ТЙНДАЛЬ — ТИПОВ ТЕОРИЯ                                                                     233 17 страница



С оч.: Обществ, мнение как предмет социологич. иссле-дов., «ВФ», 1959, JM5 3; Социализм и обществ, мнение, «ВФ», 1960, № 6; О нравств. ответственности личности в социалистич. об-ве, в сб.: Вопросы коммунистич. воспитания, М., 1961; Обществ, мнение сов. общества, М., 1963; О структуре об­ществ, сознания, «ФН» (НДВШ), 1965, № 3; О состоянии обществ, сознания, «ВФ», 1966, № 2; О филос. методологии и конкретных методах социально-психологич. исследования, в сб.: Методологич. вопросы обществ, наук, М., 1966; О влия­нии социалистич. обществ, мнения на сознание личности, в сб.: Обществ, психология и коммунистич. воспитание, М., 1967; Структура обществ, сознания. Теоретико-социологич. исследование, М., 1968.

УЛЬБРИХТ (Ulbricht), Вальтер (р. 30 июня 1893) — деятель герм, и международного рабочего и коммуни­стич. движения, один из основателей и первый секре­тарь ЦК Социалистич. единой партии Германии (СЕПГ) (с 1953), председатель Гос. совета ГДР (с 1960).

Род. в Лейпциге в рабочей семье. С 1908 участвует в ра­бочем движении Германии. С 1912 У.— член Социал-де-мократпч. партии Германии. В годы первой мировой вой­ны вел активную антивоен. пропаганду. В 1918 вступил в «Союз Спартака», в том же го­ду принял участие в создании Коммунистич. партии Герма­нии. С 1923— член ЦК и сек­ретарь ЦК Коммунистич.


партии Германии. После 1933— один из руководите­лей борьбы компартии против фашизма. В период Великой Отечеств, войны Советского Союза активно участвовал в организации и работе Нац. комитета «Свободная Германия». После разгрома и капитуля­ции гитлеровской Германии У. все силы отдает соз­данию новой, демократической и социалистич. Гер­мании.

Гос. деятельность У. сочетает с теоретич. работой в области истории герм, рабочего движения, партий­ного и гос. строительства, науч. социализма, фило­софии. Осн. внимание в его работах уделяется, диа­лектике перехода от капитализма к социализму, проб­лемам социалистич. строительства (см. «О диалектике нашего социалистич. строительства» —• «Uber die Dia-lektik unseres sozialistischen Aufbaus», В., 1959, а также «Развитие герм, народно-демократич. гос-ва. 1945—58», М., 1961). Процесс обществ, развития, подчеркивает У., является сложным и внутренне про­тиворечивым процессом. И хотя осн. типом противо­речий в ГДР стали неантагонистич. противоречия, их разрешение, однако, во многом связано с осн. антагонистич. противоречием, вытекающим из факта раскола Германии. «Ясно, что в этом подлинно диа­лектическом процессе появляются также противоре­чия, которые в ходе развития должны быть разрешены партией и Национальным фронтом. Эти противоре­чия в строительстве социализма не являются чем-то необычным; в их основе лежат не субъективные ошиб­ки, они имеют объективную природу» («Die Bedeutung der marxistisch-leninistischen Theorie fur Entwick-hmgderPolitikderSED»,CM. «Einheit», 1966, № 2, S.. 159). Специфика проявления закона единства и борь­бы противоположностей в обществ, развитии совр. Германии, по У., состоит в том, что фронт борьбы двух противоположных социальных систем —• социа­лизма и капитализма — делит страну на два гос-ва, выражающих интересы классов-антагонистов. Запад-ногерм. монополисты стремятся разрешить осн. про­тиворечие совр. Германии путем агрессивной войны; против ГДР и др. социалистич. гос-в. По словам У., «для решительного преодоления антагонистического противоречия необходимы победа миролюбивых сил в Западной Германии и лишение власти агрессивных империалистических кругов финансового капитала» («V съезд СЕПГ», М., 1959, с. 24).

Значит, интерес представляет разработка У. воп­роса о действии законов диалектики в развитии гос-ва трудящихся в ГДР (см. «Die Entwicklung des deutschen volksdemokratischen Staates. 1945—1958», В., 1958, S. 623). В трудах У. дан анализ развития гос-ва в ГДР из антифашистско-демократического в рабоче-кресть­янское, т. е. в диктатуру рабочего класса, что отража­ло глубокие качеств, преобразования, связанные с переходом от антифашистско-демократич. этапа рево­люции к социалистическому. Раскрывая диалектику всеобщего и особенного в развитии гос-ва в ГДР, У. показал, как старые организац. формы наполняются в процессе этого развития новым социальным содержа­нием. Гос. развитие в ГДР идет по пути расширения и укрепления социалистич. демократии, все более актив­ного участия трудящихся в управлении гос-вом. По мере упрочения социалистич. обществ, отношений, укрепления морально-политич. единства социалистич. гос-во в ГДР приобретает новые, черты, накопление к-рых в перспективе приведет к перерастанию его из гос-ва диктатуры рабочего класса в общенародное социалистич. гос-во.

