ЧЕРЕМНЫХ — ЧЕРНЫШЕВСКИЙ                                                                    479 20 страница



Соч.: Inteligencja i spo-teczenstwo, Warsz., 1957; Zagad­nienia socjologii wspofczesnej, Warsz., 1965.

E . Осипова. Москва.

ЩЕРБАТСКОЙ, Федор Ипполитович (19 сентября 1866—18 марта 1942) — рус. исследователь буддий­ской философии. Окончил Царскосельскую гимназию и историко-филологпч. фак-т Петерб. ун-та, в к-ром с 1900 работал приват-доцентом кафедры санскритоло­гии фак-та вост. яз. В 1910 совершил науч. путешест­вие в Индию. В 1918 избран действит. членом Росс, акад. наук. В 1928—37 возглавлял созданный им Ин-т буддийской культуры.

Выделив три гл. периода в эволюции буддийского мировоззрения, Щ. исследовал значение дхармы как элемента бытия (в первом периоде), раскрыл негатив­ный подход к познанию абсолюта в учении о нирване Нагарджуны (второй период), впервые познакомил европ. науку с крптпч. философией позднего будди­зма (третий период). В своем обобщающем труде о буд­дийской логике Щ. сравнил ее выводы с параллель­ными мыслями античных, классических и современ­ных европ. философов, показав сходство в решении мн. проблем (реальности, ч5гвств. восприятия, теории логпч. суждения, законов противоположностей и др.) и большую последовательность инд. т. зр. по нек-рым вопросам (дихотомия, классификации категорий, фигур силлогизма) по сравнению с традиционной европейской. Щ. заложил основы сравнит, изучения


528                                                                 ЩЕРБАТСКОЙ ЩИПАНОВ


западной и инд. философии. Исследование буддийской логики и теории познания было предпринято Щ. в на­дежде содействовать начинавшемуся пересмотру осн. положений этих дисциплин в европ. философии. Щ. осуществил образцовые издания и переводы осн. соч. Дхармакирти и др. позднебуддийских философов с санскрита и тибетского языка на рус. и англ. яз.

Соч.: Логика в др. Индии, «Записки Вост. отд. Рус. ар­хеологии, об-ва», 1902, т. 14; Буддийский философ о едино­божии, там же, 1904, т. 16; Теория познания и логика по уче­нию позднейших буддистов, ч. 1—2, СПБ, 1903—09; Учение о категорич. императиве у брахманов, «Сб. Музея антропо­логии и этнографии Российской АН», 1918, т. 5, вып. 1, 2; The soul theory of the Buddhists, «Изв. Российской АН. 6 се­рия», 1919, т. 13, № 12—15 и 16—18; К истории материализма в Индии, «Вост. записки Ленингр. ин-та живых вост. языков», 1927, т. 1 (перепечатано в сб.: Избр. труды рус. индологов-филологов, М., 1962); The central conception of Buddhism and the meaningof the word «Dharma», L., 1923; The conception of Bud­dhist Nirvana, Leningrad, 1927; Buddhist logic, v. 1—2, Lenin­grad, 1930—32; The doctrine of the Buddha, «Bulletin of the School of Oriental Studies», 1932, v. 6, pt 4; Die drei Richtun-gen in der Philosophic des Buddhismus, «Rocznik orjentali-styczny», 1934, t. 10.

Лит .: Иванов В. В., Ф. И. Щербатской, «Народы
Азии и Африки», 1966, М 6; S h a g t r i D. N., Contribution
of Th. Stcherbatsky to Indian philosophy, «The Modern Review»,
Caleutta, 1953, v. 93, № 2.                   В . Иванов. Москва.


ЩИПАНОВ, Иван Яковлевич (р. 11 сент. 1904) — сов. философ, доктор филос. наук (с 1953), профес­сор (с 1954). Член КПСС с 1927. Окончил МИФЛИ в 1938, там же аспирантуру в 1941. С 1938— на препода-ват. работе. С 1947— зав. кафедрой истории филосо­фии народов СССР филос. фак-та МГУ. Область науч. деятельности — история рус. и марксистско-ленин­ской философии.

