Доктрина онтологического конструктивизма социальной реальности: национальная идея России как стратегия развития человеческой



Цивилизации

Батурин В.К. (Москва)

Современное состояние человеческой цивилизации есть некая чудовищ­ная и дикая смесь осколков самых разных человеческих проектов и намерений, как правило, плохо понимаемых и до конца не реализованных, соединенных в действующую онтологическую целостность самым невероятным образом. Из этого проектного многообразия слеплена некая онтологическая конструкция, «заточенная» под определенные ценностные идентичности, под некие цели и соответствующие средства их достижения. Мир, природа, все то, что принято считать объективным, на самом деле никогда в онтологической конструкции не присутствуют в их непосредственной «самости», они определенным обра­зом «схвачены», преобразованы, особым образом приведены в связи и отно­шения человеком под его проекты существования и благоденствия. Человек вовсе не отражает, вовсе не только рефлексирует окружающий мир, он его всегда творит по своему разумению и под цели своих проектов.

Господствующая и до сих пор теория отражения как основа понимания сознания и познания на много веков заслонила истину отношения человека и мира — оно, это отношение, принципиально конструктивистское. Мир не отражается, а каждый раз творится, конструируется человеком из имею­щихся в его распоряжении элементов и заготовок. Одни из них — продукты его предыдущей деятельности; другие — продукты его воображения и фан­тазии. Все это многообразие соединено и объединено целями реализации очередного человеческого проекта. У людей вовсе нет и никогда не было прямого доступа к миру и природе самим по себе, мы всегда погружены в некий свой господствующий Мега проект мира как совокупность реализуе­мых с разной степенью успешности человеческих проектов. Онтология че­ловеческого мира и есть содержание этого Мега проекта самого человека.

281


Национальная идея России

Фундаментальная задача данного исследования как раз и состоит в том, чтобы по-новому, на принципиально конструктивистских философ­ских началах, раскрыть сущность онтологии и аксиологии мира как про­екта человека, показать их эпигенез, структуру, настоящее и будущее со­стояния мирового цивилизационного процесса, имманентная сущность которого состоит, на наш взгляд, в принципиально управленческом его характере.

Проекты человека всегда принципиально разные — удавшиеся и несо­стоявшиеся, достойные и отвратительные, во благо и во вред, во здравие и на погибель, проекты духовно — высокие и шкурно — омерзительные… Нам еще предстоит открыть для себя все их разнообразие и дать соответ­ствующую оценку творениям рук человеческих. Нам еще предстоит разо­браться с основными проектами Человека, которые и составляют несущую конструкцию существующей Онтологии и Аксиологии мира — мира как некой Картины от Человека — творца, роль фундаментального холста ко­торой выполняет сама великая Природа. Та самая Природа, которую ради своей сиюминутной и всегда авантюристичной версии «правильного про­екта» безжалостно и под свои цели кромсает этот самый Человек — та Часть Природы, которая возомнила себя Целым и потому Господином всего бы-тийствующего, всего онтологического.

Один из центральных тезисов данного исследования, который будь нами всесторонне проанализирован и обоснован, может быть предварительно сформулирован следующим образом: самое долговременное и прочное за­кабаление человека ради преступных целей другого человека — закабале­ние, прежде всего, именно онтологическое и аксиологическое. В нашем ис­следовании показано, что онтология сегодняшнего мира — до сих пор во многом онтология… рабовладельческого проекта человека! Мы все про­должаем жить в той онтологической конструкции, которая была сооружена ради рабовладельческих человеческих практик!

Осознай, человек, эту истину!

Осознай, человек, что ты живешь не в вольном мире, а в многовековой тюрьме для всего человечества и имя этой тюрьмы — до сих пор господ­ствующая рабовладельческая онтология мира.

Тебя, человек, «конкретно упаковали» в нужную им — разного рода не­годяям и «плохишам» (чуть позже мы с ними познакомимся) — онтологиче­скую конструкцию, упаковали как в онтологическую тюрьму, как в рабское онтологическое стойло.

Хотите знать конструкторов ныне господствующей цивиилизационной конструкции? Пожалуйста! Это тот самый древний меняла и ростовщик, который потом превратиться в преуспевающего банкира и финансиста. Это торговец, который всю сложную ткань общественной и человеческой жиз­ни свел только к отношениям «купи — продай». Это бандит и преступник,

282


Нормативно-правовое воплощение национальной идеи страны


секция II


который предпочитает обеспечивать себя путем грубого физического на­силия над другими людьми. Это колонизаторы и пираты — бандиты и пре­ступники в масштабах всей планеты. Это политики, стремящиеся к власти ради алчности и к алчности ради власти. Это все те, для которых главное в жизни паразитизм, успех любой ценой, насилие, ложь, пороки во всех их проявлениях. Они и построили цивилизацию исключительно для себя — цивилизацию людей — хищников и паразитариев — ради наживы, порока, лжи, насилия, эксплуатации природы и человека.

