Между 6 и 10 августа 1926 года 2 страница



У.: У меня есть вопрос. Поэт описывает внешность Шри Криш­ны. Так вот, является ли это описание описанием психического тела или же оно относится к физическому сложению? Мы-то сами и поныне видим его форму нашим психическим видением.

Ш. А.: Какая, в конце концов, разница, жил он в плане физиче­ском или нет? Единственно важным является то, истинно ли нечто в психическом и духовном планах. Пока вы воспринимаете Кришну как Божественную Силу в планах психического и духовного, все прочее лишено значения. Он для нас истинен. Физическое же — лишь тень психического.

У.: Сегодня наш друг вновь обратился ко мне с вопросом о христианском и индуистском видении. Он никак не может понять того, отчего при единственности Истины люди должны обрести различные видения. Если нечто является истинным, то все должны получить одинаковый опыт.

Ш. А.: Словно мир беден настолько, что не может давать раз­личных видений одного и того же плана.

У.: Когда является Аватар, воплощение, то не проходит ли он известной садханы, чтобы сделать возможным для человечества достижение более высокого сознания?

Ш. А.: Что именно вы имеете в виду?

У.: В «Бхагавате» Кришна представлен как Пурна-Аватар - воплощение полного знания, силы и доброты; он таков уже и в детстве. Выполнял ли он какую-либо садхану?

Ш. А.: «Бхагавата» — книга религиозная, но не историческая. Даже «Махабхарата» не исторична. Она — поэзия; легенда и тра­диция, вплетенные в поэзию; но все организовано вокруг опреде­ленных фактов.

У.: Но не будем об этом, вопрос в другом: все ли Аватары являются для того, чтобы поднять сознание людей?

Ш. А.: Те, чья цель в этом и состоит, исполняют садхану.

У.: Похоже, Кришна занимался садханой.

Ш. А.: Да, видимо, Кришна занимался садханой с Гхора Риши. Но вот воплощение Варахи[1], по всей видимости, с садханой дела не имело. (Смех.)

У.: И Аватар Матсья[2], Рыба, тоже!

Ш. А.: А что вы понимаете под Пурна-Аватаром?

У.: Совершенное воплощение Истины.

Ш. А.: Истины какой?

У.: Аватар, воплощающий Сат-Чит-Апанду (Божественное Знание, безграничную Силу, Блаженство и так далее) на физическом плане.

Ш. А.: Что вы понимаете под «воплощением на физическом плане»?

У.: Привнесение бесконечной Ананды в физический план.

Ш. А.: Каков же был признак того, что он воплощал Божест­венную Ананду?

У.: Смог ли кто-нибудь в прошлом супраментализировать тело?

Ш. А.: Что вы понимаете под «супраментализированным телом»?

У.: Овладение физическими законами.

Ш. А.: Физическим владеют ученые.

У.: Нет-нет, я имею в виду овладение духовное.

Ш. А.: Возьмите способность Тайланга Свами погружаться надолго под воду. Назовете ли вы это овладением физическим? Не является ли супраментализованной физическая способность к сотворению чудес?

У.: Я хочу понять, совершилась ли эта йога прежде? Доводил ли кто-либо Истину до физического плана?

Ш. А.: Очевидно, оснований к этому нет. Если бы кто-либо это сделал в прошлом, нам не пришлось бы работать и бороться так, как мы делаем это ныне. Очевидно, в прошлом этого не достигал никто.

У.: И никто не пытался?

Ш. А.: В этом смысле, нет того, что было бы сделано без предшествующих стараний и подготовки; ко всему сделанному приступали и прежде, но с частичным успехом. Далее, если кому-то это и удавалось, то это достижение утрачено традицией и потеряно во временных циклах.

У.: Возможно ли, чтобы Истина снизошла, но затем отступила?

