ТЙНДАЛЬ — ТИПОВ ТЕОРИЯ 233 6 страница
В связи с возникновением в 1955—59 т. н. нового ревизионизма (теория стихийности, затухания классовой борьбы, ревизия филос. основ марксизма-ленинизма) Т. подверг острой критике его антимарксистскую, метафизич. интерпретацию идеи диктатуры пролетариата, парламентской демократии, показал несостоятельность попыток ревизионистов противопоставить ленинизму труды Грамши. Наряду с практич. борьбой против ревизионизма Т. дал глубокий анализ тео-ретич. и социальных корней догматизма и волюнтаризма теперешнего руководства Коммунистич. партии Китая.
Много работ и выступлений Т. посвящено диалектике национальной и интернац. сторон коммунистич. движения, задачам борьбы ИКП за творческое развитие марксизма; одним из действенных путей к этому, писал Т., являются теоретич. дискуссии, к к-рым необходимо привлекать широкие круги передовой интеллигенции. Учитывая огромную роль интеллигенции в обществ, жизни страны, Т. еще в первые после-воен. годы неоднократно обращался к ней с призывами совместно с ИКП бороться за создание новой, подлинно демократия, культуры, свободной от наслоения фашистской идеологии, от влияния «средневекового клерикализма» и от подражания североамер. образцам (см. II VII Congresso di P.С.I., Roma, 1951, p.18—20). Под руководством Т. редакция журн. «Rinascita» организовала и провела в канун X съезда дискуссию о марксистском понимании проблемы историзма, рассматриваемого как диалектическое единство исторического и логического, а также роли теории и общественной практики в познании человеком мира.
|
|
В своем докладе на X съезде ИКП (дек. 1962) Т. дал теоретич. анализ двух осн. проблем, стоящих перед партией ц органически связанных между собой: борьба за мирное сосуществование двух систем и борьба за глубокое обновление итал. общества, за его демократизацию. Рассматривая практич. пути демократизации страны, Т. обосновал необходимость союза ИКП с широкими кругами верующих католиков на основе гуманистич. идеалов борьбы за мир и прогресс. В своих статьях в «Rinascita», публичных выступлениях, а также в «Памятной записке» Т. освещает вопрос о взаимоотношении иск-ва, идеологии и политики; он отмечает необходимость преодоления нек-рых ошибочных теорий, популярных среди интеллигенции: защита «чистого» иск-ва, свободного от связи с политич. борьбой и парт, идеологией, а также левацкое сектантство, требующее мелочной регламентации художеств, творчества.
Т. проявлял серьезный интерес к истории философии и особенно к истории марксистской филос. мысли в
Италии. В связи с 50-летием со дня смерти А. Лабрио-лы в 1954 им подготовлено фундаментальное исследование о его теоретич. наследии, в к-ром впервые дана исчерпывающая характеристика Лабриолы как первого философа и социолога-марксиста в Италии, значение трудов к-рого замалчивалось или искажалось как теоретиками Социалистам, партии, так и представителями идеалистич. бурж. философии. Особо актуальное значение приобрел критпч. анализ Т. философии Б. Кроче.
|
|
Т. принадлежит ряд исследований по истории идео-логич. борьбы за нац.-политич. объединение Италии в период Рисорджименто (40—60-е гг. 19 в.); Т. показал роль гегелевской философии в этой борьбе, значение ее для восприятия А. Лабриолой марксистской диалектики, коренное отличие марксистской диалектики от гегелевской. В ряде работ Т. дана глубокая характеристика прогрессивной филос. мысли Италии в эпоху Возрождения, раскрыта ее преемств. связь с последующей передовой идеологией, подчеркнута демократия, направленность и резко выраженный антиклерикализм прогрессивных мыслителей Возрождения во главе с Дж. Бруно, Галилеем, Кампанеллой и др. В своем исследовании о Вольтере (предисловие к итал. переводу его «Трактата о веротерпимости») Т. дает блестящий анализ франц. Просвещения и его влияния на итал. мыслителей 18 в.
|
|
XI съезд ИКП (янв. 1966) дал высокую оценку деятельности Т. как руководителя партии, выдающегося теоретика марксизма и неутомимого борца за победу социализма и призвал итал. коммунистов выполнить политич. завещание Т.— «...дать Италии новое политическое руководство, новый руководящий класс, которые смогут привести к решению проблемы обновления, гражданского и социального прогресса страны в условиях демократии и мира» (XI съезд ИКП, М., 1966, с. 17).
