Нравственной основой, призванной реализовывать нравственный порядок, были идеологические структуры в виде Церкви и КПСС.
Составляющие идеологии этих доктрин сильно различались, что является косвенным свидетельством возможности трансформации нравственной доктрины. Развивалась главная добродетель нравственной основы в виде справедливости91. Необходима была дальнейшая модернизация нравственных основ идеологии на базе науки.
Различие нравственных и безнравственных основ государства было сформулировано в классической теории92. Оно характеризовалось целью управления. Если в первых цель управления состояла в благе всего населения государства, то во вторых — в благе власть имущих. Имелись различия и в названиях форм правильных и извращенных государств: «монархия», «аристократия», «демократия» и «тирания«, «олигархия», «охлократия». Охлократия — власть толпы, каждый человек в которой обеспокоен только своими личными интересами.
В дальнейшем нравственные основы государственной власти были названы «традиционной государственностью»93, а безнравственные сохранили название — «извращенной».
В классической теории власть в государстве периодически изменяла свой характер с традиционной на извращенную и наоборот. С появлением мировых религий эта теория распространилась на все мировое устройство, до теории традиционного и извращенного мирового устройства. Соответственно в рамках Западной цивилизации имело место замедление нравственно-безнравственных переходов.
|
|
Классическая теория государства нашла блестящее подтверждение в трансформациях последних лет в СССР-России. Произошел быстрый, свойственный Российской цивилизации, классический переход от нравственной основы коммунистической «аристократии» с несовершенной идеологической основой к безнравственной олигархии. Более точно, к олигархо-охлократии с элементами тирании.
Как уже говорилось, в настоящее время в мире реализуется рациональная составляющая доктрины иудаизма, мировой олигархии. Установка на мировую олигархию задана в Торе (Пятикнижии Моисеевом) в виде «И ты
91 Платон. Государство // Собрание сочинений. Том 3. М.: Мысль, 1994. С. 79–420.
92 Платон. Государство; Аристотель. Большая этика, Политика // Сочинения. Т. 4. М.:
Мысль, 1984. С. 295–644; Полибий. Всеобщая история. С-Пб.: «Наука», «Ювита». Т. 2, 1995.
С. 6–49.
93 Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М.: ГУП «Облиздат», ТОО «Алир»,
1998.
219
Национальная идея России
(Израиль) будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы, и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать»94. Причем эта заповедь повторяется во Второзаконии неоднократно.
Безнравственность частной собственности, капитализма подробно разобрана в основополагающем труде Маркса95. «При 100% прибыли он (капитал) попирает все человеческие (нравственные) законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому. Доказательство: контрабанда и торговля рабами. Даннинг».
|
|
В отличие от России климат и геополитическое положение Западной цивилизации допускали в идеологической доктрине элементы опытных научных оснований знаний96. Эта ситуация стимулировала, с одной стороны, развитие естественных и прикладных наук. С другой стороны, она же способствовала вытеснению мировоззренческих, религиозных основ христианства, имевших, отнюдь, не непосредственно опытные основания, а истины откровения. Рациональное содержание этих истин также можно считать опирающимся на опыт, но на неповторяемый опыт истории.
Теория традиционно-извращенной государственности исчезла в трудах английских философов Гоббса и Локка97. Остались только извращенные государства, совмещающие тиранию, олигархию, охлократию с названиями традиционных государств «монархия», «аристократия», «демократия».
|
|
В учебниках по этике, теории государства, политологии традиционная государственность в силу мировоззренческих оснований была отождествлена с «тоталитаризмом»98. Причем основоположником либеральной теории государства и политологии считается Н. Макиавелли99, который рассматривал государственные извращения Запада с целью сохранения власти и богатств отдельной личностью или группой лиц, Макиавелли рекомендует использовать или грубую силу или обман населения. Во времена Макиавелли, как это не парадоксально, «чемпионом» такого обмана был «непогрешимый эталон нравственности», глава Католической Западной Церкви Папа.
94 Библия. Второзаконие. М.: Изд. Всесоюзного совета Евангельских христиан — Бапти
стов, 1985.
95 Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. М.: Госполитиздат, 1983. Т. 1.
96 Боргош Ю. Фома Аквинский. М.: Мысль, 1975.
97 Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданско
го // Сочинения. Т. 2. М.: Мысль, 1991. С. 3–546; Локк Д. Два трактата о правлении // Сочи
нения. Т. 3. М.: Мысль, 1988. С. 135–406.
