ЧЕРЕМНЫХ — ЧЕРНЫШЕВСКИЙ                                                                    479 17 страница



Лит.: Зеньковский В. В., История рус. филосо­
фии, т. 1 — 2, Париж, 1948 — 50.                В. Асмус. Москва.

ШПРАНГЕР (Spranger), Эдуард (27 июня 1882— 17 сент. 1963) — нем. философ, психолог, педагог. Проф. в Лейпциге (с 1912), Берлине (1920—46). В 1944 был арестован и заключен в Моабитскую тюрь­му. В 1945 был назначен ректором Берлинского ун-та, с 1946 — проф. в Тюбингене. Филос. взгляды Ш. сло­жились в русле идей Дильтея и философии жизни в целом, а также учения о ценностях Риккерта. В осн. филос. соч.— «Формы жизни» («Lebensformen», Halle/ Saale, 1914; 8 Aufl., Tubingen, 1950) Ш. развивает пдеп целостной («структурной») психологии, к-рую он — в духе неокантианского разграничения «наук о духе» и «наук о природе» — противополагает совр. ему есте-ственнонауч. «психологии элементов», расчленяющей душевный процесс на составные части и базирующей­ся на данных физики и физиологии. «Духовно-науч­ная», или «понимающая» (в дильтеевском смысле), психология должна рассматривать душевный процесс как нек-рую целостность в его смысловых связях, т. е. в его включенности в определ. содержание культуры. Единство душевной жизни как «смысловой связи» различных психич. функций осуществляется в актах духовной деятельности «Я», реализующей определ.


ценностную систему. Единств, путем познания духов­ных форм Ш. считает постижение индивидуальной структуры духа: даже рассматривая обществ, группы как сверхиндпвид. формы, мы не можем понять их смысл иначе как через схему духовной индивидуаль­ности. Различия в смысловой (ценностной) направ­ленности и психологич. установке субъекта, из к-рых Ш. выводит и осн. направления духовной объектива­ции, определяют характер выделяемых Ш. шести осн. «идеальных типов» человеч. индивидуальности: «экономич.» человек хозяйства, «теоретич.» человек науки, «эстетич.» человек иск-ва, «социальный» чело­век любви и «самоотдачи», «политич.» человек власти п «религ.» человек.

Рассматривая личность как носителя культуры, Ш. отрицательно относится к социологич. обоснованию культуры. Призывая освободиться от «социологич. иллюзии» — сведения науки, иск-ва и религии к об­ществ, силам и ограничения нравственности «социаль­но-этическим», Ш. признает неразрывную связь со­циальной формы и культурного содержания, но реша­ющую роль отводит не формам обществ, отношений, а «...лично-человеческому и предметно-культурному со­держанию», развертывающемуся в этих формах п оп­ределяющему их ценность (цит. по кн.: Philosophen-lexikon, Bd 2, В., 1950, S. 612—13).

Метод «понимающей» психологии был реализован Ш. в работе «Психология юношеского возраста» («Psy-chologie des Jugendallers», Lpz., 1924; 27 Aufl., Hdlb., 1963) — одном из наиболее влият. соч. нем. педагоги­ки 20 в.

Соч.: Wilhelm von Humboldt und die Humanitatsidee, 2 Aufl., В.. 1928; Kultur und Erziehung, 4 Aufl., Lpz., 1928; Die Magie der Seele, 2 Aufl., Tubingen, 1949; Goethes Wel­tanschauung, [4 Aufl., Wiesbaden], 1949; Der imbekannte Gott, 2 Aufl., Stuttg., [1955]; Pestalozzis Denkformen, 2 Aufl., Hdlb., 1959; Kulturfragen der Gegenwart, 3 Aufl., Hdlb., 1961; Padagogische Perspektiven, 7 Aufl., Hdlb., 1962.

Лит .: С г oner В., Е. Spranger, В., 1933; Neu Т., Bibliographic E. Sprangers, Tubingen. 1958; В e i t 1 D. M., Das Bild des Jugendlichen in der Psychologie des Jugendalters von E. Spranger..., [Munch., 1967] (библ.).

JO. Попов . Москва.

