ТЙНДАЛЬ — ТИПОВ ТЕОРИЯ                                                                     233 2 страница



С о ч.: Experimental psychology. A manual of laboratory practice, v. 1—2, N.Y.—L., 1901—06; Lectures on the experi­mental psychology of the thought-processes, N.Y., 1909; Systematic psychology: prolegomena, N.Y., 1929; в рус. пер.— Очерки психологии, СПБ, 1898.

Лит .: Я. р о ш е в с к и и М. Г., История психологии, М., 1966, с. 424—26; В о г i n g E. G., History of experimental psychology, 2 ed., N.Y., 1950; Woodworth R. S., Con­temporary schools of psychology, 3 ed., N. Y., 1964.

Д. Лялипов, М. Роговин. Москва.

ТКАЧЁВ, Петр Никитич [29 июня 1844—23 дек. 1885 (4 янв. 1886)] — рус. мыслитель, идеолог блан­кистского крыла в демократическом народничестве, публицист и лит. критик. Учился на юридич. ф-те Петерб. ун-та. С 1862 начал сотрудничать в журналах «Рус. слово», «Дело» и др. В 1869 впервые в легальной рус. печати опубликовал собств. перевод Устава 1-го Интер­национала. Арестовывался за рев. пропаганду среди сту­дентов, а также по делу С. Не­чаева. В 1872 после оконча­ния срока тюремного заклю­чения был выслан на родину в Велнколуцкий уезд, откуда в 1873 бежал за границу. В эмиграции Т. нек-рое время сотрудничал в лавровском печатном органе «Вперед»; после разрыва с Лавровым Т. вместе с группой русско-польских эмигрантов изда­вал журн. «Набат» (в 1875—81), на страницах к-рого развивал свою программу рев. борьбы. За границей Т. сблизился с бланкистами (см. Бланки), участвовал в их газ. «Ni Шеи ni maitre» («Ни бог ни госпо­дин»). С 1882 Т. тяжело болел и в 1886 умер в пси­хиатрия, клинике в Париже.

Мировоззрение Т. сложилось под влиянием рус­ской рев.-демократич. и социалистич. идеологии 50— 60-х гг. и прежде всего Чернышевского. Вслед за Чер­нышевским Т. ставит задачу превратить теоретич. и революц. опыт прошлого в фактор ускорения историч. процесса. Однако в трудах Т. идея крест, социализма Чернышевского видоизменяется, развертываясь из


236


ТКАЧЁВ


 


общесоциологич. модели в программу непосредств. революц. действия. Гл. задача соцлалиетпч. доктрины в формулировке Т. состоит в том, чтобы «... указывать и разъяснять ... те общественные данные, при помощи которых он (социализм — Ред.) может быть осущест­влен» (Избр. соч. на социально-политич. темы, т. 4,

1932, с. 28—29). Рассматривая историч. действитель­
ность как объект политич. действия, Т. создал целую
философию исторической инициа­
тивы, в к-рой воле и действию революционеров
отведено центр, место.

Вслед за Чернышевским Т. отвергает теорию «само­бытности» историч. пути России. Констатируя тот факт, что пореформенное развитие страны идет «...в том же направлении, как и экономическое разви­тие западно-европейских государств» (там же, т. 3,

1933, с. 69), Т. отмечает рост русской городской и
сельской буржуазии — консервативных сил, консо­
лидация к-рых, по его мнению, может поставить под
сомнение социалистич. перспективу России. Именно
в этой связи фактор времени, идея н е м е д-
ленного рев. переворота,— играют в ткачевской
концепции революции первостепенную роль. Пред­
варит, условием социальной революции в России и гл.
задачей момента является, по Т., объединение сознат.
элементов переворота в конспиративную централист-
скую партию. Организация такой партии, по Т., не
только восполнит нехватку рев. инициативы в народе,
но и даст мощный импульс к усилению политич.
активности «интеллигентного меньшинства». Исполь­
зуя такие формы борьбы, как заговор, дезорганизация
гос. механизма и т. п., такая партия, по мысли Т.,
вызовет к жизни дремлющий в народе революцион­
ный, коммунистич. дух, превратит крестьянство из
возможной рев. силы в действительную. Когда народ
увидит, что «...та грозная власть, перед которой он
привык трепетать и пресмыкаться..., поругана, рас­
строена, дезорганизована, бессильна,— о, тогда ему
нечего и некого будет бояться, и ... скрытое недо­
вольство, его подавленное озлобление с неудержи­
мою силою вырвется наружу...» (там же, с. 244,
см. также с. 92). Революционизировать народ путем
просвещения в нынешней ситуации невозможно. Не
просвещение должно предшествовать революции,
как утверждал Лавров, а революция — просве­
щению,— делает вывод Т. В отличие от бакунистов
(см. Бакунин), Т. утверждал, что государство, реор­
ганизованное в орган рев. диктатуры, сохранится
и после переворота с тем, чтобы «интеллигентное мень­
шинство» смогло осуществить социалистич. переуст­
ройство всей жизни.

