ТЙНДАЛЬ — ТИПОВ ТЕОРИЯ 233 5 страница
С этим связаны и колебания Т. в вопросе о .движущих силах историч. процесса («Война и мир»). Самообольщению деятелей, считающих себя творцами историч. событий, Т. противопоставляет незначит, людей, способных осознавать «общее» только через личные обстоятельства и интересы (Николай Ростов). Люди же, пытающиеся действовать во имя иллюзорно представляемого «общего» интереса, оцениваются как наименее полезные участники этого «общего» (Пьер Безухов). Т. пытается решить вопрос о личной свободе и причинной обусловленности действий людей. Как свершившийся факт историч. процесса всякое событие детерминировано предшествовавшими ему фактами и в этом смысле не свободно, но как принятое в сознании решение о выполнении задуманного действия то же событие — свободно, и т. о. детерминизм «целого» или «общего» складывается как причинный «итог», суммирующий бесчисленное множество свободных решений отд. лиц.
Как в своих художеств, произв., так и в дневниках и трактатах Т. пытается ответить на осн. вопрос, к-рый волновал его,— вопрос о смысле пореформенной перестройки рус. жизни. Если по своему содержанию учение Т., как показал Ленин, представляло собой попытку переоценки всей современной ему жизни и культуры ст. зр. патриархального крестьянина, наблюдающего вторжение этой культуры в жизнь деревни, то по своим идейным источникам оно ассимилировало различные течения зап.-европ. мысли. Огромную роль в формировании взглядов Т. на отчуждение человека в бурж. обществе сыграло изучение соч. Руссо. Значительным было также влияние Шопенгауэра с его аскетич. направленностью и высокой оценкой др.-инд. и христ. этики.
|
|
Т. с огромной силой нравств. осуждения подверг критике гос. учреждения, суд, церковь, весь аппарат власти и всю официальную культуру тогдашней России. Однако критика эта была противоречива. Заключая в себе нек-рые элементы социализма (стремление создать на месте помещичьего землевладения и полицейски-классового гос-ва общежитие свободных и равноправных крестьян), учение Т. вместе с тем идеализировало патриархальный строй жизни и рассматривало историч. процесс с т. зр. «вечных», «изначальных» понятий нравственного п религ. сознания человечества. Неубедительность понятия о прогрессе и благе общества, развитого историками, философами, публицистами, педагогами 19 в., Т. видит в оторванности его от запросов и взглядов народа. Т. сознает, что плоды культуры в западноевропейском и рус. обществе 19 в. остаются недоступными народу и даже воспринимаются пм как нечто чуждое и ненужное. Однако правомерная критика существующего распределения культурных благ между различными классами превращается у Т. в критику самих культурных благ вообще. Так, причины того, что блага разделения труда недоступны рус. крестьянину, Т. усматривает в самом существе обществ, разделения труда и приходит к его отрицанию. Критерием полезности разделения труда должно быть не благо общества в целом, а только благо каждого из его членов. Поэтому труд — а естеств. трудом Т. признает лишь деятельность земледельца — должен быть разделен
|
|
244
ТОЛСТОЙ
на части или «упряжки», последоват. выполнение к-рых удовлетворяло бы все осн. потребности.
Аналогичные противоречия присущи и толстовской критике науки, философии, иск-ва, гос-ва и т. д. Так, недостаточную пользу, приносимую наукой, напр. медициной, в условиях капиталистич. общества, Т. нередко отождествляет с бесполезностью или даже ложностью науки как таковой. Т. полагает, что совр. наука вообще утратила сознание того, в чем назначение и благо людей. Ответ на гл. вопрос знания — о смысле жизни, без к-рого человек теряется в многочисленности существующих и бесконечности возможных знаний, вообще может быть получен только из разума и совести, но не из специальных науч. исследований. Гл. задачу осознавшей себя личности Т. видит в усвоении многовековой нар. мудрости и релит, веры, к-рая одна дает ответ на вопрос о назначении человека. Истинная «наука» — это религия, и подлинными двигателями ее были Кришна и Будда, Конфуций и Лао-цзы, Сократ, Марк Аврелий и Эпик-тет, Христос, Магомет.
