Периодическая система идеологий
Реут Д.В. (Москва)
1. Преамбула
Понятие идеология определяется в современном научном и политическом дискурсе множеством способов, например, как: «…комплекс идей и концепций, с помощью которого человек понимает общество, социальный порядок и самого себя в этом обществе и мире»144. Политологи и социологи указывают ряд конкретно-исторических форм актуализации идеологии, прослеживают их связи с интересами тех или иных социальных институтов и стоящих за ними групп, констатируют бескомпромиссную борьбу указанных форм (точнее — масс, охваченных различными формами идеологии), фиксируют периоды возникновения, становления, господства и разрушения их, отмечают некоторые особенности идеологии, например, такие, как направленность на блокировку рефлексии145.
Звучат заявления, что в некоторые исторические периоды идеология вообще отсутствует146. Вероятно, такой результат политологических наблюдений связан с особенностями функционирования изучаемого объекта: идеология тем более действенна, чем более она прозрачна, незаметна, труднорефлектируема. Отличительной чертой «добротной» идеологии является иллюзия самоочевидности вменяемых ею концептов. Но в любой стране на любом этапе исторического развития некоторая идеология неизбежно присутствует. Можно даже говорить о ее модификациях, наблюдаемых в тех или иных социальных группах.
144 Кара-Мурза С.Г. Идеология и мать ее наука. М.: Алгоритм, 2002. С. 5.
|
|
145 Антонович И.И. Социодинамика идеологий. Минск: «Навука i тэхнiка», 1995. С. 7.
146 Дугин А.Г. Структура русского социогенеза / Социогенетические и политэкономические
корни России как общества, страны, государства. Материалы постоянно действующего на
учного семинара. Вып. 4. М.: Научный эксперт, 2009. С. 14.
251
Национальная идея России
2. Особенности идеологических исследований
В связи со сказанным глубокое идеологическое исследование, как правило, является предметом социального табу. А когда возможность табуиро-вания исчерпывается, общественному сознанию вменяется модус цинизма. Подмеченная Марксом неистинность идеологического сознания «они делают это, но они не сознают этого»147, трансформируется в осознанную, но разрешенную себе неистинность общественной практики: «они осознают это, но все равно делают это»148.
И даже когда в эпохи исторических переломов очередная табуирующая инстанция дезавуируется, и возможности ее истощаются, исследование идеологии остается технически запредельно сложным, поскольку требует консолидации различных подходов, а также привлечения материала множества дисциплин: истории, внутренней и внешней политики, социологии, культурологии, психологии индивидуального и коллективного субъектов и т. д. Формирование соответствующего творческого коллектива обычно встречает организационные сложности, разрешимые, разве что в «фабриках мысли». Идеология есть междисциплинарная149, полидисциплинарная150 и трансдисциплинарная151 проблема.
|
|
Многолетняя безуспешность призывов к формированию внятной отечественной идеологии порождает представление о ней как о неподвластной желаниям человека стихии. Политик, не обеспеченный адекватной системой поддержки принятия стратегических решений, вынужден ориентироваться лишь на собственную интуицию и испытывает очевидные затруднения.
3. Итеративность в идеологических исследованиях
Попытаемся наметить пути декомпозиции феномена идеологии, вооружившись концепцией известного польского психолога К. Обуховского. Этот ученый в свое время маркировал траекторию развития частной науки — психологии, выстроив обладающую, по его мнению, полнотой иерархическую структуру разрешаемых человеком кардинальных вопросов: Что? Как?
147 Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., 2 изд. Т. 3.
148 Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал, 1999.
|
|
149 «Междисциплинарность» означает, прежде всего, кооперацию различных научных об
ластей, циркуляцию общих понятий для понимания некоторого явления». [Морен Э. Ме
тод. Природа природы. М.: Прогресс-Традиция, 2005. С. 22].
150 «Полидисциплинарность» является характеристикой такого исследования, когда какой-
либо феномен или объект … изучается одновременно и с разных сторон несколькими на
учными дисциплинами» [там же].
