Какой быть новой идеологии России



История России представляла собой в идеологическом плане инверсию трех концептуально оформленных моделей государственного развития — Третьего Рима, православной империи и коммунизма. Помимо них в раз­ное время выдвигались и другие идеологические проекты — Нового Кон­стантинополя (Ярослав Мудрый), Нового Иерусалима (Никон), Государства

108


Пленарное заседание


– Идеология империализма

– Марксизм

(II Интернационал)

– Народничество

– Расизм

– Идеология Мэйдзи

– Идеология Ихэтуань


– Коммунизм

– Младо-национализм

– Шовинизм


– Ленинизм

(III Интернационал)

– Фашизм

– Ятсенизм


– Национал-социализм

– Национал-большевизм

– «Третий путь»

– Идеология индустриализации


 


 

1873,1890 гг.


1890, 1907,

1914 гг.


1920 г.


1929 г.


 


V

кризис

 

V

кризис


V

кризис


V

кризис


 


– Маоизм: идеология «большого скачка»

– Арабский социализм

– Голлизм

– Идеологема «ДиП» в СССР

– Антиколониализм

– Идеология японского пути


– Идеология исламской революции

– Идеологема «государства всеобщего благоденствия»

– Идеологема конвергенции

– Идеологема

«национальной

модернизации»

– Идеологема новых «азиатских тигров»

– Идеология «Джамахирии»


Новые

идеологические

концепты

(?)


 


1957 г.


1973 г.


2008 г.


 


V

кризис


V

кризис


V

кризис


Рис. 38. Мировые кризисы и идеологическое развитие мира

всеобщего блага (Петр I), Всемирной христианской империи (Павел I) и др. Однако все они имели вторичный характер и не обладали тем уровнем доктринальной завершенности, как три вышеперечисленные модели, образу­ющие идеологии. Морфология исторического выражения идеологических факторов российской государственности представлена в нижеприведенной таблице (табл. 2).

109


 


 


 



110


111


112


 


 


 


 


 


 


 


113


Национальная идея России

Из анализа ее следует два положения. С одной стороны, смена идеологем соотносилась с новыми реалиями и вызовами развития страны и мира. С другой, их модификация носила зачастую формальный характер, скрывая за модифицированными маркерами константные принципы и ориентиры российской национальной идеи.

Противники идеологизации высказывают сомнение о поддержке ее на­родом. Сомнение совершенно напрасно. Как показывают социологические опросы, 91% россиян считает необходимым выдвижение государственной идеологии. Ответ остается за властью. Готова ли она признать необходи­мость выдвижения государственной идеологии России?

«Есть нечто более сильное, — говорил В. Гюго, — чем все на свете вой­ска, — это идея, время которой пришло». И время выдвижения националь­ной идеи России пришло.

Семья, труд, почтение к старшим как триединство национальной идеи России

Сухорукова Е.В. (Москва)

Добрый день, уважаемые участники такой значимой по теме научной конференции. Искренне рада возможности выразить свою точку зрения на тему национальной идеи России и за это сердечно благодарю Центр про­блемного анализа и государственно-управленческого проектирования.

«Все то, что происходит кругом нас, для нас, разумеется, мучительно. Однако я верю и надеюсь, что, исчерпав себя, нигилизм докажет свое ни­чтожество, всем надоест, вызовет ненависть к себе, и тогда, всей этой мерзо­сти, сердца и умы уже не по-прежнему, вяло и с оглядкой, а, наголодавшись, обратятся к русской идее, к идее России, к Святой Руси»33, —писал в 1917 году Павел Флоренский, православный священник, наш русский Леонардо, расстрелянный в 1937 году.

Пророки в своем Отечестве были, есть и будут. Главное — вовремя услы­шать их.

Флоренский был прав. Спустя почти столетие можно признать: да, все мы, граждане одной страны, истосковались по чистоте, по вере в то, что рождены для лучшего, по чувству единого народа. После долголетнего пре­бывания в духовном плену нам, как воздух для жизни, необходимо возрож-

33 Священник Павел Флоренский. Предполагаемое государственное устройство в буду­щем / Сборник архивных материалов и статей. М., 2009, C. 10.

114


Пленарное заседание

дение исторической памяти и национального самосознания для того, что­бы лозунг «Россия, вперед!» был не просто императивом, а нравственным и психологическим мотивом жизни каждого россиянина.

