УОРНЕР—УПАНИШАДЫ 281 6 страница
Революц. сторона идей справедливости развивалась в теориях пролет. У. с, напр. в произв. англ. социалистов-рикардианцев (Томпсон, Брей и др.). Объявив прибавочную стоимость плодом несправедливого обмена между трудом н капиталом, они для устранения этой несправедливости выдвинули экономически несостоят, требование получения рабочими «полного продукта их труда». Подобное приложение морали к политич. экономии было формально ложным выводом, но, как подчеркивал Ф. Энгельс, «...что неверно в формально-экономическом смысле, может быть верно во всемирно-историческом смысле» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 184; ср. В. И. Ленин, Соч., т. 18, с. 329). Если в Англии этот пролет. У. с. косвенно оплодотворил чартистское движение, во Франции и Германии он сближался с революц. полптич. мыслью передовых групп рабочего класса, провозглашавших необходимость коренного переустройства всего общества на началах «общности имуществ».
В недрах революц. тайных обществ 30—40-х гг. кристаллизовались учения необабувистского коммунизма, возродившего идею немедленного глобального коммунистич. переустройства общества посредством революц. переворота и революц. диктатуры, вводящей последоват. «общность имуществ» (Дезами, Ж. Ж. Пийо, О. Бланки, А. Лаппонере и др.). Использование теоретиками коммунизма 30—40-х гг. нек-рых концепций критико-утопич. социализма позволило им сделать важный шаг от уравнпт. принципов к коммунистич. принципу «от каждого по способности, каждому по потребности».
|
|
В произведениях Дезами и Вейтлпнга революц. уто-пич. коммунизм достиг своей вершины. При этом Дезами сделал попытку развить коммунистич. учение на базе механистич. материализма 18 в. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд , т. 2, с. 146). Утопич. коммунизм этого периода нередко ссылался на традиции евангельского коммунизма (Эскирос, Кабе, Лаотьер, Вейтлинг) и подчас выливался в борьбу конкурирующих сект, окутанных мистич. покровом, ибо «...всякая секта религиозна» (М арке К., там же, т. 32, с. 475; см. Ф. Энгельс, там же, т. 22, с. 478).
Своего высшего развития матерналистнч. тенденции У. с. достигли в воззрениях Герцена и Чернышевского.
У. с. и науч. коммунизм. Объединяющей чертой всех направлений У. с. 1-й пол. 19 в. были поиски социальной науки, с помощью к-рой можно было бы найти априорные формулы для «...„решения социального вопроса", вместо того, чтобы источником науки делать критическое познание историче-
ского движения, движения, которое само создает материальные условия освобождения» (Маркс К., там же, т. 16, с. 27). Только марксизм, создавший теорию науч. коммунизма (см. также Коммунизм), понял социализм не как осуществление абстрактных принципов свободы, справедливости или разума, а как закономерный результат общественно-историч. развития и классовой борьбы. В отличие от всех течений и направлений У. с, науч. коммунизм обосновал положение о том, что только присвоение средств произ-ва обществом, т. е. национализация средств произ-ва и обмена и подчинение их ассоциированному рабочему классу в лице его гос-ва, ведет к действительному социалистич. преобразованию общества. «Таким образом,— подчеркивал Энгельс, —=-8десь впервые сформулировано положение, которым современный рабочий социализм резко отличается как от всех разновидностей феодального, буржуазного, мелкобуржуазного и т. д. социализма, так и от туманной „общности имущества", выдвигавшейся утопическим и стихийным рабочим коммунизмом» (там же, т. 22, с. 532). Преодоленный в марксистском науч. коммунизме, У. с. вместе с тем явился одним из важнейших его идейных источников.
|
|
После сформирования науч. коммунизма У. с. в целом утратил прежнее значение. Социалистич. утопии в дальнейшем были отмечены преим. печатью отрицания всестороннего история, прогресса форм обществ, жизни (утопии Беллами, У. Морриса, Уэллса и др.). Критика У. с. и борьба за преодоление его влияния продолжались на протяжении всего дальнейшего развития рабочего движения, т. к. формирование пролетариата, втягивание новых его слоев в революц. движение нередко сопровождалось возрождением в новых формах идеологии У. с. и «...повторениями старых ошибок, временным возвратом к устарелым взглядам...» (Лени и В. И., Соч., т. 16, с. 318). Ленин демонстрировал это на примере оппортунистич. течений в социалистич. партиях 2-го Интернационала и прозорливо указал на то, что условия зрелого и перезрелого капитализма — дальнейшее разорение и «утеснение» мелкой буржуазии и одновременное нарождение новых средних слоев населения капиталистпч. стран — неизбежно приводят к возрождению разнообразных мелкобурж. идей и учений У. с. Вследствие этого идеи домарксовского социализма появляются нередко и после Маркса. См. также ст. Социализм.
