Национальная идея России как разрешение противоречия между ценностями и интересами



Орлов И.Б. (Москва)

«… возрождение жизненных сил даст только национальная идея» (П.Б. Струве)

Характерной чертой интеллектуальной жизни российского общества всегда выступал постоянный поиск смысла его существования, определе­ния места России в мировой «системе координат» и ее высшего предназна-143


Национальная идея России

чения. Вспомним хотя бы оригинальную постановку вопроса о русской идее в творчестве И.А. Ильина, исходившего из концепции четырехмерности «русской идеи», включающей: русскую религиозность, русское искусство, русскую науку и русское право51. Однако чаще всего принципы националь­ной идеи формулировались «от обратного», т. е. подчеркивалось, чем эта идея не должна быть. Сюда, в частности, можно отнести отказ националь­ной идеи в этничности, конфессиональности, столичности, пафосности, по­литизированности и т. п. Очевидно, что национальной идеей должно стать понятие, адекватно и схоже воспринимаемое большинством населения страны, независимо от языка, вероисповедания, образа жизни, социально­го статуса, образования и культурного уровня. В силу вышесказанного, на­циональная идея не может быть порождением как одной интеллигенции, так и властных институтов.

Центр «Индем» еще в 1997 г. провел лингвостатистический анализ по­нятия «национальная идея», выявивший 15 типов интерпретации данной категории. В основном национальная идея ассоциировалась с такими по­нятиями, как демократия и возрождение России, государственная доктрина и идеология, культура и мессианство, объединяющее начало, православие и соборность, приоритет личности или национальности, монархия, со­циализм и коммунизм, целостность, ценности и экономический фактор52. При этом авторами проектов часть понятий отнесена к ценностям (напри­мер, демократия, национальное единство, возрождение культуры, духовное здоровье нации, сбережение русского (российского) народа, социальный гуманизм и даже счастье всего человечества), а часть — к национальным интересам, включая национальную безопасность и устойчивое развитие в долгосрочной перспективе, рост основных экономических, демографиче­ских и социальных параметров страны, статус великой державы и сильное социальное государство, реализацию «национальных проектов», механизм выхода из современного кризиса и т. п.

В середине ноября 2007 г. завершился конкурс «Национальная идея Рос­сии», организованный компанией креативных коммуникаций BNT Alliance. Несмотря на то что победил проект культурной экспансии, со всей очевид­ностью доминировали две темы — национально-патриотическая и патри­архальная, которые ограничивают поле современного поиска национальной идеи.

Не секрет, что современная научная и общественная мысль разрывает­ся между ограниченностью понимания национальной идеи (в свое время премьер-министр М. Фрадков связал национальную идею с повышением

51 Ильин И.А. О русской идее // Собр. соч. Т. 2. Кн. 1. М., 1993. С. 430–431.

52 См.: Ситников А.П. К вопросу о национальной идее URL: <Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.>.

144


Пленарное заседание

конкурентоспособности российских товаров53) и приданием ей всемирного характера. В целом национальная идея понимается россиянами как меха­низм эффективной коммуникации между гражданами и властными струк­турами с целью дальнейшего формирования демократического (правда, в разном понимании сущности демократии) общества.