А пока, судя по результатам социологических опросов, мы больше похо­же на слепых котят: встаем на путь, но не знаем, как по нему идти. Об этом говорят данные «Левада-Центра»34: большинство россиян (53%) уверены в том, что в России усилилась «вера в Бога и религиозность» за последние десять лет, одновременно с этим 78% убеждены, что за эти же годы ослабла «прочность брака», 72% — ослабла «трудовая мораль», по мнению 80%, ста­ло меньше «уважения друг к другу». Две трети россиян считают, что стало меньше «уважения к закону», «личной ответственности», «готовности за­щищать свою гражданскую позицию».

При этом три четверти россиян убеждены в том, что сейчас важнее обе­спечить большее уважение к традиционным ценностям — семье, труду, по­чтению старших, чем к людям иного происхождения, нетрадиционного об­раза жизни и с иными обычаями.

Вот на этом треугольном камне — «семья, труд, уважение к старшим» — мне бы и хотелось заострить внимание в своем докладе. Если мы проана­лизируем расцвет любой цивилизации, то убедимся, что ему всегда сопут­ствуют признание высочайшей значимости этих трех ценностей. Ни одна национальная идея не может быть действенной, если в ее основе нет пиете­та к родителям, созиданию, пожилым членам общества.

Вспомню еще раз Флоренского: «Государство, начинающее будущую культуру, смотрит вперед, а не назад, и свои расчеты строит на будущем, на детях… Без здоровых душевно и телесно детей нет будущего»35.

Все мы знаем, что ценности поколений формируются в возрасте до 10–12 лет, когда ребенок еще не оценивает происходящее, а спонтанно осваивает наиболее эффективные технологии. Эти глубинные, подсознательные цен­ности формируются как внешними событиями, так и, конечно, воспитанием в семье, которая дает базовые ответы на вопрос «что такое хорошо» и «что такое плохо». Первый фактор влияния формируется в отдельный истори­ческий период, поэтому и ценности, которые формируются у большинства людей, рожденных в одинаковый период времени, во многом похожи. Вто­рой — должен быть вне времени: он должен быть той священной силой, ко­торая соединяет одно поколение с другим и при этом делает каждое после­дующее поколение все совершеннее в эволюционном процессе.

34 <Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.>.

35 Священник Павел Флоренский. Предполагаемое государственное устройство в буду­
щем. Сборник архивных материалов и статей. М., 2009. C. 42.

115


Национальная идея России

Сейчас в России живут и работают представители шести поколений36.

Поколение победителей или строителей, героев (1900–1923 г.р.)

Их ценности формировались до 1933 года.

События, сформировавшие ценности: революционные события 1905 и 1917 годов, Гражданская и Первая мировая война, коллективизация, элек­трификация.

Ценности: трудолюбие, ответственность, почти религиозная вера в свет­лое будущее, готовность погибнуть за свои идеалы, доминантность и кате­горичность суждений.

Герои: Чапаев, революционеры, Павлик Морозов.

Сегодня их осталось в стране 532 тыс. человек, или 0,4% населения.

Молчаливое или терпеливое поколение (1923–1943 г.р.)

Их ценности формировались до 1953 года.

События, сформировавшие ценности: культ Сталина, массовые репрес­сии, Вторая мировая война, восстановление разрушенной страны, открытие антибиотиков.

Ценности: преданность, соблюдение правил, законов, уважение к долж­ности и статусу, честь, терпение.

Герои: Валерий Чкалов, Паша Ангелина, Любовь Орлова, воин-освободитель.

Сегодня их в стране 15,8 млн человек, или 11,2%.

Поколение беби-бумеров, или детей Победы (1943–1963 г.р.)

Их ценности формировались до 1973 года.

События, сформировавшие ценности: советская оттепель, покорение космоса, СССР — мировая супердержава, холодная война, создание проти­возачаточных таблеток, единые стандарты обучения в школах и гарантиро-ванность медицинского обслуживания, как следствие, поколение с психоло­гией победителей.

Ценности: оптимизм, заинтересованность в личностном росте и возна­граждении, в то же время коллективизм и командный дух, культ молодости.

Герои: Юрий Гагарин, Майя Плисецкая.

Сегодня их 34,6 млн человек, или 24,4%.

Поколение Х, или неизвестное, или «дети с ключами на шее» (1963– 1984 г.р.)

Их ценности формировались до 1993 года.