|
|
И с т о ч н.: Волгин В. П. [сост.], Предшественники совр. социализма в отрывках из их произведений, ч. 1, М.— Л., 1928; Волков Г. Н., Сидоров М. И., Хрестоматия по науч. коммунизму, ч. 1, М., 906; Les preeurseurs fiancais du sociaHsme, textes reunis et presentes parM. Leroy, P., 1948; Krauss W., Reise nach Utopia, В., 1964; II soeialismo prima di Marx, a cura di Gien. Mario Bravo, Roma, 1966.
|
|
Лит.: Маркс К., Э и г е л ь с Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 20—60. 132—51; т. 3, с. 70—78, 455 — 535; т. 4, с. 448—57; т. 19, с. 185—230; т. 21, с. 214—32; т. 24, с. 10—24; Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 5, с. 340—44, 347—58; т. 9, с. 407 — 15; т. 18, с. 9—15, 326—30; т. 19, с. 3—8; т. 20. с. 1 67 — 188; Лу и П., История социализма во Франции, пер. с франц., М., 1906; М ер инг Ф., История герм, социал-демократии, пер. с нем., 2 изд., М.—П., 1923; Б ер М., История социализма в Англии, пер. с нем., ч. 1, М.—П., 1923; Каутский К., Предшественники новейшего социализма, 4 изд., т. 1—2, М.— Л., 1924—25; Волгин В. П., История социалисткч. идей, ч. 1—2, М.— Л., 1928—31; его же. Очерки по истории социализма, 4 изд., М.— Л., 1935; его же, Развитие обществ, мысли во Франции в 18 в., М., 1958; его же, Французский утопии, коммунизм, М., 1960; Р о з е н б е р г Д., История политич. пкономии, ч. 3, М., 1936, с. 97—265; Из истории социально-политич. идей. Сб. ст., М., 1955; Д е б о-р и н А. М., Социально-политич. учения нового и новейшего времени, т. 1, М., 1958; Плеханов Г. В., Утопич. социализм 19 в., М., 1958; Лабриола А., Очерки мате-риалистич. понимания истории, М., 1960, с. 109—12, 124—42; История социалистич. учений. Сб. ст., [т.] 1—2, М., 1962—64; Кан С. Б., История социалистических идей, М., 1967; Hertzler ,Т. О., The history of Utopian thought, N. Y., 1926; Mannheim K., Ideologic und Utopie, 3 Anil., Fr./M., 1952; Cole G. D. H., A history ot socia-
УТОПИЯ
295
list thought, v. 1—2, L., 1953—54; R a m m T h., Die grofien Sozialisten als Rechts- und Sozialphilosophen, Bd 1, Stuttg-, 1955; Duveau G., Sociologie de l'utopie, P., 1961; S 1-mecka M., Kriza utopizmu, Brat., 1967.
Библ.: Stammhammer J., Bibliographie des
Socialismus und Communismus, Bd 1, Jena, 1893; F a 1 к е R.,
"Versuch einer Bibliographie der Utopien, «Romanistisches
Jahrbuch», 1953—54, Bd 6. H . Застепкер. Москва.
УТОПИЯ (от греч. об — нет и tojiog — место, т. е. место, к-рого нет; по другой версии, от «еб» — благо и Tojtog — место, т. е. благословенная страна) — изображение идеального обществ, строя, лишенное науч. обоснования. Термин «У.» ведет свое происхождение от названия острова в кн. Т. Мора «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» (1516), приобретшей по традиции сокращенный заголовок. Оба толкования термина «У.» широко представлены в утопич. соч.: «Вести ниоткуда» У. Морриса, «Эриуон» (написанное в обратном порядке англ. слово nowhere — нигде) С. Батлера, а также «Город Солнца» Кампанеллы, «Лучший из миров» Хаксли и т. п. Слово -«У.» стало нарицательным для обозначения различных описаний вымышленной страны, призванной служить образцом обществ, строя, а также в расгпирнтельном смысле всех сочинений и трактатов, содержащих нереальные планы социальных преобразований.