Кроме того, довольно распространенным сегодня является представление о национальной идее как компактном наборе основополагающих мифологем, «упакованных» под ключевой символ, метафора или лозунг. Впрочем, отме­чается и несводимость национальной идеи к какой-либо одной идее или сло­гану. Она презентуется как целостный дискурс, т. е. «развернутый во времени процесс существования смыслов, выраженных словами, знаками и знаковы­ми действиями» и демонстрирующий единство трех сфер: метафизики, гео­политики и экономики54. Однако если следовать за ярким определением идеи нации, данной Владимиром Соловьевым в его статье «Русская идея» («…Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности») 55, то национальная идея превращается в заданную свыше «программу» и выводится за рамки научного анализа. Но соловьевское опре­деление, рассматривающее национальную идею через призму божественно­го плана, содержит весьма ценную мысль относительно вклада, который на­род должен внести в мировое развитие. Но само мессианство переменчиво, в силу чего нельзя не согласиться с А.В. Шубиным, что миссий в истории Рос­сии было несколько. Соответственно, следует говорить не об одной нацио­нальной идее, а о ряде «национально-адаптированных идей, доминирующих в идейном спектре данной страны»56. Помимо того, нередко идеи, которые по­зволяют совершить очередной рывок в развитии мировой цивилизации или значительно влияют на это развитие, становятся «национальными» идеями страны, начавшей или инициировавшей соответствующие процессы57.

Думается, что объявление национальной идеей очередной мифологе­мой, не поддающейся однозначной интерпретации и включающей разные смыслы, во многом объясняется проблемой «масштаба». В частности, как механизм идентичности национальная идея России помещается в этничес-

53 См.: Троицкий Е.С. Русская этнополитология и возрождение Отечества // Русская этно-
политическая и национальная идея. М., 2006. С. 32.

54 Национальная идея и жизнеспособность государства. Постановка задачи. Материалы
научного семинара. Вып. 2. М., 2009. С. 142,144.

55 Соловьев В. Русская идея. М., 1992. С. 187.

56 См.: Социогенетические и политэкономические корни России как общества, страны,
государства. Материалы научного семинара. Вып. 4. М., 2009.С. 64, 65; Национальная идея
и жизнеспособность государства. Постановка задачи. Материалы научного семинара. Вып.
2. М., 2009. С. 118.

57 См.: Ганжа А.Г., Тугаринов И.А. Место «всеобщего банка знаний» в концепции ноосфе­
ры // Технико-экономическая динамика России: техника, экономика, промышленная по­
литика. М., 2000. С. 176–188.

145


Национальная идея России

кие (русский народ), национальные («политическая нация»), цивилизаци-онные (евразийство) и наднациональные рамки.

Вообще, современный спектр понимания сущности и формата нацио­нальной идеи довольно широк (рис. 1). Чаще всего национальная идея опи­рается или на ценности, или на национальные (государственные) интересы. Другими словами, в большинстве случаев мы имеем дело с подчеркивани­ем открытого или скрытого конфликта между ценностями и интересами. В частности, подчеркивается: центром области ценностей является цен­ность человеческой жизни, а центром области интересов является дости­жение желаемого. Кроме того, по отношению к интересам система ценно­стей выступает наиболее высоким уровнем социальной регуляции. Если пространство интересов обширно, то общее число ценностей сравнительно невелико. В интересе выражено то, что человек или народ хочет для себя, в идее — то, что он хочет для всех. Цели, которые ставит человек, согласно своим интересам, предполагают знание средств их реализации, а ценностям он верен по самому факту их существования. И, наконец, если ценности лежат в сфере морали, то национальные интересы располагаются прежде всего в сфере геополитики. Преодолению сложившегося «оппозиционного подхода» и посвящена данная работа. Нельзя не согласиться с мнением, что идея представляет собой интерес, «получивший форму всеобщей нормы и правила, заключающий в себе представление о желаемом, должном, не­обходимом для всех общественном порядке»58.

Национальная идея

Национальный идеал             -------

Критика исторического опыта нации -------

«Проект будущего»                  

Система целей                    -------

Государственная идеология         -------

Национальный исторический путь --------

Метафора/Лозунг                 -------

Информационный продукт              '

Рис. 1. «Измерения» национальной идеи

58 Межуев В.М. Гуманитарная наука и идеология // Российская гуманитарная наука: гене­зис и состояние. Материалы научного семинара. Вып. 2. М., 2007. С. 28.

