Между 6 и 10 августа 1926 года 11 страница



У.: Каждый ли орган чувств, подобно глазу, связан с внут­ренним центром?

Ш. А.: Да. В конце концов, введенные нами различия между ментальным, витальным и физическим не совсем верны: планы эти не являются чем-то, существующим раздельно, они — одно. По-моему, ведийские риши открыли великую истину, когда отож­дествили физическое солнце с высшим Солнцем.

Физическое в йоге — такая же манифестация Высшей Силы, как и все прочее; и мне непонятно, почему мы не можем ожидать в нем подобных же сил.

Я и сам пережил замечательный опыт психического видения. Я находился в Бароде, мое психическое зрение было еще развито недостаточно, и я пытался стимулировать его, задерживая внимание на мысле-образах и отслеживая состояние, заключенное между бодрствованием и сном. И затем я увидел этот круг света, а когда я начал пранаяму, его сияние чрезвычайно усилилось.

У.: Хатха-йогины тоже могут пробуждать эти чакры.

Ш. А.: Хатха-йогины могут достигнуть следующего: они могут обрести совершенный контроль над витальными силами и над физическими функциями. Это также оказывает некое опосредо­ванное воздействие на разум. Но я не считаю, что чистой и простой хатха-йогой вы сможете достигнуть Бога.

У.: Я знаю хатха-йогина, проделавшего все крийи — действия и позы; он говорил, что хотя он знает о хатха-йоге все, Бога он не узрел. Он даже сказал мне следующее: «И даже в то, что в какой-то крийе есть Бог, я не верю, ибо, несмотря не все мои тяготы, я так и не сподобился видения Его».

Ш. А.: Причина в том, что он завяз в хатха-йоге, а ему следовало бы двигаться дальше.

У.: Что толку в продлении жизни тела?

Ш. А.: А какая в том беда?

У.: Но ведь это просто попытка арендовать больший кусок жизни. И что толку? Вивекананда говорил, что и деревья живут долго.

Ш. А.: Это не ответ. Это — эпиграмма. Не знаю, почему он отказался признать достижением то, что было уже найдено.

У.: Но в чем же идея хатха-йога?

Ш. А.: Почему бы нам не ценить достижение ради него самого? Отнюдь не каждый способен даже на это — на продление своей жизни.

 

6.5.1926

 

Несмотря на предупреждения, сегодня появился X. Ему не было позволено войти хотя бы в один из домов.

Вечером Шри Ауробиндо сказал: «На этот раз у него нет сил; движения его были чисто механическими. Мать прервала внут­ренний контакт, начиная с апреля, и с той поры силы, похоже, его оставили».

X. было отправлено следующее письмо:

«Ваши притязания на то, чтобы быть моей манифестацией, и все прочие иллюзии, которым Вы подчинили себя, не являются ни йогой, ни садханой. Все они — иллюзии вашего витального существа и вашего мозга. Мы пытались исцелить Вас, и в течение нескольких дней, когда Вы выполняли мои предписания, Вы были на грани выздоровления. Но Вы вновь призвали болезнь и усугубили ее. Вероятно, ныне Вы не сможете даже осознать до конца то, что я пишу вам; в моих письмах вы вычитываете свои собственные иллюзии. Более я не смогу сделать для Вас ничего.

Все, что я могу сказать Вам, это: вернитесь в Визианагаран и отдайтесь тамошнему попечительству. Где бы Вы ни были, за­ниматься вашим устройством я не могу. Могу дать совет напоследок: оставьте пустую самонадеянность и тщеславие, которые были при­чиной вашей болезни; согласитесь с тем, что Вам надо стать обычным человеком, живущим в нормальном физическом разуме.

Для Вас теперь это единственное средство исцеления.

Шри Ауробиндо».

 

Было получено письмо от У. Шри Ауробиндо в ответ писал:

«Ее опыт показывает природу затруднений в ее садхане. Ей присущи обычная женская любовь и привязанность, разум ее также обычен. К тому же она привязана к своим детям. Если она хочет продолжать садхану, ей следует освободиться от этого».

