Между 6 и 10 августа 1926 года 14 страница



 

(Ряд вечерних бесед о нисхождении богов; беседы эти проходили в ноябре 1926 года, точнее, до 24 ноября.)

 

Существует Высшее, описать которое невозможно, которое про­являет себя как Сат-Чит-Ананда; здесь Сат — суть универсальная индивидуальность существ. Затем идет Сверхразум с его четырьмя Маха-Шакти, великими силами. В Сверхразуме правит принцип единства.

Затем следует мир богов, находящихся под Сверхразумом и за проявленным. Боги индуистской культуры: Шива, Вишну и т. д. — суть имена и представления, существующие в разуме, но они указывают на богов, представляющих Божественные Принципы, управляющие проявлением мира. Существует иерархия этих су­ществ.

Ниже находится мир проявленный. Цель его — возвращение к Ананде.

Дэвы, боги, асуры и титаны проявляют себя в человеке, дабы вести этот мир, или Творение, к цели. Дэвы являются для создания нового принципа или привнесения изменения.

Аватар же приходит отнюдь не для этой работы — работы богов. Он появляется, чтобы поддержать Дхарму. С ним приходят некие существа, которые подчинены той же цели.

В случае с X. высшее существо выделило его как возможный инструмент, условия же для его работы еще не возникли. Внут­реннее существо должно сохранять бдительность и осознавать подоб­ную связь; поверхностное же существо не должно становиться на его пути, тогда все будет в порядке. Если же поверхностное существо исполнено эгоизма, крушение неминуемо.

Мир богов находится над психическим миром. Когда говорят о том, что в некоем человеке проявляется «амша» — частица Боже­ственного, то это означает, что человек вырос до бога. Боги не развиваются, они являются принципами или силами Божественного. Боги царят над миром: свои силы и качества они привносят в изменение этого мира.

В случае X. существо было великим и прекрасным. Оно даже на миг произвело изменение в физическом. Оно явилось и ушло.

Асур внушает гордыню и разрушает любой ценой. Супраментальное существо нисходит для того, чтобы привнести изменение, но не для того, чтобы наделать шума.

Я пытаюсь низвести Супраментал; нечто будет происходить, будут созданы условия для нисхождения его. И тогда исчезнет сумрак в витальном и физическом. С позиций высших — приход Супраментала предрешен, вы не можете помешать ему. С позиций же нашей работы — нужно осознавать и учитывать все возможные трудности, нужно их разрешать. Срединный же путь — знать о его приходе; это позволит вам сделать этот процесс более или менее плавным.

Супраментал нисходит в мир, порождая временный строй, строй пока не истинный. Он устремляется туда, где существует проход; проход закрывается, и являются вражеские силы. Он может вос­пользоваться ими, несмотря на их природу. Ложные пути порождают в атмосфере возмущения. Некоторые могут притягивать силу без вреда для себя.

Определенный эффект будет оказан и на человечество, но человечество отнюдь не единственная достойная рассмотрения часть Творения. Сверхразум не стал пока частью проявления. Воздействие его на человека будет зависеть от того, что будет отброшено и что сохранено, когда он установится среди нас. Над движениями сил он уже предопределен, хотя пока и не очевиден. В движениях же сил решение принять Сверхразум еще не созрело.

 

6.11.1926

У.: Известно, что Рамакришна, говоря о Вивекананде, отмечал, что тот являлся амша — частицей - Шивы. Что за истина скрыта за этими словами?

Ш. А.: В них есть некая истина. Каждый из этих богов обладает, так сказать, своей собственной группой; ее членов называют ганами или частными силами, каждый из них проявляет некий аспект Бога. Скажем, X. (который так и не снискал здесь, в Пондишери, успеха в садхане) мог воплотить в себе одного из четырех стражей Высшей Силы.