146


Пленарное заседание

Действительно, национальная идея выступает как некий набор ценно­стей в их духовном и символическом выражении. При этом важнейшим компонентом и ядром национальной идеи, формирование которой тес­но связана с духовным выбором народа, выступает собственно идея на­ции и национального государства как символа, творца и гаранта сохране­ния единой нации. О значении духовного выбора хорошо сказал испанец Э. Филипс: «Периоды величия страны выражаются в устремлении людей, ее населяющих, к духовному идеалу и Истине, к некой великой идее. В эти моменты духовного подъема страны проявляется душа ее народа. Период упадка выражается в измене этому идеалу и его утрате в обмен на обречен­ное и упадническое прельщение страстью мира к земным богатствам, земле и власти, помрачению высших устремлений народа и его духовной сути»59. Однако это нисколько не свидетельствует против возможности соединения ценностей и интересов в едином пространстве национальной идеи.

С одной стороны, национальная идея нежизнеспособна, если она не ба­зируется на ценностях. Более того, не отражая их, она становится идеологи­ческим суррогатом. С другой стороны, в истории идея неизменно посрам­ляла себя, как только отделялась от интереса60. Ведь ценностную систему того или иного общества определяют прежде всего общественные интере­сы. Потребность в национальной идее вырастает в первую очередь из не­обходимости мобилизовать общие усилия вокруг некой цели, определяемой жизненно важными интересами. Параметры национального интереса опре­деляются целостной политической картиной мира и ценностной системой, господствующей в данном обществе и государстве.

В свою очередь, господствующая в социуме система норм и ценностей и норм обусловливает динамику интересов и вектор их трансформации. На­циональная идея способна задавать целеполагание нации и мобилизовывать потенциал народа на исторические свершения. Посредством актуализации в духовном производстве национальная идея создает и поддерживает чув­ство психологического комфорта и защищенности граждан. Национальная или национально-государственная идентичность формируется не только на основе различения своих и чужих особенностей, но и понимании историче­ских (цивилизационных) интересов.

Лейтмотивом русской национальной идеи на современном этапе должно стать осознание единства России как самостоятельной сущности, как целого и как организма61. Для этого сама национальная идея должна быть цельной,

59 Цит. по: Воловикова М.И. Нравственный идеал и антиидеал в контексте особенностей
российского менталитета // Национальная идентичность России и демографический кри­
зис / Материалы Всероссийской научной конференции (20–21 октября 2006 г.). М., 2007.
С. 730.

60 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. М., 1955. С. 89.

61 Рогульченко М.Г. Синетика. Русская национальная идея. М., 2004. С. 141.

147


Национальная идея России

т. е. содержать в себе базовые ценности личного, общественного и государ­ственного бытия. Национальная идея, нацеленная на сохранение страны и ее сущности, является жизненно важной функцией социального (госу­ дарственного) организма и имеет 3 базовых атрибута — территорию, на­родонаселение и управление. А это выводит нас в сферу государственного целеполагания и стратегического планирования, тесно завязанного на госу­дарственные (в широком смысле слова) интересы.

Таким образом, формирование и утверждение национальной идеи связано, с одной стороны, с таким рациональным понятием, как «политический успех», а с другой — с представлением об «исторической миссии» страны и народа. Но для того, чтобы интерес «созрел» до уровня национальной идеи, он должен пройти через стадию обретения национальной идентичности62. Другими сло­вами, путем приобретения национальной идеи народ превращается в нацию.

При этом жизнеспособность национальной идеи определяется прежде всего соответствием интересов развития страны (государства) вектору развития мирового сообщества в целом. Поэтому для всех известных на­циональных идей характерна их обращенность в будущее, помноженная на миф об историческом или божественном предопределении национального пути63. Мессианскую составляющую, так или иначе, содержали националь­ные идеи (или их идеологические суррогаты) всех состоявшихся государств, будь это «цивилизаторская миссия белого человека» у англичан или «куль­турная экспансия» у французов, «вселенская миссия народа-крестоносца» у испанцев, «мировая миссия фашизма» у итальянцев или идея «третьей империи» у немцев. Сегодня, в условиях глобализации, пропаганда «аме­риканского образа жизни», на удивление напоминающая японскую миссию «истинного пути», входит в очевидное столкновение с концепцией, пред­ставляющей Китай «центром мира и истории». В таком ключе разворачива­ющаяся на наших глазах «валютная война» между США и Китаем обретает несколько иное, цивилизационное, звучание.