«Ее разуму присуща определенная устремленность, здесь она обладает какой-то силой; но старательно оберегая свое витальное существо от какого-либо касательства, она не сможет идти даль­ше, — для этого ей необходимо искать Истину здесь».

Еще одно письмо от А., на которое Шри Ауробиндо ответил:

«Нет смысла пробуждать в ней аскетические тенденции. Она должна соединить жизнь и йогу. К росту ведут и медитация, и жизнь. Ей следует пытаться сохранять непривязанность. Высшее Сознание она должна привнести так, чтобы оно влияло на ее жизнь. Исходя из этого сознания она и должна действовать.

Что же до внешних помех, скажите ей, что в садхане она не должна слишком зависеть от внешних обстоятельств. На деле идеальные условия недостижимы. Садхак должен полагаться на свою внутреннюю силу, он должен продолжать садхану даже среди шума. Не понимаю, как может помешать медитации резня между индуистами и мусульманами.

Медитация — всего лишь частное условие совершенствования, второе условие — это существо, способное к постоянному сохра­нению своей позиции. Человек, обретя истинное равновесие, может медитировать в любых условиях».

У.: Даже тогда, когда рядом звучит музыка?

Ш. А.: (шутливо) Эти слова предназначаются для тех, кто должен терпеть наличие шума, но не для тех, кто производит этот шум. (Смех.)

(Для читателей следует заметить, что ученик, задавший вопрос, изучал инструментальную музыку.)

 

О БОГАХ И АСУРАХ

 

4.4.1926

У.: В «Бхагавате» дается описание существ ментального и прочих тонких планов. Какое воздействие может оказать на них Супраментальная йога, когда она будет доведена до совершен­ства?

Ш. А.: Что вы имеете в виду? Вы говорите о ментальном в человеке или же вы имеете в виду бестелесных существ, обитающих на ментальном плане? Ваши слова о том, что план супраментализирован, означают и то, что супраментализированными должны стать и все существа, населяющие его. Тем временем может тран­сформироваться и само существо Пушвалы. Но Универсальный Закон вряд ли изменится подобным же образом. Эти планы и существа, находящиеся на них, изменяются в зависимости от вас или по мере установления контакта с вами. Но их не изменить вашей садханой.

У.: Как же приходят в контакт с нами существа ментального плана; как они претерпевают изменения и как совершают садхану?

Ш. А.: Эти различия между разными ступенями существа не могут не остаться: иначе будет существовать лишь супраментальный мир. Для Игры — Лилы — они жизненно необходимы. Кроме того, для каждого из этих существ есть собственное предначертание, которое должно быть исполнено. Они обязаны следовать своим собственным путем.

У.: Как Супраментальная йога может повлиять на план земного и на законы этого мира?

Ш. А.: Если Супраментальная Истина станет фактом этой Зем­ли, то, разумеется, не следует считать, что и Пушвала мгновенно преобразится. Вероятно, воплощение этой Истины (то есть дости­жение Сверхразума) другими людьми упростится. Это создаст в мире определенную атмосферу. Внезапного же прорыва в масштабах всего человечества не произойдет. По названной причине для боль­шого числа людей достижение интуитивного плана облегчится, ныне же к этому способны лишь единицы.

Влияние человека, низведшего Супраментальную Истину, силь­нее скажется на тех, кто непосредственно контактирует с ним, оно будет пропорционально открытости его Высшей Силе. Но это вовсе не означает того, что деревья начнут говорить или внезапно изме­нится разум животных.

У.: А может ли случиться так, что на земной план не будет оказано никакого воздействия?

Ш. А.: Здесь появилась сила, которой не было прежде. И атмосферы такой прежде здесь тоже не было; соответственно, некое изменение неизбежно. Но на законы мира это существенно не повлияет.

Май 1924

 

У.: Существует ли на супраментальном плане какое-либо подо­бие асура-сиддх?

Ш. А.: Нет.

У.: В списке различных существ вы представили асуров как единый вид.

