Между 6 и 10 августа 1926 года 8 страница



 

6.8.1926

У.: Вчера речь шла о различии между «чувствами» и «эмо­циями». Эмоции — чувства, требующие работы мышления.

Ш. А.: Ваше разграничение соответствует психологии пятиде­сятилетней давности! В настоящее время они и вовсе не вводят его. Прежде упор делался на ментальной классификации, они пытались подразделять и анализировать всевозможные ментальные функции. Теперь же они работают или, во всяком случае, пытаются работать с фундаментальными началами. Соответственно, ныне они заявляют, что «чувства» и «эмоции» «в их обычном значении — суть одно и то же. Под «чувствами» в их широком значении могут подразумеваться и «эмоции». Обычно же, смысл этого слова понима­ется иначе.

У.: Я не имел в виду их абсолютного различия. Речь шла о практическом их подразделении. Говоря, к примеру, «я чувствую себя голодным», под чувством я понимаю нечто совершенно от­личное от возвышенных эмоций. Чувство голода — в вашем виталь­ном и физико-витальном существе, «ощущение» это соотносится с некоей физической потребностью.

У.: Но если взять, например, «патриотизм»: мы не сможем выражать патриотические чувства, если мы не обладаем достаточ­ным ментальным развитием или ростом.

Ш. А.: Я не согласен с. этим. Даже собакам свойственен опре­деленный патриотизм. Человек проделывает следующее: он оплетает все животные импульсы естества массой вещей. То, что люди называют патриотизмом, обычно оказывается всего лишь «стадным» инстинктом. Пчелы и муравьи также полны патриотизма: они сражаются во имя сохранения семьи, некоторые из них жертвуют своими жизнями во имя выживания сообщества.

У.: Единственное различие в том, что они не произносят речей! (Смех.)

Ш. А.: Да, и не провозглашают вслух того, что они вслед­ствие этого чувства становятся более «развитыми».

Ш. А.: Если быть точным, «голод» не является «чувством». Можно сказать, что это — своего рода «ощущение». Это все то же животное естество; с человеком же происходит следующее: он поднимает его до уровня своего ментального существа и сплетает вокруг этого сети, состоящие из всевозможных начал — мыслей, эмоций, идеалов и так далее; так он оправдывает перед своим умом животное, витальное естество.

У.: «Гита» говорит: «Мысли об объектах наслаждения порож­дают привязанность к ним». Отсюда ясно, что «привязанность» возникает благодаря мышлению.

Ш. А.: Строго говоря, я не считаю, что в этом стихе «Гита» говорит о возникновении эмоций. Здесь попросту делается попытка показать то, что при «следовании» и «пребывании» разума в чем-то возникает привязанность. О том, что «мысль» всегда предшествует эмоции, речь не идет.

У.: Порой устанавливается связь между витальным желанием и мыслью.

Ш. А.: Так происходит всегда. Скажем, определенным желаниям сопутствуют определенные движения мысли. И вот, когда возникает тот же ход мыслей, он соответственно пробуждает соответствующие ему «желания» или «эмоции». Причина же этого в ассоциациях. Это вовсе не означает того, что мысль создает динамику эмоционального.

У.: Но если я стану думать об определенных событиях, я смогу воспроизвести и эмоции, -испытанные мною в прошлом.

Ш. А.: Это нечто совершенно иное. Это — воскрешение памя­тью. Я смогу воспроизвести даже телесную болезнь, помыслив о ней! Но это не означает того, что причина ее в мышлении.

Как я уже говорил, большая часть из того, в чем человек находит наслаждение, не слишком отличается от аналогичных начал для животного. Мы унаследовали и привнесли в наше челове­ческое существование многое из животного естества, практически не изменив его. Все то, что вы называете «эмоциями», на самом деле витально по происхождению; и, как я уже сказал вам, человек попросту оплетает это паутиной. Животные обладают теми же витальными чувствами, эмоциями и даже мыслями. Но в человеке они работают иначе, ибо он — существо ментальное. Человек имеет все те явления и формы, которые я называю «витальным разумом», а вы — «эмоциями». В соответствии с моей классификацией, эмоции являются витальной частью разума. Человек попросту имеет виталь­ные импульсы животного и пытается их ментализировать. Резуль­татом будет то, что я назвал «сплетением вокруг них паутины». Вследствие этого все они смогут быть оправданы перед человеком его рассудком.

