Национальная идея и национальная стратегия



Как опорные конструкции гармоничного развития

Страны в условиях современной глобализации

Мальцев В.А. (Москва)

Устойчивое, гармоничное развитие страны как совокупность благо­ приятных перемен в жизни общества возможно только при наличии зна­ния о том, куда и как стране следует двигаться. Знание целей — знание первостепенной важности для объединений людей любого масштаба, т. к. оно наполняет смыслом жизнь, определяет путь и результаты деятельно­сти. Можно, следовательно, утверждать, что итог развития заложен уже в самом начале развития, в значительной степени определен отправной точкой развития, его первоначальным курсом50. Именно поэтому для жиз­ни общества, страны, цивилизации приобретают все большую значимость такие явления, как национальная идея и стратегия развития, благодаря которым накапливается и целенаправленно используется весь потенциал перемен в стране.

Развитие любой общественной системы подчиняется объективным за­конам, но направляется это развитие субъективными действиями в рамках объективных возможностей. Отсюда видно, что ключевым звеном для раз­вития страны является управление — деятельность по приведению объек­ тивной реальности к субъективно выбранным целям51. При этом действи­тельным основанием для развития страны в целом служит культура как единство духовно-нравственных и материальных ценностей и достижений нации, а средством развития является политика как общенациональная си­ стема целеполагания и достижения целей52. Основываясь на этих суждени-

50 Здесь можно припомнить китайскую пословицу о том, что «мы придем туда, куда идем,
если не свернем с пути».

51 «Человек — субъект бытия — соединяется с природой, объектом бытия. Целостность
этого процесса существует в сознании и имеет первостепенную духовно-нравственную и
культурную значимость» [13, С. 36].

52 «Для того чтобы благополучно и достойно совершать свое жизненное течение, созда­
вая для себя и для человечества все, что заключено потенциально в ее типе, нация должна

314


Нормативно-правовое воплощение национальной идеи страны


секция II


ях, можно и нужно уточнить содержание таких понятий, как «развитие», «национальная идея», «идеология» и «стратегия развития», а также их вза­имную связь и значение в жизни страны.

Развитие как совокупность последовательных перемен в жизни, вопре­ки обыденному пониманию, может быть как положительным, гармонично сочетающимся с созиданием и утверждением жизни, так и отрицательным, подрывающим основы благоприятного развития событий. Потому крайне важно, говоря о созидательно направленном, благоприятном развитии, по­яснять характер развития такими словами, как «действительное», «гармо­ничное», «устойчивое», «демографически обусловленное». Таким образом, если развитие, как и рост (при всем их отличии), может быть отрицатель­ным, то политика действительного развития должна устранять условия для отрицательных явлений и всемерно содействовать положительным процессам. В масштабах страны, цивилизации результаты такой политики напрямую зависят от национальной идеи и доминирующей в обществе иде­ологии.

Национальная идея, она же смысл существования страны, внутренне присуща каждому народу и каждой нации, коль скоро они действительно народ и действительно нация53. Потому ее не нужно придумывать или изо­бретать — ее надо ощутить, увидеть, сформулировать и осуществить до­стойным образом. (Отсюда ясно, что достойными целями развития страны являются те цели, которые соответствуют призванию нации и, значит, на­циональной идее как замыслу о нации, объясняемому историей и осущест­ вляемому людьми.) Следовательно, до тех пор, пока не выработана нацио­нальная идея как система устойчивых представлений общества о прошлом, настоящем и будущем страны, которые мобилизуют ее граждан на созида­ тельную деятельность54, невозможны плодотворные усилия общества по соблюдению национальных интересов и согласованному движению к стра­тегическим целям55.

уметь развить всю доступную ей духовную и материальную силу. Основу и движущую силу развития в нации, как и в человеке, составляет при этом ее духовная сила» [16, С. 464].

53 «Человек не творит из ничего, а великое творится из великого: идеал, который способен
стать жизнью, — из самой жизни, социальный идеал — из бытия коллектива» [2, С. 142].
«Разумная политика может быть основана только на принципе эволюции, т. е. развития
силы нации из ее же содержания. В этом процессе есть всегда известный консерватизм и
известный прогресс, и если является революция как частный случай, то никогда не с целью
создания чего-либо такого, чего эволюционно не заключается в обществе» [16, С. 462].