С о ч.: Материалистич. воззрения В. Г. Белинского, в кн.: Великий рус. мыслитель В. Г. Белинский, М., 1948; Обществ.-политич. и филос. взгляды А. Н. Радищева (1749—1802), М., 1950; Из истории рус. философии, М., 1951 (соавтор); Из истории рус. философии 18 —19 вв., М., 1952 (соавтор); Рус. материалистич. философия 18—19 вв. и ее историч. значение, М., 1953; Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 1—2, М., 1955—56 (соавтор); История философии, т. 1, М., 1957, гл. 9, § 1,7; т. 2, М., 1957, гл. 4, § 3; т. 5, М., 1961, гл. 7, § 1; Против совр. фальсифика­торов истории рус. философии, М., 1960 (соавтор); Нек-рые принципиальные вопросы истории рус. философии, М., 1967; История философии в СССР, т. 1, М., 1968; т. 2, М., 1968; т. 3, М., 1968 (соавтор); Вступит, статьи к книгам: Радищев А. Н., Избр. филос. и обществ.-политич. произведения, М., 1952; Избр. социально-политич. и филос. произве­дения декабристов, т. 1 — 3, М., 1951; Избр. произведения рус. мыслителей второй половины 18 в., т. 1—2, М., 1952; Рус. просветители (от Радищева до декабристов), т. 1—2, М., 1966.


э


ЭББИНГАУЗ, Эбингхауз (Ebbinghaus), Гер­ман (24 янв. 1850—26 февр. 1909) — нем. психолог, представитель ассоциативной психологии. Профессор ун-тов Бреславля (с 1894) и Галле (с 1908); органи­затор (совместно с А. Кёнигом) «Журнала психоло­гии и физиологии органов чувств» («Zeitschrift fur Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane»), объе­динявшего психологов, не принадлежавших к школе В. Вундта. Относя психологию к числу естеств. наук, Э. считал необходимым отделение ее от философии. В трактовке психич. явлений стоял на позициях пси-хофизич. параллелизма. Место Э. в истории психо­логии определяется гл. обр. тем, что он положил на­чало экспериментальным исследованиям высших псн-хич. функций, особенно памяти. Наиболее значит, влияние имела его работа «О памяти» («Uber das Ge-dachtnis», Lpz., 1885), в к-рой было показано влияние на запоминание количества запоминаемого материала, числа повторений, близости и направленности ассо­циативных связей; здесь же Э. вывел забывание как функцию времени («кривая Э.»). Им был разработан тест для определения степени умств. развития. Перу Э. принадлежат многократно переиздававшееся руко­водство по психологии «Grundzuge der Psychologie» <Bd 1—2, Lpz., 1897—1908) и «Abriss der Psychologie» (Lpz., 1908).

Соч. в pve. пер.: Основы психологии, т. 1, вып. 1—2, СПБ, 1911 — 12; Очерк психологии, СПБ, 1911.

Лит .: Jaensch E., [H. Ebbinghaus], «Zeitschrift fur
Psychologie und Physiologie des Sinnesorgane». 1909, Bd 51, № 1;
W о о d w о r t h R. S., H. Ebbinghaus, «J. of Philos. Psy­
chology and Scientific Methods», 1909, v. 6, p. 253—56;
Shako w D., H. Ebbinghaus, «Amer. J. of Psychology»,
1930, v. 42, K» 4, p. 505—18; Murphy G., Historical int­
roduction to modern psychology, [rev. ed.], N. Y., 1949,
p. 174 — 81.                                             M . Роговин. Москва.

ЭББОТ, А б б о т (Abbot), Фрэнсис Эллингвуд (6 нояб. 1836—22окт. 1903) — амер. теолог и философ-деист. В 1868 отрекся от сана священннка-унитария (протестантская секта, см. Антитринитарии), вслед­ствие несовместимости своих взглядов с христ. догмати­кой, и основал «Свободную религ. ассоциацию», про­поведовавшую «рациональную религию» без священ­нослужителей и отрицавшую зависимость морали от религии. Деистич. концепция веры изложена Э. в его работе «Науч. теизм» («Scientific theism», Boston, 1885).Филос. произведение Э. «Путь агностицизма» («The way of a agnosticism», Boston, 1890), содержащее критику агностицизма Канта с его разрывом явлений ■и «вещей в себе», вызвало резкие возражения Ройса и последующую дискуссию в филос. лит-ре. Опираясь на гегелевскую критику кантианства, Э. отмежевы­вался вместе с тем от абс. идеализма Гегеля, противо­поставляя ему «научный реализм». Его критика но­минализма оказала влияние на Пирса. См. также ст. Американская философия .

Соч.: The syllogistic philosophy, v. 1—2, Boston, 1906.

Лит .: Schneider H. W., A history of American philosophy, N.Y., 1946; O'K о n n о r D. D., Peirce's debt to F. E. Abbot, «Journal of the History of Ideas», 1964, v. 25.