36 Теория поколений была создана в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом.

116


Пленарное заседание

События, сформировавшие ценности: гонка вооружений, продолжение холодной войны, война в Афганистане, перестройка, гласность, падение Берлинской стены, распад СССР, денежные реформы начала 1990-х.

Ценности: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремле­ние учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмо­ций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов.

Герои: Ирина Роднина, Михаил Горбачев, Никита Багров (фильм «Брат»).

Сегодня их в стране 43,5 млн человек, или30,7%.

Поколение Y, или Миллениум, или поколение Сети (1984–2000 г.р.)

Их ценности продолжают формироваться и сейчас.

События, сформировавшие ценности: Чеченская война, теракты и воен­ные конфликты, реформы и дефолты 1990-х, атипичная пневмония, разви­тие цифровых технологий. Мобильные телефоны и Интернет — привычная действительность. Социальные сети. Онлайн-игры. Доступность западных брендов и путешествий.

Ценности: гражданский долг, мораль, ответственность, открытость но­вому, умение подчиняться, немедленное вознаграждение.

Героев: нет.

Сегодня их в России 35 млн человек, или 24,7%.

Поколение Z (c 2003 г.р.)

Пока их 12,2 млн человек, или 8,65%. Это дети, чье будущее зависит от того, какие ценности мы в них заложим сегодня. Если их будет окружать с ранних лет жизни красота, то, безусловно, их будущее будет прекрасным. Речь идет прежде всего о красоте отношений в семье и обществе.

Нам всем от рождения свойственно чувство прекрасного. Интуитивно мы с ранних лет понимаем, «а что есть красота». Попробуйте маленькому ребенку одеть что-нибудь с рисунком черепа и костей — он разразится горьким плачем. Любое дите понимает всем своим существом, что это без­образно.

Однако мы видим, как много взрослых привержены этой символике.

Эрих Фромм, крупнейший мыслитель XX века, считал, что любовь к та­ким знакам — это заложенная в детстве программа к разрушению и уста­новка на силу. Люди-некрофилы, как он их называл, воспринимают живых людей вещами. Все жизненные процессы, чувства, мысли они превращают в вещи. Они всегда живут только прошлым. Они не видят будущего, они лишены возможности созидать, поэтому они обречены (пример — Гитлер).

Будущее видят те, кто любит жизнь. Во главе всех золотых эпох были те, кто находил счастье в умножении красоты. Ведь красота — это естествен-117


Национальная идея России

ность жизни, признак ее эволюции, она присуща всему — каждому атому и всей Вселенной, она заложена в нас бесконечной историей мира. Если мы хотим быть, то нам надо считаться с законами мироздания. Именно про это сакральная фраза «Красота спасет мир».

Ребенок, который вырос в любви и заботе, которому мама и папа читали правильные сказки, который верит, что добро побеждает зло, вырастет со­зидателем, а свойственное ему от рождения чувство красоты обязательно перерастет в утонченное нравственное чувство.

Почему наша страна так долго находится без руля и ветрил? Почему мы до сих пор без великой национальной идеи? Почему у нас нет мегамечты?

Потому что почти весь прошлый век семья, которая дает базовые ценности, объединяющие нацию, разрушалась. Привнесенный с Запада потребительский вирус только усилил эту тенденцию. Поэтому сегодняшние шесть поколений россиян разобщены, и у каждого последующего поколения нравственное чу­тье становится все более притупленным. Это может грозить не только кон­фликтом поколений, это может стать началом конца великой нации.

В то же время искренне верю, что мы можем избежать любого негатив­ного сценария, если объединим на базе семьи все поколения, если сможем вернуть нашему народу приверженность жизни.

***

По данным соцопроса37, в настоящее время среднестатистический граж­данин страны хочет прожить 82 года. Такова уже сегодня средняя продолжи­тельность жизни японцев, итальянцев, шведов, немцев, французов… У нас меньше: у мужчин — 63 года, у женщин — 75 лет.

Однако очень странно: россиянин и не стремится жить долго. Вот кон­кретные цифры: 20%, т. е. каждый пятый, ставят себе планку прожить не более 70 лет, 32% — не более 71–80 лет, и только 16% — 81–99 лет и 13% — свыше 100 лет. При этом каждый второй никак не заботится вообще о том, чтобы прожить долго.

Почему? Типичные ответы: «нет времени на себя», «нет материальной возможности», «не вижу смысла».

