Национальная идея: идеологический аспект
Коровникова Н.А. (Москва)
В условиях социально-политического контекста современной России проб лема поиска национальной идеи, консолидирующей общество, бесспорно, заняла центральное место не только в рамках общественно-политического,
41 Печчеи А.А. Человеческие качества. 2-е изд. М., 1985. С. 216.
42 Там же. С. 217.
194
Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория секция I
но и научно-профессионального дискурса, роль которого, как известно, существенно возрастает в условиях «социального стресса». Если обратиться к теории социальной синергетики, то значение национальной идеи особенно велико в точке бифуркации, когда на основе борьбы социальных идеалов, которая выступает в качестве детектора, происходит выбор из совокупности возможных состояний общества (тезауруса) одного43. Поэтому неудивительно, что новая волна интенсификации идейно — мировоззренческого дискурса в период 1990-х годов спровоцировала массированные попытки поиска и формулировки национальной идеи. Особый резонанс получила плачевно известная попытка группы Г. Сатарова в срочном порядке выполнить госзаказ на «национальную идею». В чем же заключалась основная ошибка исследователей 1990-х годов и их предшественников?
Прежде чем пытаться ответить на этот вопрос, целесообразно отреф-лексировать специфику идейно — мировоззренческого дискурсивного пространства сегодняшней России. Первичный анализ сразу позволяет выявить следующие его отличительные черты.
|
|
1. Полярность суждений. В обобщенном виде в рамках рассматриваемого пространства можно условно выделить два направления с полярными мнениями. Одно — отличается абсолютным нигилизмом в том, что касается тематики «национальная идея», причем, зачастую необоснованным, главный аргумент сторонников этой точки зрения — позитивистский тезис о торжестве научного, лишенного какой-либо ценностной окраски знания44. Второе — напротив, подчеркивает первичность данной проблематики в ракурсе становления и развития государственности страны, обеспечения ее безопасности и территориальной целостности в пространственно-временном континууме, но зачастую оправдывает свою позицию исключительно с помощью эмоциональной риторики.
2. Гетерогенность сознания (как на массовом, так и на элитарном уровне). С одной стороны, идейная гетерогенность мировоззренческого дискурсивного пространства формирует его новых потенциальных субъектов
43 Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Вопросы Филосо
фии. 2000. № 4. С 115–120.
44 Прим. авт. Так, на рубеже 1980–1990 гг. начали высказываться суждения об исчерпании
идеологиями своих функций как мотивационной и мировоззренческой основы политики,
и, вообще об их исчезновении из политической сферы, что, по сути, своей дублировало
мысль Д. Бэлла «об истощении политических идей», которая прозвучала почти за 30 лет до
распада СССР и давно успела потерять свою популярность. В связи с этим, отталкиваясь
от тезиса Ф. Фукуямы о том, что «триумф Запада, западной идеи очевиден, прежде всего,
потому, что у либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив», ускорен
ными темпами в рамках российского политического пространства началось строительство
«светлого будущего», на этот раз, либерализма. Но т. к. это строительство шло «вручную
и наспех» неудивительно, что жизнеспособность и функциональность российской версии
неолиберальной системы на сегодняшний день оказалась под большим вопросом.
|
|
195
Национальная идея России
и способствует его плюрализации. С другой стороны, подобная множественность, фрагментированность и разновекторность мнений, суждений и представлений по данной проблеме несут в себе угрозы диссипации самого дискурсивного поля и роста энтропии общественной системы, что, в свою очередь, как известно, может быть чревато ее распадом.
|
|
3. Дефиницонная неопределенность. В российской политической науке по сей день содержание категории «национальная идея» трактуется очень по-разному и, соответственно, используются различные дефиниции для работы с этим сложнейшим объектом, зачастую, освещающие лишь ее отдельные аспекты, но претендующие на всеобъемлющий характер исследования. Неразработанность категориального аппарата, отсутствие конвенциональных определений, методологическая неразбериха в данной сфере существенно затрудняет научное осмысление данной категории и ее концептуализацию.
Так, например, в рамках политических исследований понятия «национальная идея» и «идеология» зачастую просто отождествляются, что приводит к дефиниционному хаосу и делает результаты подобных исследований нерелевантными. Тем не менее, подобный редукционизм вполне объясним этимологическим и смысловым не просто сходством, а родством данных понятий. Действительно, национальная идея и идеология объединены:
1) общим значением;
2) структурными элементами;
3) выполняемыми ими функциями45.
