ТЙНДАЛЬ — ТИПОВ ТЕОРИЯ 233 4 страница
Лит.: Ж е г а л к и н И. И., Арифметизация символической логики, «Матем. сб.», 1929, т. 3(3, вып. 3—4; Янов-
ТОЙНБИ—ТОКТОГУЛ САТЫЛГАНОВ
241
окая С. А., О так называемых «определениях через абст
ракцию», в кн.: Сб. статей по философии математики, М.,
1936; Лазарев Ф. В., Восхождение от абстрактного к
конкретному, в кн.: Сб. работ аспирантов и студентов
философского факультета МГУ, М., 1962; В ей ль Г.,
Дополнения, в сб.: Прикладная комбинаторная математика,
пер. с_англ., М., 1968. М. Новосёлов. Москва.
ТОИНВИ (Toynbee), Арнолд Джозеф (р. 14 апр. 1889) — англ. историк и социолог, оказавший большое влияние на социальную философию и обществ, сознание капиталистич. Запада. В 1919—24 — проф. Лондонского ун-та, в 1925—55 — Лондонской школы экономия, наук. В течение мн. лет сотрудничал в учреждениях министерства иностр. дел; в годы 1-й и 2-й мировых войн был экспертом по междунар. отношениям, участвовал в мирных конференциях. В 1925—55 — один из руководителей Королевского ин-та междунар. отношений; составлял (совместно с В. М. Баултером) ежегодные обзоры политич. событий в мире («A survey of international affairs», L., 1925—65).
Т. испытал влияние Шпенглера, Бергсона, а также христианских теологич. концепций истории. Первые его работы посвящены анализу междунар. отношений и внешней политике Англии. Всемирную известность ему принесло «Исследование истории» («A study of history», v. 1—12, L., 1934—61), в к-ром он стремился переосмыслить все общественно-историч. развитие человечества в духе круговорота локальных цивилизаций. Согласно концепции Т., не существует единой истории человечества, а есть лишь история отдельных своеобразных и замкнутых цивилизаций (в перво-нач. варианте он их насчитывал 21, затем сократил до 13, не считая второстепенных и недоразвитых). Исходя из того, что эпоха цивилизаций занимает всего 2% времени существования на Земле человека, Т. считает их все эквивалентными по своим ценностям и современными друг другу. Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения (genesis), роста (growth), надлома (breakdown) и разложения (desintegration), после чего гибнет, уступая место другой. Считая социальные процессы, последовательно происходящие в этих цивилизациях, аналогичными, Т. пытается вывести на этом основании нек-рые «эмпирич. законы» обществ, развития, позволяющие предвидеть гл. события и в совр. мире. До наст, времени, по Т., сохранилось лишь пять оси. цивилизаций — китайская, индийская, исламская, русская и западная. Движущей силой развития цивилизаций, по мнению Т., является «творческое меньшинство», носитель мистич. «жизненного порыва», к-рое, удачно отвечая на различные историч. «вызовы», увлекает за собой «инертное большинство». Своеобразие этих «вызовов» и «ответов» определяет специфику каждой цивилизации, иерархию ее социальных ценностей и филос. концепции смысла жизни. Оказавшись однажды неспособной решить очередную социально-исто-рич. проблему, «творч. элита» превращается тем самым в господствующее меньшинство, навязывающее свою власть силой, а не авторитетом; отчужденная же масса населения становится «внутр. пролетариатом», к-рый совместно с «варварской периферией», или «внешним пролетариатом», в конечном счете разрушает данную цивилизацию, если она прежде не гибнет от военного поражения либо естественных катастроф.