54 См.: Национальная идея России. Программа действий (постановка задачи) / Под редак­
цией С.С. Сулакшина. М.: Научный эксперт, 2009. С. 8.

55 «Стратегические цели государства должны играть смыслообразующую роль, они долж­
ны порождать жизненные стратегии граждан, позволять им строить свою жизнь с верой в
завтрашний день, с ориентацией на определенную объявленную перспективу этого госу­
дарства. Стратегия должна ответить на главные вопросы: в чем смысл дня сегодняшнего, в
чем будет смысл завтрашнего дня и как перейти от одного смысла к другому» [8, С. 226].

315


Национальная идея России

Национальная идея как выражение системы ценностей всего общества представляем собой религиозно-культурное, политико-правовое, социально-экономическое явление высшего порядка, которое объединяет народ, нацию в единый социально-политический организм56. При этом национальная идея есть всегда (как всегда есть вера57), даже если она отрицается или подменя­ется, и выражает своим существованием первенство ценностей и мыслей в сравнении с деятельностью и зримыми преобразованиями.

Необходимо особо отметить, что национальная идея, хоть и трансфор­мируется с течением времени, отражая изменения своего носителя — на­рода, нации, всегда проявляется в своем исключительном своеобразии. Объясняется это тем, что национальные идеи неизбежно выражают суще­ственные отличия стран и цивилизаций, формирующиеся на протяжении всего периода их эволюции. И действительно, развитие различных стран (тем более цивилизаций, объединяющих народы и страны и доказывающих свою жизнеспособность многими веками своей исторической жизни) отли­чается значительным своеобразием, что позволяет говорить о своеобразии целей (национальной идеи) и способов существования (системы управле­ния) этих стран58.

Различение национальных идей делает особенно ощутимыми отличия цивилизаций как особо устойчивых в пространстве и времени объединений

56 «Сущность государства состоит в том, что все его граждане имеют и признают — помимо
своих различных и частных интересов и целей — еще единый интерес и единую цель, а имен­
но: общий интерес и общую цель, ибо государство есть некая духовная община… Общность
цели
ведет к общности средств и путей… Каждый пользуется этим общим достоянием…
каждый из нас вообще является сыном своей родины, субъектом права и гражданином лишь
до тех пор, пока это общее достояние существует
» [7, С. 241, 242]. «… Никогда труд и
бережливость, дух изобретательности и предприимчивости отдельных лиц не создавали
ничего великого там, где они не находили опоры в гражданской свободе, учреждениях и
законах, в государственной администрации и внешней политике, а главным образом, в на­
циональном единстве и могуществе» [9, С. 107].

57 См.: Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1 / Сост., вступ. ст. и коммент. Ю.Т. Ли­
сицы. М.: Русская книга, 1993. С. 43, 44, 49.

58 См.: Медведев В.С., Хомяков В.Е., Белокур В.М. Национальная идея, или Чего ожидает
Бог от России. — М.: Современные тетради, 2005. С. 39–53; Паршев, А. Почему Россия не
Америка. Книга для тех, кто остается здесь / А. Паршев. М.: АСТ: Астрель, 2009. С. 345–
346; Платонов О.А. Экономика русской цивилизации. М.: Институт русской цивилизации,
2008. С. 5–8; Сорокин Д.Е. Россия перед вызовом: Политическая экономия ответа / Д.Е. Со­
рокин. М.: Наука, 2003. С. 60–68; Фантом власти или выборы никого (интервью с Л.Г. Ива­
шовым) // Трибуна русской мысли. № 8. 2008. С. 92; См. также подробный обзор воззрений
на цивилизационное многообразие мира и оценку перспектив его развития в следующих
трудах: Киселев С.Г. Основной инстинкт цивилизаций и геополитические вызовы России.
М.: Издательство «Известия», 2002. 368 с.; Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория,
история, диалог, будущее: В 2 т. / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец; Авт. вступ. ст. А.Д. Некипелов.
М.: Институт экономических стратегий, 2006. Т. I: Теория и история цивилизаций. 768 с. Т.
II: Будущее цивилизаций и геоцивилизационные измерения. 648 с.

