ТЙНДАЛЬ — ТИПОВ ТЕОРИЯ 233 10 страница
Лит.: Лапшин И., Тренделенбург, в кн.: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, т. 66, СПБ, 1901; Petersen О., Die Philosophie F. A. Trende-lenburgs, Hamb., 1913; F. A. Trendelenburg, в кн.: Philosophi-sches Worterbuch, Freiburg, 1961. H . Стяжкин. Москва.
ТРЁСКАУ, Тресков (Treschow), Нильс (5 сент. 1751— 22 сент. 1833) — норв. и дат. философ. С 1803— проф. ун-та в Копенгагене, с 1813— в Христиании (Осло). Критикуя спекулятивную философию и абсолютизацию абстрактных понятий, Т. считал, что в действительности существует только единичное, индивидуальное; общие понятия — лишь вспомогат. средство его познания. В связи с этим вниманием к своеобразию единичного высоко ценил метод Локка; в психологии стремился ввести метод наблюдения. Эти эмпирия, тенденции переплетаются у него с пла-тонистской трактовкой сущности единичных вещей как идей, возникающих из бесконечности бога. Под влиянием Эразма Дарвина выдвинул эволюцион. учение: как в природе, так и в истории происходит непрерывное развитие от низшего к высшему, духовному; цель истории — совершенствование личности. Впервые высказал мысль о том, что человек происходит от животного.
Рассматривая формирование личности как вершину развития, Т. обосновал этич. индивидуализм.
С оч.: Forelasninger over den Kantiske philosophie, Kbh., 1798; Gives der noget Begreb eller nogen Idee om enslige Ting, Kbh., 1810; Moral for Folk og Stat, del 1—2, Kbh., 1811; Ele-menter tii historiens philosophie, del 1—2, Kbh., 1811; Om den menneskelige natur i almindelighed, isaer dens aandelige side, Kbh., 1812; Denphilosophiske Soedeloeres №rste Grunde, Christ., 1824: Om Gud, Idee — og Sandseverdenen..., bd 1—3, Christ., 1831—32.
|
|
Лит .: Dons W., N. Treschow og hans filosofiske Sys
tem, «Nyt norsk Tidsskrift», 1878, bd 4; W i n s n e s A. H.,
N. Treschow. En opdrager til menneskelighet, Oslo, 1927;
Schmidt-Phiseldeck K., N. Treschow's historie-
filosofi, Kbh., 1933. А. Мысливченко. Москва.
ТРЕТЬЯКОВ, Иван Андреевич (1735—76) — рус. социолог и экономист. Окончил Моск. ун-т и ун-т в Глазго, где в 1767 защитил докторскую диссертацию. С 1768— проф. права Моск. ун-та.
В общественно-политич. взглядах Т.— сторонник теории общественного договора (см. «Слово о Римском правлении и о разных оного переменах...», [М.], 1769, с. 9). В своих экономич. исследованиях Т. близок к трудовой теории стоимости. Источник богатства, по Т.,— труд как таковой, а не его конкретные формы — земледелие или торговля. Тормозом прогресса является деление общества на богатых и бедных, «хозяев» и «работных людей» и в результате этого — «враждебное несогласие» в обществе как следствие частной собственности и разделения труда, возникшего с появлением «избытка вещей». Труд и богатство, по Т., должны распределяться равномерно. Т. подчеркивал роль науки, просвещения в развитии материальной и культурной жизни общества. С оч.: Рассуждение о причинах изобилия и медлительного обогащения государств как у древних, так и у нынешних
|
|
ТРЕХЗНАЧНАЯ ЛОГИКА—ТРИПИТАКА 257
народов, в кн.: Избр. произв. pvc. мыслителей второй половины 18 в., т. 1, [М.], 1952.
Лит.: Коркунов Н. М., История философии права, 4 изд., СПБ, 1908; Бак И. С, Общественно-экономич. воззрения И. А. Т., «Вопр. истории», 1954, № 9; История рус. экономич. мысли, т. 1, ч. 1, М., 1955, с. 558—70; К о г а н Ю. Я., Очерки по истории рус. атеистич. мысли 18 в., М., 1962; История философии в СССР, т. 2, М., 1968, с. 44—46.