151 «Трансдисциплинарность» характеризует такие исследования, которые идут «через»,
«сквозь» дисциплинарные границы, выходят «за пределы» конкретных дисциплин». Транс
дисциплинарные исследования характеризуются переносом когнитивных схем из одной дис
циплинарной области в другую, разработкой совместных проектов исследования» [там же].
252
Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория секция I
Почему (Зачем)152? Заметим, что развитие социума предполагает замыкание очерченной цепочки в итеративный контур.
Мы полагаем, что данная концепция обладает достаточной общностью для распространения ее и на «возвышенный объект идеологии».
Под Что-идеологией будем понимать состав распределенной идеологической системы и принадлежность ее элементов тем или иным группам социума, а также структуру их взаимосвязей.
|
|
Под Как-идеологией — способы совместного существования этих элементов, процессы их взаимодействия, а также — вызванной внутренними и внешними причинами трансформации взаимодействующих элементов.
Под Почему (Зачем) — идеологией — ретроспективные либо проспективные цепочки причинно-следственных связей в вызываемых идеологией социальных процессах, а также — механизмы их осуществления.
4. Идеология и ценность: «курица» и «яйцо»?
В свежей монографии, посвященной построению национально ориентированной идеологии российской экономической политики153 дальновидно предлагается при управлению экономикой руководствоваться внеэкономическими ценностями. Заметим, что сама необходимость подобной организации управления и очерчивание границ ее применимости соответствуют недавно начатой в рамках Control Science разработке концепции крупномасштабных систем154. Таким образом, контексты монографии и разработки упомянутой концепции задают необходимость сопоставления категорий идеологии и ценностей.
С одной стороны, рассуждения социологов о ценностях с позиций абстрактного гуманизма155 не позволяют выстроить здесь убедительного со-152 Обуховский К. Психологическая теория строения и развития личности // «Психология формирования и развития личности». М., Наука. 1981. С. 61–62.
153 Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Идеология экономической политики. М.:
Научный эксперт, 2008.
154 Реут Д.В. О классификации крупномасштабных систем с учетом хозяйственно-
экономического и прокреационного контекста / Управление развитием крупномасштаб
ных систем (MLSD’2008). Материалы Второй международной конференции (1–3 октября
2008 г., Москва, Россия). Т. 1. М.: Учреждение Российской академии наук Институт проблем
управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2008. С. 106–109. Реут Д.В. Методология круп
номасштабных систем как инструмент политики социально-экономического развития и
место прокреационного здравоохранения в ней // Россия: Тенденции и перспективы раз
вития. Ежегодник. Вып. 4. Ч. I. Редколл.: Пивоваров Ю.С. (отв. ред.) и др. М.: ИНИОН РАН,
2009. С. 678–683. Реут Д.В. О совместном моделировании экономических, социальных,
прокреационно-демографических процессов в крупномасштабной системе / Управление
развитием крупномасштабных систем (MLSD’2009): Материалы Третьей международной
конференции (5–7 октября 2009 г., Москва, Россия). М.: Учреждение Российской академии
наук Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2009. С. 141–143.
155 Волков Ю.Г. Гуманистическая идеология и творческая сущность человека // Социоло
гия, 2004, № 1. С. 114–116.
253
Национальная идея России
поставления. С другой стороны, современная французская философия указывает: «Не существует непрерывности между ценностями и нормами, или, точнее, между культурными ориентациями и идеологиями. Ибо между ценностями и нормами втискиваются, как клин, отношения господства и, значит, общественные движения. Культурные ориентации представляют ставку отношений господства; социальные нормы обнаруживают влияние правящего класса на культурные ориентации и вследствие этого оспариваются народными классами, которые оправдывают их борьбу ссылкой на культурные ориентации общества. Таким образом, понятие ценности выполняет функцию маскировки разрыва между культурными ставками и общественными интересами, маскировки классовых конфликтов»156. Конечно, классовая теория сегодня выглядит несколько архаично, но идея несовпадения интересов различных человеческих общностей может быть положена в основу дальнейшего продвижения.