Соч.: La nostra ideologia, «L'TJnita», 1925, 23 scttembrc; Discorsi agli itaiiani, Mosca, 1943 (под псевд. Mario Correnti); Per la salvezza del nostro paese, Roma, 1946; Linea d'una poli-tica, Mil., 1949; Gramsci. Mil., 1949; Discorso su Giolitti. Roma, 1950; La lotta dei comunisti per la liberta, la pace, il socialismo, Roma, 1955; в рус. пер.: Грамши и компартия Италии, 1м.], 1937; Единственно правильный путь для человечества, М., 1952; От Гегеля к марксизму, «ВФ», 1955, Л» 4; Развитие и кризис итал. мысли в 10 в., там же, N° 5; Новые условия борьбы' за мир и переход к социализму, «За прочный мир, за народную демократию», 1956, Л» 12; За демократич. обновление итал. об-ва, за продвижение к социализму, М., 1960; Избр. статьи и речи, т. 1—2, М., 1965.
Лит.: Тридцать лет жизни и борьбы ИКП. Сб. ст. и доку
ментов, под ред. П. Тольятти, М., 1953; Монтаньяна М.,
Воспоминания туринского рабочего, М., 1951; Феррара М.
и Феррара М., Беседуя с Тольятти, пер. с итал., М.,
1954. 3. Мелгщеико. Ленинград.
|
|
ТОМАЗИЙ (Thomasius), Христиан (1 янв. 1655— 23 сент. 1728) — нем. философ и юрист. Изучал философию и юриспруденцию под руководством отца, Якоба Т., учителя Лейбница. Испытал влияние Греция и Пуфендорфа. С 1687 читал лекции в Лейпциг-ском ун-те, с 1694 — профессор, затем ректор ун-та в Галле. Убежденный просветитель, Т. основал первый в Германии науч. журнал «Teutsctie Monate», а также рецензионный орган «Monatsgesprache», способствовал высвобождению науки от пут схоластики, боролся с пережитками средневековья. Гл. науч. интересы Т. лежали в области философии гос-ва и права. Сторонник теории естественного права, Т. впервые разграничил нравственность (охватывающую внутр. мир человека и определяемую его сознанием, убеждениями) и право (нормы к-рого регулируют внешние отношения между людьми и имеют принудит, характер). Т. открыто выступал за освобождение философии и права из-под влияния теологии. Предметом философии должен стать человек, а ее орудием служит здравый смысл, разум. Философия должна способствовать просвещению, приносить людям поль-
ТОМАС—ТОМПСОН
247
зу. Ее важнейшая задача состоит в том, чтобы сделать человека способным отличать истину от лжи, добро от зла, научить людей правильно жить. Т. первый из нем. философов начал писать и выступать с лекциями на нем. яз. Он заложил основы нем. филос. терминологии.
Не чужд был Т. и идей утопического социализма, к-рые были у него окрашены в религ. тона. Христ. любовь к ближнему, считал он, должна привести к общности имущества, являющейся залогом всеобщего благоденствия.
Соч.: Introductio ad philosophiam aulicam, Lpz., 1688; Binleitung zu der Vernunftlehre, Halle, 1691; Ausubung dcr "Vernunitlehre, Halle, 1691; Einlcitung zur Sittenlehre, Halle, 1692; Historie der Weisheit und Torheit, Bd 1—13, Halle, 1693; Ausubung der Sittenlehre, Halle, 1696; Versuch von Wesen des Geistes, Halle, 1699; Institutiones jurisprudentiae divinae, Halle, 1702; Fundamenta juris naturae et gentium, Halle—Lpz., 1705; Aus der Fruhzeit der deutschen Aufklarung, 2 Aufl., Lpz., 1938 (совм. с Ch. Weise).
