Нормативно-правовое воплощение национальной



Идеи страны

Образ России: содержание и структура национальной идеи

Адилова Л.Ф. (Москва)

Формирование образа России динамичный и вместе с тем противоречи­вый процесс, который состоит в том, что в определенной мере делает пре­дельно выпуклыми некоторые из реально существующих трендов развития России.

Вопросы образа и имиджа государства в последние годы активно об­суждаются как научным сообществом, так и политической элитой1. Сегодня очевидно, что образы одного государства, создаваемые другими, серьезно влияют на восприятие мировым сообществом и согражданами этих стран, поэтому могут и должны быть конструктом для планомерного создания по­зитивного имиджа государства. Привлекательный образ страны имеет зна­чение не меньшее, чем промышленная мощь или военная сила.

Попытаемся предложить теоретические основы исследования, несо­мненно, актуального вопроса формирования образа России в Украине, от­ношения с которой являются одним из приоритетных направлений внешней политики России. Использование различных теоретических основ должно привести к установлению конкретных детерминант формирования такого образа. Определение этих детерминант крайне важно для проведения под­линно научного исследования образа России.

В отечественных исследованиях представлены два полярных подхода к соотношению понятий «имидж» и «образ». Согласно одному это две разные категории, не сводимые друг к другу. Образ здесь — продукт собственной психической активности субъекта, связанной с освоением информации об объекте. А имидж — продукт внешней имиджевой деятельности других субъ­ектов, навязанный данному субъекту. Второй подход опирается на отождест-1 Гринберг Т. Образ страны или имидж государства: Поиск конструктивной модели // Ме-диаскоп. 2008. № 2. С. 12

275


Национальная идея России

вление образа и имиджа допускает прямой перевод слова имидж как образ. Однако, на наш взгляд, следует разграничить понятия образа и имиджа.

Под образом, как правило, понимается субъективное воспринятое «от­ражение» чего-либо, представление о чем-либо. Отметим, что восприятие это стихийно до тех пор, пока создание определенного образа не становится целью коммуникации. Возможно, именно в коммуникационной плоскости и стоит искать смысл понятий «образ» и «имидж»2.

«Имидж государства свидетельствует о его силе, богатстве и уровне раз­вития культуры. Он является показателем его авторитета и успешности действий на международной арене»3. Некоторые российские исследователи отмечают, что в имидже «главное не то, что есть в реальности, а то, что мы хотим видеть, что нам нужно, т. е. имидж должен соответствовать актив­ным ожиданиям людей — активным стереотипам массового сознания»4.

Имидж часто трактуется как образ реального факта, события, явления, лица, формирующийся под воздействием СМИ, которые способны в силу тех или иных причин искажать действительность и воплощать это в псевдо­реалистической модели5.

Образ инструментальный, предназначенный для трансляции с целью со­вершенствования представлений аудиторий в интересах субъекта6.

Образ в свою очередь является результатом воспроизведения предмета на носитель информации. Однако он творчески конструируется сознанием и поэтому самостоятелен по отношению к своему объекту. Образ похож на то, что он отображает с некоторой субъективной точки зрения. Образ игра­ет активно-действенную роль в поведении человека, регулирует поведение, осуществляет функции управления действиями7.

Образ страны это некоторый объем относительно объективной инфор­мации, преломленной в субъективном коллективном мировосприятии и системе ценностей. Имидж — термин более «активный». Он предполагает коррекцию образа посредством ряда стандартных процедур. Имидж фор­мируется на основе уже имеющегося образа, но не тождественен ему.

Имидж можно рассматривать как инструмент достижения конкретной цели и концептуальный продукт, смоделированный с учетом социально-политических национальных культурных особенностей. В одном случае можно рассматривать имидж как набор определенных качеств, которые ас-


2 Ширин С. Парадигмы исследования образа России// Вестник Санкт-Петербургского
университета. 2008. № 1.

3 Галумов Э.А. Международный имидж России: Стратегия формирования. М.: Известия,
2003. С. 43.

4 Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000. С. 130–131.

5 Адилова Л.Ф. Имидж // Тезаурус Социологии / Под. ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-
ДАНА, 2009. С. 135.

6 Гринберг Т. Образ страны или имидж государства…

276

7 Адилова Л.Ф. Имидж. С. 136.


Нормативно-правовое воплощение национальной идеи страны


секция II


социируются с определенным объектом, а в другом — как конструкт, спо­собный придавать свойства и характеристики, не присущие ему, превра­щать эти качества в главные составляющие образа, радикально изменяя его содержательные компоненты8.

Другими словами, мы имеем дело с тремя относительно самостоятель­ными объектами: поддающимися научной верификации знаниями о стра­не; ее образом и, наконец, имиджем, который она пытается создать9. Одна из целей формирования имиджа — максимально близко «подвести» пред­ставления индивида или группы индивидов к образу идеальному (с точки зрения этого индивида или группы индивидов) и соответствующему ком­муникативным задачам субъекта10.