И. Щипаное. Москва.
ТРЕХЗНАЧНАЯ ЛОГИКА — раздел многозначной логики, в к-ром высказываниям, помимо обычных истинностных значений «истинно» и «ложно», приписывается еще третье значение (напр., «неопределенно», или «нейтрально», или «бессмысленно» и т. п.). Идея трехзначности высказываний восходит к античности: еще Аристотель допускал высказывания, к-рые нельзя считать ни истинными, ни ложными. В истории традиционной (нематематической) логики идеи Т. л. наиболее отчетливо были развиты Н. А. Васильевым (1910—12). Исторически первая система матем. Т. л. была построена Я. Лукасевичем (описание этой системы см. в ст. Многозначная логика). В дальнейшем трехзначные логыч. системы для различных целей были построены сов. логиком Д. А. Бочваром, Клини, Рейхенбахом и др. Т. л. получила широкое применение как в логике, так и вне ее: в анализе модальных и нормативных высказываний (см. Модальная логика, Нормативная логика), в анализе парадоксов, в логич. анализе языка квантовой механики (см. Логика квантовой механики), в теории релейных схем и т. д. Она пока остается единств, многознач. логикой, для к-рой найдены интуитивно ясные интерпретации. Т. л. является удобным средством решения методологич. трудностей, возникающих в связи с т. н. неклассич. ситуациями в науке, т. е. когда принцип исключенного третьего не имеет силы (такая ситуация сложилась, напр., в квантовой механике).
|
|
Лит. см. при статьях Логика квантовой механики, Много--
значпая логика. А. Зиновьев. Москва.
«ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ СОСТАВНЫХ ЧАСТИ МАРКСИЗМА» — работа В. И. Ленина, содержащая сжатый анализ историч. корней, сущности и структуры марксизма. Написана в связи с 30-летием со дня смерти Маркса. Опубл. в легальном большевистском журн. «Просвещение» (1913, № 3). Как показал опыт революции 1905, марксистское просвещение пролетариата приобретает принцип, значение в период подъема рабочего движения. Статья и была предназначена для парт, активистов, пропагандистов марксизма среди рабочих.
|
|
Во вступит, части работы Ленин, опровергая попытки бурж. ученых представить марксизм в виде некоей «секты», стоящей «...в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации» (Соч., т. 19, с. 3), показывает, что учение Маркса «...возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма... Оно есть законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма» (там же, с. 3—4). Нем. классич. философия, англ. политэкономия и франц. утопич. социализм и составляют три источника марксизма, к-рые Ленин рассматривает вместе с его составными частями.
1-й раздел статьи посвящен философии. Излагая основы марксистской философии, Ленин акцентирует внимание на ее материалистич. характере, отмечая, что она синтезировала лучшие достижения франц. материализма 18 в. и философии Л. Фейербаха. Гл. приобретение нем. классич. философии — «...диалектика, т. е. учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся
материи» (там же, с. 4) — также было творчески усвоено марксизмом, в системе к-рого оно стало методологией науч. познания и рев. изменения мира. Материализм приобрел завершенный характер, будучи распространен марксизмом на обществ, сферу. Открытие Марксом материалистич. основы обществ, жизни Ленин считает величайшим завоеванием науч. мысли.
2-й раздел посвящен экономич. учению Маркса. Ленин дает оценку учениям англ. бурж. экономистов — А. Смита и Д. Рикардо, к-рые положили начало трудовой теории стоимости. Однако, рассматривая законы капиталистич. экономики как вечные, Смит и Рикардо не смогли вскрыть сущность прибавочной стоимости, за отношениями вещей не видели отношения между людьми. Ленин охарактеризовал учение о прибавочной стоимости как краеуг. камень экономич. теории Маркса, на основе к-рой он дал всесторонний науч. анализ капиталистич. формации. В статье Ленин формулирует осн. противоречие капитализма: «Самое производство становится все более общественным,— сотни тысяч и миллионы рабочих связываются в планомерный хозяйственный организм,— а продукт общего труда присваивается горстью капиталистов» (там же, с. 6).
