Между 6 и 10 августа 1926 года 15 страница



В четыре все собираются в обычном для бесед месте, на веранде. Все сидят в молчании, полные надежды; кто-то шепчется с соседом. И разум собравшихся здесь безмолвно повторяет: «Когда же Он придет? Пусть Он войдет». Четыре пятнадцать — хорошо знакомое старое, и в то же время такое новое «тик» за дверью! Дверь медленно отворяется. Первым входит Мастер, за ним следует Мать в белом, слегка кремовом сари с широкой красной каймой. Он занимает свое обычное широкое японское кресло. Мать садится по Его правую руку на маленький стульчик. На краткое время — минут на пять — воцаряется полная тишина.

И тогда он обращает свой взгляд на каждого в отдельности. Минуты растворяются в тишине.

И снова во всех поднимается волна эмоций, все снова погружены в океан некоего божественного чувства. О, если бы это переживание объяло Вечность! Время в своей скудости и текучести проклято людьми. Но что не так в течении времени? Если такая Любовь и Божественная Радость возможны в нем, пусть нищее время течет, пусть Вечность свою объемлет! И да преобразится мир в Божест­венное! Другое сильное желание выходит на поверхность: «Не нужно выражать; пусть целая Вечность пройдет в тишине!»

 

* * *

 

Придя на вечернюю беседу, Мастер, лучась радостью, спросил с улыбкой: «Чего вы хотите сегодня? Помолчим или поговорим?» Словно Он пришел сюда, чтобы исполнить любое наше желание. На время воцарилась тишина. Затем из этой тишины возникло движение. Сердца учеников воспарили в предожидании — сегодня слуха их касается отнюдь не человеческая речь, но слово Боже­ственного. Услышать человеческим слухом Голос Божественный! Что за чудо!

Содержание того, о чем Шри Ауробиндо говорил 15 августа 1924 года (В этом году он появлялся в 9.10 утра и в четыре часа пополудни. Он говорил в течение 30 или 35 минут, перед этим 10—15 минут он оставался молчаливым.)

Стало привычным ждать от меня в этот день какой-то речи. Я предпочел бы общение в Безмолвном Сознании, ибо речь обра­щается к разуму; посредством же Безмолвного Сознания можно прийти к большей глубине. Все мы практикуем йогу, которая в некоторых существенных моментах совершенно отлична от всех прочих методов, носящих то же название. В соответствии со старым методом мы должны нечто избрать: интеллект или эмоцию, или нолю, или же мы должны прийти к распознаванию отличия между Пурушей и Пракрити, сознательной Душой и Природой. Тем самым мы приходим к Бесконечному Знанию, Вселюбящему и Всепрекрасному Высшему Началу или же к Безграничной Безличной Воле, или к Безмолвному Брахману, стоящему за нашим разумом, эмоцио­нальным существом или волей, или же — к нашему индивидуаль­ному Пуруше.

Наша йога не ставит целью достижение безличной бесконеч­ности Знания, Воли или Ананды. Ее цели — реализация Высшего Бытия, Бесконечного Знания, лежащего за ограниченной бесконеч­ностью человеческого знания; Безграничной Силы, являющейся источником нашей личной воли и Ананды, которую не объять поверхностными движениями эмоций.

Это Верховное Существо, реализацию которого мы осуществ­ляем, — отнюдь не безликая Бесконечность, но Божественная Лич­ность; чтобы реализовать Его, мы должны сознательно превзойти свою собственную истинную личность. Вам необходимо познать свое внутреннее существо. Эта Личность не является внутренними ментальным, витальным или физическим существами и сознанием этих существ, как на то неоднократно ложно указывалось; Оно — суть ваше истинное Существо, которое непосредственно связано с Высочайшим. Развитие человека в природе происходит постепенно, но каждому требуется познать собственную Божественную Лич­ность, находящуюся в Сверхразуме. Каждый по сути своей един с Божественным, в природе же каждый является частичным воп­лощением Высшего Существа.

