Проектные основы национальной идеи
Павленко В.Б. (Москва)
Действующая редакция Концепции внешней политики РФ впервые формулирует положение о конкуренции различных ценностных ориентиров и цивилизационных моделей — на фоне возрастания роли находящегося в их основе религиозного фактора122. В докладе Института Европы РАН «Россия в многообразии цивилизаций» (март 2008 г.) указывается: «…Система ценностей служит сеткой координат, вне которой любая цивилизация утрачивает идентичность, если не сам смысл существования. …Хотя с течением времени ценности могут эволюционировать, …они устойчиво закреплены в нравах и обычаях народов, догматах и ритуалах религиозных конфессий, нормах законодательства»123.
Проектное видение всемирно-исторического процесса уходит корнями в историю отечественной и мировой общественно-политической мысли. Проблема была поставлена в XIX в. Н.Я. Данилевским и оказалась в центре дискуссии между славянофилами и западниками, подробно описанной Н.А. Бердяевым, Н.О. Лосским и другими мыслителями и историками.
В.С. Соловьев, а за ним К.Н. Леонтьев рассматривали противостояние между католическим Западом и православным Востоком как борьбу «политических идей общего значения» и попыток «унификации духовной и куль-122 Концепция внешней политики РФ // Указ Президента РФ от 12 июля 2008 г. № Пр– 1440 // <www.kremlin.ru/text/docs/2008/07/204108.shtml>.
123 См. Россия в многообразии цивилизаций. Доклад ИЕ РАН. В 3-х ч. / М.: 2008. Ч. II. С. 9.
|
|
230
Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория секция I
турной идентичности европейских государств». Ф.И. Тютчев подчеркивал «удерживающую» проектность России в противостоянии революции как разрушительному унифицирующему проекту124.
Особенности и типы развития различных цивилизаций рассматривались уже в XX веке в трудах О. Шпенглера и А.Дж. Тойнби (при этом Тойнби высшим и последним уровнем считал «универсальную государственность»). Основатель национал-большевистского течения в евразийстве Н.В. Устря-лов говорил о конкурирующих «стилях и способах человеческого бытия», один из лидеров белого движения правый эсер Н.Д. Авксентьев — о «национальной задаче» и т. д.125
Категория «глобальный проект» как форма мироустройства также упоминается в работах В.В. Аверьянова, А.С. Панарина, А.А. Проханова, В.Л. Цымбурского и др.126
На современном Западе вопрос о глобальных проектах прямо не ставится, но акцентируется внимание на методологически важных функциональных аспектах, указывающих на проектный характер евроатлантической политики. Так, Зб. Бжезинский выделяет фазы противостоящих друг другу «мировых гегемоний», особо выделяя при этом период холодной войны, М. Тэтчер — «системы, имеющие цели и опирающихся на философские теории»; Г. Киссинджер говорит о «мировом порядке», который устанавливается теми или иными ведущими державами и стремится к постоянству и т. д.127
|
|
Иначе говоря, всемирно-исторический процесс носит проектный характер, представляя собой конкуренцию различных проектов, распространяемых посредством внутренней и внешней экспансии.
В России этой позиции противостоит историческое и современное западничество, которое, вульгарно спекулируя «общими христианскими корнями», представляет Россию частью Запада, невзирая при этом ни на Великую схизму (1054 г.), ни на чуждую Православию орденскую практику
124 Соловьев В.С. Философская публицистика // под ред. Г.Ю. Семигина Антология миро
вой политической мысли. В 5-ти т. / М.: 1997. Т. I V. С. 298–299; Леонтьев К.Н. Византизм и
славянство // Цветущая сложность. Сб. / М.: 1992. С. 99–109; Тютчев Ф.И. Россия и револю
ция // Россия и Запад. Сб. / М.: 2007, С. 53–62.