|
|
|
|
На протяжении трех десятилетий, в ходе создания «Исследования истории» Т. неоднократно пересматривал детали своей концепции: греко-римская «модель цивилизации», под к-рую первоначально подгонялась история других народов, была им дополнена двумя другими альтернативами в развитии цивилизаций; больший акцент был сделан на локальном своеобразии цивилизаций и их история, преемственности; фатальные закономерности уступили место взаимодей-
ствию различных тенденций, так что вся схема обществ, развития приобрела более индетерминистский характер ради обоснования способности «зап. цивилизации» к дальнейшему развитию. Стремясь ввести в свою концепцию историч. круговорота цивилизаций элементы поступат. развития, Т. усматривает прогресс человечества в духовном совершенствовании, в ре лиг. эволюции от примитивных анимистич. верований через универсальные религии к единой синкре-тич. религии будущего. В соответствии с этим все цивилизации он ныне распределяет по трем поколениям, причем «универсальное гос-во» каждой предыдущей цивилизации порождает одновременно и «универсальную церковь», к-рая становится, в свою очередь, зародышем, «куколкой» для последующей цивилиза-цпи, вплоть до торжества всемирной религии общечеловеческого братства.
|
|
Концепция Т. является идеалистич. ответом на механистич. доктрину линейного прогресса общества, на плоский позитивистский эволюционизм; она содержит также своеобразную альтернативу «европоцентризму». Концепция цивилизаций Т. обращает внимание на своеобразие прохождения отд. народами различных стадий в поступат. развитии общества, хотя и абсолютизирует его.
В последних работах Т. значительно эволюционировал в своих политич. взглядах; его в прошлом апо-логетнч. позиция по отношению к США сменилась критической; он все больше обращается к совр. социальным и экономия, проблемам капиталистич. Запада; по его мнению, выход из глубоких внутр. противоречий капиталистич. системы и конфликта между Западом и «третьим миром» лежит на пути духовного обновления, отказа от меркантилистской философии и абсолютизации материальных ценностей. Т. выступает против ультрареакц. кругов на Западе, сочувственно относится к нац.-освободит, движению, выступает за мирное сосуществование и взаимопонимание между Западом и социалистическими странами.
|
|
С оч.: Nationality and the war, L., 1915; The new Europe, L., 1915; The Western question in Greece and Turkey, L., 1922; The world alter the peace conference, L., 1925; A journey to China, I,., 1931; Civilization on trial, N.Y., 1948; War and civilization, N.Y., 1950; The world and the West, L., 1953; An historian's approach to religion, L., 1956; A study of history. Abridgement by D. Somervell, v. 1—2, L.. 1946—57; East to West, L., 1958; Christianity among the religions of the world, L., 1958; Hellenism. The history of a civilization, L., 1959; Between Oxus and Jumna, L., 1961; America and the world revolution. N. Y., 1962; The present-day experiment in Western civilization. L., 1962; Change and habit, L., 1966; Experiences, L,—[a. o.], 1969.
Лит.: Косм и некий Е. А., Историософия А. Т., «Вопр. истории», 1957, № 1; Кон И. С, Филос. идеализм и кризис бурж. историч. мысли, М., 1959; Араб-Оглы Э. А., Концепция историч. круговорота, в кн.: Историч. материализм и социальная философия совр. буржуазии, под ред. Ю. П. Францева, М., 1960; М а р к а р я н Э. С, О концепции локальных цивилизаций, Ер., 1962; Семенов Ю. Н., Обществ, прогресс и социальная философия совр. буржуазии, М., 1965, гл. 1; Чесноков Г. Д., «Проблема цивилизации» в философии истории А. Т., «ВФ», 1966, № 10; Р а ш-ковский Е. В., Структура и истоки философско-историч. концепции А. Д. Т., там же, 1969, № 5; Zahn E., Toynbee und das Problem der Geschichte, Koln, 1954; A n d e r 1 e O. F., Das universalhistorische System A. J. Toynbees, Fr./M., 1955; Toynbee and history, ed. by M. E. A. Montagu, Boston, 1956; Samuel M., The professor and the fossil. Some observations on A. J. Toynbee's «A study of history», N.Y., 1956; «Diogene», 1956, Л» 3 (спец. номер, посвященный Т.); G e у 1 P., Debates with historians, N.Y., 1958; L'histoire et ses interpretations. Entretiens autour d'A. Toynbee. Sous la direction de R. Aron, P., 1961; Critiques of A. J. Toynbee's work, в кн.: Toynbee A. J., A study of history, v. 12, L.. 1961, p 680—90; Popper M., A bibliography of the works in English of A. Toynbee. 1910—1954, L.—N.Y., 1955.
