Национальная идея и будущее России



Крылова И.А. (Москва)

Вопрос о национальной идее и будущем России является одним из наи­более дискуссионных в конце XX — начале XXI века. Сегодня многие анали­тики считают отсутствие национальной идеи у русского народа основным препятствием на пути к созданию мощного российского государства. Неко­торые полагают, что объединить русский народ с помощью национальной идеи — задача поистине утопическая.

201


Национальная идея России

Что такое национальная идея?

Под национальной идеей следует понимать комплекс основополагающих идей, которые длительное время доминируют в идеологии народа опреде­ленной национальности, способствуя сохранению его самобытности.

Национальная идея фактически задает оптимальное направление раз­вития страны и нации на обозримую перспективу. Если такая идея есть, то общество развивается и добивается поставленных целей. Если такой идеи нет, общество разрушается, а страна и нация в целом перестают планиро­вать лучшее будущее, что и наблюдается в последние десятилетия в России.

В начале 90-х гг. XX века после развала СССР и краха советской идеи Н.Н. Моисеев, пытаясь ответить на вопрос, какое будущее ожидает Россию, писал: «Нам надо понять, что реально может зависеть от усилий народа и наметить определенную стратегию наших действий, ориентированных на длительную перспективу… Только тогда наш опыт поможет развить на­циональное сознание и побудить нацию на новые свершения…»58. Однако, несмотря на попытки властных структур сформулировать национальную идею за прошедшие двадцать лет и наметить основные стратегические на­правления экономической модернизации и инновационного развития стра­ны, ясного представления о возможном будущем России до сих пор нет.

Для того чтобы результатом воплощения национальной идеи стал рост благосостояния и защищенности людей, стабильности и безопасности в об­ществе, она должна отвечать «духу времени», а главное, исходить из интере­сов, потребностей и задач той нации, на почве которой произрастает.

Национальные интересы в своей основе отражают «инстинкт самосо­хранения» народа как культурно-исторической общности, что предпола­гает поддержание стабильности основополагающих общественных и го­сударственных институтов, а также обеспечение внутренней и внешней безопасности государства в конкретно-исторической ситуации.

Способы реализации этих интересов обусловливают геополитическое положение государства, традиции, культуру, социально-психологические ориентации народа, его нравственные и духовные ценности, особенности экономического и политического устройства общества. Изменяясь в каких-либо аспектах вслед за развитием геополитической обстановки и внутрен­него положения страны, они, как правило, остаются относительно постоян­ными в системе основополагающих ценностей нации, о чем свидетельствует определенная цикличность в содержании национальной идеологии России (которая независимо от коренной ломки общественно-экономической си­стемы сохраняет черты постоянства).

История показывает, что национальная идея меняется с течением вре­мени, когда перед нацией возникают новые проблемы, перспективы и воз-58 Моисеев Н.Н. С мыслями о будущем России. М., 1997. С. 9. 202


Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория                  секция I

можности, обусловленные внутренними или внешними факторами. В этом случае национальная идея корректируется.

Эволюция национальной идеи в России

На протяжении последних столетий (за исключением советского перио­да) национальная мысль в России концентрировалась вокруг двух основных полюсов — «славянофильства» и «западничества».

Наиболее оригинальным в философском и политологическом отноше­нии являлось «славянофильство». Несмотря на внутреннюю раздроблен­ность, оно было едино в идеализации прошлого русского народа и мечте о его великом будущем, источники достижения которого коренятся в осо­бенностях социально-духовной жизни, а именно, в сельской общине. При этом Запад рассматривался как враждебная по отношению России сила, а основные принципы его общественной жизнедеятельности — рационализм, прагматизм — как абсолютно неприемлемые для жизни русского народа.

Наибольшую известность приобрела разработанная в рамках «сла вя-но филь ства» концепция «панславизма», идеологом которой был Н. Дани-лев ский, выс ту пивший сторонником создания Всеславянского союза как единственно воз можного средства противостояния экономической, полити­ческой, культурной, духовной и возможно военной экспансии Запада. При­мечательно, что географические очертания Всеславянского союза фактически совпали с конфигурацией образовавшегося впоследствии Советского Союза.

В своей книге «Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-романскому» Н. Данилевский вы­двинул шесть «центральных идей» «панславизма»:

- сущностная вражда, ненависть Европы к России;

- неизбежный и естественный характер антагонизма России и Европы;

- отрицание того, что европейская цивилизация является синонимом общечеловеческой цивилизации;

- обвинение русских «западников» в попытке извратить «основы русско-славянского организма»;

- неизбежность борьбы России против Европы как единственного сред­ства решения «восточного вопроса» (то есть проблемы Константино­поля и проливов, которая идентифицировалась со «славянской про­блемой» в целом);

- историческая закономерность Всеславянского союза во главе с Россией и отношение к этому союзу как к единственному средству выживания славянства и обеспечения его победы над Западом. Эти идеи в той или иной мере разделяли все русские «панслависты».