В 3-м разделе Ленин рассматривает социалистич. учение Маркса. Говоря о том, что в домарксовский период наиб, серьезную критику капитализма дали социалисты-утописты, Ленин отмечает слабость утопич. социализма, к-рый не смог понять «...сущность наемного рабства при капитализме..., открыть законы его развития...», найти те силы, к-рые способны создать новое общество (там же, с. 7). Ленин обращает внимание на то, что только экономич. теория Маркса и его учение о классовой борьбе научно обосновали неизбежность гибели капитализма, указали ту силу, к-рая должна стать его могильщиком,— класс пролетариев, «...по своему общественному положению...» составляющий силу, «...способную смести старое и создать^ новое» (там же, с. 8).
ТРИАДА (от греч. xpiag, род. падеж TpiaSog —
троица) — термин, означающий тройств, ритм движе
ния бытия и мышления. Т. была предметом теоретич.
исследования еще у Платона, в неоплатонизме (осо
бенно у Прокла). В нем. классич. идеализме — у
Фихте, Шеллинга и особенно у Гегеля Т. становится
осн. диалектич. принципом развития. Гегель, изла
гая диалектич. последовательность развития по Т.,
предупреждал, что троичность есть «...всецело поверх
ностная, лишь внешняя сторона способа познания»
(Соч., т. 6, М., 1939, с. 311), хотя сам часто злоупот
реблял триадич. схематизмом. Основатели марксизма,
приняв принцип Т. в развитии бытия и познания, от
вергли гегелевскую предпосылку, согласно к-рой субъ
ектом триадич. развития является абс. идея. Маркс
(см. «Капитал», т. 1,1955, с. 718—67), Энгельс в полеми
ке с Дюрингом (см. «Анти-Дюринг», 1969, с. 129—142),
Ленин (см. «Что такое друзья народа...», в кн.: Соч.,
т. 1, с. 111—313) и Плеханов (см.«Еще разг. Михайлов
ский, еще раз „триада"», в кн.: Избр. филос. произв.,
т. 1, 1956, с. 731—37) в полемике с Михайловским
разъясняли, что существенным в понимании разви
тия является для диалектич. материализма не схема
Т., но понимание развития как противоречивого про
цесса, осуществляющегося через снятие противоре
чия на высшей ступени этого развития, через отри
цание II отрицание Отрицания. В. Асмус. Москва.
ТРИПИТАКА, типитака (санскр., букв.— три корзины),— собрание религ.-филос. текстов, образующих буддийский канон. Канон был частично составлен на 1-м буддийском соборе в Раджагрихе в 5 в. до н. э., окончат, редакцию получил на 3-м буддийском соборе в Паталипутре в 3 в. до и. э. во время царствования Ашоки. Однако запись канона
258
ТРОИЦКИЙ—ТРОЦКИЗМ
впервые была произведена в 80 до н. э. на яз. пали (на о. Цейлон), и лишь в первых веках нашей эры появился его санскр. вариант — Т.
Канонич. тексты были разделены на три части.
Первая часть — Виная-питака (5 кн.) — содержит
правила поведения, к-рые обязательны для членов
буддийской общины, правила приема в общину, ис
поведи, предписания, относящиеся к жизни во время
сезона дождей, правила, касающиеся жилища, одеж
ды и т. д. Виная-питака состоит из трех отделов:
Сутта-вибханга, содержащая изложение и объяснение
дисциплинарного кодекса буддийской общины; Кханд-
хаки — отрывки история, it легендарного характера
(в частности, рассказы о жизни Будды), иллюстри
рующие правила поведения; Паривара — краткое
резюме предыдущих частей Винаи-питаки. Вторая
часть — Сутта-питака — является наиболее полным
собранием буддийской мудрости, подлинной энцик
лопедией буддизма. Эта часть канонич. лит-ры со
держит прозаич. диалоги, стихотворные отрывки,
легенды и афоризмы. Осн. место в Сутта-питаке за
нимают высказывания Будды или его учеников, обыч
но вставленные в какой-нибудь эпизод. Сутта-пптака
состоит из пяти собраний сутр: Дигха-никая («Собра
ние пространных поучений»), Маджджхима-нпкая
(«Собрание средних поучений»), Самъютта-никая
(«Собрание связанных поучений»), Аигуттара-никая
(«Собрание поучений, большее чем один член») и
Кхуддака-никая («Собрание коротких поучений»).
