ТЙНДАЛЬ — ТИПОВ ТЕОРИЯ 233 1 страница
Соч. в кн.: D i е 1 s H., Poetarum philosophorum frag-menta, В., 1901; Mullach F. (ed.), Fragmenta philosopho-nim graecorum, v. 1,-P., 1875, p. 84—98.
Лит .: История философии, т. 1, М., 1910, с. 305, 306, 361; Ludvrieh A., Dc quibusdam T.Phil, fragmenta, Konigsberg, 1903; Voghera G., Timone die Fliunte e la poesia sillo-gralica, Padova, 1904; Nestle "W., Timon, в кн.: Paulys Bealencyclopadie der classisehen Altertumswissenschaft, Halbbd 12, Stuttg., 1937, S. 1301 — 03.
ТЙНДАЛЬ (Tindal), Мэтью (12 мая 1657—16 авг. 1733) — англ. философ-деист. Доктор права Кембриджского ун-та. Осн. произведение Т.— «Христианство так же старо как сотворение мира, или Евангелие — восстановление естеств. религии» («Christianity as old as the creation; or the Gospel, a republication of the religion of nature», v. 1, L., 1730) в течение трех лет выдержало четыре издания, вызвав резкую полемику со стороны теологов (Р. Бентли, У. Лоу, Дж. Ко-нибир, Дж. Батлер). Не становясь на позиции атеизма, Т. подверг в этой работе резкой критике т. н. положит, религии, понимая под ними все известные в истории вероучения, исключая христианство, относя их к области суеверий. «Естественная*религия», по Т., соответствующая истине и законам природы, предшествовала всем «положительным религиям». Она основывается на естеств. разуме, познающем природу вещей и нравств. обязанности человека, и не нуждается ни в каком откровении. Заслуга Христа состояла, по Т., в восстановлении естеств. религии. Однако и в христианстве сохранились ложные примеси, противоречащие естеств. религии; к ним Т. относил по существу всю христ. догматику и библейскую мифологию, сохраняя лишь нравств. учение, абстрактную веру в бога и в бессмертие души. Нравств. философия Т. свободна от аскетизма: мир создан для всеобщего счастья людей. Книга Т., названная современниками «библией деизма», оказала сильное влияние на развитие свободомыслия в Англии и (через посредство Вольтера и энциклопедистов) во Франции.
|
|
Б. Быхоеспий. Москва.
ТИПИЧЕСКОЕ, или типичное (от греч. тбяос, — образец),— нормальное, образцовое, наиболее вероятное для данной конкретной системы объективного мира; в этом смысле говорят о типичных для данной эпохи и нации людях, событиях, идеях, о типичном для к.-л. страны ландшафте и животном мире и т. п. Смысл термина «типичное» ясно выступает в суждении Ленина о том, «... бывают ли исторические законы, касающиеся революции и не знающие исключения?... Таких законов нет. Такие законы имеют в виду лишь типичное, то, что Маркс однажды назвал „идеальным" в смысле среднего, нормального, типичного...». В различных конкретных условиях по-разному решается вопрос, «...насколько типичен или вероятен мирный или насильственный переворот...» (Соч., т. 28, с. 218, 219). Т. о., Т. не имеет необходимости строгого закона, но и не представляет собой случайный, произвольный феномен, занимая как бы «среднее» место между необходимым (законом) и случайным. Так, при всех неизбежных исключениях можно определить осн. экономич., политнч., идео-логич. и т. п. типы людей, присущие к.-л. конкретному обществ, организму (напр., в «Развитии капитализма в России» Ленин охарактеризовал рус. «экономические типы» конца 19 в.). Категория Т. выступает в различных областях науч.-филос. мысли (особенно в социологии), но наиболее существ, роль она играет в эстетике.