Наряду с «панславизмом», широкое распространение получила концеп­ция «евразийства», которая трактовала Россию как «Евразию», особый сре-203


Национальная идея России

динный материк между Азией и Европой и особый тип культуры (основой которой является великорусская культура). «Евразийство» представляет со­бой идейно-политическое и философское течение, которое возникло в рос­сийской эмиграции 1920–1933 гг. и начало которому положил выход сборника статей Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Г.Ф. Флоровского и П.П. Сувчинско-го «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийства» (София, 1921 г.). Наиболее сжатую формулировку «евразийства» предложил Н. Трубецкой, который в 1927 г. писал: «Национальным субстратом того го­сударства, которое прежде называлось Российской империей, а теперь назы­вается СССР, может быть только вся совокупность народов, населяющих это государство, рассматриваемая как особая многонародная нация и в качестве таковой обладающая особой национальностью. Эту нацию мы называем ев­разийской, ее территорию — Евразией, ее национализм — евразийским».

К евразийской школе принадлежали известные философы, географы, историки, экономисты, филологи, культурологи, искусствоведы и пр. пер­вой волны эмиграции (Л.П. Карсавин, П.Н. Савицкий, Г.В. Вернадский, Н.С. Трубецкой, П.П. Сувчинский и многие другие). «Евразийцы» факти­чески предприняли попытку создать новую русскую идеологию, способную осмыслить произошедшие в России события. Как и поздние «славянофи­лы» (Н.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов, К.Н. Леонтьев и др.), они противопо­ставляли исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада, распро­страняя свой патриотический национализм и на другие народы Российской империи (в частности, тюркомонгольские), которые сыграли значительную роль в создании русского государства.

Хотя евразийское движение, в основном, было правым, консервативным, традиционалистским, имперским и державным, существовала и его левая версия — так называемый «национал-большевизм» («сменно-веховцы»). Представители этого направления постепенно смерились с режимом боль­шевиков, усматривая в нем новое парадоксальное выражение русского на­ционализма и империализма, а в советском строе, освобожденном от комму­нистической диктатуры, видели наилучшую форму государственной власти, которая обеспечивает народную власть. Многие «евразийцы» впоследствии признали закономерность революционных событий 1917 г. Однако на рубе­же 1920–1930-х гг. евразийское движение постепенно стало угасать.

С «евразийцами» полемизировали «либералы–западники», а также Н.А. Бер дя ев, П.Н. Милюков и др. «Западничество» — одно из направлений русской общественной мысли, представители которого выступали за лик-ви да цию феодально-крепостнической России, отстаивая возможность и не об ходимость развития страны по пути западноевропейских государств. Центральной проблемой «западников» являлась проблема «Россия–Запад», «Россия–Европа». Полемика со «славянофилами» о том, идти ли России вслед за Западной Европой или искать «самобытный» путь развития, о тех или иных

204


Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория                  секция I

особенностях русского национального характера, о реформах Петра I и т. д. была лишь формой критики официальной идеологии русского самодержавия и постановки главного вопроса — о будущих социальных преобразованиях России.

«Западники», признавая в принципе своеобразие исторического пути России, в то же время отрицали идею ее «особого пути» развития, призывая к более тесному сближению с европейским типом цивилизации. Основную причину отсталости России они видели в оторванности от Запада. По их мнению, идеальным типом государственного деятеля, необходимого Рос­сии, был Петр I как «реформатор».

И этот «вечный» спор: «по какому пути должна развиваться Россия?», как и поиски «национальной идеи», продолжаются в России по сей день.

Как известно, в ис тории нашей страны была не одна национальная идея — это «святая Русь», идея православно-христианской империи, «Москва — третий Рим», идея мировой революции и всемирного коммунизма, идея построения коммунизма в одной отдельно взятой стране, идея советской империи, которая в конце XX столетия потерпела крах. «Да, сейчас горько, что советское величие рассеялось — пишет А.Г. Дугин. — Но отказываться от нашей исторической миссии, от той наглядной последовательности, с ко­торой мы — упорно, кроваво, тяжело, но все больше и больше — расширяли границы нашей земли и нашей истины, значит совершать чудовищное пре­ступление: убийство национальной идеи страшнее геноцида»59.

