Среднее число детей на одну женщину в некоторых европейских странах



СССР

В период с 1921 по 1995 г.

Годы

Англия

Франция

Италия

Испания

Германия

2,39

2,42

2,62

3,50

3,96

1921–1925

2,01

1,79

2,30

2,10

1,84

3,50

3,75

6,04

1926–1930

2,16

2,07

3,07

3,50

4,53

1931–1935

1,98

2,24

1,90

3,00

2,77

4,66

1936–1940

2,11

2,39

2,56

2,72

1941–1945

2,07

2,19

2,98

2,77

2,68

3,13

1946–1950

2,18

2,73

2,16

2,32

2,52

2,51

1951–1955

2,49

2,71

2,30

2,35

2,75

2,62

1955–1960

2,81

2,85

2,49

2,55

2,89

2,48

2,02

1961–1965

2,52

2,04

2,61

2,32

1,64

2,49

2,93

1965–1970

1,98

2,31

1,86

2,28

1,92

2,89

1971–1975

1,72

1,52

1,92

2,63

1,86

1975–1980

1,80

1,87

1,46

1,55

1,99

1980–1985

1,81 1,71

1,80 1,70

1,43 1,24

1,35 1,17

1,46

1,18

2,10

1,39

1985–1990

1995

Примечание: С 1931 по 1950 — данные по Англии и Уэльсу, с 1950 — по Соединенному Королевству; данные по Германии — до 1946 г. в границах той эпохи, далее — в современных границах; по Советскому Союзу — до 1950 г. в границах того времени, после 1950 г. — в современных границах Российской Федерации»169.

Рычагом для смены очередной устоявшейся господствующей идеологии в распределенной системе социума выступают общественные движения и другие социокультурные институты, формируемые (созревающие) в ходе исторического процесса170. Соотношение общественных сил непрерывно меняется. Поэтому есть опасность впасть в оппортунизм и действовать в соответствии с утверждением, что «актуальной и реалистической задачей является не разработка «надфракционной» идеологии «общей перспекти­вы», не консенсус о базисных ценностях, а нахождение прагматичного, соз­даваемого по принципу ad hoc для каждой специфической исторической си­туации modus vivendi различных конфликтных политических идеологий»171, принадлежащих ведущим наднациональным агентам влияния современно-

169 Ливи Баччи М. Демографическая история Европы. Спб.: ALEXANDRIA, 2010. С. 240.

170 Реут Д.В. Постнеклассическая идеология трансглобализации. Созидание человечного
мышления. Современная философия после … Сократа… Платона… Аристотеля… Декар­
та… Канта… Гегеля… Маркса. Материалы Шестой Всероссийской научно-практической
конференции (Иркутск, БГКЭП, 14–15 апреля 2006 г.; Москва, 17–19 мая 2006 г.). Сборник
научных статей. С. 92–97.

171 Капустин Б.Г. Идеологии современной России: поиск модальности сопряжения / Б.Г. Ка­
пустин Идеология и политика в посткоммунистической России. М.: Эдиториал УРСС, 2000.
С. 71.

260


Национальная идея как философская, идеологическая и практическая категория                  секция I

сти, среди которых ведущее место занимают центры концентрации финан­сового капитала. Финансовый капитал и прокреационный капитал172 имеют существенные несоответствия по периодам обращения, требованиям к вла­дельцу и принципиальные различия в способах существования.

Мировой идеологический процесс носит многочастотный колебатель­ный характер и способен временами выводить социум за пределы области его устойчивого существования173. Как показывает новейшая история, даже современные типы представительной демократии не обеспечивают устой­чивого развития социума. Теоретическим обоснованием этого утверждения является известная теорема К. Эрроу, утверждающая невозможность вы­бора, соответствующего содержательным критериям совместного интереса или коллективного принятия решений во всех случаях, когда принимаются минимальные условия равного и не ограниченного внешними условиями отображения индивидуальных функций полезности, т. е. индивидуальных упорядоченных предпочтений174.

Выявленный упомянутым американским ученым (лауреатом Нобелев­ской премии 1972 г.) закон не является препятствием для прокреации стран традиционных культур, поскольку в них прокреационный потенциал со­средоточен на уровне семьи, и его использование по прямому назначению не связано с принятием коллективных решений на уровне социума.

8. Резюме

Непрерывный идеологический процесс есть текущее проявление живой распределенной системы — социума. Составляющие его и находящиеся в состоянии непрерывной конкуренции «нарисованные друг на друге» кол­лективные субъекты порождают собственные варианты идеологий, являю­щиеся — наряду с общественными движениями и другими социальными институтами — инструментами влияния в борьбе за право распределения наличных ресурсов страны и планеты в целом.

В работе предложены инструментальные представления, позволяющие осуществлять текущий анализ хода идеологического процесса и его кон­кретных проявлений, а также искать варианты социального дизайна, воз­вращающего нашу страну в эволюционный коридор.

172 Реут Д.В. Прокреационный капитал. [Электрон. ресурс] / Российский экономический
конгресс. Сборник докладов участников. М., ИЭ РАН, 2009. 1 CD-ROM. <http://econorus.
org/consp/f les/14ts.doc
>.

173 Реут Д.В. Несовпадение границ областей существования единичной и множественной
ипостасей человека и некоторые демографические следствия. Мир психологии. 2008, № 3,
С. 169–177.

174 Arrow K.J. Social Choice and Individual Value. NY: Wilew, 1951.

261


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 245; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!