В итоге злейший враг для России, ее процветания, роста населения и ВВП — не столько низкая рождаемость, сколько равнодушие к жизни, ве­дущее к высокой взрослой смертности. С 1950 г. она увеличилась в 2 раза! (Рис. 1.)

Есть целые «зоны вымирания»: территории проживания коренных ма­лочисленных народов Севера, Республика Тыва, Прибайкалье, регионы Не­черноземья, где ожидаемая продолжительность жизни мужчин ниже сред­ней по стране на 4–5 лет, а в сельской местности — и на 7–8 лет. Например,

37 Данные Фонда общественного мнения, ФОМ, 2010 г. 118


Пленарное заседание

в Корякском АО средняя продолжительность жизни — 47 лет (это уровень самых неблагополучных стран Африки).


3 2,5

1

2 1,5

1 0,5


 

Смертность

Рождаемость

2,4

2,8 2,8

2,3

2,3 2,3

2,2

2,2

2,2

2,2

2,3

2,1

2

2,1

1,8

1,7 1,4

1,

1,7

1,9

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,6

,4

1,4

1,3

1,1

1,3

0,9

ш

1950 1960 1970 1980 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

год


 


Источник: Росстат.


Рис. 1. Рождаемость и смертность


В результате социально-экономических потрясений народ расслоился на «бедных» и «богатых» не только по материальным, но и духовным аспектам. Самое страшное, конечно, — это маргинализация общества. Алкоголизм, бродяжничество, проституция, а вместе с этим рост всевозможных болез­ней и негативный репродуктивный фонд.

Согласно экспертным оценкам, закрывая глаза на тот факт, что сред­няя продолжительность жизни в стране намного меньше, чем в развитых странах и многих развивающихся, Россия теряет людей с экономически эф­фективной жизненной мотивацией. Ведь тот, кто не рассчитывает дожить до старости, с высокой вероятностью выбирает разрушающий сценарий жизни, стремясь к достижению краткосрочных целей, исповедуя принцип «живи быстро, умри молодым»38.

Это одно из главных последствий нивелирования традиционных ценно­стей.

По мнению наших сограждан, для увеличения продолжительности жиз­ни надо сделать следующее39:

Lorentzen

P. , McMillan J., Wacziarg R. Death and Development. CDDRL Working Paper. 2005.

38

№ 48.

9 Данные Фонда общественного мнения, ФОМ, 2010 г.

119


- «повысить уровень жизни людей: поднять уровень зарплат и пен­сий» — 28%;

- повысить качество медицинского обслуживания и доступности ле­карств, обеспечить профилактику заболеваний» — 23%;

- усилить борьбу с вредными привычками — 19%;

- улучшить экологическую обстановку — 14%;

- уменьшить безработицу — 10%.


Национальная идея России

А пока мы вымираем.


145,2

млн 350

300

250

200

150

100

50

0


человек

14 16 19
4 ---- ♦


286,7

190,7 147,0 9,7 108,4117,2

241,7

262,4

147

^,, /- 208,8, „„
129,2 '•i°,8^A7 n       129,9.

137,4


143,5

141,9 год


-♦-Российская империя Россия в современных границах  аСССР


Источник: Росстат.


Рис. 2. Численность населения


Вопреки всем трудностям и катастрофам, которые сотрясали Россию в минувшем столетии, ее население в ХХ в. росло. Начиная с 1992 г. и факти­чески до конца первого десятилетия нового века масштаб убыли населения вызывает огромные опасения за будущее страны (см. рис. 2).

Почему сложилась такая негативная тенденция?

Потому что народ лишился веры… в свое великое предназначение. Ведь у нас испокон веков была убежденность, которая проходит через всю рус­скую культуру и даже обыденное сознание, что наша Россия может дать че­ловечеству универсальный рецепт спасения. Мы были первыми в космосе. Весь мир нам рукоплескал… Мы могли бы и дальше всех вести за собой к звездам, но вдруг наша великая держава, «предками данная мудрость на­родная», становится посмешищем и для Запада, и для Востока.

По данным исследований, почти каждый второй россиянин еще восемь лет назад испытывал чувство стыда за страну. Сейчас меньше — 39% граж­дан (рис. 3). Тем не менее радоваться рано, т. к. 73% экономически активных россиян, если бы имели возможность жить в какой-либо развитой стране мира, покинули бы родину40.

