ТЙНДАЛЬ — ТИПОВ ТЕОРИЯ                                                                     233 9 страница



Ю. Гастее. Москва.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИСТЫ — группа амер. фи­лософов-идеалистов, основавших в 1836 в Бостоне «Трансцендентальный клуб». Наиболее влпят. члены клуба: Эмерсон, Торо, Дж. Рипли, М. Фуллер, О. Бра-унсон, Т. Паркер, Э. Олкотт, Н. Хоторн. С 1841—44 Т. издавали журн. «The Dial» («Циферблат»).

Осн. идейные источники философии Т.— нем. клас-сич. философия в истолковании ее англ. последова­телей (гл. обр. Карлейля и Колриджа). При всей неоднородности философских симпатий Т. общим фи­лософским кредо считалась работа Эмерсона «Natu­re» (1836).

Философия амер. трансцендентализма возникла как реакция на сенсуализм эпохи Просвещения, к-рый, согласно Т., обеднял человеческую личность и не оставлял места для бога, утверждая, что существует лишь то, что может быть воспринято. Сенсуализм, с т. зр. Т., разрушил мораль, т. к. не мог найти в сво­ей системе объективного критерия нравственности. В противоположность сенсуализму Т. выдвигают в качестве основного понятие «трансцендентного», или «потустороннего», к-рое подразумевает признание сверхчувственной идеальной субстанции «Over-soul» («Верховная душа») или бога и возможность интуи­тивного «схватывания» ее человеч. душой. (В ут­верждении абсолютного, независимого от эмпирич. мира духовного начала Т. не дифференцируют понятия «трансцендентного» и «трансцендентального».) Пони­мание Т. бога близко к пантеизму. У Т. заметна и персоналистская тенденция. Исходя из принципа тождества бытия и мышления, Т. утверждали, что в душе заключено все богатство бытия.

Поскольку все люди обладают душой — все они равны. Но они и не равны — в том смысле, что бо­жеств, начало воплощено в людях не одинаково. При­нимая тезис Карлейля о великих личностях как твор­цах истории, Т. считали, что историю творят те, в ком бог выразился в наибольшей степени.

Большинство Т. (напр., Эмерсон, Торо, Браунсон, Рипли) выступало с резкой критикой капитализма, к-рая и поныне не утратила своей действ, силы. Что же касается позитивной социальной программы, то здесь члены кружка шли различными путями. Рнплл и Пратт, напр., пропагандировали идеи Фурье и организовали неподалеку от Конкорда (штат Масса­чусетс) с.-х. колонию Брук-Фарм, к-рая в 1844 при­няла устав фурьеристских «Фаланг» и просущест­вовала ок. 6 лет. Другие Т. (напр., Торо) ви­дели наибольшую опасность для человеч. души в политич. и экономич. институтах общества, в горо­дах, «благах» каппталистич. цивилизации и призы­вали к «естественной жизни» человека в общении с природой. Т. принимали деятельное участие в де­мократическом, а также аболиционистском движе­нии Америки.

Этич. и гуманистич. идеалы Т. оказали заметное влияние на последующее развитие американской фи-


лософии, в частности на идеалистич. философию Ройса, а позднее персонализма.

Лит.: Морлей Д., Введение, в кн.: Эмерсон Р.,
Избранники человечества, пер. с англ., [М., 1912]; История
философии, т. 2, М., 1957, гл. 7, § 2; Паррингтон
В. Л., Основные течения американской мысли, пер. с англ.,
т. 2. М., 1962; Schneider H. W., A history of American
philosophy, N. Y., 1946, ch. a; Transcendentalists; an antho­
logy, cd. P. G. S. Miller, Oxf., 1950; Frothingham
О. В., Transcendentalism in New England, a history, N.Y.,
[1959]; Goddard H. C, Studies in New England trans­
cendentalism, N.Y., 1960.               Д. Лука-нов. Горький.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ   АППЕРЦЕПЦИЯ