316


Нормативно-правовое воплощение национальной идеи страны


секция II


людей59. Как единство культурных, политических и экономических особенно­ стей жизни сплоченных историей людей60, каждая цивилизация «адекватна условиям той экологической ниши, которую она занимает» [15, С. 60]. При этом «прогресс… состоит не в том, чтобы идти всем в одном направлении (в таком случае он скоро бы прекратился), а в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, во всех направлениях. Поэтому ни одна цивилизация не может гордиться тем, чтоб она представляла высшую точку развития, в сравнении с ее предшественни­цами или современницами, во всех сторонах развития» [6, С. 135].

Таким образом, национальная идея — это действительная основа дей­ствительного развития страны61. В то же время, как сказано ранее, ключевым звеном для развития страны является управление. В контексте исследуемых вопросов искусство управления применительно к стране заключается в умении различать нужное и ненужное в развитии, в умении формулиро­ вать и применять на практике критерии развития. Как представляется, добиться нужного стране развития в современных условиях можно только с помощью целенаправленных действий. Следовательно, средством осущест­вления развития страны следует считать стратегию как ориентированную на долгосрочную перспективу политику. Это тем более очевидно, что нацио­нальная идея действенна тогда, когда она точно сформулирована и стиму­лирует к действиям, которые понятны и последовательны. Здесь же можно отметить, что результативность политики развития в значительной степени зависит от ее приоритетов, оформляемых в стратегии и осуществляемых в тактике развития. При этом залог успешного развития — в целостности планов, их состоятельности и согласованности. Образно говоря, если нет стратегии, то нет и будущего62, а лучшее будущее — за лучшей стратегией.

59 «Цивилизация в этом случае — это ни данный экономический уклад, ни данное об­
щество, но нечто такое, что, будучи рассмотренным через совокупность экономических
укладов, совокупность общественных формаций, продолжает существовать, лишь слегка
меняясь время от времени… это то, что на протяжении бурного и шумного исторического
развития общности людей удавалось сохранить и передавать из поколения в поколение в
качестве наиболее ценного дара» [5, С. 64–65].

60 В этом смысле цивилизация очень близка, а в некоторых случаях — идентична, класси­
ческому определению нации как «исторически сложившейся устойчивой общности людей,
возникшей на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического
склада, проявляющегося в общности культуры» (И.В. Сталин).

61 «Национальная идея должна дать «смысл жизни» стране (если страна — это «живой»
организм), смысл присоединения к этой стране — для различных народов и различных го­
сударств и регионов. Именно поэтому у сотен стран мира национальная идея существует.

Если усиливать тезис, то без национальной идеи никакая государствен-

ность в долгосрочной перспективе не может существовать» [11, С. 28].

62 «… Самая дурная и опасная стратегия куда лучше, чем ее отсутствие. К дурной стратегии
можно на худой конец приспособиться, с ней можно хотя бы бороться. С отсутствующей
справиться невозможно» [14, С. 10]. «… Если никакого порядка, даже нелепого, совсем нет,

317


Национальная идея России

Особо подчеркнем, что не ставить перед нацией масштабные, амбициозные цели (отчасти именно в этом смысл национальной стратегии) значит обре­кать ее на снижение собственного потенциала и снижение планки результа­тов — человек, как и общество, без достойных целей не может нормально развиваться.

Стратегию развития целесообразно рассматривать как формализо­ ванную — конкретизированную по направлениям и срокам осуществления деятельности — национальную идею, которая призвана справиться с вызо­вами развитию и угрозами существованию страны (рис. 1).



 


Рис. 1. Роль национальной идеи и национальной стратегии в системе вызовов развитию

и угроз существованию страны

Как внутреннее всегда проявляет себя вовне, так и национальная идея выражает себя наглядным образом в стратегии развития страны (закрепле­ние идеи на теоретическом уровне), в облике и самочувствии страны (итог переноса теории в практику). Следовательно, развитие страны, оптималь­ное при полном и гармоничном осуществлении национальной идеи, кри-если все для всех является неожиданно, случайно, не допуская никакого предусмотрения, соображения и расчета, жизнь становится невозможна» [16, С. 18].