Б. Быховекий. Москва.


ЭБИОНИТЫ (евр. 'ebjonim — бедные) — обозна­чение пудеохрист. секты 1 в. н. э., локализовавшейся в занорданской Палестине, и нескольких более позд­них пудеохрист. сект. Э. отрицательно отнеслись к универсализации христианства и усвоению им элли­нистических понятийных п мифологич. моделей; от­вергая послания Павла, они стремились удержать ближневост. черты евангельской веры и в этом от­ношении явились предшественниками ислама. Тео­логия Э. дуалнетична: Христос (понятый не как ло­гос, не как ипостась бога, но как глава ангелов) и сатана ведут борьбу, в каждом поколении сатана выс­тавляет против пророка своего лжепророка. Иисус был человеком и пророком Христа; Павел — его анта­гонистом, глашатаем сатаны. Э. требовали строгого соблюдения иудейских религ. запретов и настаивали на сохранении избранничества евреев и в христианстве, однако враждебно относились к иерусалимскому культу. Этика Э. строго осуждала стяжательство и, по-видимому, требовала общности имущества. Все это сближает Э. с традициями иудейского сектантства кум-ранского (ессейского) типа.

Лит.: Общая история европейской культуры, под ред.
И. М. Гревса и др., т. 6, СПБ, [1911], с. 248 — 51; А м у-
син И. Д., Рукописи Мертвого моря, М., 1961, с. 215 —16;
Fitzmayer J. A., The Qumran Scrolls, в кн.: Scrolls
and the New Testament, ed. by K.Stendahl, N.Y., 1957; Stre-
cker G., Das Juden-Christentum in den Pseudoklementinen,
В., 1958.                                            С. Аверинцев. Москва.

ЭВГЕМЁР (E'o-iifxepoc) из Мессены — др.-греч. философ, живший в 4 в. до н. э.; был близок к учению киренаиков. Ему приписывают авторство «Священной записи», хотя уже в древности по этому поводу выс­казывались сомнения (Columella, IX, 2). Судя по Диодору Сицилийскому (V, 41—46; VI, I) и нек-рым христ. авторам, речь идет о филос. романе-утопии, в к-ром Э. пытался рационально осмыслить мифоло­гию. В этой, одной из первых, социальной утопии описаны социальные порядки трех мифич. островов; боги трактуются здесь как порождение человека, вид­ные политич. деятели острова Панхей либо посмертно возводились в ранг богов, либо же сами создавали культ собственной личности и объявляли себя бо­гами. Христианская литература использовала мотивы «Священной записи» в борьбе с язычеством. Позднее идеи Э. использовались в борьбе против христианства п, возможно, влияли на выбор формы социальных утопий.

Лит .: Euhemeri reliquiae, col]. G. Nemethy, Pest, 1889; Block R., Evhemere, Brux., 1877.

M . Петров. Ростов-на-Дону.

ЭВДЁМ (Боб^иос.) Родосский (4 в. до н. э. )— др.-греч. философ, представитель перипатетической школы. Примкнул к Аристотелю, дружил с Теофра-стом. Основал на Родосе собств. школу (Simpl., in Aristot. Phys., 173). По ряду свидетельств, Аристотель выделял Э. среди других учеников: пользовался его советами п помощью при работе над «Метафизикой»


530


ЭВДЕМОНИЗМ


 


и даже написал в его честь элегию (Olymp., in Gorg., 336). Э. приписывают формулировку эвдемонизма как этич. принципа перипатетиков, в основе к-рого лежит стремление человека к высшему благу — счастью, пу­тем использования всех духовных сил в согласии с рассудком. Часть исследователей признает Э. автором «Эвдемовой этики», тогда как другая приписывает авторство Аристотелю. По общефилос. вопросам Э. написал: «Физику» (переработка «Физики» Аристо­теля), «Этику» (комментарий к этич. трактатам Ари­стотеля), «Аналитику» (содержавшую крнтич. заме­чания в адрес Аристотеля и Теофраста), «О словах» (трактат о грамматпч. и логич. структуре предложения, близкий по содержанию к работе Аристотеля «Об истолковании»). Большой известностью пользовалась работа Э. «Об угле», от к-рой сохранился один фраг­мент. Э. — автор многих историч. трудов: «Истории арифметики», «Истории геометрии», «Истории астро­номии», содержащих большой фактич. материал, со­храняющий значение до нашего времени как источник сведений об антич. науке.

