УОРНЕР—УПАНИШАДЫ                                                                       281 3 страница



Процесс У. стал предметом исследования в СССР в 20-х гг. (обследования миграций, быта и отдыха различных социальных групп и др.). Этот этап отме­чен дискуссиями между «урбанистами» и «дезурба-нистами». Однако в этот период еще не была в необ­ходимой мере выявлена природа У., абсолютизирова­лись технич. стороны процесса, к-рый подчас сво­дился к индустриализации. Углубление изучения У. связано с развитием социологич. исследований с конца 50-х гг. Показывается значимость У. в развитии общества, необходимость ее рассмотрения как целост­ного явления в связи с задачами социального управ­ления и планирования.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1; Вебер А., Рост городов в 19 столетии, пер. с англ., СПБ, 1903; Бюхер К., Крупные города в прошлом и на­стоящем, пер. с нем., СПБ, 1905; Вебер М., Город, [пер. с нем.], СПБ, 1923; Охитович М., К проблеме города, «Совр. архитектура», 1929, J* 4; Сабсович Л. М., Новые пути в строительстве городов, «Строительство Москвы», 1930, № 1; П ч е л и н ц е в О. С, Рациональное размещение произ-ва и проблема больших городов, «ВФ», 1961, Л1» 2; Урланис Б. Ц., Рождаемость и продолжительность жизни в СССР, М., 1963; Покшишевский В. В., Об изучении урбанизации развивающихся стран и связанных с нею этнич. процессов, М., 1964; Коган Л. Б., Лок­тев В. И., Нек-рые социологич. аспекты моделирования городов, «ВФ», 1964, №9; Сьоберг Г., Сравнительная урбанистская социология, в кн.: Социология сегодня, пер. с англ., М., 1965; География городов. Сб. ст., пер. с англ., М., 1965; Социологич. проблемы польского города, пер. с польск., М., 1966; Яницкий О. Н., Конкретные социо­логич. исследования в градостроительстве, «Архитектура СССР», 1967, № 2; К о г а н Л., Урбанизация — общение — микрорайон, «Архитектура СССР», 1967, №4; Ахиезер А. С, Нек-рые вопросы методологии градостроительной нау­ки, «Архитектура СССР», 1968, Mi 2; Ахиезер А. С, Коган Л. Б., Яницкий О. Н., Урбанизация, об­щество и научно-технич. революция, «ВФ», 1969, № 2; Ли с-тенгурт Ф. М., Перспективные изменения гор. населения в СССР, «Изв. АН СССР. Серия географич.», 1S69, X» 1; Науч­ные прогнозы развития и формирования сов. городов на базе социального и научно-технич. прогресса, вып. 1—3, М., 1968—69; Park R. E., Burgess E. W., М а с К е п-z i e R. D., The city, Chi., 1925; Mumford L., The cul­ture of cities, L., 1938; Cities and society, Glencoe (111.), 1957; Le phenomene de l'urbanisation en Asie et en Extreme-Orient,


Calc, 1959; Famille et habitation, t. 1—2, P., 1963; D u iri a-zedier J., Contenu culture! du loisir ouvrier dans six villes d'Europe, «Revue francaise de sociologie», 1963, v. 4jr № 1; H a u s e r P. M., S с h n о г e L. F., The study of urbanization, N. Y., 1965; Przeclawski K., Miasto i czlowiek, [Warsz., 1966] (библ.); "Wall is A., Socjologia wielkiegomiasta, Warsz., 1967. См. также лит. при ст. Противо­положность между городом  и деревней.  Л. Коган. Москва.

УСЛОВИЯ -^ совокупность объектов (вещей, процессов, отношений и т. д.), необходимых для воз­никновения, существования или изменения данного объекта (обусловливаемого). Любой объект соотнесен бесчисл. количеством прямых и косвенных связей и отношений с др. объектами; при этом существует по крайней мере одна относительно замкнутая миним. совокупность объектов, в к-рой данный объект яв­ляется необходимым. Такая совокупность и наз. У., точнее, достаточными У. объекта. Если доста­точные У. соблюдены, то объект возникает (существу­ет, изменяется и т. д.) с необходимостью. Достаточные У. обычно представляют^ собой нек-рое множество объектов, причем каждый элемент этого множества, а также каждое из входящих в него подмножеств является необходимым У., а полная совокуп­ность необходимых У. образует достаточные У. С уст­ранением из этой совокупности по крайней мере од­ного элемента У. перестают быть достаточными. Нек-рый объект является необходимым У. др. объекта лишь в системе достаточных У.: для обусловливаемого объекта обычно бывает возможно не одно, а несколько или даже бесконечное количество множеств достаточ­ных У., причем по крайней мере нек-рые элементы, входящие в одно множество, не входят в другие. Напр., для выплавки железа в доменной печи наличие окиси углерода является необходимым У., а для полу­чения железа путем пропускания водорода через нагретый порошок гидрата окиси железа- наличие окиси углерода не является необходимым У.