Свое мировоззрение Т. называл «реализмом», пони­мая под ним «...такое трезвое отношение к вопросам жизни, которое так же далеко от отвлеченного идеа­лизма, как и от узкого филистерства» (там же, т. 1, 1932, с. 131). В понятие «реализма» Т. включал эле­менты материалистич. трактовки истории, в част­ности, признавая вслед за Марксом и Чернышевским экономич. фактор в качестве «рычага» социального движения и рассматривая историч. процесс с т. зр. борьбы экономич. интересов различ. классов. «Реа­лизм» Т. имел четко выраженную «антиметафизиче­скую» направленность. Противопоставляя, вслед за Писаревым, свой «реализм» всякой философии, Т. считает, что «... философия не имеет ничего общего с положительною наукой», поскольку ставит «...нераз­решимые задачи, блуждая в неведомом мире „причин и сущностей", недоступных человеческому понима­нию...» (там же, т. 5, 1935, с. 173—74). Будучи в его понимании синонимом идеологии, философия, по Т., всегда есть обоснование политич. конформизма, всегда — апология существующего порядка вещей. Напротив, «реализм» по своему определению кри-


тичен и революционен; связывая будущее с настоя­щим, сущее с должным, он указывает пути преоб­разования мира. Т. одним из первых в России выступил против неокантианской и махистской реви­зии материализма.

Социально-политич. реальность, по Т., есть дина­мический результат приложения воли к совокупности обстоятельств. Поэтому «исходить из реальности» означает не приспосабливаться к ней, а, напротив, учи­тывать возможности, возникающие из сознат. вмеша­тельства в нее. Качеств, особенность историч. дейст­вительности состоит в том, что она не существует вне и помимо деятельности людей; личность выступает здесь как существ, момент процесса. Историч. детер­минизм, по Т., включает в себя значит, «степень сво­боды»; пределы возможного в истории настолько по­движны, что личности, активное меньшинство, могут вносить «... в процесс развития общественной жизни много такого, что не только не обуславливается, но подчас даже решительно противоречит как предшест­вующим историческим предпосылкам, так и данным условиям общественности» (там же, т. 3, с. 193). Созна­ние, воля и страсть людей творят действительность.

С позиций материалистич. антропологизма Т. под­верг критике Лавровскую (см. Лавров) теорию про­гресса, однако ему не удалось полностью преодолеть недостатки старого, пдеалистич. понимания истории. Освобождаясь от абстрактного противопоставления человека окружающему его миру, выступая против историч. фатализма, провиденциализма, критикуя «субъективный метод» в социологии,— Т. создает соб­ственную субъективную и волюнтаристскую схему историч. процесса, согласно к-рой источником про­гресса является воля отд. личностей. Отрицание к.-л. непреложных законов, жестко определяющих социаль­ные отношения, сплошь и рядом переходит у Т. в апо­логетику историч. случайности. Ни в одной из своих работ Т. не поднимается до осмысления историч. необходимости как той реальной предпосылки, в к-рой уже заключены условия для проявления коллектив­ной (и индивид.) воли. Социологич. схема Т. подверга­лась критике со стороны Энгельса, а также Плеха­нова ц др. рус. марксистов.

В области эстетики и лит. критики Т. вслед за Чер­нышевским, Добролюбовым и Писаревым утверждает принципы реализма, высокой идейной остроты и обществ, значимости художеств, произведений.