98 Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарики, 2005. Спиридонов Л.И. Теория государ
ства и права. М.: «Фирма Гардарики», 1995; Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в полито
логию. М.: Агент пресс, 2008.
|
|
99 Макиавелли Н. Сочинения. Мн.: ООО «Попурри», 1998.
220
Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория секция I
Следуя либеральным религиозно-философским установкам, происходит усечение огромного религиозного исторического периода античности и христианства. Исчезает цивилизационная специфика России вместе с национальной идеей. Основой такого усечения была мировоззренческая, религиозно-философская архаика, скрывающая за объективными законами природы и общества познающего и конструирующего общественные отношения субъекта.
Отрыв науки от изучения общественной реальности усугубился формализмом и психологическими основаниями постмодернизма100.
В то же время вся российская история была построена на идее высшего блага в виде справедливости101. Определение государства в православный период было «как высшее проявление закона правды и справедливости на земле»102. Другое дело, что справедливое, нравственное общественное устройство не построено и по сию пору, что не говорит о безнадежности такого построения или о необходимости движения в этом направлении, что, в частности, демонстрировала революция 1917 года.
Так, не говоря о советском периоде, можно отметить то обстоятельство, что Россия перед революцией 1917 года была самой социалистической страной в мире. Как отмечал Солоневич103, огромные массивы земли были государственной собственностью, имели место государственные железные дороги, заводы и рудники, земская промышленность, кооперативы, общины, артели и пр. Производилась таможенная защита отечественного производителя. Имел место запрет на розничную торговлю для иностранцев. Столетиями выстраивались естественные протекционистские границы, защищаемые казаками.
На этом фоне богатство одних людей, как и бедность других в пореформенной России, была вопиющим, в рамках православной иерархии духовных ценностей аморальным, явлением104. И социалистическая революция в условиях России была проведена вопреки учению Маркса, в развитие православных, духовно-нравственных тенденций в модернизации экономики.
Однако религиозно-философские, мировоззренческие основания диалектического материализма, использующие объективные законы общества и не обсуждаемые абстракции и сущности представляли собой тормоз в развитии социализма.
Например, стоимость в виде овеществленного труда, даже более того в виде застывшего рабочего времени, постулирование сходимости цены то-
100 Степин В.С. От классической к постнеклассической науке // На пути к постнеклассиче-
ским концепциям управления. М.: Институт философии РАН, 2005. С. 259–262.
101 Платон. Государство. Аристотель. Большая этика.
102 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. С. 220.
103 Солоневич И.Л. Народная монархия. М.: Изд. «Феникс», 1991. С. 52.
104 Тихомиров Л.А. Монархическая государственность.
221
Национальная идея России
вара к стоимости105. Подобного рода абстракции ставят крест на учете факторов производства, помимо механического труда, а именно, на влиянии природных условий, творческой деятельности. При игнорировании рыночных цен спроса и предложения исключается элемент автоматического влияния потребителя на производителя, стимулирующего эффективную и творческую работу, автоматическое поощрение научно-технического прогресса (НТП). Тем самым, несмотря на теоретические заклинания об источнике благосостояния трудящихся при социализме в виде НТП в основном законе социализма, использование НТП было затруднено по-литэкономической системой, поощрялись затраты. Преодоление же этих затруднений наталкивалось на «научное» мировоззрение диалектического материализма.
Основатель позитивной философии, методологии науки и теоретической социологии О. Конт сформулировал «закон» трех стадий, согласно которому человечество в своем развитии проходит три мировоззренческие стадии: религиозную, философскую и научную106. В соответствии с этим изменяется и основа власти в обществе. В первой стадии основу власти составляют священники и военные с приматом духовной власти. Во второй стадии примат переходит к светской власти в лице политиков и финансистов. В третьей стадии власть должна была переходить к ученым и инженерам с восстановлением духовной власти в лице ученых.
Однако недостатки оснований современной науки, конкретизированной в принципах научной рациональности107, в частности в принципах позитивизма, не позволили перейти к научным основаниям нравственной организации мирового сообщества. Религиозные, религиозно-философские, в том числе и мировоззренческие, материалистические, основания идеологических доктрин устарели и для этих целей не годятся. Человечество застряло во второй стадии, в иудейской олигархии, в капитализме и либерализме.
2. Перспективы восстановления национальной идеи России
Модернизация содержания национальной идеи России связана с модернизацией методологии науки, которая, опираясь на наблюдаемые объекты, в настоящее время только и может быть основой договоренности мыслящей части человечества.
