Подходы к пониманию цивилизации, цивилизованности



№                                                                  Содержание

1.

Идеальное состояние человеческой культуры, характеризующееся отсутствием варварства и нерационального поведения, оптимальным использованием физиче­ских, культурных, духовных и человеческих ресурсов, а также полноценное устро­ение индивида в обществе. Подлинная цивилизация — это тот идеал, к которому надо стремиться

2.

Особое состояние или стадия человеческого продвижения к цивилизации, т. е. либо культура, присущая определенному месту и времени, либо ступень культур­ного развития, отмеченная изобретением письменности и хранением письменных записей, а также ступень, отмеченная урбанизацией, совершенствованием техно­логий, ростом населения и усложнением социальной организации (современная цивилизация)

3.

Процесс становления цивилизованности: прогресс в науке, государственном управлении, уголовном процессе, а также в человеческих устремлениях и духов­ности

4.

Крайняя форма внедрения цивилизованности: насильственная индоктринация чужеродных типов культуры, образцов цивилизации среди населения, которому они чужды

В основу теоретического конструирования категории «цивилизация» целесообразно положить понятие метаэтносоциального организма, его ка­чественных характеристик, этапов развития. В цивилизации принято вы­делять ее основные, ведущие подсистемы: биосоциальную, этническую, эко­номическую, политическую, культурную (область символов (прежде всего, язык), ценностей, норм, обеспечивающих коммуникацию между людьми). Цивилизация — не только своеобразие этих подсистем, но и их неповтори­мое сочетание.

170


Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория                  секция I

Таблица 6

Виды инвариантных отношений внутри цивилизации

Тип отношений                              Содержание, характеристики

Отношения к пространству Первичная персонализация пространства; отношения по поводу проявления ресурсов; мера агрессивности как вида пространственной активности и др.
Отношения к воспроизводству себе подобных Семейно-брачные отношения, характер воспитания, социализации и др.
Отношения по поводу распре­деления социальных ролей Характер отношений доминирования — подчинения; иерархия ролей; ранжирование целей
Отношения, направленные на поддержание «социального единства» Характер отношений в организации социума — сило­вые, консенсусные, авторитарные, демократические, по линии государство — гражданское общество и т. д.

В современном мире социокультурные и цивилизационные факторы играют возрастающую роль. Проблемы «столкновения» цивилизаций, «ли­ний разлома» между ними одна из ведущих тем политологии, культуроло­гии и социальной философии, ключевой вопрос геополитики. Многие ис­следователи обращают внимание на то, что в международной повестке дня мегацивилизационные, а, следовательно, и межкультурные проблемы, все отчетливее выходят на ведущее место».

Таблица 7

Доля цивилизаций в валовом мировом продукте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цивилизация

Культура, религия

 

Доля в мировом ВВП в%

2009 г.

42,9

18,6

1950 г

1970 г

53

12,6

1980 г 1992 г
Западная Протестантизм, католи­цизм 46 48,6 48,9
Синская (кон­фуцианская) и японская Конфуцианство, буддизм, синтоизм 6,4 14,9 18

Арабо-исламская Ислам (суннизм, шиизм)

2,9 4,6 6,3 11 12
Латиноамери­канская Католицизм, протестан­тизм, традиционные культы 5,6

6,2

17,4 3

1,7

1,1

7,7 8,3

9,3

7,6 4,5

2,1

1

Православная Православие, ислам 16 16,4 6,2
Индуистская Индуизм, буддизм 3,8 2,7 3,5
Африканская Христианство, ислам, тра­диционные культы 0,2 2 2,1
Другие   1
1,4 2

 

Своеобразие российского политического развития и исторического пути развития России во многом определяются тем, что она является евразий­ской цивилизацией («православное христианское общество» — по Н.Я. Да-171


Национальная идея России

нилевскому и А. Тойнби). Многие известные российские ученые (Н.Я. Да­нилевский, Н.А. Бердяев и др.) и зарубежные (А. Тойнби, С. Хантингтон) полагали актуальной и правомерной постановку вопроса о российском со­обществе, как о самостоятельном цивилизационном феномене.

Россия отличается от других цивилизационных общностей по своим древне-историческим, лингвистическим и религиозным корням, основным ценностям, характеру, доминантам и своеобразию развития. «Евразийцы» (Н. Трубецкой, П. Савицкий и др.) и их последователи рассматривали Рос­сию, как Евразию, особое географическое и культурное пространство. Они представляли Россию как особый, срединный материк между Азией и Ев­ропой и соответствующий культурный тип. «Весь смысл и пафос наших утверждений, — отмечали они, — сводится к тому, что мы осознаем и про­возглашаем существование особой евразийско-русской культуры и особого ее субъекта, как симфонической личности».