На протяжении истории У. как одна из своеобразных форм обществ, сознания воплощала в себе такие черты, как осмысливание социального идеала, социальную критику существующего строя, стремление бежать от мрачной действительности, а также попытки предвосхитить будущее общества. Первоначально история У. тесно переплетается с легендами о «золотом веке», об «островах блаженных», а также с различными телеологпч. и этпч. концепциями. Затем в античности и в эпоху Возрождения У. приобрела no-преимуществу форму описания совершенных гос-в, якобы существующих где-то на земле, либо существовавших в прошлом; в 17—18 вв. большое распространение получили различные утопич. трактаты и проекты социальных п политич. реформ. С сер. же 19 в., а особенно в 20 в., У. все больше превращается в спе-цифич. жанр полемич. лит-ры, посвященной проблеме социальных ценностей.
Среди разнообразных по социальному содержанию и лит. форме У. широко представлены различные течения утопического социализма, выражавшего идеалы угнетенных трудящихся масс. Однако наряду с ним в утопич. традиции имеется много соч., отражавших интересы иных классов п социальных слоев: рабо-владельч. утопия Платона и Ксенофонта; феодально-теократич. У., напр. «Вечное евангелие» Иоахима Флорского, «Христианополис» Андреаса; бурж. нмел-кобурж. У.— «Океания» Дж. Гаррингтона, «Взгляд назад» Э. Белламп, «Фрейландия» Т. Герцкн, а также многочисл. технократия., анархические и др. У. Кроме того, мн. утопич. соч. предлагали решение отд. социальных проблем: трактаты о «вечном мире», распространенные в 16—17 вв. (Эразм Роттердамский, Э. Крюсе, Сен-Пьер, Кант, Бентам и др.); педагогнч. У. (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо п др.), научно-технические (Ф. Бэкон).
Вопреки мнению бурж. социологов, стоящих на позициях «европоцентризма», У. не была сиецифич. продуктом т. и. «зап. цивилизации». Она ярко представлена в истории обществ, мысли древнего и ср.-век. Китая (утопич. сочинения Мо-цзы, Лао-цзы, Шан Яна и др.), в социальной философии народов Ближнего и Среднего Востока (аль-Фараби, Ибн Баджа, Ибн Туфайль, Низами и др.), в лит-ре России 18—20 вв. («Путешествие в землю Офирскую» князя М. Щербатова, сочинения декабристов и революционных демократов, романы А. Богданова, В. Винни-иенко и др.).
По мере развития обществ, наук, особенно после возникновения марксизма, У. в значит, мере утрачивает свою познават. и прогностич. роль и превращается по преимуществу в своего рода социальную науч. фантастику. Вместе с тем возрастает внимание к У. со стороны социологии, рассматривающей ее исторически как специфич. форму обществ, сознания, к-рая выполняет определ. социальные функции. Одновременно сама утопич. форма приобретает возрастающее значение в идеологии, борьбе.
Своим возрождением в 20 в. У. во многом обязана Г. Уэллсу, к-рый не только написал мн. утопич. произведений, но п считал создание и критику социальных У. одной из осн. задач социологии. Ж. Сорель противопоставлял У. как рационализированное ложное сознание социальному мифу как стихийному выражению обществ, потребностей. Исследование У. занимает большое место в социологии познания К. Маихейма, стремившегося обосновать отличие У., к-рая выполняет функции социальной критики с целью вывести общество за пределы существующей действительности, от идеологии, к-рая по его мнению, выполняет функцию социальной апологии, призванной увековечить существующий строй. Согласно Л. Мэмфорду, осн. назначение У. состоит в том, чтобы предвосхищать будущее общества, подобно тому, как научная фантастика это выполняет по отношению к естествознанию и технике. Бурж. социологи, долгое время третировавшие У. как нереальные химерич. проекты преобразования общества, к числу к-рых они бездоказательно относили и марксизм, резко меняют свое пре-небрежпт. отношение к ней после победы социалис-тич. революции в России. Эта переоценка значения У. в обществ, развитии была лаконично сформулирована Н. Бердяевым: «Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?». (О. Хаксли приводит это высказывание в качестве эпиграфа к своей книге — см. «Brave New world», L., 1958, p. 5). Эта установка стала лейтмотивом в оценке У. совр. социологами-немарксистами, среди к-рых явно возобладало отрицат. отношение к ней: ее характеризуют как насилие над действительностью, над человеч. природой, как обоснование и идеализацию тоталитарного строя. Одновременно утопич. жанр привлекает к себе возрастающее внимание с прямой целью воспользоваться им в идеологич. борьбе; раздаются призывы создать привлекательную для широких масс либерально-демократич. У. в качестве альтернативы марксизму, научному коммунизму (Ф. Хайек, Ф. Поллок и др.).