В составе Кхуддака-никаи (15 кн.) мы находим ше
девры буддийской прозы и поэзии. В третьей части —
Абхидхамма-питака (7 кн.) буддийское учение рас
сматривается в метафизич. и психология, аспектах.
Она включает психологич. трактат Дхаммасангани
(«Классификация дхамм», т. е. учений), обыяпо отно
симый к 4 в. до п. э.; изложение спорных вопросов
буддийской философии; классификацию типов людей
в зависимости от их состояний или поведения; иссле
дования вопросов прикладной логики; исследование
понятия причинности и т. д. В. Бродов. Москва.
ТРОИЦКИЙ, Матвей Михайлович (1 авг. 1835— 22 марта 1899) — рус. психолог и философ. Окончил Киевскую духовную академию. Профессор Моск. ун-та (с 1875). Инициатор издания жури. «Вопр. философии и психологии» (с 1889). В своих филос. и психологич. воззрениях испытал влияние англ. эмпиризма Ф. Бэкона, Дж. Локка, Дж. С. Милля. Докторская дисс. Т. «Немецкая психология в текущем столетии» (М., 1867) содержит изложение теорий англ. эмпиризма и ассоцианизма, а также критику с этих позиций философии Канта, Гегеля, Гербарта и др. Психологич. теория Т. выдержана в духе англ. ассоциативной психологии (см. «Наука о духе», т. 1—2, М., 1882). Подчеркивая значение для психологии экспериментального метода, Т. осуществил опытное исследование слуховых и зрит, ощущений и представлений, участия мышц гортани и языка в мыслит, процессе. Т.— автор «Учебника логики», написанного в традициях философии Милля.
Лит.: Ивановский В., М. М. Троицкий, «Вопр. философии и психологии», 1889, кн. 47 (2); А н а н ь е в Б. Г., Очерки истории рус. психологии 18 и 19 вв., [М-], 1947.
А. Петровский. Москва.
ТРОФИМОВ, Павел Сергеевич [р. 17(30) июня 1910] — сов. философ, доктор шилос. наук (с 1963). Член КПСС с 1947. Окончил филос. фак-т МИФЛИ (1938) и аспирантуру МГУ (1941). Ст. науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР (с 1948). Область науч. исследований — диалектич. и историч. материализм, марксистско-ленинская эстетика и критика совр. бурж. эстетич. теорий.
С о ч.: Единство этических и эстетич. принципов в сов, иск-ве, «Большевик», 1950, № 18; Прекрасное и возвышенное, в кн.: Вопросы марксистско-ленинской эстетики, М., 1956, Социалистич. реализм — творч. метод . советского иск-ва,
там же; Идейная общность и нац. специфика сов. иск-ва, там же; Критика осн. направлений в совр. бурж. реакц иск-ве и эстетике, там же; Эстетич. взгляды Г. В. Плеханова, М., 1956; Развитие диалектич. и историч. материализма в период от бурж. революций 1848—1849 до Парижской Коммуны, в кн.: История философии,т. 3, М., 1959, гл. 2; Вопросы эстетики в произв. Маркса и Энгельса, там же, гл. 4; Возвышенное и прекрасное в эстетике Э. Берка, в сб.: Из истории эстетич. мысли нового времени, М., 1959; Играла ли религия прогресс, роль в развитии иск-ва?, М., 1959; Марксистско-ленинская естетика и ее отношение к др. обществ, наукам, М., 1961; Очерки истории марксистской эстетики, М., 1963; Эстетика марксизма-ленинизма. Очерки истории и теории, М., 1964; Две концепции иск-ва, М., 1965; Законы развития иск-ва, М., 1965; Эстетич. воспитание, в кн.: Строительство коммунизма и духовный мир человека, М., 1966; Ленинская партийность и реализм в иск-ве, М , 1966; Марксистско-ле-нинската естетика като наука, в сб.: Въпросы на маркси-стско-ленинската естетика, София, 1957.