125 Авксентьев Н.Д. Национальная власть // Г.Ю. Семигин. Указ. Соч. Т. I V. С. 625; То й н -
би А.Дж. Постижение истории / М.: 2006. С. 496–498; Шпенглер О. Закат Европы. Очерки
морфологии мировой истории. В 2-х т. / М.: 1998. Т. 2. С. 55–87 и др.
|
|
126 См. Аверьянов В.В. Цивилизация против «цивилизаторов» // <http://www.pravaya.ru/
look/12645?print=1>; Панарин А.С. Реванш истории. Российская стратегическая инициатива
в XXI веке // М.: 2005. С. 16; Проханов А.А. Синусоида русской истории // <rus-crisis.ru/mod-
ules.php?op=modload&name=News&f le=ar>; Цымбурский В.Л. Геополитика для «евразийской
Атлантиды» // <http://www.archipelag.ru/geopolitics/osnovi/russia/geopolutics/?ver…> и др.
127 См. Бжезинский Зб. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратеги
ческие императивы / М.: 2002. С. 13; Киссинджер Г. Дипломатия / М.: 1997. С. 9, 733–734;
Тэтчер М. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира / М.:
2003. С. 39 и др.
231
Национальная идея России
западного христианства, ни на ограниченность и элитарность российского западничества, ни на многое другое.
Спекуляции о якобы «возврате в мировую цивилизацию» составили идеологическую основу «перестройки». Один из подобных «цивилизаторов» — А.И. Ракитов призывал «сломать защитный пояс русской культуры, перестроив спрятанные за ним механизмы исторической наследственности»128.
То, что встроить Россию в Запад можно только «сломав ей хребет», было признано «архитектором перестройки» А.Н. Яковлевым. Из этого следует, что цивилизация — это не «уход от варварства», а культурно-исторический тип, высшая форма эволюции локальной культуры. Не бывает более или менее «цивилизованных» цивилизаций. Бывают иные цивилизации — с иным набором ценностей и иным местом в истории.
|
|
После революционных событий 1917 года концепция цивилизационной проектности получила развитие в трудах мыслителей евразийской школы. Им удалось соединить народ как культурно-историческую личность с геополитическим мышлением элиты, а имперскую традицию — с советской129. Это и есть фундамент кристаллизации современной национальной идеи. (Если не подменять настоящее евразийство «квази-евразийским» прожектерством Г.Х. Попова и некоторых других деятелей).
Претендуя на лидерство, цивилизационные проекты становятся глобальными. Глобальный проект, по определению М.Л. Хазина, уточненному автором данной статьи, — это система ценностей, созданная совокупностью культурных, исторических, социальных, государственных и иных традиций претендующей на лидерство цивилизации. Она воплощена в системах смыслов и распространяется в идеальной и материальной сферах посредством экспансии, приобретающей различные институциональные формы130.
Система базовых цивилизационных ценностей образуют социокультурный фундамент глобального проекта — его идеальную базу (идею). Хазин называет проектную идею «безальтернативной истиной, переведенной в политическое измерение».
Очень важными для понимания механизмов формирования проектной идеи представляются выводы Т.В. Грачевой из Академии Генерального штаба. Раскрывая пространства и сферы проектной конкуренции, она формирует их иерархию. Высшим признается духовное пространство, включающее религиозную, культурную и этическую сферы. Следующим по важности является ментальное пространство, с входящими в него политической (идеологической), информационной и психологической сферами. Низший
128 Материалы II съезда Народной партии Свободная Россия / М.: 1991. С. 42.
129 См., например: Савицкий П.Н. Геополитика // Континент Евразия. Сборник. М.: 1997.
С. 279–432.
130 Хазин М.Л., Гавриленков С.И. Развитие и взаимодействие глобальных проектов // <http://
worldcrisis.ru/crisis/110296?PARENT_RUBR=wc_glpr>.
232
Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория секция I
уровень отводится физическому пространству, в которое входят территориальная, экономическая и демографическая сферы131.
На конкретных примерах Грачева показывает, что распад СССР был обусловлен подготовкой к внешнему противостоянию с США и НАТО в рамках физического пространства, в то время, как удар с помощью «пятой колонны» был нанесен в ментальном пространстве — по руководящей идеологии. Идеология, в свою очередь, не смогла сдержать этот удар ввиду того, что представляла собой лишь ментальный паллиатив духовного пространства, утратившего в 1917 году институциональную взаимосвязь и ответственность за обеспечение национальной и государственной безопасности.
