Идеологический облик современного мира



Мы попытались далее выявить, а что собой представляет современный идеологический облик мира. Был проведен расчет по критерию идеологи­ческого позиционирования правящих партий. Обнаружилось, что сейчас

30 http://www. worldvaluessurvey. org/. 102


Пленарное заседание


120 100 80 60 40 20 0

%

Идеократические страны Деидеологизированные страны

97,2

95,4

93,8

92,3

86,9 86,5

83,3

81,4 81,3

65,9

63,1

89,9

61,5 61,1 60,4

44,6 43,4

37,4

 


Рис. 28. Опрос проекта «Мировые ценности». Готовность сражаться за Родину, в % от

числа опрошенных

большинство правящих партий в мире принадлежат к консервативному направлению. Либеральные партии находятся у власти только 11,7 стран, в мире составляют всего 11,7% (рис. 29).

11 , 7



Либерализм

26,2              Социал-демократия

Социализм с национальной спецификой

Консерватизм, национализм


28,8

Рис. 29. Идеологический спектр современного мира: идентификация государств по доминирующей идеологии, в % от числа государств

Еще более интересно посмотреть идеологическое позиционирование правящих партий в исторической динамике. Для рассмотрения был взят период с 1985 по 2009 год. Что мы видим? Помимо того что произошел де­монтаж коммунизма, менее замеченным осталось кратное снижение попу­лярности либеральной идеологии. Характерно также и то, что еще в 1985 г.

103


Национальная идея России


40 30 20 10

большинство правящих партий идеологически самоопределялось по крите­рию универсальной идентичности. Сейчас мы видим, что в мире преобла­дает идеология национальной идентичности (рис. 30, 31).

%

33,3

1985 г. 2009 г.

28,8

29,5

26,2

19,3

21,1

16,3

11,7

13,8

0


 

 

 


 


 


 

 


 


 


Рис. 30. Идеологический вектор развития мира: идентификация государств по доминирующей идеологии, в % от числа государств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1985 г.      
70

 

59,6

 

2009 г.

 

62,1  

60

 

 
   
50

 

 

37,9

 

40,4

 

 
40

 

 
30    
20              
10 0              

Идеология универсализма                  Идеология национальной идентичности

Рис. 31. Идеологический вектор развития мира: идентификация государств по доминирующей идеологии, в % от числа государств

В России население, судя по данным социологических опросов, имеет те же идеологические предпочтения. Обнаруживается усугубляющийся раскол меж­ду неолиберальной идеологией властей и стремлением к выдвижению нацио-104


Пленарное заседание

нально идентичной идеологии народом. Характерны в этом отношении данные опроса среди сельского населения России. Цель вопроса «Чем мы гордимся?» заключалась в выявлении иерархии компонентов, составляющих предмет на­циональной гордости. За историческое прошлое нашей страны испытыва­ют гордость 55,3% сельских жителей31. Это наивысший показатель. При этом в определении жизненно важных ценностей, волнующих сельских учителей, наименее значимой оказалась свобода слова — всего 3,9%32 (рис. 32, 33).


                     
         


%


60 50 40 30 20 10 0


55,3


49,2


 


 


 


 


 


 

 


 


 


 


 


26,1

23,2 22,6

21,4 20,7

14,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3,9

 


Рис. 32. Уровень национальной гордости родителей сельских школьников за родную страну (в % к числу опрошенных). Вопрос: «Испытываете ли вы чувство гордости?»


80 60 40 20

4,1 3,7 2,8

 


 

 

 

 


 


 

 


% 68,9

62,7

48,1

38

29,7 29,4

19,1 19,1 19

 

 

 

 

 

0

 

 


1,5


Рис. 33. Жизненно важные проблемы, волнующие сельских учителей (в % опрошенных)

31 Силласте Г. Идеалы и ценности сельских жителей России: Семья и учителя (Статья вторая) // Безопасность Евразии. 2004. № 4. С. 10.

Там же. С. 30.

105


Национальная идея России

А как же Запад? Он, казалось бы, демонстрирует примеры другого рода — о достижении высокой успешности при отсутствии государственной идеоло­гии. В действительности же мы наблюдаем исторически устойчивое наличие доминирующих на Западе идеологических моделей. Эти модели выражали, с одной стороны, идентичность единой западной цивилизации, а с другой, утверждали идею ее мировой гегемонии. Pax Romano, Pax Christiana, идео­логия просвещенного Запада… Далее просвещенческая триада «свобода — равенство — братство» дифференцировалась в рамках трех идеологических направлений. «Свобода» преломлялась в либерализм, «равенство» — в со­циализм, «братство» — в консерватизм. В XX столетии они выразились в со­ответствующих тоталитарных проекциях: неолиберализм, коммунизм, фа­шизм. Основа же у них единая. Без западного цивилизационного контекста они не могут быть адекватно восприняты. Перенос их на почву иных циви­лизаций приводил, как правило, к существенной деформации данных кон­цепций. За каждой из указанных идеологических версий стоял, как правило, вполне определенный геополитический субъект, претендующий на исполне­ние миссии интегратора западного пространства. Сегодня период идеоло­гической диверсификации Запада, по-видимому, завершен. Фактически он выступает с двумя идеологиями, акцентированными на факторе западной цивилизационной идентичности, — Pax Americano и «Европеизм» (рис. 34).


Pax Romana


Pax Christiana


 



 




Неолиберализм Коммунизм

Фашизм


Рис. 34. Идеологическое развитие Запада

Идеология и цивилизационная идентичность: опыт геополитического преломления

К важным выводам приводит географическое преломление идеологи­ческих моделей. Идеологии оказываются идентичны. В Средние века идео-106


Пленарное заседание

логия имеет преимущественно религиозный вариант выражения. Каждая цивилизация формировалась вокруг некой идентичной религии (рис. 35).

Рис. 35. Идеологическая карта мира в Средние века


Рис. 36. Идеологическая карта мира периода модерна


Модернизационное переустройство мира не изменило принципиально существа дела. На смену религии приходит идеология. И снова каждая из цивилизаций выдвигает собственный идентичный идеологический кон­структ (рис. 36).

107


Национальная идея России

Сегодня обнаруживаются контуры новых идеологических проектов. Они соотносятся, как и прежде, с границами цивилизаций: Североамериканская цивилизация генерирует проект Pax Americano, Южной Америки — идео­логию боливарианского социализма, Европа — идеологию европеизма, му­сульманский Восток — идеологию исламской интеграции нового халифата, Индия — идеологию духовной альтернативы, неогандизм, Япония — идео­логию японской национальной самобытности, Китай — идеологию китай­ской глобализации (рис. 37). А что же Россия? Генерирует ли она какую-то собственную идеологию? К какому проекту цивилизационной идентично­сти она сегодня стремится?

Рис. 37. Формируемая идеологическая карта современного мира

Задача генерации новых идеологий особенно актуализировалась в пери­оды кризисов. Кризисы исторически выступали в качестве катализаторов идеологической рефлексии (см. рис. 38). Как показывает история, за счет выдвижения новых идеологий и происходило преодоление кризисной си­туации. Включался особый духовный ресурс. Очевидно, что сейчас мир на­ходится в поиске новых идеологических концептов.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 278; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!