318


Нормативно-правовое воплощение национальной идеи страны


секция II


тически зависит от всех 3 этапов существования национальной идеи: ее поиска и осознания; ее точного и последовательного формулирования; ее осуществления в жизни страны и мира. Искажения на каждом из указанных этапов отдаляют нацию от ее наиболее благополучного состояния в данных условиях и усложняют достижение этого состояния в будущем — в силу на­копления помех в механизме приема-передачи сигналов от идеи к действи­тельности и обратно. Таким образом, действенная стратегия не должна и не может быть беспочвенной, иначе она подобна оторванному от действи­тельности прожектерству. Проводя образное сравнение неразрывно связан­ных между собой категорий «развитие», «национальная идея» и «стратегия развития», национальную идею можно представить как почву, питательную основу развития, стратегию — как ствол дерева, а состояние общества, уро­вень развития страны — как крону дерева.

Надо отметить, что значение стратегий с течением времени только воз­растает, т. к. обеспечение жизнеспособности страны, защита ее суверени­ тета как главные задачи всех суверенных государств в глобализирующем­ ся мире не могут быть обеспечены пассивно: стремительность изменения условий в мире предопределяет ситуацию, когда отказ от принятия важных решений сегодня означает для государства отсутствие возможности при­нимать такие решения уже завтра. Потому не будет преувеличением сле­дующее утверждение: современный мир — мир стратегий, и мир тем бо­ лее современный, чем он лучше осмыслен стратегически. При этом следует помнить, что стратегия гармоничного развития как несущая конструкция политики всегда есть порождение культурных особенностей страны. В то же время культура и политика обретают формальную общность в таком яв­лении, как идеология (рис. 2). А т. к. любая деятельность (в сфере культуры, политики, экономики) невозможна без руководящей идеи, то мнение о цен­тральном месте идеологии в развитии страны можно считать верным, что в полной мере соответствует традиционной, еще советской, трактовке идео-логии63. Исключительная значимость идеологии, которая представляет со­бой общественно-политическую оболочку стратегии развития и общепо­ нятную формулу национальной идеи, заключается в том, что она переводит общезначимые цели на уровень конкретной деятельности, на понятный каждому язык64. Это один из главных доводов в пользу тезиса, что резуль-

63 См. статью «Идеология» в Большой советской энциклопедии, где она определяется как
«система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к дей­
ствительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели
(программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (раз­
витие) данных общественных отношений».

64 «Идеология — это не просто набор идей или теорий. Она больше, чем моральный вы­
бор или мировоззрение. Идеология — это гармоничная стратегия поведения на социаль­
ной арене…» [4, С. 149].

319


Национальная идея России

таты политики во многом зависят от того, как политика согласуется с национальной идеей и государственной идеологией.



 


Рис. 2. Роль и место идеологии в системе жизнеспособности страны

Открытые идеология и стратегия — показатели активной формы жизни страны, показатели осознанности национальной жизни65, и отсутствие та­кого их качества может быть выгодно только противникам такой осознан­ности. При этом роль идеологии настолько велика в современном мире66, что принятие масштабных решений, связанных с идеологией, можно срав­нить только с решениями и действиями на поле боя. Потому к работе на идеологическом фронте применимы не менее жесткие требования, чем те, что очевидны в сфере техники. Это значит, что идеология на государствен-

65 «Идеология есть выражение и понимание жизни… Она есть общественное сознание.
Сознание же служит живому существу — человеку, животному, — для того, чтобы органи­
зовывать свою жизнь
: чтобы свои движения, действия согласовать с потребностями, свои
ощущения связать в стройный порядок памяти. Согласовывать, стройно связывать, это и зна­
чит — организовывать. То же делает идеология в общественном процессе» [3, С. 11, 30–31].

66 «То, что в XIX столетии было глубоко личным и скрытым, превратилось в блеске модер­
низма XX века в общественное и идеологическое» [1, С. 649].

