ТЙНДАЛЬ — ТИПОВ ТЕОРИЯ 233 16 страница
Лит.: Стальный В., Утопия Д. У., «Историч. журн.», 1942, кн. 3—4; Джеймс М., Материалистич. понимание общества у современников англ. революции, в кн.: X и л л К., Англ. революция, пер. с англ., М., 1947; ХолореншоуГ., Левеллеры и англ. революция, пер. с англ., М., 1947; Мор-тон А., Возникновение социалистич. мысли в Англии, в сб.: История социалистич. учений, М., 1962, с. 38—39; Б ар г М. А., Социальная утопия У., там же; его же, Генезис идеологии истинных левеллеров, в сб.: История социалистич. учений, М., 1964; James M., Social problems and policy during the Puritan revolution 1640—1660, L., 1930.
E . Вейцман. Москва.
УКЛАД ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ (система общественного производства, общественного хозяйства) — определенная более или менее сложившаяся система производств, отношений.
Среди У. о.-э. можно выделить три осн. группы: 1) неантагонистич. У. о.-э., к к-рым относятся родовой и коммунистичеекпй; 2) антагонистич. У. о.-э., основными из к-рых являются рабовладельческий, феодальный и капиталистический, и 3) особого рода У. о.-э.— уклад мелкого натурального х-ва (патриархальный, семейно-общинный) и уклад мелкого товарного х-ва (мелкобуржуазный). В определ, условиях, напр. в обществе, в к-ром власть находится в руках рабочего класса, особым У. о.-э. на известное время может стать гос. капитализм. Могут существовать и смешанные системы обществ, х-ва, сочетающие черты различных У. о.-э. Такие системы характерны гл. обр. для переходных эпох обществ, развития (см. В. И. Ленин, Соч., т. 3, с. 160, 163).
|
|
Определ. производств, отношения могут не составлять в данном обществе самостоят, системы обществ, х-ва, а существовать лишь в качестве более или менее значит, момента или элемента в составе У. о.-э., образованного социально-экономич. отношениями другого типа (напр., наемный труд в Др. Вавилонии, антич. Риме, Киевской Руси). Одноукладность характерна лишь для неантагонистич. обществ — первобытно-коммунистического на стадии его расцвета и коммунистического. Классово антагонистич. социальные организмы, как правило, многоукладны. Существующие в данном обществе У. о.-э. обычно играют не одинаковую роль в его жизни. Один из них, как правило, бывает господствующим, а остальные побочными, подчиненными. Господствующий У. о.-э. является базисом, фундаментом уклада жизни
УКРАИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
273
данного общества в целом, определяет его тип, т. е. принадлежность к той или иной формации.
Вместе с тем в истории тех или иных обществ возможны и такие периоды, когда ни один из существующих У. о.-э. не является безраздельно господствующим, определяющим уклад обществ, жизни в целом. К характеристике таких переходных эпох понятие «общественно-экономическая формация» в полном смысле неприменимо. Примером могут служить общества, вступившие на путь перехода от капитализма к социализму, в частности Сов. Россия 20-х гг. 20 в. (см. там же, т. 27, с. 303; т. 32, с. 308—43). Социа-листич. У. о.-э. является в этот период ведущим, но еще не безраздельно господствующим. Фундаментом всего общества в целом он становится с утверждением социалистич. отношений во всех сферах общества.
|
|
Лит.: Ленин В. И., Развитие капитализма в России,
Соч., 4 изд., т. 3; е г о же, Рецензия. А. Богданов. Краткий
курс экономии, науки, там же, т. 4; е г о ж е, Три источника
и три составных части марксизма, там же, т. 19; его же,
О «левом» ребячестве и мелкобуржуазности, там же, т. 27;
его же, Великий почин, там же, т. 29; его ж е, О про
довольственном налоге, там же, т. 32; Семенов Ю. И.,
Категория «общественно-экономический уклад» и его значе
ние для филос. и историч. наук, «ФН» (НДВШ), 1964, № 3;
его же. Категория «социальный организм» и ее значение
для историч. науки, «Вопр. истории», 1966, № 8; Г у р е в и ч
А. Я., Проблемы генезиса феодализма в Зап. Европе, М.,
1970. Ю. Семенов. Москва.
УКРАИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Истоки У. ф. относятся к периоду Киевской Руси. Генетическое, историческое и территориальное единство украинского и рус. народов определили близость их духовной культуры, общность филос. и социологич. мысли; вместе с тем У. ф. отражает специфич. особенности истории Украины, борьбу нар. масс против векового владычества польских, австро-венгерских и татаро-турецких захватчиков.
|
|
В эпоху феодализма на Украине, как и в др. странах, доминирующее положение занимала религ. идеология. Протест нар. масс против социального гнета феодалов и оправдывавшей его официальной идеологии нашел выражение в распространившихся в 15— 16 вв. религ. ересях, к-рые питались идеями рус. стригольников, «жидовствующих», нестяжателей, иосифлян. Реформац. движение, охватившее в это время Европу, в укр. землях Польско-Литов. гос-ва проявилось в форме кальвинизма и социнианства (антитринита-ризма); взгляды укр. антринитариев, близкие к учению польских ариан (см. Арианство) и рус. еретиков жидовствующих, характеризует отрицание троичности бога, иконоборчество, проповедь веротерпимости, критика духовенства и церк. иерархии.
Большое значение для активизации филос. и об-щественно-политич. мысли Украины 17 в. имел поставленный ходом историч. развития вопрос о воссоединении ее с Россией. В этот период появляется целая плеяда писателей-полемистов, посвятивших свое творчество борьбе против католицизма и навязываемой Ватиканом т. н. Унии православия с католицизмом под главенством папы Римского. Среди наиболее интересных полемич. произведений этой эпохи можно назвать «Казанье святого Кирила» Стефана Зизания, «Апокризис» Христофора Филалета, «Пересторога» (аноним), «Тренос» Милетия Смотрицкого, «Полино-дия» Захарии Копыстенского, «Писание до всех обще, в Лядской земли живущим», «Писание к утекшим от православной веры эпископом», «Загадка философом латинским», «Зачапка мудрого латынника с глупым русином» Ивана Вышенского, «Протестация» Иова Борецкого, «Новая мера старой веры», «Знаков пять», «Мечъ духовный», «Лютня Аполлонова» Лазаря Бара-новича, «Беседа Белоцерковская», «Старый костел», «Фундаменты» Иоанникия Галятовского, «Мир с богом человеку», «О истинной вере» Иннокентия Ги-
|
|
зеля, «Логос» Михаила Андреллы. Эти произведения проникнуты духом протеста против польских феодалов; в них теоретически обосновывается необходи* мость воссоединения укр. народа с рус. гос-вом.
Значит, подъем У. ф. связан с открытием в 1632 первого высшего учебного заведения — Киево-Моги-лянской коллегии, преобразованной в 1701 в Киевскую академию. В числе наиболее видных профессоров философии в коллегии можно назвать Иосифа Кононовича-Горбацкого, Иннокентия Гизеля, Иоаса-фа Кроковского, Лазаря Барановича, Ф. Прокопо~ вича, С. Яворского. Читавшиеся в коллегии курсы философии имели схоластич. характер; традиционно они разбивались на три части — логику, физику, метафизику. Постепенно, вопреки исходным теологич. установкам, в филос. курсах коллегии пробивает себе дорогу определенная материалистич. тенденция, выражавшаяся в аллегорич. толковании Библии, деизме и пантеизме; в важном для схоластики вопросе о сущности общих понятий (универсалий), киевские философы становились в оппозицию к реализму Фомы Аквинского на стороне номиналистов Скотта и Оккама. Ф. Прокопович в своем филос. курсе пропагандировал материалистич. идеи Бэкона, Декарта, Спинозы, системы Галилея и Коперника.
Дальнейшее развитие У. ф. нашло наиболее полное выражение в творчестве выдающегося укр. философа 18 в., просветителя, гуманиста и демократа Сковороды. Филос. взгляды Сковороды противоречивы. Стоя в целом на объективно-идеалистич. позициях, Сковорода выдвинул материалистич. тезис о вечности и несотворимости материи. Понимание им бога носило скорее пантеистический, нежели ортодоксаль-но-церк. характер; Сковорода критиковал церк. догматы и библейские «чудеса». Материалистич. тенденция заметна и в теории познания Сковороды; идея «самопознания», к-рому в гносеологии Сковороды отводилось центр, место, основывалась на представлении о человеке как части природы, подчиняющейся общим законам мироздания. Политич. идеал Сковороды — общество, основанное на всеобщем труде, демократии и равенстве.