Э. Араб-оглы. Москва.
ТОКТОГУЛ САТЫЛГАНОВ (25 нояб. 1864—4 апр. 1933) — кирг. акын и мыслитель. На формирование мировоззрения Т. С. оказали влияние рус. политзаключенные-революционеры, с к-рыми он сблизился в
ТОЛАНД—ТОЛМЕН
сибирской ссылке в 1898—1910. Творчество Т. С. проникнуто антифеод., демократия, идеями. В годы Сов. власти агитац.-пропагандистские произв. Т. С. приобрели широкую популярность в Киргизии. В филос. плане Т. С.— наивный материалист; первоосновой мира он считал «текучую воду», к-рая в качестве «жизненной силы» проникает все живое.
С о ч.: Чыгармаларынын эки томдук жыйнагы, т. 1—2, Ф., 1968; в рус. пер.: Избр. произв., Ф., 1950; Избр. произв., Ф., 1954; Избранное, [Стихи], М., 1958.
Лит.: Чукубаев А., Токтогул, Ф., 1958; Богданова М. И., Токтогул Сатылганов, М., 1959; Амана-лиев Б., Социально-политич. и филос. идеи Токтогула и Тоголока Молдо, Ф., 19 63.
ТОЛАНД (Toland), Джон (30 нояб. 1670—11 марта 1722) — англ. философ-материалист. Образование получил в ун-тах Глазго, Эдинбурга и Лейдена. Деятельность Т. развернулась в период классового компромисса 1688 и политич. реакции. В соч. «Племя левитов» («Tribe of Levi», L., 1691) и «Христианство без тайн» («Christianity not mysterious», L., 1696) Т. критиковал религию и духовенство. По постановлению прл. парламента вторая книга была сожжена, а автор приговорен к тюремному заключению, но бежал. Республиканец по политич. убеждениям, Т. издал сочинения республиканцев Дж. Мильтона (1699) и Гаррингтона (1700). В осн. филос. соч. «Письма к Серене» («Letters to Serena», L., 1704), в «Пантеис-тиконе» («Pantheisticon», Cosmopoli, 1720) и др. работах Т. развивал материализм и приблизился к атеизму, оставаясь в целом в рамках деизма. В своих антиклерик. и антирелиг. выступлениях Т. критиковал религ. нетерпимость, отвергал идею бессмертия души, загробного воздаяния. Основой происхождения религ. воззрений Т. считал ложные представления о душе как самостоят, нематериальном начале. Т. подчеркивал политич. значение религии как средства власть имущих держать «... в вечном рабстве своих подданных...» (Избр. соч., М.—Л., 1927, с. 64).
Материализм Т. примыкал к учению Спинозы. «... Во вселенной,— писал он,— существует только одна материя» (там же, с. 100). Она вечна, никем не сотворена, управляется объективными законами; состоит из элементарных частиц: «от их сложения, разъединения... происходят все вещи». Пустоты не существует. Вселенная едина и бесконечна и состоит из множества миров, представляет собой систему вихрей или водоворотов материи. В теории познания Т. сенсуалист, последователь Локка (последний, однако, отмежевывался от Т.).
Значение Т. в развитии материализма состояло в том, что он, признавая движение атрибутом материи, начал преодолевать ограниченность метафизич. понимания движения. Т. критиковал Спинозу за идею неподвижности и неизменности субстанции. «Как понять,— спрашивал Т.,— что материя есть ... субстанция, если она не одарена способностью действовать?» (там же, с. 98); «... материя по необходимости столь же действенна, как и протяженна...» (там же, с. 93). Без движения материя лишена всяких качеств. От движения зависят формы всех телесных существ, их рождение, развитие и гибель (см. там же, с. 98). При этом Т. не сводил все формы движения к механической, понимая его более широко,— как всеобщую внутр. активность материи. Внутр. активность является источником и механич. движения как пространств, перемещения, к-рое есть лишь частный слу-
чай движения. «...Необходимо проводить различие между внутренней энергией, самодвижением или существенной активностью всякой материи... и темп пространственными движениями или перемещениями, которые представляют собою лишь различные модификации существенной активности» (там же, с. 110). Здесь Т. подходил к проблеме самодвижения материи. Т. отвергал ньютоновскую теорию абс. пространства как вместилища материи: «...бесконечная материя и есть реальное пространство и вместилище...» (там же, с. 123, ср. с. 104). Учение Т. было лишено идеи развития. В процессе движения, согласно Т., ничего нового не возникает, движение во Вселенной — это круговорот.