У.: Я задал свой вопрос для того, чтобы уяснить различия между ментальным, витальным и физическим.

Ш. А.: Я установил границу между «ментально-витальным» и «собственно витальным».

У.: Что такое «собственно витальное»?

Ш. А.: Витальное существо — это то, что прямо связано с жиз­нью. Вы можете назвать его «жизненной силой»; все движения, связанные с ней, относятся к витальному существу. Фундаменталь­ное свойство работы витального существа состоит в том, что оно обретает форму желания: желания объектов, обладания, плотских желаний, амбиций; вообще говоря, все сада рипус — «шесть враждебных наклонностей» — относятся к витальному плану.

Этой ложной форме витального движения подлежит Истина, принявшая эту искаженную форму по причине неведения. Виталь­ное существо, строго говоря, является инструментом, в качестве такового оно должно использоваться Дживой — Центральным Су­ществом. В жизни оно является средством свершения. В неведении оно принимает форму желания, дабы свершать самое себя; в Знании же Высшего оно становится чистой волей, силой свершения, сво­бодной от напряжения желаний и так далее.

Человек попросту поднимает эти витальные движения, принад­лежащие равным образом животной природе, до разума. И это все. Обманывая себя, человек приходит к мысли о том, что при со­единении им некоей эмоции и витального движения последнее очищается, когда же разум сможет дать этому рациональное объяс­нение, человек придет к оправданию продолжения витальной игры. На деле, именно таким образом эти витальные силы властвуют над человеком. Возьмите, например, то, что люди называют «лю­бовью». Главным образом, она является не чем иным, как витальным импульсом, тем, что человек может назвать и сексуальным импульсом. В природе он всюду. Человек смешивает его с опре­деленным эмоциональным движением и называет это любовью, считая, что ею можно оправдать все.

 У.: Что такое «физическое»?

Ш. А.: Что вы понимаете под «физическим»?

У.: Под «физическим» мы понимаем материальные объекты, лишенные жизни и разума.

Ш. А.: Это не совсем верно, ибо материально и ваше тело, обладающее, тем не менее, и жизнью, и разумом. В самом физиче­ском вы находите жизнь и разум; только здесь они завуалированы. Но если вы разовьете сознание на физическом плане, вы обна­ружите, что клеткам тела присуща и жизнь, и даже разум. Разумеется, и жизнь, и разум, обнаруживаемые нами в физическом мире, отличаются от тех, которые мы находим в плане витального или ментального. Но вы не сможете отрицать и того, что разум в нем существует. Именно он с такой точностью осуществляет механические действия тела. Физический ум — это ум, видящий лишь физический и материальный аспекты явлений, он отказывает в существовании любым иным аспектам.

У.: Это обычный разум.

Ш. А.: По большей части ничем иным разум не является.

У.: Что должен делать человек для того, чтобы подняться от разума к Сверхразуму?

Ш. А.: Прежде всего, необходимо прознать природу бытия, за­тем для достижения Истины человек должен обратиться к чему-то более высокому, чем разум. Известное знание об этом может дать и разум; но привести к полному знанию или к трансформации он не в силах.

У.: Вы только что сказали о том, что человек в основном обладает животной природой. Европейские философы преувеличива­ют ту же истину. Они заявляют, что витальное лежит в основе всего человеческого; они, похоже, обращают его в идола.

Ш. А.: Что вы имеете в виду?

