ЧЕРЕМНЫХ — ЧЕРНЫШЕВСКИЙ                                                                    479 13 страница



Соч.: Schillers Werke. Nationalausgabe, begr. von J. Pe­tersen, Bd 20, 21, Tl 1—2, Weimar, 1962—63; в рус. пер.— Собр. соч., т. 6, М., 1957.

Лит .: Юнг К. Г., Психологич. типы, [пер. с нем.], Цюрих, 1929, гл. 2; Л у к а ч Г., Шиллер как эстетик (вступ. ст.), в кн.: Шиллер Ф., Статьи по эстетике, М.— Л., 1938; Берковский Н. Я., Театр Шиллера, в его кн.: Статьи по лит-ре, М., 1962; Асмус В. Ф., Нем. эстетика 18 в., М., 1962, гл. 5; Koch F., Schillers philosophische Schriften und Plotin, Lpz., 1926; Meng H., Schillers Abhandlung iiber naive und sentimentalische Dichtung, Frauenfeld—Lpz., 1936; Baumecker G., Schillers Schonheitslehre, Hd!b., 1937; Spranger E.,Schillers Geistesart gespiegelt in seinen philosophischen Schriften und Gedichten, В., 1941; Buch-wa 1 d R., Schiller, neue Ausg., Bd 1—2, [Wiesbaden], 1956; Cysarz H., Die dichterische Phantasie P. Schillers, Tu­bingen, 1959; Wiese B. v о n, F. Schiller, Stuttg., [1959]; D i 1 t h e у W., Schiller, Gott., [1959]; R о с h A., Die Per-sonalitat in Schillers Theorien und Dramen, Koln, 1960 (Diss); M u 1 1 e r R., Studien zum heutigen Schillerbild, Gott., [1961]; Kerry S. S., Schiller's writings on aesthetics, Manch., [1961]; Re gin D., Freedom and dignity. The historical and philosophical thought of Schiller, The Hague, 1965; S t a i-ger E., F. Schiller, [Z.], 1967. Ал. В. Михайлов. Москва.

ШИЛС (Shils), Эдуард Алберт (р. 1911) — амер. бурж. социолог. Проф. социологии Чикагского ун-та. Ш.— автор мн. работ по теоретич. и эмпирич. со­циологии, посвященных социальному строю, интел­лигенции и социологии как науке, проблемам разви­тия стран Азии и Африки. Известен как автор книг, изданных совместно с Т. Парсонсом: «К всеобщей тео­рии действия» («Toward a general theory of action», Camb., 1951), «Теории общества» («Theories of society», v. 1 — 2, N. Y., 1961), а также как переводчик на англ. язык ряда работ М. Вебера и К. Манхейма. Гл. редак­тор 17-томной «International Encyclopedia of Social sciences» (N. Y.— L., 1968). Ш.— один из создателей теории социального действия, от к-рой он в последнее время отходит, критикуя ее западноцентристский уклон.

С о ч.: The present state ot American sociology, N.Y., 1948; The torment ot secrecy. The backgrounds and consequences of American security policies, L., 1957; Center and periphery, в сб.: The logic ot personal knowledge, N.Y., 1961; The intel­lectual between tradition and modernity: the Indian situation, The Hague, 1961.

ШИНКАРУК, Владимир Илларионович (р. 22 апр. 1928) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1965), проф. (с 1966), чл.-корр. АН УССР (с 1969). Член КПСС с 1951. Окончил филос. фак-т Киевского ун-та (1950). В 1951 — преподаватель кафедры истории философии Киевского ун-та, в 1965—68 — декав филос. фак-та Киевского ун-та. Директор Ин-та философии АН УССР(с 1968). Гл. редактор журн. «Фьлософська думка» (с 1969), член редколлегий журн. «Вопросы философии» и «Ком­мунист Украины», председатель Президиума Киев­ского (Украинского) отделения Сов. социологич.


ассоциации (с 1968). Ведет исследования в области истории и теории диалектики, особенно по проблемам диалектич. логики и филос. аспектам марксистского гуманизма.