СЕПГ под руководством У. разработала программу решения нац. вопроса нем. народа на миролюбивой, демократич. основе. Между будущим нем. нации и борьбой за социализм, между разрешением нац. вой-,, роса и борьбой за мир существует тесная взаимосвязь.


УЛЬБРИХТ—УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ


(см. «Программа социализма и история, задача СЕПТ...», М., 1962, с. 175).

Большое внимание в трудах У. уделяется вопросам идеологии и культуры, проблемам социалистич. вос­питания и этики. Эти вопросы выдвинулись на первый план сразу же после освобождения Германии от гит­леризма. «Не только улицы и поля нужно было очис­тить от руин, не только уничтожить материальные основы нацизма и милитаризма,— писал У.,— необ­ходимо было устранить нанесенный немецкому на­роду фашистским господством духовный ущерб, лик­видировать деморализацию, очистить сознание людей от мусора фашистской идеологии» («К истории новей­шего времени», М., 1957, с. 268). На основе глубоких социально-экономич. преобразований в ГДР совер­шается социалистич. переворот в области идеологии, происходит культурная революция (см. «V съезд СЕПГ», с. 128). Культурная революция в ГДР, как показывает У., имеет два этапа. Первый, уже прой­денный этап имел антифашистско-демократич. харак­тер. Главное его содержание — общее оживление культурной жизни, возрождение гуманистич. тради­ций нем. культуры, борьба против пережитков на­цистского мракобесия. Второй этап культурной рево­люции носит уже социалистич. характер. Гл. содер­жанием его является борьба рабочего класса за овла­дение высотами науки и культуры, за укрепление социалистич. нравственности.

В документах СЕПГ, в трудах У. дана разработка осн. принципов социалистич. морали. В докладах У. на V, VI и VII съездах партии сформулированы осн. законы социалистич. этики, поставлен вопрос о пре­емственности в развитии этич. и гуманистич. идей. Социалистич. гуманизм, подчеркивает У., является качественно новой формой гуманизма, соответствую­щей эпохе социализма и коммунизма. «Классический гуманизм принимал за исходный пункт идею. Он отри­цал материальные условия жизни. В противо­положность этому марксиз м-л е н и-низм, создавая единство идеи и действительности, воплощая идею гуманизма на материальной осно­ве нового общества, впервые при­дает гуманизму реалистический характер» («Программа социализма и история, задача СЕПГ...», с. 176).

Соч.: Aktuelle Fragen der Gewerkschaftsbewegung, В., 11927]; Wirtschaftsdemokratie Oder wohin steuert der ADGB?, В., [1928]; Wer ist der Feind der deutschen Nation?, Moskau, 1943; Zur Geschichte der deutschen Arbeiterbewegung. Aus Reden und Aufsatzen, Bd 1—10, В., 1953—66; Der faschistische deutsche Imperialismus (1933—1945) (Die Legende vom «deuts­chen Sozialismus»), [4 Aufl.I, В., 1956; Die Staatslehre des Marxismus-Leninismus und ihre Anwendung in Deutschland, В., 1958; Die Bauernbelreiung in der Deutschen Demokrati­schen Republik, Bd 1—2, В., 1961—62; Die geschichtliche Auf-gabe der Deutschen Demokratischen Republik und die Zukunlt Deutschlands, iB., 1962]; Referat zum «Grundriss der Geschichte der deutschen Arbeiterbewegung», В., 1962; Jugend von heute — Hausherren von morgen, В., 1963; Das neue okonomische Sys­tem der Planung und Leitung der Volkswirtschaft in der Pra­xis, в кн.: Wirtschaftskonferenz des Zentralkomitees der Sozia­listischen Einheitspartei Deutschlands und des M.inisterrates der Deutschen Demokratischen Republik, В., 1963; Der Weg •zur Vollendung des sozialistischen Aufbaus in der DDR, [В., 1964]; Ober die Entwicklung einer volksverbundenen sozialis­tischen Nationalkultur, В., 1964; Die nationale Frage in heu-tiger Sicht, В., 1965; Die nationale Mission der DDR und das geistige Schaffen in unserem Staat, В., 1965; Die gesellschaft-liche Entwicklung in der Deutschen Demokratischen Republik bis zur Vollendung des Sozialismus, В., 1967; Probleme der sozialistischen Leitungstatigkeit, В., 1968; в рус. пер.— Избр. статьи и речи, М., 1961; Хозяйственная демократия, М., 1930; К истории новейшего времени, М., 1957; Программа социа­лизма и историческая задача СЕПГ.— Программа Социалис­тической единой партии Германии, М., 1963; Национальная миссия Германской Демократической Республики и миролю­бивых сил Западной Германии, [Берлин, 1965].