Исходя из понимания внутр. активности материи, Т. критиковал идеи духовной субстанции и нематериальной души. Одновременно он подверг критике учение Спинозы о мышлении как атрибуте материи: «...мышление не может осуществляться иначе, как деятельностью мозга ... Мы ... не наблюдаем признаков мысли ни в чем, что лишено мозга...» (там же, с. 83). Материализм Т. и критика им религии оказали большое влияние не только в Англии, но и во Франции — на франц. материалистов 18 в., а также на Радищева и др. передовых философов 18 в.
Соч.: «Письма к Серене» («Letters to Serena») одно из наиболее важных соч. Т., вышло в 1704 в Лондоне. Пер. на франц. чз. выполнен Гольбахом и издан Нежоном под назв. «Lettres pliilosophiques sur Porigine des prejuges», L., 1768; на нем.: В., 1959, вводная статья Э. Прахта; на словацк.: Bratislava, 1964, нредисл. Т. Мюнца; рус. пер. И. Б. Румера с предисл. А. Деборина, в «Избр. соч.», М.— Л., 1927; The miscellaneous works, v. 1—2, L., 17'<7.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2,
с. 138—48; т. 22, с. 299—301, 310—11; их же, Избр. пись
ма, М., 1948, с. 429—30; Л анге Ф., История материализ
ма и критика его значения в настоящее время, пер. с нем.,
т. 1, СПБ, 1881 (по имен, указат.); Тымя некий Г. С,
Д. Толаид, «ПЗМ», 1924, № 10—11; Щеглов А., Матери
ализм Д. Т., там же, 1938, № 10; История философии, т. 2,
М., 1941, с. 238—44; Салимова К. И., Материализм
Д. Т., «ВФ», 1956, №1; Деборин А. М., Социально-
политические учения нового и новейшего времени, т. 1, М.,
1958, с. 210—18; В е г t h о 1 d G., J. Toland und der Monismus
der Gegenwart, Hdlb., 1876; Lantoine A., J. Toland.
1670—1722, P., 1927; Seeber A., J. Toland als politischer
Schrittsteller, Freiburg—В., 1933 (Diss.); Muff M., Leib-
nizens Kritik der Religionsphilosophie von J. Toland, [Z.],
1940; Heinemann F. H., Toland and Leibniz, «The
Philos. Review», 1945, v. 54, J* 5, p. 437 — 57; J. Toland and
the age of reason, «Archiv Philos.», 1950, № 4/1, p. 35—66;
Crocker L. G., J. Toland et lc materialisme de Diderot,
«Rev. d'histoire litteraire de la France», 1953, an. 53, № 3,
p. 289—95. Ю. В. Семенов. Саратов.
ТОЛМЕН (Tolman), Эдуард Чейс (14 аир. 1886 — 19 ноября 1959) — амер. психолог. Окончил Масса-чусетский технологич. ин-т п аспирантуру по психологии и философии при Гарвардском ун-те; с 1918— проф. Ун-та Беркли (Калифорния). Концепция Т. сформулирована в его осн. соч. «Целевое поведение у животных и человека» («Purposive behavior in animals and men», N. Y. — L., 1932).
Т.— представитель т. н. необихевиоризма, являющегося попыткой обновить обнаружившую несостоятельность психологич. бихевиористскую доктрину. Взамен схемы класенч. бихевиоризма, сводящего психику к сумме простейших элементов типа «стимул — реакция», Т. вводит ряд положений др. психологич. школ, к-рые в свою очередь трактуются им с позиций методологии операционализма. У гешталътпеихологии он заимствует идею целостности (по терминологии Т., «молярности») поведения; из динамической психологии Т. берет такие термины, как стремление, намерение, желание и др., к-рые, однако, лишаются их собств. содержания, поскольку психич. явления рассматриваются им в бихевиористском духе как нечто вторичное, производное от актов поведения, как «зависимые переменные», т. е. опосредствующие звенья между стимулом и реакцией. С т. зр. Т., психич. функции изначально подчинены целевой установке —
ТОЛСТОВСТВО — ТОЛСТОЙ
243
служат адаптации организма к среде. На основе учения о заданности целевой установки и ее первичности по отношению к поведению и внутренним аспектам психики Т. приходит к ликвидации качественных различий между разными уровнями деятельности.
