УОРНЕР—УПАНИШАДЫ                                                                       281 8 страница



Однако такое синтаксическое (см. Синтаксис в логике) понимание Ф. и. существенно предполагает выделение «чис­той логики». Определения же чистой логики могут быть раз­личными. Напр., под чистой логикой можно понимать либо исчисление высказываний (см. Логика высказываний), либо предикатов исчисление первого порядка без равенства (или же с равенством), либо исчисление предикатов второго порядка без каких-либо присоединенных аксиом свертывания и т. п. Отсюда следует относительность синтаксич. пони­мания Ф. и. предложения в формализованном языке. Имеются попытки формализовать различение фактич. и логич. истин­ности в рамках модальной логики.

Поскольку Ф. и. (соответственно ложность) пред­ложения зависит от значений истинности составляю­щих его элементарных (атомарных) предложений, то для установления Ф. и. (ложности) предложений тре­буется иметь точные описания способов приписывания значений истинности элементарным (атомарным) пре­дикатам, входящим в соответствующие элементарные предложения. Анализ же естеств.-науч. языка дает многочисл. примеры различных трудностей при опре­делении значений истинности элементарных предика­тов. В связи с этим достаточно упомянуть о существо­вании неопределенностных оценок предложений в кван­товой механике, об употреблении в науч. рассужде­нии предложений с различными степенями правдопо­добности, а также предикатов, зависящих от времени и т.д. Возникают трудности приписывания значений истинности и сложному предложению, содержащему диспозиционалъные предикаты. Рассмотрение нек-рых из этих трудностей в рамках формальной семиотики может быть осуществлено посредством логик с более чем двумя значениями истинности (см. Многозначная логика).

Лит.: Б оч в ар Д. А., К вопросу о парадоксах мате­матической логики и теории множеств, «Математический сбор­ник», 1944, т. 15, вып. 3; К а р н а п Р., Значение и необхо­димость, пер. с англ., М., 1959; Carnap R., Testability and meaning, «Philosophy of Science», 1936, v. 3, Jfi 4; 1937, v. 4, № 1; его же, Introduction to semantics, Camb. (Mass.), 1942; Margenau H., Nature of physical reality, N. Y., 1950; Kemeny I., A new approach to semantics, «The Journal ot Symbolic Logic», 1956, v. 21, № 1—2; Rosser I. B. and Turquette A. R., Many-valued logics, Amst., 1952; Reichenbach H., Nomological statements and admissible operations, N. Y., 1954; Turquette A. R., Modaiity, minimality and many-valuedness, «Acta Philosophica Fennica», 1963, fasc. 16; Hanson W. II., On formalizing the distinction between logical and factual truth, «The Jour­nal of Symbolic Logic», ,1966, v. 31, Ki З. В. Финн. Москва.

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ (ф а к т о р и а л ь н ы й ана­лиз) — один пз методов математич. обработки дан-


ных исследования массовых совокупностей. При Ф. а. эти данные сводятся в корреляционные матрицы, на к-рых определяются детерминанты («факторы»), ле­жащие в основе корреляций между сопоставляемыми переменными, которыми характеризуются элементы совокупности. Созданный первоначально для пепхо-логич. исследований, Ф. а. стал позднее применяться в социологии, биологии, медицине, экономике, а так­же в физике. Ф. а. в его совр. виде основан на исполь­зовании методов матричной алгебры и векторной гео­метрии; он заключается в сведении путем ряда преоб­разований квадратной матрицы re-го порядка к прямо­угольной матрице с т строк и п столбцов, где п всег­да должно быть меньше т. Десятичные числа, стоящие на пересечениях строк со столбцами, представляют собой факторные веса переменных по выделенным фак­торам, т. е. фактически коэффициенты корреляции между этими переменными л факторами. В наст, вре­мя Ф. а. проводится с помощью электронновычислит. машин.