Неудивительно, что современный переломный этап в развитии России, отмеченный поиском национальной идеи, привел, в конечном счете, к мо­дернизации вышеуказанных идеологических направлений.

Повышенный интерес к «евразийству» («неоевразийство») возник в на­чале 90-х гг. XX века и был связан с деятельностью видных отечественных ученых, писателей, публицистов, деятелей кино, политиков, озабоченных будущим новой России (Л.Н. Гумилев, А.Г. Дугин, Г. Джамиль, Н.С. Михал­ков, С. Станкевич и др.). Началось серьезное обсуждение проблем «евра­зийства» не только на больших конгрессах и конференциях, но и в печати. Существенную роль в этой идеологии играла геополитика и ее методы. «Иде­ология евразийства изначально не имела никакого отношения к советизму, резко отвергала все разновидности марксизма, отличалась подчеркнутой национально-консервативной и религиозно-традиционалистской ориента­цией — подчеркивает А.Г. Дугин. — Она дистанцировалась как от комму­низма (социализма), так и от западной либеральной демократии. Идеология евразийства была державной, религиозной, имперской и национальной, но вместе с тем антизападной и антисоветской»60.

59 Дугин А.Г. Россия может быть или великой или никакой // Основы евразийства. М., 2007.
С. 785.

60 Дугин А.Г. Континент Россия // Цит. по: Глобалистика. Энциклопедия. М., 2003. С. 322.

205


Национальная идея России

Крушение социализма и победа западнической либеральной демократии в России привели к новой волне «левого евразийства», представители ко­торого видят в данной идеологии главную основу советской цивилизации (С.Г. Кара-Мурза, С.Е. Кургинян и др.). В настоящее время идеи «евразий­ства» получили широкое распространение в нашей стране и активно ис­пользуются разными политическими партиями и течениями.

Наряду с идеями «евразийства», на фоне краха советской идеи (где рус­ский идеал справедливости, общинности, братства и счастья распростра­нился до масштабов планеты), вновь возродились западнические настрое­ния в либерально-демократической форме, отторгавшейся национальной историей на предыдущих этапах развития. В результате, в конце XX — на­чале XXI века в России победила идея «либеральной демократии» западного типа. Известный российский философ и политолог А.С. Панарин в связи с этим справедливо писал, что поскольку «проект модернизации России пря­мо не вытекает из «стихии народной жизни», а привносится в нее извне… в виде передового рыночно-капиталистического учения… практически ни у кого уже не осталось сомнений в том, что речь вновь идет об очередном великом проекте («учении»), заимствованном извне и навязываемом про­свещенной демократической элитой «косному народу», как и прежде сопро­тивляющемуся насильственному осчастливливанию»61.

Последние десятилетия истории новой России свидетельствуют, одна­ко, о том, что прочно утвердившиеся у власти западнические элиты за до­вольно короткий срок несколько эволюционировали. «Первые радикально-демократические идеи постепенно стали уступать место западническому консерватизму… — пишет А.Г. Дугин. — Прямая русофобия младорефор-маторов на глазах уступает место «процветающему консерватизму» и «уме­ренному европеизму»62.

Можно констатировать, что за два десятилетия своего существования официальная национальная идеология России прошла два этапа. На первом этапе западнические, европоцентристские взгляды имели доминирующее значение. Это было неизбежно вследствие изменения общественного строя, реставрации капитализма в России, а также настоятельной необходимости получения политической поддержки и экономической помощи со стороны Запада.

На втором этапе формирования национальной идеологии стали появ­ляться некоторые элементы «евразийства», что было вызвано императива­ми геополитического положения России, находящейся в эпицентре влияния двух мировых цивилизаций — Запада и Востока. Этим в значительной сте-61 Панарин А.С. Соблазн западничества и аскеза евразийства // Россия после августа 1991: Цивилизационные, политические и культурные дилеммы. М., 1993. С. 50.

62 Дугин А.Г. Демократическая Россия? Россия евразийства // Основы евразийства. М. 2007. С. 741.

206


Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория                  секция I

пени объясняется стремление политических кругов России время от вре­мени занимать иную, отличную от Запада, позицию в оценке тех или иных политических событий (например, войны в Боснии и др.). Этим же продик­тованы попытки провозглашения национальных интересов России на всем постсоветском пространстве, установления более тесных контактов со сла­вянскими государствами, создания организационно оформленного «евра­зийского союза» и пр. Хотя в целом, официальная идеология России до сих пор четко не сформулирована.

Когда речь идет об объединительной идее народов России, необходимо, прежде всего, исходить из того, что наша страна представляет собой особый тип цивилизации. «Россия — это особый тип цивилизации, который давно объединил народы, и речь идет не о том, чтобы придумывать в принципе объединительные идеи, а о том, чтобы опираться на мощную историческую культурную идейную традицию»63.