Из этого вытекает, что исторической заслугой И.В. Сталина следует считать осуществление стратегии, направленной на восстановление единства трех указанных пространств, что обеспечило победу в Великой Отечественной войне. Кроме этого, необходимо поставить под сомнение адекватность осуществляемых современными российскими западниками попыток сконцентрировать основные усилия по модернизации и выходу из кризиса преимущественно в физическом пространстве. Победу одерживает дух народа как исторического субъекта, а не желудок «цивилизованного потребителя» — индивида, не являющегося и не способного быть субъектом истории.
Помимо идеи, в фундаменте глобального проекта существует система смыслов (норма), которая адаптирует идею к повседневности. В отличие от идеи, норма может корректироваться, обеспечивая возрождение про-ектности на следующих этапах исторического развития. Коррекция нормы осуществляется строго системно: каждый из смыслов существует только во взаимосвязи с другими, и при попытке изменения любого из них отдельно от остальных система либо адаптирует инновацию к себе, либо разрушается.
У каждого проекта имеется и материальная база — финансово-экономическая система и базовые технологии. Проектная идея (система ценностей), как отмечают М.Л. Хазин, В.М. Коллонтай и другие авторы, в обычной, повседневной жизни реализуется через норму — систему традиций и правил бытового поведения132.
Из этого следует, что экономический детерминизм есть перевернутая вверх ногами практика Запада, поставившего технологические и экономические факторы вперед социокультурных. На этой основе сложился феномен технологического общества — в том виде, в котором оно существует на Западе в результате перехода в ходе Реформации и Просвещения
131 Грачева Т.В. Невидимая Хазария. Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн
мировой закулисы / М.: 2008. С. 12–14.
132 См. Хазин М.Л., Гавриленков С.И. Развитие и взаимодействие глобальных проектов //
<http://worldcrisis.ru/crisis/110296?PARENT_RUBR=wc_glpr>; Коллонтай В.М. Глобальные
проекты и национальные интересы // Философия хозяйства. Альманах Центра обществен
ных наук и экономического факультета МГУ им. Ломоносова. 2005. № 2.
233
Национальная идея России
доминирующей роли от традиционного социокультурного континентально-европейского центра — Римско-Католической Церкви, к островной англосаксонской, преимущественно протестантской субцивилизационной периферии.
На надстроечный характер материальных аспектов глобального проекта по отношению к идее указывал К.Н. Леонтьев: «Своя идеология, неважно чьи техника и технологии». На той же позиции сегодня находится известный израильский ученый Ш. Эйзенштадт133.
Ф. Бродель видел в экономике пусть глобальную, но только одну сторону, кроме которой есть столь же самостоятельные сферы как культура, политика, социальная иерархия. А Н.А. Бердяев прямо критиковал Маркса за то, что «открытое в капиталистическом обществе своего времени, он признал основой всякого общества…»134.
В.И. Ленин, находясь на пике своего политического и государственного опыта, признавал националистическое, а не классовое своеобразие поднимающегося Востока. В отличие от грезивших революцией в Германии троцкистов, он видел роль Советской России в том, чтобы продержаться до этого подъема, придав ему социалистический тренд135.
Современные неомарксистские концепции — и западные, и российские — исходят из того, что классовая теория общественно-экономических формаций дает лишь самое общее представление о всемирно-историческом процессе. У каждой цивилизации (или, по Ю.И. Семенову, «параформа-ции») — свое место и свое время на этой лестнице формационной эволю-ции136 и т. д.
Противостоящий России Запад — не просто проект, а магистральная проектная преемственность, прошедшая четыре стадии проектной эволюции.
1. Латинский (католический) проект с центром в Риме.
2. Капиталистический (протестантский) проект с центром в Лондоне.
3. Либеральный (империалистический) проект с переходом проектного центра в США, на другой берег «селедочной лужи», как называл Атлантику Тойнби137.
4. Западный (англосаксонский) — или, по К. Каутскому, «ультра-им пери алистический» проект, втянувший в себя весь Запад, прежде всего Германию, которая до этого находилась с англосаксонским миром в состоянии субцивилизационной проектной конкуренции138.
133 Эйзенштадт Ш.Н. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение
цивилизаций // <http://www.i-u.ru/biblio/archive/eysen_rev>.
134 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв. В 3-х т. /
М.: Т. 3. С 32; Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: 1990. С. 80.
