Между 6 и 10 августа 1926 года 4 страница



Если должна возникнуть еще более великая Индия, это значит, по крайней мере для нас, что воплотится в ее образе Истина, которую мы пытаемся низвести. В таком случае, если это и произой­дет, Истина сама воссоздаст собственные формы, и говорить о том, что-де мы создали эти формы, будет неправильным, так как в любом случае Истина, которую мы пытаемся низвести, куда больше нас самих.

Был упомянут Египет, и возник следующий вопрос: что же означают пирамиды и сфинкс.

Ш. А.: Детали этого мне неведомы. Но, очевидно, и пирамиды, и сфинкс должны быть связаны с древнеегипетскими религией и оккультизмом. Похоже, египтяне достигли чрезвычайных оккуль­тных познаний, и они были для них началом действия. Что же касается духовных познаний, то я не думаю, что здесь им удалось достичь многого.

Был задан вопрос о мумиях.

Ш. А.: Египтяне верили в то, что существует некая персони­фикация витального существа, связанная с телом; идея сохранения мертвого тела, вероятно, основывалась на том, что человек сможет вновь обладать этим телом или же вернуться в земной план.

 

* * *

 

У.: Если работа по низведению Истины не увенчается в Индии успехом, то, как вы считаете, навсегда ли Индия утратит эту возможность?

Ш. А.: Индия обладает величайшими возможностями, и при­чина этого в ее прошлом и в том, что здесь аккумулирована духовная мощь. Истинное движение идет из высших областей сознания — Истина пытается снизойти. И здесь сосуществуют общая склонность к Истине и смутное ощущение Ее в ее нисхождении, идея Аватаров, всеобщее сомнение в любого рода идеях, а также искаженные образы все той же Истины. Но все это определяется движением свыше.

Если Индия останется безразличной, приверженной старым из­носившимся формам, если она откажется от движения вперед, от следования зову своей души, то Истина может отступиться от нее и перенести свои попытки в другое место. Истина не ограничена Индией, она — отнюдь не индийская собственность. Но шансы ее будут чрезвычайно невелики в любом другом месте, если она потерпит в Индии неудачу. Возможно, что где-то она совершит безуспешную или успешную лишь отчасти попытку, наподобие той, что представлена христианством, — совершит и отступит.

3.9.1926

У.: Некий мистер Шарма, президент Индийского Спиритичес­кого Общества, заявил, что общение с духами не просто возможно, но весьма вероятно. Считается, что на проводимых сеансах духи выстукивают ответы на вопросы. Что же скрыто за этими фено­менами?

Ш. А.: Как правило, никакие духи извне не появляются. Воля медиума и людей, участвующих в сеансе, создает силу, вызываю­щую их объективизацию. Ответы обычно приходят от разума участ­ников. Исходят они как от подсознательного разума, так и от разума сублимированного, которому известно значительно больше, чем то, что осознают люди. Как я уже сказал, необходимую атмосферу создает концентрация людей. Случаи действительного вмешательства потусторонних духов крайне редки. Мертвые могут общаться с живыми, если они чувствуют заинтересованность в жизни или людях, и если они находятся достаточно близко. О подобных сеансах знает Мать. Своей силой она может заставить стол перемещаться по комнате.

Идея же того, что всяческие, отошедшие в мир иной, личности веками обитают здесь и что они-то и производят стук, удивительно абсурдна.

У.: Бывали случаи, когда мертвые оповещали своих друзей или родню. Существуют также случаи одержимости духами мертвых.

Ш. А.: Умирая, люди могут создавать мыслеформы, способные предстать перед их родственниками, находящимися на большом расстоянии. Также может сохраняться влияние умершего; это вли­яние может быть захвачено и использовано витальными существами. Этим и объясняются истинные случаи одержимости или подпадания под власть духов умерших.

У.: Может ли дьявольская сила выступать в человеческом об­личье?

Ш. А.: Феномен этот чрезвычайно сложен; если овладение слу­чилось при рождении, то эта сила может проявлять себя и в человеческом теле.