ШРЕДЕР (Schroder), Эрнст (1841 —1902) — нем. математик и логик. С 1874 — проф. политехникума в Дармштадте, с 1876 — Высшей технич. школы в Карлс­руэ. Продолжая работы Буля и Р. Грасмана, Ш. впервые дал систематич. изложение математической логики (точнее, алгебры логики, к-рую он называл ло-гич. исчислением — Logikkalkuls), свободное от до­пущенного Булем неосторожного использования опе­раций вычитания и деления, приводивших к резуль­татам, не имеющим логич. истолкования. Он же ввел термин «исчисление высказываний» (Aussagenkalkul). Позднее Ш. независимо от Пирса подробно разрабо­тал алгебру и логику отношений. Ш.—автор принци­па двойственности и ряда др. важных законов мате-матич. логики, а также решение разрешения пробле­мы для логики классов. Ему же принадлежит первая попытка построения общей теории алгоритмов и ис­числений (еще до совр. уточнения этих понятий), связанных с появившейся еще в первой из его работ («Lehrbuch der Arithmetik und Algebra», Bd 1, Lpz., 1873) идеей такого обобщения арифметики целых чисел (названного им формальной алгеброй), в к-ром — по аналогии с известным рассмотрением различных гео­метрий (евклидовой и неевклидовых) — исследова­лись бы с общей алгебраич. т. зр. самые различные видоизменения арифметики. Стремясь реализовать эту идею (предвосхитившую совр. теорию универсальных алгебр) и ограничившись (для начала) тем случаем, когда все операции двухместны и однозначно обрати­мы, Ш., как лишь недавно выяснилось, разработал, по существу, первый вариант того, что теперь наз. теорией квазигрупп. В алгебре логики гл. задачей Ш. считал решение логич. (булевых) уравнений, а в фор-


ШРЁДИНГЕР—ШТЕИНБЕРГ                                                                           521


мальной алгебре, к-рую он не отмежевывал от логики,— решение функциональных уравнений (т. е. поиск интерпретаций тождественных соотношений) с по­мощью функциональных таблиц (квазигрупп). Клас­сифицируя системы этих уравнений по их силе и др. признакам, Ш. впервые обнаружил, что, вопреки мне­нию Ч. Пирса, закон дистрибутивности конъюнкции относительно дизъюнкции «не может быть доказан силлогистически», т. е. не всякая структура (ре­шетка) дистрибутивна.

С о ч.: Der Operationskreis des Logikkalkiils, Lpz., 1877; Tafeln der eindeutig umkehrbaren Functionen zweier Variabeln auf den einfachsten Zahlengebieten, «Mathematische Annalen», 1887, Bd 29; Ober das Zeichen, Karlsruhe, 1890; Vorlesungen uber die Algebra der Logik, Bd 1—3, Lpz., 1890—1905; Sym­bols and sings, «Open Court», 1892, v. 6, p. 3431—63; Abriss der Algebra der Logik, Tl 1—2, Lpz.—В., 1909—10; в рус. пер.— Герман Грассманн. Его жизнь и учено-литер. деятельность, М., 1886 (совм. с Р. Штурмом и Л. Зонке); Об алгоритмах и исчислениях, «Физико-математические науки в их настоящем и прошедшем», 1888, т.  7, 1—4.

Лит.: Бобынин В. В., Опыты матем. изложения логики, вып. 2, М., 1894; [Бобынин] В., Шредер Э., в кн.: Энциклопедич. словарь, изд. Ф. А. Брокгауз и А. А. Еф­рон, т. [78], СПБ, 1903; Ч ё р ч А., Введение в матем. логику, пер. с англ., [т.]1, М., 1960; Ибрагимов С. Г., О забытых работах Э. Шредера, пограничных между алгеброй и ло­гикой, в сб.: Историко-математич. исследования, вып. 17, М., 1966, с. 247—58; Стяжкин Н. И., Формирование мате-матич. логики, М., 1967 (имеется библ.); Кузичев А. С, Диаграммы Венна, М., 1968.

А. Кузнецов. Кишинев. С. Ибрагимов. Баку.

ШРЁДИНГЕР (Schrodinger), Эрвин (12 авг. 1887 — 5 янв. 1961) — австр. физик-теоретик. Окончил Венский ун-т, в к-ром и начал преподавательскую дея­тельность (с 1914). Проф. ун-тов в Цюрихе и Бреслау (1921), Берлине (1927), Граце (1936), Генте (1938—39), Дублине (1940), Вене (1955). Нобелевская премия (1933, совместно с П. Дираком). Член АН СССР (с 1934) и ряда др. академий.

