ТЙНДАЛЬ — ТИПОВ ТЕОРИЯ 233 15 страница
Соч.: Краткое историч. обозрение важнейших по патологии и терапии происшествий с древних до нынешних времен, «Всеобщий журн. врачебной науки», 1813, № 6; 1816,Л"» 1—4.
Лит.: Никитин А., Краткий обзор состояния меди
цины в России..., СПБ, 1855, с. 65; Чистович Я., Ис
тория первых мед. школ в России, СПБ, 1883, с. 170—71;
CCCXI—CCCXIII; История Имп. Военно-мед. (быв. Медико-
хирург.) Академии за сто лет. 1798—1898, под ред. Иванов
ского, СПБ, 1898, с. 210; Аврор о в П., Историч. очерк
кафедры общей патологии при Имп. Воен.-мед. (быв. Меднко-
хирург.) Академии, СПБ, 1898. 3. Каменский. Москва.
УЁМОВ, Авенир Иванович (р. 4 аир. 1928) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1965), профессор (с 1966). Окончил филос. фак-т МГУ (в 1949) и аспирантуру там же (1952). С 1952— преподаватель, а затем зав. кафедрой философии Ивановского педагогич. ин-та. С 1964— зав. кафедрой философии Одесского ун-та. Область науч. исследований — логика и методология науки, методология системного исследования, филос. вопросы совр. физики и кибернетики. Соч.: Может ли пространственно-временной континуум взаимодействовать с материей, «ВФ», 1954, № 3; О выводах через ограничение и условиях их правильности, «Уч. зап. Ивановского гос. пед. ин-та», 1956, т. 8; Реальный смысл проблем кибернетики и их извращение в бурж. науке, там же; Индукция и аналогия, Иваново, 1956; Логич. ошибки, М., 1958; О временном соотношении между причиной и действием, «Уч. зап. Ивановского гос. пед. ин-та», 1960, т. 25, вып. 1; Нек-рые тенденции в развитии естеств. наук и принципы их классификации, «ВФ», 1961, Jvft 8; Задачи и упражнения по логике, М., 1961; Выводы из понятий, в сб.: Логико-грамматич. очерки, М., 1961; Вещи, свойства и отношения, М., 1963; Осн. формы и правила выводов по аналогии, в сб.: Проблемы логики науч. познания, М., 1964; Многообразие форм относительности и теория Эйнштейна, в сб.: Филос. проблемы теории тяготения Эйнштейна и релятивистской космологии, К., 1965; Строение умозаключений как проблема логики науч. познания, «ВФ», 1966, № 7; К вопросу об определении понятия «система», в сб.: Нек-рые теоретич. вопросы коммунистич. строительства в СССР, Одесса, 1967.
|
|
УЗБЕКСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ, зародившаяся в глубокой древности, генетически связана с филос. традицией др. народов Ср. Азии и Ирана. Культурная, этнич. и территориальная близость способствовала консолидации и взаимопроникновению филос. идей этих народов. Поэтому деятельность и влияние таких выдающихся представителей науч. и филос. мысли Ср. Азии, какими были аль-Хорезми, Фараби, Авиценна, Бируни,— не ограничивается пределами Мавераннахра (территория совр. Узбекистана) и имеет не только национальное, но и интернац. значение.
|
|
9 —10 вв.— важный этап в развитии феодализма в Ср. Азии; он связан с образованием сильного центра-лизов. гос-ва Саманидов (875—999) со столицей в Бухаре, добившегося независимости от араб, завоевателей. Развитие эмпирич. знаний стимулировало материалистич. тенденции во взглядах на природу, противостоявшие господствовавшей в стране спекулятивной мусульм. догматике — каламу. Родоначальниками естеств.-науч. мысли в Ср. Азии считаются известный астроном и математик аль-Фергани (9 в.) и аль-Хорезми (790—847) — астроном, географ, основоположник системы исчисления и новой отрасли математики — алгебры. Труды аль-Хорезми «Астрономические таблицы» и «Трактат о солнечных часах», переведенные на лат. яз., оказали влияние на развитие европ. науч. мысли. Абу Наср Фараби, учившийся в Бухаре, а затем в Багдаде, вопреки исламу, высказывал идеи об объективном существо-
вании материального мира. Пантеистич. в целом мировоззрение Фараби настолько отличалось от идеологии офиц. ислама, что мусульм. духовенство обвинило ученого в безбожии и подвергло его преследованиям. Идейное наследие Фараби — один из источников мировоззрения Авиценны. В своих осн. трудах Авиценна говорил о вечности существования материи, двигателем к-рой является ее творец — бог, о нераздельности тел и их формы, роли органов чувств в процессе познания и т. п. Подобно Фараби, Авиценна был объявлен еретиком и долгие годы был вынужден жить на чужбине. Современником Авиценны был хорезмпец Бируни — автор трудов по истории, астрономии, минералогии. Гл. внимание Бируни уделяет опытному изучению предметов, что и определило стихийно-материалистический в целом характер его мировоззрения.
