Самодостаточность государства в контексте идеологии глобализма



Лексин В.Н. (Москва)

1. Постановка проблемы

Заявленная тема нечасто становится предметом публичных обсужде­ний, хотя ее актуальность по мере распространения идеологии и практики глобализма и вне зависимости от осознания политической, гуманитарной и экономической значимости глобализационных процессов стремительно возрастает. Универсальная идея национального государства, имевшая сво­их ревностных защитников и блестяще реализованная в западном мире в XVI — XX вв., еще в середине XIX века начала подвергаться радикальному переосмыслению. Именно в этот период в критике и в пророчествах исто­рической исчерпанности государства сошлись (несовместимые ни в чем другом) взгляды анархистов и коммунистов.

Постулаты М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина об онтологическом проти­воречии интересов «свободной личности» и «подавляющего» и «эксплуати­рующего» эту личность государства, впоследствии развитые А.А. Карелиным, А.А. Солоновичем, А.Л. Гординым, А.А. Боровым и другими нашими соотече­ственниками, создали весьма популярную систему представлений о ненуж­ности или, по крайней мере, об избыточности государственной власти в ее современных формах и в конечном счете — о неминуемом и уже сегодня же­лательном отмирании самого института государства. С иных позиций, кото­рые можно назвать еще не глобалистскими, но уже интернационалистскими, предвещали историческую гибель государства коммунисты-марксисты.

В знаменитом «Манифесте коммунистической партии» (1848 г.) К. Маркс и Ф. Энгельс, говоря о будущем в настоящем времени и прозревая в уже су­ществующем капиталистическом мире все признаки приветствуемой ими

128


Пленарное заседание

интернационализации (антинационализации), утверждали: «Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребле­ние всех стран космополитическим. К великому огорчению реакционеров, она вырвала из-под ног промышленности национальную почву. Исконные национальные отрасли промышленности уничтожены и продолжают уни­чтожаться с каждым днем. Их вытесняют новые отрасли промышленности, введение которых становится вопросом жизни для всех цивилизованных наций, — отрасли, перерабатывающие уже не местное сырье, а сырье, при­возимое из самых отдаленных областей земного шара, и вырабатывающие фабричные продукты, потребляемые не только внутри данной страны. Но и во всех частях света, вместо старых потребностей, удовлетворявшихся от­ечественными продуктами, возникают новые, для удовлетворения которых требуются продукты самых отдаленных стран и самых различных клима­тов. На смену старой местной и национальной замкнутости и существова­нию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга. Это в равной мере относится как к материальному, так и к духовному производству. Плоды ду­ховной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием. На­циональная односторонность и ограниченность становятся все более и бо­лее невозможными, и из множества национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература».

Новейший этап пересмотра роли, да и смысла существования, суверен­ных национальных государств связан с идеологией глобализации, и ниже основное внимание будет обращено именно на это обстоятельство. В связи с этим на обсуждение выносятся следующие вопросы: (а) дихотомия гло­бального и национального в современном мире, (б) определение понятия «самодостаточность государства», (в) рассмотрение самодостаточности го­сударства как одного из условий устойчивости во время глобальных кризи­сов и (г) возможности и препятствия обретения самодостаточности.

Дихотомия глобального и национального в современном мире

Существуют десятки определений глобализации как безальтернативно­го этапа развития экономической мир-системы, как одного из предметов современной экономической науки, как особого типа экономического, по­литического и культурного (цивилизационного) процессов. Применитель­но к теме моего выступления глобализацией следует считать идеологию и практику восприятия экономического, политического и культурного про­странства мира как транснационального целого, состояние и потребности которого должны определять ситуацию в каждой его национальной части. Это гипотетически возможно только при универсализации всей системы международных отношений и доминировании ее правовых норм над вну-129


Национальная идея России

тригосударственным правом. Россия приняла эту часть идеологии глоба­лизации еще в 1993 году, зафиксировав в п. 4 ст. 15 Конституции: «Обще­признанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются частью ее (России. — В.Л.) правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрен­ные законом, то применяются правила международного договора». Оставлю в стороне вопрос о том, кто и почему составляет и подписывает междуна­родные договоры, содержащие «иные правила», чем нормы отечественных законов: Конституция РФ такое допускает.

Глобализации посвящено огромное число аналитических докладов, книг и статей; ежегодно проводятся международные и другие форумы, конгрессы, конференции, симпозиумы и семинары, на которых обсуждаются вопросы глобализации и которые отличаются от сугубо научных собраний присут­ствием значительного числа представителей крупного бизнеса. Глобализа­ция перешла из мира политических фантазий в мир повседневного бытия как уже свершившийся факт. При этом, что немаловажно, глобализацию многие принимают не только как данность, как естественный этап разви­тия человечества, но и как бесспорное благо из того же ряда ценностей, что и права человека, свободный рынок, демократия и «мир без границ».

Идеология глобализации генетически близка идеологии неолиберализ­ма; вместе они образуют своеобразный идейный фундамент кардинальной геополитической, экономической, социальной, демографической реструк­туризации мира, начавшейся около полувека назад, но наиболее зримо проявившейся в последнем десятилетии века минувшего и в первом десяти­летии нового века. Именно в этот период получили завершение стартовые и сформировались стандартные технологии современной глобализации, ко­торые во многом стали и причинами, и следствиями кардинальных перемен во всех сферах общественной и частной жизни.

