УОРНЕР—УПАНИШАДЫ                                                                       281 5 страница



О . Дробницкий . Москва.

УТИЦ (Utitz), Эмиль (27 мая 1883—2 нояб. 1956) — нем. эстетик, представитель всеобщей « науки об ис ­ кусстве » (allgemeine Kunstwissenschai't). В ранних работах У. трактовал иск-во как формотворчество (Gestaltvmg) и определял его как «изображение цен­ностей, направленное на то, чтоб возбудить эмоцио­нальное переживание». Импульс для формотворчества дает не «удовольствие от игры» и не «удовольствие от подражания», а внутр. необходимость высказаться. Творчество — это катарсис, очищение, освобождение художника от своих индивидуальных переживаний.


В своей эстетич. концепции У. опирался на современ­ные ему филос.-психологич. учения, в частности теорию интуиции Дилътея. Усматривая в совр. куль­туре стремление и движение к новым «объективным ценностям», противопоставлял это субъективизму импрессионизма и экспрессионизма.

В 1933 У. покинул Германию и до конца жизни жил на родине в Праге. В работах 50-х гг. выступал как сторонник марксистской эстетики и реалистич. иск-ва; осн. чертами социалистич. реализма считал гуманизм и оптимизм.

Соч.: Grundlegung der allgemeinen Kunstwissenschaft,
Bd 1—2, Stuttg., 19i4j—20 (2 Aufl.—Die Kultur ine der Epoche
des Weltkrieges, Stutig., 1927); Die Oberwindung des Expres-
sionismus, Stuttg., 1927; Starofecka umelecka theorie jako uvod
do marxisticke estetiky, «Filosoficky iasopis», 1956, c. 4, Л» 6;
Pet meditacl k problematice realismu, «Vytvarne umSni», 1956,
,K» 8—10.                                                     И. Мш<л. Москва.

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ — предшествую­щие науч. коммунизму теории и учения о коренном преобразовании и справедливом устройстве общества на социалистич. началах, не опирающиеся на знание законов обществ, развития и его движущих сил. «... Первоначальный социализм был у т о и и ч е-с к и м социализмом. Он критиковал капиталистиче­ское общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации. Но утопический социализм не мог указать действи­тельного выхода. Он не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть зако­ны его развития, ни найти ту общественную с и л у, которая способна стать творцом нового об­щества» (Лен и н В. И., Соч., т. 19, с. 7). Понятие «У. с.» берет начало от «Утопии» — соч. Т. Мора, по­священного описанию идеального общества, в к-ром отсутствует эксплуатация трудящихся и все люди равно пользуются плодами общего труда.

У. с. отличало от др. социальных утопий и эгали­тарных теорий понимание связи между бедствиями социального неравенства и существованием частной собственности на средства произ-ва, идея обществ, собственности на средства произ-ва и распределения и демократия, самоуправления народа. Социалистич. идеалы неизбежно были связаны с У. с, с критикой классово-эксплуататорского общества, идеей корен­ных социальных изменений. Политич. немощь и идейная слабость эксплуатируемых классов, отра­зившиеся в У. с, определили его мировоззренч. основу — субъективно-ндеалистич., волюнтаристам, и моралистич., подчас релит, и мессианистские воззре­ния на человеч. общество. Тем не менее У. с. не было свойственно смирение перед божьей волей: обществ, устройство он считал зависящим от воли людей, что и определило поиски У. с. эффективной обществ, теории.

У. с. не был лишь созданием мыслителей-одиночек, как это часто изображает бурж. п реформистская социология и историография, поскольку социалистич. мечтания и соответствующие им обществ, идеалы вы­ражали многовековые освободит, устремления трудя­щихся масс. Само противопоставление отд. мыслителей и масс является в этом плане ложным: несомненна важная роль интеллигенции в теоретич. разработке идей У. с, в придании сознательной и развитой формы смутным чаяниям эксплуатируемых масс — «умы всегда связаны невидимыми нитями с телом народа» (М арке К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 33, с. 147).