Имея такую цель в нашей йоге, мы хотим обратить ее к жизни и трансформировать ею жизнь. Прежние йога не позволяли про­извести такую трансформацию, ибо они не выходили за пределы разума. Они ухватывали ментальные опыты, когда же они под­ходили к тому, чтобы приложить их к жизни, те вырождались в ментальные формулы. Возьмите, например, ментальное пережи­вание Бесконечного или применение принципа Всеобщей Любви.

Поэтому нам нужно сознательно расти во всех планах нашего существования; нужно низвести Высший Свет, Силу и Ананду, чтобы они управляли и самыми поверхностными, самыми внешними аспектами жизни. Мы должны объединить себя и узреть все то, что происходит в природе: ни одно даже самое ничтожное движение, ни единый внешний акт не должны остаться незамеченными. Ре­ализация подобного процесса в ментальном и витальном планах достаточно проста. Но в планах физико-витального и физического силы неведения сохраняют свою власть, они царствуют во всей своей мощи, упорствуя в том, что они считают вечными законами. Они препятствуют прохождению Высшего Света, ни перед кем не спуская своего флага. Именно здесь силы тьмы вновь и вновь обволакивают существо, и даже тогда, когда физико-витальное открывается, элементы неведения поднимаются с низших уровней физического существа. Работа с ними требует чрезвычайного тер­пения. Физико-витальное и физическое существа не приемлют Закона Высшего, они упорно отстаивают свое. Для своего упорства и своей игры они находят либо интеллектуальное, либо некое иное оправдание; так, под различными предлогами, они пытаются отвра­тить садхака от истинного пути.

Как правило, витальное существо отличается крайней нетерпеливостью, оно жаждет стремительного свершения работы над физико-витальным и физическим планами. Это приводит к чрезвычайно жесткой реакции, я потому ментальное и витальное су­щества вместо того, чтобы воспользоваться Высшим Светом и Силой, должны сдаться на милость этой Силы. Мы не должны удовлетворяться частичной трансформацией. Нам необходимо низ­вести Высшую Силу до физического плана, чтобы она управляла самыми внешними аспектами существования. Разум не в силах управлять ими. Мы должны призвать Высший Свет, Силу и Ананду, чтобы трансформировать нашу нынешнюю природу. Для этого необходима полнейшая искренность в каждой части существа, что позволило бы ясно увидеть все происходящее в нем — в существе, ищущем Света, одного только Света.

Второе условие для нисхождения Света, для того чтобы этот Свет управлял всеми аспектами существования, включая и мель­чайшее, — это сознательный рост Божественной Личности человека, находящейся в Сверхразуме.

Порой садхакам свойственно удовлетворяться переживаниями. Одними лишь переживаниями довольствоваться не следует.

И еще один момент: все мы отдались поискам одной и той же Истины, мы достигли известной солидарности, следовательно, взаи­мовлиянием мы можем способствовать или же препятствовать на­шему прогрессу.

Условия трансформации существа — это открытие себя Высшему Свету и полная самоотдача ему. Это влечет за собой трансфор­мацию; итак, полная искренность, открытость Свету и отдача себя ему, а также постепенный рост сознания во всех планах — условия, необходимые для того, чтобы стать идеальным садхаком в этой йоге.

15.8.1924

Появился Шри Ауробиндо; предвосхищая вопрос о садхане, он спросил у X.: «Вы хотите, чтобы я придерживался традиции?»

У.: Я думал спросить у вас о вашей садхане, но боялся, что буду отослан к Безмолвному Сознанию.

Ш. А.: Стало быть, вы хотите, чтобы я, подобно Карлейлю, поведал вам о Безмолвном Сознании? Его проповедь молчания состоит из сорока томов.

У.: В Безмолвном Сознании мы так и не сможем понять, где вы?

У.: Нам хотелось бы узнать именно о вашей садхане.

Ш. А.: Я делаю одно и то же раз за разом, и с каждым разом это выходит у меня лучше и лучше; вот и все, что я могу сказать.