Первая модель факторизации была предложена англ. психологом Спирменом (1904), выдвинувшим представление о существовании в сфере интеллекта генерального фактора (фактор «g») и ряда специфич. факторов (« S »), действующих только в пределах дан­ного теста. Холзпнгер ввел би-факторную модель и развил представление о существовании, кроме гене­рального н специфических, еще и групповых факторов, общих для неск. переменных. Принципиальный пере­смотр теории и практики Ф. а. был осуществлен амер. психологом Тёрстоном, к-рый отказался от пред­ставлений об обязат. наличии в матрице интеркорре-ляцпй общего фактора и указал на возможность дей­ствия в такой матрице набора одних лишь групповых факторов («восприятие», «пространственный», «вер­бальный» факторы). Развитые на основе этой мульти-факторной модели матем. методы извлечения факто­ров обладают различной степенью точности и слож­ности. «Трансформационный метод» финского психо­лога АмаЕаара позволил связывать данные разных исследований, проведенных в одной и той же области.

Осн. областью применения Ф. а. до сих пор остается сфера способностей — умственных и специальных (му­зыкальных, математических, двигательных и др.). Методами Ф. а. изучается также структура личности. Сов. психологи применяют технику Ф. а. для изуче­ния структуры свойств нервной системы человека, при исследованиях памяти и т. д. Матем. процедура Ф. а. сама по себе не говорит о содержании и суще­стве выделяемых факторов. Содержат, интерпретация последних основывается на обобщении психологич. или физиологпч. сущности тех переменных, к-рые получили по данному фактору наибольшие факторные веса.

Лит.: Н е б ы л и ц ы н В. Д., Совр. состояние Ф. а., «Вопр. психологии», 1960, М4; Т е п л о в Б. М., Простейшие способы Ф. а., в кн.: Типологич. особенности высшей нервной деятельности человека, т. 5, М., 1967; Thurstone L., Vectors of mind, Chi., 1935; его же, The dimensions of temperament, «Psychometrica», 1951, № 16; С a t t e 1 1 R. В., Factor analysis, N.Y., 1952; его же, Personality and moti­vation structure and measurement, [N.Y.], 1957; E у s e n с k H. J., The structure of human personality, L.— N.Y., 1953; Guilford J. P., The structure of intellect, «Psychol. Bull.», 1956, v. 53, Xi 4; A h m a v a a r a Y., On the unified factor theory of mind, Hels., 1957; Werdelin J., The ma­thematical ability, Cph., 1958; Harman H. H., Modern factor analysis, Chi., I960; Horst P., Factor analysis of data matrices, N. Y., 1965.

В. Небылицин, А. Медведев. Москва.

ФАКТОРОВ ТЕОРИЯ — термин, традиционно ис­пользуемый для обозначения социологич. концепций, пытающихся объяснить изменение состояний общества каким-либо явлением, воздействие к-рого признается единств, фактором, определяющим изменение этих состояний, и потому по необходимости абсолютизиру­ется. Гносеологпч. основой таких концепций является


ФАКТОРОВ ТЕОРИЯ—ФАНЬ ЧЖЭНЬ


301


 


характерная для материализма 17—18 вв. абсолюти­зация причинности.

В истории социальной мысли известно неск. попы­ток такого объяснения механизма развития общества. К их числу относится географпч., демографич., пси-хологич., в конце 19 в.— технология, и др. виды де­терминизма. Однако всякий раз эти попытки приво­дили к ситуации (к-рую Г. В. Плеханов назвал закол­дованным кругом взаимодействия), вызываемой тем, что явление, используемое в качестве фактора, преж­де, чем стать причиной,— было следствием (см. «К воп­росу о развитии монистич. взгляда на историю», гл. 2).

Для снятия такой ситуации оказалось необходимым причинный подход дополнить системно-структурным и историч. подходами, к-рые были применены марксиз­мом к самым разным социальным объектам: обществу в целом, капнталистич. формации, семье, гос-ву п др. Эти подходы позволяют «...изобразить весь процесс в целом (а потому также и взаимодействие между его различными сторонами)» (Маркс К. п Эн­гельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 37). Специфика та­кого подхода состоит в том, что объект рассматрива­ется как система, изменение состояний к-рой означает ту или иную перестройку мн. элементов его структу­ры, а не какого-либо одного из них. По отношению к такому подходу однофакторный (причинный) под­ход может занимать лишь подчиненное положение: рассматривать причинные зависимости внутри си­стемного объекта можно только при сознат. абстра­гировании от всей системы связей и понимании того, что выводы, получаемые при изучении причинной пары, нельзя экстраполировать на целое. Энгельс в письмах 90-х гг. резко возражал против попыток интерпрета­ции марксизма как однофакторной концепции, а именно, экономия, детерминизма, противоречащей его и Маркса пониманию историч. процесса (см. также «Нем. идеология», там же, с. 19). Системный подход противостоит не только однофакторному, но и такому многофакторному подходу, при к-ром взаимодействие ряда факторов только постулируется, но они не зада­ны как элементы структуры. В таком случае имеет место лишь механич. соединение факторов.

