Между 6 и 10 августа 1926 года 13 страница
Ш. А.: В каком отношении человек физический выше муравья?
У.: Существует искусство, существует литература.
Ш. А.: Человечество не обладает физической организацией, приемлемой для искусства!
У.: Да и само искусство исходит отнюдь не из физического плана!
У.: Вы говорили о витальных существах, обитающих на своем собственном плане. Сражаются ли и они друг с другом в своей обители?
Ш. А.: Да. Именно так следует понимать библейскую борьбу ангелов и дьяволов. Существо, которое я упоминал в связи с X., происходило вовсе не из враждебного нам витального мира, оно пришло из более высокого уровня витального плана.
У.: Что следует понимать под Сверхразумом? Не является ли он тем же, что называют «Пара-Шакти»?
Ш. А.: Пара-Шакти — вовсе не Сверхразум. Вокруг и над Супраментальной Силой он обладает и другими сферами, такими, как, например, сознание Ананды. Вы можете сказать, что Сверхразум — это организующее начало Божественного, находящееся за всем проявлением. Именно Сверхразум поддерживает целостное всеобщее движение.
У.: Можно ли сказать, что Супраментальной Силой можно «владеть» в том смысле, в котором мы говорим о разуме — «мой разум»? Могу ли я говорить о «моем» Сверхразуме?
Ш. А.: Что такое «ваш» разум? Это просто-напросто некая структура универсального ума, созданная с определенной целью. Пока вы пребываете в неведении, вы снова и снова повторяете «я», «я», «мое», «мое» — ваши основные интересы находятся именно здесь. Когда же вы приходите к Сверхразуму, вы познаете всю ложность этого. Тогда вы познаете собственную самость; Джива познает себя и также прозревает форму Пракрити — Природы. Вы познаете и Высшую Силу, которая не дает вам совершить той же ошибки, которая свойственна разуму. Даже в тех случаях, когда йог говорит «моя сила» или «моя работа», он это делает лишь из соображений удобства. Он неизменно осознает Божественную Силу, работающую через него. Куда претенциозней будет звучать «Божественная Сила, работающая через меня».
|
|
У.: Вне «я» и «мое» говорить невозможно.
У.: А разве мы не можем сказать, что Супраментал уже работает везде, ведь он стоит за всем?
Ш. А.: В настоящее время в мире работает вовсе не Супраментальная Сила; она поддерживает всеобщее движение, но оно не действует прямо. Не будь здесь Супраментальной Силы, вы не смогли бы работать с материальными силами с той точностью, которой вы располагаете ныне. Это возможно, поскольку в материи существует Сверхразум.
У.: Является ли материя инструментом Сверхразума?
Ш. А.: Он — суть сознание; если вы доведете это сознание до разума, жизни и тела, вы сможете сделать эти инструменты совершенными.
|
|
У.: Разве человек не может воплощать всю Пара-Шакти? Чем является план Ананды в этой жизни?
Ш. А.: Возможно, в будущем, когда Сверхразум станет несомненным достижением, человек и сможет воплощать ее в цельности. Настоящая же организация человеческой природы совершенно не способна к тому, чтобы удерживать ее. Для человека она слишком велика. Я не говорю здесь о ментальной бесконечности. Я говорю о Сат-Чит-Ананде на ее собственном высочайшем уровне. Можете себе представить, что станется с человеком, если вся бесконечность Ананды низойдет на него, если даже кроха ее, дошедшая до разума, заставляет его воспарять, плясать и рыдать! Когда частичка Ананды доходит до разума, вы имеете дело с тем, что называется парама хамса-джада, бата, унматта и писака, — оцепенением, ребячливостью, безумием или помешательством демонической одержимостью.
У.: Вероятно, происходит это потому, что частичка эта попадает на человека омраченного, и все нечистое в природе его пробуждается Анандой.
Ш. А.: Верю. Если явится Высший Сверхразум, он будет знать все: ему известны градации, ступени, которые необходимо пройти, время и условия.