|
|
Религия Т. почти целиком сводится к этике любви и непротивления и своей рационалистичностью напоминает учения нек-рых сект протестантизма, обесценивающих значение мифологич. и сверхъестеств. компонентов религ. веры. Критикуя церк. вероучение, Т. считает, что догматы, к к-рым церковь сводила содержание христианства, противоречат элементарнейшим законам логики и разума. Согласно Т., этпч. учение первоначально составляло гл. часть христианства, но в дальнейшем его развитии центр тяжести переместился из этич. в философскую («метафизическую») сторону. Бичуя лицемерие церкви, расхождение ее совр. учений с первоначальным нравств. учением христианства, Т. гл. грех церкви видит в ее участии в обществ, порядке, основанном на насилии и угнетении, в ее стремлении превратить религию в оправдание существующего социального зла. И точно так же в безверии и религ. равнодушии Т. осуждает прежде всего признание существующего порядка, примирение с ним: «Религия людей, не признающих религии, есть религия покорности всему тому, что делает сильное большинство, т. е. короче, религия повиновения существующей власти» (Полн. собр. соч., т. 23, 1957, с. 445).
|
|
Согласно Т., в основе как предшествующей истории, так и совр. жизни общества лежат насилие человека над человеком, порабощение большинства, меньшинством. Так, зап. народы и прежде всего покинувшие земледельч. труд гор. классы принуждены «обманом и насилием отнимать для своего пропитания труды восточных народов» (там же, т. 36, 1936, с. 331). Критика капиталистич. форм угнетения, в к-рой сказались лучшие стороны мировоззрения Т.— горячее сочувствие народу, свобода от обольщений и предрассудков либерализма, умение разоблачать софизмы публицистич., филос.-историч. и экономич. апологетики капитализма, не означала, однако, освобождения Т. от всех вообще социальных заблуждений. Т. разделял иллюзию идеалистич. этики о возможности преодоления насилия в отношениях между людьми путем «непротивления», полного отказа от к.-л. борьбы,и нравств. самосовершенствования каждого отд. человека; он полагал, что не только патриархальное крестьянство, но весь рус. народ будто бы руководится в своей жизни христ. этикой «непротивления».
По мнению Т., люди не могут знать, каким должно быть наилучшее устройство общества, но и при наличии такого знания это устройство не могло бы быть достигнуто политич. деятельностью и революц. борьбой, поскольку они основываются на насилии и потому лишь заменяют одну форму рабства и зла дру-
гой. Считая всякую власть злом, Т. пришел к безусловному отрицанию гос-ва, т. е. к учению анархизма. Но упразднение гос-ва должно произойти не путем его насильств. разрушения, а путем мирного и пассивного воздержания и уклонения, отказа каждого члена общества от всех гос. обязанностей и должностей и к.-л. участия в политич. деятельности.
В эстетике Т. своеобразно преломляется осн. внутр. противоречие его иск-ва, противоречие между иск-вом «сложным» и «простым». В противоположность разветвленному построению, детализированному пси-хологич. анализу и сложной аналитич. фразе больших романов, Т. в т. н. нар. рассказах 70—80-х гг. и в поздних небольших рассказах тяготеет к простым формам нар. иск-ва, притче и примитивам. Критикуя современный ему эстетизм, Т. в трактате «Что такое искусство» (1898) развивает представление о несовместимости добра и красоты и приходит к ригорис-тич. отрицанию всего иск-ва т. н. «образованных классов» как чуждого и непонятного народу, в т. ч. произведений Шекспира, Бетховена и собств. творчества (кроме нар. рассказов).
Рассматривая иск-во как одно из необходимых средств общения людей между собой, Т. усматривает его специфич. природу и назначение в передаче испытываемых художником чувств «посредством движений, линий, красок, звуков, образов, выраженных словами», и «заражении» этими чувствами других людей. Иск-во, согласно Т., не ограничивается собственно проф. иск-вом: вся человеческая жизнь наполнена произведениями иск-в в широком смысле этого слова — от колыбельной песни, шутки, передразнивания, украшений жилищ, одежд, утвари до церк. служб и торжеств, шествий. Признаком подлинного иск-ва является то, что в изображаемых им явлениях оно открывает нечто новое, никем ранее не виденное и сообщает новое отношение к ним.