5. Историческая изменчивость идеологии, структурный подход к изучению ее функционирования
В современном культурологическом и политологическом дискурсе преобладают содержательные подходы к изучению (скорее — описанию) идеологии, национальной идеи и т. п. Однако было бы неверно отказываться ради них от формальных (структурных) подходов к проблеме. Сама идея этнокультурных кодов, квалифицируемая культурологами в качестве ключа к проблеме национальной идеи, изначально несет в себе формально-структурный «скелет». Ведь код — это всегда некая структура, последовательность, взаимное расположение и отношение элементов — в отличие от хаоса.
Уже в античности была отмечена цикличность смены форм правления греческого полиса (аристократия — демократия — диктатура), что дает основания для выделения соответствующих форм их идеологического обеспечения.
Структурный подход к обсуждаемому феномену на современном этапе исторического развития в его пространственном аспекте был представлен на настоящей конференции докладом С.Н. Гринченко157. В нем обсуждалась пространственная иерархия структур цивилизации.
Признавая важность категории пространства в цивилизационных и идеологических исследованиях, мы полагаем не менее существенным темпоральный аспект структурного подхода. Мы предлагаем именно его положить в основание классификации идеологий. На основании сказанного
156 Турен А. Возвращение человека действующего. М.: Научный мир, 1998. С. 73.
157 Гринченко С.Н. Наднациональная идея России // Программа Всероссийской научной
конференции «Национальная идея России», 12 ноября 2010 г., М.
254
Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория секция I
ниже представлен темпорально-структурный подход к систематизации возможных трансформаций феномена идеологии.
6. Темпорально-структурный подход к классификации возможных форм
проявления идеологии
Мы предлагаем исследовать функциональную сущность идеологии, используя разделение единичного и множественного аспектов существования человека во времени. Проявление идеологии есть текущий результат процесса «интерференции» многочисленных обращений к человеку коллективных субъектов различного темпорального масштаба, а также консолидации этих результатов в доступные обыденному сознанию формы. Они оказывают на человека как такового и на человеческие общности конкретные воздействия вплоть до метаморфоз социальных форматов.
Деятельность и поведение индивидуальных и коллективных субъектов определяются, в основном, мотивационным полем158 института культуры. Его структура, включающая как прагматические, так и нематериальные (духовные) интересы, в свою очередь воспроизводит темпоральную иерархию представленных в соответствующем социуме «нарисованных друг на друге»159 коллективных субъектов.
В качестве основы структурного представления исходного мотивацион-ного поля текущего состояния культуры предлагается иерархия временных масштабов («характерных времен»160) областей существования коллективных субъектов исследуемого социума.
На рис. 1, 2 представлены темпоральные кортежи областей существования коллективных субъектов для социума традиционной и европейской культур соответственно.
Представления «моментальных» состояний мотивационного поля, отображенные на рис. 1, 2 имеют инструментальный потенциал, позволяющий предпринять качественный спектральный анализ наличного мотивацион-ного поля (ценностного континуума) и формируемой им идеологии.
Начнем с очевидной посылки: индивид имеет прагматические интересы, ограниченные временной областью его жизни.
Заметим также, что он имеет интересы, выходящие за пределы этой области. Таковы нематериальные интересы, вменяемые культурой (и идеологией как ее составной частью); иногда они именуются духовными.
158 Термин А.С. Шохова [Шохов А.С., Реут Д.В. Сознание: Инструкция пользователя. Одес
са: издательство ВМВ, 2009.]
159 Термин В.А. Лефевра [Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. М.: Советское радио,
1973].
160 Малинецкий Г.Г. Надо «сложить» сознание экспертов и ученых / Национальная идея
и жизнеспособность государства. Постановка задачи. Материалы научного семинара.
Вып. № 2. М.: Научный эксперт, 2009. С. 132.