Ш. А.: Пришествия Аватаров были лишь предвестием нисхож­дения. Истина так и не была обращена в сущность материи. Я могу утверждать это, несмотря на то, что попытки к тому могли и делаться, Истина никогда не становилась динамическим фактором этого мира. Сложности в низведении Истины возникают не столько в верхних слоях физического, сколько в грубой материи, в самом материальном плане.

Должен быть изменен земной закон, должна быть создана новая атмосфера. Проблема не просто в обретении знания, силы и так далее, но в низведении Истины; трудности сводятся к одному - к достижению нисхождения Истины.

Идеи людей касательно этого донельзя просты, но это не так просто, как кажется. Это движение крайне сложное.

Над нами Истина; когда знание ваше возрастает, вы восходите все выше и выше, но Истина не приходит, она не нисходит сразу. Нисхождение происходит лишь тогда, когда все готово к нему. Если бы Истина однажды смогла стать законом земного плана, она не исчезла бы. Пока же имеются смешанные движения, добиться ее нисхождения трудно.

У.: Вы считаете, что на этот раз работа будет сделана?

Ш. А.: Вы хотите, чтобы я пророчествовал? Поживем — увидим.

У.: Мне хотелось бы услышать об этом от Вас.

Ш. А.: Я знаю, что это может быть сделано, но я не могу брать на себя роль пророка, я не могу сказать: «Это будет сделано». Но только: «Нечто будет сделано на этот раз».

Где-то в ментальном существе таится сомнение, какая-то не­уверенность. Все уже готово. Присутствуй в ментале уверенность, и работа была бы выполнена. Доныне она не была совершена, поскольку враждебные силы, вероятно, были очень сильны. Сила их неведома вам, только мне она известна; вы же увидите лишь ее отблески.

24.4.1924

У.: Доктор Куэ в своей книге о лечении самовнушением вы­ражает пожелание использовать для «воображение», но не «волю», так как, по его мнению, приложением воли вы истощаете себя.

Ш. А.: Да, он придерживается того, что воля создает противо­действие; но ведь то же самое происходит и с воображением. Что бы вы ни делали, возникают силы, противодействующие вашему движению.

У.: Мне не ясно, в чем он видит разницу между воображением и волей.

Ш. А.: В воображении вы говорите: «Со мной все в порядке», и повторяете это снова и снова; при использовании же воли вы скажете: «Я должен сделать так, чтобы со мной было все в порядке!»

У.: Была сделана фотография одного индийского торговца ви­ном, и оказалось, что он испускает голубой свет!

Ш. А.: Подобного рода излучение световых волн человеческим телом — установленный факт. Когда ученые, занявшись этим, обна­ружили световые волны, они решили, что их гипнотизируют; тогда они использовали фотографическую пластину и получили снимок руки. Феномены, подобные «слепому» зрению, излучению света или исцелению оккультными силами, по большей части являются «психическими». Абсурдно пытаться объяснять их, еще абсурднее сомневаться в них.

У.: Миссионер, по-видимому, исцелил слепца; святой Ксаверий[3] в Гоа и поныне исцеляет многих от болезней.

Ш. А.: Это очень распространенное явление. В соборе Нотр-Дам во Франции мгновенно исцелилось несколько паралитиков. Подоб­ные случаи могут прийти на ум каждому, желающему убедиться в их существовании. Но в подобных случаях действие сил крайне непостоянно. Иные люди совершенно излечиваются, на других же это не влияет. Одна леди, подруга Матери, страдала параличом и исцелилась в Нотр-Даме. Эффекты эти возникают благодаря «пси­хическим» силам, мощности же последних нет предела.

В некоторых случаях врачи исцеляют больных, используя «пси­хические» силы; пусть при этом люди, использующие эти силы, и не могут осознать самого процесса интеллектуально.

 

Тему переменил ученик, принесший новости о происходящих выборах в Пондишери.

 

У.: Господин X. прибыл сюда в качестве кандидата на депу­татское место.

Ш. А.: Создается впечатление, что главной заботой всех этих депутатов являются взятие и дача взяток. Вот вам и прекрасный предметный урок демократии. Не приедь я в Пондишери, возможно, я и не разуверился бы в ней.