Зарождение на Украине капиталистич. отношений и связанная с этим процессом активизация антикре-постнич. движения вызвали в 1-й пол. 19 в. подъем обществ, жизни. В 1805 открылся Харьковский, в 1834— Киевский ун-ты. Прогрессивные ученые этого периода В. Н. Каразин, Рижский, Лодий, Оси-повский, Любовский, В. И. Лапшин, Максимович, А. И. Стойпович, Н. И. Козлов, Н. И. Ходнев, М. П. Шумлянский и др. выступили с пропагандой материализма в науке, с критикой идеалистич. систем, в частности Канта, Шеллинга, Окена.
В 40-х гг. на Украине возникает революц.-демокра-тич. движение; родоначальником его был выдающийся революц. поэт и мыслитель Т. Г. Шевченко. В своих произв. он выступает с идеей народной крест, революции, с призывом к свержению самодержавия и крепостничества. Шевченко сумел подняться до материалистич. понимания природы, воинствующего атеизма, до утверждения диалектич. идеи бесконечного многообразия, изменчивости и постоянного развития материального мира. Оставаясь идеалистом в объяснении обществ, явлений, Шевченко высказал ряд прогрессивных идей об огромной роли материальных факторов в развитии общества.
Развитие материалистич. филос. мысли на Украине во 2-й пол. 19 в. происходило в борьбе с официальной идеалистич. философией, в той или иной степени связанной с неокантианством, неогегельянством и позитивизмом (Гогоцкий, Юркевич, Грот, Козлов, Клим Ганкевич, В. В. Лесевич). Большую роль в этой борьбе сыграли рус. ученые Сеченов, И. Мечников,
274
УКРАИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Н. А. Умов, А. О. Ковалевский, Н. Н. Бекетов, долгое время работавшие на Украине. Выдающийся укр. ученый, проф. Харьковского ун-та Потебня отстаивал атомистич. теорию строения материи, с материа-листич. позиций разрабатывал проблему связи языка и мышления.
Огромное значение для развития У. ф. 2-й пол. 19 в. имело распространение марксизма. Большую роль в пропаганде марксизма (особенно его экономич. теории) на Украине сыграли нек-рые представители бурж.-либеральной интеллигенции (Зибер, Кауфман), а также революц. народники (А. И. Желябов, Я. В. Стефанович, И. К. и В. К. Дебогорий-Мокрие-вйчи, Л. Г. Дейч, И. Ф. Фесенко). В этот же период получает дальнейшее развитие революц.-демократич. идеология в лице таких ее представителей, как Франко, М. И. Павлик (1853—1915), Грабоеский, Коцюбинский, Леся Украинка. Развивая в новых историч. условиях традиции Шевченко и рус. революц. демократов, они стремились обогатить эти традиции филос. идеями марксизма. Франко внимательно изучал «Капитал», «Анти-Дюринг», «Манифест Коммунистической партии», перевел на украинский язык 24-ю главу «Капитала» Маркса. Леся Украинка перевела «Развитие социализма от утопии к науке» Энгельса; ряд ее статей посвящен изложению и пропаганде учения Маркса и Энгельса о классовой борьбе, принципов пролет, интернационализма. Живой интерес к марксистскому учению проявили П. Грабовский и М. Коцюбинский, тесная дружба к-рого с Горьким способствовала сближению Коцюбинского с пролет, движением. Отдельные революц. демократы (напр., Коцюбинский) подошли к марксистскому положению о руководящей роли пролетариата по отношению к крестьянству в социальной революции; вместе с тем укр. революц. демократы не восприняли марксистского учения о диктатуре пролетариата.