Один известный профессор часто рассказывает, как в Российской акаде­мии государственной службы при Президенте РФ перед началом курса лю­дям, работающим в структуре исполнительной власти из разных регионов страны, задают ряд вопросов. Один из них — как они видят будущее России в обозримой перспективе. Результаты поражают: более 80% слушателей от­вечают: «Распад и сход страны с мировой арены»41.

40 Данные Фонда общественного мнения, ФОМ, 2010 г.

41 <Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.>.

120


Пленарное заседание


11 февраля 2002 г.

48 47

39


 

 


60 40 20


29 ноября 2006 г.           5 сентября 2010 г.

28

25 25 22 25

12

8

16

6


 


0


Часто


Редко


Не приходилось


Затруднились ответить


Рис. 3. Приходилось ли испытывать чувство стыда за нашу страну? Данные в % от всех

опрошенных Источник: Фонд общественного мнения (ФОМ).

У тех, кто сегодня составляет большинство власти, нет ясного образа бу­дущего, нет четкого видения своего места в будущем России. А если этого будущего нет, то нет и ответственности за свои слова и дела. Поэтому и кор­рупция, поэтому и шансы на триумфальные итоги любых реформ и успеш­ную реализацию любых проектов всегда под вопросом.

Образ будущего рождает великую мегамечту, ради достижения которой появляются сверхусилия, «божественное благословение». Создание обра­за будущего — это не просто способ вырастить стратегического субъек­та и быть защищенным в эпоху информационных и трансформационных войн. Это сохранение себя как нации. Очевидно, если у страны отсутствует единая национальная идеология, единые национальные ценности, то ее на­род в его национальной сущности неизбежно каким-либо образом очень быстро исчезает с лица земли, освобождая территорию своего проживания тем народам, у которых национальная составляющая идеологии имеет до­минирующее значение42.

Наша национальная идея должна быть жизнеутверждающей и исходить из того, что народ — это целостное единство всех поколений : предыдущих, живущих и будущих. Именно поэтому формула «Семья, труд, почтение к старшим », мне кажется, может быть спасением для нашей страны.

Семья — это универсальная ценность для всех цивилизаций. В поняти­ях русской цивилизации это «квант» национального духа, первоначальный «класс» культурного и нравственного воспитания, где человек учился та­ким добродетелям, как вера-надежда-любовь-дружба-мудрость-мужество-воздержение-справедливость, где прививались такие ценности, как уваже­ние к старшим, трудолюбие, взаимопомощь, послушание и многое другое.


42


<Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.>.


121


Национальная идея России

Октябрьская революция разрушила это понимание. Практически у каж­дого из нас есть «белое пятно» в памяти о своих предках. Этому способство­вали войны, голод, раскулачивание, переселение народов, ГУЛАГ…

В XX веке вместо патриархальной семьи было введено понятие «совет­ская семья», но в ней все-таки были представления, что есть «ум, честь и со­весть». Человек с пеленок знал, что «молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет».

Однако, потеряв СССР, мы лишились и этого фундамента.

Теперь у нас свобода от всего, в том числе и от каких-либо обязательств по отношению к ближним. Мужчина перестал быть защитником, главой дома, продолжателем рода. Женщина — хранительницей очага. Детей вос­питывает телевизор. Он же — отдушина и одновременно причина стрессов для старшего поколения.

Много ли у нас примеров семей, в которых три и четыре поколения жи­вут рядом? Много ли семей, где словосочетание «второй муж» или «бывшая жена» являются чем-то ирреальным?

По данным ООН, Россия в 2010 году снова заняла 1-е место в мире по ко­личеству разводов. Процент разводов относительно зарегистрированных браков у России составляет 57,54% Особенно катастрофическая ситуация в городах-миллионниках. В Москве и Санкт-Петербурге разводится каждая вторая супружеская пара. Если к 30 годам европейцы и американцы еще только думают о создании семьи, то у нас к этому возрасту успевают по 2–3 раза расторгнуть брак.

Причины разводов: алкоголизм и наркомания — 51%, жилищные про­блемы — 41%, бедность — 30%43.

Понимая, что единица общества есть семья, надо понимать, что здоро­вое общество предполагает здоровую семью. Распадающаяся семья заража­ет и общество.