У.: Представляется, что эти мыслители отвергают существование чего-то более высокого в человеке. Они говорят едва ли не следующее: поскольку человек — животное, то для него является благом бытие в образе сознательного и дееспособного животного; он должен стремиться именно к эффективности, а не к чему-то иному. Подобное требование мы находим у Бернарда Шоу.

Ш. А.: Но ведь Шоу вовсе не говорит того, что в человеке нет его более высокого, чем животное начало! Шоу - проницательный мыслитель. Он отказывается от ложной веры в величие че­ловека. Он говорит о том, что человек должен подняться выше.

Одно дело обладать идеей восхождения, совершенно иное — считать человека высокоразвитым существом. Одно из наифунда­ментальнейших условий, необходимых для поиска Истины, — кри­тический разум, разум едва ли не циничный, срывающий маски, не приемлющий расхожих идей, мыслей и воззрений. Он словно некий растворитель. Человек должен обладать мужеством лицезреть Истину такой, какая она есть, без всяческих прикрас. Шоу в значительной степени обрел этот критический ум, то же самое мы можем сказать и об Анатоле Франсе.

Второе же начало, которым человек должен обладать для того, чтобы удостоиться Истины, — это стремление к истине более вы­сокой, чем уже достигнутая. Он должен обратить пытливый взор на всевозможные идеалы, принципы и истины; он должен увидеть те из них, что возможны, в них же — то, до какой степени может быть реализован тот или иной идеал; и, что является наиваж­нейшим, он должен прозреть условия, необходимые для осущест­вления подобного идеала.

У.: Если Супраментальная Сила работает, то почему у садхаков, подобных X., возникает такое множество трудностей, прихо­дящих извне?

Ш. А.: Существуют враждебные силы, противоборствующие проявлению этой Высшей Силы. Чем серьезнее ваш прогресс, тем яростнее они становятся, они пытаются атаковать вас. И второе: вовсе не высшая Супраментальная Сила работает вначале. Она зажимает разум и через движение Высшего Разума выказывает неведение и несовершенство.

У.: Как же нам освободиться от этих трудностей?

Ш. А.: Прежде всего, вы должны сохранять покой, иными сло­вами, установить совершенную самату — бесстрастный характер, и не реагировать на них. Когда бы не являлось движение неведения или несовершенства, вы должны бдительно смотреть на него и видеть, откуда то пришло: извне или из самой вашей собственной природы. Затем вы должны взывать к Высшему Знанию. Вы найдете Свет. Вначале он будет смешан с вашими ментальными дви­жениями. В свете этого знания вы должны будете отвергнуть то, что ложно, и уступить единственно высшему движению. Чем большим будет прогресс, тем выше будут свет, обретенный вами, и сила, указующая на то, как встречать эти силы и овладевать ими.

В конце концов, когда вы обретете высшее движение, вы станете Слишком сильны для того, чтобы возникали эти трудности. Несом­ненно, высшее покровительство даруется вам. Условие же обретения этого покровительства, во-первых, таково: нужно сохранять пос­тоянную открытость Высшей Силе. Во-вторых, необходимы твердая решимость и искренность. В-третьих, Необходима незыблемая вера в покровительство Высшей Силы.

У.: Может быть, эти трудности являются испытанием?

Ш. А.: Да, приняв точку зрения, соответствующую более вы­сокому нахождению, вы можете рассматривать их как проверку состоятельности вашего прогресса в йоге. Они указывают вам на ваши слабые места; если относиться к ним должным образом, вы можете извлечь из них пользу.

У.: Представим, что йог одолел трудности; будет ли это для него универсальной победой?

Ш. А.: Прежде всего, нужно преодолеть их в себе. Затем — в вашем окружении, то есть в тех, кто подпал под ваше влияние; и, наконец, с Божьего соизволения вы сможете повлиять и на ход событий.

Скажем, нет ничего невероятного в том, что йог, сидя на стуле, может влиять на события, происходящие в России или Америке. Он может менять ход событий и прилагать свою силу так, что та будет влиять на людей, находящихся в поле его действия.

У.: Йог работает с универсальными силами?