Механизм взаимосвязи национальной идеи и идеологии в упрощенном виде просматривается по следующей схеме: национальная идея может превращаться из историко-философских концепций, обсуждаемых узким кругом интеллектуалов, в массовые идеологии, т. е. овладевать сознанием широких масс населения страны. Причем, национальная идея может возводиться в ранг официальной идеологии, непосредственно влияя на принятие политических решений, приобретая статус государственной идеологии или же уходить «в тень». Существует точка зрения, что национальная идея оказалась наиболее живучей идеологией во многом определившей пути раз-45 Прим. авт. Во-первых, это в обоих случаях некоторая идея, признанная обществом или
|
|
навязанная ему элитарными, властными структурами.
Во-вторых, в структуре национальной идеи можно выделить следующие элементы: политические теории и идеи; общественно-политические идеалы; ценности, политические символы, формирующие теоретико-концептуальную и символическую стороны идеологии, практически-прикладной аспект которой образуется с помощью концепций политического развития, политических программ и доктрин.
В-третьих, среди общих функций следует выделить: телеологическую (целеориентацион-ную), интеграционную, мобилизационную и пропагандистско-просветительскую, а также функции идентификации и легитимации власти.
196
Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория секция I
вития различных народов. Показательно в этом отношении, что у греков синонимом национальной идеи является термин «великая идея»46.
Как писал С.Л. Франк «всякая политика должна руководствоваться общими идеями»47. При этом именно идеология и есть тот социальный феномен, который проявляется главным образом в сфере политических отношений; употребляется для характеристики рационально-ценностной мотивации политического поведения и мировоззренческой основы политики, для обоснования притязаний общественных групп на власть и ее использование. Кроме того, политическая идеология напрямую связана с политическими интересами ее носителей, которые представляют собой социальные блага, доступ к которым может быть обеспечен в результате решений органов государственной власти48.
Следовательно, идеология, будучи концентрированным выражением интересов определенных социальных групп и классов, в то же время является стержневой составляющей политики, поэтому через взаимосвязь и взаимодействие этих двух категорий выявляется политическая компонента национальной идеи, возможность ее воплощения в политической практике, ее связь с политической сферой жизнедеятельности общества, ее влияние на политический процесс. При этом важно понимать, что в данном случае речь идет о реализации лишь одного (хотя и важнейшего) аспекта национальной идеи — идеологического49, при анализе которого следует иметь ввиду следующие ключевые моменты:
Во-первых, национальная идея как многоаспектное, многогранное понятие может быть в полной мере раскрыта только с помощью синтеза всех существующих подходов к ее изучению. В общественно-политическом дискурсе по национальной идее выделяют как минимум три основных подхода к определению данного понятия: религиозно-идеалистический (национальная идея как некая метафизическая реальность — «замысел Бога» или духовно-идеалистическая субстанция — «народный дух»); социокультурный (национальная идея рассматривается как система ценностей и приоритетов нации, имеющая для нее универсальный смысл); рационалистический (определяющий национальную идею через понятие «национальные интересы» или отождествляющий ее с последними)50.
В рамках последнего наиболее ярко и проявляется взаимосвязь категорий национальной идеи и идеологии, т. к. идеология как квинтэссенция об-46 См. Петрунина О.Е. «Великая идея» и геополитическая ситуация на Балканах на рубеже XX–XXІ вв. // Национальная идея. Страны, народы, социумы. М.: Наука, 2007. С. 266.
47 Франк С.Л. Политика и идеи. М.: Изд-во «Правда», 1990. С. 68.
48 Мельник В.А. Политические идеологии: Учебное пособие. Минск: Выш. шк., 2009. С. 30.
49 Прим. авт. Идеология понимается в данном случае не в ее классической (классовой, мо-
дергистской) трактовке, а как квинтэссенция интересов определенного социума в целом.
50 Фогель М.В. Роль национальной идеи в современном политическом развитии России и
Германии. Дис. канд. полит. наук. М.: РГБ, 2005. С. 54.
197
Национальная идея России
щественных интересов рационализирует и конкретизирует национальную идею применительно к конкретному социально-политическому контексту. Другими словами, идеология — «объективированная во времени форма национальной идеи, отражающая государственно-историческое самосознание нации на данном этапе истории».