У.: Они ведут себя подобно фашистам, те также не допускают кандидатов от оппозиции, также используют силу. Но для чего они колотят и убивают друг друга?

Ш. А.: Это же демократия, вы разве не понимаете! (Смех.)

У.: Но для чего крушить оппозицию?

Ш. А.: Вы добились большинства, вот вы и крушите с общего согласия!

 

21.9.1925

(Письмо от Роджони и Роти)

 

У.: Имеет ли значение то, что в Японии часты землетрясения и пожары?

Ш. А.: Особого значения нет, это происходит издавна.

У.: Почему же именно Япония выбрана для этого?

Ш. А.: Землетрясения и прочее происходят там уже двадцать тысяч лет. Они — не новость. Япония — страна деревянных стро­ений, и японцы имеют обыкновение спать в одежде, так, чтобы при первых признаках опасности возможно было покинуть дом. Так же привыкли они хранить все самое дорогое в одном месте. Начнись пожар или землетрясение, японец попросту покинет дом, взяв свои пожитки с собой; затем он снова отстроит жилище.

Они свыклись с жизнью, полной опасностей. Лишь недавно ими стал вводиться американский стиль: стали строиться каменные дома. Но это имело гибельные последствия. Вся Иокагама прак­тически разрушена.

У.: Она превратилась в груды руин. Но население растет столь стремительно, что жизни, унесенные землетрясением, для них ничто.

Ш. А.: Подобные, но не столь гибельные землетрясения бывали и раньше. Помимо прочего, электричество, водопровод и иные подобные устройства увеличили опасность. Они пытаются исполь­зовать армированный бетон, считая, что он будет соответствовать необходимым требованиям. Детскую же смертность они сократили до минимума. Кроме того, они очень гигиеничны — японцы самые чистые люди в мире.

У.: Даже в Индии теперь стали понимать значение санитарии.

Ш. А.: Где именно?

У.: В Ахмедабаде Санитарный Комитет силами муниципальных служащих и некоторых добровольцев провел очистку одного из крупнейших, теснейших и густонаселенных районов — Мандви. На работу ушло больше трех дней. По окончании же работ были прочитаны лекции о необходимости и средствах поддержания чис­тоты в районе. Цель — постепенно очистить весь город.

У.: Пока Санитарный Комитет будет на одном краю города, другой, оставленный им, может снова стать таким же грязным, как и был.

У.: Если будет подготовлено общественное мнение и пробуждена потребность в санитарии, то после подобных попыток ответствен­ность за соблюдение чистоты возможно будет передать законода­тельным органам.

Ш. А.: Да, такие вещи требуют витальной энергии. Для нации, подобно нашей, испытывающей витальную депрессию, эти попытки необходимы и благи, так как они выводят ее из состояния тамаса — инерции, в которое нация скатилась.

У.: Вы хотите сказать, что каждый человек должен выйти из состояния витальной депрессии?

Ш. А.: Да. Если вы являетесь ее жертвой, вы не сможете в течение долгого времени работать на физическом плане, сохраняя разум бодрствующим.

У.: X. изучал музыку.

Ш. А.: Под освобождением от витальной депрессии я имел в виду нечто другое. Подразумевалось некое делание на физическом плане, и не обязательно только физическая работа, но работа строго регулярная. Неукоснительная, выполняемая в здравомыслии, не приводящая к усталости или ментальной апатии; работа и осознание того, что она исполнена хорошо, без ошибок и небреж­ности.

У.: А если предположить, что человек будет работать механи­чески?

Ш. А.: Нужно не это. Разум человека должен бодрствовать. Европейцы работают успешно, поскольку им присуща эта привычка бодрствующего разума.

У.: Я показал X., как готовится халва, и научил его тому, как делать это каждодневно, отдавая этому занятию по десять минут. Он стал возражать, — он, мол, к этому не приучен, да и заниматься этим каждый день сложно! Смешно, что, в конце концов, он заявил: «Понимаешь, это — не наша работа!» (Смех.)