У.: Очень обнадеживающее открытие.

У.: Нам это известно.

Ш. А.: Разве? А я-то считал эту новость свежей. Физический уровень крайне неподатлив, он требует детальной проработки. Вы отрабатываете нечто до тех пор, пока не приходите к мысли, что эта часть работы завершена; но тут возникает нечто новое, и вам вновь приходится работать в том же самом месте.

Это вам не разум и не витал, где Высшей Силе работать проще. Помимо прочего, там — в разуме и витале — вам достаточно уста­новить общий закон, оставляя вне рассмотрения детали; но в физическом — все иначе; оно требует неистощимого терпения и детального рассмотрения.

У.: В витале вы словно скачете на коне.

Ш. А.: Да, виталу присущи ощущения движения и успеха, физическое же всегда отрицает ваши достижения, повторяя вновь и вновь одно и то же; исходя из этого, о нем не скажешь большего.

У.: По каким признакам человек может понять то, что в физическом установился высший покой?

Ш. А.: В части или в целом?

У.: Во всей сфере физического.

Ш. А.: Но ведь прежде, чем там сможет воцариться высший покой, вы должны взрастить свое физическое сознание.

У.: Каким образом?

Ш. А.: Подобно тому, как вы обретаете сознание разума или же витального существа, так же и тело ваше должно обрести сознание. Когда имеется это сознание, вы ощущаете покой, как нечто твердое (вещественно), как некую недвижимую глыбу, ко­торую не в силах пошатнуть даже наиматериальнейший удар (го­ворить о ментальных и витальных потрясениях даже не приходится).

У.: Каково ваше нынешнее положение относительно смерти, если исходить из теперешнего состояния вашей садханы?

Ш. А.: Здесь следует ввести три момента:

1) внезапная атака и случай;

2) возрастное воздействие;

3) мой собственный выбор, приводящий к невозможности этого в данное время, или же нечто явленное мне и убеждающее меня в этой невозможности.

У.: Порой у меня возникает мысль о том, что будь тело испол­нено высшего Покоя, Силы и Ананды, оно было бы свободно от смерти.

Ш. А.: Это — лишь общий принцип. Но он не подходит к физи­ческому плану. Вам необходимо отработать все детали. Это очень напоминает индийские политические движения, где установление общего правила (или принципа) считается вполне достаточным; на детали внимание никогда не обращается.

У.: Когда витальное существо обретает Покой, Силу и Ананду, порой кажется, что и тело становится бессмертным.

Ш. А.: Это происходит вследствие того, что витал начинает отра­жать свой свет на физическое. Витальный Пуруша бессмертен, и это создает ощущение бессмертия тела; истинной же победой это не является. Свами Брахмананда (из Чхандода) дожил до трехсотлетнего возраста, годы практически на нем не сказывались; но однажды он укололся о ржавый гвоздь, и эта ничтожная ранка привела его к смерти. В физическом плане нечто, не отработанное вами, вдруг является, давая понять, что ваша победа не абсолютна. Именно по этой причине процесс этот столь продолжителен. Высшее Сознание должно быть установлено в каждом атоме тела, в противном случае нечто останется незамеченным; скрытое в глубинах низшего физиче­ского существа, известное враждебным силам, оно станет вашим слабым местом, точкой приложения их атак. Они могут создать определенную комбинацию условий, при которой будет пробуждено то, что не было отработано, что было упущено вами; прежде чем вы сможете взять их под свой контроль, они уже будут бесконтрольны. В таком случае они могут уничтожить вас.

У.: Почему же физическое столь неподатливо и неясно?

Ш. А.: Что вы хотите, это — природа. Это — механизм. Будь физическое иным, все свершалось бы куда проще, оно уже было бы исполнено; для этого не потребовалось бы ни кальп, ни манвантар. Садхана стала бы чрезвычайно простой. Но Господь не пожелал, чтобы это свершение было простым.

