Между 6 и 10 августа 1926 года 16 страница



У.: Продолжаете ли Вы после ваших опытов с физическим планом считать, что низведение Сверхразума в физическое воз­можно?

Ш. А.: Почему оно должно быть невозможным? Не будь это возможно, я бы и не подступался к этому. Другое дело, если под вашим вопросом подразумевается, возможно ли совершить это сейчас?

У.: Да-да, я имел в виду именно это.

Ш. А.: Все зависит от того, будет ли физический план готов к принятию Света; вовсе не обязательно, чтобы нисхождению Света соответствовала и названная готовность.

У.: Вы убеждены в том, что это произойдет?

Ш. А.: Я никогда не говорил об этом как о факте.

У.: В прошлом году, когда Вам был задан...

Ш. А.: Что же я ответил?

У.: Вы сказали: «Спросите меня через год».

У.: На поставленный вопрос Вы ответили так: «Вероятность этого в этом году выше, чем в предыдущем».

Ш. А.: Это совершенно меняет дело. Иначе я и не мог ответить. Сегодня же я могу сказать следующее: «Вероятность этого в этом году выше, чем в предыдущем». (Все смеются над тем, как он ушел от ответа.)

Ш. А.: Я не шучу. Ныне появились такие проявления, каких не существовало прежде. Работа Силы на физическом плане стала менее опосредованной.

У.: Но уверены ли Вы в этом?

Ш. А.: Уверенными должны быть вы, а не я. Вы сами можете видеть все.

У.: Если бы я обладал таким видением, я не стал бы задавать вопросов.

Ш. А.: Стало быть, вы хотите переложить на меня всю тяжесть ноши и тем самым избежать собственной ответственности?

У.: Если Вы подобным образом будете загонять меня в угол, я и вовсе не смогу говорить.

Ш. А.: Хорошо. Надеюсь, вы ждете от меня истины, а не приятной лжи. Последние два дня я очень остро чувствую это, отсюда и мои слова. Это относится не ко мне лично, я говорю об общей атмосфере. Я пришел к тому, что при нисхождении большего Света и Силы сопротивление нарастает. Вы сами можете почув­ствовать, как нечто оказывает на вас давление. Вы почувствуете и наличие чрезвычайного сопротивления.

У.: На этот раз Вы заговорили о чем-то новом.

У.: Это — не новое. Просто это выражено сейчас.

Ш. А.: Теперь, поскольку все мы должны прийти к низшему витальному и физическому планам, где борьба становится самой ожесточенной, я буду говорить с позиций этих планов, а не с позиции более высоких. (Пауза; затем, обратившись к ученику.) Нет, К., от ответственности тебе не уйти. (Смех.)

Моя йога не является чем-то изолированным. Когда в «Йоге и ее объектах» мной было записано то, так яростно критикуемое, положение о человечестве, ему принадлежала истина, хотя я и не осознавал этого. Действительно, моя йога не для человечества, но в то же самое время она и не для меня; хотя несомненно и то, что достижение мною Сиддх является предварительным условием для того, чтобы и прочие смогли достичь их. Если бы я искал собственного освобождения и совершенства, я давным-давно за­кончил бы свою йогу.

У.: В своей дневной речи Вы говорили о том, что прежде план физического не затрагивался никем.

Ш. А.: Я не говорил, что подобных попыток не делалось. По­пытки совершались; однако, на физическом уровне не удалось достичь каких-либо значимых результатов, ничто фундаментальное установлено так и не было. Если бы подобное установление со­стоялось, оно существовало бы и впредь, сколь бы частным ни было это достижение. Сколь бы скромными ни были достижения в разуме и витале, вы тут же ощущаете их, в физическом же все обстоит иначе.

У.: Означает ли это, что необходимо создать атмосферу, не­обходимую для низведения Сверхразума до физического плана?

Ш. А.: В этом и заключается попытка. Вы должны содействовать тому, создавая необходимые для этого условия, если вы хотите, чтобы на этот раз попытка увенчалась успехом.

(Указывая на себя.) Центр — здесь. Вы можете черпать из него. Но если мы желаем успеха, мы должны оставаться на одной стороне. Если вы допустите враждебные наущения, вы задержите не только собственный прогресс, но и общее продвижение.

У.: Что необходимо сделать для того, чтобы сопротивление физического существа стало меньшим?