Доктрина Т. имела трудную судьбу в истории рус. рев. движения. Не понятая и не принятая народнич. интеллигенцией конца 60-х—сер. 70-х гг., отрицав­шей «политическую революцию» во имя «социальной», она пробивает себе дорогу только в самом конце 70-х гг. в связи с переходом народовольцев к прямому наступлению на самодержавие. Разгром «Народной воли» и наступившая в связи с этим эпоха политич. реакции означали по существу поражение ткачевской доктрины и одновременно — крах бланкистских тен­денций в русском освободит, движении.

С оч.: Избр. соч., т. 1—6, М., 1932—37; Избр. литератур-но-критич. статьи, М.— Л., [1928].

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 518—48; т. 22, с. 438—53; Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 5, с. 477; т. 10, с. 319; т. 16, с. 76; П л е х а н о в Г. В., Избр. филос. произв., т. 1, М., 1956, с. 51—370; К о з ь-мин Б. П., П. Н. Т. и рев. движение 1860-х гг., М., 1922; его же, П. Н. Т. и его роль в истории русской рев. мысли 60-х годов, «Вестник труда». 1922, № 2(17); его ж е, Ткачев и Лавров, в сб.: Воинствующий материалист, кн. 1, М., 1924; его ж е, П. Н. Т. и народничество, «Каторга и ссылка», 1926, кн. 22; его же, Вступит, статьи, в кн.: Ткачев П. Н., Избр. соч., т. 1, 5, М., 1932—35; его же, Вступит, статья, в сб.: Т к а ч е в П. Н., Избр. литературно-критич. статьи, М.— Л., [1928]; его ж е, К вопросу об от­ношении П. Н. Т. к марксизму, в кн.: Лит. наследство, т. 7—8, М., 1933; его же, Рус. секция I Интернационала, М., 1957; его же, Народничество на бурж.-демократич. этапе осво­бодит, движения в России, в кн.: Историч. записки, т. 65,


ТОГОЛОК МОЛДО—ТОЖДЕСТВЕННАЯ ИСТИННОСТЬ                                             237


[М], 1959; Батурин Н., О наследстве «рус. якобинцев». «Пролетарская революция», 1924, N » 7(30); его же, Еще 6 цветах рус. якобинства, там же, 1925. № 8 (43); Ульман Г., К выходу в свет избранных соч. П. Н. Ткачева под ред. Б. П. Козьмина, «Проблемы марксизма», 1933, №7; Ре у-э л ь А., Русская экономич. мысль 60—70-х гг. 19 в. и марк­сизм, М., 1956, с. 148—63; Левин Ш. М., Обществ, дви­жение в России в 60—70-е годы 19 в., М., 1958; История фило­софии в СССР, т. 3, М., 1968, гл. 4.  И. Пантин. Москва.

ТОГОЛОК МОЛДО (Байымбет Абдурахманов) (I860—4 янв. 1942) — кирг. нар. певец, просветитель, демократ. В его творчестве содержатся материалистич. и атежстич. тенденции, антиклерик. и антифеод, мо­тивы. Выступал против идеализации кочевой жизни. Т. М. горячо встретил Окт. революцию, сражался против басмачей. Революц. и патриотич. поэзия Т. М. занимает видное место в развитии кирг. сов. лит-ры.

Соч.: Чыгырмалар, т. 1—2, Ф., 1954 — 55.

Лит.: Джакишев У., Тоголок Молдо, «Киргизстан», 1951, №11; Юдахин К. К., Избр. стихи, в кн.: Труды Ин-та языка, лит-ры и истории Кирг. филиала АН СССР, вып. 3, Ф., 1952, с. 219—22; Богданова М. И., О твор­честве кирг. нар. акына Т. М. второй пол. 19 — нач. 20 в., в сб.: Акад. В. А. Гордлевскому к его 70-летию, М., 1955.