Эта тенденция проявилась в широком распространении т. н. «антиутопии», назначение к-рой состоит в том, чтобы изобразить социальные идеалы своего противника в заведомо пугающем или карикатурном виде, предположив их воплощение в жизнь. Хотя подобный прием, близкий к социальной сатире, встречался и прежде, напр. в творчестве Свифта, Вольтера, С. Батлера, он стал ведущим в жанре У. лишь в 20 в. Наиболее известными соч. такого рода на капиталиста. Западе являются романы «Мы» Е. Замятина, «Отважный новый мир» О. Хаксли и «1984 год» Дж. Оруэлла, в к-рых получили выражение не только враждебность к социализму, но п смятение перед лицом грядущих социальных последствий научно-технич. прогресса, стремление отстоять бурж. индивидуализм от наступающей рационализированной технократич. цивилизации. Одновременно в такого рода антиутопиях проявляются законная тревога за судьбу личности в т. и. «массовом обществе», протест против манипулирования сознанием и поведением личности в условиях гос.-монополистич. капитализма.
УТОПИЯ—УШАКОВ
Марксистская социология рассматривает У. как одну из форм превращенного сознания, неадекватного отражения социальной действительности, к-рая, однако, выполняла в прошлом важные идеология., вос-пит. и познават, функции в жизни общества и сохраняет нек-рые из них сейчас. В соответствии с этим значение У. определяется как ее классовым содержанием, так и социальным назначением. Противопоставление У. и идеологии неправомерно, ибо У. является также выражением интересов опред. классов и социальных слоев, как правило, не находящихся у власти (см. В. И. Ленин, Две утопии; в кн.: Соч., т. 18, с. 326— 330). У. также имеет много общего с социальным мифом по идейному содержанию, с социальной сатирой — по лит. форме, с науч. фантастикой—по познават. функции. Вместе с тем У. и более широко утопнч. мышление вообще обладает целым рядом присущих ему особенностей: в первую очередь убеждением в возможности разрешения всех противоречий общества однократным применением какой-либо универсальной схемы, рассматриваемой как панацея от любого социального зла. Тем самым осуществление У. предполагает обычно прекращение дальнейшего обществ, прогресса, догматич. подход к социальному идеалу, абсолютизацию социальных отношений и часто мелочную регламентацию всего образа жизни. Для У. поэтому характерны антиисторпзм, намеренный отрыв от реальности, обычно нигилистич. отношение к действительности, стремление конструировать вещи и отношения по принципу «все должно быть наоборот», склонностью к формализму, симметрии, увлечение деталями, пренебрежение к переходу от реального к идеальному, идеалистич. понимание истории, обнаруживающее себя в преувеличении роли воспитания и законодательства, а также упование на поддержку со стороны выдающихся личностей, обладателей власти, филантропов и т. п.
В истории общества и обществ, мысли У. сыграла значит, роль. У. служила формой выражения рево-люц. идеологии угнетенных классов и слоев, как это было во время восстания Аристоника в Пергаме (2 в. дон. э.), «желтых повязок» в Китае (2—3 вв. н. э.), в ходе крест, войн в эпоху феодализма, в период бурж.-демократич. революций. Авторами мн. утопич. произведений были видные обществ, и политич. деятели; мн. гос. деятели, напр. руководители амер. и франц. бурж. революций, испытали серьезное влияние утопич. идей: первые — Гаррингтона, а вторые — Руссо и др. Нек-рые утопич. проекты были даже осуществлены, хотя и оказались недолговечными, напр. гос-во иезуитов в Парагвае, колонии последователей Кабе в Сев. Америке и т. д. Мн. осн. принципы освободит, движения трудящихся, нравств. и законодат. нормы, системы педагогики и образования были впервые сформулированы в У. Великие утописты, как отмечал Ленин, «...гениально предвосхитили бесчисленное множество таких истин, правильность которых мы доказываем теперь научно...» (там же, т. 5, с. 343). Вот почему нек-рые описанные в У. вымышленные гос-ва (Атлантида, Утопия, Океания, Икария и т. п.), как это ни парадоксально, оказали на развитие человечества и совр. цивилизацию большее влияние, чем мн. реально существовавшие в истории гос-ва.