135 Ленин В.И. О нашей революции. Полн. Собр. Соч. Т. 45. С. 378–382.
136 См. Завалько Г.А. Понятие «революция» в философии и общественных науках / М.:
2005. С. 234.
137 Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. Сб. / М.: 1996. С. 56.
234 |
138 См. Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 28. С. 243.
Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория секция I
Особенность Запада как цивилизации заключается в двух аспектах.
Во-первых, в его обособленности от остального человечества. Э.А. Аз-роянц справедливо считает Запад «единственной нетрадиционной цивилизацией, которая выше ставит не консенсус и традиции, а право, законы и контракты»139. С. Хантингтона любят обвинять в разжигании «конфликта цивилизаций». Но его главная формула — «T e West and the Rest» («Запад и остальные») — сталкивает не всех со всеми, а противопоставляет всем Запад. Ф. Фукуяма с его «концом истории» — это полная и окончательная цивилизационная победа Запада над человечеством.
Во-вторых, кроме «нецивилизованных цивилизаций», не бывает и «общечеловеческих ценностей». Этот симулякр призван оправдать глобализацию, т. е. экспансию, с помощью которой Запад навязывает остальному человечеству свою проектную идею, изрядно деформированную по сравнению с оригиналом в секулярную сторону.
Глобализация ведет к конечной западной проектности — «Новому мировому порядку». Россия — не субъект этого проекта, а объект. На этом поле у нас нет не только национальной идеи, но и сколько-либо адекватной контригры.
Выжить и продлить свое существование в истории наша страна сможет только с помощью продолжения собственной проектной преемственности. Она, как и западная, также включает четыре сменяющих друг друга проекта.
1. Благодаря Крещению, Киевская Русь — северная периферия Византийского проекта — стала прообразом будущей самостоятельной проектной цивилизации. Завоеванная в рамках концепции Святой Руси самостоятельность Киевской Православной кафедры в вопросах Богослужения материализовала эту заявку в первый настоящий проект.
2. Московская Русь соединила проектную формулу Третьего Рима с геополитическим наследством Золотой Орды. Это, на наш взгляд, ключевой исторический момент для понимания отечественной национальной идеи. Сочетание исторической преемственности Русского Православия от Византии — Второго Рима — с геополитикой евразийского «Хартленда» составило стержень российской имперской цивилизации.
Империя же дала малым народам защиту и выход в историю, одновременно расширив мощь центра. Российская цивилизация оформилась как прочный союз славянско-православного и тюрко-исламского начал. Не случайно, Г.П. Федотов писал о трех уровнях национального самосознания: великорусском, малорусском и др. (этническом), русском (государственном) и российском (имперском)140.
139 Азроянц А.Э. Вестернизация // Под ред. Мазура И.И., Чумакова А.Н. Глобалистика.
Международный энциклопедический словарь. М., СПб, Нью-Йорк: 2006. С. 101.
140 Федотов Г.П. Будет ли существовать Россия? // <http://www.vehi.net/fedotov/rossiya.
html>.
235
Национальная идея России
В имперской цивилизации государство обречено быть формой и способом выживания народа, а не «ночным сторожем» индивида, как на Западе. Поэтому не надо ставить в вину нашим соотечественникам ни этатизм, ни авторитаризм. Это выбор между жизнью и смертью и народа, и цивилизации. С этой точки зрения ничего не изменилось и сегодня.
3. Проект «Российская империя», несмотря на внешний европейский антураж, окончательно оформил российскую проектность как евразийскую. Православие и Ислам, пребывающие за пределами страны, внутри нее воспринимаются внешним фактором.
4. Особый генезис у советского проекта. На мой взгляд, он обусловлен двумя факторами:
- первый: создание марксизмом собственной теории государства, ее реализация в России путем превращения в опорную проектную страну и вызванный этим разрыв с западным марксизмом (имеются в виду идеи В.И. Ленина и И.В. Сталина о победе социалистической революции и строительстве социализма в отдельно взятой стране);
- второй фактор: адаптация коммунизмом смыслового ядра традиционной российской проектной идеи (именно это понимал Ленин под «своеобразием» революций на Востоке, а Мао Цзэдун — в рамках тезиса «Ветер с Востока одолевает ветер с Запада»); Китай, кстати, прошел этим же путем.