У. с. заключал в себе противоречивые тенденции: теории его использовались не только прогрессивными, но н реакц. течениями, как, напр., феодальный социа­лизм, нек-рые направления мелкобурж. социализма, казарменный коммунизм и т. д.


19*


292                                                                  УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ


У. с. как совокупность идей и течений дона уч. социализма включает в себя как утопич. коммунизм, так и У. с. в узком смысле слова. Разветвление это осуществилось в конце 18 в., в период перехода уто­пич. социалистнч. мысли в годы франц. революции и после нее от умозрит. конструкций к сфере практич. деятельности. Переходный период на пути к коммунизму У. с. превращал из промежуточного зве­на в конечную цель обществ, преобразования. Если утопич. коммунизм во всех своих проектах и теориях требовал общности имуществ п «фактич. равенства» между людьми, то У. с. выдвигал компромиссные про­екты, сохранявшие в обществ, пропз-ве элементы частной собственности, неравенство распределения и т. п. Почти все течения У. с. стремились возвыситься над борьбой классов и организовать классовое сотруд­ничество пролетариата и буржуазии, искали поддерж­ки у господств, классов и рассчитывали проложить путь новому обществу лишь силой пропаганды п примера. Цельные концепции такого У. с. дали в нач. 19 в. Сен-Симон и Фурье; затем эти идеи перешли в системы эпигонов У. с. 30—40-х гг. 19 в., от к-рых были вынуждены отмежеваться Маркс и Энгельс.

История У. с. У всех народов зарождение мечта­ний, содержавших проблески социалистич. мысли, было связано с появлением частной собственности, разделением общества на классы и возникновением эксплуататорского общества. Следы подобных мечта­ний встречаются на разных ступенях развития клас­совой борьбы народов Азии и Сев. Африки, Индии и Китая. В Европе важнейшие элементы У. с. сложились в антич. Греции и Риме: легенда о «золотом веке» (общинно-родовых отношениях, не знавших неравен­ства, эксплуатации и собственности) и ее многочпсл. рационалистпч. переработки утопистами прошлого; дискуссии древнегреч. мыслителей вокруг проблем имуществ. неравенства и «естественного состояния» общества, полисной демократии и «распределитель­ной справедливости»; легендарные уравнит. реформы в Спарте и платоновская утопия кастового рабовла-дельч. коммунизма, сочетавшаяся с критикой частной собственности, а также критика этой утопии Аристо­телем.

Еще более значит, влияние на У. с. оказало соци­альное учение раннего христианства, содержавшая­ся в нем проповедь общечеловеч. равенства, братства и потребит, коммунизма. Воздействие этих идей ска­зывалось на различных течениях У. с. вплоть до христианского социализма 19 в. Однако в целом, про­никаясь все более идеей примирения с земным злом, компенсации социальной несправедливости в поту­стороннем мире, христианство направило утопич. мысль в русло религ. утопии, затормозив тем самым развитие У. с. и поисков лучшего обществ, строя.

В период европ. феодализма социально-утоппч. мотивы развивались в ересях валъденсов, катаров, беггардов, апостольских братьев, лоллардов, таборп-тов, анабаптистов и др. сект, а также в произведениях фольклора. В них источником социального неравен­ства и гнета объявлялось отступничество церкви и господств, классов от принципов и идеалов первонач. христианства, выдвигались требования уничтожения феод, эксплуатации и сословного неравенства и вос­крешались идеалы евангельского строя, составленно­го из небольших самоуправляющихся общин с аске-тич. уравнительностью в быту и коммунизмом потреб­ления. Попытки нек-рых ср.-век. еретич. сект осу­ществить этот идеал спорадически сопровождались совместным производством. Но даже когда сектантский еретич. коммунизм влился в поток крестьянских антифеод, революц. восстаний позднего средневе­ковья, он оказался неспособным выдвинуть опред. .программу осуществления своего патриархального