Возможность модернизации методологии науки и научного мировоззрений возникла в рамках кибернетической аналогии «мышление — работа ЭВМ с конечной памятью» Н. Винера108. Следующим шагом стало иссле-
105 Маркс К. Капитал. Критика политической экономии.
106 Гофман А.Б. Классическое и современное. Этюды по истории и теории социологии.
107 Степин В.С. От классической к постнеклассической науке.
108 Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Изд. Иностранной литературы, 1958.
222
Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория секция I
дование свойств органов чувств и моделирование процессов интуитивного познания на ЭВМ. Возникла конкретизация процессов рационального познания в виде системы познания модельно-конструктивного мышления (МКМ)109, восстанавливающая когнитивные процессы познания в ранге философской гносеологии, в ранге системообразующего элемента наук и знаний, исключенного О. Контом в системе позитивной философии110 и не возникшем в дальнейшей модернизации научной рациональности зна-ний111. Возникла возможность выделения рациональных элементов во всех науках и знаниях.
В рамках МКМ исключаются мировоззренческие законы от Бога или объективные законы природы. Появляются более или менее адекватные модели. В этих моделях можно выделить сознательную составляющую философской (не психологической) рефлексии, которую можно обсуждать с разумными людьми мира. В нравственных или безнравственных религиозных целях и ценностях исключаются трансцендентные источники, все они являются результатом сознательной деятельности людей и подлежат обсуждению.
Философская гносеология восстанавливается в ранге науки наук. Такое восстановление позволяет связать наблюдения действительности с теоретическими моделями. В частности в математике вместо аксиом имеем систему познания, основанную на дискретной и конечной информации. Это позволяет связать реальные наблюдения с теоретическими моделями. Так, в дискуссии о применимости вероятностных и статистических методов в отличие от оппонентов автор обосновывал их широкую применимость112. В рамках МКМ выстраивается математика без бесконечностей. Вместо бесконечно малых имеем пренебрежимо малые. Пренебрежение обосновано для объектов, которые, в первом приближении, учитывая малые погрешности измерений, можно считать «непрерывными». Это, например, объекты геометрии, физики. В общественных науках использование производных и дифференциальных уравнении зачастую приводит к неадекватным и даже ложным, дезинформирующим моделям.
В рамках МКМ выделяются рациональные элементы в неоплатонистской мировоззренческой мистике православия113.
В выделенном виде рациональные духовно-нравственные элементы православия, как элементы построения мирового нравственного порядка представляют интерес и в настоящее время. Эти элементы имеют иерархи-
109 Малиновский Л.Г. Модельно-конструктивное мышление. М.: Наука, 2003.
110 Гофман А.Б. Классическое и современное. Этюды по истории и теории социологии.
111 Степин В.С. От классической к постнеклассической науке.
112 Малиновский Л.Г. Построение вероятностных и статистических моделей. М.: Изд.
ИППИ АН СССР, препринт, 1983.
113 Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. С-Пб.: «Глагол», 1997.
223
Национальная идея России
чески упорядоченный характер и вполне земное рациональное наполнение. Иерархия совпадает с нумерацией элементов, а именно:
1) цель в виде ориентации на Высшее Благо всех людей мира;
2) системность, разум и универсальная личная нравственность;
3) системная, разумная и нравственная организация мировой политической и экономической власти;
4) системная, разумная и нравственная организация интересов групп людей (групп государств — геополитических полюсов, государств, народов и др.).
В этой иерархии наиболее высокие цели и ценности присущи всему мировому сообществу. Более низкие — имеют более приземленный характер.
Среди высших ценностей следует выделить системность и разум, научную рациональность, наиболее продвинутую конкретизацию которой имеем в виде системообразующего элемента всех рациональных знаний МКМ.
Организация Национальных Церквей, Греческой, Русской, Грузинской, Сербской и др., в отличие от католицизма, не имела общего политического руководства. Национальные Церкви, управляемые ангелом низшего уровня, должны были находить общий язык на Вселенских Соборах в рамках небесной иерархии, рациональное представление которой приведено выше. Эта организация позволила бы «находить общий язык», иметь сходные цели и ценности всем народам мира. К сожалению, неоплатонистская мистика православия не нашла понимания вне древнегреческого ареала. Возникли многочисленные еретические течения и расколы христианской доктрины. И в наше время православная мистика заслоняет рациональное содержание в странах с православной традицией. Это содержание непонятно не только мирянам, но и высшим церковным иерархам.