|
|
Во 2-й пол. 10 и нач. 11 вв. в Мавераннахре (Бухара, Самарканд и Фергана) стал распространяться суфизм. В Узбекистане суфизм получил начало от школы Юсуфа Хамадани (12 в.), в к-рой имелись разные течения. Первое, наиболее крупное, связанное с именем ученика Хамадани Ходжи Абдулхалика Гиж-дувани, зародилось и распространилось гл. обр. в гор. кругах. Осн. тезисы учения Хамадани: уединение в обществе, странствие на родине, внешне — с людьми, внутренне — с богом (см. И. М. Муминов, Выдающиеся мыслители Ср. Азии, 1966, с. 13). Основатель второго направления в суфизме Ахмад Ясеви Ходжа (ум. в 1166) был также учеником Юсуфа Хамадани. Осн. идеи школы Ясеви изложены в его кн. «Хакмат» («Премудрость»), написанной в стихах: отречение от мира вещей, призыв к аскетизму и «умерщвлению плоти», проповедь смирения и покорности. Ясевизм оказал отрнцат. влияние на духовную жизнь народов Мавераннахра. Нашествие Чингисхана нанесло в 13 в. тяжелый удар экономике и культуре Ср. Азии.
|
|
В конце 14 и 1-й пол. 15 в. наблюдается заметный подъем экономической и культурной жизни страны. Ясевизм с его проповедью «отказа от всего в этом мире» теряет свое влияние и сменяется новым течением суфизма, основателем к-рого явился Мухаммед Баха-адднн Накшбендн (ум. в 1389 в Бухаре). Восстановив осн. идеи Юсуфа Хамадани, накшбендизм выступал против ясевистского аскетизма и мистицизма, проповедовал радость бытия, труда и познания, оказав положит, влияние на развитие культуры народов Ср. Азии 14 —15 вв.
После смерти Тимура (1405) его сыну Шахруху удалось прекратить феод, междоусобицы, начавшиеся после смерти отца, установить в стране относит, спокойствие и создать два самостоят, гос-ва: Хорасан-ское с центром в Герате и Мавераннахрское со столицей в Самарканде, где правил сын Шахруха Мухаммед Тарагай, более известный под именем Улугбека (1394 — 1449). Будучи энциклопедически образованным человеком, Улугбек прославился как покровитель наук и просвещения. Он собрал вокруг себя ученых, талантливую молодежь и руководил их исследованиями; построенная им в Самарканде обсерватория по своим размерам и оснащенности превосходила все подобные сооружения, воздвигнутые в то время в др. странах мира. Улугбек сам занимался астрономией и математикой. Созданные им астрономич. таблицы в течение 200 лет оставались непревзойденными по своей точности (см. Т. Н. Кары-Ниязов, Астрономич. школа Улугбека, М. — Л., 1950). Стихийно-материалистич. взгляд на природу сочетался у Улугбека с прогрессивными для того времени социология, идеями, к-рыми он руководствовался в управлении страной. Политика Улугбека вызвала сильную оппозицию мусульм. духовенства; в 1449 Улугбек был убит, а его обсерватория в Самарканде разрушена религ. фанатиками.
УЗБЕКСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ—УЗНАДЗЕ 271
Современником Улугбека был Алишер Навои (1441 — 1501) — выдающийся поэт, крупный гос. деятель п мыслитель. В основе миропонимания Навои лежит пантеизм; в противовес мистицизму аскетов-суфиев Навои писал, что именно земная жизнь действительна и прекрасна, и в ней человек должен находить высшую радость: «хороша роза сада вселенной, но лучше всего — роза жизни» (пит. по кн.: М у м и н о в И.М., Выдающиеся мыслители Ср. Азии, 1966, с. 19).