В проблемных регионах наблюдается высокая концентрация внебрачных детей. Если этот средний показатель по стране равен 26,9%44, то, например, в Республике Коми — 38,9% (50% — в сельской местности), Иркутской обла­сти — 45% (58% — в сельской местности), Республике Тыва — 61,9% (64% — в сельской местности). Такие показатели — это не результат трансформации института семьи и роста экономической самостоятельности женщин, как в развитых европейских странах, а следствие маргинальных форм поведе­ния. Таким образом, создаются предпосылки для роста числа беспризорных детей и несчастного детства. Смогут ли они спасти Россию?

43 Данные Фонда общественного мнения, ФОМ, и Организации Объединенных Наций
(ООН) 2010 г.

44 Данные Федеральной службы государственной статистики. Демографический ежегод­
ник России — 2009 г.

122


Пленарное заседание

В октябре 2010 года на острове Родос (Греция) в рамках VIII сессии Меж­дународного общественного форума «Диалог цивилизаций» состоялся кру­глый стол «Семья: истоки и будущее цивилизаций», на котором эксперты из самых разных стран говорили о необходимости возрождения традицион­ных семейных ценностей для дальнейшей эволюции человечества.

Важно отметить, что семья по-прежнему имеет для русского человека значимость № 1. Доказывать и пропагандировать ее необходимость нет смысла. Но надо помочь молодому поколению построить ее не методами программы «Дом–2» и пособиями «Как выйти замуж за олигарха», а госу­дарственной поддержкой через следующие меры:

- возвышение и укрепление семейных ценностей в обществе;

- содействие молодым семьям в приобретении жилья;

- повышения культуры регулирования деторождения;

- совершенствование системы пособий и льгот в связи с рождением и воспитанием детей, в том числе через увеличение размера будущих пенсий, поощрение «института» бабушек и дедушек;

- обеспечение доступности дошкольных образовательных учреждений;

- создание благоприятных условий для совмещения трудовой деятель­ности и родительских функций;

- развитие семейного отдыха и досуга.

В счастливой семье растут жизнелюбивые дети: они открыты миру и но­вому, они созидательны, сострадательны и доброжелательны — они жаждут жить. Следовательно, счастливая семья — это гарантия счастливого буду­щего России.

Еще одна утраченная ценность — приверженность труду.

По данным мирового опроса, русские люди45 — самая изобретательная нация в современной действительности, однако мы недостаточно предпри­имчивы, чтобы воплощать свои изобретения в жизнь. Мы меньше всего ориентируемся на долгосрочные цели и больше всего избегаем ситуации не­определенности. Многие рассуждают так: пусть мне будет не очень комфор­тно, зато привычно. Преобладающее большинство россиян (80%) уверены, что работа редко кому доставляет удовольствие, она для них — не место са­мореализации, духовного удовлетворения, а вынужденная необходимость:

«Россияне во главу угла при оценке своего места работы ставят ста­ бильность, жизненные удобства и комфорт, а не профессиональную реали­ зацию. Работа для россиян является необходимым, формальным средством обеспечения жизни»46.

45 Данные Harvard Business Review: <Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.>.

46 М. Муссель, директор по развитию ВЦИОМ, <Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.>.

123


Национальная идея России

Как следствие, главный критерий выбора — зарплата (85% респонден­тов). Интерес к делу не имеет значения, поэтому производительность труда на российских предприятиях составляет 30–50% потенциально возможного уровня. Это означает, что компании, выплачивая персоналу 100% заработной платы, взамен получают менее 50% отдачи. В результате прямые потери из-за низкой производительности труда составляют свыше 50% фонда оплаты.

По оценкам экспертов McKinsey, за 10 последних лет производитель­ность труда в России выросла с 18 до 26% от уровня в США47. Показатель почти удвоился, но отставание от развитых экономик все еще очень суще­ственное. При благоприятной внешней конъюнктуре эту проблему ощуща­ли локально в конкретных компаниях или на производстве, в момент кри­зиса она вышла на первый план в общегосударственном масштабе.

Низкая производительность труда — следствие очень многих причин.

1. Слабая конкуренция на рынке труда из-за колоссальной социально-
культурной инерции граждан, которые не хотят ради работы переехать
в другую точку России.

Нас веками привязывали к одной территории: «Где родился — там и приго­дился». В 2011 году нам предстоит отметить три знаменательные даты — 150-ю годовщину отмены крепостного права в России в 1861 году, 35-летие начала массовой выдачи паспортов колхозникам в 1976-м и 20-летие упразднения Ко­митетом конституционного надзора СССР института прописки в 1991-м.

