ТЙНДАЛЬ — ТИПОВ ТЕОРИЯ                                                                     233 13 страница



В 80-х гг. 19 в. Туркмения была присоединена к России; это способствовало ликвидации вековой по-литич. и экономич. раздробленности края, привело к зарождению капиталистич. отношений и развитию производит, сил, приобщило трудящихся туркмен к передовой демократич. культуре и революц. борьбе российского пролетариата. В нач. 20 в. в Закаспий­ской области начинает развиваться рабочее движение, в Туркменистане распространяются идеи марксизма-ленинизма. Возникают с.-д. кружки и группы, участ­ники к-рых изучают и пропагандируют труды класси­ков марксизма. Большая заслуга в распространении марксизма в Туркменистане принадлежит ссыльным большевикам: Д. В. Полуянцу, А. М. Хачиеву, И. Т. Фиолетову, В. Т. Бакрадзе и др. Полуянц, напр., на страницах либеральной газ. «Асхабад» опубликовал ок. 250 статей, пропагандировавших марксистско-ленинские идеи.

В результате победы Октябрьской социалистич. революции туркм. народ осуществил гигантский ска­чок в своем историч. развитии от феодализма к социа­лизму, минуя капиталистич. стадию. Марксистско-ленинская идеология в Туркменистане завоевывала позиции в острой борьбе с реакц. феод.-байской идео­логией, мировоззрением ислама и бурж. национализ­мом, проявлявшимся в форме концепции панисламиз­ма и пантюркизма (Вепаев, Кульмухаммедов, Перид Эффенди и др.). Чары Валлеков, Курбан Сахатов, Ораз Ташназаров, Ходжанепес, Чарыев и др. пред­ставители нац. сов. интеллигенции разоблачали реакц. сущность пантюркистской теории «единой тюркской нации», «внеклассового родства тюркоязычных куль­тур», боролись за утверждение социалистической туркменской культуры. Заметное место в борьбе за новую культуру принадлежит первым представите­лям туркм. сов. лит-ры — Кермолле, Молламурту, Дурды Клычу, Ата Салиху и др.

Большую роль в распространении марксистско-ленинской идеологии сыграла местная сов. и парт, печать. На страницах респ. газет «Совет Туркменис-


таны» (с 1920), «Туркм. искра» (с 1924), журналов «Большевик» (с 1925; ныне — «Туркменистан комму-нистн»), «Туркменоведение» (с 1927) и др. публико­вались переводы статей классиков марксизма-ле­нинизма, разъяснялась политика Сов. власти, пропа­гандировались идеи дружбы народов СССР и интер-нац. единства. Огромную помощь в пропаганде марк­систско-ленинской философии в Туркменистане ока­зывали видные деятели Коммунистич. партии и Сов. гос-ва М. В. Фрунзе, В. В. Куйбышев, М. И. Кали­нин.

В сер. 20-х гг. начало осуществляться издание произв. классиков марксизма-ленинизма на туркм. яз. В 1925 впервые на туркм. яз. была издана био­графия Ленина, а также его работа «Задачи союзов молодежи». В над. 30-х гг. было издано неск. сборни­ков работ Ленина по важнейшим теоретическим и актуальным практич. вопросам. В 1931 был переве­ден и издан «Манифест Коммунистич. партии». Сис-тематич. работа по переводу и изданию трудов клас­сиков марксизма-ленинизма активизировалась после создания Туркм. филиала ИМЭЛ при ЦК КПСС (1949). В наст, время в республике завершено издание Собр. соч. В. И. Ленина (т. 1—40, 1953—66), опубли­кован ряд важнейших произв. К. Маркса и Ф. Эн­гельса.