В рамках МКМ возможно развитие цивилизационной специфики России как традиционного государства, ориентированного на мировой нравственный порядок. При этом возможна структуризация стран и народов, находящих общую нравственную базу так, как это было предусмотрено в мировом христианско-православном проекте.
Для сохранения цивилизационной специфики России, реализации мирового нравственного проекта необходима структуризация общества относительно этой идеи и проекта.
В России, помимо общенациональных партий всего населения России, ориентированных на рациональное содержание иерархии целей и ценностей православия, учитывая народно-национальные, политические и поли-тэкономические перекосы, связанные с антирусскими основами построения СССР и Российской Федерации необходимы народные партии. В первую очередь партии русского народа как народа государствообразующего и потенциально полюсообразующего.
224
Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория секция I
Здесь следует отметить, что понятие русского народа употребляется в дореволюционном, до революции 1917 года, смысле114. Это понятие относится к жителям Руси, которая вследствие удельных разделов и Западных завоеваний разделились в языковом отношении на великороссов, малорусов-украинцев, белорусов и жителей Карпатской Руси — русин. Причем языковые различия у русских меньше, чем, скажем, у немцев, итальянцев или грузин.
Партия русского народа, ориентированная на мировую нравственность и системно отстаивающая его интересы, являлась бы естественным научным развитием целей и ценностей Русской Православной Церкви (РПЦ). Ориентация на иерархию рациональных целей и ценностей, приведенную выше, обеспечит, как в свое время РПЦ, не только народные или национальные интересы, а научно-рациональный, национально-сбалансированный характер интересов русского народа и других народов, причем не только России.
Учитывая, что в МКМ возможно обсуждение программных установок целесообразна и конкуренция русских партий. Именно русские партии могли бы системно отстаивать интересы русского народа, дискриминируемого в национальных республиках России и вытесняемого, а зачастую просто изгоняемого в государствах бывшей России-СССР. Партийная система с конкуренцией партий при четких идеологических доктринах могла бы обеспечить справедливое, по труду, распределение произведенных благ. В России естественна конкуренция национальных и русских народных партий, партий других народов, учитывающих в рамках МКМ, соответствующего мировоззрения и иерархии духовно-нравственных ценностей, как интересы всех народов России, так и мира в целом.
В области политической экономии выделяется как наиболее адекватный жизненным реалиям системный классический подход к политической экономии Д. Рикардо115. Этот подход рассматривает политэкономию как способ раздела продукта, произведенного природой и трудом народа. Способы раздела, естественно, могут быть различными, и нравственными, и безнравственными. Именно этот подход в отличие от исследования причин богатства народов Риккардо считал «истинным предметом науки»116.
К сожалению, религиозно-философские дефекты методологии науки привели к тому, что и классическая теория государства, и классическая политическая экономия, наиболее адекватно отражающие общественную
114 Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Русские // Малый энциклопедический словарь, т. 4. С-Пб.:
Изд. Брокгауз-Ефрон, 1909. Репринтное воспроизведение. М.: «Терра», 1994. С. 1287.
115 Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения // Сочинения. Т. 1.
М.: Госполитиздат, 1941.
116 Кейнс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег // Избранные произведения. М.:
Экономика, 1993. С. 225.
225
Национальная идея России
практику, были преданы и активно изгоняются из научных исследований и учебного процесса.
К сознательно устанавливаемому способу можно отнести и отрицание частной собственности в марксизме.
Этот классический подход к политэкономии, замалчиваемый как либеральными, так и марксистскими экономистами, охватывает как традиционные политэкономические составляющие в виде производства (рассмотрение факторов производства), распределения (отношений собственности и налогов) и обмена (торговли)117, так и нетрадиционные — в виде управления и планирования.
В рамках этого подхода эффективный и социально справедливый способ раздела формулируется в виде способа раздела социалистического рынка118. В рамках этого же подхода строится структура мирового социалистического политэкономического раздела, исключающая кризисные и другие негативные элементы мировой экономики.
Отличие социалистического рынка от капиталистического состоит в том, что на рынке выступают не частные собственники, а государственные и народные предприятия. При рыночных ценах спроса и предложения после уплаты налогов, внесения управляющим и планирующим структурам платежей за землю и капитал в распоряжении предприятий остается предпринимательская прибыль.
Предпринимательская прибыль имеет большой экономический смысл. Он состоит в увеличении этой части цены за счет экономии в материальном производстве, при производстве дефицитных товаров, улучшении качества выпускаемой продукции, которое достигается квалифицированным умственным и физическим трудом, изобретательской и инновационной деятельностью, рациональной организацией производства и размещения капитала. Как можно видеть, предпринимательская прибыль зависит не только от активности предпринимателя, но и от качественной работы всех участников производственного, инвестиционного и торгового процесса.