Ш. А.: Вы должны обладать интегральной устремленностью к Истине. Несомненным, разумеется, является то, что в садхане возникают периоды, когда разум впадает в депрессию, когда при­сутствие Высшего вуалируется, когда знание блекнет; в такую пору единственной поддержкой служат устремленность и вера — то, что Рамакришна называл «слепой верой». Вера эта, на деле, вовсе не «слепа». Она — память души. Если Куэ требует веры для исцеления, то что же тогда говорить о низведении Сверхразума? Если бы я утратил веру, я давно бы оставил свои попытки.

У.: На вашем месте любой давным-давно бы их оставил. (Смех.)

У.: Является ли переход от разума к Сверхразуму чем-то более радикальным по своей природе, чем переход от Сверхразума к еще более высоким планам?

Ш. А.: Что вы имеете в виду? Вы подразумеваете некую убе­дительность, подобную той, что возникает при переходе от неве­дения к Знанию?

У.: Да.

Ш. А.: Видите ли, разум функционирует на основе разделения. Истину он воспринимает лишь по частям, один аспект за раз; но он ведет себя так, словно эта часть является целым. Но подобная основа сама является ложной.

Сверхразум — это единство; на основании единства он познает разделение. Это — ближайшая к нам ступень на пути к Божест­венному. Разумеется, он работает и в Разуме. Но в разуме вы ищете и находите лишь частные истины. Разум — попытка осознать, но не попытка знать. Разум лишь объясняет, достигать он не может. Он не может выражать истину в ее полноте.

Сверхразум работает и в витальном плане. Здесь работа его представлена инстинктом: точным, но скрытым действием, стоящим ближе всего к Сверхразуму. И все же Сверхразум является чем-то совершенно иным. Можно сказать, что разум есть нечто, дейст­вующее автоматически, но при этом никак не механически. Вы можете назвать его «самодвижимой» Истиной. Достигнув Сверх­разума, вы можете уйти через «врата Солнца», если того пожелаете. Если вы подниметесь еще выше, вы попадете в план, где Солнце становится излишним. Но все это становится куда более вероятным и простым, если вы сможете низвести Сверхразум в физический план. После этого существо начинает распускаться подобно цветку, рост его становится естественным и легким. Но все это пока — битва, битва в разуме, жизни и теле.

Признаком достижения Сверхразума является исчезновение нужды в мыслях или в мышлении, как мы его понимаем. В Сверхразуме вам не нужно думать. Это не означает, что мыслей вовсе не существует, что мы — чистая доска. Здесь работает нечто самосуществующее.

У.: Как?

Ш. А.: Вы не поймете этого.

У.: Но как же может работать разум, если мысли отсутствуют?

Ш. А.: В вашем разуме мысли движутся от одной точки к другой, затем к третьей и так далее. Затем вы суммируете и связываете их отношениями причины и следствия. А теперь пред­ставьте себе, что одновременно возникает сотня этих мыслей, объемлющих собой все и вся, до малейших деталей, — возникает практически мгновенно. Можете ли вы себе это представить? Это и есть мысль Супраментала.

У.: Я могу себе это представить.

Ш. А.: Да, представить это возможно, но понять, не испытав, нет.

У.: Может быть, вы скажете и о каком-либо ином аспекте Сверхразума?

Ш. А.: Об ином аспекте? Подобным ментальным рассмотрением его не осознать.

У.: И тем не менее, может быть, это как-то поможет нам.

Ш. А.: Скажем, абсолютный покой и абсолютная активность в одно и то же время. Сможете ли вы это вообразить?

У.: Истинно ли то, что все ментальные способности имеют соответствующие им составляющие в Сверхразуме?

Ш. А.: Об этом я писал в «Арье». Когда я писал ее, я находился в пограничной области. Сейчас я не стал бы говорить того же. Каждый должен пройти через эту ступень. Истинно то, что рассудку соот­ветствует нечто, что может быть названо Божественным Разумом; можно говорить о том, что начало, выступающее как Божественный Разум, происходит из активности Сверхразума. Но оно уже является чем-то совершенно иным. Я говорю в категориях разума. Лишь некие образы я могу представить перед вами. Они — уже нечто другое. Скажем, рассудок находит причину и следствие и соединяет их; Божественный Разум ставит все на свое истинное место.

Существует и нечто другое, что не может быть выражено в терминах разума.

У.: Например?

Ш. А.: Примирение противоположностей: скажем, абсолютного молчания и абсолютного изъяснения. Вы смогли бы выразить это в терминах разума?

У.: Когда Сверхразум низойдет, он привнесет и свой язык?

Ш. А.: В нем язык не нужен. Скажем, вы и я достигли Сверх­разума, тогда язык нам уже ни к чему.

