ЧЕРЕМНЫХ — ЧЕРНЫШЕВСКИЙ 479 18 страница
Свою филос. систему III. именует «системой критического персонализма» («Person und Sache», Bd 1—3, Lpz., 1906—24); мир рассматривается как иерархия, система «личностей» различных ступеней (взрослый человек, ребенок, животное, растение, кристалл), однако сама «личность» в понимании Ш. теряет свою личностную сущность, т. е. автономность и самоценность, выступая как «интегральная целостность». Эта «психофизически нейтральная» «личность» (точнее, «персона» — Рег80п)г.отличает персонализм Ш. от идеалистических (спиритуалистических) концепций персонализма , согласно к-рому личность есть духовная сущность. По Ш., сущностью личности является целена-
ШТЕРНБЕРГ—ШТОФФ
523
правленная деятельность, что отличает личность от «вещи», лишенной внутр. активности и детерминированной извне. Различие личности и вещи не есть различие тела и духа (тело и дух, по мысли Ш., суть одинаково мысленные конструкции, результат абстракции). Вещью становится личность низшего порядка, входя в состав более высокой как ее подчиненная часть или орган. К формам вещных отношений относятся такие категории, как каузальность, тождественность, унп-формизм, а равно пространство и время, имеющие характер общих законов, направленных на отрицание конкретно-личного. В своей «телеомеханике» Ш., стремящийся преодолеть дуализм каузально-механистического и целенаправленно-личностного подходов в психологии, выводит эти формы существования вещи как производные от первичной активности личности. В своей этике («Person und Sache», Bd 3) Ш. наряду с иерархией ценностей, соответствующих личностям разного порядка, развивает учение об «излучающей ценности» (Strahlwert), к-рая, исходя из личности высшего уровня, служит и самоутверждению др. личностей, не превращая их только в орудие или средство овеществления (иск-во, религия и др.). Учение Ш., явившееся развитием ряда положений монадологии Лейбница (но лишенное у Ш. тепстич. предпосылок), занимает изолированное место в нем. философии нач. 20 в. и остается малоизученным. Позднейшие аналогии к философии Ш. можно найти в холизме Я. Смэтса и др. (см. Организмические теории).
|
|
Соч.: Allgemeine Psychologie auf personalistischer Grund-lage, Haag, 1935.
■ Лит .: A history of psychology in autobiography, ed. С. А. Murchison, v. 1, Worcester —L., 1930, p. 335—88; Festschrift W. Stern zum 60. Geburtstag am 29. April 1931, Lpz., 1931.
Д . Лялипов , М . Роговин . Москва.
ШТЕРНБЕРГ (Sternberg), Фриц (11 июня 1895— 1963) — один из теоретиков правой зап.-герм, и меж-дунар. социал-демократии, антикоммунист. В 1933 эмигрировал из Германии, с 1939 жил в США. В ряде довоенных работ, посвященных проблемам капитализма, Ш. упрекает Маркса в том, что он якобы недооценивал влияния колониальных стран на развитие капитализма. Ш.— один из авторов теории «второй промышленной революции». Считая автоматизацию истоком этой революции, Ш. утверждает, что под ее воздействием идеалы социализма будут осуществлены в рамках «планируемого» капитализма («Die zweite industrielle Revolution», В., 1956; «Die militarische und die industrielle Revolution», В., 1957). В кн. «Маркс и современность» («Marx und die Gegenwart», Koln, 1955) и в последней кн. «Замечания к Марксу сегодня» («Anmerkungen zu Marx-heute», Fr/.M., 1965), признавая в общем ценность методологии Маркса, пытался доказать устарелость мн. принципиальных положений марксистской теории, призывал к «очищению» марксизма от ленинизма.
|
|
С о ч.: Der Imperialismus, В., 1926; Marxistische Probleme, [В.], 1928; Der «Imperialismus» und seine Kritiker,B., 1929; Eine Umwalzung der Wissenschaft, В.. 1930; Der Niedergang des deut-schen Kapitalismus, В., 1932; Der Faschismus an der Maeht, Amst., 1935; Kapitalismus und Sozialismus vor dem Weltge-richt, 2 Aufl., Hamb., 1952; So endete es . . ., Koln, 1951; Hat der Sozialismus eine Zukunft?, W., 1962.
Г. Волков. Москва.