Влияние рус. революц. демократизма, а впоследствии и марксизма сказалось и на филос. взглядах укр. революц. демократов конца 19— нач. 20 вв. Основа их мировоззрения — филос. материализм. Познание рассматривалось ими как сложный процесс отражения и переработки в сознании людей независимо от них существующих материальных объектов. С материалистич. позиций укр. революц. демократы подвергали критике различные проявления идеализма, а также укр. бурж. национализма в лице его представителей — П. А. Кулиша, В. Г. Барвинского, Е. Н. Огоновского. Филос. материализм укр. революц. демократов сочетался с воинствующим атеизмом и диалектич. подходом к явлениям природы. Франко, напр., рассматривал природу как бесконечное многообразие противоположностей, объединенных действием единых законов вечно движущейся материи.
Эстетика укр. революц. демократов основывалась на принципах партийности и народности: революц. оптимизм их творчества, изображение народа как творца истории, создание новых положит, героев свидетельствует о проникновении в укр. критич. реализм' элементов нового творч. метода — метода социалистич. реализма.
К революц.-демократич. лагерю примыкали и такие Видные укр. писатели-публицисты и обществ, деятели, как С. А. Подолинский (1850—91) и О. Терлец-кий (1850—1902). Значит, роль в идейной жизни 2-й пол. 19 в. на Украине играл М. П. Драгоманов (1841 — 1895), к-рый, оставаясь в своих обществ.-политич. взглядах на позициях мелкобурж. либерализма и реформизма, приобрел известность своей пропагандой материалистич. взглядов на природу, атеистич. деятельностью.
Новый этап в развитии У. ф. связан с возникновением с.-д. кружков, а впоследствии и РСДРП. В этот
период на Украине, как и в России в целом, происходит процесс развития и утверждения марксистско-ленинской философии в качестве теоретич. основы рабочего движения. Огромное значение в этой связи имели произведения Ленина и в первую очередь его книга «Материализм и эмпириокритицизм». Большую роль в распространении марксистско-ленинских филос. идей сыграли большевистские орг-ции Украины, руководимые соратниками Ленина И. В. Бабушкиным,
B. В. Воровским, А. Я. Пархоменко, Г. И. Петров
ским, Ф. А. Сергеевым (Артемом) и др.
С победой Великой Октябрьской социалистич. революции марксистско-ленинская философия превращается в действенное теоретич. оружие в борьбе за претворение в жизнь социалистич. идеалов, становится методологич. основой развития общественных и естеств. наук. Возникает сеть ин-тов, в к-рых ведется изучение, разработка и пропаганда филос. основ марксизма-ленинизма — диалектич. и историч. материализма. В 20—30-х гг. на Украине создаются Коммунистич. ун-т им. Артема, Укр. ин-т марксизма, Всеукр. ассоциация марксистско-ленинских ин-тов, Ин-т красной профессуры, общество «Воинствующий материалист-диалектик», «Союз воинствующих безбожников» и др., к-рые сыграли огромную роль в развитии и пропаганде марксистско-ленинской философии, борьбе против бурж. филос. течений и религ. идеологии. Активными пропагандистами марксизма были такие крупные партийные и государственные деятели, как Г. И. Петровский, А. А. Скрыпник,
C. В. Косиор, В. П. Затонский, А. Г. Шлихтер, Д. 3.
Мануильский.
Украинские философы Семковский, П. И. Демчук, В. А. Юринец, Т. И. Степовой, Г. Ефимеико, А. А. Бер-вицкий, Я. С. Блудов, Я. С. Розанов и др. исследуют проблемы, связанные со строением и движением материи, пространством и временем, законы и категории материалистич. диалектики, ленинскую теорию познания, филос. вопросы совр. естествознания, диалектику производит, сил и производств, отношений, теорию классов и классовой борьбы, нац. вопрос и др. Значит, внимание в этот период уделяется анализу диалектики Гегеля, исследованию филос. наследия Плеханова, критике совр. бурж. философии, разоблачению украинского бурж. национализма и идеологии фашизма.
Новый подъем в развитии У. ф. начался после XX съезда КПСС и ликвидации последствий культа личности Сталина. Особое внимание в этот период укр. философы обращают на разработку ленинского филос. наследия, на исследование проблем, непосред^ ственно связанных с практикой коммунистич. строительства, а также с развитием совр. естествознания. Оживление филос. жизни на Украине находит свое внешнее выражение в значит, увеличении количества выпускаемых коллективных трудов, монографий, сборников, организации многочисл. филос. конференций, сессий, симпозиумов.