Но именно это и оспаривается ныне российскими «западниками», по­скольку с точки зрения «европоцентризма» (который победил в нашей стране), существует лишь одна единственная и эффективная цивилизация, а именно — западная. С этой точки зрения Россия представляет собой не­кое пространство, заполняемое заемными проектами, заемными идеями и заемными институтами. То есть, речь идет о том, что здесь никакой объеди­нительной идеи в принципе быть не может.

Это объясняется тем, что нынешняя власть в России в поисках нацио­нальной идеи пока остается в рамках идеи евро-американской модели раз­вития.

Идея справедливости в глобальном контексте

Вместе с тем как известно еще на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. было указано, что модель раз­вития, которую использует десяток западных стран, а также идея «амери­канского мира», направленная на безудержный рост и максимальное потре­бление ресурсов планеты, полностью исчерпала себя.

Дело в том, что в конце XX века после столкновения с природными огра­ничениями на развитие, фактически закончился период стихийного разви­тия цивилизации. Отныне все, что не согласуется с требованиями законов устойчивости биосферы, неизбежно ведет к усилению глобальных угроз и повышению риска общепланетарной климатической и экологической ката­строфы. Поэтому глобальные цивилизационные процессы; политический, социальный, экономический, технологический, демографический, куль­турный и др. — должны быть согласованы с требованиями этих законов в пределах хозяйственной емкости биосферы, в локальном и региональных

63 И время собирать камни. М., 1996. С. 89.

207


Национальная идея России

случаях — хозяйственной емкости соответствующих экосистем, а в тех на­правлениях, которые не соответствуют им — кардинального изменены. Общей целью для человечества должно стать сохранение стабильности биосферы, поскольку уже сейчас допустимый уровень воздействия на нее превышен, по оценкам специалистов, примерно десятикратно.

Несмотря на очевидную необходимость кардинального изменения цен­ностных ориентаций, стиля потребления и жизни развитых стран, «неу­стойчивая», «ресурсопотребительская» евро-американская модель развития стремительно распространяется в мире, в том числе и в России, что может лишь приблизить наступление катастрофичного будущего — ускорить на­ступление климатической и экологической катастрофы на планете. «Обще­ство, сделавшее материальное благополучие смыслом существования лю­дей, не обязательно имеет своим следствием всеобщее изобилие, — замечает В.М. Межуев. — Не все смогут жить так, как живут на Западе (хотя бы в силу ограниченности тех же природных ресурсов), да и Запад, заботясь о себе, вряд ли позволит всем жить так, как живет он сам. Ведь народы, которым будет предписано жить по западным образцам, захотят иметь и западные стандарты потребления. Это и есть путь в экологическую бездну»64.

Обострение глобальных проблем, прежде всего, нехватка природных и энергетических ресурсов в условиях глобализации, интенсивного мирово­го развития, экономического роста незападных стран фактически меняет перспективы формирования нового мирового порядка. По мнению В.Г. Фе­дотовой, А.И. Уткина, Л.Н. Федотова «произошло усложнение проблемы в связи с активной потребностью в ресурсах новых стран индустриального развития в Азии, Латинской Америке и посткоммунистическом мире. Это поднимает проблему убывания ресурсов и конкуренцию в сфере обеспече­ния ресурсами, которые усилились активной устремленностью не только за­падных, но и незападных стран к экономическому процветанию. Некоторые исследователи говорят о начале новой эры — «эры энергии и климата»65.

В этой связи в настоящее время многими истолковывается как опасный для мира китайский опыт «если китайцы сохранят имеющиеся у них темпы развития (более 9,8% роста ВВП в год, средняя цифра с 1978 года), то убыва­ющие природные ресурсы мира исчезнут гораздо быстрее, — справедливо пишет В.Г. Федотова. — Если только намерение китайских властей довести производство автомобилей до уровня — «каждому китайцу по машине», бу­дет осуществлено, то и тогда китайцы «высосут всю нефть мира»66.

Как писал немецкий философ В. Хесле, катастрофа, к которой мировое сообщество медленно приближается, «давно бы уже наступила, если бы жители планеты потребляли столько же энергии, сколько жители развитых

64 Межуев В.М. О национальной идее // Вопросы философии. 1997, № 2. С. 10.

65 Меняющаяся социальность: Новые формы модернизации и прогресса. М., 2010. С. 125.

66 Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М., 1907. С. 101–102.