С о ч.: Предмет та завдання icTopii фигософп' як науки, К., 1957; Розвиток фкяоеофсько!' думки в стародавньому Кита!', К., 1958 (совм. В. С. Дмитриченко); В. I. Ленш про д1алектику субъективного i объективного в процешввдображенняевщомкпто объективно! дгйсносп, в сб.: Теоретична зброя комушзму, К., 1959; Логика, диалектика и теория познания Гегеля, К., 1964; До питания про юторичний генезис Д1алектично1 логши як науки, в сб.: Логша i методолог1я науки, К., 1964; Предмет i структура матер1ал1стично! д1алектики в систем! марксист-сько'1 фшософп, в сб.: В. I. Ленш i фигософсьм проблеми су-часносп, К.. 1969.

ШИШКИН, Александр Федорович [р. 10(23) дек. 1902] — сов. философ, д-р филос. наук (с 1955), про­фессор, заслуж. деятель науки РСФСР (с 1963). Член КПСС с 1928. Окончил Ленингр. коммунистич. поли-тико-просветит. ин-т им. Н. К. Крупской. С 1926 — на преподавательской работе. С 1949 — зав. кафедрой философии в Ин-те междунар. отношений. Член ред­коллегии журн. «Вопросы философии» (с 1955).Область науч. деятельности — история и теория этики.

Соч.: Педагогич. идеи Канта, «Сов. педагогика», 1938, № 7; Теория воспитания Дени Дидро, там же, № 10; О сущ­ности теории естеств. воспитания Ж.-Ж. Руссо, там же, 1939, № 7; Теория бурж. аморализма Дж. Дьюи, «ВФ», 1947, Ni 2; История философии, т. 3, М., 1959, гл. 4, § 5; т. 5, М., 1961, гл. 4, § 3; т. 6, кн. 1, М., 1965, гл. 6, § 3; Наука и мораль, «ВФ», 1961, № 4; Основы коммунистич. морали, М., 1955 (пер. на нем., венг., болг., рум. и др. яз.); Из истории этич. учений, М., 1959; Основы марксистской этики, М., 1961; О предмете этики как науки, «ВФ», 1964, № 1; Об этике ученого, «ВФ», 1966, N° 2; XX век и моральные ценности человечества, М., 1968 (совм. с К. А. Шварцман); The basic principles of morals in Soviet society, в кн.: Transactions of the third World cong­ress of sociology, v. 6, Amst., 1956; Contemporary philosophy and social revolution, в кн.: Proc. 32th Indian philosophical congress, Srinagar, 1957; De la question des valeurs morales, в кн.: Atti del XII Congresso Internationale di Filosofia, 12—18 Settembre, 1958, v. 3, Firenze, 1960.

ШКАЛИРОВАНИЕ — см. Шкалы.

ШКАЛЫ (от лат. scala — лестница) в соци­альном исследовании — способ упорядо­чения эмпирической социальной информации, система чисел и отношений между ними, изоморфная ряду измеряемых социальных фактов. С развитием общества получают распространение простейшие Ш., напр. де­нежная оценка труда, оценка успехов в обучении, Ш., или разряды, квалификации и т. д. Шкалирова­ние как познават. процесс, отличающийся от таких «естественных» Ш. введением точного определения измеряемых признаков и правил построения Ш., на­шло широкое применение первоначально в социальной статистике, а затем в социологии, психологии, эконо­мике, этнографии и др. науках. Совокупность вопро­сов, возникающих при построении Ш. качеств, при­знаков измеряемых объектов, получила название про­блемы социологич. измерения (квантификацип).

В социологии и экспериментальной психологии Ш. впервые вошли в употребление в 1920—30, когда ис­следователи столкнулись с проблемой достоверности при изучении обществ, сознания, социально-психоло-гич. установок (отношений), социального и проф. ста­туса, обществ, мнения, качеств, характеристик ус­ловий труда и быта и т. д. Поскольку эмпирич. провер­кой надежности данных является степень их воспро­изводимости, для характеристики последней требуется Ш. В дальнейшем концепция Ш. как функции воспро­изводимости эмпирич. фактов наиболее четко была сформулирована Гутманом.

В 20—30-х гг. наибольшее применение получили Ш. социальной дистанции Богардуса и Ш. ранжирования, разработанные Тёрстоном. Ш. социальной дистан­ции являются примером стандартизованной групповой оценки, когда с помощью методов выборочной стати­стики измеряется «интенсивность» обществ, мнения. Опрашиваемые заполняют анкету, в к-рой предлагает­ся последовательность ответов с возрастающей эмо-


ШКАЛЫ                                                                                     511


циональной окраской; математич. обработка резуль­татов опроса позволяет получить Ш. градаций обществ, настроения, условную, но в достаточной мере воспро­изводимую. С помощью таких простейших шкал Бо-гардус провел исследования расовых и др. предрассуд­ков в США. Измерение этноцентризма, напр., прово­дилось с помощью следующего вопросника: 1) согласен на допущение (представителя данной нации) в страну только в качестве туриста; 2) согласен на выдачу пас­порта гражданина США; 3) согласен на совместную работу; 4) согласен быть соседом; 5) согласен быть лич­ным другом; 6) согласен породниться посредством брака.