В отличие от предыдущего века начавшийся ХХI в. перестал быть перио­дом классовой борьбы и национально-освободительных движений, а транс­национальный колониализм еще не начал массово ощущаться как нацио­нальное бедствие. Противоречия богатства и бедности сместились в область тщательно оберегаемого сосуществования «золотого миллиарда» с осталь­ной частью человечества, связанных идеалами общества потребления и планетарными информационными сетями. Рационально-экономическое поведение людей, прекрасно охарактеризованное Г. Беккером, связывает их с местом работы, а не с местом происхождения или реализации товара. Транснациональные компании все менее находятся под контролем нацио­нальных правительств и все более определяют их политику. Глобальные ин­ституты (Международный банк реконструкции и развития и другие струк­туры Всемирного Банка, Международный валютный фонд и др.), так же как и мультирегиональные институты (ЕС, ОПЕК, ЕврАзС, НАТО, ВТО, ОСЕАН,

130


Пленарное заседание

АТЭС и др.), диктуют странам свои правила безопасности и торговли, нор­мы права и охраны окружающей среды, свои ограничения в сфере производ­ства и т. п. Национальные экономики, национальное право и национальные государства в целом все более зависят от крупнейших юридических и ин­ституциональных игроков, действующих на поле глобализации. При этом такая «игра» отнюдь не стихийна и не саморегулируема; в ней, как и во вре­мена холодной войны, есть свои лидеры, арбитры и группы поддержки.

Я думаю, что в апологии глобализации, в формировании ощущения ее безальтернативности и благости немалая роль принадлежит не только крупнейшим транснациональным компаниям и связанным с ними полити­кам, но и новейшей экономической теории. В последнее столетие «высокая» экономическая наука преимущественно занимается оправданием проис­ходящего; она придает статус объективных законов (с которыми априори нельзя спорить) убогой практике сильнейших игроков бизнеса, она строит изощренные модели, реабилитирующие примитивную рыночную спекуля­цию. Приведу лишь один пример. Официальная формулировка предмета Нобелевской премии 2008 г., присужденной профессору Принстонского университета Полу Кругману, — анализ структуры рынков и размещения центров экономической активности, выполненный на рубеже 70-х и 80-х го­дов прошлого века. По сути дела, работы Кругмана подвели научную осно­ву под важнейшую часть идеологии глобализма, а эмпирические данные и умозрительные концепции, облеченные в научную форму, придали прак­тике глобализма характер теоретически обоснованной закономерности. Эти позиции в научном и политическом сообществе получили название «новой теории мировой торговли» и «новой экономической географии». В их центре находились либерально и глобалистски интерпретированные «экономия на масштабе», «монополистическая конкуренция» и «междуна­родная торговля».

Пока пишутся научные трактаты, идет мировая экономическая война, и слова «блокада», «экспансия», «разведка», «победа» и «крах» все чаще ис­пользуются для описания типичных ситуаций нового экономического по­рядка. «Игры обмена», о которых писал Ф. Бродель, сменились мировой войной капиталов, а локальные кризисы перепроизводства — глобальными кризисами перепотребления. Создается ощущение, что происходит гигант­ский передел мироустройства, в ходе которого национальные государства остаются в своих границах, но кардинально перекраивается экономическая карта мира. Экономические и национально-государственные границы про­должают расходиться в полном соответствии с предвидением Маркса.

Число противников глобализации возрастает, но основной их массив, по моим наблюдениям, не приемлет не столько суть глобализации, сколь­ко внешнеэкономическую и внутреннюю политику стран, с которыми ото­ждествляют социальные последствия пространственного перераспреде-131


Национальная идея России

ления рынков труда, переноса экологически небезупречных производств и т. п. явлений современной транснациональной экономики. Гораздо реже антиглобалисты выступают против тотальной вестернизации социокуль­турного пространства различных стран.

В последнее время появились и антропологические антиглобалистские предупреждения. Так, доктор философских наук Ю.В. Хен (статья «Глобали­зация как фактор эволюции homo sapiens» в книге «Глобализация и пробле­ма сохранения культурного многообразия», М., 2010, с. 34–50) пишет: «За тысячелетия исторического и доисторического развития различные группы людей выработали не только специфические биологические комплексы… За то время, пока каждый из этих народов жил более или менее изолиро­ванно, успели сложиться адекватные условиям проживания, оправданные и внутренне непротиворечивые системы ценностей, этические нормы ма­лых групп. Глобализация, уничтожая изоляцию, стирая культурные грани­цы, смешивая народы и вынуждая жить в пределах одного социума пред­ставителей разных этносов, сталкивает между собой этические системы, имеющие вековые корни, но в сравнении друг с другом уже не кажущиеся стопроцентно истинными. Пресловутая «мудрость предков» оказывается невостребованной, тысячелетний опыт не работает, и то, что прежде носило на себе печать сакральности — представление о добре и зле, например, — оказывается предметом конвенции. …Это возвращает нас еще к одному обсуждаемому аспекту «эволюции» вида homo sapiens, а именно — к посте­пенному превращению его в единственный вид, т. е. в своеобразную моно­ культуру.

Об уязвимости монокультур известно… Примеры из области сельского хозяйства многочисленны и наглядны. До известной степени их можно экс­траполировать и на процесс сокращения культурного многообразия, т. е. на глобализацию… Глобализация кажется фактором, снижающим эволюцион­ный потенциал человека».

Тем не менее, глобализация, повторю, — данность, и я думаю, что ее иде­ологии и технологиям в обозримом будущем вряд ли угрожает кардиналь­ное переосмысление. Поэтому каждому государству в любом случае при­дется выбирать свое место в этом процессе и свою собственную политику самодостаточности. В первую очередь и в наибольшей степени последнее существенно для России.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 264; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!