За годы Сов. власти, особенно в послевоен. период, в республике выросли марксистские филос. кадры, созданы филос. учреждения: сектор философии АН Туркм. ССР, сектор науч. атеизма АН Туркм. ССР, сектор социологич. исследований, кафедра диалек-тич. и историч. материализма Туркм. гос. ун-та (1950), кафедры философии при Туркм. гос. педаго-гич. ин-те (1960), при аспирантуре АН Туркм. ССР, при Полнтехнич. ин-те (1965). Филос. исследования ведутся также на кафедрах марксизма-ленинизма медицинского и с.-х. ин-тов. В АН Туркм. ССР и ву­зах республики работает более 50 философов, из них один доктор и св. 20 кандидатов филос. наук.

Туркм. ученые разрабатывают историю филос. и обществ, мысли туркм. народа, обобщают опыт социалистич. строительства в республике, особенно опыт некапиталистич. развития ранее отсталых на­родов (работы Г. Чарыева, Н. Кулиева, К. Кяризо-ва, К. Акмурадова, Т. Хыдырова, К. Муллиева, Г. Акиниязова и др.). Проблемы марксистско-ленин­ской эстетики разрабатывают Г. Чарыев, И. Сосон-кин и др. Опубликован ряд науч. исследований по филос. проблемам совр. естествознания (Г. Чарыев, Д. Атаев, В. Моллаков и др.). Ряд работ посвящен критике бурж. философии и социологии (К. Ново­селов, А. Черкашин и др.). Сектором философии АН Туркм. ССР издан коллективный труд «Очерки фи­лософской общественно-политической мысли в Турк­менистане с древнейших времен до наших дней».

Лит.: Чарыев Г. А., Из истории обществ, мысли в Туркмении, Аш., 1954; Очерки по истории филос. и общест-венно-политич. мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 82— 96; История философии, т. 1, М., 1957, с. 239—49; т. 2, М., 1957, с. 419—23; т. 5, М., 1961, с. 383—88; История Туркмен­ской ССР, т. 1—2, Аш., 1957; Григорян С. Н., Средне­вековая философия народов Ближнего и Ср. Востока, М., 1966; История философии в СССР, т. 1—2, М., 1968 (разд. «Ср. Азия»). См. также лит. при статьях Таджикская филосо­фия и Узбекская философская и обгцествеипая мысль.

Г. Акиниязов. Т. Хыдыров, Г. Чарыев. Ашхабад.

ТУРМЁДА (Turmeda), Ансельмо (р. между 1352 и 1355— ум. между 1424 и 1432) — исп. антихрист, публицист. В 1387 уехал в Тунис, где перешел в ислам и стал приближенным султана, но продолжал поддерживать сношения с нек-рыми европ. государями.

Трактат Т. «Исповедание веры» или «О вероиспове­даниях» («Les profecies de Fray Anselm Turmeda», 1405—07; опубл. «Revue hispanique», 1911, t. 24, № 66, p. 480—96), переведенный на лат., итал. и


ТЫМЯНСКИЙ—ТЬЮРИНГ                                                                        265


исп. языки, способствовал ознакомлению европ. науки с астрономич. представлениями арабов. В соч. «Неоспоримые ответы на аргументы почитателей крес­та» (написан по-арабски, затем переведен на исп. яз.— «Respuestas victoriosas a los argumentos de los adoradores de la Cruz») Т. выступил как воинствую­щий апологет ислама, противник христианства вооб­ще и католицизма в частности, а в «Книге о диспуте осла против Ансельма Турмеды», написанной в 1417 на каталонском яз. («Libro de la Dispute del ase contra frare Enselm Turmeda», Bare, 1509, поел, изд., Bare, 1928) Т. приблизился к отрицанию бессмертия богов. Распространение в Зап. Европе рукописных копии соч. Т. способствовало ознакомлению европ. мысли­телей и писателей (в т. ч. Данте) с мусульм. эсхато­логией.

Лит .: A g и i I ё Е., Fray Anselm Turmeda, «Museo Ba-
lear», 1884—85; С а 1 ve t A., Fray Anselmo Turmeda, hete-
rodoxo espanol. Bare, 1914.   В. Афанасьев. Ленинград.