320


Нормативно-правовое воплощение национальной идеи страны


секция II


ном уровне должна восприниматься со всей серьезностью, т. е. не как «на­бор формальных постулатов, маскирующих социальную действительность» [1, С. 516]. Научный подход к идеологии состоит в трезвом осмыслении действительности и использовании всего культурного потенциала нации для развития страны в соответствии с лучшими устремлениями нации и на основе высших достижений науки управления. Отметим также тот факт, что формированием идеологии занимаются многие, если не все, люди67, но наибольшее влияние на развитие страны оказывают те идеологии, которые объединяют большое количество людей, а наилучшими из них следует при­знать те, что создают наилучшие условия для созидательной общественной жизни. Как это ни банально, но схождение верной теории и практики, или политики развития и самого развития, — лучший показатель правильности стратегии и идеологии.

Не менее важным для формирования стратегии гармоничного разви­тия страны на основе национальной идеи, чем понимание роли идеологии, является следующее обстоятельство: усложнение условий взаимодействия стран в современном мире под воздействием глобализации предъявля­ет повышенные требования к устойчивости развития. Так, устойчивость общественных процессов, измеренная в стратегических категориях, в обя­ зательном порядке предполагает целенаправленную заботу об экологии, де­ мографической ситуации и равномерности территориального и социально- экономического развития.

Значимость экологических факторов развития обусловлена тем, что раз­витие не должно подрывать основы дальнейшего развития — нельзя стро­ить настоящее в ущерб будущему. Благополучие природной среды должно быть важнейшим критерием и ограничителем развития как страны, так и мира в целом. Иначе это не будет действительным развитием.

Задача обеспечения благоприятной демографической ситуации — перво­степенная в сравнении с любой частной задачей, т. к. от состояния здоровья нации зависит сама возможность осуществления экономической деятельно­сти. Демография — основа любых стратегических решений, а потому особое значение приобретает исторически назревший вопрос деления потребно­стей и отношений на общественно полезные, демографически обусловлен­ные и деструктивные, депопуляционные. Игнорирование демографической обстановки, в которой отражаются все проблемы и успехи нации, просто не­допустимо, т. к. делает даже разговоры о развитии несостоятельными.

С точки зрения равномерности развития страны приоритетное внима­ние в стратегии должно уделяться как развитию внутреннего рынка, целе­сообразность чего напрямую зависит от экономического потенциала стра-

67 «В крупных исторических событиях не только бесполезно, но и несправедливо обвинять кого-либо в отдельности. Эти события создаются всеми людьми и целой массой условий» [16, С. 290].

321


Национальная идея России

ны и характера ее отношений с внешним миром, так и сохранению единства территориального и социального пространства страны. В частности, то раз­витие, в результате которого страна утрачивает территориальную целост­ность, нарастает социальная дифференциация, производители становятся все менее конкурентоспособными, а уровень и качество жизни человека и общества снижаются, не может даже считаться приемлемым развитием, по сути — это не развитие.

Опираясь на приведенный перечень форм устойчивости, верной можно признать только ту стратегию, которая согласуется с объективными за­ конами жизни, вписывается в природную целесообразность процессов. При этом основополагающим критерием правильности такого рода стратегии становится такой феномен, как жизнеспособность нации во всех формах ее проявления (рис. 3). С этой точки зрения конкурентоспособность — эко­номическая форма жизнеспособности страны как совокупности условий, позволяющих обществу нормально развиваться. И как без базиса не может быть надстройки, так и без жизнеспособности страны не может быть конку­рентоспособности экономики, территориальной целостности или здоровья нации, и наоборот. Значит, любой элемент жизнеспособности страны только тогда становится реальным явлением, когда его улучшение сопровождается развитием жизнеспособности нации по всем другим направлениям. Следо­вательно, жизнеспособность страны как постоянно обновляющийся резуль­ тат ответа нации на вызовы развитию и угрозы своему существованию напрямую зависит от состоятельности национальной идеи и национальной стратегии и меняется в результате деятельности всей нации, которая коор­динируется и направляется государством.