Хотя употребление термина Ф. т. вошло в тради­цию, он является неверным, ибо «претендует» на нали­чие теории факторного подхода. Однако такая теория (к-рая должна была бы содержать типологию факто­ров, принципы их выделения и др.) на практике от­сутствует. В связи с этим вместо термина Ф.т. логичнее было бы употреблять термин «факторный подход».

Проблема однофакторного или многофакторного подходов возникает не только применительно к гло­бальному обществу (по отношению к к-рому она ак­тивно обсуждалась в конце 19— нач. 20 вв.), но и при изучении локальных объектов, в практике конк­ретных социальных исследований п гл. обр. при изу­чении социальных процессов (таких, как миграция населения, текучесть кадров, динамика обществ, мнения и др.), где принципы системного подхода еще не получили широкого развития и где факторный под­ход в настоящее время широко используется. В прос­тейших случаях методика факторных исследований может основываться на методах установления при­чинных связей, разработанных в индуктивной логике (метод единственного сходства и др.). Однако необ­ходимо различать практич. использование фактор­ного подхода в эмпирия, исследованиях — с одной стороны, и методологическую проблему соотноше­ния факторного и системно-структурного подходов в науке, возможностей каждого из этих подходов — с другой.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Энгельс Ф., Письма 90-х г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М., 1953; Кон И. С, Позитивизм в социологии, Л., 1964; Tima-


scheff N., Sociological theory. Its nature and growth, 3 ed.,
N. Y., 1967.                              P. Рывкипа. Новосибирск.

ФАЛЁС (0ccXt,S) (ок. 625—547 до н. э.) — др.-греч. философ, родоначальник античной и вообще европ. философии и науки, основатель милетской школы. Происходил из г. Мплет (М. Азия). По преданию, Ф. путешествовал по странам Востока, многому научился у египетских жрецов и вави­лонских халдеев. Из припи­сываемых Ф. соч. до нас ни­чего не дошло. Ф. опирался на отдельные теокосмогони-ческне пдеп-образы Гомера («Илиада», XIV , 246; VIII , 13—16) и Гесиода («Теого­ния», 116 — 133; 720—725), но отбросил мифологич. оли­цетворение явлений и сил природы. Обоснованный Ф. новый взгляд на мир заклю­чался в том, что все много­образие явлений и вещей было сведено им к единой основе (первостпхии пли первоначалу), которой Ф. считал «влажную природу», воду (см. Aristotel, Met. I, 3, 983а 24—983в 30). По Ф., все возникает из воды и в нее же превращается. Ф. развивал мысль об оду­шевленности (гилозоизм) и божественности первонача­ла: «мир одушевлен и полон богов» (А 3, 22; ср. А 1,24). Как и для представителей ионийской школы «божест­венное» для Ф. тождественно с природным (материаль­ным) первоначалом (водой); божеством он называл «то, что не имеет ни начала, ни конца» (А 1-1,36), т. е. беспредельное. Отличая душу от тела, душевную жизнь от процессов природы, Ф., вслед за Гомером, мыслил душу в виде тонкого (эфирного) вещества. Душа как активная (чувствующая) сила и вместе с тем как носитель разумности н справедливости при-частна к божественному (разумному и прекрасному) строю вещей. Ф. использовал достижения др.-вост. науки (египтян, вавилонян и финикинян) и сделал ряд выдающихся открытий: предсказал солнечное затмение, к-рое произошло в 585 до и. э., разделил год на 365 дней (А 1,27) и т. п.

Фрагменты в рус. пер., в кн.: М а к о в е л ь-ский А., Досократики, ч. 1, Каз., 1914, с. 9—24.