Наиболее значит, достижением Ш. является созда­ние (1925 — 26) нерелятивпстской квантовой механики, при построении к-рой он опирался на идеи Л. де Брой-ля. Квантовая механика разрешила противоречие меж­ду волновой и корпускулярной природой света и явилась волновым обобщением классич. механики. Уравнение, сформулированное Ш. и носящее его имя, играет фун­даментальную роль в современной атомной физике. Ш. доказал эквивалентность волновой механики и соз­данной Гейзенбергом, Борном и Иорданом квантовой механики в матричной форме. Построенную им тео­рию Ш. развивает для нестационарных систем, затем распространяет ее на случай систем, находящихся в магнитном поле. В последующие годы разрабатывает частные вопросы квантовой механики, занимается термодинамикой, общей теорией относительности, де­лает неск, попыток создать «единую теорию поля». Известны также работы III. в области теории цвета и зрения, лежащие в основе современной теоретич. ко­лориметрии.

Перу Ш. принадлежат работы по проблемам гене­тики (обсуждение возможности использования физич. методов в изучении живой материи), по истории др.-греч. науки, а также общефплос. работы. Если в ес-теств.-науч. исследованиях Ш. занимал по существу материалистич. позиции (известно его непримиримое отношение к попыткам интерпретировать законы ми­кромира в духе индетерминизма), то в области филосо­фии он нередко склонялся к идеализму и теологии, в частности допускал возможность господства индиви­дуального сознания над материальными закономер­ностями тела, говорил о бессмертии души.

Соч.: Abhandlungen zur Wellenmechanik, 2 Aufl., Lpz., 1928; Space-time structure, Camb., 1950; Science and humanism, Camb., 1952; Nature and the Greeks, Camb., 1954; Expanding universes, Camb., 1956; Mind and matter, Camb., 1958; в рус. пер.— Что такое жизнь с точки зрения физики?, М., 1947.

Лит.: Иоффе А., Лазарев П., Крылов А., Запи­ска об ученых трудах проф. Э. Шредингера, Л., 1928; Ма­линовский А. А., Послесловие, в кн.: Ш р е д и нге р Э.,


Что такое жизнь с точки ярения физики?, М., 1947; Н е i t-ler W., E. Schrodinger, «Biographical memoirs of Fel­lows of the Royal Society». 1961, v. 7. E . Мамт/р. Одесса.

ШТАЛЬ (Stahl), Георг Эрнст (22 окт. 1660—14 мая 1734) — нем. химик и врач. Проф. медицины в ун-те Галле (с 1694), в дальнейшем лейб-медик прусского короля. В истории химии Ш. известен как создатель теории флогистона, к-рая объясняла горение присут­ствием в телах общего для них элемента землистой природы, имеющего вес,— флогистона. В истории биологии н психологии Ш. принято считать родона­чальником витализма нового времени. Исходным пунк­том биологпч. воззрений Ш. было признание несостоя­тельности механистич. материализма и детерминизма в объяснении явлений жизни и психики. Опираясь на невозможность сведения этих явлений к законам механики, Ш. построил учение, согласно к-рому в основе всех фнзпологич. функций и психич. актов, как сложнейших, так и самых простых, лежит нема­териальный принцип — душа, без участия к-рой ни­что не происходит в организме. Витализм Ш. был опро­вергнут последующим развитием биологии, хотя он до сих пор возрождается в новых формах.

Соч.: Theoria medica vera, v. 1—2, Halle, 1707; Experi­
ments, observationes, animadversiones, chimical et physical,
В., 1731.                                   M . Ярошевский. Ленинград.

ШТАММЛЕР (Stammler), Рудольф (19 февр. 1856 — 25 апр. 1938) — нем. теоретик права, неокантианец, был близок к нем. катедер-социализму. В годы первой мировой войны занимал националистич. позиции. За­дачи науки об обществе и, в частности, изучения права Ш. трактовал в духе марбургской школы нео­кантианства. По Ш., понятие права не может быть выведено из общественно-исторпч. опыта, а должно выступать как априорная категория, не зависимая от различия социальных условий. С помощью понятия права и нек-рых др. априорных категорий социальная реальность «упорядочивается» и в ней выделяется само право. В кн. «Хозяйство и право с точки зрения мате­риалистич. понимания истории» (Lpz., 1896, рус. иер., СПБ, 1899), обвиняя марксизм в вульгарном эконо­мизме, Ш. утверждал, что право первично по отно­шению к экономике, если не во временном и причин­ном, то во всяком случае в логич. плане. Для Ш. обществ, жизнь во всех ее проявлениях — это внеш­ним образом упорядоченная совместная жизнь людей, важнейшей формой к-рой и выступает право. Отсюда, по Ш., «...закономерность социальной жизни людей есть закономерность юридической формы ее» (указ. соч., с. 169). В результате переноса этой конструкции на х-во (под ним Ш. понимает совместную деятельность людей, направленную на удовлетворение их потреб­ностей) его регулирующей формой, а следовательно, и «обусловливающей основой» оказывается право. Точно так же право первично и по отношению к гос-ву. Ш. утверждал, что экономика не может взрывать пра­вовой строй, экономич. и политич. развитие должно идти лишь путем частичных изменений права как обусловливающей формы. В качестве конечной цели этих изменений, идеала «правильного права» III. вы­двигал понятие «общества свободно водящих людей». См. Философия права .