В ней до сих пор мы все и пребываем!

Для начала, человек, ты должен осознать достаточно простую истину: творец этого мира — только сам человек.

Так уж получилось, что эту истину — истину человека как творца того мира, в котором он живет — первыми осознали великие философы — Пи­фагор, Сократ, Платон, Аристотель, но реализовали, к великому сожалению, в своих эгоистических целях разного рода паразитарии. Те самые паразита-рии, которые наш мир — великолепный, яркий, свободный — превратили в этот, до сих пор господствующий ад — «мир — для себя» — мир чудовищ­ный, черный, рабский, порочный, лживый, несправедливый, во многих от­ношениях принципиально безобразный.

Главные онтологические конструкты — господствующий экономиче­ский тоталиризм (экономоцентризм, либерализм) как проект мира в целом, такие же действующие проекты человека экономического и рыночного об­щества — принципиальное поражение человека, один из нижних уровней его сваливания в бездну своего положения в мире. Словами Ф.М. Достоев­ского — «люди — недоделанные пробные существа, созданные в насмеш­ку». В настоящее время все эти — изначально неправильные, изначально патологические — проекты продвинуты на положение господствующих различными силами зла. Мир, человек и общество сегодня — творение разного рода «плохишей», продукт победы в социуме алчности, порока, насилия, эгоизма. Эта чудовищная смесь всего уродливого, низменного, жалкого, глупого, безнравственного, но, к сожалению, победившего набо­ра идентичностей и формирует ценностно-онтологический каркас соци­альной реальности.

Итак, современный мир — проект, творение человека, пока еще, к сожа­лению, принципиально несостоявшегося. Можно вполне обосновано кон­статировать, что современная мировая онтология — онтология патологии.

Фундаментальный парадокс современного мира заключается в том, что патологичен, как это не странно, пока каждый человек, но в силу разных об­стоятельств и причин. Одни люди принципиально патологичны в силу того, что живут как паразитарии и эксплуататоры за счет других людей; другие люди патологичны в силу того, что живут как рабы, как средства «для жизни в шоколаде» других.

283


Национальная идея России

И то, и другое онтологическое состояние человека и мира — патологич­но, безобразно, противоестественно, принципиально нетерпимо.

В нашем мире продолжают господствовать старые принципы рабовла­дельческого строя, подретушированные и обновленные принципами ры­ночного фундаментализма — проектами Новоевропейского исторического периода развития человечества. Что же произошло в ту самую, во многом — трагическую для человечества историческую эпоху — в Новое время?

В результате первого разрыва — разрыва человека и природы — получи­ли человека с анти космическими свойствами и характеристиками. Западная цивилизация произвела на свет, по сути дела, хищника по отношению к при­роде, всегда готового только к одному поведению относительно природы — к ее покорению, к господству над ней, к исчерпанию всех ее ресурсов. Ради чего? Ради достижения своих эгоистических, примитивно понятых целей и ценностей простого животного (по сути — физиологического) существова­ния в нескончаемом потоке безмерного потребительства и гедонизма.

В результате второго разрыва — разрыва человека и общества — полу­чили человека с анти человеческими свойствами и характеристиками. За­падная цивилизация произвела на свет хищника по отношению к другому человеку, проявившего все свои чудовищные черты в эпоху колониализма, затопившего полмира кровью, насилием, жестокостью, ненавистью… Это и сегодня продолжается, все это никуда не ушло и сегодня — в Ираке, Афга­нистане и в том числе — в нашей собственной стране. Что такое рыночный фундаментализм, что на самом деле несут в себе так называемые западные ценности, уверен, навсегда запомнили народы Советского Союза, народы России; будь их воля, их бы на порог Отечества никто бы не пустил.

Итак, давайте называть вещи своими именами: модель западного чело­века — модель дважды хищника, модель хищника в квадрате, машина для убийства и природы и человека. Именно эта машина еще со времен Нового времени стала господствующим историческим субъектом на нашей плане­те. Что же тогда удивляться, что эта планета гибнет и чахнет, что гибнет и чахнет практически все ее население, за исключением небольшой общно­сти самих этих хищников с Запада, так называемого «золотого миллиарда»? Сегодняшняя цивилизация — сплошная смертельно опасная патология, на­громождение безумных и губительных для человечества и планеты эгоисти­ческих «проектиков» разного рода типов, реализованных в течение веков не самыми лучшими людьми и не ради самых лучших их качеств — жадности, похоти, зависти, глупости, враждебности друг к другу и к миру в целом…

В самом общем своем выражении главное содержание современной ци­вилизации характеризуется достаточно просто: она — современная циви­лизация — на самом деле, вовсе пока не цивилизация. Пока она — не более чем уродливый результат победы всех форм пороков, вражды, подлости, лжи и прочих низостей.