[Хотя возникновение науч. социализма подорвало социальное значение У., лишило ее мн. прежних функций, У. вообще, в отличие от утопич. социализма, не утратила своей роли в качестве специфич. жанра литры. Прогрессивное значение У. в совр. эпоху проявляется в двух направлениях; она позволяет предвосхищать вероятное отдаленное будущее, к-рое на данном уровне познания не может быть научно предсказано в конкретных деталях («Туманность Андромеды» И. Ефремова, «Магелланово облако» С. Лема и др.);
она может и предвосхищать нек-рые отрицат. социальные последствия человеч. деятельности, опасности нежелат. тенденций в обществе («Железная пята» Дж. Лондона, «Война с саламандрами» К. Чапека, «451° по Фаренгейту» Р. Брэдбери, «Конец вечности» А. Азимова, «Трудно быть богом» Стругацких и др.). Эти формы У. в последнее время стимулировали развитие такой отрасли социологии, как социальное прогнозирование, в частности вызвали к жизшг методы нормативного прогнозирования и сценариев d целью анализа и оценки желательности и вероятности предполагаемого развития событий.
Лит.: Л о д ы ж е н с к и й А. Н., Проекты вечного мира
и их значение. М., 1880; Кирхенгейм А.,Вечная утопия,
[пер. с нем.], СПБ, 1902; Сор ель Ж., Размышления о
насилии, Гпер. с франц.], М., 1907; Свентоховский А.,
История У., [пер. с польск.], М.. 1910; Волгин В. П.,
История социалистич. идей, ч. 1—2, М.—Л., 1928—31; Мор-
тон А. Л., Англ. утопия, пер. с англ., М., 1956; Д е б о-
рин А. М., Социально-политич. учения нового и новей
шего времени, т. 1, М., 1958; Францов Г. П., Истори
ческие пути социальной мысли, М., 1865; Хоу Вай-лу,
Социальные утопии древнего и средневекового Китая, «ВФ»,
1959, Лгэ 9; III т е й н В. М., Из ранней истории социальных
утопий (Даосская утопия в Китае), «ВИМК», 1960, № 6;
W е 1 1 s H. G., A modern Utopia, L., 1909; его же, Ex
periment to autobiography, v. 1—2, L., 1934; Hertzler
J. O., The history of Utopian thought, N. Y., 1926; Mann
heim K., Ideology and Utopia; an introduction to the socio
logy ot knowledge, L., 1936; Mueller W. D., Geschichte
der Utopia-Romane der Weltliteratur, Bochum, 1938; Ross H.,
Utopias old and new, L., 1938; Dupont v., L'Utopie et
le roman utopique dans la litterature anglaise, Toulouse—P.,
1941; Parrington V. L., American dreams; a study of
American Utopias, [Providence], 1947; Tuveson E. L.,
Millennium and Utopia, a study in the background of the idea
of progress, Los Ang.—Berk., 1949; В u b e r M., Paths in
Utopia, L., 1949; Berneri M. L., Journey through Uto
pia, L., 1950; R uy er R., L'Utopie et )es utopies, P., 1950;
BerdiaeT N. A.. Royaume de l'esprit et royaume de
Cesar, Nchat.—P., 1951; Modern science fiction, ed. R. Bretnor,
N.Y., 1953; Infield H., Utopia and experiment, N.Y.,
1955; G e r b e г R., Utopian fantasy, L., 1955; Huxley A.,
Brave new world revisited, N.Y., 195S; Amis K.. New maps
of hell, N.Y., 1960; Cohn N., The pursuit of the mille-
nium, N.Y., 1961; Du veau G., Sociologie de PUtopie et
autres essais, P., 1961; Mum ford L., Story of Utopias,
N.Y., 1962; Entwicklungsstadien und Probleme der Utopie
im Altertum, «Wissenschaftliche Zeitschrift der Humboldt-
Universitat zu Berlin. Gesellschafts- und sprachwissenschaftliche
Reihe», 1963, № 3; Pol lock P., The images of the future,
L.—N.Y., 1961; В о g u s 1 a w R., The new Utopians, EngTewood
Cliffs (N.Y.), 1965; Utopias, «Daedalus», 1965, spring; S e r-
vier J., Histoire de l'utopie, P., 1967. См. также лит.
к ст. Утопический социализм. Э. Араб-оглы. Москва.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!