208


Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория                  секция I

стран Запада, а в атмосферу выбрасывалось столько же вредных веществ. Вряд ли кто ныне решится спорить о том, что западные индустриальные общества таким образом далее развиваться не могут. Иначе мы провалимся в бездну»67. Речь идет, по существу, о необходимости значительных измене­ний в ценностных ориентациях, сфере потребления, стиле жизни не только развитых, но и развивающихся стран, без которых вряд ли будет достигнута мировая стабильность, в том числе между богатыми странами и людьми.

Еще в конце 70-х гг. прошлого века о необходимости коренного изме­нения ориентации развития писал Ф. Сен-Марк: «Невозможно избежать кризиса окружающей среды, если не будет изменена экономическая систе­ма, либерализм должен уступить место гуманизму, культ золотого тельца — идеалу прогресса человека, система «laissez — faire» — государственному управлению, национализм — единству наций»68.

К Новому Гуманизму призывал и А. Печчеи в своей книге «Человеческие качества»: «… Я настаиваю на необходимости как можно скорее перейти от концепции, ориентированной на человеческие потребности и их удовлетво­рение, к другому понятию, в основе которого лежало бы человеческое раз­витие, а главной целью стало бы самовыражение и полное раскрытие воз­можностей и способностей человеческой личности»69.

Речь шла фактически о человеческой революции, главная цель кото­рой — социальная справедливость. А. Печчеи полагал, что в условиях обо­стрения глобальных проблем и нарастания угрозы экологической катастро­фы необходимо, прежде всего, более равноправное общество на всех без исключения уровнях его организации, создание которого является основ­ной предпосылкой для решения всех остальных человеческих проблем, как в рамках отдельных стран, так и на глобальном уровне: «Ведь в сущности если смотреть на будущее в долгосрочной перспективе, без справедливости нет и не может быть никакого стабильного мира или безопасности, ника­кого социального развития, никакой свободы личности, человеческого или приемлемого качества жизни для всех. Справедливость становится, таким образом, в новую эпоху условием sint qua nan (лат.) — (непременным усло­вием) самого существования человеческого общества»70.

В эпоху обострения глобальных проблем и жестких экологических огра­ничений на развитие концепция справедливости приобретает более ши­рокое толкование в связи с растущим осознанием необходимости более равномерного распределения власти и доходов между всеми гражданами, группами и странами.


67 Хесле В. Философия и экология. М. 1993. С. 17.

68 Сен-Марк Ф. Социализация природы. М., 1977. С. 82.

69 Печчеи А. Человеческие качества. М., 1977. С. 233.

70 Печчеи А. Указ. соч. С. 217.


209


Национальная идея России

А. Печчеи полагал, что неотъемлемым правом любого родившегося на свет гражданина должен стать некий социальный минимум, исходящий из учета человеческой потребности в пище, жилье, медицинском обслужива­нии, образовании, информации, коммуникациях, средствах передвижения, возможно, еще каких-то дополнительных благах. Причем этот социальный минимум должен быть оправданным как с физиологической точки зрения, так и способствовать культурному развитию личности. «Думаю, что право на такой социальный минимум станет главным пунктом нашего будуще­го общественного договора — основой общественных отношений, — и га­рантом этого права должно стать мировое сообщество или его члены, все вмес те и каждый в отдельности»71. Для этого, естественно, необходимо су­щественное изменение всей структуры современного общества.

При этом ставился вопрос и о социальном максимуме. Речь шла о тех верхних пределах, за которыми потребление и расточительство становят­ся предосудительными, более того, преступными и должны наказываться и пресекаться. В первую очередь, это касается современных «обществ по­требления», которые способствуют формированию ложных ценностей и их насаждению в мире в невиданных ранее масштабах.

В результате человечество в конце XX столетия оказалось перед острой дилеммой: либо оно сможет обеспечить всем людям планеты весьма скром­ный, но абсолютно необходимый уровень благосостояния и достойной жизни, либо оно рискует оказаться разорванным на части в результате не поддающихся контролю внутренних противоречий и социальных взрывов.

В XXI веке в условиях глобализации «по-американски» в мире стреми­тельно нарастает экономическое и социальное неравенство, что может стать источником социальных потрясений. Примечательно, что в 2007 г. Минис­терство обороны Великобритании опубликовало доклад о глобальных тен­денциях развития, где в качестве одной из возможных угроз современному обществу, указано на появление нового революционного класса — пролета­риата среднего класса цифровой эпохи, который включает в себя работни­ков сферы духовного производства: науки и НИОКР, сферы образования, СМИ и коммуникаций (в том числе информационных сетей и услуг), мар­кетинга, рекламы, шоу-бизнеса, кинематографа, индустрии развлечений, операторов и программистов ЭВМ, специалистов обработки и анализа ин­формации и др.