Ш. А.: Здесь подразумевалось ведийское значение слова «асура». Чистая СИЛА называлась «асура». Заметьте, это — асура «Вед», но не асура «Пуран». В «Ведах» асура является титулом, прила­гаемым ко всем богам; во многих местах асурой величают и Индру. Позднее это слово стали производить от «сура», и тогда «а-сура» превратился в титана. Изначально же «асура» означает высшее могущество. Возможно, в десятой мандале это слово употребляется в смысле «Пуран».

9.12.1925

Разговор зашел о том, как X. потребовал от У. относиться к нему как к богу! Происходило это в Бенгалии.

Ш. А.: И как же ты скрылся от «бога»?

У.: X. имел обыкновение являться ко мне в состоянии, которое он называл «божественным», мне же оно представлялось прямо-таки ненормальным. Он говорил мне о том, что он — бог. Я же сказал ему, что если ты бог, вырви-ка дерево, что растет во дворе.

У.: И для бога это — серьезное испытание!

Ш. А.: Ты хотел, чтобы бог был чем-то вроде Кикарсингха! Богом, сложенным атлетически! (Смех.)

 

Затем разговор пошел о другом бенгальском духовном деятеле. Ученик гуру А. стал спорить с пандитом, пытаясь убедить его в том, что его учитель является Аватаром. И все же пандит с ним не согласился. Тогда, в то время, когда пандит спал на своей железной койке, они, подведя электричество, пару раз тряхнули его, чтобы он принял идею Гуру-Аватара!

 

Ш. А.: Я думал, что А. никогда не считал себя Аватаром.

У.: Я тоже так думал. Но после того, как учеником его стала такая знаменитость, он изменился.

Ш. А.: Вполне возможно. Успех мог вскружить ему голову. Одного я не понимаю, почему люди требуют внешних признаков Аватара? Какое отношение он имеет к внешней жизни?

У.: Смысл этой идеи в том, что Аватару должны быть присущи Айшварья — Божественные силы.

Ш. А.: Что касается Айшварьи, силы Божественного существа, то здесь вы правы. Но она по сути является сознанием. О каких внешних проявлениях внутреннего духовного сознания можно го­ворить?

У.: И все-таки, я понимаю, что эти два начала — внутреннее духовное сознание Божественного и Айшварья, Божественные си­лы, — не являются чем-то несовместимым.

Ш. А.: Ничуть. Но множество людей, вне зависимости от их природы, обладают силами и при этом могут не обладать каким-либо духовным сознанием. Скажем, Куэ — медиум, и он владеет определенной силой; то же самое можно сказать и о некоторых евро­пейских оккультистах. Но все они крайне далеки от какого-либо духовного сознания. Как правило, носитель подобной силы является заурядной личностью, и в своем заурядном витальном движении он лишь проводник.

(После долгой паузы.) Будет ли Высшее Сознание проявлять себя в жизни и в действиях большого количества людей - неважно. Речь идет не просто о Силе. Вопрос в том, что это за Сила, откуда черпает ее человек? Наполеон, например, обладал определенной силой, но это вовсе не означает, что он обладал и духовным сознанием. Итак, сила или силы могут присутствовать и вне ду­ховного сознания. Чем выше восходит человек, тем большим он находит разрыв между собой и обычным человеком. Для людей он становится недостижимым, соответственно и сила его не может воздействовать на них.

Опять же, вы не в праве ждать от Аватара деяний, подобных деяниям обычных людей. Он может работать непосредственно с силами мира, то есть работать в человечестве, оставаясь внешне бездеятельным, и никому не будет известно, что за работу он совершает.

Вам покажется странным и самонадеянным с моей стороны, если я скажу о том, что в течение трех лет я работал ради успеха русской революции. И, тем не менее, я действительно был одним из тех начал, что работали во имя ее успеха. Кроме того, я работал и на Турцию.

У.: А на Индию?

Ш. А.: Для этого необходимо время. Я работал через некоторых людей, но Сила замерла, когда успех вскружил им головы.

12.1.1926

Беседа об Аватарах (воплощениях).