4.9.1926

У.: Вчера вы сказали о столе, перемещающемся по комнате. Столь очевидный физический эффект, согласно вашим словам, может быть произведен усилием воли.

Ш. А.: Это не совсем сила воли — так принято говорить, и только, разумеется, для разума эта сила предстает силой воли. Воля здесь выступает в роли контролирующего начала, на деле же это — форма витальной энергии. Вы можете назвать ее кинетиче­ской витальной энергией. Она производит физический эффект, если обладает достаточной силой и может владеть витально-фи­зическим существом. Именно витально-физическое овладевает ма­териальным объектом и управляет им.

У.: Случаи, когда происходит вмешательство другого физиче­ского разума, скажем, месмеризм, вполне постижимы.

Ш. А.: В месмеризме используется та же энергия. Если человек обладает достаточной силой, она может использоваться им для непосредственной работы с объектом.

У.: Однажды вы говорили, что очень легко прекратить пос­тукивания по столу.

Ш. А.: Я говорил не об этих силах витального плана, я говорил о Сверхразуме. Это — сила, подобная электрической, но она дей­ствует иначе и при иных условиях. При подобном общении с духами в атмосфере обычно создаются определенные условия, они-то и являются носителями силы, они-то и делают ее эффективной.

 

О ПСИХОЛОГИИ

 

10.7.1923

 

У.: Когда человек оставляет свое тело, сразу ли душа его принимает следующее рождение?

Ш. А.: Все зависит от того, что вы понимаете под «телом» и под «душой».

У.: Считается, что душа должна принять иное физическое тело, чтобы совершить свою эволюцию.

Ш. А.: Что вы понимаете под «эволюцией» души? Если под «душой» вы подразумеваете сущностную самость, то она эволюции не требует.

У.: Каким законом связаны живые и мертвые?

Ш. А.: Ваш вопрос задан в предположении, что физическая манифестация есть вся манифестация. Тело — всего лишь аспект в проявлении души. То, что мы называем миром или планом, есть статус сознания. Каково же в таком случае значение «пути»? Душа и не должна странствовать через всяческие пространства, она лишь переходит к иному статусу сознания.

У.: Куда же отлетает душа после смерти?

Ш. А.: Вот и опять, что вы подразумеваете под «отлетает»? Как я уже сказал, она переходит к иному статусу сознания.

У.: Распространенное в нашей стране верование состоит в том, что душа после смерти человека сохраняет определенное состояние, и, поскольку так в нем не может завершить эволюцию, она должна вернуться к человеческой жизни. Вопрос в том, как это происходит?

Ш. А.: Как я уже сказал, для сущностной самости нет ни развития, ни эволюции.

У.: В «Чхандогья Упанишаде» говорится, что отошедшая душа нисходит в виде дождя, затем достигает жизни растительной и, наконец, получает рождение через женщину.

Ш. А.: Вы хотите сказать, что в дождь души сыпятся как из ведра? (Смех.)

У.: Возможно, что это выражение образное.

У.: Похоже, у нисхождения душ до рождения их в облике человека существует две цели. Совершенные души нисходят в образе Аватара (Воплощенного), чтобы участвовать в Лиле и помо­гать миру.

Ш. А.: Подобное рождение необычно. Вопрос может быть задан так: отчего вообще существуют рождения? Это равносильно вопросу: почему был создан мир? Или лее вы можете спросить, почему вы и я находимся здесь, несмотря на то, что мы божественны и в некотором смысле совершенны? Нам остается говорить лишь сле­дующее: душа принимает рождение, чтобы воплощать божественное совершенство, воплощать Божественное в жизни. И это — все, что мы сможем сказать.

У.: Отчасти вопрос касался, если так можно выразиться, ме­ханизма перевоплощения.

