Коды российской цивилизации (по В.И. Якунину, С.С. Сулакшину, В.Э. Багдасаряну)
№ Содержание_______________________________________________________________________
1. Материальный успех имеет подчиненное по отношению к социальным нормативам и
идеалам значение; диспаритеты материальной успешности противоречат социальной
гармонии
2. Идеал соборности. Общинно-эгалитарный критерий индивидуальной деятельности
3. |
Госпатернализм. Высокий уровень социальной мобильности определяется активностью государства
4. |
Трактовка закона определяется высшей государственной и идеологической целесообразностью. Харизматическое правосознание. Закон может быть противоположен справедливости
5. |
Идеократия. Религия имеет характер идеологии, но не бытовой нормативности.
6. |
Революции сверху. Всплески политической активизации. Персони-фицированность политических ориентиров. Царистский культ. Феномен народной монархии
7. |
Общественная активность инициируема сверху. Воля вместо свободы
8. |
Древность и прочность матричных основ и кодов российской цивилизации, несмотря на ее «прерывность» ее генезиса
В поисках адекватной методологии конструирования национальной идеи
Коваленко С.В. (Иваново)
Проблема конструирования национальной идеи, способной синхронизировать созидательную активность людей, ассоциирующих себя с Россией, предполагает необходимость определиться с методологической основой формирования национальной идеи.
|
|
На рубеже XXI века статус универсальной методологии, адекватной как для естествознания, так и для гуманитарных наук приобрела синергетика. В контексте этого направления конструирование национальной идеи строится на основе категории «самоорганизация». Несмотря на то, что становление синергетики как науки относят к 60–70 годам XX века, понятие самоорганизации можно встретить в работах ученых самых различных специальностей более раннего периода. О «самоорганизующем начале» в природе писал И. Кант; в экономике А. Смит, в теории организаций А. Богданов, в универсальной концепции самоорганизации биосферы В.И. Вернадский. Основными понятиями «концепции самоорганизации» являются «открытость» и «самоорганизация». Понятие «открытость» означает энер-181
Национальная идея России
гетическое взаимодействие системы с внешней средой в ходе, которого происходит адаптация — приспособление всех элементов системы к изменяющимся условиям внешней среды обитания. Понятие «самоорганизация» (саморазвитие) — означает способность социальных и природных систем к достижению максимальной устойчивости по отношению к возможным действиям со стороны окружающей среды22. Отсюда следует, что конструирование национальной идеи должно быть основано на способности системы обеспечить свою устойчивость за счет синергетической переработки физических, биологических, природно-климатических, геополитических и социально-психологических источников энергии.
|
|
При исследовании процессов самоорганизации различных сообществ человека, в единстве его материальной и духовной сущностей, представители естествознания используют дескриптивный подход. Исследователи обращают внимание на взаимозависимость природно-климатических и географических факторов, которые непосредственно влияют на формирование физиологических, психологических и нравственных характеристик представителей того или другого этноса. При дескриптивном подходе человек является как объектом, формирующимся под влиянием различных полевых структур, так и субъектом. Переход человека от состояния объекта в состояние субъекта был отмечен представителями древнегреческой философии, которые рассматривали энергию как субстанциальную и динамическую первооснову человека. Традиция исследования сущности человека в системе энергетических взаимодействий была основана Аристотелем. Великий философ рассматривал энергию в трех аспектах: как силу, движение и потенциал — возможность проявления сущности человека. Способность человека преобразовать различные виды энергии древнегреческие софисты отразили в термине «техне», под которым они понимали сноровку, знания, опыт23. Онтологическая традиция анализа энергетической природы самоорганизации была восстановлена М. Шелером. Исследователь рассматривал человека как существо, отличавшееся от форм, предшествующих ему в животном мире, только степенью сложности соединения энергий и способностей, которые сами по себе уже встречаются в низшей по сравнению с человеческой природе24.
|
|
Дескриптивный анализ объективных и субъективных факторов самоорганизации человека обусловил вывод В. И. Вернадского о том, что стратегическим направлением мутационной эволюции живого стала «цефализация» —
22 Бранский В.П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории //
Общественные науки и современность. 1999. № 6. С. 119.
