ЧЕРЕМНЫХ — ЧЕРНЫШЕВСКИЙ 479 21 страница
Э. принадлежит и ряд др. произведений, посвященных как самой математике (напр., «Данные»), так и ее приложениям (оптике, теории музыки). Приписываемые Э. трактаты «Конические сечения», «Ложные заключения» и «Поризмы» не сохранились. Прокл и др. поздние неоплатоники причисляли Э. к последователям Платона, что не подтверждается, однако, никакими текстами самого Э. (Введение в науку аксиоматич. метода приписывают обычно — также в силу традиции — Пифагору.) Нек-рые историки науки считают, что на взгляды Э., сложившиеся под явным воздействием идей формальной логики Аристотеля, оказал также значит, влияние Евдокс Книдский (к-рому, в частности, принадлежит изложенная в «Началах» теория пропорций). Большая часть собственно гео-метрич. содержания «Начал», очевидно, была известна предшественникам Э. (Фалесу, Пифагору, Платону; по др. версиям — Демокриту) и его современникам (Архимеду, Аполлонию). Наиболее оригинальные результаты Э. относятся к теории чисел: алгоритм нахождения наибольшего общего делителя произвольных целых чисел (т. н. «алгоритм Эвклида») и «конструктивное» доказательство бесконечности ряда простых чисел.
С оч.: Начала Евклида, пер. с греч., [т. 1—3], М.— Л., 1948—50.
Лит.: Иеторико-математич. исследования, вып. 1—2, М.—Л., 1948—49; Садовский В. Н., Аксиоматический метод построения научного знания, в сб.: Философские вопросы современной формальной логики, М., 1962.
|
|
И. Вашмакова, Ю. Гастев. Москва.
ЭВКЛЙД ИЗ МЕГАРЫ (ЕбхЫбл?) (жил между 450 и 380 до н. э.) — др.-греч. философ, основатель мегарской школы. Был близок к элейцам, а затем к Сократу, присутствовал, по преданию, при его смерти. Известен сближением учения элейской школы о едином бытии и учения Сократа о всеобщем благе. Идею тождества блага и единого Э. использовал для отрицания движения, многого, опираясь на логич. аргументацию элейцев и этическую — Сократа. Э. и мегарики
положили начало логике высказываний, к-рая получила дальнейшую разработку в стоицизме (см. Древнегреческая логика). По свидетельству Диогена Лаэрт-ского (11, 10, 107), Э. строил свои доказательства апа-гогически (т. е. показывая абсурдность следствия) и подвергал сомнению заключения по аналогии. Из шести диалогов Э. сохранился только один отрывок.
Лит.: История философии, т. 1, М., 1940, с. 143—44.
\В. Зубов"]. Москва, М. Петров. Ростов-на-Дону.
ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ (в биологии) — совокупность представлений о механизмах и закономерностях историч. изменений в органич. природе. Осн. стороны жизни образуют структура, функционирование и генезис. В свою очередь генезис может рассматриваться в двух аспектах — историческом (эволюция) и индивидуальном (онтогенез). Эволюция --процесс очень медленный, поэтому для ранних натуралистов он обнаруживался лишь косвенно, по его результатам — как известная последовательность органич. форм, т. н. «лестница существ». Объяснение этой последовательности первоначально не выходило за пределы идей креационизма, хотя отд. аспекты эволюц. подхода можно обнаружить уже на ранних ступенях развития биологин. Как науч. теория эволюц. учение сложилось лишь в 19 в. с утверждением дарвинизма.
|
|
Становление и развитие Э. т. неотделимо от развития самой биологии, прежде всего от развития системы ее осн. понятий, а также от накопления и систематизации эмпирич. материала. Длит, время единств, элементом живой природы считался организм, на к-рый только и распространялись эволюц. представления. Накопление данных об организмах способствовало быстрому развитию систематики, что в свою очередь привело к формированию концепции вида как осн. систематич. единицы. Изучение многообразия видов увенчалось представлением о едином родословном, или филетич., дереве органич. мира. Фплетич. картина жизни была одним из первых успехов эволюц. идеи в биологии. Если общие контуры филетич. эволюции организмов вырисовывались все более отчетливо, то механизм и движущие силы ее были совершенно не исследованы. Это вызвало появление спекулятивных концепций эволюции, из к-рых наиболее законченной была теория Ламарка. Согласно Ламарку, эволюция организмов представляет собой двуединый процесс: один тип эволюц. изменений обязан действию внутренних (божественных) сил, другой является результатом прямого приспособления к среде, следствием упражнения и неупражнения органов. Обе эти идеи не имели под собой практически никаких фактов, и теория Ламарка не получила поддержки. Но само по себе понимание эволюции как изменения видов приобрело вполне определ. очертания^ прокла^ дывая путь дарвинизму.
|
|
Создавая свою Э. т., Дарвин опирался на обобщение огромного фактич. материала описат. биологии, геологии, палеонтологии, селекции и с. х-ва и исследовал прежде всего процесс изменчивости. Это позволило ему отказаться от ламаркистской идеи прямого приспособления и охарактеризовать движущую силу эволюции как взаимодействие наследственности, изменчивости и отбора. Т. к. в процессе отбора основным контролирующим фактором является среда, эволюция организмов описывалась Дарвином как результат взаимодействия организма и среды. Эта т. зр. стала ядром материалистич. понимания эволюции как одноврем. проявления внутренних и внешних сил развития. Она рассматривалась основоположниками марксизма как одно из решающих доказательств в обосновании диа-лектич. характера развития в живой природе.
Дарвин воспринял уже твердо вошедшую в биологию концепцию вида и говорил об эволюции как о происхождении видов: собственно приспособит, из-
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!