Как справедливо пишет В.К. Левашов, нежелание политической эли­ты «проводить сбалансированную политику в области заработанной пла­ты привело к возникновению растущих социальных противоречий между средним классом и остальными слоями общества… Очевидно, что потенци­ал среднего класса коррелирует с интеллектуальным потенциалом общест­ва, уровень которого в современных странах указывает на степень зрелости

71 Печчеи А. Указ. соч. С. 218.

210


Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория                  секция I

и готовности к изменению социально-политических отношений»72. Это от­носится и к российскому среднему классу, который не доволен не только уровнем сверхдоходов новых богатых, но и своим дискриминированным положением внутри среднего класса. Поэтому существует реальная угроза «социального взрыва» (как в странах Запада, переживающих глубочайший экономический и финансовый кризис и кризис «социального государства», так и в России).

В связи с этим, вероятно, знаковым событием может считаться Обра­щение в Wall Street Jourrnal от 17 июня 2010 г. основателя Microsof Била Гейтса и инвестора Уоррена Баффета к наиболее богатым представителям мирового сообщества с призывом пожертвовать хотя бы половину своего состояния на благотворительность (на которое откликнулось значительное количество миллиардеров планеты). «Я до сих пор непомерно счастлив при­нятым мною в 2006 году решением — передать 99% (почти 50 млрд долла­ров) своего состояния в Фонд Билла и Мелинды Гейтс, — говорится в Обра­щении Уоррена Баффета. — Теперь с похожей просьбой я и Фонд четы Гейтс обращаемся к людям, чье состояние исчисляется миллиардами долларов». По словам Баффета, вся прибыль, полученная с принадлежащих ему цен­ных бумаг американского инвестиционного Холдинга Berkshire Hathaway, крупнейшим акционером которой он является, будет направлена на благо­творительность во имя социальной справедливости.

Для российского менталитета в целом (не только русского) справедли­вость является одной из важнейших ценностей. Если исходить из того, что Россия — это особый тип цивилизации, то в этом смысле защита россий­ской национальной идеи означает защиту определенной общечеловеческой перспективы. Для этого должны существовать определенные ценности, которых придерживаются все народы мира. В условиях нарастания угро­зы общепланетарной климатической и экологической катастрофы, жестких экологических ограничений на развитие, такой общечеловеческой ценно­стью является социальная справедливость, которая в условиях глобализа­ции приобретает новое звучание.

Национальная идеология и национальная идея России

Идеология представляет собой «систему идей, выражающих в концен­трированной и систематизированной форме коренные интересы социаль­ной группы людей и их отношение к действительности своего и других групп бытия в обществе»73.

72 Левашов В.К. Интеллектуальный потенциал общества: социологическое измерение и
прогнозирование // Социс. 2008. № 2. С. 28–29.

73 Гобозов И.А. Социальная философия. Учебный словарь. М., 2008. С. 95.

211


Национальная идея России

В настоящее время идеология рассматривается «как вид ценностного сознания, в котором концентрированно выражено самосознание субъекта общественной деятельности (группы людей) для защиты своих интересов и руководства к действию — пишет И.А. Гобозов. — Современные идеологии в той или иной мере включают в себя комплекс значимых политических, нравственных, эстетических, правовых и др. идей, а также образ идеаль­ного состояния общественной жизни. В ней содержатся оценки и критика существующего устройства общества, а нередко и стратегический план дви­жения к будущему»74.

При этом идеология выполняет в обществе ряд важнейших функций: во-первых, является формой духовной консолидации людей, т. к. на основе единых целей интегрирует людей, их преследующих, в общность. Во-вторых, выражает общие интересы людей, на основе которых формируются нормы мышления и действия75.

Как правило, в основе обращения к национальной идеологии, к поискам национальной идеи лежит два фактора: во-первых, осознание угрозы распа­да общества; во-вторых, массовое недовольство существующим социально-экономическим строем.

Во многих странах мира процесс развития национальной идеологии, на­циональной идеи не только поддерживается, но централизованно иниции­руется государством (и в этих странах все показатели жизнедеятельности общества гораздо выше, чем в тех, где нет ни национальной идеологии, ни национальной идеи). Примером могут служить американцы, у которых на­циональный лозунг гласит «Америка — самая сильная мировая держава». При этом они не стесняются формулировать свои национальные интере­сы, в сферу которых ныне включены: Прибалтика, Закавказье, государства Средней Азии, т. е. все постсоветское пространство. У нас национальным девизом может стать мысль о единой могущественной России.

Есть ли в России национальная идеология?