Лит.: Остроумов М., Фалес Милетский, «Вера и разум», 1887, № 23; Т р у б е ц к о й С. Н., Метафизика в Древней Греции, М., 1890, с. 151—54; Гомперц Т., Греч, мыслители, пер. с нем., т. 1, СПБ, 1911, с. 39—44; Б л о н с к и й П., Этюды по истории ранней греч. филосо­фии, М., 1914; Лосев А. Ф., Очерки антич. символизма и мифологии, т. 1, М., 1930: его ж е, История антич. эсте­тики, М., 1963, с. 339—43; История философии, т. 1, М., 1940, с. 25—32; Лурье С. Я., Очерки по истории антич. науки, М.— Л., 1947, с. 36—40; Томе о и Д ж., Первые филосо­фы, пер. с англ., т. 2, М., 1959, с. 145—58; Михайлова Э. Н., Ч а н ы ш е в А. Н., Ионийская философия, М., 1966, с. 25—50; Kirk G. S., Popper on science and the pre-socratics, «Mind», 1960, v. 69, № 275.  Ф. Нессиди. Москва.

ФАНТАЗИЯ (от греч. cpavxaaicx — воображение) -=* необходимый компонент творч. деятельности, психо­логия, содержание к-рого состоит в построении образа или пепхич. модели конечного или промежуточных продуктов деятельности. По своему значению понятие Ф. совпадает с понятием воображения.

ФАНЬ ЧЖЭНЬ (р. прпбл. 450—515) — кит. фило­соф-материалист. Автор трактата «Шэнь ме лунь» («Об уничтожении души»), направленного протиь уче­ния махаяны о загробной жизни. Трактат написан в форме диалога и содержит разбор взаимоотношений души и тела. Ф. Ч. доказывает, что тело — материаль­ная основа души, а душа — функция тела, поэтому, когда умирает тело, уничтожается и душа. В ответ на возражение, касающееся того, что отличие человека от дерева и других подобных предметов заключается в наличии у него сознания, что свидетельствует о


302                                                                        ФАРАБИ—ФАТАЛИЗМ


существовании души, Ф. Ч. заявляет, что как человек, так и дерево состоят из материи, но в противополож­ность древесной человеч. материя качественно иная — ей присуще сознание. Все части тела, по Ф. Ч., явля­ются одновременно частями души, и воспринимаемые ими ощущения отличаются от мыслей (вместилищем к-рых Ф. Ч., следуя традиционной т. зр., считал сердце) лишь степенью интенсивности. В последней части трактата Ф. Ч. подчеркивает практич. важность отрицания бессмертия души как средства избавления людей от страха перед муками ада и от надежды на загробное воздаяние. Связывая даосскую идею есте­ственности с конфуцианскими социальными воззрени­ями, Ф. Ч. пишет, что понимание всеобщей подчинен­ности единому вселенскому закону необходимости — возникновения и гибели, приведет к тому, что люди, находя удовлетворение в своих повседневных заня­тиях, ие будут стремиться ни к чему такому, что вы­ходило бы за их пределы; это даст обществу устой­чивость и процветание.

Лит.: Хоу В а й-л у [и др.], Чжунго сысян тунши
(История кит. идеологий), т. 3, Пекин, 1957, с. 373—403;
Fung Yu-lan, A historv of Chinese philosophy, v. 2,
Princeton, 1953, p. 289—92; Balazs E., The first Chinese
materialist, в его кн.: Chinese civilization and bureaucracy,
New Haven, 1966, p. 255—76.            В. Рубин. Москва.

ФАРАБЙ, аль-Фараби, Абу Наср ибн Му­хаммед (870—950) — философ, ученый-энциклопедист, один из основоположников аристотелизма на Ближнем и Ср. Востоке, в связи с чем получил прозвание «Вто­рой учитель» («второй» — т. е. после Аристотеля). Ф. прокомментировал «Категории», «Герменевтику», «Аналитики» (1-ю и 2-ю), «Топику», «Софистику», «Риторику» и «Поэтику» Аристотеля, а также «Введе­ние в философию» Порфирия. Из оригинальных работ Ф. наиболее известен трактат «Жемчужина премуд­рости» («Исбат аль-акль», Хайдарабад, 1928), а также «Трактат о взглядах жителей добродетельного города» («Китаб ара ахл аль-мадпнат аль-фадила», см. в кн.: С. Н. Григорян, Из истории философии Ср. Азии и Ирана 7 —12 вв., М., 1960), в к-рых изложены соот­ветственно филос. и социальные идеи Ф. В целом ему принадлежит ок. 100 работ по истории естеств. наук и философии.