Соч.: Die Lehre von dem richtigen Rechte, В., 1902; Theorie der Rechtswissenschaft, Halle/Saale, 1911; Recht und Macht, В., 1918; Lehrbucli der Rechtsphilosophie, 2 Aufl., B.—Lpz., 1923; Rechtsphilosophische Abhandlungen und Vor-trage, Bd 1—2, В., 1925.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 3, с. 558—59; т. 21,
с. 70; т. 34, с. 20; Плеханов Г. В., Избр. филос. произв.,
т. 1, М., 1956, с. 490 — 91; т. 2, М., 1956, с. 303 — 04; т. 3, М.,
1957, с. 191 — 94.                             В. Тулшнов. Москва.

ШТЁЙНБЕРГ, Валентин Августович (р. 4 апр. 1915) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1962), про­фессор (с 1963), член-корр. АН Латв. ССР (с 1963). Заслуженный деятель науки Латв. ССР (1969). Член ЦК КП Латвии (с 1961). Депутат Верховного Совета


522


ШТЕЙНЕР—ШТЕРН


 


Латв. ССР (с 1963). Окончил ВПШ при ЦК КПСС (в 1947), Латвийский педагогич. ин-т (1948) и аспиран­туру Латвийского ун-та (1951). Преподавательскую работу ведет с 1948. С 1962 — ректор Латвийского ун-та. Работает над проблемами истории марксистско-ленинской философии в Латвии, методологии кон­кретных социальных исследований.

Соч.: Филос. и социологам, мысль народов СССР... Латвия, в кн.: История философии, т. 4, М., 1959; т. 5, М., 1961 (соавтор); Книга В. И. Ленина «Материализм и эмпирио­критицизм» в Латвии, «ВФ», 1960, № 4; П. Стучка и его роль в борьбе за торжество ленинской нац. политики, «ФН» (НДВГЛ), 1964, JMs 2; Филос. жизнь Латвии начала 20 века, Рига, 1966; Подъем филос. жизни Латвии в годы Сов. власти, «ФН» (НДВШ), 1967, № 5; Историч. материализм и конкретно-социологич. исследования, «Коммунист Сов. Латвии», 1969, Ка 2; Latvijas darbalanzu cina par padomj'u varu. 1917 gada, Riga, 1957; J. Jansona-Bravma dzive, Riga, 1957 (совм. с A. Vilsons); F. RozinS — marksistiskas filozotijas celmlauzis Latvija, Riga, 1960; J. Jansona-Brauna filozofiskie uzskati, Riga, 19C9.

ШТЁЙНЕР (Steiner), Рудольф (27 февр. 1861 — 30 марта 1925) — нем. философ и мистик, основатель антропософии. Уроженец Хорватии. Воспитывался в католич. семье. Увлекался естествознанием и натур­философией Гёте. Был сотрудником архива Гёте в Веймаре, редактором н комментатором 90-томного собр. соч. Гёте, воздействие к-рого сказалось на филос. соч. Ш. «Философия свободы» («Philosophie der Freiheit», В., 1894). Взгляды Ш. подверглись влиянию Ницше («Ф. Ницше — борец против своего вре­мени» — «F. Nietzsche, em Kampfer gegen seine Zeit», 2 Aufl., В., 1895), от идеи к-рого о «вечном возвраще­нии» он перешел к изучению инд. философии. В 1902 ГП. обратился к теософии. Возглавил герм, отдел Тео­софского об-ва, где он развил исключительно бурную деятельность; за несколько лет им прочитано более тысячи докладов, написаны руководства по теософии («Очерки тайноведения», «Теософия», «Как достичь познания высших миров» и др.). В нач. войны Ш. уда­лился в нейтральную Швейцарию. Здесь, в Дорнахе по проекту Ш. возводится антропософский «храм» Гетеанум, постройка к-рого велась его учениками из разных стран (из России — А. Белый, М. Волошин и др.) и сопровождалась различными магич. обрядами (вопреки предсказаниям Ш., что храм простоит 300 лет, в ночь под 1923 он сгорел). В 1919 Ш. выступил со своей социальной утопией, созданной под влиянием «Государства» Платона. В противовес соцпалистич. программе обобществления средств пронз-ва в руках гос-ва он предлагал расчленение общества на три авто­номные сферы — правовую, основанную на равенстве, экономическую, построенную на братстве произво­дителей в отд. общинах, н духовную во главе с ареопа­гом мудрецов, где должна царить свобода. В условиях послевоен. кризиса эти проповеди имели известный успех: возникло акционерное об-во по созданию не­зависимых хозяйств, общпн, на ряде предприятий в Германии возникли антропософские ячейки, детские антропософские школы, проводились также опыты «духовного» земледелия. Со смертью Ш. об-во скоро превратилось в замкнутую секту. Однако продолжала успешно работать антропософская психиатрич. кли­ника в Арлесхейме.