255
Национальная идея России |
Рис. 1. Темпоральная локализация интересов человека и иерархии коллективных субъектов социума традиционных культур
Рис. 2. Темпоральная локализация интересов человека и ряда коллективных субъектов
социума Европейской культуры
256
Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория секция I
Коллективный субъект высшего темпорального ранга имеет продолжительность с уществования (как правило) большую, чем коллективный с у бъект низшего ранга. Наличествует временная область, названная здесь проблем ной, которая, с одной стороны, заключает нематериальные интересы индивида (субъекта низшего ранга), и, с другой стороны, материальные интересы субъекта высшего ранга. Субъект высшего ранга проявляет идеологическую и основанную на ней административную инициативу в их согласовании, отражающем, естественно, его собственные прагматические потребности.
Господствующая идеология представляется большинству индивидов естественным порядком вещей. Темпоральный кортеж социума традиционной культуры будем считать базовым. В нем степень влияния каждой иерархической инстанции социума на поведение индивида определяется только длительностью ее существования и воспринимается индивидом как естественная. Идеология социума традиционной культуры абсолютно прозрачна, невидима для индивида. История показывает, что, помимо базовой, возможна актуализация иных иерархий влияния как результат конкуренции «нарисованных друг на друге» социальных общностей за те или иные аспекты законодательной, исполнительной, судебной власти.
Договоримся полагать различными идеологии, в которых различается порядок относительной значимости интересов, диктуемых человеческими общностями, имеющими различную длительность существования (различные «характерные времена»).
Предложенные основание и способ схематизации иерархических систем мотивационных приоритетов субъектов традиционной и европейской культур раскрывают характер их бытовой повседневности, отношений господства и подчинения, хозяйственно-экономической деятельности, особенностей формирования идеологий, на которых базируются, в частности, процессы принятия стратегических решений. Анализу доступны особенности как актуальных, так и потенциальных реализаций идеологий социу-мальной структуры.
Взятые по отдельности схемы рис. 1 и рис. 2 отражают текущие состояния мирового идеологического процесса на фиксированных этапах развития социума. Это своего рода «моментальные фотографии» непрерывного во времени идеологического процесса. Число и номенклатура коллективных субъектов на рис. 1, 2 определяются, вообще говоря, текущей социальной конъюнктурой и степенью подробности социологического (политологического) исследования.
Конкуренция членов темпорального кортежа приводит к искусственному изменению степени их влияния на человека. Инструментами этой конкуренции становятся непрерывно формируемые и разрушаемые социальные институты. Описываемая конкуренция может привести и к фактическому изменению структуры темпорального кортежа. Так, род человека, являю-257
Национальная идея России
щийся в обществе традиционной культуры главенствующим коллективным субъектом (вспомним Библейские сюжеты), в «просвещенном» обществе оказался низведен до роли посредника между социумом и личностью161 (ср. рис. 1 и рис. 2).
Число возможных идеологий в социуме, темпоральный кортеж которого насчитывает N позиций, различающихся между собой с функциональной точки зрения, равно числу перестановок из N элементов, т. е. N ! Соответственно «периодическая система идеологий» содержит N ! схем аналогичных рис. 1 и рис. 2.
Следует остеречься относить рассмотрение такого множества вариантов к числу бесполезных занятий; актуализация и даже «…возможность политического успеха идеологий, лишенных социокультурной продуктивности, никак не может быть исключена»162. Среди описанного множества N ! идеологий существуют семейства «запрещенных» идеологий, выводящих социум из эволюционного коридора. Такому семейству принадлежит и современная либеральная идеология Запада (см. табл. 1).
7. Идеология и демография
Схемы рис. 1 и рис. 2 различаются положением рода (семьи) в темпоральной иерархии. Если в традиционной культуре род, семья, тейп — су-веренны (в их внутренние дела не вмешивается никто), то в европейской культуре, в которой «распалась связь времен», и человек «рода своего не помнит», семья попала в подчиненное положение по отношению к другим коллективным субъектам социума. Изменение положения семьи в иерархической структуре социума выражает сущность идеологического переворота, осуществленного широкомасштабным социальным экспериментом французских энциклопедистов XVIII века, под лозунгом liberte, egalite, fraternite освободивших женщину от «домашнего рабства» и включивших ее в общественное производство. При этом прокреационный потенциал был экстрагирован из семьи, обобществлен и использован в конце концов на ускорение европейского социального и технического прогресса. История демонстрирует демографические последствия этого обстоятельства163,
161 Антонов А.И. Микросоциология семьи. М.: ИНФРА-М. 2011. С. 11.