Осознанная или неосознанная национальная идея во многом представ­ляет собой важный импульс в жизни любого народа. То есть его истори­ческому существованию сопутствует «широко разделяемая органическая система ценностей, верований, убеждений»64. Как система базовых идеалов

62 Помимо общенациональной идентификации значение имеют также обоснование смыс­
ла существования нации и наличие национального идеала.

63 Иванова С.Ю. Национальная идея в культуре современной России // Национальная
идентичность России и демографический кризис / Материалы Всероссийской научной кон­
ференции (20–21 октября 2006 г.). М., 2007. С. 630.

64 Лапицкий М.И. «Американская мечта». От «плавильного котла» к «салатнице» // Нацио­
нальная идея: история, идеология, миф. М., 2004. С. 63.

148


Пленарное заседание

национальной культуры национальная идея представляет собой социокуль­турную целостность. В силу вышесказанного, она имеет несколько сущност­ных оснований, без которых теряет целостность и жизнеспособность:

- идеологическая основа — патриотизм;

- политическая основа — идея гражданской нации;

- ментальная основа — приверженность национальной культуре и тра­диции;

- геополитическая основа — место, роль и миссия страны в мире.

Патриотизм является одним из главных механизмов не только осущест­вления преемственности между поколениями, но и идейного позициониро­вания России в международном сообществе. В этой связи следует помнить о ставших хрестоматийными словах В.Г. Белинского, что «любить свою ро­дину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала челове­чества и по мере сил своих споспешествовать этому»65.

Кроме того, важнейшим условием внедрения национальной идеи в мас­совое сознание является то, что она должна адекватно и похожим образом восприниматься активным большинством населения страны66, независимо от языка, вероисповедания, образа жизни, социального статуса, образова­ния и культурного уровня. В силу этого национальная идея должна отра­жать оптимальную меру традиции и модернизации67.

Уникальность национальной идеи определяется уникальным профи­лем факторов жизнеспособности страны или цивилизации. Очевидно, что российский цивилизационный «архетип» содержит отличное от западного представление о мире и месте человека в нем. Стоит прислушаться к словам Н.А. Бердяева о том, что не стоит русскую самобытность смешивать с рус­ской отсталостью68.

В метаисторическом контексте национальная идея России тесно увязана с основными ценностями российской государственности, в свою очередь, опирающимися на ценностные ориентации народа. Высшими ценностями российской государственности являются государственная суверенность России, а также накопленные в веках и поколениях ценности культуры, религий и традиций. На протяжении многовековой российской истории русское православие выступало одним из ценностных компонентов нацио­нальной идеи. Следует признать, что православная эпоха в русском созна­нии стала совершенно новым этапом выработки «русской идеи» из глубин

65 Белинский В.Г. Собр. соч. Т. 4. М., 1954. С. 489.

66 В современной классификации ценностей, делящей их по уровням общественного со­
знания, к высшему уровню относятся ценности, разделяемые более 50% социальных групп
(см.: Горяинов В.П. Эмпирические классификации жизненных ценностей россиян в постсо­
ветский период // Полис. 1996. № 4).

67 Национальная идея и жизнеспособность государства. Постановка задачи. Материалы
научного семинара. Вып. 2. М., 2009. С. 13.

68 Бердяев Н. Судьба России // Родина. 1989. № 2. С. 65.