Влияние Т.— художника и моралиста — на раз
витие мировой культуры было исключительно широ
ким. Религ.-этич. и социальные идеи Т. нашли после
дователей не только в России, но и в различных стра
нах Запада и Востока, особенно в Индии, Китае.
Учение Т. о непротивлении оказало, в частности,
большое влияние на Ганди и выработанную им про
грамму ненасильственной нац.-освободит, борьбы —
СМ. Гандизм. В. Асмус. Москва.
Соч.: Полн. еобп. соч., М.— Л., 1928—58; Собр. соч., т. 1--20, М., 1960—65.
Лит.: Ленин В. И., О культуре и искусстве, М., 1956, с. 73—77, 91—109, 111, 400: Грот Н., Нравств. идеалы нашего времени. Ф. Ницше и Л. Т., 2 изд., М., 1893; М и х а й-ловский Н. К , Десница и шуйца Л. Т., в кн.: Соч., т. 3, СПБ, 1897; его же, «Что такое искусство?», Полн. собр. соч., т. 8, СПБ, 1914, с. 813—52; С о л о в ь-е в В. С, Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, 2 изд., СПБ, 1901; Мережковский Д. С., Л. Т. и Достоевский, т. 1 — 2, СПБ, 1901—02; С т р а х о в Н., Критич. статьи, т. 1 — Об XI. С. Тургеневе и Л. Н. Т., 5 изд., К., 1908; Письма А. И. Эртеля, М., 1909; Ш е с т о в Л., Добро в учении гр. Т. и Ф. Ницше, Собр. соч., 2 изд., т. 2, СПБ, [1911]; Белый А., Трагедия творчества. Достоевский и Т., [М., 19111; Леонтьев К., Наши новые христиане. Ф. М. Достоевский и гр. Л. Т., Собр. соч., т. 8, М., 1912; его ж е, О романах гр. Л. Н. Т. Анализ, стиль и веяние, там же; О религии Л. Т., сб. 2, М., 1912; Д и в и л ь-к о век и й А., Т. и Руссо, «Вести. Европы», 1912, ,№ 7; Иванов В., Л. Т. и культура, в его кн.: Борозды и межи, М., 1916; Иванов-Разумник Р. В., Т. и Достоевский, в его кн.: История рус. обществ, мысли, 5 изд., ч. 6, П., 1918; Федоров Н. Ф., Философия общего дела, 2 изд., т. 1, вып. 1, Харбин, 1928; Аксельрод Л. (Ортодокс), Л. Т., Сб. ст., 2 изд. [М.], 1928; Плеханов и Т., Сб. ст., М., 1928; Луначарский А. В., О Т., Сб. ст.. М.— Л., 1928; Квитко Д. Ю., Философия Т., М., 1928; Эстетика Л. Т., Сб. ст., М., 1929; Моты л ев а Т. Л., О мировом значении Л. Н. Т., М., 1957; Бочарове, Статьи В. И. Ленина о Т. и проблема художеств, метода, «Вопр. лит-ры», 1958, *й 4; Манн Т., Гете и Т., Собр. соч., пер. с нем., т. 9, М., 1960; Эйхенбаум Б., Л. Т. Семидесятые годы, М.. 1960, ч. 3 и приложение; Асмус В. Ф., Мировоззрение Т., в кн.: Лит. наследство, т. 69, М., 1961; Ш и ф-
ТОЛЬЯТТИ 245
ман А. И., Л. Т. и Восток, М., 1960; К у п р е я н о-в а Е. Н., Эстетика Л. Н. Т., М,—Л., 1966; Dumas G., Tolstoy et la philosophie de 1'amour, P., 1893; Schroe-der F., Le tolstoi'sme, P., 1893; Crosby E. H., Count Tolstoy's philosophy of Hie, Arena, 1896; его же, Tolstoy and his message, N.Y., 1903; Ossip LouriS, La philosophie de Tolstoi, P., 1899; Maude A., Tolstoy's view of art. L., 1902: его же, The teaching of Tolstoy, Manchester, 1900; Pi'erott i A., L. Tolstoi. La religione e la morale, Pisa, 1901; К en worthy J. C, Tolstoy: his life and works, L.— Га. о.], 1902, p. 19—46; Bourdeau J., La philosophie affective, P., 1912; Robertson J. M., Tolstoy, в его кн.: Explorations..., L., [1923]; Markovitch M., J.-J. Rousseau et Tolstoi, P., 1928; его ж е, Tolstoi et. Gandhi, P.. 1928; Davis H. E., Tolstoy and Nietzsche: A problem in biographical ethics, N. Y., 1929; G о u r f i like 1 N., Tolstoi' sans tolstoi'sme, P., [1946]; Berdiaev N. А.. Рус. идея. Основные проблемы рус. мысли 19 в. п начала '20 в., Париж, 1946; Kaplan A., Gandhi et Tolstoi'. Les sources d'une filiation spirituelle. Nancy, 1949; В о d d e D., Tolstoy and China, Princeton, 1950; Berlin I., The hedgehog and the fox: an essay on Tolstoy's view of history, N.Y.— L., 1957; Weisbein N., L'evolution religieuse de Tolstoi, P., [I960].