Во-вторых, национальная идея как категория, в первую очередь, духовно-нравственная, выступает в качестве ценностного критерия, ориентира, регулятивного принципа, определяющего функционирование всех сфер жизнедеятельности общества, в то время как идеология, категория политическая, в основном детерминирует, характер и структуру политической системы, динамику протекания политических процессов.
В-третьих, идеология, которая может быть подвергнута социологическому измерению — эмпирична по своему формообразованию, национальная идея, которая подлежит философскому осмыслению — метафизична, и в этом заключается глубокое и до конца непреодолимое противоречие. Сложность анализа и измерения национальной идеи с помощью инструментария статистических количественных методов провоцирует критику данной категории, придающей ей статус антинаучности. Инструментально-эмпирический характер идеологии позволяет нащупать новые возможности для более глубокого и аргументированного анализа национальной идеи, по крайней мере, в контексте политической сферы
В-четвертых, как уже было отмечено, идеология в усеченном виде может быть определена как концентрированное выражение интересов, в то время как, национальная идея носит более универсальный и аксиологический характер. Как справедливо заметил В.М. Межуев «в интересе выражено то, что народ или человек хочет для себя, в идее — то, что он хочет и для других, в принципе — для всех. Идея, другими словами — это тоже чей-то интерес, но получивший форму всеобщей нормы и правила, заключающий в себе представление о желаемом, должном, необходимом для всех общественном порядке»51.
В-пятых, идеология не только отражает коллективные интересы и ценности, формулирует на их основе цели деятельности, но и в программной форме обосновывает пути и средства их достижения и реализации, в то время, как национальная идея выступает скорее как критерий оценки этих действий. Идеология — это не только представление о природе «политического» и «хорошего» общества и совокупность нормативных идей, которые формируют идеал и призваны обеспечить массовую поддержку этих идей через агитацию в их пользу; но, что очень важно это практические проекты, которые дают начало политическим стратегиям и тактикам, моделям по-
51 Межуев В.М. Гуманитарная наука и идеология. Российская гуманитарная наука: генезис и состояние // Материалы постоянно действующего научного семинара. М.: Научный эксперт, 2007. Вып. № 2. С. 28.
198
Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория секция I
литической деятельности, предназначенной трансформировать реальный мир52. В подобном контексте справедливо назвать идеологию «системой идей, связанных с действием»53.
В-шестых, если идеология рационально осмысливается, вырабатывается и вербализуется идеологами-аналитиками, то национальная идея формируется во многом спонтанно в процессе развития национального самосознания, формирования идентичности, ее продуцирует множество людей.
И, наконец, учитывая тот факт, что идеология является тем звеном, которое связывает национальную идею и политическую практику, интститу- ционализация национальной идеи в политико-правовых документах может быть осуществлена именно посредством формализации в них ее идеологического аспекта.
Идеология как политическое измерение национальной идеи образует собственное (хотя и сопряженное с национальной идеей) дискурсивное пространство (идеологический дискурс54), специфика, состояние, наполненность которого определяется как духовно-мировоззренческим, так и социально-политическим контекстом современной России и характеризуется нижеследующими особенностями.
Идеологическая неопределенность, российского (как и общемирового) политического пространства, объясняется скорее появлением и развитием новых идеологических систем, «новой идеологизацией», которая может стать одним из определяющих факторов не только внутренней политики, но и формирования полицентрического миропорядка.
Традиционные идеологии, располагающиеся в зоне линейного лево-правого спектра, безусловно, утратили свою релевантность и не справляются с ролью идейной, мотивационной базы российской политической практики. Кроме того, в идейно-политической сфере сегодня нельзя обнаружить модернистские идеологемы в чистом виде, скорее имеют место «идеологические гибриды»55, образованные в результате их взаимопроникновения. Тем не менее, основываясь на обзоре данных социологических опросов последних лет, нельзя не зафиксировать следующую особенность, а именно левый запрос населения России на построение социально-ориентированного государства. Эта особенность в значительной степени помогает понять не-
52 См. Швармантель Д. Идеология и политика. Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2009.
53 Фридрих К. Человек и его правительство: эмпирическая теория политики. Цит. по Поли
тология: Учебник / А.Ю. Мельвиль. М.: МГИМО (Университет) МИД РФ, Изд-во Проспект,
2005. С. 471.
54 Прим. авт. Идеологический дискурс понимается в данном случае как взаимодействие
идеологий в политическом пространстве по линии интенсификации контактов (трансак
ций) между ними и их носителями, способствующих их взаимопроникновению и актуали
зации применительно к запросам социума.