 

Ш. А.: Вполне возможна временная одержимость Высшим Со­знанием. Но я не вижу смысла в том, что Аватар должен объявлять об этом или рекламировать себя в подобном качестве. Об этом говорил и Рамакришна; по-моему, все, удостоившиеся великой духовной Силы, рано или поздно говорят об этом. В этом нет ничего невозможного. Названная временная одержимость проис­ходила с Чайтаньей, и тогда он говорил подобно Богу.

1.6.1926

У.: Газеты публикуют все, что им заблагорассудится. Интерес­но, может, они способны и на обнародование разговоров, идущих в семейном кругу?

Ш. А.: Если вы ожидаете соблюдения приличий нынешней прес­сой, вы испытаете в наше полное демократизма время крайнее разочарование. Это — одно из благ современной демократии! Если бы вы оказались в Америке и при этом отказались бы давать какие-либо интервью, они все же что-нибудь изобрели бы и интер­вью все равно бы вышло! Пресса — общественный институт. Прежде она обладала определенным достоинством, но ныне газеты стали истинным мерилом тщеты человеческой жизни.

У.: Принцесса из Бароды вступает в брак с британским принцем Уэльским, пишет американская газета, здесь и фотографии, и все что угодно!

Ш. А.: Газеты — истинное отражение коллективного разума.

У.: Хроника человечества.

У.: Но ведь раньше они такими не были.

Ш. А.: Раньше не существовало и коллективного разума, он еще не был организован. То же самое можно отнести и ко всем прочим явлениям современности: к прессе, театру, радио, — ими нее низводится до уровня толпы.

У.: Но радио и телефон пользуются большим успехом в Японии и в Европе, — вы можете часами слушать лучших музыкантов.

Ш. А.: А в Америке никак не могут понять, влияет ли кино на уровень преступности. Несомненно, все это делается с образовательными целями. Они могут транслировать хорошую музыку, но вопрос состоит в том, смогут ли люди воспринять и понять ее.

У.: Радио лучше, чем граммофон.

Ш. А.: Граммофоны убивали музыку. К сожалению, дело об­стоит так же и со всем тем, что требует поддержки широких масс — театр, кино и так далее; они добиваются успеха единственно тогда, когда они удовлетворяют прихоти массового вкуса. Витальный им­пульс на физическом плане усиливает витальные желания.

У.: Куда же могут деться лучшие?

Ш. А.: Если они хотят быть услышанными, им нужно идти на компромисс. Но при компромиссе все лучшее чрезвычайно смешива­ется с «плохим». Слово «плохой» я употребляю не в моральном смысле, под ним подразумевается то, что лишено художественного вкуса и плохо само по себе. Здесь мы сталкиваемся со старым вопросом о массах, подъемлемых чем-то более высоким. Но, как это всегда и бывает, вместо подъема масс, мы имеем дело с массами, низводящими все до своего уровня.

Возьмем, например, поэзию. В настоящее время стихов пишется больше, чем когда-либо, некоторые определенного роста шедевры стали более распространенным явлением. Возможно, большим стало и число читающих стихи. Но если мы рассмотрим поэзию в целом, мы обнаружим, что она деградирует. Все, зависящее от обыкно­венного человека, то есть от толпы, должно снизойти до ее уровня, дабы получить ее поддержку.

У.: Как изменилось положение вещей сейчас: к худшему или к лучшему?

Ш. А.: По-моему, условия Европы, в особенности Европы после­военной, практически ничем не отличаются от тех, что существовали в пору падения и распада Римской империи. Налицо та же тен­денция — вновь ввергнуть мир в варварское состояние.

У.: И шансов на иное нет?

Ш. А.: Шансы есть всегда. Были они и во времена гибели Римской империи, правда, тогда они так и не смогли материализо­ваться.

У.: Можно ли сказать, что на сей раз шансы возросли?

Ш. А.: Борьба ожесточилась, она стала острее.

 

Здесь разговор изменил направление.

 

У.: Люди — существа физического плана, но у них есть виталь­ная, ментальная и психическая составляющие. Обладают ли мен­тальной и психической составляющими существа витального плана?