Соч.: Eudemi Rhodii peripatetici fragmenta, ed. L. Spengl, В., 1870.

Лит .: Fritzsche A. Th. H., Aristotelis ethica Eu-
demia (Eudemia Rhodii ethica), 1851; Wehrli F., Die
Schule des Aristoteles, H. 8— Eudemos von Rhodos, Basel,
1955.                                          M . Петров. Ростов-на-Дону.

ЭВДЕМОНИЗМ (от греч. eu6cxiu.ovia. — счастье, бла­женство) — антич. принцип жизнепонимания, позд­нее в этике — методологич. принцип истолкования природы морали и обоснования ее требований. Пред­посылкой антич. Э. является сократовская идея внутр. свободы, достигаемой благодаря самосознанию лич­ности и ее независимости от внешнего мира. Хотя Э. возник одновременно и в тесной связи с гедонизмом, они в известном смысле противостояли друг другу: счастье есть не просто длительное и гармоничное удовольствие (Аристотель), а результат преодоления стремления к чувств, наслаждениям путем самоогра­ничения, упражнения, аскезы, отрешения от привязан­ностей к внешнему миру и его благам и достигаемая при этом свобода от внешней необходимости и преврат­ностей судьбы; это разумность, тождественная подлин­ной добродетели. Киники выставляют в качестве жиз­ненного принципа борьбу со страстями, порабощающи­ми человека. Антисфен отождествляет стремление к удовольствиям с сумасшествием; счастье не зависит от чего-либо внешнего — богатства, славы, образа жизни; для блаженства достаточно добродетели. «То­лько благодаря неразумию становишься ты несчаст­ным»,— говорит Диоген (Diog. L. VI, 71). «Судьбе про­тивопоставляю я мужество, условности — природу, страсти — разум» (там же, VI, 38). Блаженство дости­гается не от владения вещами, а от преодоления в се­бе влечения к ним. Киренаики в сущности развивают те же мотивы: счастье зависит не от внешних обстоя­тельств, а от выработки правильного отношения к ним. По Гегесию, удовольствие и боль проистекают от тяго­тения к внешним вещам; нужно же «обнаруживать без­различие по отношению к тому, что доставляет нам удовольствие» (там же, II, 96). Стоики еще более конк­ретно описывают эту внутр. свободу, характеризуя ее как радостную покорность судьбе, ибо значение для человека имеет только то, что зависит от его отноше­ния к внешним обстоятельствам, а не от превратно­стей судьбы. По Эпиктету, счастье зависит не от ве­щей, а от наших взглядов на вещи, поэтому «не стре­мись к тому, чтобы события происходили так, как ты хочешь этого, но желай их, как они происходят; так будешь ты чувствовать себя хорошо» (Enchirid, 48,1). Отсюда жизненный принцип апатии — сво­боды от ложных, тщетных страстей, включаемый в бо­лее широкую установку «жить в согласии с природой» (Зенон, см. Diog. L. VII, 87). Т. о., в антич. Э. про-


слеживается внутр. дилемма: с одной стороны, счастье выставляется как естеств. предназначение человека, вытекающее из его единства с природой, с другой — оно есть преодоление непосредств. природности обы­денных страстей и аффектов.

В новое время этот идеал внутр. свободы развивали мн. философы, в особенности Спиноза, к-рый с исклю­чит, остротой поставил антитезу разумного познания и чувств, страстей (см. Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 149) и выдвинул чисто интеллектуальное понима­ние блаженства (amor dei intellectualis). «... Именно познание вызывает любовь... В этом... единственно состоит наше блаженство» (там же, с. 154). Аналогич­ные мотивы обнаруживаются у Гассенди: «... Достаточ­ное условие указанного абсолютного блага человека — это покой тела и духа» (Соч., т. 1, М., 1966, с. 317). Блаженство зависит от умения довольствоваться тем, что есть. «... Даже подвергнутый ужасной пытке, муд­рец останется счастливым» (там же, с. 306). Гассенди уже не противопоставляет счастье удовольствиям, по­нимая их как умение наслаждаться тем, что дано в силу внешних обстоятельств.