Трактуемое т. о. понятие «У.» не совпадает с обычно употребляемыми как его синонимы понятиями «сре­да», «обстоятельства», «обстановка». Во-первых, эти понятия отображают полную совокупность объектов, составляющих «окружение» обусловливаемого объек­та, в т. ч. и случайные объекты, не оказывающие ни­какого влияния на него. Во-вторых, эти понятия отоб­ражают лишь те обстоятельства, к-рые являются внешними по отношению к обусловливаемому объекту, тогда как в число У. нередко входят и внутр. харак­теристики самого объекта: если под У. понимать та­кую совокупность объектов, в к-рой обусловливаемый объект становится необходимым, то понятие «У.» совпадает с понятием «У. действия закона»; но такие законы, как структурные, функциональные, субстан­циональные и др., как правило, связывают между собой внутр. характеристики объекта. Поэтому У. могут быть как внешними, так и внутренними. Сооб­разно различным типам законов существуют и раз­личные типы У. (структурные, функциональные и др.). Однако исторически получилось так, что У. обыч­но понимались лишь как каузальные У., т. е. как об­стоятельства, при к-рых осуществляется «причине­ние». Поэтому разработка категории «У.» велась гл. обр. в теории причинности и, как правило, не специ­ально, а в сопоставлении с категориями причины п следствия. При этом причина обычно оказывается включенной в число достаточных У. в качестве их элемента (иначе сама причина становится излишней) и отличается от др. У. большей производящей актив­ностью, относит, независимостью действия и др. ха­рактеристиками.

Анализ необходимых и достаточных У. является важнейшим компонентом многих осн. методов и про­цедур науч. исследования. В частности, он необходим в процессах объяснения и предсказания конкретных фактов.


УСЛОВНОЕ СУЖДЕНИЕ—УСЛОВНОСТЬ


287


 


Лит.: Проблема причинности в совр. физике, М., i960, гл. 1, § 9; К р е б ер Г., Категория У. и соотношение ее с категорией причины, «ФН» (НДВШ), 1961, М 3; Б у н г е М., Причинность, пер. с англ., М., 1962, § 2,6.

Е. Никитин. Москва.

УСЛОВНОЕ СУЖДЕНИЕ, гипотетическое суждение,— сложное (составное) суждение, полу­денное посредством связи к.-л. двух исходных суж­дений одним из грамматич. союзов «если..., то ...», «когда ..., тогда ...» и т. п. или заменяющих их слов (выражений): «... влечет ...», «из ... следует ...» и т. п. Подробнее см. Импликация, Каузальная импликация, Консеквент и антецедент.

УСЛОВНО-КАТЕГОРЙЧЕСКИИ СИЛЛОГИЗМ силлогизм, одна из посылок к-рого является условным высказыванием (условным суждением), т. е. имеет форму импликации, а другая — категорич. высказыванием (см. Категорическое суждение).

