть индивидуального мема, находящаяся в подсознании, постоянно и практически без искажений возобновляется в новых поколениях, возможно даже без всякого осознания этого процесса отдельными особями.
До сих пор мы рассматривали индивидуальные мемы как части индивидуальной памяти членов данного общества, осуществляющего данный тип деятельности. Свяжем теперь их с коллективной памятью этого общества. Как было сказано выше, чем дольше воспроизводится тип деятельности, тем более важной частью общего процесса жизнеобеспечения данного общества он становится. Естественно предполагать, что в силу его важности он долго и широко обсуждается в этом обществе. В результате этого долговременного обсуждения из всего большого разнообразия представлений, мнений, суждений и оценок оформляется всего одна усредненная основа представления общества о произошедшем возникновении и закреплении данного типа деятельности. На эту основу накладываются индивидуальные представления членов общества.
Это означает, что в индивидуальную память всех представителей такой части общества закладываются индивидуальные мемы, имеющие только одну усредненную основу. Причем подсознательная часть индивидуальных мемов, будучи частью этой основы, совпадает у всех индивидов этого общества. Некоторые отличия имеются только в сознательных частях индивидуальных мемов.
Совокупность всех индивидуальных мемов всех вышеуказанных членов данного общества образует (совокупный) памятный (мнемический) образ или короче (совокупный) мем данного типа деятельности данного жизнедеятельного общества. У этого мема имеется подсознательная часть, передаваемая в обществе из поколения в поколение на генетическом уровне.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 281; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!