термин кантовской теории познания; означает апри­орное единство самосознания, составляющее условие возможности всякого знания (см. Априори). Это един­ство есть, по Канту, не результат опыта, а условие его возможности, форма знания, коренящаяся в са­мой познават. способности. Кант отличал Т. а. от единства, характеризующего эмпирич. «Я» и состоя­щего в отнесении сложного комплекса состояний сознания к некоему «Я» как его центру. Единство эмпирич. «Я» в качестве условия имеет, по Канту, априорную деятельность, необходимую для объеди­нения многообразия, данного в опыте и образующего содержание всех переживаний «Я». Т. а. означает тождество «Я» в том формальном гносеологическом смысле, что процесс объединения содержаний в еди­ном «Я» происходит согласно одним и тем же прави­лам соединения (синтеза) многообразия — категори­ям, или «чистым понятиям рассудка». В этом смыс­ле индивидуальные сознания неразличимы и Т. а. является сверхличной формой сознания, хотя у Кан­та и нет ясной формулировки надиндивидуаль-ности Т. а.

Лит .: Кант И., Соч., т. 3, М., 1964, с. 191 — 99; 205—06; 211; 249—50; Cohen H., Kommentar zu I. Kants Kritik der reinen Vernunft, Lpz., 1907, S. 55 — 57.

В . Асмус. Москва. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЛОГИКА — термин, введенный Кантом; обозначает логику, к-рая, в отли­чие от обычной, формальной логики, исследует в ло-гнч. формах и функциях то, что обосновывает в них возможность спнтетич. суждений a priori. В указан­ном здесь значении Т. л. Канта совпадает с его тео­рией познания. Идеи Т. л. Кант изложил в одноимен­ном разделе «Критики чистого разума» (см. Соч., т. 3, М., 1964, с. 154—592; ср. т. 2, М., 1964, с. 381 — 425). В то время как трансцендентальная эстети­ка исследует априорные формы чувственности — пространство и время, обусловливающие, по Канту,, возможность априорных всеобщих и необходимых истин в математике,— Т. л. исследует априорные формы рассудка — формы понятия или категории, формы суждения, формы синтеза, или связи чувст­венности с рассудком, лежащие в основе истин ес­тествознания, а также трансцендентальные идеи ра­зума, направляющие знание в философии к усмотре­нию безусловного единства всего обусловленного. Кант разделял Т. л. на трансцендентальные анали­тику и диалектику. Первая есть логика истины и выясняет, на каких априорных формах покоится возможность априорных синтетич. суждений в науке. Вторая — логика иллюзии; она показывает, в какие противоречия необходимо вступает разум, как только он пытается перешагнуть границу, отделяющую об­ласть явлений — согласно Канту единственно дос­тупную познанию, от области «вещей в себе». Значение Т. л. Канта велико: исследуя сравнит, ценность и обоснованность суждений математики, естествозна­ния и философии, он пришел к выводу, что формаль­ная логика, достаточная всюду, где вопрос о пред-^ метном содержании знания не имеет значения, долж­на быть дополнена др. логикой, рассматривающей формы знания в зависимости также и от его предмета и источника.


ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ—ТРЁЛЬЧ


255-


 


Разработка Т. л. — параллельно и в известном смыс­ле в противовес формальной — стала одним из усло­вий развития послекантовской диалектики начиная с Фихте. Но и чуждые диалектике идеалисты 2-й пол. 19 и 1-й пол. 20 вв.— марбургская школа, Рик-керт и его последователи, Гуссерль — пытались раз­вивать идею и замысел Т. л.

Лит.: Асмус В. Ф., Диалектика Канта, 2 изд., М.,
1930, с. 77—105; Копнин П. В., Диалектика как логи­
ка, К., 1961, с. 73—77; Черкесов В. И., Материалис-
тич. диалектика как логика и теория познания, М., 1962,
с. 138—48: Fichte J. G.. Cber das Verhaltnis der Logik
zur Philosophic oder transzendentale Logik, Lpz., 1912, S.
119—416; Husserl E., Formale und transzendentale Lo­
gik, Halle, 1929, S. 1—298; К rings H., Transzendentale
Logik, Munch., 1964.                                  В. Асмус. Москва.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ (от лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы) — 1) В схо­ластике — предельно общие понятия (единое, истин­ное, доброе и др., превосходящие высшие родовые понятия). 2) В философии Канта — априорные по-знават. формы, организующее эмпирич. познание. В этом смысле трансцендентальны формы чувствен­ности — пространство и время, категории — субстан­ция, причинность и др., а потому Т. у Канта назы­ваются и трактующие эти проблемы части «Критики чистого разума» («Т. эстетика», «Т. логика», «Т. ана­литика», «Т. диалектика»). «Я называю транс­цендентальным всякое познание, занимаю­щееся не столько предметами, сколько видами на­шего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori» (К а н т И., Соч., т. 3, М., 1964, с. 121). Кант, в противоречии с собствен­ным же определением Т. и его отличением от тран­сцендентного (см. там же, с. 338), нередко употреб­лял этот термин и в смысле трансцендентного.