23 Лукач Йожеф. Пути Богов. К типологии религий, предшествовавших христианству. [Пер.
с венг.] М.: Политиздат, 1984. С. 199.
24 Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблемы человека в западной философии.
М., 1988. С. 32.
|
|
182
Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория секция I
развитие способностей к анализу и синтезу информации об энергопотенциале среды обитания. В. И. Вернадский считал, что «…появление (разумно мыслящего существа) связано с процессом эволюции жизни, геологически всегда шедшим без отходов назад, но с остановками, в одну и ту же сторону — в с торону у точнения и усовершенствования нервной ткани, в частности мозга»25. Самоорганизация, по Вернадскому, осуществляется за счет трансформации биогеохимической энергии, трансформирующейся в новую форму энергии, «которую можно назвать энергией человеческой культуры, или культурной биогеохимической энергией». Она «является той формой биогеохимической энергии, которая создает в настоящее время ноосферу»26.
Исследование человека, как результат процесса самоорганизации материи, в системе материально-энергетических и энергоинформационных взаимодействий требует рассмотреть его в контексте законов термодинамики. Согласно первому закону термодинамики, энергия не исчезает и не возникает из ничего, она может переходить из одной формы существования в другую. Согласно второму закону термодинамики все виды энергии подвергаются энтропии. Но поскольку действует первый закон, то, следовательно, происходит аккумулирование энергии в некоторых пространственно-временных точках. Переработка полученной энергии живыми организмами связана с таким фундаментальным свойством живого вещества, как устойчивое неравновесие, соответствующее законам Вернадского — Бауэра. Они формулируются следующим образом:
1) геохимическая биогенная энергия стремится в биосфере к максимальному проявлению;
2) при эволюции видов выживают те организмы, которые своей жизнью увеличивают биогенную геохимическую энергию. Следовательно, процессы эволюции живого основаны на преобразовании геохимической биогенной энергии в энергию человеческой культуры. Данную закономерность следует рассматривать как проявление негэнтропийной закономерности самоорганизации. На уровне живой природы показателем негэнтропийности стал процесс цефализации, а на уровне человека таким показателем, по мнению В.И. Вернадского, стал труд и научная мысль. Исходя из вышесказанного, негэнтропийность следует рассматривать как способность системы человека к активному использованию энергии для расширенного воспроизводства в системе материально-энергетических и энергоинформационных взаимодействий.
Следовательно, универсальным принципом разработки национальной идеи может быть только концепция государственной самоорганизации
25 Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. С. 239.
26 Вернадский В.И. Размышления натуралиста//Научная мысль как планетное явление.
Кн. 2. М.: Наука, 1977. С. 95.
183
Национальная идея России
народов России на основе парадигмы негэнтропийности. Ее содержанием являются показатели роста эффективности использования материально-энергетических и духовных энергоинформационных ресурсов жизнедеятельности. Принцип негэнтропийности следует рассматривать как с точки зрения естествознания (перевод рассеянной энергии в концентрированную энергию), так и с позиции гуманитарных наук (созидание материальных, культурных, этических и других ценностей, обеспечивающих упорядоченность и прогнозируемость взаимодействия людей в обществе). Рассматривая негэнтропийность, как принцип формирования национальной идеи, следует признать, что ее основные направления должны анлизироваться как способность национального сообщества народов России к расширенному использованию энергии для расширенного воспроизводства человека в системе материально-энергетических и энергоинформационных взаимодействий.
Парадигма негэнтропийности национальной идеи на уровне личности должна проявляется в создании системы защиты жизни и здоровья населения, в преодолении энтропийных тенденций саморазрушения физического и нравственного здоровья (алкоголизм, наркомания). В социальном аспекте — негэнтропийность национальной идеи — это создание условий, стимулирующих личность к самореализации через созидание общественно-значимых ценностей. Духовно-нравственным принципом негэнтропийно-сти становится задача формирования чувства общности, взаимопомощи, единства и готовности к созиданию таких общественно-значимых ценностей, которые востребованы социумом. Следовательно, показателями негэнтропийности национальной идеи являются рост уровня и качества жизни человека, в том числе и средняя продолжительность жизни, уровень доходов, образования и квалификации и т. д.