17.8.1926
У.: Что это за сознание - акшара[8] о котором говорит «Гита»?
|
|
Ш. А.: Это — неизменное безличностное брахмическое сознание; оно является основой покоя, бесстрастия и универсальной пассивности. Оно — аспект Трансцендентального, Пурушоттамы.
У.: Каким значением обладает достижение этого сознания в садхане?
Ш. А.: Обретается безличностная позиция, покой и бесстрастие; это сознание может даровать вам полную свободу от Природы, от всех зависимостей.
У.: Почему у Высшего безличностные статус или позиция?
Ш. А.: Потому что это необходимо для творения: необходима поддержка всей природы, всей игры универсальных сил. Оно, будучи акшарой, поддерживает все равным образом.
У.: Вы говорили о плане богов. Как можно достичь этого плана?
Ш. А.: Ключ к нему в определенном умении. Человек должен восходить до него.
У.: Каковы условия его достижения?
Ш. А.: Условия? Условий не существует. Не понимаю, как это могло бы помочь вам, если бы я даже что-то сказал об этом. Ну хорошо, первое условие состоит в том, что вы не можете достичь истинных богов, пока вы обладаете «это».
У.: А витальных богов?
Ш. А.: Боги есть на каждом плане; «Бог» — чрезвычайно широкое понятие. Оно достаточно вольно и установившегося значения не имеет.
Витальные боги могут даровать вам силу, разрешить ваши финансовые и прочие проблемы, но, разумеется, при этом возникнет и обусловленность.
|
|
У.: Обусловленность какого рода?
Ш. А.: Они, к примеру, могут дать вам силу; вы же должны будете удовлетворять их условия и поклоняться им.
У.: Асуры тоже дают силу.
Ш. А.: Асур не дает вам ничего. Он всего лишь использует вас в своих целях, и когда ваша роль сыграна, он отбрасывает вас за ненадобностью.
А вот витальные боги порой и помогают в духовной жизни. Необходима способность идти вслед за ними. Если же вы попытаетесь обогнать их, они воспротивятся вам, расставляя на вашем пути преграды, пытаясь сохранить вас при себе. Ниспослание Индрой апсар, небесных нимф, имеет именно это значение; его цель - завлечь риши, великих мудрецов и йогов.
У.: А я считал это обычной легендой.
Ш. А.: Это в вас говорит европейская ментальность. За формой легенды скрыта некая истина. Скажем, история о Вишвамитре и Индре содержит духовную истину. Если вы с успехом пройдете через тяжкие испытания, то они, боги, не станут возражать против того, чтобы вы ушли дальше их.
У.: Божественны ли по своему происхождению асуры и титаны?
Ш. А.: Да, и они служат божественным целям.
У.: Можно ли сказать, что истинные боги — это силы Божественного?
Ш. А.: Они - лики Божественного.
У.: На каком плане они находятся?
Ш. А.: На супраментальном плане и высших планах.
У.: Над Супраменталом?
Ш. А.: Да. Вы что, считаете высшим планом Сверхразум?
У.: Высшим сознанием называют Высшую Сат-Чит-Ананду.
Ш. А.: Высшим является то, что мы называем словом Пурушоттама; человек же может достигнуть единственно плана Ананды.
У.: А на каком плане обитает Кришна вайшнавов?
Ш. А.: Что вы понимаете под «Кришной»?
У.: Согласно вайшнавам, Кришна принадлежит плану Ананды; они выражают это, говоря о том, что он находится далеко за акшарой.
У.: Верно ли то, что для достижения мира богов человек должен работать с психическим началом?
Ш. А.: Да! Вот вам и еще один ключ.
У.: Мне хотелось бы узнать об этом побольше, получить еще некоторые подсказки. Мне не хотелось бы стучаться не в ту дверь.
Ш. А.: Если вы того желаете, я назову и еще один путь. Найдите свое высшее «я», не являющееся ни вашим «эго», ни Атманом. Тогда вы окажетесь в плане богов.
У.: Высшая самость человека является богом?