Библ. лит-ры о Л. Н. Т. 1917—1958, М., 1960; то же, 1959—1961, М., 1965; Jasswkovitch A., Tolstoi in English. 1878—1929, N. Y.. 1929; Lindstrom Т., Tolstoi' en France (1886—1910), P., 1952; CarrettaA., Scritti critici italiani su L. Tolstoj (Guida bibliografica), Napoli, 1955; L. N.
Tolstoj. Bibliographie__ , Lpz., 1958; Tolstoy. A bibliography
of books of and on Tolstoy in Indian languages, New Delhi,
1960 H. Азарова . Москва.
ТОЛЬЯТТИ (Togliatti; псевд.— Э р к о л и), Паль-миро (26 марта 1893—21 авг. 1964) — деятель итал. и междунар. рабочего п коммунистич. движения, один из основателей Итальянской коммунистич. партии (ИКП), ген. секретарь ИКП с 1926, директор теоретич. органа партии журн.вЙшавсПа» («Возрождение») с 1944, один из руководителей Коммунистич. Интернационала [с 1924— член Исполкома Коминтерна (ИККИ), с 1928— член Президиума, с 19.35— секретарь ИККИ]. Род. в Генуе в семье мелкого чиновника. В 1912 поступил на юридич. фак-т Туринского ун-та, где встретился с А. Грамши, тесная дружба и совместная рево-люц. деятельность с к-рым продолжались до смерти Грамши в 1937. В студенч. годы участвовал в социалистич. кружках, был пропагандистом на предприятиях Турина. В этот период Т. изучал диалектику Гегеля и переводил его «Феноменологию духа». Затем Т. перешел к изучению марксистской теории, сначала по трудам А. Лабриолы. а затем Маркса и Энгельса. В 1914 Т. вступил в Социалистич. партию Италии. После окончания ун-та (1915) Т. целиком отдается революц. деятельности. После основания в 1919 марксистского еженедельника «Ordine Nuovo» («Новый строй») — органа революц. туринского пролетариата, Т. вошел в состав редакции. Во время революц. подъема 1919—20-х гг. вместе с Грамши Т. руководил движением трудящихся за создание фабрично-заводских советов. Группа «Ордн-не нуово» стала ядром созданной в 1921 в результате разрыва с оппортунистами Итальянской коммунистич. партии. После подавления революц. восстания итал. пролетариата и установления в 1922 фашистской диктатуры Т., возглавлявший вместе с Грамши работу по перестройке тактики партии применительно к новым условиям, ведет борьбу против влиятельной в ИКП левацкой группы А. Бордигн, а также против оппортунизма и центризма. На страницах газ. «L'Uni-ta» («Единство», осн. в 1924) и жури. «Stato Operaio» («Рабочее государство», Mil., с 1927) Т. раскрывает классовую, империалистич. природу фашизма, подвергает критике взгляды центристов и бордигианцев в вопросе о путях борьбы против фашистского режима.