284


Нормативно-правовое воплощение национальной идеи страны


секция II


Можно со всей определенностью и с сожалением констатировать: XXI век… вообще еще не наступил, он лишь длит времена века XVII-го! Если оставаться в этой — принципиально порочной и патологической — онтоло­гии, человечество ждет неминуемый конец. С этих позиций теперь хорошо виден масштаб действий и задач современного человечества для своего спа­сения — он просто гигантский — ведь для этого нужно полностью пере­делать всю онтологическую конструкцию социальной реальности — мира в целом, человека, общества. Труднейшая задача! Нужна другая ценностно-онтологическая конструкция мира, человека, общества. Конструкция для всех людей — а не только для плохишей, не только для паразитариев, ко­лонизаторов, растлителей, мародеров — негодяев и хищников всех мастей, которых «выпустил» на свободу давно прогнивший и растленный Запад со своими Локками, Гоббсами, Макиавелли, Джонами Лоу, Ницше, Фрейдами и прочими «творцами» цивилизации — патологии, цивилизации-минус.

Но есть ли достойная ценностно-онтологическая основа для построения нового мира, цивилизации — плюс? Можно ли всем нам на что-то опереть­ся в нелегком и судьбоносном выборе дальнейшего русла развития цивили­зации? К счастью, все это есть, но обо всем по порядку.

Ноосферное общество, ноосферное будущее человечества, ноосферный человек, Новая Ноосферная Цивилизация — эти и подобные словосочета­ния в современной научной и философской литературе встречаются доста­точно часто, к ним уже вполне привыкли. Это и плохо и хорошо.

Хорошо потому, что нет никакой необходимости начинать свое иссле­дование феномена ноосферизма с самого начала, тем более, что анализ его генезиса и теоретическое осмысление базовых положений уже осуществле­но замечательными работами В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, Н.Г. Хо­лодного, Н.Н. Моисеева, В.П. Казначеева, О.Л. Кузнецова, А.И. Субетто, А.П. Федотова и других.

Плохо потому, что далеко не все глубинные смыслы и сущности ноосфе-ризма оказались проявленными и вычерпанными, исследование этого ги­гантского и чрезвычайно важного для всех людей интеллектуального и ду­ховного феномена еще только начинается. Здесь еще философской работы хватит не на одно поколение, если, конечно, у них еще будет такая возмож­ность, что далеко не очевидно — ведь на дворе эпоха, почти официально названная «эпохой ожидания гибели». И это не просто метафора, вовсе не очередная «страшилка» для всех нас, а суровая и вполне нами «заслужен­ная» правда. У нас еще будет возможность в этом не раз убедиться.

Сразу же следует обратить исследовательское внимание на философ­ском и теоретическом осмыслении принципиального различия старой (до сих пор господствующей в нашем мире, современной) цивилизации от пока проектной Новой (ноосферной) цивилизации наиболее ясным и рельефным образом. В чем же это фундаментальное отличие?

285


Национальная идея России

Учение Вернадского14 о ноосфере, как известно, включает в это емкое понятие жизнь, человека, разум в форме научной мысли, которая им рас­сматривается как планетарное естественноисторическое явление, как некая функция биосферы. Проблема человека, таким образом, оказывается непо­средственным порождением процесса становления ноосферы (ноосфероге-неза). Более того, сам этот процесс не может быть успешно осуществлен без непосредственного включения в него на определенном этапе развития са­мого человека и его разума. Концепция ноосферы предстает у В.И. Вернад­ского как некое расширяющее знание, перспективы которого связаны с гло­бальным методологическим и мировоззренческим переходом человечества к новым цивилизационным практикам своего существования и активности в рамках целостной деятельности — познавательной, управленческой, пре­образовательной, культурной, социальной, религиозной и т. д.

Все это в содержании теоретических основ ноосферизма действительно важно и убедительно15, но вопрос о том, в чем же все-таки принципиальное различие старой и новой цивилизации остается до конца не проявленным. На наш взгляд, в этом вопросе до сих пор нет прозрачности и ясности, и именно этот аспект ноосферной цивилизации нам хотелось бы раскрыть, прежде всего.