Франц. материалисты (Гельвеций, Гольбах и др.) придают понятию счастья откровенно гедонпстич. ха­рактер; отныне в Э. явно преобладают натуралистич. мотивы. Стремление к счастью трактуется как данное человеку от природы и вместе с тем как нравств. прин­цип, конечная цель всякого общества и полезной дея­тельности человека. По этому пути идет и англ. ути­литаризм с его принципом максимального счастья для наибольшего числа людей (Бентам). Эта линия в развитии Э. наталкивается на характерное затруд­нение: в обществе частных интересов стремление к счастью так или иначе ведет к. эгоизму. Отсюда попыт­ки определить «подлинное», «разумное» счастье, дости­жение к-рого не противоречило бы общему благу. Здесь принцип Э. приводит в конце концов к логич. кругу: счастье — основание морали, но само оно обос­новывается с помощью моральных критериев, с т. зр. того, что следует признать должным; провозглашен­ное «естественным», человеч. стремление оказывается, т. о., на деле нравств. императивом.

В совр. бурж. этике чаще всего можно встретить лишь отд. элементы Э. (Дрейк, Сантаяна, поздний Рассел, Дж. Маккей, М. Шлик). Знаменательна судь­ба принципа Э. в «фелицитологии» (от лат. felicitas — счастье) Нейрата. Счастье трактуется здесь как естеств. стремление человека, а этика — как наука о путях его достижения. Нейрат лишает понятие счастья к.-л. нормативного смысла, в результате чего оно обнаруживает свою бессодержательность: не важно, какие конкретно цели преследуют люди и каких результатов они достигают, важно лишь ощу­щение счастья. Это ощущение можно поэтому просто внушить людям, а этика и оказывается учением о ме­тодах такого внушения. Осн. проблема Э. —проб­лема счастья — сводится тем самым к вопросу о на­хождении путей психологич. манипулирования мас­совым сознанием, что вполне отвечает одной из пдеоло-гич. тенденций позднебурж. общества.

Материалистич. этика считает невозможным исхо­дить в теории нравственности из к.-л. изначальных стремлений отд. индивида. Она рассматривает все опре­деления человека (в т. ч. и его побудит, мотивы, напр. стремление к счастью) как продукт историч. развития, момент, обусловленный всей системой обществ, прак­тики, с анализа к-рой и следует начинать исследо­вание оснований нравственности.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 418—21; Аристотель, Этика, СПВ, 1908, кн. 1, § 3—6; Гельвеций К. А., О человеке, его умственных способностях и его воспитании, М., 1938, с. 75—78, 93—99, 274—336; Гольбах П. А., Избр. произв., т. 1, М., 1963, с. 308—50; Кант И., Соч., т. 4, М., 1965, с. 230—57, 340-


ЭВКЛИД—ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ                                                             531


483; Левитов П., Мораль Э. перед судом общечеловеч. нравств. сознания, X., 1903; Материалисты Древней Греции, М., 1955, с. 153—67, 233—36; PfleidererE., Eudamonis-mus und Egoismus, Lpz., 1880; H e i n z e M., Der Eudamo-nismus in der griechischen Philosophie, Lpz., 1883; N e u-rath O., Foundations of the social sciences, Chi., [1944]-

Т. Кузьмина. Москва.

ЭВКЛЙД, Евклид (E6xXei6T]g), — др.-греч. ма­тематик, живший ок. 3 в. до н. э. в Александрии. По­мимо этого, ничего достоверного о жизни Э. не извест­но. Э. знаменит как автор «Начал» — первого дошед­шего до нас теоретич. сочинения по математике. По словам Эйнштейна, это удивительное произведение дало человеческому разуму ту уверенность в себе, которая была так необходима для его последующей деятельности. Подводя итог трехсотлетнему развитию греч. математики, Э. систематически изложил элемен­тарную геометрию, алгебру квадратных уравнений, общую теорию отношений и пропорций (прообраз позд­нейших теорий действит. чисел; см. Континуум, Ма­тематическая бесконечность, Прерывность и непрерыв­ность), элементарную теорию чисел, метод исчерпыва­ния (элементы теории пределов). «Начала» — первое из известных аксиоматич. изложений математики, чем и определяется их исключит, роль в истории науки. Несо­вершенство аксиоматики Э. с современной т. зр. никоим образом не умаляет ни значения «Начал» как отправ­ного пункта всей последующей истории аксиоматич. метода, ни гениальной интуиции их творца. По суще­ству, каждый новый этап в развитии аксиоматич. метода вплоть до работ Д. Гильберта и его учеников был не­которым уточнением первоначальной концепции Э.; исключение не составляют и идеи Лобачевского, Я. Бойаи и К. Ф. Гаусса, а позднее — Б. Римана, приведшие к созданию «неэвклндовых геометрий» (подробнее см. Метод аксиоматический).


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!