У.: Не так давно вы говорили нам о том, что несколько подобных попыток делалось и в прошлом, но по ряду причин попытки эти были безуспешными. Будет ли достигнут успех на этот раз?

Ш. А.: Не знаю.

У.: Но ведь вы говорили о том, что это возможно и что на это раз нечто будет сделано.

Ш. А.: «Это возможно» и «это будет сделано» — не совсем одно и то же.

У.: Нет-нет, речь не о том. Он хочет узнать, не хотите ли вы как-то изменить названное утверждение.

Ш. А.: Единственное, что я могу сказать в ответ, — спросите меня через год; в следующем августе. Сегодня я на это возлагаю большие надежды, чем в прошлом году. Прошлый год был крайне тяжелым годом моей садханы. Я был атакован самыми темными физическими силами. В этом году они все исчезли.

У.: Когда будет завершен этот труд?

Ш. А.: Вы ждете от меня пророчеств? Это зависит не только от меня; о времени мы знаем менее всего. Установление некоего предела скорее приведет к большей длительности; вспомните лозунг: «Сварадж за год». Кроме того, участвующему в работе йогину Высшее не раскрывает всех своих секретов. Лишь тогда, когда универсальные условия будут соблюдены, ему будет явлено все; тому же, кто сохраняет бесстрастие, открывается большее, чем тому, кто страждет. К тому же и Высшее не даст детального определения, пока не созреют универсальные условия; тогда оно уже низойдет со всей определенностью. До той поры все является работой универсальных сил. Рассмотрим, например, случай физичес­кого заболевания, к которому вы склонны по природе. При отработке его вы обнаруживаете, что оно продолжает появляться, но теперь уже в иных формах. Вы не освободитесь от него без работы над всеми его деталями, в каждой же из этих деталей вы можете увидеть лишь возможность и моральную непреложность. И не то чтобы Высшее не обладало постоянным знанием; оно попросту не вмешивается в игру, пока не возникают соответственные универсаль­ные условия. Решение, над которым работают универсальные силы, одновременно являются и решением Высшего.

У.: Выполнены ли эти универсальные условия, если рассмат­ривать физическое?

Ш. А.: Для физического сознания выполнение общих условий обеспечено; остался наиматериальнейший уровень, уровень самый опасный.

У.: Почему же он является самым опасным?

Ш. А.: Потому что он плотен, тверд; потому что он может отказать или же совершенно оставить свое естество. Он наименее открыт для разума; для работы с ним вам потребуется Высшая Божественная Сила. Кроме того, вся самскара — укоренившиеся впечатления — мира будет сопротивляться вашим попыткам. Нечто свыше должно снизойти и устранить эту преграду.

У.: Мне кажется, что рано или поздно идущие неторопливым путем придут к такому же овладению физическим, что и работа­ющие в концентрации.

Ш. А.: Да. Но идущим поэтапной тропой, возможно, каждый раз придется сражаться с целым, и это препятствие будет возникать вновь и вновь; в то время как в процессе, который я подразумеваю (и чему я следую), работа исполняется просто и скоро. Одно движение Высшей Силы, и все уже сделано.

15.8.1925

Наша йога имеет целью открытие супраментального существа, супраментального мира и супраментальной природы, а также их воплощение в жизни. Но мы должны остерегать себя от опреде­ленных, обычных в таком случае ошибок, которые вполне могут возникнуть. Людям представляется, что определенные силы, такие, как анима, гарима, контроль над физическими функциями, дар целителя — являются супраментализированным физическим. Во многих случаях эти силы обретаются теми людьми, которым уда­лось—сознательно или бессознательно — открыться сублиминальному существу, из которого эти силы исходят. Существует мно­жество примеров людей, которым эти силы были присущи, но сами люди не ведали ни о Сверхразуме, ни о йоге.

Существует идея, в согласии с которой к этой йоге и в прошлом приступали бессчетное количество раз; Свет нисходил и отступал, и так раз за разом. Это не представляется правильным. Я пришел к тому, что супраментальное физическое тело в мир не являлось; в противном случае оно было бы здесь. И поэтому мы не должны принижать значение своих попыток, не должны чинить препятствий на пути его достижения.