Методологической основой разработки национальной идеи является принцип историзма — органической взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. История самоорганизации русского этноса последовательно подвергается атаке со стороны концепций норманнистов и евразийцев. Сторонники концепции норманизма отстаивают идею о цивилизационной миссии варягов — норманнов — представителей германского этноса, исходя из методологии культурного эволюционизма. Согласно данной методологии азиатские орды не могли создать государство, признанное в Европе, следовательно, источником Киевской государственности стал культурный толчок Европы. После революции 1917 г. в советской России наступило время национального нигилизма, возрождения норманнизма в работах М.Н. Покровского П.П. Смирнова, Ю.В. Готье. В середине 60-х годов в монографиях В.П. Шушарина и И.П. Шаскольского утверждались идеи о том, что принятие государственности было окрашено значительным норманским участием. Среди современных историков особую роль «норманнов» в возникно-184
Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория секция I
вении политического объединения на территории Восточно-Европейской равнины последовательно отстаивает В.Я. Петрухин. Идеи норманнизма активно пропагандируются изданиями зарубежных авторов. Например, началась публикация многотомной «Истории России» («Начало Руси 750– 1200») британских историков С. Франклина и Дж. Шепарда.
Некоторые представители отечественной археологии, используя отдельные факты археологических находок, объясняют их на основе методологии позитивизма. Они подчеркивают преобладающую роль норманнов или других этнических групп в социальной верхушке древнерусского общества. Отдельные образцы археологического материала, более высокого качества, автоматически зачисляются, преимущественно в счет цивилизационного влияния Запада. Например, Черняховская культура рассматривается как результат культурного влияния германоязычных готов, точно также как и отдельные элементы скандинавской культуры, найденные в раскопках на северо-западе нашей страны27. Высококачественные товары элитного потребления, показывающие наличие торгово-экономических и культурных контактов, однозначно рассматриваются как проявление культурного влияния Запада. Археологи считают, что последовательное и строгое применение ретроспективного метода дает полную научную объективность.
Идеи об исконной «азиатчине» русского народа, его склонности к диктатуре разрабатывались в рамках идейно-философского течения «евразийцев». «Евразиец» Н. С. Трубецкой доказывал, что Московское государство возникло благодаря татарскому игу: «В исторической перспективе то современное государство, которое можно назвать и Россией и СССР, есть часть великой монгольской монархии, основанной Чингисханом». Данный взгляд широко тиражируется в книгах Л. Н. Гумилева, А. Д. Фоменко, Г. В. Носовского и их последователей, отстаивающих идею органичного единства древней Руси и Орды, противопоставляя Россию Европе.
Споры о методологии исследования источников в значительной мере зависят от их деления на «достоверные» и «недостоверные». Отбираются те источники, которые «правильно» отвечают на вопросы, поставленные исследователем, и соответствуют задачам трактовки ими исторического процесса. Такой произвольный подход обусловлен, с одной стороны, противоречивостью самих источников, с другой стороны, методологией позитивизма, дающей возможность не только произвольной трактовки источника, но и произвольного толкования действительных закономерностей общественного (в том числе и этнического) развития28. Культурологический итог методологической дискуссии блестяще подвел А.Г. Кузьмин: «Упрекать кого-то персонально в приверженности явно упрощенным, а потому неверным схемам, бессмысленно; вера во всеобщие законы, вплоть до мелочей, проникла
27 Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1988. С. 25, 26.
28 См.: Никитин А.Л. Основания русской истории: Мифологемы и факты. М. 2001. С. 13–76.
185
Национальная идея России
на уровень подсознательного. И дело не столько в вульгарном социологизме, сколько в изначальной привычке российской интеллигенции принимать порядки, существующие в Западной Европе за идеальные»29. В условиях затянувшегося кризиса реформирования страны возникает настоятельная потребность в пересмотре методологического наследия и поиске нового философского объяснения объективного исторического процесса.