Общим для подобных тестов является нарастание интенсивности социального чувства, выражаемого каж­дым последующим утверждением, к-рые иногда назы­ваются узловыми точками Ш. Шкалы этого типа ис­пользуют сравнительно несложную математич. тех­нику и получили широкое распространение в социаль-но-психологич. исследованиях. Осн. задачей при их построении является правильный выбор узловых то­чек, или признаков Ш., т. е. суждений, описаний со­циальных ситуаций, объектов (вместе с точной града­цией реакций на них). Набор признаков принято на­зывать вопросником, тестом или шкалой (редко).

В 40-е гг. идеи Богардуса и Тёрстона в более стро­гой форме были развиты Гутманом, Лазарсфельдом, Кумбсом, Стауффером и др. (шкалограммный и ла­тентный анализ).

В зависимости от характера измеряемого объекта Ш. разделяются на четыре типа: 1) Номинальные Ш., или Ш. подобия. Числа, приписываемые объектам на номинальной Ш., выполняют только одну функцию — констатируют отличие или тождество (подобие) шка­лируемых объектов. Номинальное шкалирование ха­рактеризуется наличием операционального критерия, позволяющего относить каждый объект к соответст­вующему классу. Таким критерием является, в част­ности, ответ на вопрос анкеты.

При построении номинальных Ш. используются ме­тоды «непараметрической статистики» (Юл и Кэнделл, Теория статистики, гл. 1—5). Номинальные Ш. ши­роко применяются в социальной статистике (группи­ровка, классификация), в контентном анализе текстов и т. д. Примером простейшей номинальной Ш. являет­ся распределение опрашиваемых лиц по профессиям.

2) Порядковые Ш., в дополнение ко всем свойствам номинальных Ш., инвариантны относительно моно­тонных преобразований, сохраняющих порядок раз­мещения объектов на Ш. Для построения порядковой Ш. необходимо, чтобы сравниваемые объекты удовлет­воряли критерию транзитивности: если сравнение А и В дает А^В, а сравнение В ж С дает В^С, то верно А^гС. Примером такой Ш. является приведенная Ш. признаков социальной дистанции — каждому при­знаку можно придать порядковый номер, так что при­нятие п-то утверждения означает принятие всех утвер­ждений низшего ранга. Такие признаки наз. «куму­лятивными». Порядковые шкалы Гутмана, Лазарс-фельда, Стауффера и др. построены на основе кумуля­тивных признаков.

3) Интервальные Ш., в которых вводится условное «расстояние» между узловыми точками путем присво­ения баллов признакам порядковой Ш. Интервальная Ш. инвариантна относительно линейного преобразо­вания (типа у=ах-\-в), т. е. интервалы сравнимы по относительной величине, но не по абс. величине. Интервальной Ш., напр., является Ш. привлекатель­ности профессий, построенная методом «парных срав­нений» (такие тесты часто проводятся среди выпуск­ников школ). Такая Ш., придавая каждой профессии условный балл, позволяет сравнивать профессии по популярности, т. е. утверждать, что, напр., профессия


шофера на М баллов популярнее профессии слесаря и на N баллов менее популярна, чем профессия лет­чика (в данной социальной группе). Однако она не позволяет сделать вывод, что интерес к профессиям шофера и слесаря превышает интерес к профессии лет­чика, если сумма соответствующих баллов превышает балл профессии летчика. Такой вывод возможен толь­ко в количеств, шкале.

4) Количественные Ш. (пропорциональные, или Ш. отношений) являются единств, типом Ш., в к-рых су­ществует объективная единица измерения. Процедура количеств, измерения заключается в нахождении про­порции или отношения (числа), выражающего содер­жание единицы измерения в исследуемом объекте. Номинальные, порядковые и интервальные Ш. отра­жают различные степени приближения к построению' такой единицы измерения в социальном исследовании. В наст, время попытки нахождения количеств, меры социальных явлений и процессов ограничиваются тремя первыми типами.