Само учение Ш. представляет собой синкретич. со­единение зап. и вост. религ.-оккультных учений, в к-ром можно выделить элементы гностицизма, пифаго­рейской мистики чисел, каббалистики, оккультно ис­толкованного христианства («христософии»), а также реминисценции из наследия Гёте, нем. романтиков и классич. идеализма (Фихте, Гегель). Все это мобили-зовывалось с целью преодолеть бездуховность «массо­вого человека». Наряду с этим сохраняется научно-позитивистская претензия Ш. сделать из теософии «точную науку», подведя под нее «экспериментальную» базу, что сказалось и в стиле соч. самого Ш., большей


частью сухих, наукообразных трактатов. Ш., в отли­чие от традиц. теософии, основанной на пассивной инд. мистике, выдвигает в качестве цели своего уче­ния пробуждение в человеке его скрытых духовных сил. Это достигается системой упражнений (медитации, инспирации), с помощью к-рых внутри физич. тела якобы формируются новые, аналогичные телесным ду­ховные органы типа «огненных колес» и «цветов лото­са». Была разработана целая система ступеней посвя­щения с обрядами инициации наподобие масонских. Первые ступени включали танцы, выработку эврит­мии, постановку театральных мистерий, к-рые писа­лись самим Ш. Для посвященных читались особые се­кретные курсы. Человек, по Ш., в соответствии с тра­дициями древнего оккультизма образует микрокосм в составе физич., эфирного и астрального тел, причем эфирное тело нисходит в человека с прорезанием ко­ренных зубов (ок. 6 лет), а остальное — с достижением половой зрелости. Эти сферы отражают три ступени, через к-рые прошел, по Ш., в своем становлении Ми­ровой Дух; с 1909, т. е. с открытия антропософии, мир вступил в четвертую фазу, на к-рой формируется духов­ное «Я». С подобных позиций Ш. нападал на католич. церковь как на ложное христианство.

Были попытки возродить штейнерианство после 2-й мировой войны и затем в 1961 в связи со столетним юбилеем Ш., когда в Дорнахе и в США приступили к изданию полных собр. его соч. Можно отметить связь с Ш. позднейших религ.-социальных течений типа «морального перевооружения» Ф. Бухмана (см. Бух-манизм).

Ок. 20 соч. Ш. были изданы на рус. яз. в изд. Моск. антропософского об-ва «Духовное знание».

Лит.: Белый А., Р. Штейнер и Гете в мировоззрении
современности, М., 1917; Meyer R., Wer war R. Steiner?,
Stuttg., 1961; H i e b e 1 Fr., R. Steiner im G-eistesgang des
Abendlandes, Bern—Munch., 1965.  Д. Ляликов. Москва

ШТЕРН (Stern), Вильям (29 апр. 1871—27 марта 1938) — нем. психолог и философ, развивавший свое­образный вариант персонализма, связанный с уста­новками философии жизни. Учился у Эббингауза в Берлине, преподавал в ун-тах Бреславля (1897—1915) п Гамбурга (1915—33), где основал Психологич. ин-т, занимающийся в основном вопросами детской и педаго­гич. психологии. В 1933 с приходом к власти Гитлера Ш. эмигрировал в США, был проф. Дьюкского ун-та (Дарем, Северная Каролина). Работы Ш. охватывают ряд (в т. ч. впервые пм выделенных и исследованных) областей прикладной психологии: такова судебная психология, в частности вопрос о достоверности сви­детельских показаний. Ш. одним из первых начал применение тестовых испытаний, ввел понятие коэф­фициента умств. одаренности. Особую известность получили работы Ш. по детской психологии («Psycho­logic der rruhen Kindheit», Lpz., 1914; 7 Aufl., Hdlb., 1952; является классической). В психологии Ш. вы­ступал за изучение личности как конкретного целого, утверждая недопустимость и неадекватность рас­членения субъекта на изолированные психические функции и невозможность выделения «элементов» соз­нания.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!