В 16 —18 вв. между Бухарским и Хивинским ханствами, а с конца 18 в.— и Кокандским ханством шла непрерывная опустошит, борьба. Крупным представителем общественно-филос. мысли этого периода был Мирза Абдулкадир Бедиль (1644 —1720). Родители его, узбеки по происхождению, во время феод, смут переехали в Индию, где он родился п жил. Писал Бедиль по-таджикски. Его имя, связанное с развитием трех культур, и поныне пользуется огромной популярностью и в Индии, и в Узбекистане, и в Таджикистане. Прогрес. филос. взгляды Бедиля изложены в его учении Вахдати Мавджуд («Единство сущего»), к-рое отличают признание вечности и несотворен-ности природы, мысль об органич. единстве материи, духа и божественной субстанции, «разлитой» в мире, призыв к знанию, к труду. В рамках своей пан-теистич. философии Бедиль критиковал культивировавшуюся исламом теорию предопределения.
Новый этап в развитии узб. культуры наступил со 2-й иол. 19 в. Присоединение Узбекистана к России привело к политическим, экономическим и социальным изменениям в жизни узб. народа, к-рые создали благоприятные условия для развития просветительских и демократич. идей. Характерные черты передовой идеологии этого времени отражены в произведениях лучших ее представителей — Фурката (1858— 1909) и Мукими (1851 — 1903), боровшихся за просвещение народа, пропагандировавших наряду с нац. традициями изучение и усвоение лучших образцов рус. и европ. культуры. Идейными преемниками Фурката и Мукими были сатирик Убайдулла Салих Завки (1853—1921), поэт-просветитель Аваз Отар оглы (1884— 1919) и Садриддин Айни (1878—1954) — один из зачинателей узб. сов. лит-ры и основоположник тадж. сов. лит-ры. Ценный вклад в развитие общественной п филос. мысли Узбекистана внес Хамза Хакимзаде Ния-зи (1889 —1929)— основоположник узб. сов. лит-ры.
С установлением в Узбекистане Сов. власти наступил новый период в развитии узб. филос. мысли, связанный с распространением в республике идей марксистско-ленинской философии. Этот период характеризуется революционной ломкой старого уклада жизни и созданием социалистической экономики и культуры, победой марксистско-ленинского мировоззрения над идеологией ислама, панисламизма и пантюркизма. В республике выросли марксистско-ленинские кадры; были созданы сов. школа, печать; развернулась антирелигиозная, научно-атеистическая пропаганда. Во всех вузах, в особенности после постановления ЦК ВКП(б) о жури. «Под знаменем марксизма» (1931), началось преподавание диалектич. и историч. материализма. К нач. 20-х гг. относится появление перевода на узб. яз. «Манифеста Коммуни-стич. партии», ленинских работ по нац.-колониальному вопросу, о гос-ве, о задачах Сов. власти. Большая заслуга в популяризации марксистско-ленинской философии принадлежит газетам и журналам, выходившим на узб. яз.: «Ишчилар калкони» («Щит рабочих»), «Ишчилар дунеси» («Мир рабочих»), «Маориф» («Просвещение»), «Коммунист Йулдоши» («Спутник коммуниста») и др.
Важным событием в филос. жизни республики было издание на узб. яз. Сочинений В. И.Ленина (т. 1—30, Таш., 1947 — 53), к-рые легли в основу филос. иссле-
дований в республике. В 1958 в республике был создан Ин-т философии и нрава АН Узб. ССР. Наиболее серьезными работами, опубл. институтом, были: «Материалы по истории прогрес. общественно-филос. мысли в Узбекистане» (Таш., 1957); уч. пособия на узб. яз.— «Вопросы диалектич. материализма» (Таш., 1958); «Вопросы псторич. материализма» (Таш., 1962); «Основы науч. атеизма» (Таш., 1962) и др. В наст, время в Узбекистане насчитывается более 250 преподавателей и науч. сотрудников, работающих в области философии. Из них 12 имеют ученые степени и звания; в их числе 10 докторов наук и 2 профессора. В Ин-те философии и права АН Узб. ССР, а также на 34 филос. кафедрах вузов республики ведется н.-и. работа по след. направлениям: междунар. значение опыта перехода к социализму, минуя капиталистич. стадию обществ, развития (по материалам сов. республик Ср. Азии); решение нац. вопроса; формирование и развитие социалистич. наций, их интернац. сближение (по материалам Узб. ССР); вопросы диалектич. материализма, логики и филос. вопросов совр. естествознания; изучение истории общественно-политич. и филос. мысли народов Ср. Азии; изучение истории марксистско-ленинской философии и ее развития в Узбекистане; изучение истории обществ.-фплос. мысли и совр. идейных течений в странах зарубежного Востока; создание уч. пособий по философии на узб. яз. и др.