У России было три возможности соединиться с Западом. Первую отверг Александр Невский в XIII веке, заключив фактический союз с Золотой Ордой против католической экспансии; вторую — московские князья и цари в XV–XVII веках. Многочисленные войны с Польшей — это борьба восточного и западного проектов организации общего геополитического пространства. Победи в них Польша — граница России прошла бы по Верхней Волге, став межой кровопролитного противостояния Христианства с Исламом.
Третий раз западный вектор отверг И.В. Сталин, благодаря которому наша страна превратилась, выражаясь языком «Великой шахматной доски», в полноценное геостратегическое действующее лицо.
Несмотря на многовековой исторический опыт, современные российские западники упрямо идут по пути своих многочисленных предшественников. И, к сожалению, пытаются увлечь за собой в пропасть страну.
В.С. Соловьев писал, что национальная идея — это «не то, что нация думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности»141. Ф.И. Тютчев прямо противопоставлял Россию Западу, Ватикану и революции как методам установления над Россией внешнего управления142.
141 Цит. по «Русская идея» // Под ред. И.И. Мазура, А.Н. Чумакова. Глобалистика. Между
народный энциклопедический словарь. / М., СПб, Нью-Йорк: 2006. С. 793.
142 Тютчев Ф.И. Россия и Запад. Сб. / М.: 2007. С. 78–95, 42–52, 53–62 и др.
236
Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория секция I
Отсюда проистекает формула «цветущей сложности» К.Н. Леонтьева, призывающая к динамизму проектного строительства в его начале и к консервации того, что уже создано. Разрушая Советский Союз, мы просто забыли об этом предостережении нашего великого соотечественника.
Россия — не часть Запада, а самостоятельная цивилизация с собственным уникальным генезисом и вкладом в мировую историю. Но в 1991 году, подобно февралю 1917 года, российская проектность прервалась. Если она не возобновится, как возобновилась в Октябре 1917 года, страну ждет распад и участь прекратившей существование цивилизации, описанная Тойн-би в «Постижении истории».
Идущая на протяжении более четырех месяцев на пятом (Петербургском) телеканале передача «Суд времени» сделала четкий, максимально репрезентативный социологический замер общественных настроений. В соответствии с этим замером, примерно 75% представляют собой сторонников советских ценностей (ниже этого показателя количество сторонников С.Е. Кургиняна не опускалось). Еще 15% — это «белые», имперские патриоты. Наиболее популярный результат голосования в пользу Кургиняна 90% на 10% — это альянс советских и «белых» патриотов против пребывающих в абсолютном меньшинстве либералов.
Примерно такие же результаты голосования имеют место в Интернете, что опровергает конъюнктурные, некорректные попытки оппонентов Кур-гиняна представить голосующее за его позицию неизменное абсолютное большинство людьми исключительно старшего возраста.
Научным сообществом из приведенного факта, на мой взгляд, должны быть сделаны соответствующие выводы.
Переходим к выводам.
1. Главным условием кристаллизации национальной идеи является признание цивилизационной самодостаточности России, а также ложности тезиса о «единой христианской цивилизации». Отсюда — необходимость нового глобального проекта, противопоставленного «Новому мировому порядку» и продолжающего историческую проектную преемственность.
2. Основная методологическая задача — закрепление уже имеющихся в общественном сознании представлений о едином генезисе всех четырех выдвигавшихся Россией проектов. Необходимо немедленно прекратить де-монизацию советского периода и пресечь фальсифицирующую его пропаганду в СМИ.
Желателен также пересмотр конституционного запрета на государственную идеологию.
3. Несущей конструкцией национальной идеи служит цивилизационная
интеграция духовных и светских ценностей Православия и других тради
ционных религиозных культур с восстановленной социальной доктриной
социализма. Условием ее реализации служит творческое применение прин-
237
Национальная идея России
ципа симфонии светской и духовной властей. Соотносить его, в соответствии с принципом соборности, необходимо с национальными, народными, а не корпоративно-групповыми и элитными интересами.
4. Самостоятельным императивом восстановления российской проект-ности, наряду с цивилизационным фактором, служит геополитический. Он требует последовательной интеграции постсоветского пространства в новое политическое объединение с центром в Российской Федерации.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!