Ш. А.: Да. Пользуясь своим влиянием на них, он может менять их направленность.

У.: Обладают ли знанием Истины универсальные силы?

Ш. А.: Нет. Они — всего лишь силы, пытающиеся реализовать себя. Когда говорят «работает йогическая сила», не следует понимать это буквально. Любая сила — Сила Божественная; а личность — просто точка ее опоры: она постоянно помнит о том, что работает Божественная Сила.

Человек может использовать ее в эгоистических целях, произво­дя при этом чрезвычайный эффект, но пропорционально огра­ничению ее «эго» или желаний, она теряет в совершенстве и мощи.

13.8.1926

У.: Мне хотелось бы уяснить разницу между различными психо­логическими составляющими бытия, а именно: 1) Ментальное: собственно ментальное; ментально-витальное; ментально-физичес­кое; 2) Витальное: витально-ментальное (жаждущий разум); собственно витальное; витально-физическое или физико-витальное; 3) Физическое: физико-ментальное; физико-витальное; собственно физическое.

Ш. А.: Трудно выразить различие средствами языка, даже если кому-то это и удается, выражение это будет частичным и крайне неадекватным. Если вы станете рассматривать ментальное существо человека, вы обнаружите в нем то, что может быть названо чисто ментальной составляющей, она расположена немного выше головы и осуществляет через мозг связь с физической жизнью. Это «мыслящий разум». Главным образом, он связан с рассудочной деятельностью, творением ментальных форм и активностью ментальной воли.

Далее, существуют эмоции и ощущения, которые не вполне ментальны по своему происхождению и составу, но, поднимаясь из витального существа и достигая разума, они принимают мен­тальные формы, становясь ментальными эмоциями и ментальными ощущениями. Их я называю ментально-витальными.

Некоторые считают их чисто витальными. Итак, от головы до речевого центра (шеи) вы, так сказать, имеете дело с ментальным существом.

У.: Что понимается под буддхи?

Ш. А.: Буддхи — то, что я называю «чистым разумом». Это — «интеллект». Он сочетает в себе интеллект и волю. Он — способность к мышлению и отражению. Он рассуждает. Он пытается ответить на вопрос: «Что есть истина? Чем является то, что я должен сделать?» — а также: «Как я должен это сделать?» Когда эта чисто ментальная способность развивается, мы обнаруживаем, что ей свойственна известная сила осознания и ментальное видение. Она созидает формы и речь.

У.: Куда относится речевой центр?

Ш. А.: Речевой центр расположен у основания глотки, речь является на деле способностью ментала. Центр этот пытается пере­давать средствами речи результат мышления и рассуждения. Он служит для выражения мысли; эмоции и витальное существо также используют его для собственного выражения. Поднявшись из частей, стоящих ниже, они выражают себя через речь. По сути же, речь является ментальной функцией.

У.: Что такое манас? В чем отличие буддхи и манаса?

Ш. А.: Когда мы пользуемся понятием «манас» в самом общем и широком его значении, оно обозначает разум или всевозможную ментальную активность — рефлексию, эмоции и ментальные ощущения, взятые в целом. Когда же мы пользуемся этим понятием в философии, мы под ним понимаем «чувственный разум». Он расположен рядом с сердцем. Скажем, в тех случаях, когда у людей появляются предчувствия, явление их происходит в манасе — в чувственном разуме. Именно по этой причине в «Упанишадах» манас называют шестым чувством.

Буддхи же в Веданте обычно означает интеллект вкупе с волей. Он обретает или силится обрести истину и впоследствии принимает решения относительно действий в согласии с ней.

Существует также и ментально-физическое, не совпадающее с физическим разумом. Оно не является чем-то, стоящим за материей и поддерживающим ее. Это — некие привычные ментальные движения, повторяющие себя без какого бы то ни было участия чистого мышления. Если в нем размышление и участвует, то оно, это размышление, также является механическим. Ментально-физическое продолжает свое круговое движение даже тогда, когда прочие части разума не осознают его. Снова и снова оно механически повторяет старые идеи, санскары и так далее. В нем нет ни витальных побуждений, ни какой бы то ни было творческой ак­тивности чистого разума.