И еще одно важное предварительное замечание: концепция ноосферизма до сих пор стоит неким особняком от общего философского и мировоззренче­ского контекста исследований процесса цивилизационного развития. Оно по­является как некое философское осмысление естественнонаучной проблема­тики развития человечества и до сих пор остается без должной, на наш взгляд, связи с философией, социологией, антропологией, аксиологией, геополитикой и т. д. Одна из исследовательских целей этой нашей работы — определенным образом устранить эту оторванность, некую даже отрешенность ноосферизма от всего остального контекста научных знаний, философских размышлений, мировоззренческих взглядов. Такое — принципиально целостное (холист-ское) — рассмотрение ноосферной проблематики цивилизационного разви­тия человечества — одна из авторских особенностей анализа ноосферизма, которая, как будет далее показано, позволяет придти к весьма значительным философским результатам в постижении сути человеческой цивилизации.

Вернемся, однако, к анализу различий современной и будущей (ноосфер-ной) цивилизаций. Они состоят в том, что нынешняя, современная циви­лизация, как уже было отмечено ранее — принципиально патологичес кое, анормальное явление, аномальная цивилизация, при которой «большин­ство людей умирает, так и не успев родиться» (Ж.-П. Сартр).

14 Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.

15 Батурин В.К., Григорьев С.И., Казначеев В.П. и др. Л. Человек и общество в России начала
XXI столетия: Ноосферное измерение, безопасность и социальная эффективность разви­
тия. Монография / В. К. Батурин [и др.]. М.: Изд-во РГСУ, 2009.

286


Нормативно-правовое воплощение национальной идеи страны


секция II


Почему современная цивилизация не получилась? Это что — некая зако­номерность, некая детерминированная неизбежность? Или же то, что слу­чилось в развитии человечества до сегодняшнего дня, должно объясняться иными причинами и факторами? Здесь возникает множество других прин­ципиальных проблем и вопросов, не ответив на которые нет возможности и двигаться дальше в постижении сути ноосферизма. Один из таких централь­ных вопросов может быть сформулирован следующим образом: если старая (ныне господствующая) и новая (ноосферная) цивилизации являются лишь некими разными состояниями, то состояниями какой такой цивилизацион-ной конструкции? Как философски «схватить» сущность этих состояний, а так же самого процесса развития человеческой цивилизации? А что можно утверждать относительно понятия «цивилизация»? Она является квазипри­родной сущностью или же нет?

От решения этих проблем и ответов на поставленные вопросы зависит вся дальнейшая направленность исследования ноосферизма, в конечном итоге, все его итоговые результаты. Именно этим исследовательским зада­чам в своем главном содержании и посвящена данная работа.

Однако исследование будет совершенно неполным и незаконченным до тех пор, пока мы не ответим еще на один важный вопрос: а какова должна быть Новая цивилизация — ноосферная цивилизация грядущего Будущего? Здесь обнаруживается еще большее разнообразие методологических и теоре­тических подходов, трактовок, концепций и т. д. (часть из них — так же пред­мет философских и теоретических размышлений и в этой нашей работе), но и они не позволяют, на наш взгляд, ухватить сущность цивилизационного перехода «современность — ноосферность». Занимаясь специально поиском нового способа различения состояний этого перехода, мы обнаружили не­обходимость анализа всех обозначенных исследовательских проблем обяза­тельно в контексте русской космической философии («русского космизма»). Именно она подсказала ключевой аспект в различении состояний (модусов) цивилизационного развития человеческого общества: модус современной ци­вилизации — пока принципиально патологический, модус цивилизации пока еще не получившегося человека; модус ноосферной цивилизации — здоровое состояние человечества, состояние когда — нибудь уже получившегося чело­века. Иначе говоря (и в этом суть нашего авторского подхода) ноосфера — новое, принципиально непатологическое состояние человеческой цивилиза­ции, состояние, в которое она может перейти в будущем тогда и только тогда, когда человечество сумеет вытащить себя из сегодняшнего патологического состояния, тогда и только тогда, когда мировая цивилизация преодолеет все свои базовые патологии. Новая ноосферная цивилизация, если же, конечно, она состоится, должна стать цивилизацией уже получившегося человека.

Фундаментальный водораздел между старой и новой цивилизацией, как было показано выше, проявляется лучше всего при трактовке принципи-287


Национальная идея России

альных различий двух состояний одной и той же человеческой цивилиза­ции — условно назовем их состояниями «минус» и «плюс». Тогда переход человечества из современного в ноосферное состояние есть процесс смены этого интегрального «минуса» на такой же интегральный цивилизацион-ный «плюс».