Как известно, в современном мире существует множество идеологиче­ских систем: либерализм, консерватизм, социал-демократизм, коммунизм, анархизм и другие, которые остаются консолидирующей силой различных социальных групп и обществ.

В нынешней России объединение людей также происходит на основе предпочтения той или иной идеологической установки. Поэтому нельзя однозначно утверждать, что в российском обществе идеологии нет вообще. Думается, что можно говорить как о существующем плюрализме идеоло­гий, так и о государственной идеологии, которая, к сожалению, носит явно эклектичный характер, поэтому остается для большинства населения непо­нятной.

74 Гобозов И.А. Указ. соч. С. 82–83.

75 Там же. С. 96.

212


Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория                  секция I

Поэтому если под национальной идеологией понимать признанную большинством нации исторически сложившуюся систему идей, то идеи и идеалы «нужны людям, чтобы знать, что нужно делать и как нужно дей­ствовать, какие пути к осуществлению задачи являются целесообразными. Помимо этого идеология артикулирует чаяния людей, их стремления, и она придает их действиям видимость рациональности, что является побуди­тельной силой»76.

В национальную идеологию входит, прежде всего, национальный инте-грализм, включающий в широком смысле слова всех людей русского языка и культуры, которые разделяют ценности российского патриотизма, гото­вы служить «общему делу» — во имя спасения Отечества. Наряду с этим, духовно-нравственные начала, которые сформировались в течение многих тысячелетий, а также катастрофически утрачиваемые в условиях глобали­зации традиционные ценности русского народа с учетом преемственности традиции и требований нового времени.

Кроме того, у национальной идеологии как института устроительного есть и двоякая сверхзадача: «во-первых, она должна представлять модель социальной консолидации на базе реалистической программы обеспече­ния благополучия народа, а во-вторых, — модель баланса горизонтально-этнических и вертикально-государственных уровней, что в нашей российской ситуации крайне важно, учитывая остроту отношений центр — периферия и регионы — федеральные институты»77.

Цель идеологии, ее смысл заключается в обеспечении национального единства. Нацию консолидирует, прежде всего, наличие общей истории, общих страданий, общего героического прошлого, а главное — общего про­екта существования и будущего.

Возникает естественный вопрос: что сегодня в современном сознании россиян можно считать главным? Какая национальная идея может спло­тить сегодня народы России?

Государство российское всегда было многонациональным, все народы России объединены общей судьбой. Сам русский народ представляет собой сплав многих этносов, исконно совместно проживающих. Поэтому русская идея не может быть идеей национальной исключительности, какого-либо национального превосходства русских над другими россиянами. И в этом смысле национальная идея выступает как русская идея, объединяющая не только русских.

Можно ли объединить народы России в нашем коррумпированном и расколотом обществе, где за последние десятилетия устойчиво растет лишь количество миллионеров и миллиардеров, сформулировав в качестве наци­ональной идеи «модернизацию и инновационное развитие», «образование»,

76 Гобозов И.А. Указ. соч. С. 97.

77 И время собирать камни. С. 62.

213


Национальная идея России

«качество жизни», «экологическую миссию», «русский язык», «радикальный модерн» и пр.?

Какая национальная идея может подвигнуть россиян на новые свершения ради лучшего будущего в условиях продолжающегося уничтожения отече­ственной промышленности; усиления технологической зависимости нашей страны от Запада; развала образования и науки (когда молодые специалисты оказываются невостребованными на российском рынке труда и вынуждены либо уезжать за границу, либо заниматься коммерцией и бизнесом, либо ра­ботать «не по специальности»); превращения России в экологическую коло­нию и сырьевой придаток развитых стран; утраты продовольственной неза­висимости; демографической катастрофы (когда в год умирает 1 млн человек преждевременно, что свидетельствует о вымирании государствообразующе-го этноса — русских); территориальных претензий со стороны других стран; ослабления обороноспособности и национальной безопасности и т. д.?78

Как известно, ценности являются ориентирами для определения смысла и содержания жизни. Какие же духовные ценности способны сплотить в со­временных условиях народы для возрождения России?

В новой идеологии такими ценностями могут быть: во-первых, любовь к Отечеству; во-вторых, надежда на собственные силы, готовность объеди­ниться в «смутное время», жертвуя личными интересами и даже жизнью ради «общего дела» — спасения и возрождения России; и, наконец, вера в справедливость. Единство в многообразии — еще один важнейший компо­нент национальной идеологии. Уважение к исторически сложившимся на­циональным формам политической и культурной жизни в рамках единой России является характерной чертой русского национального сознания.