Ш. А.: Витальный план и физический различны. В плане физи­ческого происходит эволюция существ, ведущая их через различные ступени; наш план — план эволюции. В витальном же плане эволюции места нет. Это — план, населенный существами определен­ного типа; здесь сознание уже не восходит от плана к плану.

Животное обладает сознанием, удерживаемым и порабощенным виталом; когда это сознание достигает зрелости, оно становится ментальным сознанием, — животное получает воплощение в образе человека. Иные из кошек, которые живут у нас, готовы к рождению в человеческом обличье. В человеке этот переход уже произошел, он перешел эту грань.

И все же говорить о том, что обычный человек обладает душой или, иначе, психическим существом, едва ли возможно. Душа-то есть, но она затмевается, будучи далеко-далеко позади.

У.: Обладают ли асуры возможностями человека?

Ш. А.: Нет.

У.: Разве асуры не развиваются?

Ш. А.: Только не в смысле эволюции сознания.

У.: Но ведь вы говорили о том, что асур может быть транс­формирован или обращен, не так ли?

Ш. А.: Да. Они могут изменить свою активность и открыться чему-то более высокому.

У.: Под их обращением вы подразумевали именно это? Тогда скажите, а могут ли они способствовать эволюции?

Ш. А.: Да, они могут воплощать нечто большее, чем собствен­ную витальную природу, и становиться орудиями Божественного. Но, как правило, они неизменны.

У.: Что станет с асурами, если они не обратятся?

Ш. А.: Они могут быть уничтожены; если же вы говорите о конце кальпы, то ответить на ваш вопрос сложно. Если они изме­нятся, они смогут открыться чему-то более высокому и будут пытаться воплотить его.

У.: Говорят, что некоторые асуры практикуют садхану. Что же это за садхана? И еще вы говорили, что они — чрезвычайно разум­ные создания.

Ш. А.: Я никогда не говорил о том, что им присущи истинные идеи и великие идеалы, никогда я не называл их великими мен­тальными существами. Смысл моих слов таков: они чрезвычайно хитроумны в преследовании своих целей, им известен секрет дос­тижения успеха.

У.: Каково их место в эволюции? Может ли она происходить без них?

Ш. А.: Издревле существует идея о том, что дэвы и асуры — боги и титаны — борются за контроль над человеческой эволюцией. Асуры привели мир к чрезвычайно сложному устроению; но на мой взгляд, само существование их не вызывается никакой необходимостью. Асуры проявляют себя через мятеж, страдание, борьбу и тяготы. Но мир мог бы развиваться и иначе, подобно цветку, который расцветает изнутри. Асурические же силы вмешались в игру мировых Сил и исказили их. Эта истина известна практически всем религиям: змей (зло) совратил Пракрити (Еву), Пракрити обманула Пурушу (Адама). Пуруша, уступив, пал; вот что следует понимать, когда христиане говорят о падении Адама, космического человека.

Борьба за контроль над эволюцией человечества, идущая между дэвами и асурами, — индийское выражение той же истины.

У.: Как же в таком случае следует понимать идею «Пуран» о почитании Бога через вайра-бхаву — чувство «враждебности» или противопоставленности?

Ш. А.: В случаях Раваны и Хираньи Кашину человеческие существа становились асурами и избирали путь противопоставлен­ности Божественному. Это — воистину падение; отсюда ясно видно то, что асур не является целью эволюции человека. То есть эволю­ция человека не состоит в движении от животного к витальному и, наконец, к асуру. Для человека асурическая жизнь считается падением. Если асурическая природа овладеет вами, вы утратите возможность эволюции.

У.: Как защитить себя от атак и влияния асуров?

Ш. А.: Чистота и искренность защищают человека от асуров. Они могут наносить вам удары, они могут смущать и затуманивать разум, они могут сдерживать вас и вести вас к ошибкам, но если вы владеете светом, белым светом чистоты и искренности, они не смогут причинить вам вреда. Настоящего падения не произойдет, вы пройдете.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 266; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!