Вот какой новый разворот приобретает весь ноосферизм как философ­ское, методологическое и теоретическое направление в современной науке! Ноосферизм в такой трактовке приобретает черты вечного процесса борь­бы этих двух начал — минуса (патологий человеческого общества в самых разных их проявлениях) и плюса (всех усилий человечества по превраще­нию мира и общества в здоровое и целостное состояние).

Ноосферизм в таком его понимании предстает неким глобальным эво­люционизмом развития всего мирового сообщества, но только не в прими­тивном понимании этого процесса как процесса от минуса к плюсу (как в прогрессивизме) или, наоборот (в регрессивизме), а в более общем, прин­ципиально от природы ненаправленном процессе изменений и смен одних цивилизационных состояний на другие. Более того, в смене этих состояний и их условных знаков именно человеку и принадлежит активная роль вы­бора той конструкции состояния общества, фактически роль конструктора и создателя той цивилизации, которая нужна активной части человечества и которая принудительно навязывается всем остальным членам человече­ского сообщества.

Поясним сказанное выше более подробно в силу принципиальной важ­ности нашего последнего вывода. Что это значит, что именно человек, в ко­нечном итоге, — конструктор и демиург той цивилизационной конструк­ции, которая реально либо уже была или будет в будущем? Что, например, значит, что рабовладельческий строй в истории человечества был цивили-зационной конструкцией мира достаточно долгие исторические времена? Сейчас чаще всего это объясняется тем, что человечество вынуждено прохо­дить через некие объективно — детерминированные состояния и что обще­ство является определенной квазиприродной сущностью, «упакованной» в подобного рода неизбежные и необходимые детерминации и идентичности. На наш взгляд, все совершенно не так: рабовладельческий строй состоялся лишь только потому, что совокупная «цивилизационная команда» именно рабовладельческого проекта оказалась победителем в схватке со всеми дру­гими подобными проектными командами в те от нас далекие исторические времена. Рабовладение — вовсе не неизбежный, вовсе не квазиприродный этап развития человечества, а просто наиболее «сильный» человеческий проект того времени.

Хотите, что рабовладельческий строй восторжествовал еще с большей жестокостью и силой теперь уже в нашем, XXI веке? Пожалуйста! Для этого Вам, люди, надо по-прежнему жить размеренной жизнью некого цивили-288


Нормативно-правовое воплощение национальной идеи страны


секция II


зационного планктона, а свою конструкторскую и инженерную функцию построения новой цивилизации снова отдать всякого рода проходимцам и плохишам, Тогда они и построят новую цивилизацию. Для себя. Как это и происходит до сих пор. Скоро мы познакомим Вас с конструкторами и демиургами сегодняшней цивилизации, обнаружим их «замечательные» свойства и качества.

Итак, чтобы в XXI веке вновь наступил рабовладельческий строй (а фак­тически он никуда и не уходил! — об этом поговорим чуть позже) людям надо никогда не вмешиваться ни в какие общественные и геополитические бои и схватки, спокойно пить пиво и предаваться другим удовольствиям и наслаждениям жизни простого человека — обывателя. И вот тогда активные проектанты и конструкторы цивилизации (например, «ребята» из комитета 300) соорудят для нас ад на Земле — с программными чипами в голове, с генераторами для нас «правильного поведения», с расцветом выращивания одних людей на органы в условиях человеческого животноводства для дру­гих — «главных» — людей.

Следует ясно и отчетливо понять: цивилизационная конструкция мира для человека завтра будет так устроена, как это сегодня задумано и активно осуществляется той частью людей, которые строят эту конструкцию «под себя», под свое понимание ценностей и онтологии жизни, мира, общества.

В этом отношении всех людей можно разделить на два принципиально разных подмножества (кластера): на подмножество КС — конструкторов и создателей данного состояния цивилизации (подмножество «хозяев» и «за­казчиков» данного типа цивилизации) и подмножество ПО — пассивных обитателей этого состояния цивилизации (цивилизационного планктона), вынужденных пребывать в той цивилизационной конструкции, которую для них построили другие, причем вопреки желаниям, идеалам, ценностям, устремлениям этого самого цивилизационного планктона.

Один из главных законов развития человечества, на наш взгляд, должен звучать примерно так: цивилизационный планктон вынужден влачить свое жалкое существование всегда в чужой для него ценностно-онтологической конструкции мира.

И наоборот: хочешь жить в своем родном цивилизационном Доме — не будь планктоном, человек!