Жизнеспособность страны наиболее суровым образом проверяется на прочность в критических условиях — во время кризисов разной продолжи­тельности и интенсивности и целенаправленной агрессии против страны. В то же время такого рода проверки могут быть благотворными — в той мере, в какой они позволяют нации и ее руководящему звену выявить уязвимые места в системе национальной жизнеспособности и своевременно укрепить последнюю68. Потому нельзя не согласиться с А. Тойнби, что именно «вы­зов побуждает к росту. Ответом на вызов общество решает вставшую перед

68 «Если мы можем получить надежду пойти вперед, совершенствоваться, то лишь при том условии, если будем знать, что у нас оказывается слабо, чем обусловлены неудачи проявле­ния и того, что само по себе сильно…» [16, С. 290]. «Народ есть живое единство, связанное тысячей живых нитей и пребывающее в непрерывном духовном и хозяйственном обмене; он подобен живому организму, где все находится в связи со всем и все питается от всего остального. Частная и личная жизнь развертывается в глубоком лоне всенародной жизни и общих интересов. Об этом нельзя забывать; мимо этого нельзя проходить равнодушно и безразлично. Народ, который не умеет и не хочет беречь и укреплять общие основы своего бытия, будет сурово наказан; первое же социальное землетрясение даст ему хороший урок и можно только желать, чтобы этот урок пришел не слишком поздно» [7, С. 249].

322


Нормативно-правовое воплощение национальной идеи страны


секция II


 



 


Рис. 3. Жизнеспособность страны как система критериев модели развития страны

ним задачу, чем переводит себя в более высокое и более совершенное с точ­ки зрения усложнения структуры состояние. Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию»69. Можно вспомнить и другого мыслителя, говорившего: «То, что не убивает нас, делает нас сильнее».

Обращаясь к ситуации в России с позиций развернутых в статье утверж­дений, нужно сделать следующие выводы:

1) отсутствие официальной идеологии и созидательной стратегии, по сути — отсутствие смысла жизни страны и политики ее действитель­ного развития, наглядно выражается в неудовлетворительном демо­графическом, экологическом, экономическом и геополитическом со­стоянии страны (иначе говоря — в превышении давлением вызовов и угроз мощности сопротивления им со стороны нации с помощью на­циональной идеи и национальной стратегии — см. рис. 1);

69 Цит. по: Сорокин Д.Е. Россия перед вызовом: Политическая экономия ответа / Д.Е. Со­рокин. М.: Наука, 2003. С. 8.

323


Национальная идея России

2) парадоксальное сочетание чрезмерной централизации власти и ли­
берализации общественной жизни (то есть отказ от ответственности
при сохранении за собой ресурсов развития), растущее социально-
экономическое неравенство, допущение непропорционального оттока
ресурсов и экспансии чужих мыслей и чужих результатов труда — по­
казатели низкого уровня сознания руководителей страны, не способ­
ных справляться с вызовами времени и потому усугубляющих пробле­
мы развития страны70;

3) неудачи реформ последних десятилетий в России в значительной сте­
пени определяются несоответствием перемен в жизни страны запро­
сам народа — расхождением фактической политики (стратегии разви­
тия) и действительного мировоззрения народа (национальной идеи);

4) модернизация страны как результат опережающего по темпам и
устойчивого по характеру развития
может начинаться только с куль­
туры, с верного понимания и закрепления национальной идеи; ключ
к успеху в условиях современного «состязания цивилизаций» — это
осознание непреходящих ценностей общества и верное соподчинение
целей и задач в каждой из сфер жизни, т. е. грамотное руководство про­
цессом развития;

5) каждая страна, тем более такая страна-цивилизация, как Россия, долж­
на иметь и осуществлять собственную стратегию гармоничного раз­
вития — развития на основе национальной идеи (в
России — «русской
идеи»).

Таким образом, можно утверждать, что пока на основе действительной национальной идеи, отражающей универсально-уникальный смысл суще­ ствования страны, не разработана и не реализуется стратегия националь­ного развития, движение страны в потоке событий подобно броуновскому движению и приводит в лучшем случае лишь к растрате драгоценной энергии созидания71, при этом последняя может использоваться мастерами «управ­ляемого хаоса» по собственному усмотрению в соответствии с «правилом по­нимания» («каждый в меру своего понимания работает на себя, а в меру непо-

70 Ярким подтверждением этому служит ситуация с важнейшими программно-целевыми
документами — такими, как Конституция России, послания Президента Федеральному
Собранию или Стратегия национальной безопасности России, которые не выдерживают
мало-мальски серьезной критики с точки зрения соответствия действительным нацио­
нальным интересам граждан России и, следовательно, их ориентации на долгосрочную
перспективу и опоры на подлинную национальную идею.