Ш. А.: Человек — не бог. Но он может достигнуть плана богов, именно там он обладает своей божественной Самостью — Дживой, являющейся частицей Божественного. Если же вы станете стучать в их врата, будучи объятыми желаниями, они укажут вам на витальных богов.
У.: Среди христиан распространена вера в Троицу; говорится, что богов семь и каждая душа — суть лик одного из этих семи. Не пойму, почему их только семь?
Ш. А.: Вероятно, потому что узреть мы можем лишь семерых, остальных мы не видим.
У.: Шри Кришна описывается как обладающий голубым светом, за которым сверкает молния.
Ш. А.: Голубой цвет характерен для духовного плана, он присущ Кришне. В целостности своей божественной личности Кришна принадлежит плану Ананды, именно на этом плане вами обретается цельность.
У.: К какому плану относятся боги, почитаемые индуистами? Они относятся к витальному?
Ш. А.: Нет, поклонения совершаются витально, но понятие об этих богах гораздо шире, обычно они восходят к высшему ментальному плану.
Когда европейский разум оставит материализм, он воспримет витальных богов как богов истинных.
У.: Изменяются ли законы материи?
Ш. А.: Изменяются физические клетки; одно и то же начало может вызывать как боль, так и интенсивную Ананду.
У.: Это возможно для воплощенной в материи жизни, но что вы скажете о чистой материи, подвластной законам химии и физики?
Ш. А.: Какая разница? Мы говорим о материальной составляющей человеческого сознания. Что такое закон? Он предполагает определенный баланс универсальных сил в определенных условиях. Если вы измените условия, вы придете к иному результату. То, что вы величаете законом, вы изменяете совсем не чудом.
У.: На распад радия ничто известное нам не влияет.
Ш. А.: Значит, вы еще не подошли к тому, что стоит за электроном; электрон — не последнее слово в этом ряду.
У.: Похоже, что электроны обладают жизнью, но лишены возраста, мы не сможем отделить старых от молодых.
Ш. А.: Вы верите в то, что и часам присуща жизнь?
У.: В это верят дети!
Ш. А.: А я согласен с детьми. С различными людьми часы ведут себя по-разному. Несомненно и то, что они отвечают мыслям и воле человека.
У.: Стало быть, часы живые!
Ш. А.: Вам бы все удивляться.
У.: У цветов - душа, у часов - жизнь! Это трудно понять. Я слышал, что и автомобили живые.
Ш. А.: Да, а также двигатели и инструменты.
У.: Может быть, то, что называют «усталостью металла», является признаком жизни?
Ш. А.: Усталость свойственна жизни. Сознание и разум присущи и металлам. Жизнь всюду.
22.8.1926
Ш. А.: (повернувшись к ученику) Вчера вы спрашивали о формах богов и о том, имеют ли они определенную форму в своем собственном плане. Я думал об этом и склонен считать, что им присущи определенные формы.
У.: Считается, что каждый бог обладает своей нитья-рупой — «вечной формой».
Ш. А.: Думаю, так и есть. Человек не сможет увидеть этого, пока он полностью не оставит человеческое сознание. Они обладают формами, позволяющими им отличаться от других богов, формами, выражающими их суть.
Похоже, в этот вопрос должно включаться три момента. Во-первых, форма, которую мы видим, может быть отражением истинной, вечной формы; отражение это может быть неполным и различным для различных планов. План, отражающий форму, будет ее определять. Во-вторых, разум или сознание бхакты — послушника — может привносить в нее что-то свое. И в-третьих, — она может быть наложением двух названных возможностей.
У.: Обладают ли формы богов каким-либо подобием форм человека?
Ш. А.: Не обязательно. Но те, кто достигает плана богов из позиции безличностной, те, кто не останавливается в сознании Сат-Чит-Ананды, миновав ментальное сознание, приходят в план, где боги предстают им в формах, подобных человеческим. Видимо, этим можно объяснить то, что в «Ведах» имя «Пуруша» («Всечеловек») приложимо и к богам.