Если житель США в среднем меняет место жительства 13 раз, Велико­британии — 7 раз, то гражданин России — максимально 1,5 раза за всю жизнь48. Первое препятствие — зарегулированная система регистрации. По данным ВЦИОМа, 75% граждан сталкиваются с проблемами при ее оформ­лении. Второе — отсутствие жилья и возможности его приобретения или аренды по новому месту работы.

2. Ментальная культура: «от работы кони дохнут», «работа не волк, в лес не убежит», «дураков работа любит».

3. Ослабление трудовой мотивации в результате реформ 1990-х гг. Люди потеряли деньги, работу, уверенность в стабильности. Конечно, мы и в былые времена брали числом, а не умением. Однако в советские времена передовики производства признавались лучшими людьми страны. Кроме материального поощрения было еще глубокое мораль­ное удовлетворение.

4. Плохое здоровье. В результате неуверенности в будущем люди живут в перманентном стрессе, который значительно ухудшает иммунитет. А падение иммунитета провоцирует сердечно-сосудистые и онкологи­ческие заболевания, диабет. Поэтому очень часто у человека просто нет сил работать хорошо.

47 Данные <Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.>.

48 Прохоров А.П. Русская модель управления. М., 2003, С. 23.

124


Пленарное заседание

Эксперты McKinsey к этому добавляют:

- неэффективную организацию труда;

- непрозрачное и избыточное регулирование;

- устаревшие мощности и методы производства;

- редкое применение комплексного подхода к планированию развития территорий;

- дефицит профессиональных навыков;

- неразвитость финансовой системы.
На нашей территории находится 30% мировых природных богатств, но

наш вклад в глобальный продукт — всего 3%.

Хочется вспомнить Дарвина: «Выживают не самые сильные и не самые умные, а наиболее быстро адаптирующие к переменам».

В свое время СССР выиграл гонку за 4-й технологический уклад, где ведущую роль играли машиностроение, тяжелая промышленность, энер­гетика. Затем Россия прозевала 5-й технологический уклад (компьютеры, химия, Интернет) в силу того, что ее власть занималась дележом резуль­татов четвертого. Если мы опоздаем с переходом в 6-й уклад (биотехно­логии, нанотехнологии, робототехника, технология виртуальной реаль­ности, когнитивные технологии — по мнению ученых, старт в 2014 г.), то можем легко превратиться в громадный сырьевой придаток развитых стран.

Извечный вопрос: что делать?

1. Признать, что привычный путь преодоления отставания — «проведе­ние модернизации по западным образцам с помощью государственной мобилизации ресурсов общества и перераспределения их на решаю­щие направления» — в сложной системе современного общества мало­эффективен.

2. Стимулировать рост конкуренции путем устранения административ­ных барьеров.

3. Внедрить комплексный подход к развитию территорий.

4. Реализовать программы поддержки мобильности трудовых ресурсов и социальной защиты.

5. Реализовать меры по поддержанию численности трудоспособного на­селения.

6. Повысить уровень развития финансовой системы.

7. Модернизировать систему профессионального образования и пере­подготовки.

8. Декриминализации страны.

9. Прозрачность, открытость, контроль всех программ по проектирова­нию будущего.

Искренне хочется, чтобы творческий потенциал русского человека был использован во благо его родной страны и признания его народа. Нельзя

125


Национальная идея России

нам потворствовать природной лени, надо славить человека труда. А для этого прежде всего надо поклониться старшему поколению россиян: вы­разить им благодарность за то, что они создавали для нас. Благодарность материальную и моральную.

Всем известно, что легендарный афинский законодатель и социаль­ный реформатор Солон (между 640 и 635 — около 559 до н. э.) выдвинул тезис: «Уважай старость!». В высшие судебные инстанции того времени избирались исключительно те, кому уже исполнилось 60 лет, кто обладал знаниями и опытом. Не потому ли мы видим в Древней Элладе вечный идеал, от которого отклонилось человечество? Не в смысле общественно­го строя или бытовой культуры, а в смысле феномена формы общения, при которой люди направляют максимум своей энергии в духовное русло и видят свой смысл жизни в том, чтобы мыслить и познавать, учить дру­гих и учиться самим.