ТЫМЯНСКИЙ, Григорий Самуилович (7 августа 1893 —17 августа 1941) — сов. философ, профессор. Окончил юридический ф-т Варшавского ун-та (1916), филос. отделение ИКП (1924). Член КПСС с 1918. В 1936 был репрессирован, реабилитирован посмертно.

Круг науч. интересов Т.— проблемы истории фило­софии, диалектич. и историч. материализма, методо-логич. проблемы естествознания и обществоведения. Одним из первых сов. философов Т. обратился к изуче­нию систем Спинозы, Ф. Бэкона, Толанда, работы к-рых он переводил на рус. яз. с обширными комментари­ями (см. вступит, статьи в кн.: Б. Спиноза, Трактат об усовершенствовании разума, М.—Л., 1934, а также в кн.: Ф. Бэкон, Новый органон, [Л.], 1935). Т.— автор учебников по марксистской философии.

С оч.: Джон Толанд, «ПЗМ», 1924, Х° 10—11; Эдельман — нем. материалист 18 в., там же, 1925, Mi 7; Анонимный мате­риалист 18 в., там же, 1925, 12; Историч. материализм. Базис и надстройка, «Нар. ун-т на дому», 192В, № 12; Личность и об-во, там же, 1927, № 1; Производит, силы и производств, отношения, там же, 1928, № 4; Обществ, бытие и об­ществ, сознание, там же, 1928, № 5; Классы и классовая борьба, там же; Производит, силы как движущая сила об­ществ, развития, в сб.: Проблемы марксизма, .N» 2, Л., 1930; Методология науч. познания, «Нар. ун-т на дому», 1929, ,\» 16; Вопросы методологии естествознания, там же, 1929, Лэ 18; Введение в теорию диалектич. материализма, 2 изд., [М.— Л.1, 1931; Материализм и идеализм, в кн.: Материалистич. диалектика, ч. 1, М.— Л., 1932.

Лит.: За поворот на филос. фронте. [Сб.], вып. 1,М.—
Л., 1931, с. 186—96.                    В. Клушип. Ленинград.

ТЬЕРРЙ (Thierry), Жак Никола Огюстен (10 мая 1795—22 мая 1856) — франц. историк. Начал свою деятельность как секретарь и соавтор Сен-Симона («О преобразовании европейского общества», Р., 1814, рус. пер. в кн.: Родоначальники позитивизма, вып. 3, СПБ, 1911), с к-рым порвал в 1817, перейдя в лагерь бурж. либерализма.

Значение Т. в истории взглядов на общество опре­деляется тем, что он наряду с др. историками эпохи Реставрации «стремился», по характеристике Энгель­са, к открытию материалистич. понимания истории (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 39, с. 176). Это стремление получило наиболее яркое выражение в осн. работе Т. «История завоевания Англии норма-нами...» (v. 1—3, Р., 1825; рус. пер., т. 1, СПБ, 1858, то же, К., 1904), Т. пытался рассмотреть историю как процесс жизни народов, а не личностей, государей. При этом он обращал внимание на социальные инте­ресы, гражд. быт, а не только на законодательство, формы правления и войны. Т. прослеживал социаль­ную дифференциацию общества, историч. роль треть­его сословия, посвятив этому вопросу спец. работу «История происхождения и успехов третьего сосло­вия» (Р., 1853, рус. пер.,М., 1899, вступ. ст. Р. Ю. Вип­пера; тоже, К., 1900; в 1937 работа опубл. в его «Избр. соч.» с предисл. О. Л. Вайнштейна, имеется


библ.). В ранний период своей деятельности Т. при­давал известное значение экономич. фактору жизни общества. Все эти тенденции резюмировались в двух наиболее значит, завоеваниях историч. концепции Т.— идеях классовой борьбы и революции. Т. просле­живал факты классовой борьбы, в особенности на примерах истории Франции и Англии, и в этой свя­зи — значение революций, отмечая, в частности, про­грессивную роль франц. революции конца 18 в.