|
|
В развитии теории иск-ва можно отчетливо проследить соответствующую тенденцию. Так, по Аристотелю, иск-во воссоздает «вероятное», возможное; теоретики классицизма выдвигают тезис об «образцовости» художеств, образов; эстетика Просвещения ставит на первый план идею «нормального», «естественного» как основы иск-ва; с т. зр. Гегеля, иск-во
творит образы «идеальных» (т. е. наиболее развивших свои возможности) явлений и т. д. В этой смене понятий отражаются этапы развития не только эстетики, но и самого иск-ва. Собственно понятие Т. становится определяющим в эстетике 19 в. (Белинский, Тэн,, Г. Брандес и др.), связанной с реалистич. иск-вом. Ф. Энгельс в 1888 определил художеств, реализм как «правдивость воспроизведения типических характеров в типических обстоятельствах».
|
|
В развитии сов. эстетики исследование понятия Т. занимало огромное, подчас центральное место. Однако во мн. работах начиная с 20-х гг. и до наст, времени неправильно отождествлялись социологич. и эстетич. подходы к проблеме Т., различные по существу, ибо иск-во ставит перед нами не понятия о типах людей, а образы типич. характеров, в к-рых воссоздается многосторонняя человеческая цельность. Ленин, говоря об особенностях художеств, произведения, в отличие, напр., от социологич. исследования, утверждал, что в нем «... весь гвоздь в индивидуальной обстановке, в анализе х а-рактеров и психики данных типов» (там же, т. 35, с. 141). Поэтому в литературоведении и эстетике-несостоятельно, напр., механически перенесенное из политэкономии и социологии понятие «тип помещика». Рус. лит-ра 19 в. воссоздавала не «типы помещиков», а многообразные типич. характеры, порожденные помещичьей Россией. Эта Россия могла — с равной степенью вероятности — порождать и характеры, подобные гоголевскому Манилову и щедринскому Голов-леву, и такие характеры, как тургеневский Лаврец-кий и толстовский Левин. С экономич. т. зр. (то есть. в аспекте классового типа), эти фигуры различаются не так уж значительно; между тем с эстетич. т. зр., в плане художеств, характера, различие между ними громадно. Так, если о Плюшкине можно сказать, что-это характер, в к-ром все человеческое вытеснено «помещичьим», то Везухов, напр., это характер человека, сумевшего так или иначе преодолеть в себе кре-постнич. свойства и ставшего своеобразным воплощением целой России.
|
|
Т. в иск-ве имеет прямое и непосредств. отношение-к художеств, идее, к специфич. познават. сущности иск-ва. В образах типич. индивидуальностей, созданных в произведении, в их взаимодействии, в их связи с обстоятельствами как раз и воплощается художеств, познание мира, раскрывается конкретное соотношение-личности и общества.
Лит.: Ревякин А. И., Проблема Т. в художеств, лит-ре, М., 1959 (имеется библ.); Кожинов В., Художеств, творчество как «мышление в образах», «Вопр. лит-ры», 1959, № 10; Гей Н. К., Типич. характер и проблема художественности, в кн.: Социалистич. реализм и классич. наследие, М., 1960; Бочаров С. Г., Характеры и обстоятельства, в кн.: Теория литературы, М., 1962; Besenbruch W., Zum Problem des Typischen in der Kunst, Weimar, 1956.
В. Кожинов. Москва.
ТИПОВ ТЕОРИЯ — система расширенного предикатов исчисления или аксиоматич. теории множеств, включающая переменные различных типов (сортов, ступеней, порядков). Различные системы Т. т. были предложены (впервые — Б. Расселом в 1908) в качестве одной из альтернативных формализации классич. (теоретико-множественной) математики и логики, в к-рой известные парадоксы (в частности, парадокс Рассела) «наивной» теории множеств преодолеваются посредством ограничений на выразительные (а н& дедуктивные, как, напр., в др. аксиоматич. системах) средства теории, т. е. пересматривается характерная для «наивного» подхода уверенность в том, что любая «грамматически правильная» фраза выражает нек-рое осмысл. условие (или — что равносильно — предъявляются более жесткие критерии «грамматич. правильности»). Осуществлению такого рода ограничений и служит упомянутое выше в дефиниции Т. т„
234
ТИПОВ ТЕОРИЯ—ТИТО
расслоение алфавита переменных на «типы», в результате к-рого множества (классы) и их элементы (вообще — термины) следует рассматривать только в рамках определ. иерархии с условием, что тип элемента множества должен быть (на единицу) меньше типа самого множества, причем вместо переменной любого типа разрешается подставлять термы лишь того же типа. В такой системе известные парадоксы не возникают, хотя ею и не исключается возможность непредикативных определений со всеми вытекающими отсюда последствиями. [Парадокс Рассела в Т. т. не может быть сформулирован из-за ограничения на правило подстановки терминов и требования, согласно к-рому в любой (правильно построенной) (под) формуле Т. т. вида xi £ у j было бы £</.]