24.8.1926
У.: Вы говорили, что мир истинных богов — это Супраментал.
Ш. А.: Да, он находится где-то там.
У.: Он заключен в Сверхразуме, или же он даже превосходит его?
Ш. А.: Началом он имеет Сверхразум, но он простирается за него. Нет нужды беспокоиться об этом. И здесь хлопот предостаточно.
У.: Кто же их создал?
Ш. А.: Каков смысл подобных глупых вопросов? С начала мира задают их.
У.: Чем отличаются личности бога и человека?
Ш. А.: Тем же, чем вы отличаетесь от ящерицы.
У.: В понятие личности входит существо и естество.
Ш. А.: Различные существа и различные естества. Соединение различных личностей может создать одну личность.
У.: Всегда ли существовала коллективная личность Индии?
Ш. А.: Да; настолько, насколько простирается ее история. Не знаю правда, как обстояли дела в эпоху шумеров.
У.: Какова природа этой коллективной или, если хотите, сверхличности?
Ш. А.: Вы должны обратиться к характерным чертам индийцев, тогда вы поймете, что сверхличность должна неким образом соответствовать им. Когда вы находитесь по ту сторону разума, вы можете взирать на него извне, видеть, как он работает здесь, внизу; а пока мы остаемся здесь, то есть в разуме, мы должны исходить из законов нашего нынешнего существа.
У.: Мне хотелось бы узнать, будет ли возникающая ныне в Индии нация обладать характеристиками, схожими с теми, которыми обладают европейские нации, или же они будут иными?
Ш. А.: Такими же они быть не могут. Очевидно, это будет чем-то большим.
У.: У меня вышел спор с X.: он утверждал, что мы лишены национального сознания, подобного тому, каким обладают европейцы; я же говорил, что мы обладаем чем-то большим.
Ш. А.: Возможно, Европа и не обладает подобно Индии столь характерной коллективной личностью. В Европе мы имеем дело с несколькими вполне определенными национальными личностями. Скажем, таковой обладает Англия, а также Франция. Они пытаются создать некоего рода коллективную личность. Но пока они не достигли успеха в придании ей формы.
В Индии же ситуация совершенно иная. Она обладает ярко выраженной коллективной личностью, которая уже наличествует, все разнообразие личностей и типов индийского народа является, так сказать, ее формациями. Именно она выражает себя через них.
У.: Различия между разными частями Индии всего лишь вариации одной и той же коллективной личности?
Ш. А.: Точно так же дело обстоит и с валлийцами, шотландцами и англичанами, или с баварцами и пруссаками в рамках одной национальности. Если бы не существовало этой, явно коллективной, личности, было бы трудно представить индийский народ как политическую реалию.
Но обратимся к Азии. Делаются попытки к созданию азиатской коллективной личности. Но если ныне кто-то попытается объединить все эти народы политическим единством, он потерпит полный крах, и следствием этого будет великое несчастье.
У.: Разве не является фактом то, что национальное сознание возникает перед лицом всеобщей опасности; соответственно, существует и идея о том, что Азия объединится, когда ей придется сразиться с Европой; человечество же станет единым, когда ему будут угрожать обитатели другой планеты! (Смех.)
Ш. А.: Это витальный способ объединения. Даже в Европе, несмотря на то, что коллективной личности там не существует, наличествует общая ментальность, общая культура и общее отношение к азиатам и африканцам.
У.: Платон говорит, что каждая форма обладает собственной «идеей», то есть за формой скрывается незыблемая идея типа, она — суть то, что сохраняется, вариации же происходят от индивидуальности. В плане идей вид остается неизменным.
Ш. А.: Но где же находится Идея?
У.: У Платона. (Смех.)
У.: Я не имею в виду того, что под «идеей» Платон разумел ментальную абстракцию. Она может означать «творческий принцип».