ТРОЦКИЗМ — оппортунистическое, мелкобуржуазное ндейно-политпч. течение, враждебное марксизму-ленинизму, рабочему и коммунистич. движению. Возникло в 1903 со II съезда РСДРП. Его основателем и идеологом является Л. Д. Троцкий (Бронштейн) (1879 —1940). Теоретич. истоки Т.— механистич. материализм в философии, субъективизм, волюнтаризм, схематизм и односторонность в социологии, нашедшие выражение в «левом» политич. авантюризме. Ядром Т. является т. наз. теория «перманентной революции», искажавшая идеи Маркса о непрерывной революции и выдвинутая Троцким вслед за А. Парвусом в 1906 в противовес ленинской теории перерастания буржуазно-демократич. революции в социалистическую. Игнорируя бурж.-демократия, этап революции в России, троцкистская теория «перманентной революции» отрицала революц. роль крестьянства, идею гегемонии пролетариата, союза рабочего класса и крестьянства. Троцкий утверждал, что в ходе революции рабочий класс обязательно придет во враждебные столкновения с широкими массами крестьянства, рассматривавшегося им как реакц. сила. Пролетариат, по Троцкому, сможет удержаться у власти только при поддержке пролет, революции в зап.-европ. странах или мировой революции. Исходя из возможности победы социализма только в результате революции в Европе, Т. видел смысл рус. революции в «подталкивании» европ. социалистич. революции. Ленин оценил теорию Троцкого как «несуразно-левую» (см. Соч., т. 20, с. 321), эклектическую, к-рая «...берет у большевиков призыв к решительной революционной борьбе пролетариата и к завоеванию им политической власти, а у меньшевиков — „отрицание" роли крестьянства» (там же, т. 21, с. 381—82). Теория «перманентной революции» с различными модификациями составляет характерную черту Т. на всем протяжении его существования. После поражения революции 1905—07 Троцкий и его сторонники выдвигали идею примиренчества с «левым» и «правым» оппортунизмом, объединения всех с.-д. групп и фракций, но по существу смыкались с ликвидаторами. В 1912 Троцкий организовал т. н. августовский антипартийный блок, объединивший ликвидаторов, отзовистов, бундовцев и троцкистов, просуществовавший до 1914. В годы 1-й мировой войны Т. стоял на позициях центризма, особенно опасной, по Ленину, разновидности социал-шовинизма.
Теоретически и политически неправильную позицию занимал Т. по проблемам империализма и нац. вопросу. Троцкий в духе теории «ультраимпериализма» К. Каутского утверждал, что централпзаторская тенденция совр. х-ва приводит к выравниванию уровней развития отд. стран, замене нац. держав мировой империалистнч. державой. В связи с этим в эпоху империализма, по Троцкому, нац. независимость и суверенитет устарели и нац. гос-ва стали тормозом развития производит, сил. Идею независимого нац. гос-ва Троцкий объявлял глубоко реакционной. Раз-
ТРОЦКИЗМ
259
витие политич. форм гос-ва он механистически ставил в прямую автоматич. зависимость от развития производит, сил. Формальное признание Троцким права наций на самоопределение вступало в противоречие с его тезисом об устарелости нац. гос-в. «Левая» доктринерская установка о слиянии всех наций непосредственно в ходе социалистич. революции отрицала неравномерность развития империалистич. гос-в, игнорировала объективное развитие борьбы угнетенных народов.
На VI съезде РСДРП(б) (1917) Троцкий в составе «межрайонцев» вошел в партию, по существу не отказавшись от антиленинских взглядов. В 1918 позиция, занятая Троцким по вопросу о заключении Брестского мира («Ни мира, ни войны»), органически вытекавшая из теории «перманентной революции», из расчета на немедленную революцию в др. странах, смыкалась с авантюристич. позицией «левых коммунистов» и поставила под угрозу существование Сов. власти.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!