Национальная идея России — построение мирового нравственного порядка



Малиновский Л.Г. (Москва)

1. Провалы национальной идеи и цивилизационной специфики России

Национальная идея России тесно связана с ее цивилизационной специ­фикой. Эта специфика, согласно А.Д. Тойнби82, возникла в Византии, сохра­нялась и до революции 1917 года, и в советское время.

Национальная идея, как и цивилизационная специфика в России были не случайны.

С одной стороны, в отличие от Византии эта специфика сохранилась и развивалась благодаря ее климату и геополитическому положению83. Для

81 Дугин А.Г. Демократическая Россия? // Основы евразийства. М., 2007. С. 741.

82 Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М.: Прогресс, Культура, С-Пб.: «Ювен-
та», 1995. С. 105–114.

83 Малиновский Л.Г. О цивилизационной специфике России и возможностях ее развития //
Стратегия России в историческом и мировом пространствах. Материалы Всероссийской
научной конференции (Москва, 5 июня 2009 г.). М.: Научный эксперт, 2009. С. 973–995.

216


Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория                  секция I

координации интересов различных народов и групп населения в отсутствие естественных границ требовалась мировая доктринальная нравственная основа в организации власти.

Ориентация на построение мирового нравственного порядка проходила «красной нитью» в православный период. При этом, однако, ведущая роль в таком построении отводилась Провидению84. Тем самым православный мистицизм обрекал население России на пассивность.

С другой стороны, попытки реализации в России других цивилизацион-ных оснований и национальных идей рано или поздно заканчивались про­валом.

Результаты реализации в России Западной цивилизации можно видеть воочию. Налицо как перманентное исчезновение России, так и русского народа. Имеем тотальную безнравственность, вымирание русского населе­ния, исчезновение остатков производства, не связанного с добычей сырья и складирования вредных отходов.

По Марксу капитализм, либерализм, гражданское общество — апогей светского варианта иудаизма85, что резко противоречит нравственным, православно-социалистическим основам Российской цивилизации. Прои­зошла колониальная структуризация производства.

Гораздо менее очевидны за давностью лет исторические попытки уста­новления на территории России Исламской, татаро-монгольской, цивили­зации.

Наличие и относительная независимость структур Православной Церк­ви в России при перемещении митрополита из Киева в Москву, подальше от татаро-монгольских погромов, способствовала собиранию земель вокруг Москвы. В условиях удельной раздробленности и удельных войн Церковь имела рычаги влияния на князя и на царя в виде механизма печалования. Печалование митрополита предохраняло от уничтожения не только населе­ние завоеванного княжества, но и князей, переходивших в категорию бояр. Согласно доктрине христианства сохранялись и общества иноверцев и ино­племенников.

Другое положение имело место в рамках политизированного ислама. К моменту образования Московского княжества единое татаро-монгольское государство приняло ислам и разделилось на ряд удельных ханств, которые, как и русские княжества, вели между собой удельные войны. Однако со­вмещение поста светского и религиозного главы в исламе, свирепость ис­ламских норм в отношении к завоеванным народам распространялись не только на иноверцев, но и на единоверных единоплеменников. Так, Золотая

84 Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Книга первая. М.:
Мысль, 1993. С. 83.

85 Маркс К. К еврейскому вопросу // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 1, 2-е изд. М.:
Госполитиздат. 1955. С. 382–413.

217


Национальная идея России

Орда и ее столица Сарай были полностью уничтожены Крымской Ордой, имело место вырезание Астраханского ханства Крымско-Ногайской Ордой, Крымской Орды ногаями, взаимоистребление Ногайской Орды86. Тем са­мым, для русского освоения были очищены огромные территории.

Несмотря на успехи православия в условиях России необходима была модернизация национальной идеи и основ цивилизационной специфики. Как отмечал Т. Момзен87 применительно к религии Древнего Рима окосте­нение религии являлось путем к безверию, определившему крах Древнего Рима. Эту же ситуацию можно видеть и в православной России, и в причи­нах краха реального социализма в СССР. Основа идеологической доктрины в виде законов от Бога или объективных законов существа дела не меняет.

В настоящее время этот крах угрожает существованию Российской ци­вилизации как таковой. Навязанная же России архаика православия в усло­виях господства светского варианта иудаизма спасти ее не может. Эта ар­хаика в свое время не спасла Россию от революции 1917 года.

Саму же революцию 1917 года можно назвать радикальной модерниза­цией национальной идеи — построения мирового нравственного порядка.

Однако в настоящее время марксизм — основа идеологической доктри­ны Советской власти — безнадежно устарел. Диалектический материализм, претендовавший на методологию науки, таковой не являлся. Люди, свя­занные с наукой, понимали это уже в период его возникновения. Попытки Макса как-то проиллюстрировать работу диалектического материализма в математике88 привели лишь к тривиальным результатам. То же можно ска­зать и о попытках Энгельса в естественных науках89. Сторонники марксизма не поняли этого и в настоящее время. Некоторые из них стали гегельянца­ми, возродив старую мировоззренческую проблему о первичности материи или сознания.

Здесь необходимо заметить, что мировоззрение в качестве основы зна­ний от Бога или в качестве сущностей и объективных законов природы, в отличие от систем познания с не исключаемыми объектом познания и по­знающим субъектом, противоречит принципу позитивной науки о примате наблюдения перед воображением90. Система познания — непосредственно наблюдаемый биологический объект. Хотя позитивизм сам грешит подоб­ными противоречиями. Чего стоят не наблюдаемые математические бес­конечности.

86 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. В пятнадцати книгах. Книги II, III.
М.: Издательство социально-экономической литературы, 1960.

87 Моммзен Т. История Рима. Т. 1. С-Пб.: Наука, 2005. С. 673.

88 Маркс К. Математические рукописи. М.: Наука, 1968.

89 Энгельс Ф. Анти-Дюринг. М.: Изд. политической литературы, 1977.

90 Гофман А.Б. Классическое и современное. Этюды по истории и теории социологии. М.:
Наука, 2003. С. 80–115.

218


Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория                  секция I

Несмотря на мировоззренческую архаику идеологических доктрин пра­вославия и марксизма они сохраняли курс на мировую нравственную ори­ентацию с основной добродетелью высшего блага в виде справедливости.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!