Возможна чрезвычайная многосоставность проявления; человек может воплощать различные божества и в различных частях своего существа. Эти внутренние истины нужно принимать просто и откры­то, без какой-либо суеты. Внешняя человеческая личность не дол­жна испытывать беспокойства; она же зачастую пытается ориентироваться на законы кино: возьмите, например, некоторые сов­ременные организации. Это — верный способ расстроить все дело. Следует избегать и излишнего шума. Витальное желание имени и славы, кинематографическая романтика — все это необходимо смыть начисто. Если ожидается богопроявление, «эго» должно отсутство­вать. Всякий шум может возникать лишь как побочное явление. Я стал говорить о мире богов, поскольку не говорить о нем опасно. Я говорил о нем затем, чтобы разум мог осознать нечто, если это нечто низойдет на него. Я пытаюсь низвести этот мир до физиче­ского плана, так как медлить больше нельзя; затем уже станут возможными некие события. Прежде говорить об этом было неже­лательно, но теперь не говорить об этом опасно.

У.: Можем ли мы каким-нибудь образом помешать этому?

Ш. А.: С высшей точки зрения все уже предопределено, ваши «да» или «нет» едва ли обладают значимостью. Если же принять иную точку зрения, то для вас становится необходимым видение всех помех и необходимое нахождение их в себе. Существует промежуточная точка зрения, так сказать, срединная: Высшая Сила нисходит, и вы должны принять ее; как я уже говорил, вы можете облегчить или затруднить ее нисхождение.

У.: Как же мы можем это сделать?

Ш. А.: Стремлением и той вашей открытостью, что исходит из этого стремления. А еще — постоянной бдительностью по отношению к помехам, к тому, чтобы их убрать. Вы должны бодрствовать, вы должны помнить обо всем этом.

9.11.1926

У.: Вы предрекаете нисхождение мира богов?

Ш. А.: Я ничего не предрекаю. Я говорю лишь одно: «Если Супраментал низойдет».

У.: Можем ли мы помешать этому?

Ш. А.: Нет, но вот помочь можете.

У.: Не произведет ли это сенсацию в мире?

Ш. А.: Этого ждать не стоит. Это— безмолвная работа. Огласка привлечет враждебные силы. За внешнюю работу вы мо­жете приниматься лишь тогда, когда Он в вас: при исполнении садханы в разуме внешняя активность, такая, как «Арья», писание книг и так далее, может продолжаться. Когда же я нисхожу в витал, я прекращаю всю и всякую деятельность.

У.: Верно ли то, что Высшая Сила не приемлет человеческих соображений относительно адхары, в которую она нисходит: ей все равно, разрушится при этом адхара или нет?

Ш. А.: Наилучшей ситуацией является та, когда работают ас­пекты Махасарасвати и Махешвари. Прежде я работал именно так. Махакали же по плечу отнюдь не всем, лишь единицы могут работать с ней безо всякого вреда. Должно гармонизировать в себе все четыре аспекта. Идеальное условие — иметь впереди любой из аспектов Силы, необходимый для действия, три остальных должны стоять за ним.

У.: Каким значением для человечества будет обладать Сверх­разум?

Ш. А.: Это будет известно позднее, сейчас об этом трудно говорить.

 

АВГУСТА 1923—1926

 

Сказанное Шри Ауробиндо 15 августа 1923 года.

 

«Прежде празднество по поводу моего физического рождения мы устраивали на «витальный» манер. В нем содержалась крупица внутренней истины, но само воплощение было витальным. Если мы будем отмечать этот день и впредь, то мне хотелось бы это делать в соответствии с Истиной, которую он символизирует.

Вам всем известно о Супраментальной Истине, которая должна низойти в нашу жизнь. Этот день символизирует именно ее. Но на пути ее нисхождения существует ряд препятствий. Существует разум и ментальные идеи, которые пытаются захватить Истину, нисходящую Свыше, пытаются использовать эту Истину в своих собственных целях. Существует, к примеру, и витал, то есть жизненная сила, которая овладевает Высшей Силой и страждет нечистых деяний. Истина, что нисходит, не ментальна, она супраментальна. Для того чтобы она смогла работать должным образом, необходима супраментализация всех низших инструментов. Низшие силы стремятся использовать эту Высшую Истину для удовлетво­рения их обычных стремлений. Всякий раз, когда человек радуется жизненным благам или же тратит свою жизнь, преследуя какие-либо свои цели, на деле не он, но эти мировые силы услаждаются через него и в нем.