В Ин-те философии АН УССР, на кафедрах философии Киевского, Львовского, Харьковского ун-тов, филос. кафедрах др. вузов Украины разрабатываются филос. проблемы строительства коммунизма, материалистич. диалектики, вопросы этики, эстетики, науч. атеизма, истории философии, истории филос. и социологич. мысли (на Украине, в частности), проблемы логики науч. познания.
Наиболее значит, работы в области диалектич. материализма и филос. вопросов естествознания принадлежат Омелъяноескому, Копнину, Шугайлину, Ко-лодяжному, Москаленко, Еневичу, П. С. Дышлевому, М. В. Поповичу, Ю. Ф. Бухалову; историч. материализма — Федоренко, Н. А. Шербину, И. Е. Кравцеву, Г. Г. Емельяненко; эстетики — Кубланоеу, Н. В. Гон-
УКРАИНЦЕВ—УЛЬБРИХТ
275
яаренко, В. А. Кудину, Передерию; атеизма — Танчеру, А. А. Аветисяну, А. А. Ерышеву; истории философии — Острянину, М. Новикову, Назаренко, Брагинцу, Н. С. Шлепанову, Олексюку, Шинкаруку, В. Е. Евдокименко, И. П. Головахе.
Лит.: Укр. рев. демократы. Обществ.-политич. и филос. взгляды. [Сб. ст.], М., 1954; Више некий И., Сочинения, М.— Л., 1955; Избр. обществ.-политич. и филос. произв.укр. рев. демократов 19 в., М., 1955; Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 1—2, М., 1955—56; 3 icTopi'i С"усшльно-пол1тично1 фшософсько! думки на Украйп, К., 1956; История философии, т. 1—5, М., 1957—61 (т. 1, с. 650—54; т. 2, с. 396—403; т. 4, с. 208—37; т. 5, с. 358—66); 3 icTopii в1тчизняно1 фшософсько! та сусшльно-пол1тично*1 думки, К., 1959; Краткий очерк истории философии, М., I960, с. 368—72; 3 icTopi'i фшософсько! думки на Укра'гш, К., 1963; Боротьба М1Ж материал1змом та 1цеал1змом на Укра$ш в 19 ст., К., 1964; Нарис icTopi'i фшософп на УкраЧт, К., 1966; Роз-виток фшософи в УкрашськШ РСР, К.', 1968.
В. Евдокименко. Киев.
УКРАИНЦЕВ, Борис Сергеевич (р. 28 сент. 1917) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1964). Член КПСС с 1945. Окончил Груз, индустр. ин-т (1940) и ВПШ при ЦК КПСС (1952). С 1965 — старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР. Область науч. исследований — проблемы диалектич. материализма, диалектика развития сов. общества, проблемы отражения в неживой природе, филос. вопросы теории информации и управления.
Соч.: К вопросу об определении категорий «содержание» и «форма», в сб.: Вопросы диалектич. материализма, М., 1957; Проблема своевременного разрешения противоречий социа-листич. общества, «ВФ», 1957, № 5; О сущности элементарного отображения, там же, 1960, № 2; Вопросы диалектики перерастания социализма в коммунизм, «Коммунист», 1960, № 13; О возможностях кибернетики в свете свойства отображения материи, в сб.: Филос. вопросы кибернетики, М., 1961; Новый тип обществ, прогресса, «ВФ», 1962, № 1; Диалектика перерастания социализма в коммунизм, М., 1963 (соавтор); Информация и отражение, «ВФ», 1963, К» 2; Категории «активность» и «цель» в свете основных понятий кибернетики, там же,
1967, № 5; Процессы самоуправления и причинность, там же,
1968, № 4; Отображение в неживой природе, М., 1969.
УЛЁДОВ, Александр Константинович (р. 8 авг. 1920) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1964), профессор (с 1966). Член КПСС с 1943. Окончил филос. фак-т МГУ (1948) и аспирантуру там же (1951). Ведет преподавательскую работу в МГУ (с 1951) и в Академии обществ, наук при ЦК КПСС (с 1966). Область науч. исследований —проблемы историч. материализма, этики, теории коммунистич. воспитания.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!