У.: По-моему, в каждом из этих трех планов: ментальном, витальном и физическом — содержится и элемент Сверхразума. Что соответствует Сверхразуму в ментальном существе?

Ш. А.: Сверхразум на уровне ментала — это интуиция. Она не является собственно Сверхразумом. Она — его ментальная форма. От пупа и ниже или, согласно иным источникам, от сердца до пупа находится витальное существо. По своей природе оно — суть движения жизни, или сила, пытающаяся претворить себя в жизнь. Грубейшая его форма — «желание». По сути, это — сила, ищущая обладания и наслаждения. Она захватывает объекты и запечатлевает себя в них. Объекты захватываются ею ради обладания и наслаждения. Именно витальное существо порождает в человеке амбиции, желание женщины, страсть к деньгам, к власти, всевозможные эгоистические формы желания и так далее. Оказывается, эта грубая форма крайне полезна для жизни в Природе.

Именно витальное существо человека желает поступать так или эдак. Оно занято самоизъявлением. Такова сущностная природа ви­тального. За нею же стоит витальный разум. Он принимает форму мысли, но форма эта отлична от ментальной. Она — нечто, исходящее непосредственно от витального существа, но не от разума. Она сопровождает витальные движения, осознает их и выражает их в речи и в ментальных формах. Витальный разум не рассуждает. Он мыслит и планирует некие действия, подобно чистому разуму, но сами мышление и планирование здесь совершенно отличны. Этот стоящий особняком разум выискивает средства для реализации импульса.

У.: Тогда подобная мысль вовсе не истинна, она ложная.

Ш. А.: Она не ложная. Просто эта мысль не ментальная, а виталь­на. Например, когда Муссолини заявляет: «И для Италии должно быть место под солнцем», — мысль его не ментальна, она — витальна.

У.: А не эмоция ли это?

Ш. А.: Изначально — нет. Это мысль, исходящая непосредст­венно от его витального «эго». В дальнейшем она может сопро­вождаться его патриотическим чувством, она может даже воззвать к своему разуму, дабы тот нашел ей оправдание. Он может сказать своему буддхи: «Я сказал то-то и то-то. Ну а теперь — найди-ка объяснение моим словам и тому, почему эти слова истинны».

У.: Ну, а что представляет собой динамический разум?

Ш. А.: Динамический разум — это воля, витальный же разум есть разум желаний. Он жаждет побуждений витала без каких бы то ни было оснований. Как я уже сказал, динамический разум при своей работе прежде всего пытается ответить на вопрос: «Что есть истина и что я должен делать?» — но на этом он не оста­навливается. Он решает и следующее: «Как же мне это делать?» И эта часть — часть волевая. Она также планирует и организует. Но происходит это иначе. Динамический разум — это воля, стре­мящаяся осуществить решения интеллекта.

Далее, вы обладаете и физическо-витальным, то есть физиче­ской, частью витального существа. Оно необходимо для реализации витальных импульсов на физическом плане. Оно — то, что, главным образом, связано с происходящими событиями и преходящими дви­жениями. Именно оно раздражается по пустякам и легко выходит из равновесия. Чрезвычайно легко оно приходит к веселости, и так же быстро оно впадает в депрессию. Это — беспокойная часть, связанная с преходящим; часть, вселяющая беспокойство в человека. Витал может обладать необходимым побуждением, но реализация его на этом плане не произойдет, если к тому не готова его физическая часть.

Все это образует витальное существо. Оно — существенно не­обходимая часть для полного развития существа. На деле, именно витал поддерживает разум в его восходящем движении, по крайней мере, он должен его поддерживать, ибо без него разум не сможет провести себя в жизнь. Он может таковым и остаться — со своими идеями, идеалами, принципами.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!