Методология синергетики позволяет выявить потенциал антропологических исследований, адекватно отражающих эволюцию процессов взаимодействия между энергетическим потенциалом локальных участков биосферы и специфическими чертами генотипических, антропологических, психологических характеристик и историко-лингвистических особенностей коммуникативного взаимодействия субъектов этноса. Тысячелетнее воздействие материально-энергетических — природно-климатических условий Восточно-Европейской равнины стало основой формирования антропологического типа — представителя русского этноса, носители которого оптимально соответствуют природной зональности России. Русское национальное сознание уверенно отождествляет природу средней полосы России с оптимальными условиями для жизни, что свидетельствует о том, что характеристики среды обитания превратились в фактор внутренней ге-нотипической среды организма человека30. С точки зрения социоестествен-ной истории все аспекты самоорганизации человека, в конечном счете, подчиняются закономерностям термодинамики открытых систем.
Данные генетиков и физической антропологии однозначно свидетельствуют о взаимосвязи биогенетических и социальных факторов в процессах этнической самоорганизации. С точки зрения генетиков, в Европе взаимодействуют и конкурируют две основные этногенетические ветви: Центрально-европейская (объединяет германоязычные народы Западной Европы, Британских островов, Скандинавии); Балканско-дунайская и днепровская ветвь (включает народы бывшей Югославии, поляков, чехов, словаков, русских, украинцев, белорусов и т. д.) Можно сделать вывод о влиянии генотипов на процессы социально-политической самоорганизации народов, конфликты которых проходят красной нитью через всю историю Европы. Данные физической антропологии отмечают длинноголовость германских этносов и короткоголовость славян. Антропологические исследования погребальных комплексов на территории России показывают: присутствие норманнов было незначительным и не сказалось на физическом
29 Славяне и Русь: Проблемы и идеи: Концепции, рожденные трехвековой полемикой, в
хрестоматийном изложении / Сост. А.Г. Кузьмин. М. 1998. С. 436.
30 Жукова О.В., Огрызко Е.В., Попокова Т.В., Шнейдер Ю.В., Рычков Ю.Г. Экологическая ге-
неография Восточной Европы: генофонд, здоровье и болезни сельского населения Евро
пейской России // Восточные славяне. Антропология и этническая история. 2-е изд. М.,
2002. С. 234.
186
Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория секция I
облике городского и сельского населения. К сожалению, данные физической антропологии в отечественной исторической литературе, пронизанной методологией позитивизма, игнорируются. Однако они подтверждаются концепциями этнологов примордиалистов, рассматривавших этничность, как фундаментальный аспект идентичности человека, не подверженный изменениям, поскольку осознание принадлежности к этносу заключено в генетическом коде и является продуктом ранней человеческой эволюции, когда способность распознавать членов родственной группы была необходима для выживания.
Разработка адекватной социально-философской методологии формирования национальной идеи в контексте синергетической парадигмы требует органичного синтеза истории, современности и перспективы союза этнических сообществ, объединенных Россией. Такая методология даст научную основу критики концепций норманнистов, евразийцев, постмодернистов, создающих реальные угрозы деформации исторического самосознания этнических сообществ в рамках русского цивилизационного пространства. Методология формирования национальной идеи должна преодолеть противоположность конструктивизма и примордиализма, выработать адекватные ответы на проблемы закономерностей этнической и государственной самоорганизации. Исследование данных закономерностей выявляет различие методологии анализа.
Сторонники методологии классической рациональности акцентируют внимание на целевых установках социального актора и описывают процесс самоорганизации как целеполагающую деятельность сообществ31. В рамках этой методологии все внимание исследователей сосредотачивается на изучении целеполагающего фактора сознания человека. Таким целеполага-ющим фактором является ориентация исследователей на постижение вечных и неизменных истин и организацию движения к их реализации. Сторонники данного подхода рассматривают этнические общности и нации как социальные конструкты, которые выделяются в процессе культурной и социально-экономической конкуренции и признаются участниками социального взаимодействия в качестве отдельных групп. Данную позицию условно можно определить как конструктивизм и мультикультурализм. При всей многозначности этих понятий следует подчеркнуть, что сторонники данной методологии отрицают значение биологических, генетических, природно-климатических и географических факторов при изучении процессов этнической самоорганизации.