Лит.: История философии, т. 1—5, М., 1957—61 (т. 1,
с. 239—49; т. 2, с. 419—23; т. 4. с. 258—68; т. 5, с. 383—88);
Из истории распространения марксистско-ленинских идей
в Узбекистане, Таш., 1962; М у м и н о в И. М., К истории
развития филос. и социологи1!, мысли в Сов. Узбекистане,
«Обществ, науки в Узбекистане», 1964, № 8—9, с. 8—21;
К а р ы - Н и я з о в Т. Н., Улугбек — великий астроном
15 вв., в сб.: Из истории эпохи Улугбека, [Таш., 1965],
с. 67 — 99. ~И. Муминов. Ташкент.
УЗНАДЗЕ, Дмитрий Николаевич [20 дек. 1886 (1 янв. 1887)— 12 окт. 1950] — груз. сов. философ и психолог. После окончания филос. фак-та Лейпцпг-ского ун-та в 1909 защитил докторскую диссертацию «Метафизич. мировоззрение В. Соловьева...» («Die metaphysische Weltanschauung W. Ssolowiows mit orientierendem. Uberblick seiner Erkenntnistheorie», Halle/Saale, 1909). В 1913 экстерном окончил исто-рико-филологич. фак-т Харьковского ун-та. С 1917 жил в Тбилиси, активно участвовал в создании Тбилисского ун-та. Зав. кафедрами психологии Тбилисского ун-та (1918—50) и Кутаисского пед. ин-та (1933—42). Директор Ин-та психологии АН Груз. ССР (1941—50). Действит. член АН Груз. ССР (с 1941).
В ранних филос. работах У. (1909 —18) выступал с позиций психологически истолкованного кантианства. В процессе работы над монографией «А. Бергсон» У. пересматривает свои взгляды: признается возможность познания объективной действительности, мир трактуется как органическое целое, объединяющее общее и индивидуальное. Полагая, что дух и материя отличаются друг от друга лишь относительно, и приписывая материи творч. способность, У. вместе с тем указывает на существ, различие внутр. качеств субъекта и объекта, что, по его мнению, делает невозможной непосредств. связь между ними. Чтобы объяснить факты целесообразного действия организма и объективного познания транссубъективного предмета, нужно, по У., допустить существование такой реальности, к-рая, не являясь ни физическим, ни психическим, устанавливает между ними связь и обеспечивает биология, приспособление и психич. деятельность. Создание учения о такой реальности, именуемой установкой (20-е гг.), составило гл. вклад У. в психологию. Согласно У., решающим моментом в познании объекта является внешнее восприятие с присущей ему интенционалъностъю, к-рая есть продукт установки. Предметный характер восприятия —■■
272 УИКЛИФ—УКЛАД ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
не чисто субъективное обстоятельство, а следствие реального участия объекта в отражении среды, в действиях субъекта.
С выдвижением идеи установки главными для У. становятся психологич. проблемы. С 1927 он начинает обширные экспериментальные исследования в области установки, принесшие ему мировую известность и приведшие к возникновению в сов. психологии оригинального науч. направления.— школы У. Работы этого направления особенно широко ведутся в Тбилисском гос. ун-те и Ин-те психологии АН Груз. ССР.
Соч.: на груз. яз.— Трупы, т. 1—5. ТВ., 1956—67; Что такое теория познания, «Народная газета», 1910, № 164; Индивидуальность и ее генезис, там же, №101, 102; Философские беседы, «Колхида», 1911, Л"» 4; Органическое мировоззрение, «Прометей», 1918, К° 3; Анри Бергсон, Тб., 1920; Impersonalia,«Hania наука», 1923, !•& 1; на рус. яз.— Экспериментальные основы психологии установки, Тб., 1961; Психологич. исследования, М., 1966. Ein experimentelJer Beitrag zum Problem der psychologischen Grundlagen der Namenge-bung, «Psychologiscbe Forschung», 1924, Bd 5, H. 1/2; Berg-sons Monismus, «Archiv fur Geschicbte der Philosophic und Soziologie», 1926, Bd 30; Untersuchungen zur Psychologie der Einstellung, «Acta Psycho] ogica», 1939, v. 4, № 3.