Для того чтобы эта высшая Истина смогла работать в своей чистоте, нужно открыться великой Силе, которая существует над нами, нужно отдаться ей и устранить все, что стоит на пути Высшей Истины. Способность к самоотдаче состоит в удовлетво­рении трем названным условиям.

Все эти годы я работал над тем, чтобы встречать преграды и устранять их, готовить и очищать путь так, чтобы эта задача была не слишком сложной для вас. Что же касается моей помощи в этой работе, то здесь все зависит от вашей способности ее при­нимать. Я смогу дать столько, сколько вы сможете взять. В основе лежит идея, состоящая в том, что сегодня каждый садхак обретет новое переживание. Это зависит от вашей способности воспринимать Истину. Истинная духовная самоотдача несомненно является чем-то совершенно иным; но если каждый из вас испытает хотя бы малую толику этого, уловит хотя бы бледное отражение этого, то цель этого пятнадцатого числа будет достигнута».

15.8.1923

Вечером Шри Ауробиндо появился в 18.00.

 

У.: Можем ли мы узнать о нынешнем состоянии вашей садханы?

Ш. А.: (ясным, но тихим голосом) Я не стал бы называть это состоянием или условием. Скорее, это — сложное движение. Сейчас я занят низведением Сверхразума в физическое сознание, низве­дением его до самого субматериального. Физическое инертно по своей природе, сдаваться сознательно оно не хочет. Оно оказывает значительно большее сопротивление, ибо меняться оно тоже не хочет.

Человек чувствует себя так, словно, говоря словами «Вед», он «роет землю». Это — буквально рытье колодца от Сверхразума высшего к Сверхразуму глубочайшему. Существо обрело сознание: происходит постоянное движение как вверх, так и вниз. «Веды» называют это «двумя краями» — головой и хвостом дракона, завер­шающего и замыкающего сознание. Я нашел, что пока не супраментализирована материя, ментал и витал также не могут стать полностью супраментальными. Поэтому необходимо приятие и тран­сформация физического. Череда следующих друг за другом на каждом плане рождений делает процесс очень сложным. Я пытаюсь ввести высший уровень Сверхразума в физическое сознание.

В Сверхразуме существует три уровня, которые соответствуют трем видам активности интуитивного разума. Первый — то, что я называю Интерпретирующим Сверхразумом. Я называю его интер­претирующим, поскольку то, что является возможностью на мен­тальном плане, становится потенциально сущим в плане Супраментального. Интерпретирующий Сверхразум представляет вам все потенциально сущее. Он открывает перед вами первопричины со­бытий, которые могут быть реализованы на физическом плане. Когда интуиция обращается в свой супраментальный эквивалент, она становится Интерпретирующим Сверхразумом.

Далее следует то, что я называю Репрезентативным Сверхра­зумом. Он являет актуальные движения потенциально сущего и то, что находится в действии. Когда вдохновение обращается в свой супраментальный эквивалент, оно становится Репрезентатив­ным Сверхразумом. Это еще не Высший Сверхразум. Вы знаете о том, как работают потенциальные сущности; в ряде случаев вы можете сказать, что произойдет впоследствии или же как произойдет определенное событие. Но полная уверенность может отсутствовать. Наконец, мы приходим к Императивному Сверхразуму, соответ­ствующему Откровению. Он истинен всегда, ибо ничто не может противостоять ему. Это — Знание, исполняющее себя своей же врожденной силой.

Я должен распознать эти три уровня и попытаться низвести в физическое Императивный Сверхразум. Отсюда постоянное дви­жение вверх и вниз. Ныне все существо приведено к сознательности, но необходимо следующее: сделать невозможными атаки на фи­зический план сил любого рода. Тогда следующим будет приложение Императивного Сверхразума к тому, что внутри, и, наконец, к тому, что вовне. Сейчас стало возможным отражать Супраментальной Силой атаки на тело любых сил. Когда же процесс за­вершится, ни одна из сознательных враждебных сил не сможет даже атаковать тело. Во веем я следую определенной программе, которая была дана мне по приходу в Пондишери.

