Речь Шри Ауробиндо, прочитанная 15 августа 1926 г.



 

Сегодня я хочу сказать несколько слов о 15 августа. Вопрос этот был поставлен передо мной недавно, ответил же я на него отрицательно, — дабы исключить возникновение определенных мен­тальных и конвенциональных построений вокруг этого вопроса.

Теперь я скажу и о позитивной стороне. Она, эта сторона, существует; не будь ее, не было бы смысла и в этом празднестве. По вполне очевидным причинам я не стану соотноситься с аспектом личного; я скажу о чем-то общем, имеющем отношение к тому его значению, которым этот день может и должен обладать по отношению к йоге, нашему обычному объекту.

Чем этот объект - эта йога - является, вы, в принципе, знаете. Это — низведение Сознания, Силы, Света, Реальности, иных, не­жели сознание, которым здесь, на Земле, довольствуются обычные люди; эти Сознание, Сила, Свет и Реальность предназначены к тому, чтобы пробудить сознание Земли и трансформировать все, что здесь находится.

Это возможно лишь тогда, когда будет предрешено Свыше. Но, с другой стороны, произойти это может только тогда, когда самосознание Земли в какой-то своей части, в ком-то из числа живущих здесь, на этих низких планах, будет готово к принятию этого. Если это Сознание, эта Сила низойдут, они пребудут здесь во веки веков; для жаждущих этой Истины и достойных ее она всегда будет здесь.

Мы наделили особым значением этот день; это будет оправдано, если мы будем жить в свете Истины, которую он символизирует. В этот день мы можем определять степень продвижения в личном и общем прогрессе.

Этот день должен стать днем посвящения и самооценки, днем подготовки к дальнейшему продвижению, по возможности, к при­нятию особой Силы, которая и будет реализовывать это продвижение.

В прошлый раз я подразумевал именно это. Именно мы можем сделать этот день значимым в названном смысле, именно мы можем содействовать исполнению этого.

Прежде всего, должно присутствовать чувство посвящения; мы должны взглянуть внутрь себя, в свое прошлое, чтобы увидеть, сколь далеко мы ушли, что в нас достигло зрелости, что так и не изменилось, хотя и должно измениться, что подлежит нашему стремлению к полной трансформации, что продолжает сопротив­ляться и что все еще остается неясным. Должна присутствовать устремленность; необходимо призывать Силу, чтобы та осуществила это изменение, которое мы считаем необходимым.

Всего названного мы не сможем произвести, если в этот день мы войдем в сумятице; необходимо одно; интенсивная концент­рация, удерживающая внутреннее существо в состоянии готовности и обращающая его к выси, чтобы оно могло воспринять Свет. Степень искажения нами высшей активности и потеря энергии, необходимой для осуществления внутреннего изменения, пропор­циональны степени нашей отдачи внешним движениям. То, что отличает сегодняшний день от обычных дней, должно свершаться либо как часть самого движения, либо как нечто, находящееся на периферии нашего существа, нечто, что не может нарушить внут­реннее движение. Все же привычное сегодня следует употребить для продвижения вперед.

И если вы приходите ко мне утром, то это делается в исполнение обычной церемонии; но вы должны приготовить свои души и разум к принятию. Если вы слушаете меня сейчас, но услышанное затрагивает и ублажает лишь ваши ментальные интересы, я лучше умолкну. Но если как-то затрагивается и ваше внутреннее суще­ство — ваша душа — то этот день обретает и пользу, и смысл. И медитация должна совершаться в соответствии с этими же ус­ловиями; тогда, даже при отсутствии нисхождения чего-то значимо­го, произойдет определенная инфильтрация грядущих свершений.

Вот единственное значение 15-го августа с точки зрения нашей йоги.

Что же касается оценки нашей работы, в смысле того, где вы находитесь, как далеко вы ушли и так далее, то следует кое-что запомнить. Это знание предназначено для разума.

Во-первых, запомните, что свершения, являющиеся целью прочих йог, становятся для нас лишь первыми шагами, первыми условиями. На прежних путях йоги люди удовлетворялись переживанием Брахмического Сознания или же Космического Сознания, неким нисхож­дением Света и Силы, известным прозрением Бескрайнего.

Считалось достаточным, если разум достигал определенных духовных переживаний и подвергался частичной трансформации, не утрачивая связи с витальным существом.

Они искали статичного состояния, освобождение рассматрива­лось как конечная цель, конечный итог.

Реализация всего этого: открытие себя для Безграничной Силы мира, прозрение и переживание ее, полный выход за рамки «эго», реализация Всеобщего Разума, Всеобщей Души, Всеобщего Духа — все это лишь первое условие.

Мы должны призвать это великое Сознание прямо в витальное и физическое существо, чтобы верховные Покой и Всеобщность во всей своей полноте простирались от вершины до основания.

Если это не будет сделано, не будет выполнено первое условие трансформации.

Второе: мы должны знать и помнить о том, что совершенное выполнение возможно лишь при совершенном выполнении всего и вся. Открыть разум и витальное существо, предоставив физическое существо свойственной ему омраченности, явно недостаточно.

Так же и в трансформации: если не трансформировано витальное существо, не может быть трансформирован и разум. Без транс­формации витального существа реализация невозможна, ибо витальное существо и является реализующей силой. Если разум изменен лить частично, если витальное существо открыто и изме­нено также частично, то для наших целей этого недостаточно. Витальное существо во всей его полноте не может измениться без того, чтобы перед этим не было открыто и изменено физическое существо; божественное витальное не может реализовать себя в неподходящей для этого внешней жизни.

Мало изменить внутреннее физическое существо, должен тран­сформироваться и человек внешний. В итоге в этой йоге работа ведется тотально — здесь одно зависит от другого. И потому остановка может быть лишь приготовлением к следующей жизни, но никак не победой. Прежде чем станет возможным перманентное изменение, необходимо осуществить полное изменение. Третья вещь, которую необходимо запомнить, состоит в следующем: когда все будет изменено и совершено, станет необходимой полная отдача себя.

Смысл этих слов в том, что ни в одной из частей существа не должно происходить резервирования, не может быть никаких ком­промиссов со старыми привычными мыслями, с образом действий, присущим человеку. Если нечто сохраняется, то тем самым не приемлется Истина, и мы снова впадаем в старую ошибку частично­го изменения и частичной трансформации. Мы не должны потвор­ствовать неведению, мы не вправе оставлять ему и пяди.

Для нас не должно существовать подобных теорий, подобных компромиссов между ложью и Истиной, между высшей и низшей природой. Мы должны приступить к работе, памятуя о названных условиях.

Громадность требующего свершения не должна вести к пес­симизму; путь тяжел и долог, он не может быть пройден чудесным образом. Завершить его возможно лишь при широком, всеобъем­лющем движении.

Каждый шаг должен быть для вас ободряющим знаком, ибо этот шаг совершается в Запредельное; с одной стороны, не следует терять решимости и стремления к победе, с другой — недопустимы нетерпеливость и депрессия: необходима спокойная уверенность в Божественной Воле, спокойное веление — «это в нас свершится», и устремление — «это может свершиться для нас, а значит и для мира».


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!