Все эти идеи Т. были высоко оценены Марксом, к-рый отмечал, что бурж. историки эпохи Реставра­ции (в т. ч. и Т.) открыли существование классов и пх борьбу между собой (см. там же, т. 28, с. 423—24). Т. является «...отцом „классовой борьбы" во француз­ской историографии...» (там же, с. 321) и по его сочи­нениям «...прекрасно видно, каким образом происхо­дит возвышение класса...» и какой «...последователь­ный ряд метаморфоз...» он проделывает (там же, с. 322). Вместе с тем Маркс показал и всю бурж. ограниченность достижений историч. концепции Т., к-рый теорию классов не довел до понимания антаго­низмов внутри третьего сословия, т. е. до понимания антагонизма пролетариата и буржуазии, до понимания экономич. природы классов (см. там же, с. 423—24). Роль экономики в истории выступала у Т. лишь в качестве эппзодич. средства объяснения отдельных историч. явлений, а плодотворность революций и классовой борьбы относилась им только к прошлому и отрицалась относительно настоящего и будущего, поскольку, в частности, во Франции революция 1830 уже привела, по его утверждению, к гармонии классов и классовых интересов. Т. о., историч. концепция Т. завершалась апологетикой бурж. общества. В целом идеи Т. сыграли значит, роль в подготовке материа­листич. взгляда на историю.

С о ч.: Oeuvres completes, v. 1—9, P., 1867.

.Лит.: Иванов И., Сен-Симон и сен-симонизм, [М., 1901]. с. 210—39; П л е х а н о в Г. В., О. Т. и материалистич. понимание истории, Соч., 2 изд., т. 8, М., [1925]; е г о ж е, Избр. филос. произв., т. 1, М., 1956; История философии, т. 3, М., 1943, с. 420—41; Алпатов М. А., Политич. идеи франц. бурж. историографии 19 в., М.— Л., 1949; Р е и з о в Б. Г., Франц. романтич. историография, Л., 1956; В а й н-штейн О. Л., Западноевроп. средневек. историография, М.—Л., 1964 (по имен, указат.); AubineauL., M. A. Thi­erry: Son systeme historique et ses erreurs, 2 ed., P., 1879; D u p г о n t A., Thiers, P., 1936; Augnsti n-T h i e г г у А., A. Thierry. 1795—1856, P., 1922.

ТЬЮРИНГ (Turing), Алан Матисон (23 июня 1912— 7 июня 1954) — англ. логик и математик. В 1936—37 предложил идеализированную машинную модель вы­числит, процесса — вычислительную схему, близкую к действиям человека, производящего вычисления, и выдвинул тезис («тезис Т.»), согласно к-рому каждая функция, вычислимая в обычном, естественном смыс­ле, может быть вычислена с помощью такой модели («машины Т.»). «Машина Т.» явилась одним пз первых уточнений понятия алгоритма. Другие такие уточ­нения подтвердили справедливость тезиса Т. в том смысле, что всякая функция, вычислимая по Т., вычислима и при др. уточнениях понятия алгоритма, и наоборот. «Машина Т.» предвосхитила ряд черт появившихся позднее универсальных цифровых ма­шин. Большое внимание Т. уделял проблемам, свя­занным с изучением мышления. В частности, Т. ука­зал на необходимость создания машин, моделирующих процесс обучения, поскольку обучение играет решаю­щую роль в развитии мышления у человека. Т. зани­мался также вопросами, связанными с разрешения проблемой и проблемой сводимости в предикатов исчислении первой ступени.