В. Асмус. Москва.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ предмет — предмет, запредельный по отношению к миру явлений и не­доступный теоретич. познанию. В этом значении упот­реблен Кантом в сочинениях критич. периода. Сог­ласно Канту, «основоположения, применение кото­рых целиком остается в пределах возможного опыта, мы будем называть имманентным и, а те осно­воположения, которые должны выходить за эти пре­делы, мы будем называть трансцендентны­ми» (Соч., т. 3, М., 1964, с. 338). От термина «Т.» Кант отличал (не всегда последовательно) термин трансцендентальный. Трансцендентны, по Канту, бог, душа, бессмертие; недоступные для теоретич. познания Т. предметы, по Канту, доступны вере, опирающейся на постулаты нрактич. разума.

В. Асмус. Москва.

ТРАХТЕНВЁРГ, Орест Владимирович [18(30) авг. 1889—23 мая 1959] — сов. философ, профессор (с 1939), д-р филос. наук (с 1941). Действит. член АПН РСФСР (с 1947). Член КПСС с 1952. Окончил юри-дич. фак-т Ленингр. ун-та по специальности фило­софия права. Преподавательскую деятельность начал с 1921 в вузах Москвы. Профессор МГУ с 1943. Ра­ботал в Ин-те философии АН СССР старшим науч. сотрудником (1939—59), в 1946—49— зав. сектором истории философии. Гос. премия СССР (1943) за учас­тие в труде «История философии» (т. 1—3, М., 1940— 1942). Гл. направления исследований Т.— диалек-тич. и историч. материализм, история ср.-век. фило­софии и философии в новое время, история философии эпохи Возрождения, а также история рус. философии.

С о ч.: Историч. материализм,вып. 1 —6,М., 1929; Диалектич. материализм, вып. 1—4, М., 1932; Вильям Оккам и предистория англ. материализма, «Изв. АН СССР. Серия истории и фило­софии», 1944, т. 1, 3; Очерк философии Григория Сково­роды, «ПЗМ», 1944, 4—5; Обществ.-политич. мысль в Рос­сии в 15—17 ив., в сб.: Из истории рус. философии, М., 1949; Развитие материализма и его борьба против идеализма в пе­риод первых бурш, революций (конец 16 — нач. 18 вв.), М., 1956; Очерки по истории западно-европ. средневековой


философии, М., 1957; Очерки по истории философии и социо­логии Англии 19 в., М., 1959.

ТРЕДИАКОВСКИЙ, Василий Кириллович (1703— 1769)—рус. ученый, поэт, переводчик. Один из первых рус. академиков (с 1745). Преемник Татищева и А. Кантемира в борьбе против ср.-век. мировоззрения; предшественник Ломоносова. Помимо собственно лит. деятельности, разрабатывал проблемы эстетики, фи­лософии, социологии, этики. В ранний период твор­чества склонялся к атеизму, позднее искал примире­ния науки с религией; в своей филос. поэме «Феоп-тия» (1754), написанной в духе «Опыта о человеке»

A. Попа, Т. доказывал, что «мир благолепно устроен»
и что «человек миру как бы царь». Идеология Т. близ­
ка к системам ранних немецких (Лейбниц, X. Вольф) и
французских (Монтескье, Вольтер) просветителей.
Анализ творчества Т. обнаруживает его знакомство-
с философией англ. эмпириков и склонность к рацио­
нализму.
Причины социального зла Т. усматривал в
невежестве ir «развращении нравов», к-рые являются
следствием «душевной лени». Не соглашаясь с биб­
лейской идеей об изначальной порочности «челове­
ческого естества», Т. доказывал, что в человеке зало­
жены задатки к моральному совершенствованию;
однако, по Т., «благоразумие не природно», но обра­
зуется «трудом и рачением» (см. Соч., т. 1, СПБ,
1849, с. 526). Решающую роль в достижении всеоб­
щего блага Т. отводил распространению науч. зна­
ний, особенно «философии нравственной» и «филосо­
фии гражданской», определяющих политику. Наилуч­
шей формой правления считал монархию в рамках
общественного договора. В понимании «истинно-граж­
данского общества» Т. более близок идеям Монте­
скье, нежели «просвещенному абсолютизму» Тати­
щева.