Понятие образа страны тесно связано с понятием «национальные стере­отипы». Стереотип — стандартизированный и устойчивый образ, позволя­ющий получить обобщенное представление о целой категории однородных явлений и объектов. Термин социальный стереотип впервые был введен в оборот американским социологом У. Липпманом. Стереотипы сохраняются на протяжении жизни нескольких поколений, являются одной из наиболее распространенных форм существования национальных представлений об образе другого в общественном сознании11.

Таким образом, условимся рассматривать имидж как «рабочий» кон­структ в формировании необходимого образа. А под образами (любого по­рядка) подразумевать только «отраженные» в сознании участников комму­никации с разной степенью адекватности фрагменты реальности.

Особенности имиджа позволяют сформулировать основные характери­стики имиджа страны. Он должен быть: синтетическим, правдоподобным и достоверным, пассивным, ярким и конкретным, упрощенным, неопреде­ленным.

К основным функциям имиджа страны принято относить следующие12:

1. Идентификация. Эта коммуникативная функция позволяет облегчить аудитории восприятие информации о позитивных сторонах жизни страны.

2. Идеализация. Данная функция призвана обеспечить режим наиболь­шего благоприятствования, восприятию образа страны.

3. Противопоставление (строится на основе других имиджей, имиджей других стран или прошлого своей страны).

8 Адилова Л.Ф. Имидж. С. 135.

9 Мироненко В.И. Российско-украинские отношения в 1991–2002 гг. Историографический
очерк: М., 2004. 382с.

10 Гринберг Т. Образ страны или имидж государства… С. 76.

11 Адилова Л.Ф. Имидж. С. 135

12 Колесникова Т.Н., Чапайкина М.В. Роль имиджа России в глобальном пространстве.//
<http://viperson.ru/wind. php?ID=288501&soch=1>.

277


Национальная идея России


В первую очередь в массовое сознание проецируется политико-геогра- фи ческий образ страны, представляющий собой концентрацию ведущих ге­ографических знаков, символов, черт страны в политическом отношении.

Затем на сформированный политико-географический образ наносится привлекательный природно-ресурсный образ — концентрация ведущих при­знаков и символов национальных ресурсных богатств в природном, ланд­шафтном или климатическом отношении.

Природно-ресурсный образ дает основу для цивилизационно — культур­ ного образа, представляющего собой концентрацию национальных культур­ных знаков, символов и черт народа, страны в историческом и цивилизаци-онном измерении, иными словами — национальный культурный символ, составляющий историческое наследие страны и узнаваемый во всем мире. Этот образ должен идентифицировать государство и его народ с культурно-историческим наследием мировой значимости.

На природно-цивилизационно-культурный фон накладывается социо- ментальный образ народа, определенный как концентрация ведущих соци­альных признаков, символов, черт народа в ментальном отношении. Со ци-ально-ментальный образ идентифицирует народ с характерными, наиболее типичными социально-психологическими признаками.

Далее положительность социально-ментального образа подкрепляется результатами труда народа в виде производственно-экономического обра­ за, обозначенного исследователем как концентрация ведущих экономиче­ских символов, знаков, возможностей страны в научном, промышленном, и ином производственном отношении; как символ благополучия, могущества и влиятельности государства.

Завершает череду перечисленных образов национально-ценностный об­ раз — концентрация ведущих знаков и символов, выражающих государствен­ные интересы, цели и устремления в национально-идейном отношении.

В целом можно определить следующие требования к образу государства13:

- символичность — соответствие существующим традициям в нацио­нальном и мировом сообществе

- концептуальность — наличие главной идеи, удовлетворяющей требо­ваниям реализации национальных интересов

- уникальность — присутствие узнаваемых признаков

- наличествование — широта воздействия образа на общество

- доступность — простота восприятия

- целостность — непротиворечивость различных граней образа госу­дарства.

Таким образом, образ государства — результат его восприятия и пред­ставлений о нем, которые подготовлены распространением эталонов его

278

13 Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования. М., 2003. С. 128.


Нормативно-правовое воплощение национальной идеи страны


секция II


восприятия и направленностью их объединения в целостный образ. Люди, в массе своей оценивающие образ государства, не имеют ни возможности, ни желания знать о государства все или ломать голову над пониманием его действий. Они невольно и мгновенно дают оценку событиям в государстве или вокруг него по нескольким штрихам его образа, которые делают страну узнаваемой, определяемой, оцениваемой. Образ в головах воспринимаю­щих ее людей должен состоять из минимального числа признаков, в кото­рый легко укладываются другие сообщаемые им признаки. Образ государ­ства — это не одна его важнейшая черта, а его целостный образ, который требует соблюдения всех принципов гармонии, за которыми стоит вполне конкретное содержание.