Лит.: Деборин А. М., Из истории раннего немец
кого просвещения. X. Т., «ВИМК», 1960, .№6; Wolf E.,
Grotius, Pufendorf, Thomasius, Tubingen, 1927; F 1 e i s с li
ma n n M. (Hrsg.), Ghr. Thomasius. Leben und Lebenswerk,
Halle, 1931; В i e b e г G., Staat und Gesetlschaft bei Thoma
sius, Giessen, 1931 (Diss.); В loch E., Chr. Thomasius, В.,
1953; Schubart-FikentscherG., Unbekannter Tho
masius, Weimar. 1954; Lieberwirth R., Ghr. Thomasius,
Weimar, 1955; Schneiders W., Moral und Liebe. TJn-
tersuchungen zur Entwicklung dcr Moralpliilosophie und Natur-
reehtslehre des 17. Jahrhunderts bei Chr. Thomasius, Mflnster,
1960; Wolff H. M., Die Weltanschauung der deutschen
Aufklarung in geschichtlicher Entwicklung, 2 Aufl., Bern—
Munch.. 1963. Б. Мееровский. Москва.
ТОМАС (Thomas), Уильям Айзек (13 авг. 1863— 6 дек. 1947) — амер. социолог, представитель психологизма в социологии. Проф. социологии Чикагского ун-та (1900—18), редактор «American Journal of Sociology» (1895—1917). В центре интересов Т.— взаимоотношение индивида и социальной группы, индивида и культурных ценностей, закономерностей поведения индивида в социальной ситуации, процессы приспособления индивида к группе и одних социальных групп к другим. Т. исходил из того, что социальная теория должна изучать человеческое поведение с помощью шкал и методов, сопоставимых с методами естеств. наук. Ядро теории Т. — понятие социальной ситуации, к-рое он определил через три взаимосвязанных элемента: 1) объективные условия (социальные нормы), 2) установки (attitude) индивида и группы, 3) определение ситуации действующим лицом. В кн. «Польский крестьянин в Европе и Америке» («The polish peasant in Europe and America», v. 1—5, Boston, 1918—20, совм. с F. Znaniecki) осн. внимание уделено анализу второго элемента.
Система ценностей как нормативных правил формирует, по Т., социальные институты, что в свою очередь приводит к возникновению социальной организации, изучение к-рой Т. считал предметом социологии, в отличие от социальной психологии как науки об установках. В последние годы Т. анализировал механизм определения ситуации. Усвоение социальных норм и ценностей, по Т., начинается с семьи и продолжается через школу, закон и церковь. В результате групповые определения ситуации (ценности) становятся «внутренними» для всех членов группы. Когда определение ситуации индивидом не совпадает с групповыми, возникают конфликты и социальная дезинтеграция, порождающие мн. болезни капнта-листич. общества («Неприспособленная девушка» — «The unadjusted girl», Boston, 1923; «Ребенок в Америке» — «The child in America», N. Y., 1928, совм. с женой D. S. Thomas).
Анализируя причины и движущие силы, лежащие в основе обществ, жизни человека и его индивидуальных установок, Т. под влиянием психоанализа выдвигает учение о четырех осн. желаниях человека: желания нового опыта, безопасности, признания и господства. Эти желания не биологически инстинк-
тивны, но в то же время они соответствуют нервному механизму. В конечном счете, Т. считал, что желания определяются темпераментом.
Совместно со Знанецким Т. разработал типологию людей по характеру их приспособляемости к социальному окружению, выделив три осн. типа личности: 1) мещанский (для него характерны традиционные установки), 2) богемный (нестойкие и несвязанные установки, высокая степень приспособляемости), 3) творческий. Исходя из такой типологии, Т. утверждал, что развитие обществ, жизни и культуры определяется лишь творч. личностями, способными на изобретения и нововведения. И хотя он связывал влияние этих личностей с зависимостью от социальных и культурных условий, источник обществ, прогресса он видел в психология, качествах людей, обусловленных их темпераментом.
В развитии техники социологич. исследования большую роль сыграло использование Т. личных документов («биограм») — писем, дневников, автобиографий. Работы Т., знаменующие переход амер. социологии к эмпирич. исследованиям, оказали значит, влияние на ее развитие.
Соч.: Sex and society. Chi.—L., 1907; Race psychology: standpoint and questionnaire, with particular reference to the immigrant and the Negro, «American Journal of Sociology», 1912, v. 17, .NS 6; The persistence of primary-group norms in present-day society and their influence on our education system, в сб.: Suggestions of modern science concerning education, N.Y., 1917; Source book for social origins, 2 ed., Boston, 1920; Configurations of personality, в сб.: The unconscious. A symposium, N.Y., 1927, p. 143—77; Primitive behavior, N.Y.—L., 1937; Social behavior and personality, ed. by E.H. Volkart, N.Y., 1951; On social organization and social personality. Selected papers,, ed. with an introduction by M. Janowitz, Chi., 1966.