Т. различал два вида познания: непосредств. ощу­щение «пятнрицей» чувств и «умствовательное», ос­мысляющее вещи «по второму образу» (см. там же, с. 484). Отсюда разделение Т. жанров поэзии на «выс­шие» и «низшие», причем к первым он относил эпос, требующий знаний и филос. осмысления событий, а ко вторым — лирику, ограниченную чувств, воспри­ятием (см. там же, с. 207—08). Значит, роль в худо­жеств, творчестве Т. отводил фантазии. Разграни­чивая понятия стихотворства и поэзии, стихотвор­ством Т. называл форму, поэзией — душу художеств. творчества. Т. перевел в стихах «Поэтическое искус­ство» Буало и в прозе — «Послание к Пизонам» Гора­ция. Эстетич. кредо Т.: сущность иск-ва — «подража­ние естеству» — остается неизменным во все времена, но «способ речи» исторически изменяется и может быть «...многоразлпчеи в различных народах» (см. там же, с. 756).

Соч.:Избр. произв., М.—Л., 1963.

'Лит.: Орлов А. С., «Тилемахида» В. К. Тредиаков-ского, в сб.: ХЛ'Ш век, М.—Л., 1935; Б е р к о в П., В. Тре-диаковский, в кн.: В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сума­роков. Стихотворения, [Л.], 1935; Пумпянский Л. В., Т. и немецкая школа разума, в кн.: Западный сборник, т. 1, М.—Л., 1937; С е р м а н И., Неизданная филос. поэма

B. Тредиаковского, «Рус. лит-ра», 1961, №1; его же,
Т. и просветительство (1730-е годы), в сб.: XVIII век, сб. 5,
М.—Л., 1962; Г у к о в с к и й Г. А., Т. как теоретик лит-ры,
в кн.: Рус. лит-ра 18 века. Эпоха классицизма, М.—Л.,
1964.                                                  А. Штамбок. Москва.

ТРЁЛЬЧ (Troeltsch), Эрнст (17 февр. 1865—1 февр. 1923) — нем. протестантский теолог, философ, со­циолог и историк религии. Проф. в Бонне (с 1892), Гейдельберге (с 1894) и Берлине (с 1917).

Религ.-филос. взгляды Т. сложились в русле идей либерального протестантизма. Вслед за Ричлем он стремился выработать историч. метод в теологии и заменить им чисто догматич. метод, ставя задачей рассмотреть «общую историю развития религиозного духа с т. зр. его укорененности в жизни» и анализи­руя в этом плане развитие христианства (особенно


256


ТРЕНДЕ ЛЕНБУРГ—ТРЕТЬЯКОВ


 


протестантизма) в его связи с общим развитием европ. Культуры («Значение протестантизма для возникно­вения совр. мира» — «Die Bedeutung des Protestantis-mus fur die Entstehung der modernen Welt», Miinch., 1906). Историч. подход к религии сочетается у Т. с обоснованием априорного характера религ. чувств и переживаний (в духе идей Канта и Шлейермахера). Превосходство христианства перед др. религиями Т. связывает (подобно Ричлю) с фактич. (содержат.) его значимостью.

Под влиянием М. Вебера Т. все большее внимание начинает уделять социология, проблемам религии, значению экономич. и институцион. моментов в ис­тории христ. церкви. В «Социальных учениях христ. церквей и групп» («Die Soziallehren der christlichen Kirchen und Gruppen», Halite 1—2, Tubingen, 1912) — наиб, значит, соч. Т. по социологии религии, делаю­щем его одним из основателей этой дисциплины, Т. дает типологию религ. групп, выделяя церковь — массовый ин-т, притязающий на абсолютность, тре­бующий подчинения и основанный на безличных от­ношениях, секту — добровольное соединение избран­ных, основанное на непосредств. личных отношениях, и мистику — как тип духовного индивидуализма. Рас­сматривая взаимовлияния христ. церквей и социаль-но-политич. образований в различные историч. пе­риоды, Т. останавливается, в частности, на роли кальвинизма в становлении капитализма.