ТОЖДЕСТВА ЗАКОН (лат. principium identita-tis) — 1) В традиц. формальной логике — один из осн. мышления законов наряду с достаточного основания принципом, принципом исключенного третьего и про­тиворечия законом. Т. з. не равнозначен понятию тож­дества. Традиц. формула Т. з. х=х (к-рой в логике ж в философии зачастую исчерпывалось понятие о тож­дестве) выражает лишь рефлексивность отношения тождества (вообще отношений типа равенства) и не­достаточна для характеристики понятия (предиката) тождества, любое нетривиальное употребление к-рого основано на принципе отождествления неразличимых, т. е. предполагает отождест­вление лишь относительно неразличимых объектов — неразличимых в рамках той или иной абстракции отождествления (в интервале абстракции отождествлен и я), что, напр., является ти­пичным для прикладных логико-матем. исчислений. Поэтому в приложениях логики Т. з. потерял свое некогда фундаментальное значение «принципа, вы­ражающего неизменность сущего» (к-рое, кстати, не­заслуженно ему приписывалось), уступив место тем или иным определениям предиката тождества (равен­ства), не имеющим ничего общего с «метафизическими основоположениями» формальной логики. Поскольку рефлексивность тождества указывает на и н д и в п-,д у а л и з а ц и ю, формулу х=х, входящую в аксио-матич. определение предиката тождества (а следова­тельно, и традиц. Т. з.), естественно рассматривать как логич. характеристику понятия «индивидуальное» (подробнее об этом см. в ст. Тождество). Абстракция ,х=х тавтология. И хотя она не зависит от выбора универсума рассуждения (см. Универсум), в интерпре­тации ей должна соответствовать определенная онто­логия — эта абстракция должна иметь объектив­ную значимость, если, конечно, полагать, что содержание наших абстракций (в качестве объекта абстрагирования) не зависит от абстрагирующей деятельности мышления, существует независимо от него.

2) В совр. формальной (математической) логике Т. з. паз. обычно формулу логики высказываний AziA , выражающую свойство рефлексивности импликации, и любой вариант подстановки в эту формулу. О Т. з. см. также ст. А = А, Равенство в логике и математике, Эквивалентность и лит. при этих статьях.

М. Новосёлов. Москва.

ТОЖДЕСТВА ПРОБЛЕМЫ, проблемы эк­вивалентности, проблемы идентич­ности, проблемы равенства слов (англ. word problems) — задачи нахождения общего метода (алгоритма), позволяющего для произвольной лары элементов к.-л. множества, в к-ром определено


отношение типа равенства (тождества, эквивалентно­сти), установить, равны ли эти элементы в смысле дан­ного отношения. Каждая Т. п. является, т. о., разре­шения проблемой для множества всех пар равных (эквивалентных) друг другу «слов» в нек-ром «алфа­вите». Напр., не содержащие кванторов и переменных формулы т. н. ограниченной арифметики (т. е. фор­мальной арифметич. системы, в число аксиом к-рой не входит принцип математической индукции или к.-л. равносильный ему постулат) можно понимать как слова, «буквами» к-рых являются цифровые знаки и символы арифметич. операций; алгоритм, дающий положительное решение Т. п. для выражений вида А = В, образованных из таких формул с помощью стоя­щего между ними знака равенства, состоит в последо­вательном выполнении алгоритмов арифметич. дей­ствий в каждом из выражений А ж В ж последующей проверке, являются ли получившиеся в результате слова А и В, уже не содержащие букв «+», «—», «•>> и « : », графически равными (т. е., попросту, сов­падают ли они по написанию). Решение Т. п. даже для большинства сравнительно «простых» (по способу их задания) классов слов представляет, как правило, значит, трудности. Для нек-рых частных классов алге-браич. систем (групп, полугрупп) удалось найти алго­ритмы, решающие (для них) Т. п. (М. Ден, В. Магнус, 1941, В. А. Тартаковскпй, 1949, и др.). Как и для лю­бой массовой проблемы, для Т. п. положительное реше­ние является в нек-ром смысле идеалом, к-рый, од­нако, достижим лишь в сравнительно редких случаях. Так, в 1947 А. А. Марков и амер. математик Э. Пост независимо друг от друга доказали алгоритмич. не­разрешимость общей Т. п. для полугрупп (ассоциа­тивных исчислений), поставленной еще в 1914. В 1950 Тьюринг установил неразрешимость Т. п. для т. н. полугрупп с сокращениями. Наконец, в 1952 П. С. Новиков доказал алгоритмич. неразрешимость Т. п. для групп, не поддававшуюся усилиям матема­тиков с 1912 [этот результат был затем передоказан амер. математиками У. Буном (1959), Г. Хигманом (1961) п Дж. Бриттоном (1963)]. Дальнейшие резуль­таты в этой области относятся к установлению иерар­хий, взаимной сводимости и степеней неразрешимости Т. п. для различных классов алгебраич. систем, а также к близким к Т. п. массовым проблемам логики, алгебры, теории алгоритмов и др. областей матема­тики. Продолжаются и поиски частных классов систем с разрешимой Т. п. Неразрешимость важнейших слу­чаев Т. п. свидетельствует о существенной нетри­виальности не только различных Т. п., но и вообще самого понятия «равенства» («тождества», «эквива­лентности», «конгруентности» и т. п.), в т. ч. и в случаях «равенства по определению» (см. Опреде­ление), и об относит, характере этого важнейшего понятия логики и математики, зависящего, вообще говоря, от принимаемых в каждом конкретном случае исходных допущений (см. также Абстракция отож­дествления, Принцип абстракции, Тождество).