У.: Стало быть, стоит вопрос о физическом бессмертии.

Ш. А.: Да, в том случае, когда физическое приведено в состо­яние пластичности, отбрасывание или сохранение тела становится сознательным, человек будет волен оставить его; легко представить, сколь тусклым и монотонным было бы вынужденное существование в одном и том же теле во веки вечные.

У.: Возможно ли как-то показать отличие того, что человек достигает в своем разуме, и того, что он достигает в Сверхразуме?

Ш. А.: Я могу привести один пример: ментальная самата (бес­страстие), к которой я пришел, не нарушалась месяцами. Эта самата имела вид, близкий к тому, что мы находим в учении Шанкары. Истинная же духовная самата возникает при нисхож­дении Императивного Сверхразума; самоочевидность Силы ведет за собой истинную Божественную Самату.

Прежде существовали определенные проблемы в распознавании воли к знанию и воли знания, или, иными словами, силы и знания. Теперь проблем этих нет.

У.: Когда будет завершена эта работа?

Ш. А.: Здесь не может быть определенных временных рамок.

У.: Какой природой обладала последняя атака на вас?

Ш. А.: Каждый раз, когда я становлюсь готовым к тому, чтобы завершить определенный этап садханы, возникают сознательные враждебные силы, прежде всего они находят нечто в моем существе и указывают на это со словами: «Смотри, а это неподвластно тебе». Они могут и нападать.

У.: Существует ли эта идея Сверхразума в «Ведах»?

Ш. А.: Да, и она дана очень ясно, хотя ведийские риши и делают больший акцент на восхождении, а не на обратном дви­жении, движении овладения и трансформации низшей природы.

У.: Можно ли говорить о том, что там присутствует и идея овладения физическим?

Ш. А.: Да, эта идея определенно выражена.

У.: Известен ли вам человек, который смог бы довести Сверх­разум до физического плана?

Ш. А.: Нет.

У.: Делается ли акцент на низведении Сверхразума и в «Гите»?

Ш. А.: Нет. Она делает упор на карме, на действии, а не на Сверхразуме. В «Гите» говорится и о многом другом.

15.8.1924

Кто смог бы описать этот день? Любые тона воображения, любые поэтические сравнения, любые эпитеты не помогли бы в этом. Достаточно сказать: «Было пятнадцатое августа». Ни единый из дней не сравнится с этим глубиной и интенсивностью духовного действа, восходящим током нахлынувших чувств, степенью погру­женности каждого в эту атмосферу.

Высшая примета Мастера — приятие всех возможных отношений со своими учениками, установление этих отношений в реальности и их конкретности. Каждый из учеников знает его как своего, только своего Мастера, и каждого принимает Мастер. Каждый верит в то, что именно его Мастер любит сильнее, нежели прочих, и это истинно, ибо он всех любит сильнее. Это чувство не иллю­зорно, это не обманчивое самовнушение, это — истина. Спонтанный, динамичный закон Высшей Истины, который он воплощает, есть любовь, Любовь Божественная.

Всех здешних обитателей переполняет радость отдачи себя ему, благость самоотдачи; блеск ее заполняет собою все.

Все оставлено, все отдано. Как ты свободен! Какая легкость, какое облегченье! Кто-то снял с тебя всю тяжесть твоей ноши, это — сила Высшей Любви. Без колебаний вы можете довериться ей, и только одно нужно — оставьте свое маленькое «я», прочее — ее труд; не тревожьтесь, не волнуйтесь! Ни малейшего усилия — лишь в любви отдать себя! Как все просто!

Каждое лицо светится радостью смирения, каждый счастлив, каждого переполняет радость, и внешних поводов к тому нет, нет видимых источников этой великой радости. Откуда же это без­граничное Блаженство? Ведь говорят, что два или три года Мастер не был столь счастлив.