УСЛОВНОСТЬ в искусстве — реализация в художеств, творчестве способности знаковых систем выражать одно и то же содержание разными струк­турными средствами. Говорить об У. в произв. иск-ва следует лишь постольку, поскольку вообще можно говорить о семантике употребляемых в них знаковых систем (см. Семиотика). Там же, где речь может идти преим. о синтактике (напр., абстрактная живопись), более уместен термин «формализация». Принятая в произв. иск-ва система отображения, характеризую­щаяся семантикой, обладает известной произвольно­стью по отношению к отображаемому объекту, что и позволяет говорить о ее У. Она с неизбежностью на­кладывает ограничения на передаваемое содержание, к-рые не воспринимаются человеком, для к-рого пред­назначено произв., а принимаются им как нечто дан­ное и приобретают видимость «естественных», безу­словных норм. Так, мы не замечаем У. границ худо­жеств, пространства (рампа в театре, рамка картины), У. привычных форм той или иной перспективной систе­мы в живописи. Точно так же нам не кажутся «стран­ными» запрещения актеру в ряде случаев видеть и слышать происходящее на сцене (ср. реплики «в сто­рону»), различие реального и сценич. времени, пере­дача синхронного действия, происходящего в разных местах, как хронологич. последовательности сцен, глав или кадров. Кит. зритель не замечает «стран­ности» включения каллиграфич. текста (надписи, пе­чати) в живописный, а первобытный художник, на­нося рисунок на рисунок, видел только верхний слой изображения. В японском кукольном театре актер, управляющий куклами, доступен взору зрителя, но не воспринимается последним, поскольку выводится им за пределы художеств, пространства. Между тем любая подобная У. будет «странной» для аудитории, находящейся вне данной системы (не знающей или не принимающей ее). Так, кит. зрителю 17 в. европей­ский полутеневой портрет представлялся странным сочетанием размытых красок; ребенок часто не может понять, почему прямоугольная комната в системе ли­нейной перспективы изображается на одном конце узкой, а на другом — широкой. Наряду с приведен­ными примерами невведенности в систему как резуль­тата незнания ее можно отметить и случаи принципи­ального неприятия той или иной системы изображения, также связанные с подчеркиванием У. (как «непра­вильности», «неправдоподобности» и т. д.).

Нормативная эстетика разных эпох исходила из представления о нек-рой единственно возможной нор­ме «правильного» иск-ва, субъективно ощущаемой как норма здравого смысла. Классицизм видел ее заложенной в разуме, Просвещение 18 в.— в природе человека. «Правильное» с этой т. зр. не может иметь специфики: по Канту, красота «...не может содержать в себе ничего специфически характерного; ведь иначе она не была бы идеей нормы...» (Соч., т. 5,


М., 1966, с. 239). Как специфическое, т. е. условное воспринимается только иск-во чуждой этнической или культурной сферы, структурные принципы к-рого расходятся с общепринятой в данном коллективе нормой, или изображение «ненормальной» действи­тельности (сатира, гротеск —■ ср. Гегель о сатире, Соч., т. 13, М., 1940, с. 82—86). При этом У. чуждого иск-ва заставляет воспринимать его как зашифро­ванный текст, осмысляемый посредством «перевода» его на привычную систему.

Т. о., существ, стороной понимания иск-ва являет­ся владение мерой его У. Нарушения в этой сфере приводят к эффекту непонимания, двоякого по своим возможностям: условное воспринимается как безу­словное (произв. иск-ва отождествляется с жизнью) или же, напротив, безусловное (внутри данной си­стемы) воспринимается как условное (произв. иск-ва кажется или намеренно изображается «странным» до нелепости). Примерами первого типа невладения мерой У. могут считаться все попытки зрителя «войти» в текст произведения, насильственно изменив его. Таков, напр., известный эпизод «покушения» на кар­тину Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 но­ября 1581 г.» (вероятно, субъективно идентичный акту цареубийства); ср. эпизод убийства портрета в «Пор­трете Дориана Грея» О. Уайльда, а также хорошо знакомые этнографам случаи использования изобра­жения для наведения «порчи» (отсюда — соответству­ющие табу); так же может быть интерпретирован и историч. анекдот о покушении зрителей в Новом Ор­леане на жизнь актера, игравшего роль Отелло. При­меры, связанные с неприятием тех или иных систем как условных, также многочисленны. Ср. высказы­вания М. Е. Салтыкова-Щедрина о поэзии, критику Л. Толстым Шекспира и театра вообще, иронич. от­ношение шестидесятников к балету, критику теоре­тиками Возрождения способов моделирования про­странства в ср.-век. живописи и др.