общинного идеала. Характерны в этом отношении пример Мюнцера, а также руководимой анабапти­стами Мюнстерской коммуны 1535: еретич. средневек. коммунизм не мог освободиться от религ.-мистич. оков. В идеях У. с. Возрождения заключались уже первые элементы самокритики нарождающегося бурж. общества, сознание того, что осуществление гуманис-тич. идеалов требует подлинно человечного, комму-нпстнч. общества. В коммунистич. утопиях Т. Мора и Кампанеллы У. с. переходил от общности имущества в виде общности потребления к идее обществ, произ­водства и к представлению об организации хозяйств, жизни общества как единого целого; от идеала замк­нутой общины, не нуждающейся в гос-ве, — к идеалу крупного политич. Образования в виде города и феде­рации городов, к признанию за гос-вом гл. роли в утверждении основ разумного обществ, строя, в руко­водстве его х-вом и культурой. Тем не менее и после того в У. с. в течение неск. веков властвовали прин­ципы уравнит. распределения, связанные с недоста­точным развитием бурж. способа произ-ва. Поэтому не получили распространения высказанные Т. Мором догадки о возможности изобилия при общности благ, о гармонпч. сочетании личных интересов с интересами общества без ущерба для свободы личности. Доказывая, что коммунистич. идеал может быть создан самим чело­веком, и отвергая представления хилиазма, утопич. коммунизм эпохи Возрождения не находил обществ.-политпч. сил, к-рые могли бы стать опорой этого идеа­ла: осуществление коммунистич. идеала утописты предоставляли мудрости того или иного завоевателя нлп правителя, просвещенного монарха или интел­лектуальной олигархии.

Антифеод, эгалитарные и коммунистич.-демократич. идеи эпохи раннего капитализма в целом были об­лечены еще в религ. оболочку, хотя и содержали рационалистпч. и материалистич. элементы, к-рые достигли наибольшей силы у Уинстэнли. Дальнейшее развитие идей У. с. происходило в 17 в. во Фран­ции на основе картезианского рационализма и борь­бы против абсолютизма. Умозрит. социальные уто­пии конца 17— нач. 18 вв. излагались гл. обр. в форме романов-путешествий, в к-рых общность иму­щества у «добродетельных» дикарей противопостав­лялась сословному и имуществ. неравенству европ. общества (Г. де Фуаньп, Верас д'Алле, Гедевиль и др.).

В 18 в. с идеями революционного ниспровержения феод, гнета и эксплуатации, программой материа­лизма и атеизма выступил Ж. Мелъе, возродивший проекты общинного патриархального коммунизма. Разрабатываются цельные системы утопич. коммуниз­ма на основе философии Просвещения, в к-рой выяви­лась «...социалистическая тенденция материализма...» (Маркс К., там же, т. 2, с. 146): если человек и его идеи есть продукт среды, чувств, мира и опыта, то, чтобы изменить человека и его жизнь, необходимо изменить среду, roc-во и его законы и построить ра­зумное человеч. общество. Исходным пунктом комму­нистич. трактатов 18 в. служила просветит, теория общности «естественной природы» и равенства «есте­ственных прав» всех людей. На этой основе Морелли и Мабли обосновали коммунизм с т. зр. теории ес­тественного права.

У. с. 18 в. еще не проводил четкой грани между коммунистич. и эгалитарными идеями «социализма равенства мелких хозяев». Отд. реформаторы-уто­писты сочетали их в полукоммунистич., полуурав­нительных теориях. У. с. эпохи Просвещения выдви­нул идеи права на труд и обязанности труда для всех членов общества; осн. его идеей была идея социальной справедливости в распределении средств и продуктов производства, обеспечению к-рой должно было слу­жить превращение осн. средства производства —


УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ                                                   293


земли — в общедоступную или общую собственность и обществ, распределение плодов индивидуального труда.