Ш. А.: И ты это понял!

 

6.10.1925

Ш. А.: (повернувшись к ученику) Я рассказал Матери о теории, согласно которой линии пальцев подвержены изменениям. Она разделяет взгляды наших хиромантов (самудрика) в том, что рекха — линии руки — меняются. Юристы совершили ряд ошибок, и это широко известно, поскольку в указанных случаях отпечатки пальцев лжесвидетельствовали.

Однажды рассматривалось знаменитое дело военного, которого обвиняли в том, что он брал от немцев взятки. Дело рассматривалось различными судами, и, в конце концов, человек был оправдан. Когда обвинение предъявило отпечатки пальцев, судья отказался придавать им какое-либо значение, назвав их клочком бумаги. В Собрании Франции проводилось обсуждение проекта положения, которое обязывало бы каждого иностранца сдавать отпечатки паль­цев. Встречное положение состояло в следующем: по причине унизительности процедуры применять ее не следует - разве сами члены Собрания согласились бы на такое?

4.6.1926

У.: Некоторое время тому назад вы говорили, что символизм «Вед» до известной степени условен, например, «корова» рас­сматривается как Свет Истины. То же возможно сказать и о символизме буддийском и древнеегипетском. Разве нет такой сим­волики, которая могла бы быть названа универсальной, то есть обладающей реальностью, не зависящей от ментального значения слов и образов?

Ш. А.: Если подобная символика вообще существует, она дол­жна основываться на истинном соответствии между планами соз­нания, и эти символы должны обладать универсальностью. Счита­ется, что такую символику представляют числа, так как, несмотря на свою ментальность, они имеют соответствие в каждом плане существования; скажем, двойка относится к полярным понятиям: мужское-женское для пола, позитивное-негативное, притяжение-отталкивание, добро-зло и так далее; четверка соответствует воле и творческому действию; семерка считается представляющей инди­видуальное сознание, прикоснувшееся к Универсальному, постигаю­щее его силы; восьмерка соотносится с кармой; девятка — с жизнью и циклической эволюцией.

Подлежит ли идее численной символики истинное основание? Или, иными словами, существуют ли реалии, являющиеся ис­тинными символами? Числа представляются чем-то особым; они кажутся самодостаточными, абсолютными и неизменными, управ­ляющими всем миропониманием. Вероятно, именно это заставило пифагорейцев и многих прочих мистиков увидеть в числах высшие абстрактные образы законов бытия, не так ли?

Ш. А.: Как по-вашему, чем символ отличается от реальности?

У.: Символ — обладающая значением форма одного из планов существования, раскрывающая перед человеческим разумом реаль­ность, принадлежащую другому плану, скажем, флаг страны.

Ш. А.: В этом смысле здесь, на плане земного, все является СИМВОЛОМ чего-то, находящегося за физическим планом. Наши тела, витальное существо, ментальное существо — все они являются символами; они — целое пространство символов.

Существуют аутентичные символы, такие как ведийская «ко­рова», означающая «свет» и одновременно четвероногое животное, носящее это имя. Для арийцев она была чем-то драгоценным, именно ее забирали грабители. В этот символ риши вдохнули жизнь; форма была дана их разумом, и форма обратилась опытом.

Некоторые люди утверждают, что «корова» не может соответ­ствовать «свету». Но что же подразумевается под «стадами Солнца»? Единственно — «лучи солнечного света». Существуют и определен­ные, почерпнутые из жизни символы: например, «гора» означает «рост», восхождение. «Мост» или «речная переправа» также симво­лы, взятые из жизни.

Наконец, существуют некие символы с собственно присущим им приложением: например, акаша - небо - соответствует Вечному Брахману. Для любого народа и любой культуры «небо» всегда является символом Бесконечного. «Солнце» же всегда соответствует Супраментальному Свету, это — Солнце Знания.