ШТЁРНГАССЕ (Sterngasse), Йоханнес (р. во 2-й пол. 13 в.— ум. 1314) — нем. философ. В трактатах по натурфилософии и этике, проповедях на нем. яз., комментариях к «Сентенциям» Петра Ломбардского Ш. сочетал идеи Сигера Брабантского и др. лат. авер-роистов с мистич. учениями, близкими к идеям Эк-харта. Полемизируя с Фомой Аквинским, Ш. отстаивал аверроистское учение о вечности небесной материи, являющейся причиной существования вещей земного мира. Оспаривая представления о предсуществовании форм материи, Ш. считал, что формы зарождаются в ее недрах. Примыкая к аверроистской концепции
|
|
«единого интеллекта», Ш. рассматривал индивидуальное чсловеч. сознание как проявление свойственной всему человечеству в целом единой умств. способности. Человеч. душа, по Ш., способна путем созерцания и освобождения от чувств, образов достичь высшего познания божества; сливаясь с ним и растворяясь в нем, она утрачивает собств. индивидуальность.
Лит.: Лей Г., Очерк истории ср.-век. материализма, М., 1962, с. 520 — 26; Grabmann M., Neuaufgefundene lateinische Werke deutscher Mystiker, «Sitzungsberichte der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Philosonhisch-hist. Klasse», 1921, 3 Abh., Munch., 1922; его же, Mittelal-terliches Geistesleben, Bd 1, Munch., 1926, S. 392—450; Land-graf A. M., J. Sterngasse und sein Sentenzkommentar, «Divus Thomas», Freiburg, 1920. А . Горнфункелъ . Москва.
ШТЙРНЕР (Stirner), Макс (псевдоним; наст, имя п фамилия — Каспар Ш м и д т; Schmidt) (25 окт. 1806—26 июня 1856) — мелкобурж. нем. философ-младогегельянец (см. Гегельянство). В кн. «Единственный и его достояние» (Lpz., 1845; рус. пер., М., 1906) Ш., отправляясь от идеи самосознания Штрауса, развил субъектнвно-пдеалистич. версию младогегельянства. Не только религию, но и все социальные институты— гос-во, право, семью, собственность и т. п., он объявлял уродливыми порождениями сознания отдельной личности. Отсюда проистекали крайний эгоизм, концепция, согласно к-рой никаких объективных и необходимых связен индивидов в обществе не существует, и анархизм, согласно к-рому личность не должна признавать никаких обязательных для себя обществ, установлений. Вместе с тем частная собственность представлялась Ш. необходимой формой реализации «Я» и тем самым вечным установлением. Взгляды Ш. были мелкобурж. протестом против бурж. строя. Он не понимал классовой структуры общества, отождествлял пролетариев с пауперами, выступал против коммунизма, противопоставляя ему свой «совершеннейший эгоизм». Взгляды Ш. имели в 40—50-х гг. значит, успех среди бунтарски настроенной мелкобурж. интеллигенции и оказали влияние на Бакунина и Ницше. Маркс и Энгельс дали в «Немецкой идеологии» (см. «Святой Макс», в кн.: Соч., 2 изд., т. 3, с. 103—452) уничтожающую критику субъективного идеализма, мелкобурж. индивидуализма и анархизма Ш., показали полную несостоятельность штирнеровской критики коммунизма.
|
|
Соч.: Die National-Oekonomen der Franzosen und Eng-lander, Bd 1—4, Lpz.. 1845 — 47; Geschichte der Reaktion, Abt. 1—2, В., 1852; Kleinere Schriften, 2 Aufl., В., 1914.
Лит .: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7,
с. 441—45; т. 21 (см. указатель имен); Плеханов Г. В.,
Анархизм и социализм, Соч., т. 4, М., 1925; Саводник В.,
Ницшеанец 40-х годов. М. Ш. и его философия эгоизма, М.,
1902; Маккай Д. Г., М. Ш., его жизнь и учение,
пер. с нем., СПБ, 1907; Ш е л ь в и н Р., М. Ш. и Ф. Ницше,
пер. с нем., М., 1909; Курчинекий М. А., Апостол
эгоизма.М.III. и его философия анархизма, П., 1920; Сереб
ряков М., М. Ш. перед судом Маркса и Энгельса, «Книга
и революция», 1922, Л"» 3(15); Багатурия Г. А., К ис
тории написания, опубл. и исследования «Нем. идеологии»
Маркса и Энгельса, в сб.: Из истории формирования и раз
вития марксизма, М., 1959; Ойзерман Т. И., Формиро
вание философии марксизма, М., 1962, с. 407—17; Hess M.,
Die letzten Philosophen, Darmstadt, 1845; Schellwien
R., M. Stirner und F. Nietzsche, Lpz., 1892; Engert H.,
Das historische Denken M. Stirners, Lpz., 1911; M a u t z K. A.,
Die Philosopliie M. Stirners im Gegensatz zum Hegelschen
Idealismus, В.. 1936; Arvon H., Aux sources de l'existen-
tialisme M. Stirner, P., 1954 (есть библ.); Fetscher I.,
Die Bedeutung M. Stirners fur die Entwicklung des historisehen
Materialismus, «Z. philos. Forschung», 1952, Jg. 6, Bd 52, H. 3,
S. 425; Emge К. А., М. Stirner. Eine geistig nicht bewal-
tigte Tendenz, Mainz, 1964. А . Панфилова . Москва.