При построении раздела продукта социалистического рынка ее необходимо было направлять на поощрении работников, расширение и модернизацию производства. Однако эта прибыль в расчетных ценах реального социализма просто отсутствовала119.
Наличие в структуре цены спроса и предложения предпринимательской прибыли теоретически преодолевает многие негативные элементы в экономике реального социализма СССР: дефицитность, затратность, отторжение НТП.
117 Милль Д.С. Основания политической экономии. С-Пб.: Изд. А.Н. Пыпина, 1865. Т. 1, 2.
118 Малиновский Л.Г. Модельно-конструктивное мышление. Модернизация и политэконо
мия. Стратегия России. 2010, № 4. С. 63–69.
119 Глушков Н.Т., Гумерова Р.М., Комин А.Н. и др. Справочник по ценообразованию. М.:
Экономика, 1985.
226
Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория секция I
Получение части предпринимательской прибыли работниками предприятий, учитывая источники ее возникновения, в социалистическом способе раздела продукта могло бы явиться ключом к более высокой производительности труда при социализме по сравнению с капитализмом.
Заметим, что различные формы народных предприятий существуют и в капстранах, где они демонстрируют более высокую эффективность и производительность труда по сравнению с частными предприятиями120.
Отличие социалистического рынка от капиталистического состоит в том, что доходы от земли и капитала получают не частные собственники, а идеологически структурированные коллективы (предприятия, регионы, страны, геополитические полюса и мировое правительство).
Идеологические структуры на народных предприятиях — Советы трудовых коллективов необходимы для организации производственных накоплений. В отсутствие таких структур коллектив предприятия, представляющий неорганизованную толпу (охлос), будет стимулировать проедание не только инвестиций, но и амортизационных отчислений.
Такие структуры, не совпадающие с коммунистической структуризацией соцстран, функционировали и функционируют во всех странах с социалистической рыночной экономикой (Югославия, Китай и др.).
Получение финансовых рычагов структурированными коллективами, естественно, определяет их управляющие и планирующие функции. Как говорилось выше — это структуры предприятий, регионов, стран, геополитических полюсов и мира в целом. Получение государством, его идеологически контролируемыми структурами, платежей за землю, капитал, налогов на предпринимательскую прибыль отдает в руки общества (при соответствующей структуризации общества и государства) плановые и управляющие финансовые рычаги.
Эти рычаги должны быть использованы для управления и планирования социально-экономических показателей. Этим определяется системная функция экономической и социальной организации общества. Для расчета планов и параметров управления естественно использовать статистические методы и анализ таблиц «затраты-выпуск»121. Таким образом, управление и планирование при социалистическом рынке переходит на более высокий качественный уровень.
Социалистический рынок был реализован в Югославии, народ которой в отличие от других восточноевропейских стран отказался от своего социализма только в результате НАТОвских бомбардировок. Социалистический рынок составляет основу экономики Китая, Вьетнама и ряда других стран.
120 Белоцерковский В. Продолжение истории: Синтез социализма и капитализма. М.: «Сло
во», 2001.
121 Малиновский Л.Г. Модельно-конструктивное мышление. Леонтьев В.В. Общеэкономи
ческие проблемы межотраслевого анализа. М.: ЗАО «Издательство экономика», 2006.
227
Национальная идея России
Элементы социалистического рынка имели место в СССР-России в период НЭПа. В настоящее время — в Белоруссии и ряде других стран СНГ.
Для реорганизации мировой финансовой системы с целью контроля мировых финансовых потоков: кредита, инвестиций, торговли, ограничения процессов неоколонизации, решения мировых экономических, социальных и экологических проблем необходимо создание Мирового эмиссионного банка, деньги которого могли бы играть роль резервной валюты. Для контроля бюджетно-инвестиционно-кредитных потоков резервной валюты необходимо создать соответствующие Мировые бюджетные и инвестиционные структуры, находящиеся под контролем мирового идеологически-структурированного сообщества на базе ООН.
Национальные банки относительно мировой резервной валюты могли бы играть роль региональных коммерческих банков, а платежи за кредит могли бы составлять часть мировых инвестиций и бюджета.