И с самого утра ашрам наполнен жизнью: украшение, цветы, гирлянды, пища, омовение и прочее. Все ждут часа, когда можно будет подняться к Мастеру для его Даршана. Время идет — море эмоций все поднимается приливом. Даршан: мы видим его каждый день, но сегодня — «Даршан»! Сегодня каждый сам увидит его, один за другим. И в этом клубке действ сознание обретает кон­центрацию. Сегодня «Даршан» не человека, но некоего Высшего Божества. Удостоиться сегодня такой редкости — увидеть Божест­венный Лик.

Вот он восседает на своем монаршем кресле посреди веранды, царственный и исполненный чудесного. В самой его позе божест­венная уверенность. В сердце Высшего Мастера, Великого Йога, вздымается море чувств; может быть, этот разлив исходит из человеческих сердец, а, может, он на человечество нисходит. Лишь тем, кто испытал это половодье, ведомо Божественное в нем. Единожды в тех водах оказавшись, тот океан они уж не покинут. Он восседает здесь, в гирляндах из розовых и белых лотосов. Цветы — скромный знак подношений учеников. Сердечный трепет, молитвы, просьбы — эмоции изливаются, и благословений стре­мительный поток все увлекает за собой. Потеря веры, укрепление в сомнениях — всему людскому необходимо божественное испол­нение; свершению ж вослед — потоки милости его. Этот взгляд! Захватывающие, пленяющие глаза! Возможно ли забыть такое? Истечение любви и милости, и несказанной Божественности. И если это не некое всепревосходящее Божество, то где же еще искать его?

Обычно, он — воплощение Знания. Сегодня же он другой. Весь он — Любовь. Воплощение Поэта Великого и Любящего Всевышнего! Пытливость, любовь и благословение во взгляде! И не может человек не дивиться глазам его и взгляду, ибо это — само Божественное.

Вопрос в том, чего же просить? Любовь или благословенье? Или просить разом и об одном, и о другом, и еще о том, чтобы приятие его нас, недостойных, не прерывалось? Оказываешься на краю Вечности, едва душа видит его сказочные, наполненные любовью глаза, — и ты пленен навеки. Невыразимое таинство Божественной Любви было здесь реальным переживанием! Кто сможет объяснить такой факт? Факт есть факт, и опыт есть опыт. Здесь невозможны объясненья.

 «Что отдать ему?» — вопрос ума. «Что попросить?» — вопрос сердца. И оба отвечать не в силах; и оба остаются без ответа. Разум сознает пустячность подношенья своего и остается нем. В сердце возникает стыд; еще бы, оно просило, подобно попрошайке; мучительная боль его пронзает. Как разрешить это благое сму­щенье? И сердце нищего побеждает. В том есть и известное лю­бопытство — как это будет принято, что со мной произойдет?

Но все это существует лишь до начала Даршана. Когда ты действительно оказываешься перед ним, все любопытство, гордыня, мысли, вопросы, решения сметаются ужасной божественной Ниага­рой. Ты — воплощение Любви Высшей! Какая ясность! Океан чувств вздымается и в сердце Высшего Мастера. Сердце тает и беспре­кословно падает к его ногам, оно отдает самое себя! Разве возможны здесь слова? Лишь один язык — язык тела и линий его в распростертости отдачи себя, язык сердечного трепета и слез, подсту­пивших к глазам! Мир, наполненный Божественным! Как прекрасно это переживанье!

Каждый пытается сохранять самату — бесстрастие. Каждый тих, каждый тщится оставаться спокойным. Но сегодня все человеческие преграды сметены волной Божественной Любви. Душа в самате, но все естество находится в возбуждении, неведомые воды пере­полняют его. Знание отложено в сторону: только любовь, только ее потоки. Сегодня душа обрела такую уверенность в победе Божественного, какой не бывало прежде. Все собираются в столовой, в радости свершают омовенье. И каждый счастлив, счастлив со­вершенно, в экстазе неподдельном. Сегодня царствие Блаженства! О, Поэт! Что за прекрасное творенье! Блаженство в преизбытке — для каждого из них! Блаженство наполняет всех и перетекает через край.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!