Соч.: On computable numbers, with an application to the Entscheidungsproblem, «Proc. London. Math. Soe», 1937, 2 ser., v. 42—43; Computability and >.-definability, «J. Symb. Logic», 1937, v. 2, 4; Systems ot logic based on ordi­nals, «Proc. London. Math. Soc», 1939, 2 ser., v. 45, pt 3; в рус. пер.— Может ли машина мыслить?, М., 1960.

В. Донченпо. Москва.


266                                                                                 ТЭН—ТЮРГО


ТЭН (Taine), Ипполит (21"апр. 1828—5 марта 1893) — франц. философ п историк. Один из основополож­ников идеалистич. социологии искусства («Философия искусства», Р., 1865, рус. пер., М., 1933), автор ряда работ по истории лит-ры, а также критцч. очерков по истории Франции («Происхождение современной Франции»). «Философия искусства» Т. восприняла «теории среды» Дюбо и Монтескье и сложилась на основе позитивизма Конгпа. Если Дюбо осн. фактором развития иск-ва считал климатич. условия страны, Монтескье — экономические и социальные факторы, обусловленные в свою очередь география, средой и климатом, то Т. расширяет понятие «среды» (milieu), к-рая рассматривается у него как совокупность раз­личных факторов. Это, с одной стороны, неизменные географич. и климатич. условия страны, с другой — характер «расы» (нации), гос. устройства и «мораль­ная температура» или «состояние умов и нравов» данной псторич. эпохи. Порожденные своей «средой», произв. иск-ва являются для Т. «фактами», состав­ляющими предмет исследования истории и теории иск-ва. «Моя обязанность лишь изложить факты и показать вам происхождение этих фактов» — фикси­ровал Т. в духе позитивизма свое науч. кредо («Лек­ции об искусстве»). Иск-во непосредствепно (лит-ра, живопись) или опосредствованно (архитектура, му­зыка) воспроизводит предметный мир, вернее, сред­ние, «господствующие типы» данного периода истории. Хотя Т. и говорит о «совокупности» факторов как об­щей основе характера, расцвета или упадка иск-ва, в истолковании отд. периодов иск-ва и творчества отд. художников эта «совокупность» выступает у него лишь как механич. сумма или же отд. факторы опре­деляют отдельные же черты данного иск-ва. Причин­ная связь трактуется Т. механистически. Среда с ее факторами определяет не только выбор тематики, характерные черты изображаемых лиц и предметов, но и возникновение жанров и стилей, господство того или др. вида иск-ва (скульптуры в Греции, живописи в эпоху Возрождения и т. д.). Географич. среда и климат обусловливают и характер живописи: «линей­ный» на юге, «колористический» на севере.

Последователи Т. усугубили позитивистский харак­тер его социологии иск-ва; исходя из теории факто­ров, они изображали историю иск-ва как механич. чередование «органич.» и «критич.» эпох (Гаузен-штейн), «тектонических» или «декоративных» стилей (Кои, Винер) и т. п.

Соч.: Nouveaux essais de critique et d'histoire, 9 ed., P.. 1914; в рус. пер.— Путешествие по Италии, т. 1—2, М., 1913—16.

Лит.: Плеханов Г. В., Письма без адреса — Искус­
ство и общественная жизнь, М., 1956; его же, Иск-во и
лит-ра, М., 1948, с. 58—60, 72—74; Моравский С,
Концепция иск-ва Т. и бурж. эстетика, в сб.: О совр. бурж.
эстетике, вып. 2, М., 1965.                И. Маца. Москва.