71 «… Политика есть солидарная деятельность ради единой и общей цели. Если эта цель
еще не сложилась, если она еще не сознана или если исчезает, то государство уподобляет­
ся песчаному морю, которым ветер играет, вздымая и разбрасывая песчинки врозь. Тогда
государство разлагается и погибает в распылении, от параллелизма и конкуренции, во вза­
имном ожесточении и в гражданской войне.

Без общего интереса, без всеобщей (т. е. всем общей) цели, без солидарности государство не может существовать» [7, С. 242].

324


Нормативно-правовое воплощение национальной идеи страны


секция II


нимания — на того, кто понимает больше»). Иначе говоря, развитие страны без стратегии, равно как наличие стратегии без глубинной, питающей жизнь страны идеи, является приговором стране в той же мере, как для парусника приговором становится неисправность руля и/или отсутствие ветрил.

Опираясь на сказанное выше, можно сделать следующие общие выводы:

- вопросы развития страны — это прежде всего вопросы стратегическо­го мышления, которое априори зависит от миропонимания конкрет­ной нации и которое воплощается в конкретных политических мерах и практической деятельности всей страны;

- развитие страны требует осознанного использования национальной идеи и воплощения последней в стратегии развития;

- верной является только та национальная стратегия, которая обеспечи­вает сохранение и преумножение жизнеспособности страны.

Литература

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социаль­
ного прогнозирования / Перевод с английского. Изд. 2-е, испр. и доп. М.:
Academia, 2004. — CLXX, 788 с.

2. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука: (Тектология) / А. Бог­данов. М.: Т-во «Книгоиздательство писателей в Москве», 1917. — 155 с.

3. Богданов А.А. Наука об общественном сознании: Крат. курс идеол. науки в вопросах и ответах / А. Богданов. М.: Кн-во писателей в Москве, 1914. — 203 с.

4. Валлерстайн И. Миросистемный анализ: Введение / Пер. Н. Тюки-ной. — М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. — 248 с.

5. Грамматика цивилизаций / Фернан Бродель; Предисл. М. Эмара; Пер. с фр. М.: Издательство «Весь мир», 2008. — 552 с.

6. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Отв. ред. О. Платонов. — М.: Ин­ститут русской цивилизации, 2008. — 816 с.

7. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1 / Сост., вступ. ст. и ком-мент. Ю.Т. Лисицы. М.: Русская книга, 1993. — 400 с.

8. Кузнецова Е.И. Развитие конкурентных отношений и экономическая стратегия государства: монография / Е.И. Кузнецова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. — 383 с.

9. Лист Ф. Национальная система политической экономии: [пер. с нем.] / Ф. Лист. По поводу национализма. Национальная экономия и Фридрих Лист / граф С.Ю. Витте. Толковый тариф, или Исследование о развитии промыш­ленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года / Д.И. Менделеев. М.: Европа, 2005. — 382 с.

10. Медведев В.С., Хомяков В.Е., Белокур В.М. Национальная идея, или
Чего ожидает Бог от России. М.: Современные тетради, 2005. — 424 с.

325


Национальная идея России

11. Национальная идея России. Программа действий (постановка зада­чи) / Под ред. С.С. Сулакшина. М.: Научный эксперт, 2009. — 80 с.

12. Паршев А. Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остается здесь / А. Паршев. М.: АСТ: Астрель, 2009. — 350 с.

13. Платонов О.А. Экономика русской цивилизации. М.: Институт рус­ской цивилизации, 2008. — 800 с.

14. Расторгуев В.Н. Философия и методология политического планиро­вания: Избранные лекции и доклады. Тверь: Седьмая буква, 2009. — 308 с.

15. Сорокин Д.Е. Россия перед вызовом: Политическая экономия ответа / Д.Е. Сорокин. М.: Наука, 2003. — 239 с.

16. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М.: Издательство «Библиотека Сербского креста», 2004. — 512 с.

17. Фантом власти или выборы никого [интервью с Л.Г. Ивашовым] // Трибуна русской мысли. № 8. 2008. С. 89–93.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 665; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!