Возможно, российские «евразийцы» и переоценивали некоторые осо­бенности развития России и ее культуры по сравнению с другими страна­ми, но они, правы в том, что ее цивилизационная, культурно-политическая традиция имеет свою специфику, доминанты, систему ценностей. Особен­ность российского общества и в том, что оно на две трети (по количеству населения) находится в Европе, а пространственно в Азии.

Существенную роль в исследование праславянского этноса и евразий­ства внес Л.Н. Гумилев1. Выступая в университете столицы Казахстана (г. Астаны), названного именем Л. Гумилева, В.В. Путин, подчеркнул, что научные труды этого ученого «стали ярким вкладом в утверждение идей ве­ковой общности, взаимосвязанности народов, населяющих огромные про­странства Евразии от Балтики и Карпат до Тихого океана». Характерна в этой связи постановка вопроса А.С. Панариным о православной цивилиза­ ции и ее роли в современном мире2.

Следует обратить внимание на важность изучения социокультурных ко­дов российской цивилизации. В монографии известных российских иссле­дователей: В.И Якунина, С.С. Сулакшина и В.Э. Багдасаряна предпринята фундаментальная попытка осмысления феномена современной российской экономики через исторический взгляд посредством обращения к теории и методологии цивилизационного анализа. Они подчеркивают, что цивили­зации в их понимании это не только культурные образы народов, но и вы­рабатываемые тысячелетиями фундаментальные особенности и основания разных сторон жизнедеятельности людей. В этом смысле можно условно говорить о социальных цивилизационно-ценностных генетических кодах, сходных по существу с биологическими кодами живых организмов. «И если мы понимаем, что в биологическом случае генетические мутации приводят

1 См.: Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации. М., 1993 и др.

2 См.: Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002.

172


Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория                  секция I

к уродствам и к гибели организма, то ровно так же попытки вторжения в социальный цивилизационно-ценностный генетический код приводят к не менее опасным общественным и институциональным последствиям»3.

Особенностью российского сообщества является то, что оно расположи­лось на огромных территориях, с суровым климатом, в особых социально-экономических условиях. Россия состоит из множества народов и этносов, с собственными культурами и в силу всего этого с присущими ему своео­бразными политическими и духовными традициями, российским ментали­тетом. В.С. Соловьев писал: «Россия есть громадное континентальное про­странство, не защищенное природными границами, открытое с Востока, Юга и Запада. Основанное в такой стране, русское государство изначала осуждалось на постоянную тяжелую изнурительную борьбу с жителями степей… Бедный, разбросанный на огромных пространствах народ должен был постоянно с неимоверным трудом собирать свои силы, отдавать по­следнюю тяжело добытую копейку, чтобы сохранить главное благо — на­родную независимость»4.

Некоторые зарубежные политики «от глобализма» пытаются подбросить мировому сообществу идею о том, богатейшая Сибирь, принадлежащая только России (!) — это, мол, историческая «несправедливость» и желатель­но взять сибирские богатства под некое управление западных ТНК. Кстати, недавняя специальная российская научная экспедиция в район Северного полюса показала и доказала, что большая часть акватории Северного ледо­витого океана, дно которой является продолжением Сибири, также являет­ся неотъемлемой и значительной (!) частью территории России.

О подвижничестве россиян в деле освоения и защиты своей территории, говорил В.В. Путин: «Хотел бы напомнить: на всем протяжении нашей истории Россия и ее граждане совершали и совершают поистине исторический подвиг. Подвиг во имя целостности страны, во имя мира в ней и стабильной жизни. Удержание государства на обширном пространстве, сохранение уникального сообщества народов при сильных позициях страны в мире — это не только огромный труд. Это еще и огромные жертвы, лишения нашего народа»5.

В последние годы понятие «Российская цивилизация» стало широко ис­пользоваться в документах политических партий, заявлениях государственных и общественных деятелей. Так, например, в платформе партии «Единая Рос­сия» отмечается, что одной из ее важнейших задач на ближайшие годы являет­ся «дальнейшее развитие России как уникальной цивилизации, защита общего культурного пространства, русского языка, наших исторических традиций6.

3 Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Цивилизационно-ценностные основания
экономических решений. Монография. М.: Научный эксперт, 2008. С. 6.

4 Соловьев В.С. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1984. С. 20.

5 Послание Президента России Федеральному Собранию РФ. 16 мая 2003.

6 Из предвыборной платформы партии «Единая Россия».

173


Национальная идея России

К 2007 г. Россия, восстановив (после распада СССР) потенциал добываю­щей и оборонной промышленности, по объему своего ВВП, вошла в «десятку ведущих стран мира и превратилась в мощную геополитическую державу.

Таблица 8


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 267; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!