ШТОФФ, Виктор Александрович (р. 12 февр. 1915) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1964), проф. (с 1966). Член КПСС с 1944. Окончил филос. фак-т ЛГУ (1937) и аспирантуру (1941). Ведет педагогическую и н.-п. работу в вузах (с 1937), с 1945 — на филос. фак-те ЛГУ. Зав. кафедрой философии Ин-та повышения квалификации преподавателей обществ, наук при ЛГУ (с 1967). Область науч. исследований —
524
ШТОШ—ШТУМПФ
теория познания, методология науч. исследований и филос. вопросы естествознания.
Соч.: Филос. основы теории химич. строения А. М. Бутлерова, «Уч. зап. ЛГУ. Сер. филос. наук», 1956, вып. 7; К вопросу о специфике химич. формы движения материи, «Вестник ЛГУ», 1956, вып. 2, J* 11; К вопросу о классификации форм движения материи в неорганической природе, в сб.: Проблемы развития в природе и обществе, М.— Л., 1958; К вопросу о роли модельных представлений в науч. познании, «Уч. зап. ЛГУ. Сер. филос. наук», 1958, вып. 13, № 248; Гносеологич. функции моделей, «ВФ», 1961, № 12; К критике неопозитивистского понимания роли моделей в познании, в сб.: Философия марксизма и неопозитивизм, М., 1963; Роль моделей в познании, Л., 1963; Моделирование и философия, М.— Л., 1966.
ШТОШ (Stosch), Фридрих Вильгельм (25 дек. 1648 — 20 авг. 1704) — нем. философ-материалист и атеист. В анонимно изданной книге «Согласие разума и веры, или Гармония моральной философии и христианской религии» («Concordia rationis et fidei sive harmonia philosophiae moralis et religionis christi-anae», Amst., 1692) выступал как последователь Спинозы, называя богом единую материальную субстанцию, вечную и бесконечную. Спинозизм сочетался у III. с атомистич. концепцией Эпикура — Гассенди. Осн. внимание Ш. уделял психич. деятельности человека it отношению его к др. людям и к обществу. Рассматривая человека как своеобразную живую машину, Ш. отвергал положение о нематериальности души; сознание, по Ш., обусловлено деятельностью мозга. Т. о., Ш. отвергал осн. положения христ. вероучения о сотворении мира, о воскресении из мертвых, о загробном воздаянии, критиковал учение о провидении. Библию он рассматривал как историч. документ. Христианство Ш. признавал лишь в той мере, в какой оно согласуется с разумом (отсюда и название его сочинения), к-рый он ставил выше веры, отождествляя ее по существу с суеверием.
Духовные власти запретили продажу книги Ш., за нелегальное ее хранение и распространение взимался значит, штраф. В 1694 книга Ш. была публично сожжена в Берлине, а сам Ш. подвергся преследованиям и вынужден был формально отречься от своих взглядов.
В этике Ш. также следовал за Спинозой (детерминизм, относительность нравств. принципов, естеств. происхождение понятий добра и зла). У Ш. встречаются утопич. представления о будущем состоянии общества, в к-ром человечество избавится от бедности, войн, раздоров и др. зол.
Лит.: Ланге Ф., История материализма и критика его значения в наст, время, т. 1—2, СПБ, 1899, с. 243; Ты-м я н с к и й Г., Спинозизм в Германии и Ф. В. Стош, «ПЗМ», 1925, № 8—9; История философии, т. 3, М., 1943, с. 18—20; Г р о п п Р. О., Прогрес. филос. наследие Германии последней трети 17 — конца 18 вв.,«ФН»(НДВШ), 1961, j4» 1; Г у-лыга А. В., Из истории нем. материализма, М., 1962; Mauthner F., Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande, Bd 3, Stuttg.—В., 1922; Stiehler G., F. W. Stosch, в кн.: Beitrage zur Geschichte des vormarxis-tischen Materialismus, В., 1961; его же, Materialisten der Leibniz-Zeit. Ausgew. Texte. В., 1966. Б. Мееровский. Москва.