Работы Т. оказали значит, влияние на совр. амер. психологию; в 1958 они были отмечены спец. премией Амер. психологич. ассоциации. Библиография работ Т. содержит около 200 названий (см. «American Psychologist», 1958, v. 13, № 4).
Соч.: Collected papers in psychology, Berk.—Los Ang., 1951.
Лит.: Рубинштейн С. Л., Необихевиоризм Тол-мена (бихевиоризм и интроспекция), в его кн: Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Совр. психология в капиталистич. странах, М., 1963; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966.
Д. Лялипов, М. Роговин. Москва. ТОЛСТОВСТВО — религ.-утопич. направление в обществ, мысли и обществ, движении России конца 19 — нач. 20 вв., сложившееся на основе учения Л. Толстого. Последователи Т. проповедовали «всеобщую любовь», непротивление злу насилием, религ.-нравств. совершенствование как средство преобразования общества, организовывали производственные земледельч. общины, призывали к отказу от платежа податей и несения военной службы. Церковь и власти преследовали толстовцев, ссылали их в Сибирь и Закавказье. Идеология Т., в частности проповедь квиетизма и непротивленчества, была подвергнута резкой критике Лениным (см. Ленин о Л. Н. Толстом, М., 1969), а также С. Г. Шаумяном (см. Избр. произв., т. 1, 1957, с. 287—303 и 321—28).
ТОЛСТОЙ, Лев Николаевич (28 авг. 1828—7 нояб. 1910) — рус писатель и философ. Большую часть жизни провел в своем поместье Ясная Поляна. В 1844—47 учился в Казанском ун-те. В 1851—54 служил в армии на Кавказе, в 1854—55 участвовал в обороне Севастополя. В 1859 организовал в Ясной Поляне собственную школу, был в ней учителем, издавал педаго-гич. журн. «Ясная Поляна» (1862—63). Некоторое время занимался с. х-вом. С конца 70-х гг. усиливаются социальные и религпозно-фи-лос. искания Т. («Исповедь», 1882). Приняв участие в переписи московского населения (1882), Т. столкнулся с миром гор. бедноты («Так что же нам делать?», 1882—86). В религ.-этич. трактатах 80-х гг. («Критика догматического богословия», «В чем моя вера?», «Царство божие внутри вас» и др.) Т. подверг критике богословие православной церкви, дал свой соединенный перевод четырех евангелий и развил собственное понимание христианства. Отрицая революцию как метод решения социальных вопросов, Т. после 1905 выступил против террора правительств, реакции («Не могу молчать», 1908, и др.).
Интерес к филос. вопросам был присущ Т. на всем протяжении его творчества. В рассказах и повестях Т. 50-х гг., в романах его зрелой поры («Война и мир», 1865—66; «Анна Каренина», 1875—77) были поставлены вопросы философии истории, отношения «частной» и «общей» жизни людей, личной свободы и причинной обусловленности поведения человека. Героям, воплощающим идеалы отвлеченной доктрины любви ко всем людям, идеалы самопожертвования и самоотречения (княжна Марья Болконская, Соня), противопоставляются герои-«эготисты», для которых
личное благо и наслаждение — закон их действия. Диалектика борьбы этих принципов, оставшаяся не решенной в «Казаках» (1863), завершается в «Войне и мире» апофеозом семьи и крушением эготизма как в его низменных формах (Элен и Анатоль Курагины), так и в возвышенной (Андрей Болконский). В «Анне Карениной» и «Исповеди» апология семьи уже ставится под сомнение; на фоне семейного счастья Левина появляются предвестия трагич. обострения противоречий его мировоззрения.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!