55 См. Фадеичева М.А. Этнонационализм в политическом дискурсе постмодерна // Полис.
2006. № 4. С. 54.
199
Национальная идея России
жизнеспособность либерально-демократического стандарта западных обществ, а точнее, выражаясь словами М. Леонтьева, его «имитации».
По сей день продолжается внутренний идеологический кризис конца 1980-х гг., вызвавший к жизни целый спектр исторически традиционных для России идеологических формул (православие, монархизм, евразийство, русский национализм и т. д.), вступивших в диалектический спор с принципами социализма и коммунизма, объективно также ставшими традиционными для русской истории XX века.
С одной стороны, идеологический плюрализм политического пространства, появление и функционирование (хотя и слабое, фрагментированное) альтернативных видов идеологических течений отвечает общемировой тенденции. С другой стороны, их легковесность и специфичность особенно ярко проявляется в сегодняшней России, что, в свою очередь, объясняется достаточно просто, а именно отсутствием гражданской инициативы, элементарной политической безграмотностью, зацикленностью на частных проблемах, атомизированностью российского социума. Безусловно, новые виды молекулярных идеологий (в т. ч. движения анти- и альтерглобалистов) нельзя назвать полноценными мировоззренческими системами, которые заключают в себе традиционные идеологии. Но, тем не менее, в подобного рода течениях заложен потенциал, который позволил бы дополнить и актуализировать традиционные идеологии применительно к реалиям российской и мировой политической практики.
И, наконец, автаркизм, табуирование «инородных» идей и тенденций вряд ли можно считать наиболее целесообразным для сегодняшней России. В час тно с ти, когда ре чь иде т о ф ормир ов ании качес тв енно нов ой иде ологии56, представляющей собой синтез, как традиционных идеологий, так и новых идейно-политических движений; идеологии, которая не просто противостоит неолиберализму, глобализму57, а, учитывая их слабые стороны, предлагает своего рода альтернативу, претендующую на универсальность. Но характер становления подобной идеологии, ее «исполнение» определяется во многом особенностями каждого социально-политического образования (нации– государства), другими словами политикой признания (термин Ч. Тейлора) или идентичности. Следуя по такому пути, Россия имеет перспективу не просто включиться в общемировое (идеологическое) пространство полицентрического типа, но и занять в нем достойное место, а учитывая потенциал страны, как государства и цивилизации, стать авангардом формирования новых идеологических конструкций, не отказываясь от своей идентичности, «собственного пути» воплощения общечеловеческих ценностей.
56 См. Швармантель Д. Идеология и политика. Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2009.
57 Прим. авт. Речь идет не о глобализации как объективном процессе, а об идеологии гло
бализма, мирового рынка, которую ряд исследователей, по сути, отождествляет с неолибе
рализмом.
200
Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория секция I
Выводы:
Первое. Идейно-мировоззренческое коммуникационно-дискурсивное пространство сегодняшней России отличает полярность и гетерогенность мнений, суждений и представлений, а главное дефиницонная неопределен ность в концептуально-методологической сфере, что не может не затруднять исследование такой многомерной, многослойной категории, как на циональная идея.
Второе. При бесспорной этимологической, сущностной, функцио нальной схожести категорий «идеология» и «национальная идея», их отождествление редуцирует проблемы мета–уровня, отсекая множество неотъемлемых аспектов, формирующих целостную картину, что чревато нерелевантностью результатов и выводов подобных исследований.
Третье. Идеология как категория, которая носит политический, рационалистический, эмпирический характер, освещает лишь один аспект наци ональной идеи, которая как категория философская, духовно-нравственная детерминирует все сферы жизнедеятельности социума.
Четвертое. Через взаимообусловленность этих категорий выявляется политическая компонента национальной идеи, которая обеспечивает возможность ее воплощения в политической практике, ее влияние на статические и динамические характеристики политической системы и последующую институционализацию в политико-правовой области.
Пятое. Идеология как политическое измерение национальной идеи образует собственное дискурсивное пространство, для которого характерна волна качественно «новой идеологизации», предполагающая синтез потенциала как традиционных идеологий (прежде всего, их методологический инструментарий), так и альтернативных идейно-мировоззренческих течений, которые позволят актуализировать модернистские идеологемы применительно к реалиям российской и мировой политической практики.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 253; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!