В основе онтологии Ф. лежит платонистское учение об эманации: истечении различных сред бытия из «Единого»; мироздание представляется как девять заключенных друг в друге сфер-небосводов, обладаю­щих душами, к-рые и заставляют сферы вращаться во­круг Земли и к-рые в свою очередь получили свою энергию от первотолчка. Движение п соприкосновение сфер рождает 4 осн. элемента (воду, воздух, огонь и землю), комбинации к-рых образуют тела. Тела, сог­ласно Ф., состоят из формы и первичной материи, к-рая вечна и не зависит от бога — первопричины бы­тия. Средством познания бытия, по Ф., служат науки, к-рые разделяются на теоретические (логика, естеств. дисциплины, метафизика) и практические (этика и по­литика). В системе наук первенство принадлежит ло­гике: она позволяет отличить истинное знание от лож­ного и является поэтому основой разума. Закон проти­воречия — осн. принцип логики. Процесс познания имеет две ступени: ощущение и мышление (intellec-tus), к-рые отображают различные стороны объектов: первое — их внешние, изменчивые свойства (акци­денции), второе s существо предметов (субстанцию). Теория познания и сенсуализм Ф. непосредственно связаны с его учением о душе, свойствами к-рой явля­ются ощущение и мышление. В вопросе о смертности или бессмертии души Ф., критикуя Платона, считает, что душа не предшествует телу, а появляется и уми­рает одновременно с ним. Отсюда — познание есть не «воспоминание» души о ее прежнем «бестелесном» су­ществовании в мире эйдосов, как утверждал Платон:


«разумная душа» постигает природу вещей лишь на основе показаний органов чувств.

Социальный идеал Ф., изложенный им в «Трактате о взглядах жителей добродет. города»,— общество без насилия, войн и порабощения, основанное на друж­бе и взаимопомощи граждан, управляемое просвещен­ным монархом. Общество разделено у Ф. на четко разграниченные слои, взаимозависимость и соподчи­нение между к-рыми представляются Ф. необходимы­ми для социальной гармонии.

Идеи Ф. оказали сильное влияние на развитие филос. и социальной мысли Востока и, в частности, на мировоззрение Ибн Сини, Ибн Баджи, Ибн Рошда, Низами и Ибн Халъдуна.

Соч.: Китаб аль-маджму, Каир, 1907; Существо вопро­сов, в кн.: Избр. "произв. мыслителей стран Ближнего и Сред­него Востока 9—14 вв., М., 1961; Комментарии к «Катего­риям» Аристотеля, там же.

Лит.: Очерки по истории филос. и общественно-политич.
мысли народов СССР, т. 1. М., 1955; История философии,
т. 1, М., 1957, с. 239—49; Хайруллаев М. М., Абу
Наср Форобий, Таш., 1961; Григорян С, Средневеко­
вая философия народов Ближнего и Среднего Востока, М.,
1966,,с. 159—84.                               М. Хайруллаев. Ташкент.

ФАРБЕР (Farber), Марвин (р. 14 дек. 1901) — амер. философ-феноменолог с тенденцией к материа­лизму. Ученик Гуссерля. Проф. ун-та в Буффало (с 1930), заслуженный профессор (с 1954), прези­дент Междунар. феноменологич. об-ва (с 1940), гл. редактор журн. «Philosophy and Phenomenological Research». Начав свою филос. деятельность как компилятор Гуссерля, Ф. к 40-м гг. переходит на позиции т. и. натурализма (близкого к материа­лизму), рассматривая феноменологию с ее редук­цией лишь как вспомогат. метод, необходимый для предварит, анализа понятий, категориальных струк­тур. Ф. подвергает критике идеалистич. т. зр. Гуссер­ля; признает объективную реальность и материальное единство мира, первичность природы по отношению к сознанию. Он приближается к историческому мате­риализму, выдвигая обществ, отношения в качестве фактора, определяющего обществ, сознание и трак­туя, в частности, философию как концентрированное выражение доминирующих социальных интересов. Близость Ф. к марксизму выражена и в его интересе к проблемам труда и капитала, империализма и войны.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!