Лит .: Young K., Contributions of W. I. Thomas to
sociology, «Sociology and Social Research», 1962. v. 47, № 1;
1963, v. 47, Mi 2—4. И. Добронравов. Москва.
ТОМИЗМ — система взглядов, созданная Фомой Аквинским (Thomas Aquinas), а также основанное им направление католич. философии. См. ст. Схоластика, Неосхоластика, Неотомизм и лит. при этих статьях.
ТОЗШСОН (Thompson), Уильям (ок. 1785—23 марта 1833) — англ. экономист и обществ, деятель, сторонник утопического социализма. Уроженец Корка (Ирландия). Первоначально испытав влияние Вен-тама, в дальнейшем отказался от бурж. утилитаризма и выступил с резкой критикой капиталистич. строя, примыкая к Оуэну. В своей осн. работе «Исследование о принципах распределения богатства...» («An inquiry into principles of distribution of wealth...», L., 1824) Т. изобличал капитализм как несправедливую, основанную на эксплуатации, систему частной собственности. Придерживаясь трудовой теории стоимости и признавая труд единств, источником богатства, Т. осуждал прибыль и ренту как основанные на насилии и обмане результаты присвоения чужого труда. Экономич. строю капитализма Т. противопоставлял систему кооперативной собственности, осн. принципы к-рой — свободный труд, право трудящегося на полный продукт своего труда, свободный обмен продуктов труда. Т. был ревностным поборником социального и политич. равноправия женщин (см. его трактат «Протест половины человеческого рода...» — «Appeal of one half the human race...», L., 1825).
Большую часть своего состояния Т. завещал на осуществление социалистич. планов оуэнистов (это завещание, по настоянию родственников, в результате многолетней судебной процедуры было аннулировано).
Соч.: Labour rewarded, L., 1827.
Лит.: Маркс К., Энгельс <Т>., Соч., 2 изд., т. 23, с. 374; т. 24, с. 364; Кап С. В., История социалистических идей (до возникновения марксизма), М., 1963, с. 175—80.
Б. Быховский. Москва.
248
Т ОН ДРАКИЙЦЫ—ТОРЕЗ
ТОБДРАКЙМЦЫ — представители арм. антифеодального революц. движения 9 —11 вв.; термин происходит от назв. деревни Тондрак, где движение Т. зародилось в форме религ. ереси и откуда распространилось по всей Армении и соседним с нею странам. Основатель и вождь движения — Смбат из Заревана. Будучи в целом антиклерик. идеологией, учение Т. не было однородным и включало как атеистические, так и религ.-еретич. элементы — манихейство, пав-ликианство, раннехрист. идеи. Т. отрицали осн. церк. догматы и обряды, подвергали критике Библию (гл. обр. Ветхий завет), признавали не божественную, но только человеческую природу Христа. Т. проповедовали равенство людей, отрицали сословные и экономич. привилегии правящих классов. Т. призывали народ не платить налоги, уклоняться от повинностей в пользу церковных и светских феодалов, игнорировать офиц. законы и правосудие. Вооруж. восстание Т.— первый в арм. истории решит, бой феодализму.
Лит.: Григор Магистрос, Письма, Александро-поль, 1910 (на арм. яз.); Аристакес Ластиверци, Повествование, Ер., 1963 (на арм. яз.); Чалоян В. К., История арм. философии, Ер., 1959; Габриелян Г. Г., Очерк истории арм. филос. мысли. Ер., 1962.
" В. Чалоян. Ереван.
ТОРАИГЫРОВ, Султанмахмут (28 октября 1893 — 21 мая 1920) — казах, просветитель, поэт и публицист. Защищал идеи атомистич. строения мира, детерминизма и материалистич. теории познания. В произв. Т. затрагиваются вопросы этики, эстетики, педагогики, психологии и атеизма. Под влиянием эстетики рус. революц. демократов Т. рассматривал иск-во с т. зр. его обществ, значимости, придавая большое значение его идейности и народности. В работах «Заблудившаяся жизнь» и «Социализм» (1918) он подчеркивал объект, характер обществ, развития, раскрывал классовые противоречия в дореволюц. казах, обществе. В целом в понимании обществ, развития Т. оставался идеалистом, видя причину всех пороков общества в отсутствии в нем справедливости. В своих психологич. и педагогич. работах Т. высказал ряд интересных идей о возрастной периодизации, о роли языка как гл. фактора и средства воспитания подрастающего поколения.