А . Бочоришвили . Тбилиси.
УЙКЛИФ (Wycliffe, Wyclif, Wiclif), Джон (ок. 1320—3 дек.1384) — англ. реформатор. Учился и преподавал в Оксфорде, с 1361 — приходский священник. Проповедуя возврат к «простоте апостольской церкви», У. решительно восставал против монастырского землевладения и роскоши духовенства. По У., в гражд. делах церковь подчинена светской власти, поэтому гос-во вправе лишить церковь ее владений и не платить церк. налогов. Высшим авторитетом для верующего является Священпое писание. Руководствуясь этой мыслью, У. принял участие в переводе Библии на англ. язык, рационалистически толковал церк. таинства, выступал против почитания святых, икон и т. п. Энгельс назвал У. среди др. типичных представителей ср.-век. бюргерских ересей (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 362, 363). Учение У. не выходило за рамки требований церк. реформы. Гораздо более радикальными были выступления против феод, строя последователей У. из числа т. н. бедных священников, или доллардов. Учение У. рано получило распространение в Чехии и оказало сильное влияние на Г уса.
В философии У. был сторонником реализма ско-тистов.
Соч.: Summa de ente, Oxf., 1930; Select English works, v. 1—3, Oxf., 1869—71; English works hitherto imprinted, L., 1902.
Лит .: Арсеньев И., От Карла Великого до Реформации, т. 1—2, М., 1909; Lechler G., J. von Wiclif und die Vorgeschichte der Reformation, Bd 1—2, Lpz., 1873; Workman H. В., J. Wiclif, v. 1—2, Oxf., 1926; О d 1 o-z ilik O., Wycliffe's influence upon Central and Eastern Europe, «The Slavonic Review», 1928—29, v. 7, p. 634—48; Thomson S. H., The order of writing of Wyelif's philosophical works, в сб.: Ceskou Minulosti, Praha, 1929, p. 146—66.
| В. Зубое.\ Москва.
УЙНСТЭНЛИ (Winstanley), Джерард (1609 — ок. 1652) — англ. утопич. коммунист, теоретик и вождь диггеров. Был мелким торговцем в лондонском Сити, разорился во время революции и жил в деревне в графстве Суррей, где диггеры начали в 1649 практически осуществлять свою программу общего землепользования и совместной обработки пустующих земель. Революционный и антифеод, идеал диггеров, изложенный в ряде памфлетов, главным из к-рых был памфлет У. «Закон свободы...» (L., 1652, рус. пер. в его кн.: Избр. памфлеты, вступ. ст. В. П. Волгина, М.—Л., [1950]), сводился к установлению респ. строя мелких производителей, основанного на обобществлении земли и ее плодов, равенстве имущества, постоянной сменяемости выборных должностных лиц и подотчетности духовенства парламенту. Энгельс оценивал движение диггеров как самостоят, выступление
«...того класса, который был более пли менее развитым предшественником современного пролетариата» («Анти-Дюринг», 1966, с. 13). Обоснование этих идей было дано У. в релпг. форме, в к-рую, однако, облекалось близкое к материализму содержание. Известную роль в развитии стихийного материализма во взглядах У. и его единомышленников сыграл мистицизм как своеобразное средство «раскрепощения» от догматич. схоластики. Выводя необходимость справедливости и равенства из Библии, ссылаясь на библейскую легенду о грехопадении (к-рое заключалось в победе алчности над справедливостью в душе Адама) для объяснения возникновения собственности, У. в то же время считал Священное писание лишь собранием символич. историй, а источником познания религ. истины объявлял откровение, внутр. голос. Естеств. закон — это закон бога, но вместе с тем и закон природы. Познать законы бога можно только через законы природы, ибо творец наличествует только в видимых предметах и телах. Человек состоит из четырех сущностей — огня, воды, воздуха и земли, и после смерти происходит его разложение на эти части. У. отрицал схоластич. мудрость, призывал к наблюдению над природой. У. был убежден, что каждый человек может быть богат только трудом — своим или чужим. Богачи получают все из рук тружеников и пользуются плодами труда других людей. В лице У. нашла выражение материалистич. и рационалистич. линия англ. философии.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!