ШТРАКС, Григорий Маркович (р. 30 авг. 1909) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1964), проф. (с 1965). Член КПСС с 1941. Окончил филос. фак-т МИФЛЩ1938), с этого времени преподает философию и ведет науч. работу в вузах. В 1948—57— зав. кафедрой философии Ярославской парт, школы. С 1959 — зав. кафедрой философии Ин-та повышения квалификации преподавателей обществ, наук при МГУ. Область науч. исследований — диалектич. материализм, диалектика развития социализма, методика преподавания философии.
Соч.: Категория закона в марксистско-ленинской философии, М., 1955; Ядро диалектики и его совр. критики, «ВФ», 1959, J* 4; Предмет диалектич. и историч. материализма, М., 1960; Об особенностях противоречии общественного развития, «ВФ», 1962, № 7; О своеобразии действия закона единства и борьбы противоположностей в период развернутого строительства коммунизма, «ФН» (НДВШ), 1962, № 4; К проблеме конфликта в социалистич. обществе, «Вестн. МГУ. Серия 8. Экономика, философия», 1962, JSB 5; О методике преподавания
обществ, наук и о повышении научной квалификации преподавателей, в сб.: 22 съезд КПСС и задачи кафедр общественных наук, М., 1962: Закон единства и борьбы противоположностей, М., 1967 (совм. с С. П. Дуделем); Общие особенности диалектики в условиях социального единства, в кн.: Диалектика стр-ва коммунизма, М., 1968.
ШТРАУС (Strauss), Давид Фридрих (27 янв. 1808— 8 февр. 1874) — нем. философ-младогегельянец (см. Гегельянство). В революции 1848—49 выступал с требованием конституц. монархии; после 1866— национал-либерал, монархист, противник социализма. Его кн. «Жизнь Иисуса, критически переработанная» (Bd 1 — 2, Tubingen, 1835 — 36, рус. пер., кн. 1-2, Лейпциг — СПБ, 1907) положила начало «...процессу разложения гегелевской системы...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.З, с. 15), оказала большое влияние на развитие антирелиг.мысли.Проповедуя пантеизм, Ш. критиковал ортодоксальную версию происхождения христ. мифов, отрицал историч. достоверность евангельских преданий, считая Новый завет лишь лит. памятником своей эпохи. Христа Ш. рассматривал как историч. личность, а евангелистов — как писателей, живших в более позднее время и создавших свои предания на основе веры в божеств, мессию. В чудесах Ш. видел мифы, отражавшие мессианские идеи своего времени, и считал эти мифы не сознат. измышлениями отд. лиц, а продуктом сознания (духовной «субстанции» эпохи). Этими идеями Ш. положил начало тюбингенской школе протестантской истории религии.
Филос. основой концепции Ш. была истолкованная в духе Гегеля спинозовская идея субстанции; с этой т. зр. Ш. критиковал теологию. Маркс и Энгельс, признавая положит, значение, работ Ш., дали обстоятельную критику его взглядов, указывая, что Ш., ограничиваясь лишь критикой религ. представлений, не вышел за пределы идеализма. Во втором изд. ч<Жиз-ни Иисуса» (Lpz., 1864) и в работе «Старая и новая вера» (Lpz., 1872, рус. пер., СПБ, 1906) Ш. вслед за Фейербахом пытался создать новую, отличную от христианства пантеистич. религию, основанную на чувстве человеческой зависимости от мировой закономерности, и претендовал на преодоление «односторонности» как материализма, так и идеализма.
Соч.: Gesammelte Schrilten, Bd 1 — 12, Bonn, 1876—78; в рус. пер.— Переписка между Э. Реианом и Д. Штраусом, в кн.: Л а в е л э Э., Совр. Пруссия в политич. и экономич. отношениях, СПБ, 1870; Ульрих фон Гуттен, СПБ, 1896; Чудеса Христа, СПБ, [1907]; Вольтер, СПБ, 1909.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2,
3 (см. имен, указат.); Энгельс Ф., Людвиг Фейербах
и конец классической нем. философии, там же, т. 21, с. 13—15;
Быховский Б. Э., Младогегельянство, «ПЗМ», 1940,
№ 10; История философии, т. 3, М., 1943, с. 306—12; Пле
ханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 3, М., 1957 (см.