Ш. А.: Существует два начала: тело и душа. Тело — это обычная формация, я полагаю, вам известно то, что говорит о строении материи наука. Все оно — игра атомов, их возможно понять до электронов, электроны же — формация неких сил в физическом мире; затем вы приходите к телу витальному — оно является фор­мацией витального мира; затем мы переходим к ментальному телу, которое опять-таки является формацией ментального мира. Подоб­ным же образом сформировано и психическое тело. Я не рас­сматриваю прочие, вторичные градации существа. Все это — лишь грубый набросок. Если вы хотите детального рассмотрения, то одно только физическое имеет пять планов и так далее в отношении других частей. Наконец, вы приходите к душе. Обычно под душой понимается не Джива. «Душа» не соотносится с сущностной лично­стью, находящейся в вечном единении с Божественным в неизмен­ном Богоприсутствии. Итак, «душа» не означает Атмана-Самость, ибо для Самости не существует эволюции. Обычно под душой понимается психическая и ментальная индивидуализация, сущест­вующая и после того, как распадается физическое тело и витальная оболочка.

Далее, когда человек умирает, распадается его физическое тело, через некоторое время распадается витальное тело; психическое и ментальное тела также подвержены распаду. Возьмите насекомых. Насекомые обладают лишь физическим сознанием и более никаким. Прочие образования в мироздании слишком ничтожны, чтобы их стоило рассматривать. Насекомое накапливает определенный опыт в физическом плане. Мне представляется, что развитие его от плана к плану невозможно без наличия поддерживающей его Са­мости. При подобном рассмотрении невозможно говорить о том, что нечто эволюционирует от плана к плану, достигая кульминации в душе. Душа, Самость предсуществуют. Душа, живущая на фи­зическом плане, возвращается к состоянию Дживы, постоянно под­держивающего насекомых в физическом сознании. Когда она дос­тигает зрелости, то достигает витального плана, и там она на­капливает опыт, пока в человеке не достигается ментальный план. Есть и супраментальный план.

В нашей йоге мы занимаемся низведением супраментального плана, чтобы душа в полном своем опыте смогла возвратиться к более высокому плану. Вопрос состоит в том, до какой степени мы можем супраментализировать. Если мы сможем супраментализировать разум и витальное существо, мы можем вернуться с памятью об этом опыте, а также с этой готовой формацией в ином воплощении. При желании возможно сохранить после смерти ви­тальное тело и оказывать с его помощью воздействие на витальный план.

Теперь представим, что мы супраментализировали тело. В таком случае мы способны на овладение полным физическим опытом и на возвращение к целостным физическим, витальным и ментальным силам и воплощению Божественного. Именно это происходит в случае Аватаров и Вибхути — сохраняется память о предыдущем витальном и ментальном опыте; в случае же Аватаров — даже и об опыте физическом. Если мы сумеем супраментализировать тело, мы сможем сохранить или отбросить его по желанию. И даже при отброшенном теле в новом проявлении Душа не должна стирать физическое, витальное и ментальное из различных формаций Уни­версальной Природы, как происходит в случае обычных душ. В случае их супраментализации, все существо уже является завер­шенным, остается лишь принять готовую формацию и тем выразить Божественное.

У.: Но откуда возникает материал для физического или виталь­ного тел?

Ш. А.: Как понимать ваше «откуда возникает»? Он уже суще­ствует в Природе, так же, как существует электричество, газ и т. д.

У.: А что такое Природа?

Ш. А.: Всеобщее Божественное отражено миром, содержащим Мировую Природу, представляющую нам всевозможные материалы. По сути, все в Природе соответствует чему-то во всеобщей Душе. Скажем, витал соответствует Божественному Тапасу.

Детали закона и процесса перевоплощения слишком сложны для того, чтобы было возможно их воспроизвести. Это сложный вопрос.

 

1.6.1924

Шри Ауробиндо сидел, наблюдая за тем, как паук сплетает свою паутину вокруг лампочки; стоял сезон дождей, и паук обна­ружил, что возле нее роится сонм мотыльков.

Паук совершенно обезумел, спеша вовремя закончить работу: пролетавшие насекомые то и дело обрывали паутинки, он же не успевал их восстанавливать; каким-то чудом ему удалось расставить паутину за пять минут.