Мировые бюджетные и инвестиционные структуры, мировая резервная валюта могла бы стать основой Мирового демократического правительства, подконтрольного мировым представительным структурам, которые получили бы в руки реальные рычаги управления мировыми процессами. Такое правительство могло бы стать нравственной альтернативой существующему Мировому правительству, в настоящее время имеющему закрытый, олигархический характер, неподконтрольный каким-либо представительным общественным структурам.
Такое правительство могло бы решить политические, экономические, экологические и социальные проблемы, возникающие в настоящее время перед человечеством.
Наличие мировой резервной валюты, не обмениваемой на национальные деньги, обеспечит контролируемый товарообмен продаваемой и покупаемой за рубежом продукции. Такая система исключает валютные спекуляции, возможности торгового неоколониализма, бесконтрольного вывоза капитала — процессов исчезновения российского производства и населения. Позволит продолжить поступательное развитие России.
Вписывание России в либеральную Западную цивилизацию привел, как говорилось ранее, к вымиранию населения и разрушению производства.
Восстановление же всего народного хозяйства за счет финансовых ресурсов, которыми может распорядиться правительство РФ в условиях национализации производства и перекрытия утечки капиталов за рубеж, — утопия. Для восстановления производства необходимы технологии и люди, могущие их обслужить. В РФ же все это разрушено и, в значительной степени, утрачено. Да и денег, накопленных в иностранной обесценивающейся валюте маловато. При этом необходимо учитывать, что девальвация резервной валюты (доллара) может быть помехой восстановления России.
228
Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория секция I
В настоящее время процесс исчезновения России продолжается, финансы РФ привязаны к продаваемому за рубеж сырью, и их в настоящее время не хватает на бюджетные траты. Удушенная импортом исчезла не только высокотехнологичная промышленность, но и любая другая промышленность. На значительные инвестиционные вложения денег просто нет, вымирают по возрасту и специалисты, способные работать на высокотехнологичном оборудовании.
Восстановление отечественного производства и принятие мер по прекращению вымирания населения необходимо начинать с восстановления неэффективного на мировом уровне сельского хозяйства и легкой промышленности. При этом необходимо переводить ориентацию финансов на товары, производимые в РФ. Для защиты же отечественного производства необходима политика протекционизма. Заметим, что защита сельхозпроизводителей в той или иной степени имеет место и в капстранах. На первых порах — это таможенная защита. Далее можно переходить к монополии внешней торговли в возрождаемых секторах отечественного производства. Причем не только сельскохозяйственных.
Население России зависит от той неэффективной, но обширной продовольственной базы, которую может обеспечить ее территория. Излишки продовольствия и сырья для легкой промышленности должны поступать государству. Эти излишки могут являться частью платежей за капитал и ренты.
Наличие товаров первой жизненной необходимости в руках государства, наряду с доходами от экспорта сырья, позволит создать жизненную базу населению, занятому не только в бюджетных областях, но и в защищаемых, потенциально конкурентоспособных высокотехнологичных секторах производства, инвестируемых государством. А именно: в электронике, машиностроении и др. Высокие технологии, основанные на отечественных научных достижениях, невозможных в отсутствии конкретных производств, но возможные при их наличии, хотя бы, и с более низким технологическим уровнем, могут перевесить неблагоприятные для производства российские климатические условия. Продукция высокотехнологичных секторов с учетом автоматизации и роботизации будет способствовать повышению производительности труда и конкурентоспособности во всех секторах экономики.
При достижении конкурентоспособности товаров, которой все промыш-ленно развитые страны добились в условиях политики протекционизма, Россия может выходить со своими промышленными товарами и на мировой рынок. Высокое качество и прорывные свойства этих товаров, которых можно достичь в условиях опоры на собственные научные достижения и стимулы планово-рыночной системы, превысят более высокий уровень материальных затрат и найдут покупателей в любом случае. Это, в свою оче-229
Национальная идея России
редь, будет основой для дальнейшего увеличения населения и качества его жизни. В условиях конкурентоспособного высокотехнологичного производства, не ранее, можно говорить и о ВТО, если, конечно, последнюю не распустят к тому времени сами ее «отцы-основатели», перейдя к политике справедливой, социалистической глобализации.
Ориентир на нравственную структуризацию мира, построение эффективной и социально-справедливой экономики, являлись бы конкретизацией и национальной идеи, и цивилизационной специфики России в современных условиях.
При модернизации России в рамках национальной идеи, определяющей ее цивилизационную специфику, не только преодолевается деградация России в виде депопуляции населения и исчезновения производства, но и мировые кризисные явления, и общая мировая нравственная деградация.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!