С этой точки зрения, этничность является системным способом самоорганизации, а акцент при характеристике этноса переносится с общности людей на этнофора — индивида — носителя этнического сознания, т. е. эт-ничности. В самом деле: что объединяет, скажем, всех итальянцев, незави-31 Тимофеев М.Ю. Нациосфера: Опыт анализа семиосферы наций. Иваново, 2005. С. 11.
187
Национальная идея России
симо от их социального положения, политических взглядов и т. п. и одновременно отличает их всех от всех русских, всех англичан, всех французов. Как утверждают конструктивисты не пребывание в составе одного геосоциального организма, и не общность территории и экономики. Итальянец, даже навсегда покинувший родину и переселившийся, скажем, в США, долгое время, а чаще — до конца своих дней, остается итальянцем. В этой стране к концу 80-х годов проживало 5000 тыс. итальянцев, 5100 тыс. немцев, 3800 тыс. поляков, 1000 тыс. русских и т. п.32
Конструктивизм отражает принципы методологии классической рациональности, в рамках которой массам отводится роль инструмента реализации управленческих решений правящей элиты. Однако представители данного направления не в состоянии дать адекватный анализ серии этнических кризисов разрушивших Российскую империю, а затем и СССР. Эту проблему нельзя рассматривать ни с позиции объективно существующих интересов больших социальных групп, ни с точки зрения столкновения достаточно узких политических группировок по поводу борьбы за власть. На определенных этапах исторического развития такие этнополитические идеологические модели как: «Москва есть третий Рим», «Православие. Самодержавие. Народность», «развитой социализм», «советский народ». Но на других этапах они теряли свою силу и привлекательность для различных этнических сообществ.
Альтернативная методология исследования закономерностей базируется на принципах материализма, на исследовании органической взаимосвязи биологических, психологических и социальных факторов национальной самоорганизации. Представители этого подхода, обозначаемого как при-мордиализм, акцентируют внимание на значении объективных факторов этнической или национальной самоорганизации. Данные формы самоорганизации рассматриваются как объективно существующие, исторически конкретные общности, обладающие своим жизненным циклом. Универсальным законом самоорганизации живого, в том числе и человека, являются биогенетические индивидуальные и групповые программы самоорганизации человека. Эти программы обеспечивают рациональное использование энергоресурсов природы, личности и социального взаимодействия в конкретных природно-климатических и географических условиях этногенеза.
На уровне личности эта программа действует как совокупность установок, предписывающих индивиду необходимость:
а) сохранения жизни;
б) продолжения рода;
в) самоутверждения, самореализации своей индивидуальности.
32 Семенов Ю.И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). М., 2003. С. 36.
188
Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория секция I
В контексте онтологии негэнтропийной самоорганизации эти установки оптимизируют использование физиологических, психологических и интеллектуальных энергоресурсов личности в процессе онтогенеза. Эти установки предполагают возможность индивидуального выбора своей этнической или национальной принадлежности в целях самореализации, продолжения рода и сохранения жизни. Биогенетические установки индивидуальной программы взаимодействуют между собой посредством действия биогенетической групповой программы. Установки групповой программы предписывают:
а) необходимость деления группы на управляемых и управляющих;
б) управляющие должны стимулировать созидательную активность и по
давлять деструктивную;
в) управляемые поддерживают управляющих до тех пор, пока они спо
собствуют развитию общества, повышению уровня и качества жизни
членов сообщества.
Вся совокупность установок групповой программы адаптирована к конкретным природно-климатическим и геополитическим условиям жизнедеятельности и составляет содержание конкретных этнических форм самоорганизации. На основе такой программы стихийно определяются наиболее оптимальные методы, способы и формы взаимодействия членов сообщества по поводу рационального производства, распределения и потребления энергоресурсов, для обеспечения целостности и устойчивости развития этноса в динамике геополитической конкуренции.