С подмножествами КС и ПО мы еще поработаем несколько позже, а пока обратим внимание на еще одно важное обстоятельство. Рассмотрение но-осферизма как глобального ненаправленного эволюционизма, решающая роль в котором принадлежит самому человеку, осуществляющего выбор нужного состояния этой цивилизационной конструкции в соответствии с ценностными предпочтениями подмножества КС (и вопреки воле подмно­жества ПО) переводит теоретическое осмысление цивилизационных про­цессов и явлений в принципиально конструктивистский и синергетический,

289


Национальная идея России

в принципиально философски постмодернистский дискурс. Более того, та­ким методологическим подходом преодолевается, наконец-то, квазипри­родная детерминация цивилизационных процессов, в которых активная роль человека была явно недооценена. Теперь хорошо видно, что во всех без исключения социальных процессах есть свой активный Субъект (в данном случае — подмножество людей типа КС), выполняющий роль конструкто­ра и создателя тех цивилизационных образований, которые задаются впол­не определенным их замыслом, их неким Проектом. Такая теоретическая трактовка процессов в обществе делает их принципиально отличными от естественнонаучных процессов в природе, задает их принципиальную спец­ифику и уникальность, переводит цивилизационные изменения из плоско­сти их номотетического рассмотрения в плоскость их идеографического осмысления. Еще раз подчеркнем: все эти процессы протекают при самом непосредственном и принципиально конструктивистском участии самого человека.

Все, в конечном счете, в руках самого человека; утверждение идентично­сти глобального конструктивизма позволяет понять глубинную миссию че­ловека, его существования и активности в этом мире наиболее отчетливо и рельефно. Мир всегда не просто становится тем или иным множеством иден-тичностей «сам по себе», вовсе нет. Мир всегда замышляется, конструируется и воплощается по неким законам либо нами самими сознательно и целена­правленно, либо нами же самими, но неосознанно, хаотично, спонтанно.

Философский постмодернизм и синергетика подчеркивают одно важное обстоятельство: субъект конструирует окружающий природный и социаль­ных мир вовсе не произвольно, а только «ударяя по клавишам возможного». Это значит, что далеко не все, что угодно, можно осуществить, сконструиро­вать, построить, осуществить, а только то, что согласовано с внутренними тенденциями развития мира в целом и объекта как его органической части. Поэтому Г. Хакен называет синергетику «конструктивистским реализмом».

Онтологические действия человека в мире принципиально нелинейны. «Как только индивид предпринимает действие, каким бы оно ни было, оно начинает ускользать от его намерений, — подчеркивает Э. Морен. — Это действие вливается во вселенную взаимодействий, и, в конечном счете, по­глощается окружением, так что в результате может получиться даже нечто противоположное по отношению в первоначальному намерению. Часто действие возвращается бумерангом к нам самим. Это обязывает нас внима­тельно следить за действием, пытаться его исправить, — если еще не позд­но, — а иногда его торпедировать, как это делают ответственные работники НАСА, которые взрывают ракету в том случае, если она отклоняется от за­данной траектории»16.

16 Цит. По: Цаплин В.С. Странная цивилизация. М., 2006. 290


Нормативно-правовое воплощение национальной идеи страны


секция II


Принцип глобального конструктивизма означает, что человек как автор очередного онтологического проекта должен взять на себя ответственность за все, что он делает и, прежде всего, за будущий результат. Хакен не раз в своих работах подчеркивал, что человечество сможет устойчиво существо­вать и продолжительное время динамично развиваться только тогда, когда каждый человек будет вести себя так, как если бы он — в меру своих возмож­ностей — был ответственен за все целое — за нашу планету. Очевидно, что в этом положении онтология смыкается с этикой — ни одно действие челове­ка не может быть задумано и, тем более, — осуществлено без нравственной составляющей. Как не пытались разного рода горе — конструкторы онто­логии мира выкинуть нравственное начало из рассмотрения науки — по­литики, экономики, управления и т. д. — ничего у них не получилось и не получится (разве только временно). Нравственное начало при построении человеком любой онтологии — главное начало. Это положение должно быть нами всеми осознано как главный закон будущей нормальной, а непатоло­гической онтологии мира. Именно поэтому нам не очень нравится название цивилизации будущего как господствующего сегодня термина «ноосфера». В этом названии присутствует только слово «разум», против которого нет возражений, но им одним принципиально невозможно передать тот мир, который нам надо построить. В названии новой цивилизации должны быть обязательно еще такие слова как «совесть», «честь», «долг», «ответствен­ность», «порядочность», «человеческая солидарность», «бескорыстие»…

Пока же наш мир, построенный нами же самими — онтология патоло­гии. Откуда взялась эта патология, когда она поразила человечество? Ци-вилизационный сбой, на наш взгляд, совершила античность, которая на­рушила базовую мифологическую традицию ценности любого человека, исключив раба из заповеди «защищать любого человека просто потому, что это человек».