Известны и др. формулировки Т. т. (напр., «кумулятивные» и «расслаивающиеся» системы), но эти различия формулировок носят не принципиальный, а скорее технич. характер. Более существ, различия связаны со структурой и мощностью самой иерархии типов: наряду с системами, типы переменных к-рых пробегают лишь натуральный ряд чисел, рассматриваются и более сильные системы с трансфинитными иерархиями типов (о трансфинитных числах см. Теория множеств). Представляют значит, интерес и частичные (под)системы Т. т. с конечными иерархиями типов; так, для формализации существ, фрагментов матем. анализа оказывается достаточной Т. т. второй ступени (исчисление предикатов второго порядка); правда, если требовать, чтобы содержательные теоремы анализа формулировались непременно на предметном языке теории (а не только на ее метаязыке), то может понадобиться повышение типа системы на 1—2 порядка.
Наряду с описанными выше системами т. н. п р о-с т о й Т. т. Рассел и Уайтхед в «Principia mathema-tica» (v. 1—3, Camb.—L.— Edin., 1910 — 13) ввели также разветвленную Т. т., в к-рой объекты внутри каждого типа делятся еще на уровни (слои): нек-рая исходная область индивидов составляет нулевой уровень, а объекты, определяемые в терминах объектов не выше (г—1)-го уровня, составляют t-й уровень. Разветвленная Т. т. позволяет рассматривать объекты со сколь угодно сложной схемой (предикативного) определения, но исключает непредикативные определения (и тем самым возможность парадоксов семантических). Однако она не дает возможности рассматривать все объекты любого данного типа (напр., действительные числа) в качестве единого множества, так что многие из важнейших теорем матем. анализа либо не доказуемы (а иногда даже не формулируемы) в рамках такой теории, либо чрезмерно усложняются. С целью преодоления этого недостатка разветвленной Т. т. Рассел и Уайтхед постулировали в ней т.н. аксиом ы сводимости, согласно к-рым для каждой совокупности объектов произвольного уровня имеется равнообъемная ей совокупность наинизшего (из совместимых с уровнем исходных объектов) уровня. Введение аксиом сводимости, при всей привлекательности п простоте получающихся вариантов теории, вызвало критику концепции Рассела и Уайтхеда; большая часть оппонентов усматривала в них онтологические — и притом очень мало правдоподобные и трудно обосновываемые — допущения, противоречащие ло-гицистич. тезису о сводимости математики к логике (см. Логицизм); но даже те, кто согласен был считать аксиомы сводимости аналитическими утверждениями, как правило, оспаривали законность их введения ввиду крайней их неконструктивности (неэффективности нахождения постулируемых в них совокупностей). Правда, независимо от критики, идеи, заложенные в разветвленной Т. т., оказались весьма плодо-
творными в применении к др. проблемам математики и логики; в частности, они оказали определ. влияние на работы А. Тарского, посвященные понятию истинности в формализованных языках, на теорию семантических категорий С. Лесь- невского и др.