Не пришло еще время говорить о том, какой же будет природа окончательной трансформации. То, что воплошалось прежними йогами в их жизни, происходило, в основном, благодаря контролю витального существа над физическими функциями. Наша цель — отнюдь не достижение витальных Сиддх, контроль над субстанцией и функциями физического, осуществляемый витальной силой. Мы стремимся к полной трансформации всего нашего существа на всех планах его проявления. Трансформация физического или же овла­дение им никогда не становились целью старых методов, они не пытались прямо овладевать им.

Высказывается и такая идея: поскольку все — суть Одно, все, что нам нужно сделать, это прийти к реализации одного Сознания, Сознания Единства, пережить его опыт на различных планах нашего существа. Это — ошибка, порождаемая обусловленностью идеями Веданты. Верно то, что существует одно Сознание, и то, что мы должны реализовать его; но останавливаться на этой реализации мы не вправе. Мы должны, как я это только что говорил, трансфор­мировать все наше существо.

Существует идея, что наша йога является попыткой сознатель­ной эволюции. Здесь дух включается в Материю, превращая ее в субъект. В процессе эволюции витальное, ментальное существа должны обрести здесь проявленное существование. Наши усилия направлены к тому, чтобы подняться от разума к Сверхразуму.

«Тайттирия Упанишада» говорит о физическом существе как о восходящем до витального; о витальном как о восходящем до ментального; о ментальном как о восходящем до супраментального и до сознания Ананды. В другой Упанишаде говорится о том, что человек, достигший Сверхразума, ускользает через «варата Солнца». Идеи же сознательного нисхождения к жизни вслед за достижением Сверхразума здесь нет.

Но возможно представить весь процесс и как инволюцию — инволюцию существа, проявленного в Сознании Истины Сверхра­зума, которое, сохраняя свою совершенную сущность, нисходит до физического существа.

В своей садхане мы заметили то, что в ней наличествует восходящее движение. Но оно — отнюдь не все; мы не должны удовлетворяться лишь восхождением. Нам необходимо и новое нисхождение — сознательное низведение Супраментального Света, Истины и Гармонии для того, чтобы они управляли нашей природой, для того, чтобы они трансформировали эту природу, то есть разум, жизнь и наше тело. Таким образом, это — эволюция низших сил до Истины, в которой Дух нисходит в Материю, и затем воплощение этой Истины во всей природе.

Отнюдь не каждый способен на это. Существует идея о том, что эту йогу могут исполнять все, но эта идея верна лишь отчасти. Не всех призовет она. Можно говорить о том, что в каждом скрыты возможности исполнения этой йоги. Но это может поддерживать их лишь в известном приготовлении к йоге и не более. Бескрайние ментальные пространства, изнурительное, тяжкое, изматывающее бремя отвержения низших движений, обладающих витальной при­родой, еще более тяжкая задача привнесения изменений в физиче­ское существо — все это по силам далеко не каждому. Прежде всего, мы хотим достичь трансформации всего нашего существа, его супраментализации. Но это не все; мы должны призвать эту Силу и направить ее на внешнюю жизнь, чтобы и в ней уста­новились Истина и Гармония. Я уже говорил вам о том, что не пришло еще то время, когда станет возможным говорить о природе этой предельной трансформации. В должное время это откроется. От вас же требуется одно: все более и более открываться Истине. Что до остального, то работа над собой свершится, будучи движима волей Верховного Ишвары.

15.8.1925

Вечерняя беседа, Щри Ауробиндо появился в 19.00

 

Ш. А.: Может быть, кто-нибудь хочет поддержать традицию?

У. Мы просто ждем сигнала к этому.

Ш. А.: Свисток дан, можете начинать.

У.: Нам хотелось бы услышать о вашей садхане.

Ш. А.: (на бенгали) Моя садхана! Разве садхану творю я? Спросите о чем-нибудь другом.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!