Примордиалисты самых различных оттенков правы в том, что тысячелетнее воздействие материально-энергетических — природно-климатических условий Восточно-Европейской равнины стало основой формирования антропологического типа — представителя русского этноса, носители которого оптимально соответствуют природной зональности России. Согласно идее В. И. Вернадского, самоорганизация осуществляется за счет трансформации биогеохимической энергии, в новую форму энергии энергию человеческой культуры. Отражением этого процесса трансформации биогеохимической энергии являются специфические особенности языка, как системы коммуникативного взаимодействия субъектов этноса. Взаимосвязь материально энергетических и энергоинформационных факторов самоорганизации этноса находит свое неповторимое отражение в его мифах, эпосе и сказках. Следовательно, мифы и сказки мы можем рассматривать как стимуляторы реализации бессознательных моделей хозяйственно-культурной и социально-политической деятельности. Функционирование этих бессознательных моделей определяется антропологическими потребностями в сохранении жизни и продолжении рода за счет расширенного использования энергии среды обитания и социального взаимодействия. Соответственно, мифологическое наследие этноса следует рассматривать как определенный
189
Национальная идея России
набор бессознательных моделей, обеспечивающих целостность, стабильность и возможность развития в исторической динамике геополитической самоорганизации.
Очевидно, что конструирование адекватной национальной идеи, соот-вет ствующей природно-климатическим условиям жизни, социально-экономическим и духовно-культурным уровням развития следует осуществлять на основе методологии постнеклассической рациональности. Сторонники синергетического подхода и методологии постнеклассической рациональности считают, что процессы самоорганизации этнических сообществ происходят за счет нарастания сложности и упорядоченности взаимодействия развивающихся открытых неравновесных систем. Процесс исторической эволюции таких систем время от времени прерывается кризисными этапами с выходом в качественно новые состояния с более высоким уровнем сложности и организованности, чем на предшествовавшем стационарном этапе. С этой точки зрения синергетическое исследование закономерностей этногенеза должно основываться на изучении взаимодействия материально-энергетических и энергоинформационных факторов. Материально-энергетические факторы этногенеза включают в себя данные биологии, генетики, физической антропологии, естественной истории климата, флоры и фауны, а также наличия разнообразных источников энергетических ресурсов необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека. Энергоинформационные и духовно-культурные факторы включают в себя данные о специфике индивидуального и общественного сознания, выраженного в различных формах духовной жизни общества.
Специфика взаимодействия материально-энергетических и энергоинформационных факторов жизнедеятельности этноса отражается в его социокультурной системе или в понятии «цивилизация». Характерной особенностью цивилизационного подхода является синергетическое взаимодействие личностного и социального факторов, духовно-культурных начал общественной жизни и технолого-экономических основ жизнедеятельности социума. Цивилизационный подход акцентирует внимание на исследовании уровня самоорганизации личности. В основе методологии цивилизацион-ного анализа процессов самоорганизации лежит человеческое измерение, связанное, в первую очередь, с осознанием гражданином единства свободы и ответственности, прав и обязанностей. Культурное единство социально-психологических норм взаимодействия обеспечивает сохранение цивилизации как единого целого, обеспечивающего сохранение определенного способа существования людей33.
В рамках методологии неклассической рациональности представителями российской этнологии субстанциональной основой этнической само-33 Келле В.Ж. Соотношение формационного и цивилизаиионного подхода к анализу исторического процесса // Цивилизации. Вып. 2. М., 1993. С. 26–37.