Ш. А.: Ну и пир у него будет! Он снова спешит, на этот раз, чтобы укрепить паутину. Привяжет в углу мотылька и снова за работу. Да он явно знает математику!

Затем Шри Ауробиндо вспомнил о случае в гостинице, про­исшедшем за много лет до этого; тогда паук хотел привести в равновесие свою паутину; он нагрузил ее песчинкой, но, обнаружив, что та слишком тяжела, перекусил крепящую песчинку паутинку, а на ее место водрузил соломинку, которая пришлась как раз впору.

«Видите, сколь изобретательны пауки. Они знают, что им нужно делать, затем они учатся на опытах и экспериментах».

У.: Только что не говорят.

Ш. А.: Откуда ты знаешь?

У.: Они же не говорят с нами.

Ш. А.: Но ты же не говоришь с коровой! (Смех.)

4.8.1924

Утренняя беседа о садхане.

 

У.: В чем состоит различие между витальным разумом и мен­тальной волей?

Ш. А.: Витальный разум действует так: вначале импульс, а затем уж мысль. Или, иными словами, вначале сила, затем мысль. Скажем, «желание», при условии освобождения от «желания» как элемента, является импульсом или исходящей силой, или же силой, пытающейся реализовать себя.

Ментальная же воля является волей, связанной с мыслью. И силой мысли она является прежде всего. Каждая мысль обладает собственной волей. Разделение существует даже в Сверхразуме: порой имеется сила, пытающаяся реализовать себя, порой же зна­ние, пытающееся быть эффективным, хотя прежде всего оно есть знание, а уже потом сила. В Высшем Сверхразуме двойка становится единицей: Истина и Сила, Знание и Воля, — оба начала существуют одновременно, и оба являются эффективными. Садхак должен дос­тичь покоя и совершенно несокрушимого бесстрастия, чтобы любого рода события не нарушали внутренней отрешенности.

 

О ПСИХОАНАЛИЗЕ

 

30.8.1925

Ш. А.: Есть такой майор, по фамилии Хилл, которому самое место в психдоме. Он пригласил Махатму Ганди в Общество Психо­аналитиков и там объяснил ему, что индуистско-мусульманский вопрос не более, чем вопрос комплексов. Во всем повинен комплекс, связанный с коровой. (Смех.) Майор сказал далее: «Если вы хотите добиться индуистско-мусульманского единения, вы должны сделать символом что-либо иное, но только не корову! Тогда все проблемы исчезнут».

У.: Я читал работу биоаналитика или, возможно, психобиолога, в которой объяснялись причины развода Камаль-паши со своей женой. Там говорилось, что госпожа Камаль обладала великой любовью к своим родителям, а мужа своего она не любила. И еще она была подвержена мужскому комплексу, что делало ее суф­ражисткой. Далее автор объясняет, что Наполеон разошелся с Жозефиной по причине любви к своей матери; королева же Елиза­вета страдала мужским комплексом, а те, кто входил с ней в контакт, не обладали достаточно развитым женским и потому были лишены ее привязанности. Он говорит, что даже у Махатмы Ганди есть комплекс! Вот и пойми все эти комплексы!

Ш. А.: Я знаю об этом лишь следующее: если вы подавляете что-то в своем естестве, это «что-то» опускается в подсознание. Но подобное обобщение, заставляющее искать причины всех ваших действий в комплексах, — нечто совершенно новое.

У.: Верно ли это?

Ш. А.: Старая европейская психология в этом направлении не сделала ничего. Новая — нечто сделала, но это нечто — ложно.

У.: Все ли в ней ложно? Разве по сравнению со старой она не сделала шага вперед?

Ш. А.: Это шаг вперед, в отмеченном мною выше смысле: старое не обладало ничем, новое обладает, но обладает ложным. В сфере подобных наук европейцы преследуемы навязчивой идеей. Они наблюдают некие анормальные явления, изучают их, выводят общий закон и затем пытаются прилагать этот закон всюду. Наполеон, Елизавета, Бегум Самру — все они вели, себя определенным образом, поскольку ими владели комплексы. Это означает, что человек обладает определенным характером, определяющим и его действия. Об этом мы знали и сто веков назад. В этом нет ничего нового.