Для консолидированного образа страны, претендующей на роль само­стоятельного центра силы помимо социально-политических и экономиче­ских составляющих, не менее важна и духовная константа, имеющая дол­говременное воздействие. Быть центром притяжения для других стран и народов не только почетный статус и заявленная позиция, но и особая роль, требующая своего материального и духовного подтверждения. Сегодня во­прос состоит не в том, станет ли Россия соответствовать новому заявленно­му статусу, сможет ли она иметь собственные цивилизационные отличия, а в том, какую нишу она займет в геополитическом и цивилизационном пространстве, т. к. имидж «сверхдержавы» уплотнился до страны «третьего мира». Имидж имеет долгосрочный вес в политике, отражает выбранную позицию. Содержательные составляющие имиджа: брендовая и репутаци-онная сработали на понижение образа. На протяжении всего постсовет­ского периода нарастал поток информации, создающий негативный образ России. Принудительная геополитическая среда и подражательная модер­низация разрушили привычную картину мира и повлияли на заниженную самооценку россиян, провоцируя негативные оценки со стороны зару­бежья. Содержание представлений о себе и своем месте в мире влияет не только на внутренний образ страны, но и оказывает определенной влияние на восприятие внешнего образа. Страновой имидж базируется на стереоти­пах, которые сформировались и являются преградой для информационных обменов. Стереотипное мышление препятствует активизации адекватного восприятия т. к. устойчивые негативные представления народов друг о дру­ге являются так называемыми «информационными фильтрами».

Механизмы взаимовосприятия России и остального мира предполагают исследования причин возникновения устойчиво негативных стереотипов, из­менения самоимиджа, исправления деформаций, а затем технологичного про­движения новой страновой идентичности и страновой индивидуальности.

Думается, что в этом контексте, следует и описывать политическую ре­альность, можно использовать инструментарий для вполне определенного круга проблем для сопоставления самоимиджа с воспринимаемым имиджем

279


Национальная идея России

и моделируемым имиджем. Наличие серьезных проблем с международным имиджем для России, носящих традиционный характер, позволяет заме­тить очевидный дефицит идеей по преодолению сложившегося положения.

Создать имидж и бренд страны с мощной историей, однако отягощен­ной ошибками подражательной модернизации экономики, социально-политической сферы достаточно сложно. К тому же, информационная экспансия государств имеющих развитую информационную индустрию создает искаженную ужасами и насилием картину мира. Телевидение и кине­матограф ведут агрессивную атаку на нравственные и культурные ценности народа, разрушая культурный код, смысл существования нации, историче­скую память. Искаженные образы прошлого играют опасную политическую роль в будущем. Самое сильное негативное воздействие на российский со­циум оказывают средства массовой информации, являющиеся мощным ин­струментом формирования общественной морали и нравственности.

Превращение образа в имидж предопределило следующий этап смысло­вой трансформации: закономерности и особенности формирования образа и его технологичная трансформация в имидж и бренд, которые становятся предметом потребления.

В этой связи ресурсы медиа-воздействия можно рассматривать как способность коммуникатора создавать медиа-тексты и медиа-образы, под­дающиеся адекватной интерпретации, и гарантирующие устойчивую узна­ваемость, доступные для понимания. В связи с этим повышается ответствен­ность СМИ, причастных к формированию странового имиджа за качество информационного продукта.

Итогом формирования национально идеи должно стать появление рос­сийской идентичности, которая будет разделяться большинством граждан страны и отождествлять ценностные ориентиры страны и народа. Осозна­ние данной идентичности позволит более четко сформулировать нацио­нальную идею, сформировать национальные интересы, отстаивать и защи­щать их.

Таким образом, произошел поворот от политики формирования на­циональной идентичности и индивидуальности к политике разложения ценностей и смысла существования нации. Трансляции образа как знака, лаконичных образных композиций служат не меньшим основанием для информационных предпочтений. В информационно-символическом про­странстве «трансмутантные процессы» вносят коррективы непосредствен­но в принцип передачи традиции, сохранения, отбора информации и вне­дрения «конъюнктурно выбранного», в заданных рамках.

Россия явилась объектом духовной переделки — массового раскульту-ривания. Подверглась глобальному информационному насилию. Благодаря сложившейся информационной конъюнктуре интерес к современной Рос­сии весьма ограничен и формируется в отчетливо негативном ключе.

280


Нормативно-правовое воплощение национальной идеи страны


секция II


Все это требует проведение целенаправленной политики, сознательно­го повышения привлекательности образа, духовного оздоровления народа, для подтверждения позитивности новых реальных качеств страны и народа необходимо сформулировать собственные национальные духовные ценно­сти, служащие основой национальной идеи российской цивилизации.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1298; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!