190
Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория секция I
организации признается этнос, «как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка и культуры, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме)»34. Подобную позицию представляет концепция примордиализма. Конструктивисты в качестве субстанциональной основы этнической самоорганизации рассматривают личность, которая самостоятельно определяет свою этническую принадлежность, т. е. идентичность. Конструктивисты исходят из того, что личность способна определить свою этничность, что является системным способом самоорганизации этноса. Поэтому акцент при характеристике этноса следует переносить с общности людей на этнофора — индивида, как носителя этнического сознания, т. е. этничности. Так, С.Е. Рыбаков утверждает: «Не этнос формирует этничность индивидов, напротив, — сам этнос рождается из этничности как антропологического качества»35. По определению С.Е. Рыбакова, «этничность — это понятие отражающее степень детерминации социальной активности человека наличием у него оснований для самоидентификации с конкретным этносом»36.
Различие этих позиций определяется соотношением объективных и субъективных факторов. К числу объективных факторов следует отнести полевое воздействие среды обитания на физиологические и психологические качества человека, а через них формирование специфики этнической общности. К субъективным факторам следует отнести способность личности сделать свой выбор этнической идентичности. Личность, ориентируясь на фактор негэнтропийности какого-либо сообщества, может корректировать свою принадлежность к тому или иному этносу. Следовательно, в данном аспекте проблема субстанциональной основы определяется соотношением уровня социально-экономической и технико-гуманитарной самоорганизации человека с соответствующими этническими или национальными формами самоорганизации.
Проблема самоорганизации человека в данном контексте нашла свое отражение в термине «человеческий капитал». Это понятие впервые появилось в работах Теодора Шульца, экономиста, утверждавшего, что рост благосостояния людей зависит не от земли, техники или их усилий, а скорее от знаний. Он назвал этот качественный аспект экономики «человеческим капиталом». Шульц, получивший Нобелевскую премию в 1979 году, предложил выделять две формы человеческого капитала: реальный и потен-34 Бромлей Ю.В., Козлов В.И. Этносы и этнические процессы как предмет исследования // Этнические процессы в современном мире. М.: Наука, 1987. С. 7.
35 Рыбаков С.Е. О методологии исследования этнических феноменов // Этнографическое
обозрение. 2000. № 5. С. 12.
36 Там же. С. 14.
191
Национальная идея России
циальный. Реальный человеческий капитал это сам работник, его уровень знаний, квалификации и культуры. Эффективность использования основных ресурсов все больше зависит от того, насколько работники морально и материально заинтересованы в достижении высоких конечных результатов. «Человеческий капитал — наиболее ценный ресурс, гораздо более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности»37. Потенциальный человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных вложений капитала) в человека в виде затрат на образование, подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах. Единство реального и потенциального человеческого капитала в процессе самореализации и развития производительных сил общества становится важнейшим фактором роста экономического неравенства стран втягивавшихся в процессы глобального международного разделения труда и построения нового мира.
Формирование человеческого капитала на первоначальном этапе самоорганизации определяется качественными характеристиками его среды обитания. Этот этап самоорганизации можно определить как этап «человека природного». Основной характеристикой этого типа его зависимость от стихийных природно-климатических и социальных условий бытия. Мировоззрение «человека природного» основано на растворении его индивидуальности в коллективном понятии «мы», он зависит от сложившихся стереотипов и норм самореализации личности в системе деление мира на «своих» и «чужих». «Свои» — это родственники, члены общины или этнического сообщества. Самоорганизация «человека природного» воспроизводится в стремлении воспринимать общество и государство в виде большой общины, в рамках которой воссоздаются отношения общины, основанной на кровнородственных связях. Отношения внутри государства-общины носят патриархально — семейный характер: все в той или иной мере являются родственниками, Родина — матерью, глава государства — отцом народа, а этническая идентичность определяется по происхождению. Мен-тальность «человека природного» ориентирована на воспроизводство исторически проверенных этнических моделей поведения, как в материально-энергетической, так и в духовно-информационной деятельности.
Процесс формирования нового типа человека — «человека экономического» испытывающего потребность в самореализации, посредством инновационного повышения своего уровня и качества жизни начинается с потребности в рационализации производства. Процесс рационализации проявляется в том, что люди, производя больше, чем сотворено природой,
37 Дятлов С.А. Теория человеческого капитала: Учебное пособие. СПб. 1996. C. 38. 192
Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория секция I
становятся собственниками. Предлагая в обмен свой труд и продукты труда «человек экономический» «…невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения… Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремиться сделать это»38. Заслуга А. Смита в том, что выявил связь потребности человека и способа ее реализации в рыночной экономике, как саморегулирующаяся иерархической системы.