Существ, вкладом в развитие теоретико-типовой концепции явились системы логики и теории множеств, разработанные Куайном (1937, 1940, 1951), представляющие собой, в известном смысле, «гибрид» Т. т. с аксиоматич. теорией множеств Э. Цермело. В их основе лежит понятие стратификации логич. (теоретико-множественных) формул: формула наз. стратифицированной, если входящим в нее термам можно присвоить индексы, удовлетворяющие обычным теоретико-типовым ограничениям (такова, напр., формула х£у & y £ z , допускающая расстановку индексов xlt y 2 , z3; формула же х£у & у£х, к-рую нельзя таким путем преобразовать в формулу Т. т., не стратифицирована). В аксиомах свертывания в системах Куайна и им подобных допускаются лить стратифицированные формулы; это позволяет, не связываясь с громоздкой индексной техникой Т. т., добиться (в основном) тех же целей, к-рые преследовались введением индексов (типов).
Дальнейшим воплощением идей и методов, использованных создателями Т. т., явились (трапсфинит-ные) иерархии систем, предложенные П. Лоренценом, Хао Ваном, К. Шютте, а также системы Т. т. с трансфинитными типами (и трансфинитными типовыми переменными) М. Лаббе, П. Андруса и др. Внимание к такого рода системам пе ослабевает и в настоящее время, причем исходным пунктом всех этих рассмотрений, в т. ч. и посвященным др. формам логистич. систем (напр., исчислениям многозначной логики, секвенций исчислению и др.), все время остается классическая Т. т. Рассела.
Лит.: Гильберт Д., Аккерман В., Основы
теоретической логики, пер. с нем., К., 1947, гл. 4 и прилож. 1;
Ван Хао и Мак-Нотон Р., Аксиоматические
системы теории множеств, пер. с франц., М., 1963, гл. 1—2,
5—6; Френкель А., Бар-Хил дел И., Основания
теории множеств, лер. с англ., М., 1966, гл. 1,3 (имеется об
ширная библ.); Whitehead A. N., Russell В.,
Principia Mathematica, 2 ed., v. 1—3, Camb.. 1925—27; О u i-
ne W. V. O., New foundations tor mathematical logic,
«Amer. Math. Monthly», 1937, v. 44, p. 70—80; его же,
Mathematical logis, N. Y., 1962; R a m s e у F. P., The founda
tions of mathematics and other logical essays, Paterson (N. Y.),
1960; Andrews P., A transfinite type theory with type va
riables, Amst., 1965. ю . Гастев. Москва.
ТЙТО (Broz-Tito), Иосии В р о з (р. 25 мая 1892) — деятель югославского и междунар. коммунистич. движения. Президент СФРЮ. Председатель Союза коммунистов Югославии (СКЮ). Род. в семье крестьянина в с. Кумровац (Хорватия). После окончания нач. школы и ремесл. училища стал рабочим-металлистом. В 1910 вступил в с.-д. партию. Участвовал в первой мировой войне в рядах австро-венг. армии. В 1915 был ранен, попал в плен и находился в России. В 1917 участвовал в июльской демонстрации в Петрограде. Вернувшись на родину, в 1920 вступил в Коммунистическую партию Югославии (с 1952—СКЮ). С 1928 — секретарь гор. комитета КПЮ в Загребе. В том же году был арестован за подпольную коммунистическую деятельность и приговорен к пяти годам каторги. Выйдя в 1934 из тюрьмы, Т. возобновляет нелег. партийную деятельность. С 1934 Т. — член Политбюро
ТИТЧЕНЕР—ТКАЧЁВ
235
ЦК КПЮ. Работал в аппарате Коминтерна, был членом делегации КПЮ на VII конгрессе Коминтерна. В 1937 стал генеральным секретарем ЦК КПЮ. Во время освободит, борьбы югослав, народа 1941—45 Т. — верховный главнокомандующий Народно-осво-бодпт. армией и партизанскими отрядами Югославии. С 1943 — председатель Нац. комитета освобождения Югославии, маршал Югославии. В 1945 Т. назначен председателем Совета Министров, министром обороны и верховным главнокомандующим югослав. вооруж. силами. С 1953 — президент Федеративной Народной Республики Югославии (с 1963—СФРЮ).