Сама антитеза «естественность — У.» возникает в эпоху культурных кризисов, резких сдвигов, когда на систему смотрят извне — глазами др. системы. Отсюда культурно-типологич. обусловленность пе­риодически возникающего стремления обратиться к ненормализованному (и «странному» с т. зр. при­вычных норм У.) иск-ву (напр., детскому, архаиче­скому, экзотическому), к-рое воспринимается как «естественное», а привычные системы коммуникатив­ных связей предстают как «ненормальные», «неес­тественные». Ср. борьбу «низкого» (народного) и «вы­сокого» (ученого) иск-ва в эпоху Ренессанса, споры о «цивилизации» и «природе» в 18 в., обращение к фольклору в 19 в., роль прозаизмов в поэзии Пуш­кина и Некрасова, различные типы примитива в иск-ве 20 в. и т. д. При этом «странное», или чужое, иск-во, играя революционизирующую роль в становлении новой художеств, нормы, с т. зр. канонической может восприниматься либо как более примитивное, либо как усложненное. Очень часто в функции этого рода средств выступает расширение культурного ареала: напр., втягивание европ. иск-ва в культурный мир Азии или азиатской культуры в мир европ. цивилиза­ции. Наряду с пространств, вторжениями культуры может осуществляться и однонаправленное временное вторжение культур прошедших эпох, равно как и разного типа «смешанные» вторжения. Важный слу­чай — вторжение нар. иск-ва в эстетику «культур­ного» верха.

В отличие от нехудожественных коммуникативных систем, где структура языка строго задана и инфор­мативным является лишь сообщение, но не язык, ху­дожеств, системы могут включать в себя информа­цию и о самом языке. Роль сигналов о том, что со­общение передается на особом языке, играют при этом


288


УСЛОВНОСТЬ—УСТАНОВКА


 


«странные» (и в этом смысле наиболее «условные») знаки.

Знаки, употребляемые в иск-ве, характеризуются различной степенью У. с т. зр. произвольности связи между обычным их употреблением вне иск-ва и тем значением, к-рое они приобретают внутри художеств, системы. Иск-во может использовать в готовом виде уже выработанные в данном обществе знаки (мифоло-гич. символы, имеющиеся лит. образы и т. п.), но мо­жет и специально создавать их. В знак могут вводить­ся первичные по отношению к нему элементы (напр., документ — в лит-ре или кино). Разные иск-ва отли­чаются между собой по характеру присущей им У. Изобразительные (зрительные) иск-ва больше тяго­теют к иконич. знакам (знакам-копиям, см. Знак), тогда как иск-ва звуковые более широко используют конвенциональные символы.

Степень обусловленности иконических и конвен-цион. знаков определенной кодирующей системой различна. Если для иконич. знаков в качестве кода выступают непосредственные зрительные, слуховые и т. п. впечатления, жизненные и бытовые навыки, У. к-рых внутри данного коллектива не сознается, то конвенцион. знаки с их отчетливо разделенными пла­нами содержания и выражения предполагают явное осознание У. их кодов. При этом икошгнеское может становиться конвенциональным, и наоборот — ср., напр., изображение рождения царицы Хатшепсут в др.-егип. иск-ве, где царица представлена фигурой мальчика, а то, что речь идет о женщине, пояснено словесной надписью. Эпохи т. п. «условного» иск-ва связаны с подчеркиванием конвенциональности кода. Характерной для иск-ва является также тенденция к семантизации формальных элементов знаковых си­стем. Напр., в стихотворении Гейне «Сосна» принад­лежность нем. существительных «пальма» и «сосна» к различным грамматич. родам получает содер­жат, истолкование, характеризуя пол (ср. раз­личное решение этого вопроса рус. переводчика­ми — М. Ю. Лермонтовым, Ф. И. Тютчевым, А. Н. Май­ковым) .

Степень У. различных знаков, употребляемых в иск-ве, зависит и от того, связывается ли знак непо­средственно с референтом (минимум У.) или же связь эта является опосредствованной др. знаками, причем количество ступеней в ряду «знак знака знака ...» может использоваться для определения степени У. Особым случаем такой опосредствованной связи яв­ляется использование кода в качестве посредника между знаком и значением (ср. введение персонажей или эпизодов, «закодированных» иным, чем осталь­ной текст, кодом — Ганс Вурст в ср.-век. театре, «новелла в новелле», клоунада в отношении к цирк, представлению, иллюстрации в отношении к словес­ному иск-ву и т. п.).