149


Национальная идея России

народного духа. На рубеже XIII–XIV вв. произошел весьма существенный сдвиг в системе ценностей, определивший и цивилизационный сдвиг. По­нятие о величии Русского государства — наследника Византии и государ­ственной идеи — русские трансформировали в форму православного цар­ства с византийской идеологической основой69.

В России на протяжении веков при обсуждении почти всех жизнен­но важных проблем общественного развития всегда возникала проблема отношения к Западу или, точнее, — самоосмысления, самоутверждения себя на европейском фоне70. Ход российской истории демонстрирует, что «русская национальная идея» актуализируется и выходит на поверхность в условиях внешней угрозы или цивилизационного вызова. То есть она мо­жет рассматриваться как скрытый цивилизационный потенциал народа. История России и ее государственности — это история ее национальной идеи. Поэтому проблема формулирования / формирования национальной идеи не может быть решена без осмысления исторического опыта и вызова, стоящего сегодня перед страной. С учетом этого активная часть российско­го общества видит будущее России как великой державы и сильного соци­ального государства, основанного на возвращении к традициям и мораль­ным ценностям71. Если не навешивать на Россию ярлыки типа «империи зла» и выйти за рамки категориального аппарата эпохи холодной войны, то под державностью следует понимать характеристики политического, эко­номического, военного и духовного могущества страны в мире, а также способности оказывать влияние в международных отношениях. Да и само слово «держава» своим происхождением обязано славянскому «държа» (владычество, могущество) и в смысловом и стилистическом отношении представляет собой возвышенное обозначение страны и государства со значением мощи. Державность одновременно является специфическим идеологическим конструктом, отражающим сознание масштабов, полити­ческого веса, экономического и военного могущества страны, а также, что немаловажно, причастности к значительному во всех отношениях социуму. Без сформированного позитивного образа страны, в котором присутствует идея державности, граждане современной России не смогут закрепить свою национальную идентичность. Национальная идея должна стать составной частью политической культуры российского социума, специфический об-

69 См.: Менщиков В.В. Евразийство и национальная идентичность России // Национальная
идентичность России и демографический кризис / Материалы Всероссийской научной кон­
ференции (20–21 октября 2006 г.). М., 2007. С. 409; Сургуладзе В.Ш. Русская идея и отраже­
ние кризиса национальной идентичности в русской философии. М., 2006. С. 45.

70 Игрицкий Ю. Россия и Запад. К философско-политическому осмыслению проблемы //
Свободная мысль. 2000. № 5. С. 74.

71 Ткаченко О.В. Архетип народных представлений в формировании новой тимической
парадигмы // Национальная идентичность России и демографический кризис / Материалы
Всероссийской научной конференции (20–21 октября 2006 г.). М., 2007. С. 764.

150


Пленарное заседание

лик которой определяется балансом сосуществующих устойчивых и под­вижных компонент, присущих той или иной эпохе. Этот баланс образуется прежде всего совокупностью относительно устойчивых во времени ценно­стей, установок и норм морали, а также стереотипов поведения, зафиксиро­ванных в обычаях, традициях и порой даже в законах.

Таким образом, национальная идея представляет собой не только набор символов и ценностей, объединяющих граждан, но и артикуляцию прин­ципов, лежащих в основе национальных интересов72. В условиях «сетевых войн», объектом которых становятся ценностные установки населения, Рос­сии сегодня необходим мировоззренческий проект (национальная идея), опирающийся на базовые ценности российской цивилизации и государ­ ственности как основы внешнеполитической стратегии и системы без­ опасности страны.

Обеспечивая базу согласия в обществе и давая перспективу устойчивого и долгосрочного развития, такая идея должна иметь понятную стратегию и механизмы ее программного воплощения. Помимо того, изменение идео­логической ориентации современного российского политического курса требует не только доведения национальной идеи до сознания россиян, но и создания институтов, способных реализовывать ее основные положения как внутри страны, так и на международной арене, где на смену противо­борству государств приходит конкуренция цивилизаций.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!