В годы Великой французской революции проис­ходило политизирование и революционизирование этих идей морального социализма, смыкавшихся с борьбой плебейских низов города и деревни: от тре­бования ограничения права собственности и обеспе­чения равенства пользования осн. благами жизни сторонники эгалитарных утопич. идей переходили к требованиям «аграрного закона», всеобщего уравннт. передела земли, ограничения собственнич. прав, под­чинения их верховным интересам общества п его конт­ролю («социальный кружок», «бешеные»). Опыт яко-бин. диктатуры свидетельствовал о возможности гос. регулирования распределения и экономики. С др. стороны, обострение классовых противоречий в про­цессе революции нашло отражение в дальнейшем развитии идей утопич. коммунизма от наивных про­ектов первых лет революции о мирном законодат. введении общинного коммунизма во Франции к пла­нам коммунистич. преобразования всей страны с помощью санкюлотской революц. диктатуры (Буас-селъ). Решающий перелом был осуществлен здесь Бабёфом и бабувистской программой «Заговора рав­ных», выдвинувшей практич. задачу свершения ком­мунистич. революции и впервые обосновавшей идеи революц. диктатуры для коммунистич. преобразова­ния общества и необходимости переходного периода к нему.

Однако бабувизм не отошел от теоретич. естест­венного права. Представляя надежды и устремления доиндустриального пролетариата, бабувизм строил идеал коммунистич. общества как аграрного и ремесленного, развивающегося на основе ручного труда, и в проектах распределения проповедовал грубую уравнительность, всеобщий аскетизм, негатив­ное отношение к людям умств. труда.

Критико-утоиич. социализм нач. 19 в. с особой си­лой выразил разочарование в ходе псторич. развития, наступившее после завершения франц. революции. Противоречия нового обществ, строя делали его объ­ектом разносторонней социальной критики. В силу незрелости рабочего класса эту критику и теоретич. рассмотрение опыта прошедтиих десятилетий осущест­вляли передовые интеллигенты бурж. общества, из среды к-рых вышли великие утописты Сен-Симон, Фурье и Оуэн — «основатели социализма», по словам Энгельса (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 19, с. 194), впервые развившие самостоят, теорию У. с, противостоящую бурж. обществ, мысли. В по­исках социальной науки, к-рая заменила бы обанкро­тившуюся революц. метафизику «естественного пра­ва», они создали классич. системы У. с, косвенно выражавшие стремление пролетариата к преобразо­ванию общества. Крптико-утоппч. социализм дал проницат. критику противоречий капитализма и выд­винул задачу построения нового обществ, строя. Приз­нав значение уровня развития произ-ва и форм соб­ственности в развитии человечества, критико-утоиич. социализм в вопросе о преобразовании общества гл. внимание уделил производств.-экономич. сфере и выдвинул на первый план проблему крупного обществ, производства, планомерно применяющего достижения науки и техники. Преодолевая представления об урав­нительности и всеобщем аскетизме при социалистич. и коммунистич. строе, критико-утоиич. социализм выдвинул принцип социалистич. распределения «по способностям», изобразил будущее общество как об­щество изобилия, обеспечивающее удовлетворение неловеч. потребностей, безграничный' рост произ­водит, сил и расцвет личности. Маркс и Энгельс отме-нали и др. «...зародыши гениальных идей...» (там же),


разбросанные в теориях великих утопистов,— их догадки об уничтожении противоположности между физич. и умств. трудом, между городом и деревней, об осуществлении планирования произ-ва, превраще­ния гос-ва из органа управления людьми в орган управления пропз-вом и др.

Своими достижениями крптико-утопич. социализм был во многом обязан влиянию материализма и сен­суализма 18 в., к-рых У. с. вместе с тем подверг кри­тике; исход Франц. революции свидетельствовал, как казалось великим утопистам, о несостоятельности революц. действий масс, об определяющей роли изб­ранного меньшинства и волевых решений отд. лично­стей. Объясняя обществ, явления воздействием ду­ховного мира, У. сЛсохранял идейные связи с рацио­нализмом 18 в. В то же время в У. с. проникали и религ. идеи («новое христианство» Сен-Симона, панте-пстич. метафизика и мистнч. объяснение природы человеч. страстей и влечений у Фурье, «новый мораль­ный мир», перевоспитывающий людей с помощью ра­циональной «социалистической» религии у Оуэна). Великие социалисты-утописты, подобно просветите­лям 18 в., хотели «...сразу же освободить все челове­чество, а не какой-либо определенный общественный класс в первую очередь» (там же, с. 191).