Лит.: Из истории марксистско-ленинской философии после второй мировой войны, М., 1961; Попов С. И., Развитие марксистско-ленинской мысли в Германии в борьбе


с реформизмом и ревизионизмом (1918—1959), [М.], 1960; Марксистско-ленинская философия и социология в СССР и европейских социалистических странах, М., 1965; В ее her J. R., W. Ulbricht. Ein deutscher Arbeitersohn, В., 1958; W. Ulbricht, Lpz., [1963]; W. Ulbricht Schriftsteller, В., 1963.

С. Попов. Москва.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — логич. форма получения выводного знания (см. Вывод), состоящая в переходе от определенных исходных данных к новому знанию, вытекающему из этих данных. Структуру У. состав­ляет непустое (причем, обычно небольшое по числу элементов) множество исходных суждений (высказы­ваний), называемых посылками, или основаниями, У. и логически следующее из них суждение (выска­зывание), называемое заключением, или следствием У. Необходимым условием правильности всякого У. является выполнение требования: если посылки У. истинны, то должно быть истинно и заключение. Выполнение этого требования достигается построе­нием У. соответственно определенным логич. законам И правилам (см. Мышления законы, Правило вывода), что, собственно, и ознаяает логич. следование заклю­чения из исходных данных У.

У. описываются и изучаются в логике. Современная (теоретическая, символическая) логика представляет собой совокупность различных формально логич. систем (см. Формальная логика), средствами к-рых и моделируются У. различных типов. К У. одного и того же типа естественно относить У., описываемые в одной и той же логич. системе, а У., описываемые в различных логич. системах, считать У. разных типов (впрочем, этот критерий относителен, т. к. одно и то же У., вообще говоря, возможно описывать сред­ствами различных логич. систем. См. Форма логиче­ская). С этой т. зр., наиболее общим делением У. яв­ляется их подразделение на дедуктивные и индук­тивные, соответствующее аналогичному фундамен­тальному разделению систем логики (см. Дедукция, Логика индуктивная). В дедуктивной логике, далее, выделяются силлогистические, модальные, вероят­ностные и др. типы У.; подразделяются на типы У. и в индуктивной логике. Если в данной логич. системе У. совершаются по одним и тем же логич. законам и правилам, то они считаются У. одинаковой логич. формы; различие же в используемых логич. законах и правилах свидетельствует о различии логич. формы соответствующих У.

В естественном содержат, мышлении нек-рые из посылок У. часто явно не формулируются; в еще боль­шей мере это касается тех логич. законов и правил, к-рые лежат в основе данного У. Это создает возмож­ность неправильных (ошибочных) У. Собственно, этим и объясняется задача формально логич. анализа У., выявления и уточнения их формы. Средства ло­гич. теории и служат для отличения правильных У. от неправильных, что способствует предупрежде­нию и исправлению логических ошибок. Логич. анализ У. нужен и потому, что У. составляют элементарные звенья цепочек разного рода рассуждений и доказа­тельств (см. Доказательство в формальной логике), а условием правильности последних является не толь­ко истинность их оснований, но и правильность каж­дого У., входящего в эти рассуждения или доказа­тельства. См. также ст. Неполная индукция, Непо­средственное умозаключение, Несиллогистические умо­заключения, Обращение, Превращение.

Лит.: Челпанов Г. И., Учебник логики, М., 1946;
Асмус В. Ф., Логика, М., 1947; его же, Учение логики
о доказательстве и опровержении, М., 1954; Т а р с к и й А.,
Введение в логику и методологию дедуктивных наук, пер.
с англ., М., 1948; Горский Д. П., Логика, 2 изд., М.,
1963; Ч ё р ч А., Введение в математическую логику, пер. о
англ., т. 1, М., 1960.  _              А. Субботин. Москва.

УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ — всевозможные дей­ствия (от матем. вычисления или поиска наиболее короткого маршрута по городу до выбора наиболее


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!