Принцип рациональности как движущей силы самоорганизации «человека экономического» получил свое развитие в творчестве М. Вебера. Его понимание эволюции самоорганизации человека и мотивов его деятельности можно назвать теорией рационализации — вытеснение из человеческого действия всех тех элементов, которые препятствуют достижению поставленной цели. Главным инструментом в этом процессе является формирование протестантской этики, идеалом которой стал «кредитоспособный добропорядочный человек, долг которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель»39. Ментальность «человека экономического» это свободное развитие личности в созидании ценностей рыночной экономики и конкуренции. Рынок создает глобальную систему всеобщего общественного обмена веществ, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потенций. С одной стороны, рынок сделал человека независимым и свободным, но с другой стороны новая свобода неизбежно вызывает ощущение неуверенности и бессилия, сомнения, одиночества и тревоги»40.
Естественным способом преодоления тревоги и опасности глобальной конкуренции рынка является потребность в национальной самоорганизации. С одной стороны, становление национального рынка расширяет возможности производства и сбыта, с другой стороны, национальная самоорганизация выступает способом защиты своего товаропроизводителя. Устойчивость национального объединения постоянно нарушается под действием как внутренних, так и внешних факторов, которые периодически порождают противоречия между субъектами национального производства. Проблема человека «экономического» — это проблема поиска вариантов идентичности. Он может осознавать себя как человека национального или человека мира. Как правило, такой вариант осуществляется в случае выигрыша в конкуренции. В случае неуверенности или проигрыша, ценности глобализации в сознании личности уступают свою доминанту ценностям нации.
Проблема конструирования национальной идеи народов России определяется против оре чием у ровней с оциа льно-экономиче ского и д у ховно-культ у рного самоорганизации человека. Вопрос об устойчивости и перспективах развития
38 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. С. 332.
39 Вебер М. Протестантская этика и «дух капитализма» // Вебер М. Избранные произведе
ния. М., 1990. С. 73, 83.
40 Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. С. 62.
193
Национальная идея России
российской цивилизации решается в контексте формирования единой системы ценностей, которая способна обеспечить социально-психологический комфорт доминирующего большинства личностей — субъектов национального производства в рамках единого социокультурного пространства. Методологической основой национальной идеи, определяющей ее устойчивость и перспективы развития, становится концепция социальной справедливости. По мнению одного из лидеров «Римского клуба» А. Печчеи: «Социальная справедливость составляет главную цель человеческой революции. Раз, начавшись, кризисы, скачки и перемены могут в дальнейшем лишь набирать скорость, наращивать способность к дальнейшим мутациям. Точно также и идеи. И одну из таких могучих идей представляет упомянутая идея социальной справедливости, ставшая одним из самых страстных стремлений современного человека. Именно она вдохновила движение за новый мировой порядок и стала важнейшим принципом нового гуманизма.»41. Печчеи утверждает, что изменилось понимание концепции справедливости. Это изменение «…связа-но с растущим осознанием необходимости более равномерного распределения власти и доходов между всеми гражданами, группами и странами…, и при этом каждый имел бы достаточно реальную и равноправную возможность для раскрытия заложенных в нем способностей»42.
Отсюда следует вывод, что устойчивость и перспективы национальной самоорганизации народов России зависят от степени гармонизации системы духовных установок и ценностей элит и рядовых граждан на основе создания равных возможностей для раскрытия творческого потенциала личности независимо от стартовых возможностей посредством созидания общественно-значимых ценностей. Реализация принципов социальной и межэтнической справедливости создает условия интеграции ценностей прошлого и настоящего, которые обеспечат устойчивость России как ци-вилизационного сообщества в будущем глобальном разделении труда и доходов от сложившегося комплекса планетарного производства энергетических ресурсов жизнедеятельности человечества.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!