Начиная от античности и до наших дней данный дефект, данный нрав­ственный «сбой» фактически породил принципиально дефектное, пато­логическое последующее развитие цивилизации. Главную причину в этом сыграло именно рабство как явление, как морально-нравственное явление: один человек исключил другого человека из общества людей.

Зафиксируем еще раз специфику авторского понимания различий го­сподствующей и будущей ноосферной конструкций цивилизации — это раз­личие цивилизационного минуса от цивилизационного плюса. Более того, эти самые «плюс» и «минус» для всех людей, общества, цивилизации давно известны и тысячелетиями обсуждаемы в недрах философии, прежде всего. Именно между этими двумя началами идет яростная борьба, в результате чего рушатся судьбы людей, народов, империй. Эти начала — хорошо знако­мые философам Начала — Добро и Зло. И в этом отношении ноосферизм — великий инвариант всего цивилизационного развития человечества.

291


Национальная идея России

Более того, учение ноосферизма из недр естествознания приходит к тем же великим выводам и обобщениям, к которым целенаправленно и всегда шла философия, особенно русская космическая философия. Попытка фило­софского постижения сути ноосферизма привела нас через философию рус­ского космизма к ее Величеству Философии во всем великолепии и полноте ее классического набора вечных проблем, вечных начал, вечного движения. Можно смело сказать, что авторское понимание ноосферизма лишает его ограниченно — локальных и узко — временных рамок рассмотрения, воз­вращает ноосферизм как предмет исследования в контекст Вечности, Це­лостности, Единства, в контекст Истины, Добра, Правды, Справедливости, одним словом — в контекст философии. Это и позволяет теперь открыть принципиально новые горизонты философского исследования ноосферной цивилизации — ее онтологии, гносеологии, аксиологии, этики, эстетики, футурологии, праксиологии…

Есть достойная философия Всечеловека — философия русского космиз­ма, которая, на самом деле, и есть национальная идея России. Но она — и в этом ее великая и глубинная особенность — она не только для России, она для всех людей планеты. Русская идея — идея новой цивилизации для всех землян, для всего космического экипажа звездолета Земля! Суть этой идеи, этого нового мировоззрения — очень проста: все люди нашей планеты — братья и сестры, единый космический экипаж маленького, очень хрупкого и уязвимого космолета «Земля», будущее которого — в истинно разумном поведении человека ни во вред себе подобным и не во вред своему космиче­скому дому. Все так просто! Цель жизни каждого человека и ее священные начала — вовсе не в эгоизме, наживе, алчности и пороке, а в действительных ценностях — в истине, любви, справедливости, братстве, ответственности, в единстве и гармонии с великой Природой и Космосом.

Суть русской космической философии очень проста и лучше всего ее выразил К.Э. Циолковский17: удовольствие человек испытывает при по­лучении чего-то, страдание — при потере. Поскольку человек приходит в мир, не имея ничего, и уходит из мира, также ничего не имея, общая сумма страданий и наслаждений в его жизни равна нулю. Чтобы выразить это яс­нее, Циолковский написал интеграл и приравнял его к нулю. Раз в сумме все равно будет нуль, смысл жизни Человека — в чем-то другом. Это и есть основной закон русской космической философии: смысл жизни человека — не в нем самом, а в движении к космическому совершенству и гармонии вместе со всем человеческим обществом, маленьким элементом которого является любой человек.

Мир — вовсе не тюрьма, а чудный Природный и Космический Храм, где каждому даден шанс остаться на века своими подвигами, деяниями, твор­чеством ради главного — всемерного продления и укрепления священного

17 Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе. Тула: Приокск. книж. изд., 1986. 292


Нормативно-правовое воплощение национальной идеи страны


секция II


для всех таинства жизни в Космосе. Словами философа Н.Ф. Федорова18 на Земле может и должен утвердиться Русский Мир — мир новой онтологии: «Не для себя и не для других, а со всеми и для всех». Именно эта форму­ла — стратегия спасения землян, но путь к этому спасению — тернист и извилист. И не факт, что спасение обязательно состоится — для этого нуж­ны героические усилия. Тоже ото всех. Пока же их нет вовсе. Царствование плохишей — непрерывный и безобразный пир во время чумы — длится уже не один век…

Что же нужно делать?