В своих статьях и выступлениях Т. неоднократно подчеркивал влияние Великой Окт. социалистич. революции на весь ход мирового рев. процесса, в т. ч. и в Югославии. Он отмечал, что «... если бы не было Октябрьской социалистической революции, если бы не было Советского Союза, который в ходе Великой Отечественной войны вынес на своих плечах главную тяжесть в борьбе против фашистских орд, не было бы п победы революции в Югославии, не проргзошло бы социалистических преобразований во многих других странах Европы» («Октябрьская революция и народы Югославии», см. «Правда», 1967, 6 окт., с. 5).
«Концепция КПЮ о строительстве и развитии Югославии как социалистической страны,— говорил Т. на IX съезде СКЮ,— находилась на первых порах под влиянием советской теории и практики...». «В 1950 г. начался процесс становления рабочего и общественного самоуправления, в результате чего Югославия пошла по новым путям в развитии демократических и гуманных социалистических общественных отношений».
В своих работах Т. развивает «новую концепцию строительства социалистических общественных отношений» в Югославии. «Система общественного самоуправления и непосредственной социалистической демократии,— говорил Т. на VIII съезде СКЮ,— стала основой всего нашего развития, главной формой управления хозяйственными и общественными делами».
Говоря о роли гос-ва в социалистич. стр-ве, Т. заявляет в докладе на IX съезде СКЮ, что «процесс отмирания государства нельзя откладывать на будущее, начало ему должно быть положено уже сейчас», «государственную собственность нужно превратить в общественную под управлением непосредственных производителей». «Наряду с децентрализацией управления, вернее с уменьшением хозяйственных функций государственного аппарата,— отмечал Т. на V съезде Социалистич. союза трудового народа Югославии,— наши хозяйственные мероприятия все больше теряли административный и постепенно приобретали эконо-мическо-регулятивный характер; мы отменили систему государственных планов и перешли к новой системе общественных планов, которыми определяются только основные пропорции». На IX съезде Т. заявил: «Мы добиваемся такого планирования, которое должно исходить из планов трудовых организаций п их ассоциаций при опоре на четкую, совместно намеченную и согласованную общую политику экономического и общественного развития».
Характеризуя роль партии в социалистич. стр-ве, Т. отмечает, что «партия должна дистанцироваться от государственного аппарата» и «преобразоваться из классической партии в ведущую идейно-политическую организацию нового типа».
Во внешнеполитич. плане Т. обосновывает внебло-ковую политику, политику неприсоединения.
Соч.: [Дела], кн>. 1—17, Београд, 1947—66.
В. Ктиторов, Москва.
ТИТЧЕНЕР (Titchener), Эдуард Брэдфорд (11 янв. 1867—3 авг. 1927) — амер. психолог, автор концепции структурной психологии, один из гл. пред-
ставителей интроспекционизма. Род. в Англии, однако формировался как психолог в Германии под влиянием Вундта. В 1892 —1927 —проф. Корнелл-ского ун-та, где им был создан крупнейший в США центр экспериментальной психологии. Объектом психологии как науки для Т. является сознание, предпосылкой чего служит тождество между психологическим и сознательным. Т. начинает с выявления элементов, имманентных сознанию. В отличие от современной ему функциональной школы, учения Штумпфа и др., Т. утверждает, что в сознании имеются постоянные элементы, к-рые образуют основу первично-психического. Задачей же изучения Т. считает выявление первичных элементов сознания и законов образования на их основе пспхич. структур. Методом психологии в связи с этим служит интроспекция, к-рую Т. отличает от обычного самонаблюдения, поскольку из него исключается все, входящее в сознание извне: относящееся как к фпзич. природе стимула, так и к категории значения. В отличие от вюрцбургской школы психологии, Т. отказывался включить мышление в число первичных единиц сознания (поскольку иначе требовалось бы вводить понятие бес-содержат. мысли), выводя содержание, «значение» из взаимоотношения между частями сенсорного опыта, прп к-ром одна из них принимает на себя в отношении к другой «знаковую функцию», что сближало Т. с Махом и Авенариусом. Т.— автор переведенных на мн. языки руководств по общей экспериментальной психологии, долго считавшихся образцовыми.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!