Приведенная типология Ш., предложенная Стивен-сом (Экспериментальная психология, т. 1, М., 1960), является наиболее общей и не исчерпывает всех наи­менований Ш. Существуют Ш., производные от ука­занных, комбинированные и др. Процедура шкали­рования состоит из следующих осн. этапов: 1) Выбор объекта шкалирования. В социология, исследовании объектом шкалирования являются социальные группы (в отличие от индивида в психологич. исследовании), межгрупповые отношения, социальные изменения и их отражение в обществ, сознании. 2) Выбор предмета шкалирования, поскольку непосредственно шкали­руются не объекты, а их признаки, свойства. Выбор предмета шкалирования является логико-методологич. операцией, заключающейся в построении операцио­нальных критериев (признаков) различия объектов одного класса. Выбор типа Ш. определяется выбором предмета. 3) Проверка надежности и обоснованности Ш. Проверка надежности Ш. осуществляется двумя способами: а) путем повторных испытаний через определ. промежутки времени одной и той же группы с помощью данного теста (проверка стабильности); б) путем «расщепления» теста на две части и параллель­ных испытаний в данной группе (проверка эквивалент­ности). Корреляция между полученными в параллель­ных испытаниях Ш. для надежных Ш. оказывается высокой. Ш. наз. обоснованной, если предмет шкали­рования соответствует объекту, т. е. если, напр., со­вокупность признаков теста, оценивающих отношение к труду, находит меру именно этого качества, а не, напр., степени овладения профессией. Последний этап шкалирования часто рассматривается как отличит. свойство совр. Ш. по сравнению с другими видами ко­личеств, оценок качеств, признаков, к-рые рекомен­дуется называть индексами (последние распростра­нены в статистике).

В марксистской социологии шкалирование приме­няется в количеств, описании различных аспектов обществ, мнения, отношения к труду, проф. ориента­ции молодежи и т. д. Выражение результатов конкрет­ных социальных исследований в виде Ш. позволяет сопоставлять результаты исследований и использо­вать математич. методы и ЭВМ в обработке первичной информации.

Лит.: Беккер Г., Б о с к о в А., Совр. социологич. теория в ее преемственности и изменении, пер. с англ., М., 1961, гл. 7; К о н И., Позитивизм в социологии, Л., 1964; Андреева Г. М., Совр. бурж. эмпирич. социология, М., 1965, гл. 3; Математич. методы в совр. бурж. социологии. Сб. ст., М., 1966; Изард У., Методы регионального ана­лиза, пер. с англ., М., 1966; Экспериментальная психология. [Сб. ст.], сост. П. Фресс, Ж. Пиаже, пер. с франц., М., 1966; Беляев Э. В., Проблемы социологич. измерения, «ВФ», 1967, 7; Я д о в В. А., Методология и процедуры социо­логич. исследований, Тарту, 1968; ЗдравомысловА. Г., Методология и процедура социологич. исследований, М., 1969;


512


«ШКОЛА РЕСИФИ»—ШЛЕГЕЛЬ


 


Torgerson W., Theory and methods of scaling, N. Y.,
1958; Thurstone L. L., The measurement ot values,
Chi., 1959; Stouffer S. A. [a. o.], Measurement and
prediction, N. Y., [1966].               Ю. Самсопов. Москва.

«ШКОЛА РЕСЙФИ» («Escola de Recife») — группа бразильских прогрессивных мыслителей 2-й пол. 19 — нач. 20 вв., выпускников ун-та в г. Ресифи (штат Пер-намбуку). Основателем «Ш. Р.» был Т. Баррету (1839—89) — видный политич. деятель, демократ, юрист, литератор и философ, одним из первых в Бразилии познакомившийся с идеями Маркса.

Филос. позиции членов «Ш. Р.» не были едиными; большинство группы с позиций материалистического монизма объясняло все явления природы эволюцион­ными изменениями единой материальной субстанции (Д. Кабрал и др.). Г. Аранъя и др. стремились соче­тать монизм Геккеля с идеями Шопенгауэра, Ницше и Э. Гартмана. Различие философских симпатий участ­ников «Ш. Р.» не мешало осуществлению гл. цели — борьбе против схоластики, спиритуализма и пропаган­де материалистических и эволюционистских идей, гл. обр. Геккеля и Дарвина. Благодаря деятельности пер­вых участников кружка (Т. Баррету, С. Ромеру и др.) естеств.-науч. материализм нашел в Бразилии немало последователей среди ученых, врачей, юристов, писа­телей: Ливиу ди Кастру (1864—90), Фаусту Кардозу (1864—1906), Эстелита Тапажос (гг. рожд. и смерти неизв.), Кловиас Бевилакуа (1859—1944) н др.

Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 413 — 26; Исто­рия философии, т. 5, М., 1961, с. 762—67; Прогрессивные мыс­лители Латинской Америки (XIX — начало XX в.), М., 1965, с. 21, 155—86, 401.

ШЛЁГЕЛЬ (Schlegel), Август Вильгельм (8 сент. 1767 — 12 мая 1845) — нем. лит. критик и эстетик, поэт. Вместе с братом Ф. Шлегелем издавал журнал «Athenaeum» (Bd 1—3, В., 1798—1800). В лекциях «О лит-ре и иск-ве», прочитанных Ш. в 1801—04 в Берлине («Vorlesungen uber schone Literatur und Kunst», Bd 1—3, Hdlb., 1884) ив 1808 в Вене («Vorle­sungen uber dramatische Kunst und Literatur», Bd 1—3, Hdlb., 1809—И), впервые получила развернутое изложение историко-художеств. концепция иенского романтизма. С 1814 Ш. занимался санскритом, по­ложил начало совр. науч. индологии. С 1818 — проф. в Бонне.

Не будучи оригинальным философом, Ш. в своих критических и историко-лит. соч. развивал осн. идеи иенского романтизма (в духе Ф. Шлегеля и Шеллинга): представления о мире как живой органич. целостности, являющейся причиной и следствием самой себя и на­ходящейся в непрерывном становлении, об иск-ве как органическом целом («органическая форма является прирожденной, она строит материал изнутри и дости­гает своей определенности одновременно с полным развитием первоначального зачатка» — «Лит. теория нем. романтизма», Л,, [1934], с. 255), о деятельности художника как подражании не продуктам природы, а творч. принципу ее деятельности и т. п. Рассматривая мир как историч. становление, Ш. характеризует совр. действительность как раздвоение того, что в антич­ности составляло единство на более примитивной сту­пени — ступени «облагороженной» чувственности. При этом характерный для религ. историософии оптимизм связывается у Ш. с критикой наступающего бурж. века — в берлинских лекциях Ш. резко выступает против духа Просвещения, его иск-ва, лит-ры, филосо­фии. В плане этой же историч. концепции Ш. проти­вопоставляет античное («классическое») иск-во совр. («романтическому») иск-ву (греч. поэзия — поэзия «об­ладания», современная — поэзия «томления» по бес­конечности и т. п.), развивая типологию, близкую Шиллеру («О наивной и сентиментальной поэзии») и др. романтикам и воспринятую затем Шеллингом и Ге-жлем.


Соч.: Samtliche Werke, Bd 1—12, Lpz., 1846—47; Kri-tische Schritten und Briefe, Bd 1—4, Stuttg., 1962—65; Kri-tische Schritten, Z.—Stuttg., 1962.

Лит .: P i с h t о s N. M., Die Aesthetik A. W. von Schle-gels in ihrer geschichtlichen Entwicklung, В., 1894; В e s e fr-fa e с k A., Kunstanschaung and KLunstlehre A. "W. Schlegels, В., 1930; Lissa Z., Zagadnickie czasu mujycznego za este-tyce A. W. Schlegela, «Estetyka», 1960, t. 1, s. 291—316.

Ал. В. Михайлов. Москва.

ШЛЁГЕЛЬ (Schlegel), Фридрих (10 марта 1772 -12 января 1829) — нем. философ, критик, писатель, языковед. Учился в Гёттингене и Лейпциге. В 1798— 1800 в Иене вместе с братом А. В. Шлегелем изда­вал наиболее значнтельн. ро-мантич. журнал «Athenaeum». Был ведущим теоретиком иенского кружка романтиков (см. Романтизм). В 1808 пе­решел в католицизм. Читал лекции по философии (в 1802 в Париже, в 1827 — 29 в Вене). Автор труда «О языке и муд­рости индусов» («Uber die Sprache und Weisheit der In-dier», Hdlb., 1808) и «Фило­софия истории» («Philoso-phie der Geschichte», Bd 1 — 2, W., 1829).


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!