В эти годы Т. настойчиво указывает на необходимость глубокого изучения марксизма, разъясняет органич. связь марксистской диалектики с практикой революц. борьбы; на III конгрессе ИКП в Ливорно Т. вместе с Грамши добивается принятия резолюции, требующей от коммунистов глубокого освоения марксистской теории, непримиримого отношения к идеалистическим и вульгарно-материалистическим течениям.
После объявления ИКП вне закона и ареста в 1926 Грамши Т. эмигрирует в Париж, где возглавляет заграничный центр партии. Деятельный участник Коминтерна: на его конгрессах Т. подвергает критике социально-классовую природу, теорию и практику итальянского и германского фашизма, разоблачает его шовинистическую захватническую политику. С самого начала революционной войны в Испании (1936—39) Т.— представитель Коминтерна при ЦК компартии Испании, один из организаторов и непосредств. участник Интернациональных бригад. В период второй мировой войны Т., находясь в СССР (1940—44), ведет неустанную антифашистскую пропаганду, обращаясь с призывами к итал. народу сплотиться для борьбы против фашизма. Т.— один из вдохновителей и руководителей итал. Движения Сопротивления, инициатор единого нац. фронта борьбы против фашизма, приведшей к установлению в стране демократам, республики. Т.— член 1-й республиканской Ассамблеи, один из создателей конституции, к-рая закрепила победу итал. народа и отразила требования самых широких демократич. масс. После перехода власти к реакц. христианско-демократич. партии Т. во главе коммунистич. депутатов борется за безоговорочное соблюдение конституции, разоблачая антинар. политику пр-ва; реакция ответила покушением на жизнь Т. (1948), что вызвало волну народного возмущения во всем мире.
Т. возглавлял итал. делегацию на XX, XXI и XXII съездах КПСС, участвовал в работе Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий в Москве в 1957.
Под руководством Т. осуществлено издание трудов Маркса, Энгельса и Ленина, организована система-тич. пропаганда идей марксизма среди широких слоев трудящихся. По инициативе Т. в 1949 был создан Ин-т Грамши, ставший центром марксистской филос. мысли Италии; Т. дал всесторонний и глубокий анализ теоретич. наследия Грамши. В качестве бессменного гл. редактора журн. «Rinascita» Т. сплотил вокруг него марксистских теоретиков в Италии. В центре внимания теоретич. деятельности Т.— проблемы историч. материализма и науч. коммунизма: пути построения социализма в конкретных условиях Италии и вытекающий отсюда анализ особенностей бурж. парламентской демократии послевоен. периода; роль партии пролетариата в теоретич. и полп-тич. борьбе за мир и социалистич. преобразование общества; вопросы единства национальных и интер-нац. задач пролет, движения; роль интеллигенции в общенац. демократич. движении. По всем этим и ряду др. проблем Т. творчески развивал марксистско-ленинскую теорию. На основе изучения историч. опыта борьбы итал. народа за национальное политич. единство, независимость и демократию, а также практики строительства социализма в странах социалистич. лагеря Т. разрабатывал положение о возможности использования парламентских форм бурж. демократии для победы социализма в Италии. Залогом этой победы, по Т., является создание на гораздо более широкой основе, чем прежде, единого фронта борьбы против империализма и войны, за новую демократию. «Речь должна идти о новой власти, опираю-
246
ТОЛЬЯТТИ
—ТОМАЗИЙ
щейся на рабочий класс, крестьянство и средние трудящиеся слои, которая уничтожила бы монополию крупных земельных собственников, повела бы борьбу против монополий в промышленности, преобразовала бы экономическую структуру, гарантировала бы и расширила права на свободу, уничтожила бы всю бюрократическую н полицейскую накипь, избавила бы государство от господства старых, узких олигархических групп, установила бы широкую областную автономию, придав демократическому порядку новое содержание, каким является продвижение вперед по пути глубокого преобразования экономического и социального устройства» (Материалы VIII съезда ИКП, М., 1957, с. 178). Более глубокое развитие и обоснование эти тезисы Т. получили в отчетном докладе ЦК ИКП на VIII съезде партии, озаглавленном «За итальянский путь к социализму, за демократическое правительство трудящихся классов»; они приобрели значение программного документа ИКП.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!