К концу жизни Т. выступил с рядом спец. соч. по философии истории («Историзм и его проблемы» — «Dor Historismus und seine Probleme», В., 1922; «Ис­торизм и его преодоление» — «Der Historismus und seine Uberwindung», В., 1924, опубл. поем.). Филос-историч. воззрения Т. испытали определ. влияние Дильтея, позднее Риккерта, Виндельбанда, а также Шпенглера. Подчеркивая однократность и необ­ратимость историч. процесса, Т. развивает представ­ление о культуре как непрерывном становлении и «индивидуальной целостности». Осмысление истории возможно, по Т., путем «культурного синтеза», исхо­дящего из личного выбора определ. системы ценно­стей, основывающегося на вере. Свой «культурный синтез» Т. обозначил как «европеизм», имея в виду систему ценностей, значимых для зап.-европ. круга культуры. Характерно, что этим кругом Т. в конеч­ном итоге ограничил и значимость христианства, опять-таки выдвигая на первый план историч. инди­видуальность культуры. Отводя религ. ценности центр, место в системе культуры, Т. надеется таким путем преодолеть «опасности» историзма, т. е. реля­тивизма в оценке культуры и ее истории.

В этике Т. остался верен идеалам классич. гума­низма, считая высшим этич. принципом европ. куль­туры развитие отд. человека. Поэтому естествен переход Т. в последние годы его жизни от неоканти­анства к персоналистич. монадологии, для к-рой ин­дивидуальное сознание — это суверенная монада, причастная, однако, абсолюту.

С о ч.: Gcsammelte Schriften, Bd 1—4, Tubingen, 1912—25'. Die deutsche Philosophic der Gegenwart in Selbstdarstellungen, 2 Aufl., Bd 2, Lpz., 1923, S. 161—73.

Лит .: Асмус В. Ф., Маркс и бурж. историзм, М.— Л.,
1933; Vermeil E., La pensee religieuse de Trocltsch...,
Stras.—P., 1922; Spiess E., Die Religionstheorie von
E. Troeltsch, Paderborn, 1927; К Shier W., E. Troeltsch,
Tubingen, 1941; Bodenstein W., Neige des Historismus.
E. Troeltschs Entwicklungsgang, [Gutersloh, 1959] (имеется
библ.); Kasch W. F., Die Sozialphilosophie von E. Tro­
eltsch, Tubingen, 1963.      Я . Иориш , А . Огурцов . Москва.

ТРЁНДЕЛЕНБУРГ (Trendelenburg), Фридрих Адольф (30 ноября 1802— 24 янв. 1872) — нем. фи­лософ и логик. С 1833— проф. Берлинского ун-та; неоаристотелик; развивал концепцию т. н. органич. мировоззрения, считая понятие движения посредую-щим между категориями мышления и бытия. Крити-


ковал Гегеля за нигилистич. отношение к формаль­ной логике, в первую очередь за непонимание разли­чия между логич. отрицанием и реальным измене­нием. Т. выступил против гл. идеи Гегеля, а именно, что факт онтологич. изменения якобы достаточен для опровержения противоречия закона. В целом Т. рас­сматривал господствующее в период его деятельности гегельянство как разновидность филос. декадентства. В области этики предложил один из вариантов кон­цепции естественного  права.

Соч.: Die logische Frage in Hegel's System, Lpz., 1843; Historische Beitrage zur Philosophie, Bd 1—3. В., 1846—67 (Bd 1—Geschichte der Kategorienlehre)' Ober Spinoza's Grund-gedanken und dessen Erfolg, В., 1850; Ober Herbart's Metaphy-sik, В., 1854—56; Naturrecht auf dem Grunde der Ethik,

2 Aufl., Lpz., 1868; Kuno Fischer und sein Kant, Lpz., 1869; Erlauterungen zu den Elementen der Aristotelischen Logik,

3 Aufl., В., 1876; De Aristotelis categoriis, 2 Aufl., В., 1877; Elementa iogices Aristoteleae, 9 Aufl., В., 1892; в рус. пер.— Логические исследования, ч. 1—2, М., 1868.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!