Впрочем, Россия тоже была известна своим почтением к старшему по­колению. Например, проявление непочтительности к старику в казачьих войсках расценивалось как предательство казачьих идеалов и сурово нака­зывалось обществом.

Сегодня в массовом сознании как в скрытой, так и в явной форме фикси­руется отношение к пожилым людям как к бесполезной категории населения, иждивенцам. Происходит трансформация отношения молодежи к старшему поколению в направлении от традиционно почтительного к осуждающему, порицающему, отвергающему. Специфика конфликта поколений в России на уровне социальных институтов проявляется в следующих фактах:

- обесценивание старости в глазах молодого поколения;

- неприятие ценностей и образа жизни старшего поколения;

- вытеснение людей пожилого возраста на периферию социальной жизни;

- увеличение социокультурной дистанции между молодым и пожилым возрастами.

Между тем нам очень нужна связка «молодого» и «старшего» поколений для передачи как профессиональных знаний и житейской мудрости, так и сохранения института семьи. Без почтения к старшим возродить духовно-нравственный потенциал нации невозможно.

Кроме того, демографическая реальность требует, чтобы мы создали но­вые условия и нормы для повышения уровня и качества жизни старшего поколения.

Западные демографы предложили еще в прошлом столетии рассма­тривать жизненный цикл современного человека состоящим из четырех стадий, разделив последнюю фазу в традиционной классификации «дет-

126


Пленарное заседание

ство — взрослость — старость» на две составляющие: «третий возраст» и «четвертый возраст»49.

«Третий возраст» — это «молодые старики»: лица пенсионного возраста, которые при этом сохранили физическую и интеллектуальную активность, это продукт успешного экономического и демографического развития, ще­дрой социальной политики.

А образ «немощного старика» относится к группе «четвертый возраст», т. е. «старых стариков», большая часть которых из-за проблем со здоровьем часто нуждается в функциональной поддержке и отходит от общественных дел. В настоящее время в развитых странах к ним относят тех, кому более 90 лет.

Наша существующая пенсионная система и система социального обеспе­чения лишь частично учитывают процесс старения населения. Механизмы адаптации людей пожилого возраста к трудовой деятельности не созданы. Продуманной государственной политики в этом направлении не существует.

Все это усугубляется неуважением к ценности человеческой жизни. Если человеку за 70, то скорая помощь может к нему просто не приехать.

В Великобритании, например, еще в 1996 году, когда выяснили, что огромное число людей ухаживает за своими престарелыми родственника­ми, был принят закон о помощниках. Этот закон позволяет человеку, ухажи­вающему за больным, самому получить от государства помощь. Она может выражаться как в предоставлении дополнительных отпусков, временном помещении больного в интернат, так и в адаптации жилищных условий к нуждам больного.

Чтобы стареющее общество процветало, на макроуровне необходимо сформировать эффективную модель стимулирования «зарабатывания» до­стойной пенсии, надежные механизмы социальной поддержки, расширить доступ к образованию взрослых, широко использовать практику постепен­ного ухода на пенсию, предоставить пожилым людям возможность рабо­тать неполный рабочий день, получать качественные медицинские услуги, вести учет и предоставление социальных стандартов.

Сегодняшнее реформирование пенсионной системы должно пойти, по нашему мнению, по расширению обязательного характера накопитель­ного компонента — обязательности корпоративных пенсионных программ, например. Также нужны государственные гарантии по защите накоплений от инфляции на момент обращения за пенсией.

Мое глубокое убеждение, когда мы будем видеть радостный блеск в гла­зах нашего старшего поколения, то тогда естественным образом увеличит­ся и продолжительность жизни в стране, и желание работать, и стремление встретить золотой юбилей со дня свадьбы и, конечно, внести свой личный вклад в историю России.

49 Kertzer D.and Laslett P. , (eds). Aging in the Past Demography, Society, and Old Age. Berkeley, 1995.

127


Национальная идея России

***

Национальная идея — это такая форма познания жизни народа, которая отражает не только устройство жизни народа, но и отражает его мечты о бу­дущем. Мечты всех поколений.

При этом, конечно, как заметил еще Гегель, только новое обладает свой­ством неодолимости, только ему принадлежит перспектива. Поэтому наци­ональная идея должна быть передовой, конструктивной, созидательной, но исходить из того, что создает реальные условия для ее достижения. Семья, труд, почтение к старшим — это главное начало всех начал.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 263; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!