И, наконец, существуют ментальные символы. Будучи однажды зафиксированы, они становятся активными на своем плане, на­пример: «ОМ», числа, алфавиты, геометрические фигуры, — каж­дый обладает своей собственной интерпретацией; скажем, квадрат для меня всегда был символом Сверхразума: это — совершенная фигура.

У.: Как же вы смогли понять, что квадрат — символ Сверхразума?

Ш. А.: Возможно, кто-то уже и обнаружил это на ментальном плане, а, может, некая сила даровала это знание именно моему разуму. Я не искал его значения: для меня квадрат - Сверхразум, и мне этого достаточно.

Треугольник указывает на мир, сформированный тремя низ­шими силами. Другой треугольник — с перевернутой вершиной — указывает на три высших плана бытия. Когда треугольники эти налагаются друг на друга, возникает новый символ. Древние на­ходили удовольствие в этих рассуждениях.

Возможно также, что одна и та же реальность будет искать воплощения в различных символах, и, превзойдя их, вы найдете, что она есть Бесконечное, не ограниченное символами.

У.: А что вы думаете о тантрических звуках «хринг», «клинг» и так далее?

Ш. А.: Это не просто звуки, за ними должна скрываться некая Сила. Это же верно и в отношении Мантра-Сиддхи; три состояния представлены слогом «ОМ», в различных людях они могут дейст­вовать различно.

У.: Числа универсальны, почему же они не могут быть универ­сальными символами?

Ш. А.: Они абсолютны лишь для человеческого разума; они неотъемлемы от нашего образа восприятия. Возможен иной план сознания, где они утрачивают свою абсолютность, где «единица» в то же самое время может быть и «двойкой».

Числа — способ восприятия определенных неизменных реалий физического плана. Подразумевается при этом, что разум может членить Бесконечное: возьмите одно, другое, третье, а затем ска­жите о каждом: «Это — одно». Физически существуют определен­ные, незыблемые законы, скажем, невозможно пройти через дверь, не открыв ее, но где-то может существовать и противоположность этим законам.

У.: В новой геометрии постулаты и аксиомы изменились, они уже не те, что были прежде в обычной геометрии.

Ш. А.: Ныне в геометрию можно включить все. Существуют мнимые числа, скажем, корень из минус единицы. Это — мнимое число, которое не может быть осознано разумом и представлено некой материей, и все же число это соответствует некой реальности.

У.: Не противоречие ли это?

У.: Отнюдь: они хорошо рассчитаны и очень логичны.

Ш. А.: Что такое минус единица? Это число вне нашей гаммы, так же, как и звуковые колебания, не слышимые нами, но,  тем не менее, существующие. Наша сфера обходится положительными числами, отрицательные же противостоят ей. Но это не означает того, что они не существуют. Они даже могут дать знать о себе разуму.

(Обратившись к ученику.) Чувствуете ли вы себя одним суще­ством? Но все же совершенно ли вы уверены в том, что в вас нет другого? Итак, вы чувствуете себя единым телом, но в то же время в вас множество различных личностей. В вас имеются позитивные личности, но ведь возможны и негативные! Тогда вы обретете отрицательное число! Существует взаимопроникновение одного в другое и известная текучесть, которые и делают это возможным. Будь так и на физическом плане, с физическими реалиями было бы не совладать.

 

8.6.1926

У.: Считается, что жизнь человека управляется звездами. Сим­вол ли это или реальность?

Ш. А.: Не совсем правильно говорить, что человеческая жизнь управляется звездами. Связь со звездами является признаком сил, в особенности витальных и физических. Они оказывают опреде­ленное воздействие на человека и его судьбу. Людьми, нашедшими внутреннее основание для подобных исчислений, видимо, были халдейские оккультисты. Ныне же осталась лишь традиция. Астро­логия и поныне не является точной наукой, она не вполне мен­тальна. Только человек, чей разум может соприкоснуться с силами, скрытыми за звездами, может дать верное предсказание. Важной для человека является внутренняя жизнь, а на нее звезды почти не влияют.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 260; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!