У.: И, стало быть, всю дорогу мы будем сидеть молча, так?

Ш. А.: Вам это очень мучает?

У.: У Бернарда Шоу в «Назад, в Метузелу» говорится о «древ­них», которые явились перед теми, кого он назвал «детьми»; если пребывание их становится долгим, «дети» пугаются.

У.: Наверное, К. боится того, что будет нельзя задавать вопросы.

У.: В «Упанишаде» Яджнявалкья говорит Гарги, когда та ставит перед ним слишком много вопросов: «Не спрашивай слишком о многом, иначе у тебя голова отвалится».

У.: Какое это было бы блаженство!

У.: Если физический план будет однажды завоеван, то не станет ли это поражением враждебных сил и в тех случаях, когда обра­щения к йоге не происходит?

Ш. А.: Вы вернулись к прежнему вопросу о человечестве, изме­нилась лишь форма вашего вопроса. Говоря иначе, вы спрашиваете о том, будет ли подобная победа универсальной. Давайте подождем и для начала добьемся ее, ну а тогда — посмотрим.

У.: (от имени X.) Исходя из чего вы приходите к заключению, что универсальные условия для нисхождения Сверхразума достигли большей, чем прежде, зрелости?

Ш. А.: Во-первых, знания о физическом мире возросли настоль­ко, что оказались на грани прорыва собственных границ.

Во-вторых, всюду в мире делаются попытки сорвать завесу между внешним и внутренним менталом, внешним и внутренним виталом и даже внешним и внутренним физическим. Люди стали «психичнее».

В-третьих, витальное как никогда прежде тщится наложить свою длань на физическое. Эта примета возникает всегда; всякий раз, когда нисходит Высшая Истина, враждебный витальный мир оказывается на поверхности: вы встречаетесь с разного рода не­нормальными витальными проявлениями, такими, как увеличение числа сумасшедших, землетрясения и тому подобное.

И еще, мир стал чем-то более цельным, причиной этого явля­ются открытия современной науки: самолеты, железные дороги, беспроволочный телеграф и так далее. Подобное единство является условием нисхождения Высшей Истины, оно же является и нашей проблемой. В-четвертых, возросло число лиц, пользующихся чрез­вычайным витальным влиянием в широких массах.

Эти признаки позволяют судить о возможной большей зрелости универсальных условий. Разумеется, об условиях, в которых со­вершались прошлые попытки, мы ничего не знаем. Но, насколько это мы себе представляем сейчас, эти условия соответствуют нашему стремлению.

У.: Считаете ли вы знание сил мира необходимой частью йоги?

Ш. А.: Конечно! Вам придется с ними работать, ибо они дадут о себе знать, особенно враждебные; следует знать и о тех силах, которые служат подспорьем. Даже при исполнении индивидуальной садханы эти всеобщие силы напоминают о себе. Разумеется, по мере развития вашего сознания, они совершенно преображаются. Движения этих сил мира исходят отнюдь не от низших планов. Они исходят свыше. Да, все решения принимаются свыше, но знать о них в планах, к которым эти решения относятся, не позволено. Опущена завеса, каждый план волен принимать собственные ре­шения. Лишь битва соперничающих начал решает все. И только тогда, когда события принимают решительно иной оборот, узнается высшее веление. Росту великого знания в себе вы можете содей­ствовать стремлением к обретению знания малого.

У.: Каково наше место в этой йоге?

Ш. А.: Ваше место? Что вы хотите сказать этим?

У.: Боюсь, что я не смогу объяснить этого.

Ш. А.: Если вы ищете точных ответов, вы должны задавать точные вопросы.

У.: Вероятно, он хочет спросить о личной ответственности садхаков.

У.: Да-да, именно так.

Ш. А.: Я сказал это в шутку, просто К. хотел снять с себя эту ответственность.

У.: Но я отнесся к этому серьезно.

Ш. А.: Ну хорошо, несерьезно говорил я, хотя моим словам и подлежало нечто серьезное.

(Все смеются.)

У.: Вот вам и супраментальное снятие противоположностей. (Снова смех.)

Ш. А.: Содействовать этим попыткам вы можете стремлением, имеющим целью лишь одно. Все, что стоит на пути реализации этого идеала, должно быть отвергнуто. Если же вместо этого вы поддадитесь внушению враждебных сил, если вы начнете повторять их мантры, что будут доказывать вам самим или другим невоз­можность этого деяния, вы станете их пособниками.

У.: Я хочу задать один вопрос.

Ш. А.: Время вышло, задайте его как-нибудь в другой раз.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!