Ш. А.: Идеи Платона касательно подобных вопросов чрезвычайно близки к математике. Если он имел в виду творческий принцип, то в нем следовало бы выделить несколько моментов. Прежде всего, это — не ментальная идея, но то, что я называю Идеей Реальности, то есть идеей вкупе с реальностью и силой. Далее, начало, соответствующее любой форме, может быть названо «архетипом», формой вида; он, этот архетип, предсуществует в Идее, Идее Реальной, прежде чем явиться в материи. Все сначала существует в сознании и лишь затем — в материи.
У.: Не может ли это быть Махат-Брахмой, о которой говорится в «Гите»?
Ш. А.: Не знаю, может, Платон и делает здесь туманный намек на Супраментал; но его разум — разум математика, он отдаётся жестким рациональным и ментальным формам. Это— разум грека.
У.: У буддистов существует идея того, что некоторые боги лишены формы; есть рупа дэвы и арупа дэвы. Что это может означать?
Ш. А.: Я не знаком с буддистской мифологией. Но что вы понимаете под арупа-локой?
У.: План сознания, в котором боги лишены форм; или же, если эти формы все-таки есть, они столь отличны от человеческих, что человеку представляются бесформенностью.
Ш. А.: А что вы понимаете под не имеющими формы богами?
У.: Видимо, то, что в плане богов форм не существует.
Ш. А.: Как так? Оттуда происходят все формы. Называйте это арупа-локой, планом бесформенного, но все равно здесь не может не быть форм. Боги должны отличаться друг от друга, иными словами, обладать формой. Если вы говорите о том, что им несвойственна человеческая форма, это вполне понятно, формы и не должны быть однозначно антропными.
У.: Они утверждают, что все абстракции относятся к арупа-локе. Скажем, идея красоты.
Ш. А.: Красота вовсе не абстракция. Это - сила Высшего в плане, лежащем над разумом. Абстракции существуют в плане разума. Они - способ представления разумом реалий надстоящих разуму планов. За этими абстракциями существует реальность. В плане над разумом абстракций уже нет, там лишь реалии и силы. Скажем, в своем разуме вы формулируете абстрактную идею Сверхразума. Достигнув Сверхразума, вы находите, что он — отнюдь не абстракция. Он куда конкретнее материи, он — нечто поразительно конкретное. И поэтому я говорю о нем, как об Идее Реальной, но не как об «абстракции». В этом смысле нет ничего конкретнее Бога. Если бы мы обретались даже на чисто ментальном плане, мы увидели бы в разуме куда большую конкретность и реальность. Но пока мы остаемся на физическом плане, мы неизменно считаем разум чем-то более абстрактным. Перед Сверхразумом материя обращается в бледную тень!
У.: Какова же эта конкретность?
Ш. А.: Это — чувство непоколебимости, чувство массы. Возможно, именно это имеют в виду «Веды», когда они говорят: «Агни исполнен большого света, а телом он плотен». Можно сказать так: Сверхразум тверже алмаза и в то же самое время текучее газа.
У.: А эта сверхличность или коллективная личность, что высится над Индией?
Ш. А.: Я полагал, что с нею мы закончили, — вы же вдруг снова вернулись к этой теме; чем это вызвано?
У.: Можно ли ее назвать богом?
У.: Или лучше богиней?
Ш. А.: Да. Почему бы и нет? Но она может и не быть супраментальной богиней.
У.: Чем же еще она может быть?
Ш. А.: Она может быть эманацией Бога.
У.: Какого Бога?
Ш. А.: Загнали меня в угол? Это зависит от национальных черт и многого-многого другого. Когда вы идете за разум, вы можете говорить о том, как нечто здесь выглядит, ибо вы видите его со стороны.
Но пока мы остаемся в этой низкой тройственности, мы можем говорить только это и более ничего.
У.: Может ли объединение отдельных индивидуумов порождать коллективную личность?
Ш. А.: Это напоминает мне вопрос о том, что было вначале — яйцо или курица. Я бы ответил на него так: и яйцо, и курица, и петух. (Смех.) Для того, чтобы существовала личность индивидуальная, необходима коллективная личность, но также верно и обратное!
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 219; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!