В развитии У. с. пролет, направление переплета­лось с буржуазным и мелкобуржуазным, приспосабли­ваясь к идее сотрудничества пролетариата и буржуа­зии для полюбовного решения социального вопроса; крптико-утопич. социализм допускал в новом обществе элементы частной собственности и социального нера­венства. В дальнейшем в У. с. произошло виутр. рас­слоение, отделившее от утопич. коммунизма бурж.-компромиссное социалистич. реформаторство.

«Значение критически-утопического социализма и коммунизма,— писали Маркс и Энгельс,— стоит в обратном отношении к историческому развитию. По мере того как развивается и принимает все более оп­ределенные формы борьба классов, это фантастиче­ское стремление возвыситься над ней, это преодоление ее фантастическим путем лишается всякого практи­ческого смысла и всякого теоретического оправдания. Поэтому, если основатели этих систем н были во мно­гих отношениях революционны, то их ученики всегда образуют реакционные секты» (там же, т. 4, с. 456). Подобными сектами стали сен-симонизм (Анфантен, Базар, Консидеран и др.), фурьеризм и оуэнизм. Предпринятые в 20—40-х гг. 19 в. опыты создания на амер. почве и в Англии оуэнистских коммунистич. колоний, равно как и более многочисл. опыты фурье-ристскнх ассоциаций — фаланг — в США (около 40, наиб, известная — Брук-Фарм, 1841—46) после вре­менных успехов неизменно заканчивались неудачей, к-рая в дальнейшем постигла и «икарпйские» колонии Кабе. Гл. причиной этих неудач была несостоятель­ность самой идеи создания социалистич. и коммунис­тич. ассоциации внутри капиталистич. общества.

Ломка старых производств, и обществ, отношений порождала в 30—40-е гг. 19 в. разнородные на­правления критики противоречий капитализма и раз­личные представления об обществ, идеале. В У. с. появляются как реакц. п консервативные течения («феодальный», бурж. и мелкобурж. У. с), так и ре­волюционные. Пропагандируемые У. с. идеи ассоцииро­ванного труда и права на труд находили все больший отклик у передовых рабочих, выражая их еще незре­лые представления о послебурж. обществ, строе. Мелкобурж. У. с, защищая рабочий класс с мелко­бурж. точки зрения, разрабатывал различные проекты производит, ассоциаций (Бюше, Л. Блан, К. Пеккёр, Леру и др.) либо ассоциаций эквивалентного товаро­обмена (Грей, Прудоп) и рассматривал их как осн. средство борьбы против крупного капитала и пере-


294


УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ


 


устройства общества мирным путем на основе эконо­мия, сотрудничества классов.

Не понимая объективных экономнч. закономерно­стей капиталистпч. способа произ-ва, У. с. ограничи­вался моральным осуждением несправедливости капи­талистпч. эксплуатации п распределения продуктов труда. Утопия «социализма равенства мелких хозяев», приобретая новую почву в росте неравенства в бурж. обществе, делала «распределительную справедли­вость» мерилом всех экономия, отношений.

Такая социалистич. идеология, стремившаяся осу­ществить перестройку бурж. общества в мелкобурж. духе, обусловливала влияние У. с. на демократия, мысль, присутствие «социалистического компонента» в идеологиях и программах многих европ. буржуазно-демократич. движений 19 в. По словам Ленина, в сущности «...это был вовсе не социализм, а прекрас­нодушная фраза, доброе мечтание, в которое облекала свою тогдашнюю революционность буржуазная демократия, а равно невысвободившпйся из-под ее влияния пролетариат» (Соч., т. 18, с. 10).


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!