Проблема заключается в том, что в психологии они хотят работать так же, как они работают в физике. Но психология не столь проста. В ней нельзя прибегать к обобщениям, как то делается по отношению к материи. Она очень тонка, и необходимо брать п расчет множество факторов.

Если вы скажете, что все, делаемое нами, производит воз­действие на наше внутреннее существо и оставляет в нем следы Своего влияния, и наоборот, все, находящееся в нашем подсознании, до некоторой степени влияет на наши действия, — это может быть признано верным. Но большее становится уже сомнительным. Возь­мите их теорию сновидений. Совершенно верно то, что сновидения вызываются чем-то, поднимающимся во время сна из подсознания, чем-то нерегулярным и прерывистым. Но это не распространяется па все сновидения. Область их чрезвычайно широка. Существуют и иные, не обусловленные подсознательным, типы снов. Психология человека крайне сложна.

У.: Вы хотите сказать, что неверна вся новая психология?

Ш. А.: Я хочу сказать, что она ложна и, поскольку она пытается работать по образу наук естественных, абсурдна, ибо между ними пет связи.

У.: Начало теории о комплексах положил Фрейд.

У.: И вы, очевидно, знаете о том, что он излечивал людей Своей теорией.

Ш. А.: Теория никогда и никого не излечивает. Вы и поныне считаете, что лечит теория? Исцеление людей или достижение определенного результата вовсе не зависят от нее. Она может быть либо истинной, либо ложной, но, несмотря на это, вы можете достигать с ее помощью определенных результатов. Теория попросту ставит вас в условия, когда нечто, находящееся за вами, может работать через вас. В этом и состоит позиция Бергсона. Теория только убеждает нас и тем самым производит необходимое внут­реннее состояние. Вот и все. Она может быть либо истинной, либо ножной. Возможно, Фрейд лечил людей так же, как это делает ныне Куэ. Но лечит ли он их своей теорией? Отнюдь, люди излечиваются им благодаря наличию в нем некой силы.

Вы можете испытать результаты психоанализа, устранить из человеческой природы зажимы и комплексы, и вы убедитесь, что это не приводит к успеху.

У.: Верно. Психоанализ не доходит до глубин йоги.

Ш. А.: Он основывается на ложном основании.

18.10.1925

Сегодня состоялся разговор о разуме животных.

Ш. А.: К сообщению о крысах можно добавить пример с обезь­янами, переправляющимися через реку. Это уже не просто ин­стинкт: расчет высоты дерева, образование цепи, оценка ширины реки, — все это требует разума.

Однажды я прочел заметку о собаке, подружившейся с лошадью. Конюх имел обыкновение красть корм, предназначенный для ло­шади. Либо лошадь пожаловалась на это собаке, либо собака сама узнала об этом, но собака знала о воровстве. Однажды, в то время когда конюх занялся воровством, пес отправился к хозяину и привел его на место преступления! Вероятно, животные основывают действия на: 1) памяти, 2) ассоциациях, 3) изобретательности, 4) приведении средств в соответствие с целью.

Я считаю, что животные мыслят витальным разумом; человек же мыслит рассудком.

 

19.10.1925

Разговор пошел о кошках.

Ш. А.: Их витальность огромна. При возбуждении они приводят в волнение всю атмосферу, когда они в таком состоянии, виталь­ная сила прямо-таки испускается ими. Их витальность удиви­тельна.

 

Кто-то перевел беседу на тему оспы, теорию вакцинации и антивакцинации. Началась дискуссия, в ходе которой один из учеников утверждал, что статистика подтверждает одно из воз­зрений. Шри Ауробиндо сказал в этой связи: «Статистические данные не всегда надежны, зачастую они обманчивы и обрабатывают их порой таким образом, чтобы прийти к тем выводам, какие люди и желали получить».


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 241; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!