Наступила историческая пора ноосферизм и все, что с ним связано, пе­реместить из узкой области его научных и философских осмыслений в ги­гантскую область его превращения в фактор практических усилий здоровой части человечества по своему собственному спасению от всех действитель­но гибельных угроз и вызовов. Иначе говоря, на первый план выходит зада­ча превращения ноосферизма в ту цивилизационную и мировоззренческую конструкцию, которая должна стать господствующей в сознании каждого человека планеты Земля. Ноосферизм как Истинное Планетарное Мировоз­зрение должен быть усилиями всех разумных людей возведен на подобаю­щее ему — ноосферизму — место, на место, которое пока преступно занято Ложным Планетарным Мировоззрением — Либерализмом.

Выгнать, вытеснить из сознания людей Земли либерализм — это Миро­воззренческое Чудовище, превращающее людей в рабов алчности, порока, эгоизма, вражды, ненависти, насилия с уже много веков занимаемого им места — сама по себе очень непростая задача. Скажем еще более жестко: патологичность современной цивилизации — следствие именно либерализ­ма как до сих пор господствующего мировоззрения и онтологии. Именно либерализм делает поведение людей принципиально не адекватным и без­умным.

Тем более, что господство либерализма вот уже много веков охраняется и поддерживается кучкой негодяев и злодеев — ныне господствующими пред­ставителями типа КС, которым эта принципиально ложная либеральная мировоззренческая конструкция очень даже подходит для их собственного паразитарного существования. Человечество давно и основательно «упако­вано» в самую надежную тюрьму — онтологическую и мировоззренческую; для этого было нужно насильственно заставить землян поверить в то, что ценности либерализма — якобы единственные и других просто не бывает. Что главное в этой жизни — ты сам и твое эгоистическое процветание, в том числе и за счет угнетения или даже гибели других (ничего страшного — конкуренция!). Что якобы главное в этой жизни — только здесь и сейчас, и что следует, якобы, ловить свой шанс, свой момент, завтра для тебя просто

18 Федоров Н.Ф. Сочинения / Общ. ред. А. В. Гулыги. Вступ. статья, прим. и сост. С. Г. Се­меновой. М.: Мысль, 1982.

293


Национальная идея России

нет и т. д. — все эти паразитарные и эгоистические «заповеди» хорошо всем известны.

Начало новой цивилизации возможно только при условии осознания всеми людьми достаточно простой и очевидной мысли — человечество как единый и целостный Пилот своего космического корабля сможет выжить только тогда, когда полностью искоренит людские эгоистические практи­ки — безумные по своему изначальному смыслу. Кому в экипаже целост­ной земной цивилизации нужны, например, паразитарии — те самые че­ловекоподобные типы, которые якобы «умеют хорошо жить»? За чей счет, господа?

По своей сути, главная патология современной земной цивилизации как раз и состоит в том, что она пассивно и равнодушно взирает на активность этих самых паразитариев и позволяет им так безбедно, подло и нагло суще­ствовать за счет эксплуатации других, более того — в ущерб всем другим.

С точки зрения общих планетарных интересов допускать подобного рода явления просто неразумно — ведь паразитарий как паразитарий пла­нете Земля принципиально не нужен. Более того, такой паразитарий прин­ципиально вреден человечеству, поскольку он на свои пятнадцатые по счету яхты или на свои золотые унитазы тратит драгоценные земные ресурсы, ко­торым могло бы найтись и другое, более достойное применение.

Ноосферизм — это, прежде всего, новый завет совместной жизни людей никогда и ни при каких обстоятельствах не допускать в едином космическом экипаже паразитариев и других подобных, принципиально неразумных, с точки зрения общих планетарных интересов, эгоистических поведений от­дельных людей и их групп. В этом смысле ноосферизм — это не столько проект отдаленного будущего, сколько насущный принцип сегодняшнего спасения человечества.

Критерий ноосферизма в поведении людей — смертельная преграда для активности всякого рода плохишей и всех их мерзких игр вокруг алчности, похоти, лжи, подлости, вражды и т. д. В этом — принципиально силовом и даже насильственном прекращении какой — либо эгоистической активно­сти паразитариев ноосферная цивилизация должна быть принципиально жесткой и не примеримой. В нашем общем космическом Доме должен вос­торжествовать новый — цивилизационно-космический — императив по­ведения людей в обществе: допускается делать на планете Земля только то, что может быть полезным только всем землянам, только всей человеческой цивилизации, только всему космическому экипажу. Этот принцип должен стать не менее значимым, чем пресловутый категорический императив И. Канта.

Справимся ли, люди, со злом, утвердим ли Добро? Надо бы… По край­ней мере, все в наших руках, не так ли?!

294


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!