В общей системе ценностей каждого народа есть главные, определяющие. Так, например, если, по мнению некоторых исследователей, главной цен­ностью народа Франции является жажда равенства, то для русских фунда­ментальной ценностью всегда было стремление к справедливости. От того, удастся ли объединиться на этой высокой нравственной основе, на базе об­щего понимания добра и зла, справедливости и блага, смогут быть решены и стоящие перед Россией проблемы, а значит обеспечено и ее будущее.

Какое будущее ожидает Россию?

Проблема предвидения будущего — одна из острейших проблем XX и XXI века. «Мы находимся в совершенно новых условиях, отличающих­ся беспрецедентной ответственностью, и что по незнанию, по неосторож­ности или по неопределенности, если не по глупости, мы можем вызвать наступление катастрофичного будущего, — писал А. Печчеи. — Слишком много факторов участвует в формировании будущего… и один человек, ка-78 Крылова И.А. Проблема безопасности России в контексте глобалистики. М., 2001. 214


Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория                  секция I

кими способностями он ни обладал, не обладает достаточной проницатель­ностью, чтобы предвидеть их все. Но люди, все вместе, могут — должны придумать будущее и построить его.

Проектирование будущего — самый важный и самый трудный из чело­веческих замыслов… он может быть только творческим актом. И будущее или станет великим культурным возрождением, или не настанет вовсе»79. В полной мере это относится и к современной России, дальнейшее будущее которой может быть катастрофичным.

В силу ряда причин, прежде всего влияния в стране традиционной куль­туры, господства радикальной версии модернизации, осуществляющейся властью в форме вестернизации, полностью игнорирующей культурно-исторический фактор, вместо ожидаемой либеральной демократии в России сложился анархический социальный порядок, который породил кризисные процессы во всех областях жизнедеятельности российского общества, угро­жающих национальной катастрофой80.

Для экономического, технологического, культурного, духовного возрож­дения нашей страны необходимо, прежде всего, сохранить единое государ­ство как добровольный союз народов России.

Очевидно также, что в условиях нарастания угрозы общепланетарной кли­матической и экологической катастрофы для обеспечения дальнейшего бу­дущего России (как и всех стран мира), требуется отказ от «ресурсопотреби-тельской» модели развития и ускоренная выработка концепции «социальной справедливости», которая становится в новом столетии императивом эпохи.

В условиях глобализации и жестких экологических ограничений на раз­витие жизнь в обществе должна строиться на принципе справедливости, иначе современная цивилизация в целом, как и каждая страна в отдельно­сти, в том числе и Россия, выжить не сможет.

Однако эта справедливость должна быть закреплена в законах, чтобы человек не зависел от произвола и эгоизма «власть имущих» и «сильных мира сего». Поэтому сама власть от имени Закона должна быть взята под надлежащий контроль со стороны общества. Для этого, в свою очередь, не­обходимо превратить государство из инструмента бюрократического наси­лия в непосредственное орудие защиты интересов всех граждан.

К сожалению, нынешний государственный курс России свидетельству­ет о незавершенности разработки долгосрочной концепции национальной идеи, которой могла бы стать идея социальной справедливости. Более того, четко не сформулированы даже краткосрочные и среднесрочные нацио­нальные интересы, нацеленные на преодоление наиболее опасных кризис­ных явлений в общественной жизни Российской Федерации.

79 Печчеи А. Сто страниц для будущего // Будущее в настоящем. М., 1984. С. 43.

80 Крылова И.А. Социальная модернизация и кризисные процессы в России // Знание. По­
нимание. Умение. 2009. № 4. С. 56–63.

215


Национальная идея России

Между тем известно, что если в идеологии какой-либо национальности перестает доминировать национальная идеология, то такой народ в его на­циональной сущности, в конечном счете, исчезает с лица Земли, освобож­дая территорию своего проживания народам, у которых национальная со­ставляющая идеологии имеет доминирующее значение.

Продолжение избранного «прозападного» курса развития России, ис­ходящего из интересов не большинства населения, а отечественных олигар­хических и западных кругов, ведет страну к окончательному разрушению и национальной катастрофе, которую можно предотвратить лишь общими усилиями, для чего требуется мобилизация всех патриотических сил. А для этого необходима консолидирующая национальная идея.

Следует помнить, что «Россия может быть или великой или никакой». «Будущее открыто, и каким бы трудным ни был настоящий этап, — пишет А.Г. Дугин, — борьба за Национальную Идею, за ее формулирование и ее воплощение в жизнь далеко не закончена»81.

Хотелось бы надеяться, что будущая Россия станет Федерацией социаль­ной справедливости, реального равноправия народов и их свободного раз­вития. И в этом смысле национальная идея России может стать спасением всего человечества.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 578; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!