Лит.: Новиков П. С, Об алгоритмической неразре­шимости проблемы тождества слов и теории групп, «Тр. Ма-тем. ин-та АН СССР», 1955, т. 44; Ад ян С. И., Неразреши­мость некоторых алгоритмических проблем теории групп, «Тр. Моск. матем. общества», 1957, т 6; Фридман А. А., Степени неразрешимости проблемы тождества для конечно-определенных групп, М., 1967; Rabin M. О., Recursive unsolvability of group theoretic problems, «Annals Mathematics»,

1958, v. 67, № I: Boone W., The word problem, там же,

1959, v. 70, № 2.                                Ю. Гастев. Москва.

ТОЖДЕСТВЕННАЯ ИСТИННОСТЬ — понятие совр. формальной (математической) логики (а именно, того ее направления, к-рое наз. классической л о г и к о й), являющееся в известном смысле экс-плнкатом (уточнением) таких традиц. филос. понятий, как понятие «необходимой (вечной) истины» у Гоббса, «истины во всех возможных мирах» у Лейбница, «ана-


238                                                                                 ТОЖДЕСТВО


литического суждения a priori» у Канта. Понятие Т. и. относят к логич. выражениям, содержащим перемен­ные,— к формулам (но не обязательно к формулам аксиоматически построенных — и интерпретирован­ных — исчислений; речь должна идти скорее о фор­мулах логики на уровне содержат, описания по типу алгебры логики). Тождественно истинные формулы, их называют еще общезначимым и, или у н и-в е р с а л ь н о общезначимыми, или у н и-в е р с а л ь н о верными,— это такие формулы, к-рые при подстановке на места неременных к.-л. (произвольных) постоянных (значений) из любого на­перед заданного (не пустого) универсума рассуждения (области предметов) всегда преобразуются в истинные высказывания, так что переменные в тождественно истинных формулах всегда мыслятся в интерпретации всеобщности (как бы связанные кванторами всеобщ­ности).

Очевидно, почему Т. и. в логике выражает традпц. филос. представление об aeternae veritates: говоря о «всех возможных мирах», философы имеют в виду любой логически возможный (мыслимый непротиворечивым образом) порядок вещей; значит, истинное «во всех возможных мирах» не должно зави­сеть от тех «фактических» истин, к к-рым мы привыкли. Если бы вдруг эти фактич. истины перестали быть исти­нами, т. е. если бы порядок вещей изменился так, что некоторые (или даже все) из наших, основанных на фактах, утверждений о мире (включая и те, к-рые мы сейчас называем законами природы) перестали бы быть таковыми, то тождественно истинные формулы логики остались бы инвариантны к такому «мировому беспо­рядку», они сохранили бы свою роль законов (истин­ных положений) и в измененном порядке вещей. При этом, правда, следует иметь в виду, что сама логика не должна подвергаться изменениям (не должна вклю­чаться в содержание понятия «изменение порядка вещей»), во всяком случае, смысл логич. констант не должен меняться. Эта оговорка и означает, по сущест­ву, что классич. логика принадлежит не только к дан­ному мировому порядку, но что ее законы (тождест­венно истинные формулы) являются логич. формой любого мирового порядка, если раз и навсегда при­нята классическая интерпретация логических кон­стант.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!