ТЮБИНГЕНСКАЯ ШКОЛА — направление в нем. протестантской теологии. 1-й период в истории Т. ш. (1777—97) связан с деятельностью X. Г. Шторра и характеризуется сочетанием супранатурализма с про­светит, тенденциями; в этой атмосфере прошли юно­шеские годы Гегеля, Шеллинга, Гёлъдерлина. В 1830 возникла т. н. новая Т. ш., основанная гегельянцем Ф. X. Бауром. Его последователи, стремясь выявить в текстах Нового завета диалектику противоборствую­щих тенденций, перешли к их критике, идущей «...на­столько далеко, насколько это возможно для тео­логической школы» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с.473). Именно в работах Т. ш. выкристаллизовался ряд общих мест старой библейской критики, впоследствии воспринятых мифологич. школой (регистрация про­тиворечий между различными евангелиями, гипотеза о евангелии от Марка как самом раннем, предполо­жение о позднем происхождении ряда посланий апо-


стола Павла, интерпретация раннего христианства как синтеза между стоицизмом и эллинизированным иудаизмом и т. п.). Особое значение имели работы Д. Ф. Штрауса и Б. Бауэра, оказавшие влияние на Ренана, на либеральную нем. теологию конца 19— нач. 20 вв.; материал этих работ широко использовал Ф. Энгельс. Против Т. ш. выступили теологи консер­вативного направления во главе с Генстенбергом, К 60-м гг. 19 в. Т. ш. распалась.

Лит.: Энгельс Ф., Бруно Бауэр и первоначальное
христианство, М а р к с К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.,
т. 19; Leube M., Geschichte des Tiibinger Stilts, Bd 1—3,
Stuttg.. 1921 — 36.                                  С. Аверинцев. Москва.

ТЮРГО (Turgot), Анн Робер Жак (10 мая 1727—20 марта 1781) — франц. философ-просветитель, эконо­мист, гос. деятель. Получил теологич. образование (семинария п Сорбонна), но под влиянием идей новой философии (Локк, Вольтер, Монтескье) отказался от духовного звания и поступил на гос. службу в Париж­ский парламент (высшее судебное учреждение феод. Франции). Был министром финансов и экономики (1774—76), проявив себя как «...радикальный бур­жуазный министр, деятельность которого была вве­дением к французской революции» (М арке К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 38). Сотрудничал в «Энциклопедии».

В философии Т. был сторонником деизма и сенсуа­лизма. Т. высказал мысль, что в процессе познания природы люди вначале ищут причины явлений в воле богов, затем — в метафизич. сущностях и способно­стях и, наконец, в самих явлениях материального мира. Эта мысль через Сен-Симона была воспринята Понтом, провозгласившим «закон трех стадий» раз­вития человеческого мышления (теологической, мета­физической и научной). С т. зр. сенсуализма Т. объ­ясняет происхождение языка как естественно и сти­хийно возникающего средства человеческого обще­ния. Абстрактные понятия, «чистые знаки», обозна­чающие строго определ. идеи,— не исходный пункт, а результат долгого псторич. развития языка.

В философии истории Т. четко сформулировал те­зис о прогрессе как всеобщем историч. законе: «...Мас­са человеческого рода... всегда шествует, хотя мед­ленными шагами, ко все большему совершенству» (Избр. филос. произв., М., 1937, с. 52). Оставаясь в целом в рамках идеалистич. понимания истории и считая человеческий разум движущей силой про­гресса, Т. в то же время указал на связь между спо­собом добывания средств к жизни в обществе и склады­вающимися в этом обществе социальными отноше­ниями. Переход от собирательства, охоты и ското­водства к земледелию привел к тому, что произво­дится больпге продуктов, чем это нужно для поддер­жания жизни людей. Отсюда, по Т., «...праздные лю­ди; отсюда города, торговля, все искусства...; отсюда более быстрый прогресс всякого рода...; отсюда разде­ление профессий и неравенство между людьми» (там же, с. 84). Т. проницательно отмечал, что «механич. пск-ва» сохраняются и развиваются даже в периоды культурного упадка; вместе с сохраняющейся тор­говлей и гражд. жизнью «они медленно, но верно подготавливают более счастливые времена...» (там же, с. 139). Это дало возможность Т. понять, что ср. века не были, как считало большинство просвети­телей, сплошным регрессом, перерывом в истории.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!