162 Капустин Б.Г. Идеологии современной России: поиск модальности сопряжения / Б.Г. Ка
пустин Идеология и политика в посткоммунистической России. М.: Эдиториал УРСС, 2000.
С. 71.
163 Реут Д.В. Код культурной идентичности как положение в социуме центра ответствен
ности за исполнение прокреационной функции // Национальная идентичность России и
демографический кризис. Материалы II Всеросс. научн. конф. (Москва, 15 ноября 2007 г.).
М.: Научный эксперт, 2008. С. 419–428. Реут Д.В. Прокреационно-демографический фун
дамент социального государства // Россия: путь к социальному государству / Материалы
Всеросс. научн. конф. (Москва, 6 июня 2008 г.). М.: Научный эксперт, 2008. С. 1003.
258
Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория секция I
обсуждаемые, в частности, на семинарах Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования164.
Если ввести прокреационное165 измерение (количественную ось) в число «ценностей мотиваторов человека» при построении «цивилизационно-ценностных профилей»166 и оценивать прокреацию значением ко эф фи циента рождаемости, то обнаружится сходство обсуждаемых профи лей по этому измерению для развитых стран Запада, стран славянско-православного культурного кластера и входящей в него России и принципиальное отличие их от профилей развивающихся стран, принадлежащих традиционной культуре. А именно, с 1980-х годов страны первой группы по коэффициенту рождаемости опустились ниже уровня простого воспроизводства населения (2,14–2,16) и прочно обосновались в этой области (табл. 1), в то время как страны традиционных культур демонстрируют величины коэффициента рождаемости значительно выше уровня простого воспроизводства.
Мы полагаем, что главной причиной демографического отступления Запада (и примкнувшей к нему по прокреационному фактору России) является приверженность либеральной идеологии, приведшей в конце концов в преобладанию «нуклеарной эгоцентристской»167 формы семьи с низкой рождаемостью. Это заставляет относиться с осторожностью к возможности включения России в Евразийский идеологический контекст168. Ведь реальное изменение коэффициента рождаемости как массовой характеристики российского социума, потребует коренной перестройки множества социокультурных институтов.
К сожалению, как показывает новейшая история, демографическая экспансия стран традиционной культуры происходит по косовскому сценарию.
Курсивом мы выделили в таблице значения коэффициента рождаемости, не обеспечивающие простого воспроизводства численности коренного населения. Нетрудно видеть, что с 1980 годов прокреационный провал развитых стран Европы стал всеобщим.
164 Фурсов А.И. Кризис «длинного XXI века» (1975 г.): Причины, движущие силы, угрозы /
Будущие угрозы человечеству и России. Материалы постоянно действующего семинара.
Вып. № 5. Научный эксперт, 2009. С. 5–37.
165 Прокреация — воспроизводство жизни, воспроизводство населения, включающее соз
дание благоприятной прокреационной среды. Термин «прокреация» появился в современ
ном медицинском дискурсе, по-видимому, в работе [Общественный центр «Жизниград»
как форма институционализации проектного отношения к здоровью и субъект новой про-
креационной политики / Л.Е. Романов, Д.В. Реут, О.И. Васина и др. // Тр. всеросс. конф. «Здо
ровье как проблема гуманитарного знания» / Ин-т человека РАН. М., 2003.С. 226–234].
166 Термины С.С. Сулакшина [Сулакшин С.С. Цивилизационогенез в глобальном историче
ском времени <http://rusrand.ru/netcat_f les/590/346/h_ d2c5da99a8407d6e9f58b5f0a8c2f332>].
167 Термины А.И. Антонова [Антонов А.И. Микросоциология семьи. М.: ИНФРА-М. 2011.
С. 6].
168 Валовая М.Д. «Евразийство» как вековая национальная идея России» // Программа
Всероссийской научной конференции «Национальная идея России», 12 ноября 2010 г. М.
С. 24.
259
Национальная идея России
Таблица 1
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!