С оч.: Шыгармалар. Ei;i томдык, т. 1—2, Алматы, 1962; в рус. пер.— Избранное, А.-А., 1958.
Лит.: Бейсембиев К., Прогрессивно-демократич. и марксистская мысль в Казахстане нач. 20 в., А.-А., 1965, с. 130—88; Жарикбаев К. Б., Развитие психологич. мысли в Казахстане, А.-А., 1968, с. 84—104.
Я. Жарикбаев. Чимкент.
ТОРЁЗ (Thorez), Морис (28 апр. 1900—11 июля 1964) — деятель франц. и междунар. рабочего и коммунистического движения, генеральный секретарь Французской коммунистической партии (ФКП). Т. родился в поселке Нуайель-Го-до (деп. Па-де-Кале) в семье шахтера. В юности работал батраком, шахтером, участвовал в рабочем движении. Вступил в Социалистич. партию в марте 1919. С момента образования ФКП в дек. 1920 Т. становится одним из активных ее деятелей, а затем и руководителем. С 1924 Т.— член ЦК ФКП, с июля 1925— секретарь ЦК по организац. вопросам, с 1930 по 1964— ген. секретарь ФКП. В1932 — 64 Т.— депутат парламента. В 1934—36 ФКП под руководством Т. сосредоточила осн. усилия на подготовке и создании Нар. фронта. Во время второй мировой войны ФКП стала организатором всенар. борьбы против гитлеровских окку-
пантов. В манифесте ЦК ФКП от 10 июля 1940, подписанном Т. совместно с Ж. Дюкло, партия призывала франц. народ к борьбе против фашистских захватчиков и созданию во главе с рабочим классом фронта свободы, независимости и возрождения Франции. После второй мировой войны ФКП организовала борьбу рабочего класса и всех прогрессивных сил за восстановление нац. независимости и мира, за удовлетворение экономич. требований трудящихся, за демократию и социальный прогресс. В 1945—47, когда представители ФКП входили в пр-во, Т. занимал пост вице-председателя Совета Министров, способствуя принятию ряда законов, отвечающих интересам трудящихся.
Т.— активный участник междунар. коммунистич. движения. В 1928—43 он был членом Исполкома Коминтерна (ИККИ), в 1939—43—членом Президиума ИККИ. Т. возглавлял делегации ФКП на Московских совещаниях представителей коммунистических и рабочих партий в 1957 и в 1960.
Т. принадлежит заслуга в создании во Франции боевой марксистско-ленинской партии нового типа. Опираясь на рев. традиции франц. пролетариата, используя опыт Окт. социалистич. революции и указания Ленина, сразу же после вступления на пост ген. секретаря ФКП Т. начал работу по созданию партии, основанной на принципах демократич. централизма, борьбу за идеологич. и организационное единство ее рядов. Под руководством Т. компартия стала серьезной политич. силой Франции, выросла в мощный отряд междунар. коммунистического и рабочего движения. Основой деятельности Коммунистич. партии, говорил Т., является передовая идеология — революц. теория марксизма-ленинизма. Т. подчеркивал необходимость для компартий сочетать революц. теорию с гибкой и смелой тактикой; анализ конкретной обстановки, по Т., является условием для построения и творческого развития теории. В процессе создания партии нового типа Т. вел борьбу против правого оппортунизма, ревизионизма, а также против сектантства и догматизма. Разоблачая реформистские теории «мирной» трансформации капитализма в социализм, он указывал, что рабочий класс может добиться социального освобождения лишь в итоге упорной классовой борьбы (см. Oeuvres choisies, v. 3, P., 1965, p. 194—96). Резкую реакцию Т. вызывали попытки правых с.-д. лидеров принизить роль рабочего класса, превратить Коммунистич. партию в силу, поддерживающую левые мелкобурж. течения (см. там же, р. 282).
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!