имен, указат.); Gbschel К. F., Beitrage zur spekulativen
Philosophie von Gott und dem Menschen und von dem Gott-
Menschen, В., 1838; Nietzsche F г., D. F. Strauss,
der Bekenner und Schriftsteller, Chemnitz, 1873; G e 1-
zer H., Die Straussischen Zerwurfnisse in Zurich von 1839,
Hamb,-Gotha, 1873; Hausrath A., D. F. Strauss und
Theologie seiner Zeit, Bd 1—2, Hdlb., 1876—78; Z e 1 1 e r Ed.,
D. F. Strauss in seinem Leben und seinen Schriften, Bonn, 1894;
Eck S., D. F. Strauss, Stuttg., 1899; Harracus K.,
D. F. Strauss, Lpz., [1901]; Z i e g 1 e r T h., Strauss, Tl 1—2,
Strassburg, 1908; Levi A., D. F. Strauss, P., 1910; В art hK.,
D. F. Strauss als Theologe. 1839—1939, [Z.], 1939; Steuss-
loff H., Die Religionskritik von D.F. Strauss, «Dtsch.
Z. Philos.», 1962, Jg. 10, [Mb] 6. А. Панфилова. Москва.
ШТУМПФ (Stumpf), Карл (21 апр. 1848—25 дек. 1936) — нем. философ и психолог. С 1873 —профессор (преемник Ф. Брентано) в Вюрцбурге, позднее — профессор в Галле, Праге и Мюнхене, а с 1894 — в Берлине. Основал Психологич. ин-т при Берлинском ун-те. Взгляды Ш. сложились под влиянием идей Брентано (см. Феноменология) о применении к философии методов точных наук. В философии Ш. выступал последователем эмпиризма, призывая к возрождению традиции Локка и Лейбница и к преодолению спекулятивных тенденций нем. идеализма — «темного
ШТУР—ШУЛЬЦ
525
века философии» Канта и Гегеля. Ш. стремится найти новый путь для философии между современным ему психологизмом (как сведением филос. проблем к психологическим) и антипсихологизмом неокантианства. В историю философии Ш. вошел прежде всего как один из теоретиков феноменологии, будучи связующим звеном между учениями Брентано и Гуссерля (последний был учеником Ш. в период своего пребывания в Галле в 1884—88 и посвятил Ш. свои «Логич. исследования»). Ш. предвосхитил осн. идеи гешталътпсихологии; как психолог известен в основном двумя работами — «О психологич. происхождении пространств, представлений» («Uber psychologischen Ursprung der Raumvorstellung», Lpz., 1873) и «Психология музыкальных восприятий» («Tonpsychologie», Bd 1—2, Lpz., 1883—90), в к-рой Ш. явился пионером. Здесь Ш. выступает против объективных методов Гелъмголъца, выдвигая невозможность жесткого различения между физич. и психич. явлениями и необходимость изучения целостных комплексов. В своей системе феноменологии (сформулированной в 1905—06) Ш. уже утверждает существование особой сферы феноменов как непосредственных первичных данных нашего опыта, одинаково «нейтральных» по отношению к психологии, физиологии и физич. наукам. Их изучение — объект новой науки — феноменологии, к-рая служит основанием отд. наук как о природе, так и о человеке и является как таковая преднаукой (Vorwissenschaft). Сами феномены не подлежат дальнейшей редукции не из-за ограниченности психич. способностей, но в силу присущих им структурных свойств (так, цвет не может быть без протяжения, протяжение же представимо и без цвета). Задача феноменологии — описание этих первичных данностей самих по себе, вне зависимости от их каузальных отношений, эмпирическим, в том числе и экспериментальным, методом; однако выдвинутая Ш. идея экспериментальной феноменологии не получила в дальнейшем развития. С т. зр. «чистой феноменологии» Гуссерля, система Ш. являлась лишь психологич. доктриной, ограниченной сырым материалом опыта, не «очищенного» феноменологической редукцией. Ш. в свою очередь подверг учение Гуссерля подробной критике в своей посмертно изданной системе гносеологии («Теория познания» — «Erkenntnislehre», Lpz., 1939). Ш. писал также по вопросам истории философии и этики.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!