Итак, У. не может быть ограничена теми или ины­ми произв. иск-ва. Противопоставление условного иск-ва реалистическому (имеющее известный смысл в конкретных историко-лит. контекстах) теоретически неправомерно. Пушкин, обосновывая реалистич. тео­рию иск-ва, писал: «Почему же статуи раскрашенные нравятся нам менее чисто мраморных или медных? ... Почему поэт предпочитает выражать мысли свои сти­хами? ... Правдоподобие все еще полагается глав­ным условием и основанием драм. <атического> иск.<усства> ... Читая поэму, роман, мы часто мо­жем забыться и полагать, что описываемое происшест­вие не есть вымысел, но истина. В оде, в элегии можем думать, что поэт изображал свои настоящие чувство­вания, в настоящих обстоятельствах. Но где правдо­подобие в здании, разделенном на две части, из коих одна наполнена зрителями, которые условились etc. etc.?» (Поли. собр. соч., т. И, 1949, с. 177).


Лит.: Мейерхольд В. Э., О театре, СПБ, 1913; Поэтика, П., 1919; Якобсон Р., Новейшая рус. поэзия, М., 1921; Флоренский П., Символическое описание, в сб.: Феникс, кн. 1, М., 1922; Богатырев П. Г., Чеш­ский кукольный и русский нар. театр, Берлин — П., 1923; Зунделович Я., Поэтика гротеска, в сб.: Проблемы поэтики, под ред. В. Я. Брюсова, М.—Л., 1925; Поэтика, т. 1—5, Л., 1926—29; Поэтика кино, М.—Л., 1927; Are poetica, [т.] 1—2, М., 1927—28; Шкловский В., О теории прозы, М., 1929; Тынянов Ю., Архаисты и новаторы. Л., 1929; его же, Проблемы стихотворного языка, М., 1965; Д ж и-в е л е г о в А., Итал. нар. комедия, М., 1954; Брехт Б., О театре. Сб. ст., М., 1960; Симпозиум по структурному изу­чению знаковых систем, М., 1962; Структурно-типологич. ис­следования, М., 1962; Труды по знаковым системам, т. 1—3, Тарту, 1964—67 (Уч. зап. Тартуского ун-та, вып. 160, 181, 198); Бахтин М. М., Творчество Ф. Рабле и нар. культу­ра средневековья и Ренессанса, М., 1965; Гиппиус В. В., Люди и куклы в сатире Салтыкова, в его кн.: От Пушкина до Блока, М.—Л., 1966; Sand M., Masques et bouffons, tv 1—2, P., 1860; Jakobson R., О realismu v umeni, «Cerven», 1921, rok 4, cislo 22; M ic C., La comedia dell'arte, P., 1927; Panofsky E., Die Perspektive als symbolische Form, в кн.: Vortrage der Bibliothek Warburg, 1924—1925, Lpz., 1927; его же, Studies in iconology, N.Y., 1962; К е r-n о d 1 e G. R., From art to theatre. Form and convention in the Renaissance, Chi., 1945; Schapiro M., Style, в кн.: Anthropology today. An encyclopedic inventory, Chi., 1953; A Prague school reader on esthetics, literary structure and style, Wash., [1958]; Poetics (Poetyka, Поэтика), t. 1—2, Warsz., 1964—66; «Communications», 1946—66, v. 4, 7, 8; Struktura a smysl liteiarniho dila, Praha, 1966; Teige K., V^bor z dlla, [sv.], 1 — 2, Praha, 1966—67; Mukafovsky^ J., Studie z estetiky, Praha, 1966.

Ю. Лотман. Тарту, Б. Успенский. Москва.

УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС — см. Рефлекс.

УСПЕНСКИЙ, Петр Демьянович (1878—1947) — рус. и англ. философ-идеалист. Род. в Москве. Полу­чил математич. образование. С 1921 жил в Англии. В соч. «Tertiuna organum. Ключ к загадкам мира...» (СПБ, 1911) У., исходя из идей Канта и Маха, крити­ковал понятие трехмерного пространства как резуль­тат субъективной ограниченности человеч. восприятия и выдвинул идею многомерного мира, в к-ром четвер­тым измерением является время. В представлении о мистике как пути расширения человеч. сознания, позволяющем постичь недоступный обыденному со­знанию «бесконечный» мир ноуменов, кантовских «вещей в себе», У. находится под влиянием Плоти­на («слияние с Единым»), а также вост. религиозно-мистических учений; взгляды У. на сознание близки теософии.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!